September 1st, 2009

На мой взгляд, одна из самых удачных научно-популярных книг по истории Древнего Рима – «Императорский Рим в лицах» Е.В.Федоровой. Я помню еще первое издание, когда книга выходила в издательстве Московского университета. То, что появилось в издательстве «Слово» в 2002 году, похоже, сокращенный вариант. Книга Е.В.Федоровой – своеобразная хрестоматия, доступная и увлекательная. Главное достоинство книги в том, что после знакомства с ней хочется самому взять в руки Тацита или Светония и поискать новые, более качественные воспроизведения римских портретов. Попробую это сделать.


Самый замечательный портрет императора Августа находится в Римском национальном музее (палаццо Массимо). Это – работа великого скульптора. Точнее, голова, поскольку статуя составная, из разных сортов мрамора, и все остальное мог выполнить другой мастер. Портрет поразителен по глубине и убедительности. Глядя на него, веришь, что именно таким красивым и глубоко чувствующим был этот человек. И хочется повторять вслед за Горацием:

«Множество, Цезарь, трудов тяжелых выносишь один ты:
Рима державу оружьем хранишь, добронравием красишь,
Лечишь законами ты <…>
Почести только тебе уделяем мы щедро при жизни,
Ставим тебе алтари, чтобы клясться тобою, как богом,
Веря - ничто не взойдет тебе равное и не всходило.
Мудрый, однако, в одном и правый народ твой, что отдал
Он предпочтенье тебе пред вождями и Рима и греков,
Прочее мерит не так же разумно, не тою же мерой…»

(Квинт Гораций Флакк. Послания. Книга вторая. Пер. Н. С. Гинцбурга
http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt)

Портрет поразительно живой. Использованы все возможности круглой пластики: меняется наша точка зрения – меняется лицо Августа. Все построено на нюансах: едва проступают морщины, слегка сдвинуты брови, чуть-чуть подняты уголки губ. Нужно сделать усилие над собой, чтобы ощутить идеализацию образа: она достигается тем, что все индивидуальное в облике слегка подправляется, возраст не акцентируется. И в результате мы видим абсолютно спокойного и уверенного в своей правоте человека. Август – вне времени, он духовно сложнее и выше нас. Считается, что в этом портрете он изображен в виде верховного жреца. На нем тога, Август представлен приносящим жертву, в правой руке у него находилась чаша для возлияний:

Гай Светоний Транквилл так характеризовал эту сферу деятельности первого императора: «Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями. Так, за один раз он принес в дар святилищу Юпитера Капитолийского шестнадцать тысяч фунтов золота и на пятьдесят миллионов сестерциев жемчуга и драгоценных камней.
В сане великого понтифика <…> он велел собрать отовсюду и сжечь все пророческие книги, греческие и латинские, ходившие в народе безымянно или под сомнительными именами, числом свыше двух тысяч. Сохранил он только Сивиллины книги, но и те с отбором; их он поместил в двух позолоченных ларцах под основанием храма Аполлона Палатинского. Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед. Он увеличил и количество жрецов, и почтение к ним, и льготы, в особенности для весталок <…> Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий <…> Ларов на перепутьях он повелел дважды в год украшать весенними и летними цветами».
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm

Октавиан постепенно шел к власти. Он был усыновлен Юлием Цезарем, и, вступая в борьбу за Рим после гибели отца от рук заговорщиков, был осторожен и помнил о его судьбе. Август стремился сохранить видимость республиканских порядков, но, занимая один за другим ключевые посты в государстве, он сконцентрировал власть в одних руках. Вот как описывает это в «Анналах» Публий Корнелий Тацит.
Чтобы понять этот отрывок, нужно знать, что Брут и Кассий – это убийцы Юлия Цезаря, «Цезарем» здесь историк именует Октавиана, а проскрипциями назывались списки лиц, объявленных вне закона, и физическое уничтожение этих людей.

«Когда после гибели Брута и Кассия республиканское войско перестало существовать и когда Помпей был разбит у Сицилии, отстранен от дел Лепид, умер Антоний, не осталось и у юлианской партии другого вождя, кроме Цезаря, который, отказавшись от звания триумвира, именуя себя консулом и якобы довольствуясь трибунскою властью для защиты прав простого народа, сначала покорил своими щедротами воинов, раздачами хлеба - толпу и всех вместе - сладостными благами мира, а затем, набираясь мало-помалу силы, начал подменять собою сенат, магистратов и законы, не встречая в этом противодействия, так как наиболее непримиримые пали в сражениях и от проскрипций, а остальные из знати, осыпанные им в меру их готовности к раболепию богатством и почестями и возвысившиеся благодаря новым порядкам, предпочитали безопасное настоящее исполненному опасностей прошлому. Не тяготились новым положением дел и провинции: ведь по причине соперничества знати и алчности магистратов доверие к власти, которой располагали сенат и народ, было подорвано, и законы, нарушаемые насилием, происками, наконец, подкупом, ни для кого не были надежною защитой».
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm

Изначально понятие «император» относилось к командующему войском. Именно в этой ипостаси запечатлен Август в замечательной статуе, найденной в середине 19 века при раскопках виллы Ливии в Прима Порта.
Сейчас эта статуя находится в собрании Ватиканских музеев:


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2457

«Образцовому полководцу, - писал Светоний об Октавиане,- по его мнению, меньше всего пристало быть торопливым и опрометчивым. Поэтому он часто повторял изречения: «Спеши не торопясь», «Осторожный полководец лучше безрассудного» и «Лучше сделать поудачней, чем затеять побыстрей».
Поэтому же он никогда не начинал сражение или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок, - никакая добыча не возместит потери.
Высшие и почетнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные. Консульство он захватил на двадцатом году, подступив к Риму с легионами, как неприятель, и через послов потребовав этого сана от имени войска; а когда сенат заколебался, центурион Корнелий, глава посольства, откинув плащ и показав на рукоять меча, сказал в глаза сенаторам: «Вот кто сделает его консулом, если не сделаете вы!»
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2851

Из описания в путеводителе по Ватиканским музеям: «Его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире. Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV?) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха августовской политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация?) <…> Это копия, сделанная, вероятно, для Ливии после смерти Августа (14 г. н. э.), с бронзовой статуи, установленной в честь Августа вскоре после 20 г. до н. э.»
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=427

Амурчик на дельфине у ног Августа – чрезвычайно важная деталь. Это намек на божественное происхождение рода Юлиев, которые вели свою родословную от любовной связи Венеры и троянца Анхиза.


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2861

Третья портретная статуя Августа, которая находится в Эрмитаже, характеризует следующую ступень в сложении культа императора, или, по выражению Тацита, «все возраставшее пресмыкательство пред ним». Хотя официальное обожествление Августа состоялось после его смерти, но храмы, посвященные ему, появились еще при жизни императора. «Богам не осталось никаких почестей, после того как он пожелал, чтобы его изображения в храмах были почитаемы фламинами и жрецами как божества»
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm


http://www.hermitagemuseum.org/

«Эрмитажная статуя, созданная при преемниках Августа в первой половине I в., представляет принцепса в образе сидящего на троне Юпитера – верховного божества римлян. Образцом для композиции послужила статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, греческого скульптора V в. до н.э. Черты молодого лица идеализированы. "Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, так как в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми. Статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом "августовского классицизма" – направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой.
Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании изображений императора в образе сидящего на троне Юпитера, встречающихся на античных монетах и резных камнях».
http://www.hermitagemuseum.org/


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=401

Обожествленный Август – лишь напоминание о конкретном человеке, поэтому хочется опять вернуться к текстам римских историков. Вот как Светоний описывает внешность первого императора: « С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причесывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам, а когда стриг или брил бороду, то одновременно что-нибудь читал или даже писал. Лицо его было спокойным и ясным, говорил ли он или молчал: один из галльских вождей даже признавался среди своих, что именно это поколебало его и остановило, когда он собирался при переходе через Альпы, приблизившись под предлогом разговора, столкнуть Августа в пропасть. Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца. Впрочем, к старости он стал хуже видеть левым глазом. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся, уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого, <…> но это скрывалось соразмерным и стройным сложением и было заметно лишь рядом с более рослыми людьми».

Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа , найденная в 1863 году на вилле Ливии , жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта. Виллу в античные времена называли Ad Gallinas Albas . Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной . В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти . Октавиан Август изображен в момент произнесения речи перед десятью тысячами своих сторонников на Форуме, призывая их начать войну со своим политическим противником Антонием - нарушителем законов и обидчиком законного наследника Цезаря. Это выступление впоследствии оказалось неудачным, его слушатели отказались воевать с верным цезарианцем Антонием, тем более что на тот момент Октавиан был слишком юным и не имел достаточных полномочий для объявления войны.

См. также

Напишите отзыв о статье "Август из Прима-Порта"

Литература

На русском

  • Бритова Н. Н., Лосева Н. М, Сидорова Н. А. . - М .: Искусство, 1975. - С. 30-31.

На немецком

  • Heinz Kähler: Die Augustusstatue von Primaporta . Köln 1959.
  • Erika Simon: Der Augustus von Prima Porta . Bremen, Dorn 1959. (Opus nobile 13)
  • Paul Zanker: Augustus und die Macht der Bilder . München, C. H. Beck 1987, ISBN 3-406-32067-8
  • Kaiser Augustus und die verlorene Republik , Ausstellung Berlin 1988. Mainz, Zabern 1988. S. 386 f. Nr. 215.
  • Erika Simon: Altes und Neues zur Statue des Augustus von Primaporta , in: G. Binder (Hrsg.), Saeculum Augustum , Bd. 3, Darmstadt, WBG 1991, S. 204-233.
  • Dietrich Boschung: Die Bildnisse des Augustus , Gebr. Mann Verlag, Berlin 1993 (Das römische Herrscherbild, Abt. 1, Bd. 2) ISBN 3-7861-1695-4
  • Vinzenz Brinkmann und Raimund Wünsche (Hgg.): Bunte Götter . Die Farbigkeit antiker Skulptur. Eine Ausstellung der Staatlichen Antikensammlungen und Glyptothek München in Zusammenarbeit mit der Ny Carlsberg Glyptotek Kopenhagen und den Vatikanischen Museen, Rom , Staatliche Antikensammlungen und Glyptothek, München 2004 ISBN 3-933200-08-3

На французском

  • A. Grenier, Le génie romain dans la religion, la pensée et l’art: L’évolution de l’humanité , Albin Michel, 1969.
  • C. Picard, La sculpture antique de Phidias à l’ère byzantine , Manuel de l’histoire de l’art, H. Laurens Editeur, Paris, 1926.
  • Robert Turcan, Rome et ses dieux , Hachette éditions, Collection Vie quotidienne, 1998.

Ссылки

  • (нем.)

Отрывок, характеризующий Август из Прима-Порта

– А кто ё знает, ваше благородие, – неохотно отвечал гусар.
– По месту должно быть неприятель? – опять повторил Ростов.
– Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
– Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
– С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
– А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
– Слушаю с.
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.
  • АВГУСТ AUGUSTUS Гай Юлий Цезарь Октавиан Август Рим, 63 до н. э. - Нола, ныне Италия, 14 н. э., Первыпримский император 27 до н. э. - 14 н. э.. Родившись в одной из самых богатых семей Рима, Октавиан получивший в 27 до н. э. титул Август был в 18 лег 45 до н. э. усыновлен Юлием Цезарем, своим двоюродным дедом. После убийства Цезаря республиканцами 15 марта 44 до н. э. Рим оказался погруженным в политическую смуту. Неспособность сената взять ситуацию под свой контроль и угрожающая реакция народа и цезарианцев в армии, оставшихся верными памяти диктатора, благоприятствовали устремлениям Марка Антония, одного из ближайших соратников Цезаря, а также Октавиана, внешне скромного и не отличавшегося красотой юноши, который, однако, без тени сомнения и твердо объявил о своих претензиях на наследование имени Цезаря до того, как сенат признал его законным наследником Цезаря, носил имя Октавий. Расчетливый и хитрый, Октавиан дал присягу в служении Республике и пошел на открытое противостояние с Марком Антонием, сторонником авторитарного правления. Октавиан при поддержке Цицерона получил от сената, с одной стороны, разрешение на вербовку собственного войска, а с другой был объявлен претором. В результате битвы при Мутине, в которой Марку Антонию было нанесено поражение, стал главнокомандующим. Тем не менее оба противника смогли преодолеть свою вражду и в октябре 43 до н. э. вместе с бывшим командующим кавалерией Цезаря Лепидом создали второй триумвират - диктатуру трех, которая обеспечила их полной властью на 5 лет для реставрации Республики. Первыми шагами триумвирата стали репрессии, направленные против противников Цезаря, и битва на Востоке при Филиппах Македо¬ния, 42 до н. э., в которой были разбиты Брут и Кассий - двое из убийц Цезаря. Обеспечив мир в 40 до н. э., триумвиры поделили империю между собой Октавиан получил западную ее часть, Марк Антоний - восточную, а Лепид - африканские владения. Италию оставили как «общую» территорию. Б следующем году самоотставка Лепида вызвала новое противостояние Октавиана и Марка Антония, которого обвинили в попытке создания независимого государства на Востоке вместе с египетской царицей Клеопатрой. Получив полномочия трибуна 39 до н. э., Октавиан начал войну против Египта и в 31 до н. э. был назначен консулом для борьбы с объединенными силами Марка Антония и Клеопатры, в результате территория Египта была присоединена к Риму, и Октавиан стал единым правителем огромной Римской державы. Несмотря на прежние планы реставрации Республики, в 27 до н. э., т. е. два года спустя после получения звания императора, Октавиан сменил свое имя на Август, что означает Возвеличенный богами, сконцентрировал в своих руках всю власть в Римской империи и установил имперский режим. В
    12 до н. э. присвоил еще и верховную религиозную власть, назвав себя Великим Понтификом Pontifex Maximus. Осознавая риск, связанный с постоянным расширением территорий империи, Август проводил внешнюю политику в чисто пацифистском стиле взяв под контроль Пиренейский п-ов 19 до н. э. и присоединив к империи Армению, объявил «римский мир», который был нарушен лишь кампанией против Германии, установившей северные границы Римской империи по берегам Рейна 4-9 н. э.. Август провел глубокую реструктуризацию административного аппарата в империи реорганизовал сенат, создал новые институты правления, видоизменил территориальную структуру империи новым делением на провинции, нормализовал положение дел в казне введением новых налогов, стимулировал строительство сеги новых дорог. После смерти Августа 19 августа 14 н. э. империя перешла в руки его приемного сына Тиберия.

    Мировая энциклопедия биографий. Т 1.М. Мир книги. 2003

    Тема Принципиат Августа

  • Добавлено: 17.11.2010
  • Автор:



  • Статуя императора Октавиана Августа Рим Первая четверть I в. Высота 185см Статуя была создана после смерти Октавиана Августа (31 г. до н. э г. н.э.) при императоре Тиберии. Начавшееся еще при жизни обожествление первого римского императора, получившего от сената в 27 г. до н. э. титул Августа, т. е. "священного, сына божественного, отца отечества, потомка Венеры и Энея", превратилось в официальный культ при его преемниках. Эрмитажная скульптура - прекрасный пример такого памятника - воплотила императора в образе Юпитера, верховного бога римского пантеона. Композиционное решение памятника заимствовано у прославленной скульптуры Зевса из Олимпии работы Фидия. Это дало основание при реставрации восстановить в руках Августа соответствующие атрибуты - Нику и скипетр. Скульптор сохранил портретные черты императора, но идеализировал их, стремясь создать торжественную культовую статую.


    Давид мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представшая очам изумлённой флорентийской публики на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор 5-метровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.мраморнаястатуя Микеланджелофлорентийской площади Синьории8 сентября1504 годаФлорентийской республикиВозрождения Статуя, предназначавшаяся для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.Давида Голиафом ВероккьоДонателло Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее (terribilita). Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя классический пример контрапоста уже подготавливает смертоносное движение.terribilita пращуконтрапоста


    В Иудею вторглась огромная армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой.ИудеюНавуходоносораОлоферна «Юдифь», картина Артемизии ДжентилескиАртемизии Джентилески «Юдифь», картина КлимтаКлимта Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.

    Изображение статуи Октавиана Августа из Прима Порта есть в любом учебнике по древней истории. Скульптура была найдена 20 апреля 1863 года и сейчас хранится в Ватикане. Считается, что это самое совершенное изображение римского принцепса, но мало кто знает, что на панцире Октавиана "записана" вся его политическая программа…

    Могущество римского властителя подчеркивает богатый панцирь с многочисленными чеканными фигурами. На первый взгляд, все они сделаны на нем ради красоты. Ну а на самом деле это как раз и есть тот самый неозвученный посыл, который, ни слова не говоря, помогает воздействовать на публику как в мирное время, так и во время войны!

    Ста-туя Авгу-ста из При-мы Пор-ты, в лори-ке, была най-де-на в 1863 г. на вил-ле Ливии на Фла-ми-ни-е-вой доро-ге, око-ло При-мы Пор-ты, от кото-рой и полу-чи-ла свое наз-ва-ние. Голо-ва иден-ти-фи-ци-ру-ет фигу-ру в каче-ст-ве Авгу-ста, кото-рый изо-бра-жен в позе adlocutio: его пра-вая рука под-ня-та и наде-тый на нем пан-цирь пред-по-ла-га-ет, что он обра-ща-ет-ся к сол-да-там. Осо-бен-ный инте-рес пред-став-ля-ют рельеф-ные укра-ше-ния на пан-ци-ре. Цен-траль-ная сце-на отно-сит-ся к собы-тию, имев-ше-му место в 20 г. до н. э.: пар-фян-ский царь (Фра-ат IV?) воз-вра-ща-ет рим-ские воен-ные знач-ки, утра-чен-ные Крас-сом в 53 г. до н. э., лега-ту Авгу-ста (Тибе-рию). Весь кос-мос явля-ет-ся свиде-те-лем успе-ха Авгу-сто-вой поли-ти-ки уми-ротво-ре-ния: навер-ху Целус под-ни-ма-ет свою рас-про-стер-тую ман-тию, Сол на квад-ри-ге и, перед ним, пер-со-ни-фи-ка-ции утрен-ней зари и росы, ниже Тел-лус, рим-ская боги-ня Зем-ли; по сто-ро-нам Апол-лон, дер-жа-щий лиру, на кры-ла-том гри-фоне, и Диа-на, дер-жа-щая факел, на олене. По сто-ро-нам от цен-траль-ной сце-ны две сидя-щие жен-ские фигу-ры, пер-со-ни-фи-ка-ции про-вин-ций (Гер-ма-ния и Дал-ма-ция?). Един-ст-вен-ное укра-ше-ние на зад-ней части пан-ци-ря — схе-ма-ти-че-ское изо-бра-же-ние тро-фея. Опор-ная нога под-дер-жи-ва-ет-ся фигу-рой аму-ра вер-хом на дель-фине (намек на Вене-ру, пра-ро-ди-тель-ни-цу рода Юли-ев, к кото-ро-му при-над-ле-жал Август). Босые ноги импе-ра-то-ра соот-вет-ст-ву-ют геро-изи-ро-ван-ной трак-тов-ке субъ-ек-та (поло-же-ние ног было заим-ст-во-ва-но у Дори-фо-ра). Это копия, сде-лан-ная, веро-ят-но, для Ливии после смер-ти Авгу-ста (14 г. н. э.), с брон-зо-вой ста-туи, уста-нов-лен-ной в честь Авгу-ста вско-ре после 20 г. до н. э.

    Начнем с того, что Октавиан Август не любил титул императора, а предпочитал, чтобы его называли принцепсом - то есть первым среди равных, как это было, принято в Римской республике.
    И он действительно был первым сенатором, первым трибуном, командующим войсками и даже верховным жрецом - то есть сосредоточил в своих руках власть самого настоящего верховного правителя, не хуже иного царя! И римский народ, привыкший к демократии, отнюдь не посчитал себя этим обманутым и никаких претензий ему не высказал! Почему?
    Оказывается, случилось все это только потому, что Август сумел все представить так, что люди искренне считали, что он действует в интересах всех и каждого, а также что он свято чтит патриархальные римские традиции. Армию сократил - то есть налицо была экономия народных денег, ввел налог на роскошь - опять же похвальная экономия, деньги от которой пошли на гладиаторские бои, ужесточил наказания для проворовавшихся чиновников - совсем хорошо.
    Так чего же еще нужно было римским гражданам?! Вот только одно было плохо: при всех этих достоинствах умелого правителя Август ни лицом, ни фигурой на античного героя нисколько не походил. А был невысок ростом, прихрамывал, и вдобавок часто мерз, так что носил иногда по несколько туник сразу. Понятно, что если бы он был бы таким изображен в мраморе, то вряд ли бы произвел впечатление на своих сограждан.
    Однако в статуе из Прима-Порта он предстает перед нами в образе прекрасного полубога, и хотя сама статуя, естественно, даром речи не обладала, именно являющийся ее частью панцирь полководца являлся для людей того времени важнейшим источником «тайной» информации!

    1. Август изображен во время произнесения речи перед солдатами.
    О первом говорит его правая вытянутая рука, о втором - панцирь полководца.

    2. Верхнюю часть панциря украшает изображение Гелиоса.
    Бог Солнца знал все о людских делах и мог наказывать преступников, насылая на них слепоту, поэтому его часто призывали в свидетели клятв и обещаний как гаранта честности сторон. На панцире Августа Гелиос изображен, дабы ручаться за чистоту помыслов принцепса.

    3. Ниже изображены сестры Гелиоса:
    восходящая Аврора - богиня утренней зари, едущая в колеснице, и ее сестра - нисходящая Селена, богиня Луны. Появление утреннего света и отступление ночи символизируют вечное процветание Римской империи.

    4. Центральная композиция панциря: бог войны Марс,
    сопровождаемый волком (своим священным животным), принимает от парфянина знак отличия римского легиона - серебряного орла на древке. Этот знак достался Парфии после победы над римлянами при Каррах (53 г. до н.э.) Возвращение знака - плод дипломатической победы императора.

    5. По бокам расположены аллегорические изображения покоренных Испании и Германии.
    При Августе в этих провинциях был одержан ряд побед над местными племенами.

    6. На правом боку панциря изображен Аполлон верхом на грифоне.
    По легенде, бог прорицателей считался отцом Августа. Он вступил в связь с его матерью, Атией Бальбой (85 - 43 гг. до н.э.), когда та спала. Истинным отцом Октавиана был сенатор Гай Октавий (около 101 - 59 гг. до н.э.). Легенда о происхождении Октавиана появилась в подражание аналогичной легенде об Александре Македонском.

    7. На левом боку изображена Диана с ланью,
    считавшаяся покровительницей римского демоса, соблюдение интересов которого Август провозгласил основой своей внутренней политики. Он виртуозно управлял народом, удовлетворяя его неиссякающую потребность в хлебе и зрелищах.

    8. В самом низу панциря находится изображение богини земли и плодородия Теллус с рогом изобилия,
    символизируя процветание, которое принес Август римскому народу.

    9. Хотя Октавиан, как и любой римский император, никогда не выходил к войскам босым, скульптор изобразил его по греческой традиции без сандалий словно мифологического или исторического героя, поскольку принцепс всегда хотел, чтобы его воспринимали как второго Александра Македонского.

    10. Амур и дельфин - атрибуты Венеры.
    Эта богиня считалась покровительницей династии Юлиев, к которой принадлежал Октавиан. А дельфин напоминал, что богиня родилась из морской пены.

    11. Вероятно, в левой руке Августа первоначально было копье -
    еще один символ героя. В эпоху Возрождения его заменили скипетром - знаком императорской власти.

    Понятно, что людям нашего времени все эти присутствующие на его статуе детали мало что могут сказать, потому, что знатоков древней истории среди тех, кто её рассматривает, не так уж и много.
    Однако, в то время любому римлянину было достаточно всего лишь бросить на неё беглый взгляд, чтобы убедиться: да, Октавиан Август и в самом деле - фигура божественная, а все, что он делает - полезно для общества и хорошо для каждого.


    Close