Речевая готовность детей к обучению в школе

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:
- к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также
предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе
начинается обучение чтению и письму;

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают
осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонема тического развития;
- развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие
закономерности морфологического и синтаксического порядка. Усвоение
грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря
позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.
В исследованиях показано, что дети 6 – 7 лет
овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. У них появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения:


1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков типа «ауи»; анализ слогов типа «оп»; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой», «твёрдый», «мягкий». Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования , правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам; владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять самостоятельно рассказ–описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом . Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Эта одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).


Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико– грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Советы логопеда:

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть диктофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Наталья Мамаева
Речевая готовность ребенка к школе

Речевая готовность ребенка к школе . Учитель-логопед Мамаева Н. Л. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус : дошкольник становится школьником . Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка . Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде :

Хорошее физическое развитие ребенка ;

Развитый физический слух;

Развитая мелкая моторика пальцев

Нормальное функционирование ЦНС

Владение знаниями и представлениями об окружающем мире

Произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя

Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

Коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми

работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность

к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи : умение выделять начальный гласный звук из состава речи : умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный – согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» , звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами : меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы .

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе , - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье . Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом . Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу , когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро) . Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники , которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы . Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л) . Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков в словах (бочка – почка) . Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме) .

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка. Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка , чтобы начать логопедическую работу с ним до школы , предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе . Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Речевая готовность ребенка к школе

(выступление учителя-логопеда)

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

 хорошее физическое развитие ребенка;

 развитый физический слух;

 развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

 нормальное функционирование ЦНС;

 владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

 произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

 познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

 коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи ; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап ; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Обучение грамоте
в подготовительной к школе группе

В систему коррекционного обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению ее элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение не только произносить, но и различать все фонемы родного языка.

Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях.

  • Подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова.
  • Формирование навыка беглого послогового чтения.

Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи , определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Далее учат выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак) , а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак) . Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «гласный», «согласный».

На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ и син усваивать качественную характеристику звуков - твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.

Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (первый звук - глухой согласный, второй - гласный, третий - звонкий согласный, четвертый - гласный, например, козы ). Одновременно детей знакомят с графическим изображением гласных, а затем согласных букв. Сначала буквы вписываются в схему слова, затем дети читают слоги и слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Предлагаются варианты преобразования слова (лак - рак - мак).

Обращается внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) детей учат расчленять предложения на слова, прочитать их. Они усваивают разницу между словом и предложением, соблюдая паузы между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.

От чтения предложений дети переходят к осмысленному беглому чтению легких текстов, дают осмысленные ответы по прочитанному тексту, учатся ставить вопросы и пересказывать прочитанное.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью

Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.


Консультация для родителей

«Что такое ОНР?»

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

В нашем детском саду работают две логопедические группы, одна из них для детей с логопедическим заключением ОНР. Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

Более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

Экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

Дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

У детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

Речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень - у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень - к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень - уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень - наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.

При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.

Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.

В современной психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». В решении вопросов готовности детей к школьному обучению существует два направления. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники педагогического подхода определяют готовность к школе по сформированным у дошкольников учебным навыкам: считать, писать. Такой подход непродуктивен по двум причинам:

направлен исключительно на решение задачи по отбору детей, готовых к школе на основе сформированных учебных навыков;

констатирует уровень усвоения конкретных учебных навыков.

Педагогический подход оставляет неразрешенным спектр вопросов, связанный с актуальным и потенциальным психическим развитием ребенка. Возможными отклонениями в развитии не обозначает зону ближайшего развития дошкольника. Понимание этих ограничений заставило педагогов обратиться к помощи психологов в решении проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Таким образом, сформировался второй подход.(46)

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих разнообразные факторы и характеристики психической сферы дошкольника.

А.Анастази практикует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими характеристиками усвоения школьной программы, необходимыми для оптимального уровня развития». (2)

И.Шванцара более четко определяет понятие готовности, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». (42)

Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.(3)

А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.(23)

Л.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью». (8)

Необходимо также учитывать, что дошкольный возраст является переходным, кризисным.

Д.Б.Эльконин считал, что готовность к школе включает не только оценку новообразований прошедшего возрастного периода, но и начальные формы деятельности следующего периода, а также уровень развития симптомов, которые характеризуют кризис симптомов, которые характеризуют кризис семи лет. Поэтому Д.Б. Элькони выделяет в качестве основных компонентов готовности к школе как сформированность игровой деятельности, так и зачатки учебных новообразований. (69)

Исследования Лисиной М.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как речевая готовность к школьному обучению.(44)

Прежде всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей пяти-семи лет, о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника. (45)

Дошкольник

Младший школьник

Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, неустойчивость, непроизвольность внимания.

Особенное:

Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой.

Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям.

Образование «детского общества»

Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения.

Правдивость, открытость.

Преобладание неустойчивого внимания.

Преобладание непроизвольности психических процессов.

Неустойчивость интересов и желаний.

Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.

Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.

Образование детского коллектива, формирование общественной направленности.

Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя.

Внутренняя позиция школьника.

Формирование произвольности.

Глобальность интересов.

Дифференциация способностей.

Хорошая работоспособность.

Приятие норм и требований поведения.

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие структурные компоненты(53):

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции». (70)

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к педагогу, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. (30)

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях.

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Активно развивается в этот период самооценка - важная форма проявления самосознания.

Самооценка 6-летнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, он может оценивать себя правильно, в овладении грамотой - переоценивать, в пении - недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога.(32)

Представление 6-летнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений: ценностность 1) отношения к себе окружающих; 2) общения; 3) деятельности; 4) нормативного отношения к действительности; 5) реально-практического функционирования.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

Е.И.Рогов (53) указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.).

14. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

15. Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов.

16. Различать гласные и согласные звуки.

17. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

19. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и педагогом. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками.

Социально-психологическая готовность к школе включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться со сверстниками, с педагогом. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Дети, предпочитающие играть с взрослым или общаться с ним по поводу конкретных вещей, не способны долго слушать педагога, часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более или менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше.

г) речевая готовность. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.(36)

Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В этой связи очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:

правильность произношения звуков;

умение различать звуки речи на слух;

владение элементарными навыками звукового анализа слов;

словарный запас;

связную речь.

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта, уровень развития речи (см. таблицу 1.1.).

Критерии готовности детей к школьному обучению

Таблица 1.1.

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Планирование (умение организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью)

Полностью соответствует

Частично соответствует

Не соответствует цели

2. Контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью)

Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью

Частичное соответствие

Полное несоответствие, сам ребенок этого не видит

3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности)

Стремится к анализу и общению, хочет учиться

Стремится ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться

Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет

4. Уровень развития интеллекта

Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий

Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки.

Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

5. Уровень развития речи

Правильное звукопроизношение, владеет связностью речевого высказывания, владеет пересказом, составлением рассказов, словесным описанием.

Нарушения сложных в артикуляции звуков в связи с неразличением звуков близких по параметрам, недостаточный словарный запас, несформирована монологическая форма речи, страдает звуковой анализ и речь ситуативна.

Речь не выступает средством общения, ребёнок замкнут. Проявляются трудности коммуникации.

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Основными показателями речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:

более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание,

завершается процесс фонематического развития,

развитие лексико-грамматического строя речи,

обогащение словаря,

совершенствование словесно - логического мышления.


Close