Как показала практика, каждый педагог выбирает наиболее удобный для себя вариант оформления журнала обследования устной и письменной речи. Альтернативой такому журналу являются различного рода протоколы.

Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся отличаются простотой оформления и полнотой сведений. Их цель - показать наличие речевого дефекта. Протокол логопедического обследования содержит материал, на основе которого логопед делает первичное заключение. Пример заполнения протокола логопедического обследования приведен на с. 28.

7. Паспорт логопедического кабинета

Составляется логопедом и содержит сведения о:

Состоянии кабинета в соответствии с нормативно-гигиеническими нормами;

Расположении кабинета в здании и возможности совмещения с другими специалистами школы (психолог, социальный педагог и т.д.);

Наличии в кабинете мебели;

Наличии необходимых пособий (картотека);

Наличии методической литературы;

Наличии другого оборудования (зонды, кушетка и инструментарий для массажа и т.д.).

Данный документ заверяется директором школы, хранится у логопеда. В ходе работы логопед может дополнять или вносить изменения в список имеющихся пособий.

8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий

В качестве журнала посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий логопед может использовать школьный журнал, журнал для факультативных занятий или специально оформленный журнал.

Основная цель данного документа - фиксирование посещения занятий (индивидуальных или групповых) каждым ребенком и наполняемости фронтальных занятий в каждой группе. Оформление журнала посещаемости основывается на требованиях, предъявляемых к заполнению классного журнала (без оценивания знаний учащихся). Данный документ, наряду с другой документацией образовательного учреждения, представляет собой финансовый документ и проверяется администрацией ОУ.

Несмотря на то, что логопед является сотрудником образовательного учреждения и его занятия имеют некоторое сходство с уроками русского языка, в оформлении тем занятий есть значительные отличия. Формулировок типа «Безударные гласные», «Именительный падеж существительных», «Употребление удвоенных согласных», «Контрольная работа по теме...» и т.д. в журнале логопеда быть не должно, так как вышеперечисленные темы не являются коррекционными. Занятия на подобные темы с учащимися проводят учителя русского языка или учителя начальных классов. Чтобы избежать подобного рода ошибок, логопеду предпочтительнее определять тему занятия следующим образом: «Практическое употребление существительных в форме;.. падежа», «Гласные звуки и буквы», «Слоговой анализ двусложных слов», «Дифференциация букв...» и т.д.

9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени

График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем количеством "часов, которое определено в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». График работы заверяется директором школы. Пример заполненного графика приведен на с. 43.

Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста. Ее цель - определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В циклограмме отражена следующая информация:

Количество групп, занимающихся на логопункте;

Количество фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;

Частота проведения занятий с конкретной группой или ребенком;

Продолжительность занятий и перерывов между ними.

Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе - устранение нарушений письма и чтения либо их предупреждение. Таким образом, большая часть времени отводится на групповую работу по исправлению вышеперечисленных нарушений. Например, из 25 детей, зачисленных на логопункт, 6-7 человек посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.

Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма рабочего времени.

Утверждаю _

Директор МОУ № _

Необходимый документ в организации работы учителя-логопеда в детском саду - циклограмма на неделю. Предлагаемый вариант включает подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми, методическую и консультативную деятельность, оформление документации.

Просмотр содержимого документа
«Документация логопеда. Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда в детском саду на логопедическом пункте.»

Циклограмма рабочей недели учителя -логопеда на логопедическом пункте детского сада

Учитель-логопед

Маркина Н.Н.

прогимназия №237

Циклограмма рабочей недели (20 часов) учителя-логопеда. Логопункт.

Подгрупповые занятия с детьми.

Индивидуальные занятия, занятия в подвижных микрогруппах.

Методическая работа с педагогами.

Документация.

Консультативная работа с родителями.

Понедельник

9.00-13.00

9.00 - 11.40

11.40 - 12.30

12.30 - 13.00

Оформление индивидуальных

логопедических тетрадей

Консультации по запросам родителей по коррекции речи

Вторник

13.00-17.00

15.00 - 16.00

14.00 - 15.00

13.00 - 13.50

согласование с воспитателями требований к речи детей в ходе коррекции

16.00 - 17.00

организация речевого

режима в семье

Среда

9.00-13.00

9.00 - 11.50

11.55 - 12.40

12.40 - 13.00 с психологом – совместная коррекция

Консультации по профилактике речевых нарушений

Четверг

13.00-17..00

14.45 - 16.00

13.50 - 14.40

13.00 - 13.40

оформление индивидуальных логопедических тетрадей

16.00 - 17.00

индивидуальные

занятия в присутствии

родителей,

демонстрация приёмов коррекции

Пятница

9.00-13.00

9.00 - 11.40

11.40 - 12.30

12.30 - 13.00

речевые карты, материал домой на закрепление

Консультации при оформлении воспитанников на ПМПК

Источники

    Поваляева М. А. “Справочник логопеда” Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2008.

    Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. Москва. “Творческий центр”, 2004.

    Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. М., ТЦ Сфера, 2008.

    Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.

Методическое объединение учителей-логопедов и дефектологов дошкольных образовательных учреждений

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

учителя-логопеда ДОУ

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативно-правовых документов .

    «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.

      Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда ) с. 137 – 140.

      Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях, с. 220-221.

    Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1.

Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» от 13.01.96г. №12 – ФЗ.

    Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.

ж/л «Вестник образования » № 10 – 1996 г.

    Конвенция о правах ребенка. ж/л «Вестник образования » №10 – 1991г.

    Российский федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Ж/л «Вестник образования » 1999 г.

«Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН о правах ребенка». Ж/л "Вестник образования " №16 – 2000 г.

    Должностные обязанности учителя-логопеда.

Программно -методическое обеспечение деятельности учителя логопеда ДОУ.

    Акт заседания ПМПК.

    Список детей группы.

    Циклограмма деятельности учителя-логопеда.

    Регламентированная деятельность.

    Списки детей по подгруппам.

    Годовой план организационно-методической работы.

    Перспективный план коррекционной работы.

    Календарные планы с указанием источника конспекта и пояснительной запиской, если уменьшено количество занятий.

    Отчет о проделанной работе (цифровой и текстовой).

    Речевые карты детей.

    Индивидуальные тетради детей.

Приоритетное направление деятельности учителя-логопеда ДОУ.

1 страница : Визитная карточка:

    Образование

    Стаж работы

2 страница : Выбранная тема.

3 страница: Актуальность выбранной темы.

4 - Перспективные и индивидуальные планы по направлению; несколько конспектов занятий по выбранной теме; консультации.

Диагностическое обследование.

    Перечень речевых методик (картинный материал).

    Тетрадь диагностики.

Примерный план написания отчета учителя-логопеда

    Список детей с указанием логопедического заключения на моменты поступления в группу и выпуска из нее;

    Количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ;

    Сведения о пополнении оборудования логопедического кабинета;

    Сведения о повышении квалификации логопеда в течение учебного года.

Примерная схема проведения индивидуального логопедического занятия:

    Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:

    упражнения для челюстей;

    упражнения для губ;

    упражнения для языка;

    мимические упражнения.

    Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:

    пальчиковая гимнастика;

    массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

    Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения;

    Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

    Коррекционная работа по звукопроизношению:

    постановка звука;

    автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);

    дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);

    автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений;

    упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы…)

Перечень необходимой документации учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте:

    Журнал первичного обследования речи и консультаций детей.

    Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия.

    Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия.

    Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения.

    Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий.

    Журнал динамического наблюдения.

    Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.

    Годовой план консультативно-методической работы с педколлективом ДОУ и родителями.

    Отчет о проделанной работе за прошедший учебный год.

    Речевая карта на каждого зачисленного ребенка.

Журнал первичного обследования речи и консультаций детей

п / п

Дата обследо-вания

Фамилия, имя ребенка

Состояние артикуляционного аппарата

Состояние речи

Строение

Подвижность

Звукопроизно- шение

Фоне-

матичекое

восприятие

Словарный

запас

Грамматический

строй речи

Просодика

Первичное логопедическое заключение. рекомендации

Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия

на _________ учебный год

Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия

на_________ учебный год

Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения

Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий

_________ учебный год

Журнал динамического наблюдения

Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ.

Основные направления

Сроки

I Работа

с детьми

диагностическое направление

Коррекционно-развивающее

направление

    Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей подготовительных групп/ранее занимавшихся на логопункте), комплектация подгрупп

    Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.

    Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование

    Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы/занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

    Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии (комплектация логопедических групп/зачисление на логопункт).

    Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте.

III неделя

сентября

В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей

январь-февраль, май-

для детей средней, старшей групп.

февраль- март

II Работа

с педагогами

    Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия.(ПМПк)

плановые

ПМПк ДОУ

    Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования.

консультативное

направление

    Консультация для воспитателей:

    Семинары:

    Практикумы

    Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом.

    Участие в проведении городских методических объединений:

    Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПК), определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения.

    Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет).

III Работа

с родителями

    Консультирование родителей адаптационных групп

    Анкетирование родителей

    Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования)

    Проведение консультаций на родительских собраниях:

    Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению, фронтальных занятий: «День открытых дверей»

    «Логопедические уголки» на тему:

    Информационные стенды:

    Тематические выставки книг

    Папки-передвижки

В часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности

в течение учебного года

в течение учебного года

IV Работа по

повышению квалификации

    Изучение новинок методической литературы.

    Участие в проведении методических объединений.

    Прохождение курсов повышения квалификации.

    Аттестация на квалификационную категорию.

    Разработка новых методических пособий.

    Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группе.

Порядина Ольга Вениаминовна, учитель-логопед

Место нахождения структурного подразделения (логопункта):

Российская Федерация, 184209, Мурманская область, город Апатиты, улица Ферсмана, дом 38а

Адрес электронной почты структурного подразделения (логопункта): нет

Положение о структурном подразделении (логопункте): (Открыть, PDF)

Для чего и зачем необходим логопедический пункт в детском саду?

Ещё ребёнок не появился на свет, а его речь уже постепенно начинает развиваться. При рождении этот процесс резко ускоряется. Задолго до появления первого слова происходит становление всей речевой системы. И главная роль в развитии речи, в первую очередь, принадлежит родителям. Очень важно вовремя заметить отставание и нарушения в развитии речи.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире.

Итак, возвращаюсь к вопросу, поставленному в начале: для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

Для чего? Обследовать воспитанников дошкольного образовательного учреждения для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Зачем? Организовать своевременную логопедическую помощь для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.

Логопедический пункт (сокращенно «Логопункт»)

Это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети, более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь, только в виде консультаций в специально отведённое для этого время. В нашем детском саду – это понедельник, с 16-30 до 18-00.

Дети с каким диагнозом (логопедическим заключением) зачисляются на Логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР
  • общее недоразвитие речи - ОНР - третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.

В каком режиме проходят занятия на Логопункте?

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 25 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Сколько детей зачисляется на Логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев). Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, стоящий на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.

Логопед ведет работу по следующим направлениям:

  • общее коррекционное развитие;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • работа над связной речью;
  • дыхательная гимнастика;
  • постановка звуков;
  • устранение аграмматизмов в речи;
  • развитие слухового внимания детей;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  • своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста.

График работы Логопункта

Документы логопункта

  • Приказ об открытии логопедического пункта в МАДОУ детский сад №15 от 06.12.13 г. (Открыть, PDF)
  • Циклограмма учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год (Открыть, PDF)
  • Годовой план работы на 2019-2020 учебный год (Открыть, PDF)
  • Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год (Открыть, PDF)
  • Договор об оказании коррекционно-логопедических услуг детям с нарушениями речи (Открыть, PDF)
  • Заявление на зачисление ребенка в логопедический пункт (Скачать, DOCX)

Консультации (для родителей)

  • О нормальном речевом развитии ребёнка (Открыть, PDF)
  • Ранние признаки нарушений развития речи (

Close