Тема: Новый год и его особенности.

Задачи урока: познакомить детей с историей и традициями праздника Нового года в разных странах; выучить имена Дедов Морозов в разных странах мира; развивать чёткую и грамотно поставленную речь; воспитывать любовь к традициям своего народа.

Планируемые результаты: выучить историю и традиции праздника, запомнить имена Дедов Морозов в разных странах; давать грамотные и полные ответы.

Оборудование: разноцветные мелки, карточки с заданиями по пройденному материалу.

Предварительная работа: украсить класс в новогоднем стиле, подготовить карточки с заданиями.

План урока:

I. Организационная часть.

II. Закрепление прошлой темы. Проверка домашнего задания.

III. Оповещение темы и целей урока.

IV. Новый материал.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

VII. Итог урока.

VIII. Дом. задание.


Ход урока

I. Организация класса, проверка готовность к уроку. Дети хором читают четверостишие.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Интересное узнать.

II. Закрепить знания учащихся прошлой темы. Проверить домашнее задание.

III. Объявить тему и цели урока. Сегодня мы проведём необычный урок (при возможности украсить класс в новогодней тематике). Посмотрите вокруг. Вам нравится как украшен наш класс? А как вы думаете, про какой праздник мы сегодня поговорим? Правильно, тема сегодняшнего урока «Новый год и его особенности». Мы поговорим об этом долгожданном празднике, который любят и взрослые и дети. Узнаем его историю, откуда он к нам пришёл. Вспомним новогодние традиции и ещё много интересного.

IV. Изучение нового материала. Учитель читает стихотворение "Новый Год" Н. Найденовой.

Лесом частым,
Полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски...
Ты - медведь, а я - лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Ребята, а кто придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл? В древности наши предки его отмечали 1 марта. Люди зажигали огоньки на ёлках в виде свечей, с надеждой на хороший урожай в новом году. Когда народ принял христианскую веру, праздник перенесли на первый день осени - сентябрь. И только в 1700 году, по указу царя Пётра I, Новый год принято отмечать 1 января.

О каких новогодних традициях нашего народа вы знаете? Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка - это символ новогоднего праздника. Ещё одна традиция - пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году. Также этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда.

А кто может рассказать, как отмечают Новый год в других странах?

В Англии люди под бой часов открывают заднюю дверь, чтобы все ненастья ушли из дома, а с последним ударом открывают входные двери и дают зайти удаче, благосостоянию, здоровью.

Венгерский народ в полночь громко играет на дудочках, свистульках, рожках. Они считают, что это помогает выгнать из дома злых духов.

Немцы всех возрастов забираются на стулья, диваны, кресла и с наступлением праздника прыгают на пол. Они говорят, что это помогает впрыгнуть в новый год чистым и безгрешным.

Итальянцы в последнюю минуту старого года выкидывают на улицу ненужную посуду, вещи, мебель. Это позволяет им избавится от плохой энергетики.

В Испании принято съесть 12 виноградин и загадать 12 желаний.

В Скандинавии существует традиция хрюкать под столом, скандинавы утверждают, что это помогает им избавится от болезней и неудачи.

А вот в Китае Новый год празднуют не первого января, празднование назначается в разные дни. Главная особенность китайского Нового года - это украшение домов и улиц маленькими фонариками. А дети рисуют свою мечу на листке бумаги и перед сном, кладут его под подушку.

В Индии Новый год называют Гуди Падва, в этот день индийцы обязательно должны съесть листья дерева ним-ним.

Болгария - это страна где самый маленький член семьи читает гостям стихи, поёт песни, дарит сувениры, которые снимает с ёлки.

Для разрядки детям предлагается сыграть в игру «Кто больше». Разделить учащихся на две команды, по очереди они называют слова, которые можно отнести к Новому году. Выигрывает команда, которая остановится последней.

Дети, а без кого не бывает новогоднего праздника? Как он выглядит? А кто его помощница? Как зовут Деда Мороза в разных странах?

В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании - это Санта Клаус. Отличается от нашего одеждой, на нём всегда одета красная куртка с белым мехом и шаровары.

В Швеции их вообще два: Юлтомтен и Юлниссаар, они награждают послушных детей и оставляют им подарки под окном.

И во Франции тоже два Деда Мороза: Пэр-Ноэль и Шаланд. К итальянским детям в новогоднюю ночь прилетает фея Бефана.

В Румынии - Мош Кречун. Финляндия славится Йоулупукки, он всегда находится в свите гномов. В Эстонии - Йиулувана.

А ребята из Узбекистана с нетерпением ждут Корбобо, который приезжает на ослике.

Все Дедушки Морозы разные по внешнему виду, но все они дарят новогоднее настроение, радость, веселье и долгожданные подарки.

Игра «Нарисуем ёлку». Дети делятся на две команды и по очереди выходят к доске рисовать один элемент ёлки. Побеждает команда у которой новогодняя красавица будет нарядней.

V. Физминутка. Предлагается детям сыграть в игру «Матушка зима». Учитель читает и показывает что надо делать.
Пришла Матушка зима,
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой )

По сугробам мы пойдём,
В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей )

Вдруг синичек увидали,
Им мы ручкой помахали (помахать ручкой )

А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули
(взмахи обеими руками )

Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок )

Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились
(покружиться на месте )

Ручками захлопали
(хлопнуть 4 раза )
Ножками затопали
(топнуть 4 раза )

К ёлке вместе подбежали
И УРА!!! Ей закричали.
(подходим к ёлке - ура!!!)

А теперь мы всем народом,
Скажем дружно…
С НОВЫМ ГОДОМ!!!

Лексическая тема «Новый год»

Предметы:

Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки:

новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.

Действия:

украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Задания

1. Один – много:

(именительный падеж множественного числа): шар – шары, праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

2. Есть – нет:

(родительный падеж единственного числа): шар – нет шара праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

3. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …; одна елка, две … , три …, четыре …, пять… . одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

4. Работа с картинкой.

Какой веселый праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся у Новому году? Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем? Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков? Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена? Какие елочные игрушки есть у тебя дома?

Тема "Новый год"

Повторить приметы зимы, зимние месяцы, выучить стихи про Новый год, Деда Мороза, Снегурочку или новогоднюю ёлку;

Побеседовать с ребенком о предстоящем празднике, что он обозначает;

Совместно украсить новогоднюю ёлку, рассмотреть её и рассказать, как и какими игрушками украшают лесную красавицу;

Сходить с ребёнком на новогодние представления.

1.

Праздник, представление, Дед Мороз, шапка, шуба, борода, валенки, рукавицы, Снегурочка, корона, хоровод, подарки, ёлка, игрушки, хлопушки, бусы, гирлянды, шары, фонарики, колокольчики, лампочки, огоньки, петрушки, зайки, мишки, зима, мороз, холод, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снежки, снеговик, сугробы, горка, лёд, сосульки и т.д.

Праздничный, яркие, блестящие, весёлые, сказочные, зелёная, пушистая, нарядная, блестящая, снежная, морозная, холодная, белые, лёгкие, холодные, красивые, узорчатые, и т.д.

Танцуют, веселятся, смеются, радуются, пляшут, поют, читают, играют, поздравляют, получают, благодарят, падает, кружится и т.д.

4.Проиграть в игры

Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый год)

К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... (елка)

Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные... (игрушки)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).

Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощекий,
Кто же это? ...(Дед Мороз)

Раз, два, три, четыре, пять.

Новый год идём встречать.

Рядом с ёлкой в Новый год

Дети водят хоровод.

На ветвях для детворы

Есть гирлянды и шары,

Колокольчики висят,

Ярко лампочки горят.

К нам приедет Дед Мороз

Привезёт подарков воз.

И конфеток 2 мешка

Для меня и для дружка.

(Пальчики шагают.)

(Скрещиваем пальчики ладоней), (Показывая круг, шагая пальчиками)

(Кулачок-ладошка)

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

(Поглаживаем «бороду»)

(«Рисуем в воздухе круг»)

(Показываем пальцы обеих ладоней)

(Прижимаем ладонь к груди, показываем на рядом сидящего)

8. Попросите ребёнка рассказать о проведении праздника в детском саду и вашего семейного новогоднего праздника. Помогите ему составить интересный рассказ, где есть начало, содержание и конец рассказа.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. НОВЫЙ ГОД

Новая лексика

Существительные:

лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки

(лыжные), украшения (елочные), праздник

(Новый год, Рождество), лопата, хоккей, клюшка, шайба.

Глаголы:

ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, катать,

сгребать, разгоняться.

Прилагательные:

лыжный, быстрый, зимний, скользкий, искристый, липкий, рыхлый (снег), новогодний, рождественский, крещенские (морозы).

Наречия:

шумно, весело, радостно, нарядно, празднично, интересно, сказочно, ловко, лихо.

Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник

(какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...

Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учить детей различать и правильно употреблять предлоги {на, под, за, в) в предложении, развивать зрительное

внимание.

Ход игры. Перед детьми ёлка: на ёлке шарики, под ёлкой коробка, в коробке - подарки, за ёлкой зайчик. Воспитатель

обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все

ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарики висят под ёлкой. - Неправильно! -

Какие слова перепутал Незнайка? - «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. - Неправильно! Подарки лежат в коробке. - Какие слова перепутал Незнайка? - «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание, правильно строить предложение, развивать слуховоевнимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди ёлку»

Цели: совершенствовать фонематические представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять место

звука в слове (начало, середина, конец).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо на

ковролинографе), в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на нижних

В которых звук [н] в конце, на ветках посередине - в середине.

Картинки: конфета, носорог, гномик, бантик, слон, машина, телефон, нота.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонические процессы, умение определять последовательность

ков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (раскрасить кружки: твёрдые согласные

звуки - синим цветом, мягкие согласные - зелёным, гласные - крас-ным).

СТАРЫЙ ГОД

Все ждут, конечно, Новый год,

А я - жалею Старый.

Ведь он совсем от нас уйдёт!

Мне даже грустно стало.

А я уже привык к нему,

Я за год с ним сдружился.

Я с ним сдружился потому,

Что плавать научился,

Что море видел первый раз

И что сестрёнка родилась.

Мне правда грустно стало,

Что год уходит старый.

Е. Григорьева

Нарядили ёлку в праздничное платье:

В пёстрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,

поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезится им ёлка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

К. Фофанов

НОВЫЙ ГОД

На реке искрится лёд,

Снег кружится нежно.

Славный праздник Новый год,

Потому что снежный!

Дед Мороз рукой махнёт -

Запоём мы звонко.

Славный праздник Новый год,

Потому что громкий!

На столе огромный торт,

Пряник, шоколадка.

Славный праздник Новый год,

Потому что сладкий!

Вокруг ёлки хоровод,

Огоньки на ветках...

Славный праздник Новый год!

Жаль, бывает редко.

А. Румянцев

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

ЗИМНИЙ ГОСТЬ

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья...

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

Н. Найдёнова

ЧТО ЗА ГОСТЬЯ К НАМ ПРИШЛА?

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не мишка косолапый,

Хоть её мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ёжик,

Хоть на ёжика похожа.

Кто пушист, хоть не цыплёнок, -

Должен знать любой ребёнок.

Догадаться очень просто,

Кто пришёл к нам нынче в гости?

Р. Фархади

Текст для пересказа

ПОЕЗД

Везде снег. У Маши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины - к Мишиным. Мишины - к Машиным. Получился поезд. Миша

кричит: - Ту-ту! Он машинист.

Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор.

А папа тянет за верёвочку и приговаривает: - Чух-чух... Чух-чух...

Значит, он паровоз.

Вопросы:

Как звали детей, которые катались на санках?

Чего не было у папы?

Что придумал папа?

Во что стали играть дети?

Кем был Миша?

Кем была Маша?

Что делал папа?

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Наступило утро 31 декабря. Петя проснулся очень рано, он знал - сегодня долгожданный праздник Новый год. Он

встал с кровати и прислушался - было тихо. Все спали. Петя вышел из комнаты и пошёл в гостиную. Там стояла

большая новогодняя ёлка. И вдруг, подойдя к самой двери, он услышал какой-то шум...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Новый год»

Предметы:

Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки:

новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.

Действия:

украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Задания

1. Один – много:

(именительный падеж множественного числа): шар – шары, праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

2. Есть – нет:

(родительный падеж единственного числа): шар – нет шара праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

  1. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …; одна елка, две … , три …, четыре …, пять… . одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

  1. Работа с картинкой.

Какой веселый праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся у Новому году? Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем? Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков? Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена? Какие елочные игрушки есть у тебя дома?

Тема "Новый год"

Повторить приметы зимы, зимние месяцы, выучить стихи про Новый год, Деда Мороза, Снегурочку или новогоднюю ёлку;

Побеседовать с ребенком о предстоящем празднике, что он обозначает;

Совместно украсить новогоднюю ёлку, рассмотреть её и рассказать, как и какими игрушками украшают лесную красавицу;

Сходить с ребёнком на новогодние представления.

  1. Предметный словарь (имя сущ. что это?):

Праздник, представление, Дед Мороз, шапка, шуба, борода, валенки, рукавицы, Снегурочка, корона, хоровод, подарки, ёлка, игрушки, хлопушки, бусы, гирлянды, шары, фонарики, колокольчики, лампочки, огоньки, петрушки, зайки, мишки, зима, мороз, холод, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снежки, снеговик, сугробы, горка, лёд, сосульки и т.д.

2.Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)


Праздничный, яркие, блестящие, весёлые, сказочные, зелёная, пушистая, нарядная, блестящая, снежная, морозная , холодная, белые, лёгкие, холодные, красивые, узорчатые, и т.д.

3.Глагольный словарь (Что делают? Что с ними можно делать?):

Танцуют, веселятся, смеются, радуются, пляшут, поют, читают, играют, поздравляют, получают, благодарят, падает, кружится и т.д.

4.Проиграть в игры

«Раздели слова на слоги!», «Нет чего?», «Много чего?, «Один-много», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!»,

«Какой, какая, какие!», «Что делают?!».

5. Учим разгадывать загадки, мыслить, чувствовать рифму.


Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый год)

К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... (елка)

Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные... (игрушки)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).

Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощекий,
Кто же это? ...(Дед Мороз)

6.Закрепить пальчиковую гимнастику «Новый год».

Раз, два, три, четыре, пять.

Новый год идём встречать.

Рядом с ёлкой в Новый год

Дети водят хоровод.

На ветвях для детворы

Есть гирлянды и шары,

Колокольчики висят,

Ярко лампочки горят.

К нам приедет Дед Мороз

Привезёт подарков воз.

И конфеток 2 мешка

Для меня и для дружка.

(Пальчики шагают.)

(Скрещиваем пальчики ладоней), (Показывая круг, шагая пальчиками)

(Кулачок-ладошка)

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

(Поглаживаем «бороду»)

(«Рисуем в воздухе круг»)

(Показываем пальцы обеих ладоней)

(Прижимаем ладонь к груди, показываем на рядом сидящего)

7. Выучить стихи наизусть (можно любые на ваш выбор).

8. Попросите ребёнка рассказать о проведении праздника в детском саду и вашего семейного новогоднего праздника. Помогите ему составить интересный рассказ, где есть начало, содержание и конец рассказа.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. НОВЫЙ ГОД

Новая лексика

Существительные:

лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки

(лыжные), украшения (елочные), праздник

(Новый год, Рождество), лопата, хоккей, клюшка, шайба.

Глаголы:

ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, катать,

сгребать, разгоняться.

Прилагательные:

лыжный, быстрый, зимний, скользкий, искристый, липкий, рыхлый (снег), новогодний, рождественский, крещенские (морозы).

Наречия:

шумно, весело, радостно, нарядно, празднично, интересно, сказочно, ловко, лихо.

Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник

(какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...

Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учить детей различать и правильно употреблять предлоги {на, под, за, в) в предложении, развивать зрительное

внимание.

Ход игры. Перед детьми ёлка: на ёлке шарики, под ёлкой коробка, в коробке - подарки, за ёлкой зайчик. Воспитатель

обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все

ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарики висят под ёлкой. - Неправильно! -

Какие слова перепутал Незнайка? - «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. - Неправильно! Подарки лежат в коробке. - Какие слова перепутал Незнайка? - «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание, правильно строить предложение, развивать слуховоевнимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди ёлку»

Цели: совершенствовать фонематические представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять место

звука в слове (начало, середина, конец).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо на

ковролинографе), в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на нижних

В которых звук [н] в конце, на ветках посередине - в середине.

Картинки: конфета, носорог, гномик, бантик, слон, машина, телефон, нота.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонические процессы, умение определять последовательность

ков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (раскрасить кружки: твёрдые согласные

звуки - синим цветом, мягкие согласные - зелёным, гласные - крас-ным).

Стихи для чтения и заучивания наизусть

СТАРЫЙ ГОД

Все ждут, конечно, Новый год,

А я - жалею Старый.

Ведь он совсем от нас уйдёт!

Мне даже грустно стало.

А я уже привык к нему,

Я за год с ним сдружился.

Я с ним сдружился потому,

Что плавать научился,

Что море видел первый раз

И что сестрёнка родилась.

Мне правда грустно стало,

Что год уходит старый.

Е. Григорьева

НАРЯДИЛИ ЁЛКУ В ПРАЗДНИЧНОЕ ПЛАТЬЕ...

Нарядили ёлку в праздничное платье:

В пёстрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,

поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезится им ёлка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

К. Фофанов

НОВЫЙ ГОД

На реке искрится лёд,

Снег кружится нежно.

Славный праздник Новый год,

Потому что снежный!

Дед Мороз рукой махнёт -

Запоём мы звонко.

Славный праздник Новый год,

Потому что громкий!

На столе огромный торт,

Пряник, шоколадка.

Славный праздник Новый год,

Потому что сладкий!

Вокруг ёлки хоровод,

Огоньки на ветках...

Славный праздник Новый год!

Жаль, бывает редко.

А. Румянцев

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

ЗИМНИЙ ГОСТЬ

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья...

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

Н. Найдёнова

ЧТО ЗА ГОСТЬЯ К НАМ ПРИШЛА?

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не мишка косолапый,

Хоть её мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ёжик,

Хоть на ёжика похожа.

Кто пушист, хоть не цыплёнок, -

Должен знать любой ребёнок.

Догадаться очень просто,

Кто пришёл к нам нынче в гости?

Р. Фархади

Текст для пересказа

ПОЕЗД

Везде снег. У Маши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины - к Мишиным. Мишины - к Машиным. Получился поезд. Миша

кричит: - Ту-ту! Он машинист.

Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор.

А папа тянет за верёвочку и приговаривает: - Чух-чух... Чух-чух...

Значит, он паровоз.

Я. Тайц

Вопросы:

Как звали детей, которые катались на санках?

Чего не было у папы?

Что придумал папа?

Во что стали играть дети?

Кем был Миша?

Кем была Маша?

Что делал папа?

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Наступило утро 31 декабря. Петя проснулся очень рано, он знал - сегодня долгожданный праздник Новый год. Он

встал с кровати и прислушался - было тихо. Все спали. Петя вышел из комнаты и пошёл в гостиную. Там стояла

большая новогодняя ёлка. И вдруг, подойдя к самой двери, он услышал какой-то шум...


Тема: «Новогодний праздник»

1. Ответить на вопросы:

  • Какой праздник приближается? (Приближается Новый год)
  • Кто придет в гости к детям в этот праздник?
  • Что наряжают на этот праздник?
  • Вокруг чего дети будут водить хоровод?

2. Ответь по образцу:

  • Игрушки для украшения елки - какие7 - елочные.
  • Шары из стекла - какие7 - ………….. (стеклянные)
  • Флажки из бумаги - какие? - ………….(бумажные)
  • Зайцы из пластмассы - какие7 - ……..(пластмассовые)
  • Флажки разных цветов - какие7 - …….(разноцветные)

3. Выучить стихотворение:

Он с седою бородой,
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Добрый Дедушка Мороз!

4. Нарисовать в тетради новогоднюю елку , украсить ее гирляндами, разноцветными шарами и игрушками.

Тема: «Новогодний праздник»

1. Вспомни и назови какой сейчас месяц, время года. Какой праздник скоро наступит.

2. Нарисуй в тетради 2 елки - маленькую с синими шарами, большую с красными.

3. Ответь на вопросы:

  • Игрушки для украшения елки - елочные игрушки.
  • Шары из стекла (какие?) - …………………………
  • Флажки из бумаги (какие?) - ……………………….
  • Зайцы из пластмассы (какие?) - ……………………
  • Бусы разных цветов (какие?) - …………………….

4. Развитие логического мышления: ЛЫЖНИК ПЕРЕГНАЛ ПЕШЕХОДА. КТО ОТСТАЛ? КТО ВПЕРЕДИ?

5. Закончи предложения, употребив слово в нужной форме:

  • Мы решили слепить снеговика.
  • Мы приделали нос - морковку нашему …………..
  • Мы показали соседям нашего ……………………
  • Мы играли со ………………………………
  • Мы рассказали о ……………………….

6. Образуй новые глаголы от слова «Летать» при помощи приставок:

  • Синица с елки ……………….
  • Синица в кормушку …………..
  • Вокруг кормушки ……………..
  • С ветки на ветку …………………
  • Синица в дупло ……………….


Тема: «Мамин праздник. Женские профессии»

1. Расскажи, какой праздник приближается? Кого мы будем поздравлять в этот день? (Приближается праздник 8 марта. В этот день мы поздравляем всех женщин). Кого ты поздравишь в этот день? Расскажи, кем работает твоя мама, кто она по профессии? Кем еще могут работать женщины? Какие профессии ты еще знаешь? (учитель, воспитатель, повар, врач, швея, продавец, парикмахер, медсестра и т.д.)

2. «Назови ласково»: МАМА, БАБУШКА, СЕСТРА, ПОДАРОК, ЦВЕТЫ, СОЛНЦЕ, ДЕНЬ.

3. Подбери определения: (3 - 4)

  • Мама (какая?) - добрая, ласковая, нежная, внимательная, заботливая, красивая, и т.д.
  • Бабушка -
  • Сестра -

4. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ДЕНЬ, УЛЫБКА, ЦВЕТОК

5. Расскажи, кому что нужно для работы:

  • Иголка, нитки для работы нужны …… (Швее, портнихе)
  • Поварешка, кастрюля ……………………………………
  • Ножницы, расческа ………………………………………….
  • Указка, книга …………………………………………….
  • Бинт, шприц ………………………………………………
  • Весы, продукты………………………………………….

Домашние задания по лексической теме «Новый год» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Новый год»

Предметы: Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки: новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.

Действия: украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Задания

1. Один – много: (именительный падеж множественного числа):

шар – шары
праздник — …
елка — …
гирлянда — …
игрушка — …
хоровод — …

2. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

шар – нет шара
праздник — …
елка — …
гирлянда — …
игрушка — …
хоровод — …

3. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …;

одна елка, две … , три …, четыре …, пять… .

одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

4. Работа с картинкой.

Какой веселый праздник люди отмечают зимой?

Как мы готовимся у Новому году?

Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем?

Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков?

Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена?

Какие елочные игрушки есть у тебя дома? Из чего они сделаны?

Обведи простым карандашом Гарики по пунктирной линии. Раскрась шарики так, чтобы на елке было три красных шарика, пять синих и два желтых. Цвет для остальных шариков выбери самостоятельно.

Посмотри, что стоит под елкой. Как ты думаешь, кто оставил там мешок? Что лежит в нем?

Раскрась елку и мешок с подарками.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)

- дополнительный материал по теме "Зимние забавы".

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. НОВЫЙ ГОД

Новая лексика

Существительные:

лыжи,санки,коньки,снежки,снеговик,горка,каток, лыжи,палки(лыжные),украшения(елочные),праздник

(Новый год, Рождество), лопата, хоккей, клюшка, шайба.

Глаголы:

ездить,кататься,упасть,лепить,скользить,заливать, отталкиваться,украшать,танцевать,праздновать,катать,

сгребать, разгоняться.

Прилагательные:

лыжный,быстрый,зимний,скользкий,искристый, липкий,рыхлый(снег),новогодний,рождественский, крещенские (морозы).

Наречия:

шумно,весело,радостно,нарядно,празднично, интересно, сказочно, ловко, лихо.

Игра « Подберипризнаккпредмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник

(какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...

Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учитьдетейразличатьиправильноупотреблять предлоги{на,под,за,в)в предложении,развивать зрительное

внимание.

Ход игры. Перед детьми ёлка:наёлке шарики,подёлкой коробка,вкоробке-подарки,заёлкойзайчик.Воспитатель

обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все

ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарикивисятподёлкой.-Неправильно!-

Какие слова перепутал Незнайка? - «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. - Неправильно! Подарки лежат в коробке. - Какие слова перепутал Незнайка? - «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание, правильностроитьпредложение, развиватьслуховоевнимание.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпослушать предложение,вкоторомвсесловапоменялисьместами,и

построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди ёлку»

Цели: совершенствоватьфонематическиепредставления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять место

звука в слове (начало, середина, конец).

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямукраситьёлку игрушками(заданиевыполняетсялибовтетрадях,либона

ковролинографе), в названии которых есть звук [н].Наверхнихветкахбудутигрушки,в названии которых звук [н] в начале, на нижних

Вкоторыхзвук[н]вконце,наветках посередине - в середине.

Картинки: конфета, носорог, гномик, бантик, слон, машина, телефон, нота.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнятьартикуляциюзвуков,совершенствовать фонические процессы, умение определять последовательность

ков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковыесхемыслов(раскраситькружки:твёрдыесогласные

звуки - синим цветом,мягкие согласные - зелёным,гласные - крас-ным).

Стихи для чтения и заучивания наизусть

СТАРЫЙ ГОД

Все ждут, конечно, Новый год,

А я - жалею Старый.

Ведь он совсем от нас уйдёт!

Мне даже грустно стало.

А я уже привык к нему,

Я за год с ним сдружился.

Я с ним сдружился потому,

Что плавать научился,

Чтоморевиделпервыйраз

И что сестрёнка родилась.

Мне правда грустно стало,

Что год уходит старый.

Е. Григорьева

НАРЯДИЛИ ЁЛКУ В ПРАЗДНИЧНОЕ ПЛАТЬЕ...

Нарядили ёлку в праздничное платье:

В пёстрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,

поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезится им ёлка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

К. Фофанов

НОВЫЙ ГОД

На реке искрится лёд,

Снег кружится нежно.

Славный праздник Новый год,

Потому что снежный!

Дед Мороз рукой махнёт -

Запоём мы звонко.

Славный праздник Новый год,

Потому что громкий!

На столе огромный торт,

Пряник, шоколадка.

Славный праздник Новый год,

Потому что сладкий!

Вокруг ёлки хоровод,

Огоньки на ветках...

Славный праздник Новый год!

Жаль, бывает редко.

А. Румянцев

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

ЗИМНИЙ ГОСТЬ

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья...

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

Н. Найдёнова

ЧТО ЗА ГОСТЬЯ К НАМ ПРИШЛА?

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не мишка косолапый,

Хоть её мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ёжик,

Хоть на ёжика похожа.

Кто пушист, хоть не цыплёнок, -

Должен знать любой ребёнок.

Догадаться очень просто,

Кто пришёл к нам нынче в гости?

Р. Фархади

Текст для пересказа

ПОЕЗД

Везде снег. У Маши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины - к Мишиным. Мишины - к Машиным. Получился поезд. Миша

кричит: - Ту-ту! Онмашинист.

Машакричит: - Ваши билеты! Она кондуктор.

А папа тянет за верёвочку и приговаривает: - Чух-чух... Чух-чух...

Значит, он паровоз.

Я. Тайц

Вопросы:

Как звали детей, которые катались на санках?

Чего не было у папы?

Что придумал папа?

Во что стали играть дети?

Кем был Миша?

Кем была Маша?

Что делал папа?

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Наступило утро 31 декабря. Петя проснулся очень рано, он знал - сегодня долгожданный праздник Новый год. Он

встал с кровати и прислушался - было тихо.Все спали. Петя вышел из комнаты и пошёл вгостиную.Там стояла

большая новогодняя ёлка. И вдруг, подойдя к самой двери, он услышал какой-то шум...


Close