Церковь Святой Марии в Санкт-Петербурге. Храм, выполненный в стиле классицизма, был построен в 1803-1805 годах по проекту Готтлиба Xристиана Паульсена. Сегодня это действующая лютеранская кирха скандинавской традиции, кафедральный собор Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.

Евангелическо-лютеранская община на территории Петербурга впервые появилась еще до основания самого города, при шведах в 1630-х годах. После окончания Северной войны часть шведского и финского населения осталась жить теперь уже на территории Российской империи, а свои религиозные собрания они проводили в одном из частных домов Санкт-Петербурга. В начале XVIII века императрица Анна Иоанновна подарила общине земельный участок на Большой Конюшенной улице, где для лютеран была построена первая деревянная кирха в честь Святой Анны. Когда шведская и финская общины разделились, эта церковь досталась финнам, и в 1803 году они начали строительство нового храма.

Церковь была названа в честь Святой Марии, поскольку ее освящение пришлось на день рождения императора Александра I, мать которого звали Мария Федоровна.

Здание церкви имеет прямоугольную планировку, вверху оно увенчано барабаном и куполом. Главный фасад, выходящий на Большую Конюшенную улицу, декорирован 4-колонным портиком тосканского ордера и треугольным фронтоном. В специальных нишах по бокам фасада первоначально разместили скульптуры апостолов Петра и Павла, но позже их заменили вазами. Боковые фасады украшены пилястрами. Небольшую внутреннюю и внешнюю перепланировку храм перенес в конце XIX века.

В советское время церковь Святой Марии была закрыта, ее здание сначала передали Эрмитажу, а затем разместили в нем общежитие, еще позже — Дом природы. Финский лютеранский приход был возрожден только в конце XX века, и в 1999-2002 годах на деньги церкви Финляндии храм был восстановлен по его историческому прототипу. Кирха Святой Марии получила статус епископальной церкви, что соответствует кафедральному собору.

Сегодня в церкви Святой Марии помимо религиозных богослужений регулярно проходят органные концерты при участии известных музыкантов.

Лютеранская церковь Святой Марии считается памятником архитектуры регионального значения.

Туристу на заметку:

Посещение церкви Святой Марии будет интересно верующим протестантам, остальным туристам, интересующимся церковной архитектурой начала XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Ну что, продолжим наши прогулки по летнему Санкт-Петербургу? Сегодня мы побываем на красивой Исаакиевской площади со знаменитым собором и посетим финскую церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице. И, как всегда, покажу интересные городские детали, встречавшиеся мне на пути.

Итак, гуляем по Питеру…

В тот день 31 июля 2016 года самым главным впечатлением для меня был , который я смотрела, стоя вооон на тех ступеньках дома № 20 по Английской набережной:

Ну, и куда же в Питере без советского прошлого! Поэтому на здании я нашла и вот такую мемориальную табличку:

Парад закончился, и я отправилась гулять по городу, но тут начался ливень, который пугал чёрными тучами ещё с самого раннего утра. Поэтому я спряталась в подземном переходе и обнаружила там вот такой памятный уголок:

Оказывается, на месте Конногвардейского бульвара когда-то проходил канал, по которому возили строевой лес из складов Новой Голландии на Адмиралтейскую верфь. Теперь я знаю, что в городе на Неве и подземные переходы с историей)))

Дождь был сильный, но недолгий, и вот я снова на улицах города. На этот раз ноги принесли меня на Исаакиевскую площадь с расположенным на ней одноимённым собором:

Здание собора огромно – общая высота 101,5 м, площадь – более 1 га.
Все четыре фасада собора украшены колонными портиками. Всего колонн 48:

Эти грандиозные колонны высечены из выборгского гранита «рапакиви». Их подвозили по Неве, а затем на платформах с чугунными шарами катили по лоткам из толстых досок к стройке.
А установка колонн собора так и вообще считается одним из выдающихся достижений русских строителей - 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов (специальных лебёдок) устанавливали одну колонну за 45 минут:

Барабан центрального купола также окружают 72 монолитные гранитные колонны весом от 64 до 114 тонн:

Внутреннее убранство Исаакия роскошно, так как для украшения была подобрана изумительная гамма разноцветных камней – русский, итальянский и французский цветной мрамор, уральский малахит и лазурит. Я уже посещала собор годом ранее, поэтому в этот раз решила просто полюбоваться его не менее красивым фасадом:

Расскажу ещё немного об историческом прошлом собора.
В мае 1858 года собор торжественно освятили, и он стал главным кафедральным храмом столицы.

За работу государь пожаловал архитектору Огюсту Монферрану золотую медаль с бриллиантами и 40 000 рублей серебром. Через месяц Монферран скончался. В своём завещании архитектор просил похоронить его под полом собора, но так как он не был православным, то гроб с его телом лишь обнесли вокруг собора, а отпевали Монферрана в на Невском проспекте. Я рассказывала об этой церкви в отдельном посте.
После отпевания вдова архитектора увезла его тело во Францию, где его и похоронили.
В 1931 году в соборе устроили Антирелигиозный музей.
Во время блокады в подвалах собора хранились ценности, перевезённые туда из пригородных царских дворцов – Пушкина, Павловска, Петродворца, Гатчины и Ломоносова.

Об Исаакиевском соборе поговорили, теперь настало время осмотреться по сторонам.
Современная Исаакиевская площадь образовалась из слияния двух старинных площадей – Исаакиевской и Мариинской. Название Мариинской площади дал стоящий на другом берегу Мойки Мариинский дворец. Виднеется на фото на заднем плане:

До 1839 года в здании, стоявшем на этом месте, располагалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в ней учился Лермонтов. В 1839-1844 годах архитектор-эклектик Андрей Штакеншнейдер перестроил его для великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I, после чего дворец стал называться Мариинским.
С 1884 года во дворце заседал Государственный совет. В 1907-м архитектор Леонтий Бенуа превратил двухъярусный зимний сад в зал заседаний. В 1917 году в Мариинском дворце работало Временное правительство. В годы первых пятилеток дворец был отдан Промышленной академии им. Сталина (Промакадемии). Сейчас во дворце заседает городское Законодательное собрание.
В 1859 году площадь между дворцом и собором украсил памятник Николаю I работы Петра Клодта и Огюста Монферрана:

Есть ещё одно примечательное здание на углу площади. В 1807 году Джакомо Кваренги возвёл на левом берегу расположенного там тогда канала здание Конногвардейского полкового манежа.
Перед портиком манежа стоят статуи юношей, укрощающих коней, - это копии знаменитых античных статуй, украшающих Квиринальский дворец в Риме:

Статуи изображают Диоскуров, сыновей Зевса – близнецов Кастора и Поллукса, они считались покровителями воинов, всадников и моряков.
Сегодня Манеж используется в качестве выставочного зала:

После прогулки по Исаакиевской площади я отправилась на Большую Конюшенную улицу, чтобы наконец-то попасть внутрь небольшой финской церкви, расположенной там:

В один из предыдущих дней мне это не удалось, потому что на входной двери висел лист бумаги с надписью: «Не входить! Не стучать! Идёт запись!!!». Поэтому, потоптавшись возле входа и сделав несколько снимков здания церкви, я решила вернуться сюда в другой день:

Я расскажу об истории возникновения финской церкви на этом месте, сопровождая рассказ снимками деталей интерьера и экспонатами с выставки рукодельных работ, которая в то время проходила в церкви.
В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила шведско-финской общине Санкт-Петербурга участок на Большой Конюшенной улице, на котором была построена первая деревянная кирха, освящённая 19 мая того же года в честь Святой Анны.
В 1745 году шведско-финская община разделилась, однако богослужения совершались в общей церкви.

В 1767 году кирха перешла во владение финской общины.
В 1803 году финская община начала строительство новой каменной церкви на 2400 мест.
12 декабря 1805 года, в день рождения императора Александра I, храм освятили в честь Святой Марии, тезоимённой его матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Ну, а потом пришла Советская власть, и в 1938 году кирха Святой Марии была закрыта, а её здание передано Эрмитажу.

В 1940 году здание было перестроено под общежитие строительного управления, а с 1970 года в здании церкви находился «Дом природы».
В 1990 году усилиями пастора Арво Сурво был возрождён и вновь зарегистрирован лютеранский приход Святой Марии, которому сначала выделили лишь несколько помещений в здании церкви.
Борьба прихожан за полное возвращение здания увенчалась успехом лишь в 1994 году. После этого начался сбор средств на реставрацию.

В 1999 году под руководством Центра зарубежной помощи Церкви Финляндии, при поддержке финских приходов и под контролем Музейного ведомства Санкт-Петербурга начали проводить реставрацию церкви. Здание церкви Святой Марии было восстановлено исключительно благодаря пожертвованиям лютеран Финляндии, которые собрали для этой цели почти 20 млн. финских марок.

Церковь была повторно освящена в мае 2002 года в присутствии архиепископа Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Юкки Паарма, президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева.

По указу Анны Иоанновны была построена деревянная церковь Святой Анны. Она была возведена на участке шведско-финской общины. Прихожанами молитвенного дома стали финские и шведские торговцы, жившие в этом районе ремесленники.

С 1769 года после постройки Шведской церкви святой Екатерины этот храм остался за финским приходом.

К концу XVIII века старое здание обветшало. В 1803-1805 годах здесь была выстроена новая каменная Финская церковь святой Марии. Её архитектор - Г. Х. Паульсен, зять и ученик Ю. М. Фельтена , строившего похожие культовые сооружения. Освящение церкви произошло 12 декабря 1805 года во имя святой Марии в честь императрицы Марии Фёдоровны, вдовы императора Павла I . По сторонам портика, в нишах, были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Позже их заменили вазы, стоявшие первоначально на парапете.

Фланкирующие храм жилые дома №6 и 8 были построены для финской общины в 1840-х годах. Финская церковь находится за красной линией улицы, отделена от неё чугунной оградой. Пилоны ворот сложены из ракушечника, их цоколь - из гранита. В литых розетках оригинальной ограды читалась датировка её создания - "ANNO 1844". Сейчас она заменена новоделом.

В 1871 году интерьер церкви реконструировал архитектор К. К. Андерсон. Боковые окна главного фасада были превращены в двери, внутри здания были установлены хоры на чугунных столбах.

Пастором финской церкви в 1912-1918 годах являлся Ю. Сааринен, отец известного финского архитектора Э. Сааринена.

Здание Финской церкви святой Марии пострадало от холодов зимы 1919-1920 годов, после было отремонтировано. В 1938 году отношения между СССР и Финляндией расстроились. Храм был закрыт, пастора прихода Салима Ялмари Лауриккала выслали из страны, а его преемника пастора Пека Бракса расстреляли.

Здание стало общежитием. Его внутреннее пространство было разделено на три этажа, подвал стал складом. В 1970 году оно было передано "Дому Природы", открывшемуся здесь спустя два года. Первый этаж занимал выставочный зал, другие два - Ленинградский областной и городской совет Всероссийского общества охраны природы.

Возвращение храма финской общине состоялось в 1990 году, после чего здесь возобновили богослужения. Реставрация церкви прошла после переезда Дома Природы, в 1997-2002 годах. Средства на эти работы выделили финны, проект составили архитекторы Э. Лонка и С. Иванов. Пространство храма было освобождено от межэтажных перекрытий. Фундамент здания укрепили монолитным бетоном, устроили автоматическую дренажную систему, установили новые стропила из современных сплавов. Интерьер был создан заново. Образ "Вознесения Христа" написал художник А. Степанов. 19 мая 2002 года состоялось освещение обновлённой Финской церкви святой Марии епископом евангелической лютеранской церкви Ингрии на территории России Арри Кугаппи. При этом событии присутствовали президент Финляндии Тарья Халонен и губернатор Петербурга Владимир Яковлев. В том же году храму был присвоен статус кафедрального собора церкви Ингрии.

Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии - воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.

Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.

История строительства собора

Первую церковь на этом месте построили римляне. В V-VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.

В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.

Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.

Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.

Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий . Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.

В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.

Главный фасад, фото viajeblogevasion

Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.

Северный фасад

Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion

Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.

Южный фасад

Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.

Клуатр, фото viajeblogevasion

Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.

Внутреннее убранство

Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.

Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.

Главная капелла

Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.

Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.

Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.

Хоры, фото santiago sanz romero

В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)

Капелла Святого Причастия

Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.

Часовня Святого Ильдефонса

Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).

Другие часовни

Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей.
Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем.
Капелла Транспаренте (1729-1732 гг.) уникальна способом освещения.
В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
Главная ценность капеллы Сан-Блас — фрески.

Ризница, фото Jose Luiz

В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть полотно Эль Греко «Эсполио» и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка и Гойи. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения, украшенные драгоценными камнями.

Дароносица, фото [email protected]

Сокровищница находится под главной башней собора. В этом месте планировалось устроить фамильную усыпальницу. Но позднее организовали сокровищницу, где разместили ювелирные изделия, подаренные храму. В экспозицию включена 2,5-метровая дароносица. На самом деле их 2. Золотая дароносица с драгоценными камнями и жемчугом Изабеллы Католической, древняя весом 17 кг, помещена в центр серебряной (позже позолоченной) большой дарохранительницы (160 кг).

Храм сегодня является действующим. В нем проводятся богослужения. В это время вход в Кафедральный собор бесплатный. В другое время храм работает как музей.

Часы работы музея

ПН-СБ: 10:30-18:00;
ВС: 14:00-18:30.

Входной комплексный билет — €12,50.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

С момента своего основания Санкт-Петербург стал городом «веротерпимым», еще при Петре I здесь возводились храмы для иностранных общин.

Собрания общины шведско-финской начали проводиться с 1703 года в частном доме пастором Яковом Мейделином. В 1734 году община получила в дар участок земли в районе современного Невского проспекта, где был построен молитвенный дом.
В 1745 году общины разделились и шведы построили на соседнем участке собственную церковь, а молитвенный дом полностью перешел в распоряжение прихожан финнов. Со временем деревянный молитвенный дом обветшал и на его месте была построена каменная Реформаторская финская церковь Св. Марии.
Строительство велось с 1803 по 1805 годы по проекту архитектора Г.-Х. Паульсена (ученика Ю.М. Фельтена). Церковь осветили 24 декабря 1805 года. Главный западный фасад храма обращен на улицу Большую Конюшенную. Его украшает колонный портик,завершенный треугольным фронтоном. Венчает церковь небольшой сферический купол.
Портик фасада фланкируют ниши в которых первоначально были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Затем их заменили вазы, стоявшие ранее на парапете. Здание Мариинской церкви органично вписалось в застройку улицы, а так же оно замкнуло перспективу Волынского переулка.

Во второй половине XIXвека некоторые изменения в облик фасадов и интерьеров были внесены архитектором К.К.Андерсеном, а позднее архитектором Л.Н.Бенуа.
Приходу так же принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища и молитвенный дом в Лахте. Мариинская церковь всегда оставалась культурно религиозным центром многочисленной финской общины в Петербурге.
Финны в Петербурге делились на две группы: финляндцев из автономного Великого княжества Финляндского и ингерманландцев –«чухон» , которые принадлежали к коренному населению Приневских земель. В Петербурге к 1881 году проживало финнов более, чем в Турку - около 20000 человек. Женщины работали прачками, прислугой, кухарками, няньками. Мужчины - рабочими на фабриках, сапожниками, портными, трубочистами и легковыми извозчиками. Чухонцы приезжали из губернии, откуда привозили для продажи овощи, сено, дрова и пр.
Элиту финляндцев составляли финские шведы, которые по социальному статусу стояли выше. Это были ремесленники, в том числе ювелиры, которых нанимал Фаберже. Они приезжали как подмастерья, обучались и, скопив денег часто возвращались на родину. Именно эти финны, включая пасторов, составляли ядро колонии, которая объединилась вокруг Мариинской церкви на Большой Конюшенной. Община была выразителем интересов всей колонии. В 1844 году при ней открылась начальная финская школа.
Столичные финны были консервативны и религиозны, но революционная болезнь не миновала и их. Через финскую таможню в Белоострове эсеры и социалисты привозили в Петербург оружие, деньги, революционную литературу. После гражданской войны большевики благоволили к ингерманландцам, финляндцы были репатриированы. С середины 1930–х положение ухудшилось. Закрывались школы и церкви. В 1938 году была закрыта и Мариинская церковь на Большой Конюшенной. С 1970 в здании храма открылся «Дом природы». В 1979 году в Ленинграде проживало всего 3000 финнов, из них три четверти понимало по фински.

Возрождение финской общины началось в конце XX века при щедрой поддержке Финляндии. В 1988 году возникло общество «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз).

В 1990 году Мариинская церковь была возвращена финской общине, проводилась серьезная реставрация здания.

Церковь вновь осветили 19 мая 2002 года в присутствии президента Финляндии Тарья Халонена. Сегодня храм является центром самостоятельной Евангелическо- лютеранской церкви Ингрии. Здесь проводятся службы, а так же фольклорные праздники и концерты.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Антонов В.В.Петербург неизвестный,забытый,знакомый.ЗАО Центрполиграф.,М.,2007; Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ; Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2010


Close