Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, - 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно - при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово "лисенок", содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

Употребление

Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

Однако обозначение названий детенышей животных - не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

Например.

Исходное слово

Слова с суффиксом -енок - примеры слов

Лексическое значение нового слова

детеныш кота

детеныш лисы

зайчонок

детеныш зайца

бельчонок

детеныш белки

пастушонок

представитель профессии «пастух» детского возраста

батрачонок

представитель профессии «батрак» детского возраста либо в пренебрежительном значении

китайчонок

ребенок, имеющий национальную принадлежность «китаец»

емкость, имеющая меньший размер в отношении к исходному понятию


Названия животных с употреблением другой парадигмы слова

Словообразовательный суффикс -онок/-енок может употребляться для образования не всех названий детенышей животных. Например, существуют названия животных, для обозначения названий которых используется другая парадигма слова.

Например.


Примеры названий животных, для образования которых нельзя использовать суффиксы -онок/-енок

Существуют названия животных, для обозначения детенышей которых нельзя использовать суффиксальный способ словообразования.

Например:

жираф - детеныш жирафа, бегемот - детеныш бегемота.

Не существует четкого правила, регламентирующего употребление или неупотребление данных суффиксов с конкретным словом. Основная причина здесь историческая. Поэтому такие слова следует просто запомнить, чтобы не допускать в дальнейшем ошибки в словообразовании.

Правила образования слов при помощи суффикса -е (о)нок

Чтобы определить, какое слово с суффиксом -енок или с суффиксом -онок следует написать в том или ином случае, необходимо руководствоваться следующими правилами.

Слова с суффиксом -онок- пишутся:

В словах-названиях животных, основа которых заканчивается на шипящий, под ударением:

медведь - медвеж´онок

мышь - мыш´онок

еж - еж´онок

лягушка - лягуш´онок

Слова с суффиксом -енок пишутся:

В словах с основой на мягкий согласный (за исключением [ч`]):

Образование слов с суффиксами -онок/-енок

Чтобы составить слова с суффиксом -енок, необходимо отделить основу слова и, руководствуясь правилами образования новых слов, присоединить к ней нужный суффикс. Таким образом, схема образования новой словоформы выглядит так:

основа слова + суффикс -е (о) нок + окончание (при необходимости)

Исходное слово

Словообразовательная основа

Конечное слово

Выбор суффикса

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [в`] - словообразовательный суффикс -енок.

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [с`] - словообразовательный суффикс -енок.

Основа оканчивается на шипящий [ш] - словообразовательный суффикс -онок.

батрачонок

Основа оканчивается на шипящий [ч] - словообразовательный суффикс -онок.

Особое внимание при образовании новых слов следует обратить на чередование согласных букв в исходном и конечном слове.

Слова с суффиксом -енок: примеры слов с чередованием согласных в основе

Следует обратить внимание, что в некоторых случаях при образовании слов с данными аффиксами происходит чередование согласных звуков на морфемном шве. Так, чередуются:

1) Заднеязычные/шипящие: кролик - крольчонок, волк - волчонок.

2) Д/ж, д’/ж: медведь - медвежонок.

3) Парные твердые согласные/парные мягкие: лиса - лис`енок, кот - кот`енок.

Алгоритм образования новых слов при помощи суффиксов -енок/-онок

Таким образом, для правильного написания слова, необходимо соблюдать следующую последовательность:

1) Выделяем основу исходного слова.

2) Определяем, на что оканчивается основа (какой согласный звук стоит перед суффиксом):

  • на шипящий - пишем суффикс -онок;
  • на мягкий не шипящий или [ч`] - пишем суффикс -енок.

Использование суффиксов -онок/-енок для образования слов, не обозначающих названия детенышей животных

В некоторых случаях данные суффиксы используются для образования слов, не обозначающих название детеныша животного.

В таких ситуациях данный суффикс может указывать на представителя определенной нации, социальной прослойки, профессиональну. принадлежность.

Однако, употребляя слово с данным аффиксом в конкретной речевой ситуации, следует помнить о некотором пренебрежительном значении, которое придает данная морфема.

Например:

  • пастух - пастушонок;
  • человек - ребенок;
  • повар - поваренок;
  • цыган - цыганенок;
  • зверь - зверенок;
  • китаец - китайчонок.

При выборе написания -е- или -о- в суффиксе для данного типа слов используется то же правило.

Склонение существительных с суффиксами -онок/-енок

Образуя от исходного слова при помощи присоединения к основе данного аффикса, мы получаем слово с суффиксом -енок и нулевым окончанием, либо ту же словоформу с суффиксом -онок.

Например:

  • слон - слоненок □;
  • кот - котенок □;
  • галка - галчонок □;
  • батрак - батрачонок □.

При склонении имен существительных, образованных при помощи данных суффиксов, происходит выпадение гласной «о».

Например:

бельчонок - бельчонка, ежонок - ежонка, дьяволенок - дьяволенка.

Иногда при образовании существительных происходит и выпадение корневой гласной, таким образом мы получаем слово, отличное по звуковом составу основы от исходного слова.

Например:

  • лев, но: львенок;
  • орел, но: орленок.

Образование множественного числа существительных с суффиксами -енок/-онок

При образовании множественного числа существительных, данный аффикс во множественном числе заменяется на -ат/-ят.

Например:

  • лев - львенок - Но: львята, львят;
  • мамонт - мамонтенок - Но: мамонтята, мамонтят;
  • еж - ежонок - Но: ежата, ежат;
  • кролик - крольчонок - Но: крольчата, крольчат.

При склонении слов во множественном числе после -ат/-ят употребляется окончание соответствующего падежа.

Например:

Данное правило применяется только к словам, обозначающим названия детенышей, а также к словам опенок (опята, опят) и масленок (маслята, маслят). На другие слова с данным суффиксом это правило не распространяется.

Сравните:

бочка - бочонок - Но: бочонки, бочонков.

Таким образом, правило употребления суффиксов -онок/-енок несложны. Единственная проблема может возникнуть с запоминанием слов, неподдающихся словообразовательным правилам.

Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс : 2

Предмет : русский язык

Программа : УМК «Начальная школа XXI века»

Тема : Учимся писать суффиксы -ёнок- ,-онок-

Тип урока : урок изучения нового материала

Цель : создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок- ,-онок-

Задачи :1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок- , -онок- ;

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;

3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;

4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Планируемые результаты :

Предметные : Метапредметные : Личностные :

Организация наблюдения за написанием суффиксов -онок- , -енок-;

Знакомство с правилом написания ;

Отработка алгоритма применения правила.

Познавательные : формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

Формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

Применять алгоритм;

Поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные :

Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Контроль и оценка учебных действий;

Коммуникативные :

Развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориенировочный этап

1)Орг. момент.

Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять» !

Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке :

большого

и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(руки вниз, встряхните кистями.)

2. Минутка чистописания .

Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания :

Эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.

Эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.

Эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.

Пропишем эти буквы.

Что объединяет эти буквы?

Какая буква лишняя?

3. Словарная работа.

-Прочитайте слова :

Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.

На какие две группы можно разделить эти слова?

Девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,

Мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

4. Самостоятельная работа.

(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).

1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Б…льница

2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Мес…ность

Учас…ник

Опас…ность

Проверка : ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.

5. Фронтальная беседа.

Что объединяет словарные слова?

Что такое имя существительное?

Что вы знаете об имени существительном?

Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.

В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?

Что такое корень?

Что в себе содержит корень?

Какие еще части слова знаете?

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Какую часть слова называют суффиксом ?

Для чего служит суффикс ?

Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.

Как образовались эти слова?

Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?

Делает разбор по составу,определяем суффиксы .

6. Самостоятельная работа.

(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)

-Подобрать слова к схемам :

Грибок метро водный школа кино день

Проверка : ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.

Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.

Ж ч ш ж ч ш ж ч ш

Они согласные.

Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.

Начинаются на мягкие и твердые согласные.

Деревня, береза, рисунок, медведь.

Картина, коньки, ворона, заяц.

Л…сник - лес

В…дичка- воды

Зв…рек- звери

Б…льница- боль

Шу…ка- шуба

Ска…ка- сказывать

Яго…ки- ягода

Тра…ка- травы

Мес…ность - место

Сер…це - сердечный

Учас…ник - участие

Опас…ность - опасаться

Это имена существительные.

Это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»

Имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Медведь, ворона, заяц.

Это общая часть родственных слов.

Окончание, суффикс .

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Медвежонок, зайчонок, вороненок

С помощью суффиксов .

Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс .

Школа грибок метро

День водный кино

II. Операционно-исполнительский

3).Определение темы урока.

Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать ?

Значит это ошибочное место.

В какой части слова мы засомневались?

Определите тему нашего урока.

Какую цель перед собой поставим?

Онок-, ёнок.

В суффиксе

-Правописание суффиксов –онок- , -ёнок- .

Должны научиться писать слова с суффиксами -онок- , ёнок-.

– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок– .)

4).Выявление места и причины затруднения

Как мы можем узнать об этом?

Какой путь вы выбираете?

Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок- , а когда – -онок-

Гра «Назови детеныша!»

Детёныш тигра?

Детёныш моржа?

Детёныш коровы?

Детёныш мыши?

Детёныш лисы?

Детёныш белки?

(Слова появляются на доске)

Давайте побудем в роли исследователей.

Обратите внимание на букву перед суффиксом .

Какой вывод можем сделать?

Вывод :

после мягких согласных, кроме

пишется суффикс -ёнок- .

После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок- .

Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.

сравним с правилом в учебнике.

– Вывести самим.

Тигренок моржонок

Теленок мышонок

Лисенок бельчонок

Тигрёнок – суффикс –ёнок- , перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.

Читаем хором правило.

5).Построение проекта выхода из затруднения

Проверим, как вы запомнили правило.

Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок- ?

Можно ли сказать, что суффикс -онок - пишется только после твердых согласных?

Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

Как закрепить полученные знания?

Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.

Чтобы вы смогли сами применить правило на практике, давайте составим алгоритм действий :

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

1) Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед суффиксом ;

2) Если мягкий согласный, кроме [ч"] – пишу -ёнок- (тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч"] – пишу -онок- (волчонок) .

Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок- .

Нет, т. к. еще и после [ч’].

Нет, знания надо закрепить.

Тренироваться.

6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1. Применение алгоритма : (с комментирование возле доски)

Осленок

Лягушонок

2. Дифференцированная работа

1 группа – р. т. с 68 упр. № 1

2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)

Проверка : по эталону с доски.

3. Дифференцированная работа.

Учебник стр. 121 упр. №1

1 ряд,3 ряд – работа в парах.

1 ряд – ;

3 ряд – .

2 ряд- работа по вариантам :

1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок- ;

2 вариант - выписать слова с суффиксом –ёнок- .

Проверка : один ученик читает, остальные проверяют.

Физминутка

Когда вы слышите слова с

Енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть

Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.

Молодцы.

4. Игра «Редактор.» - исправить ошибки в словах.

Собаченок, страусенок,

Медвеженок, зайченок,

Барсучонок, орленок,

Оленонок.

5. Составить словосочетания :

Маленький волк

Глупый тигр

Голодный мышь

Разобрать слова по составу. (по рядам)

Составить предложения с полученными словосочетаниями.

1 группа :

Медвежонок галчонок

Барсучонок зайчонок

Тигренок львенок

Поросенок жеребенок

Козленок

Волчонок

Жеребенок

-онок-

Стрижонок, бельчонок,грачонок,индюшонок,

мышонок,скворчонок,

лягушонок.

-ёнок-

Цыпленок, слоненок, лисенок,

Рысенок,козленок,ребенок,

Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно :

Собачонок

Страусенок

Медвежонок

Зайчонок

Барсучонок

олененок

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Рефлексия

Какую цель вы перед собой ставили?

1. Я все понял, -!

2. Остались вопросы- ?

3. Ничего не понял - -

Оценивание учителем.

Дети оценивают свою работу на уроке.

2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,

упр. 2 – по вариантам

1вариант – выписать слова с суффиксом енок .

2 вариант – выписать слова с суффиксом онок .

Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.

Образовательная цель: учить образовывать новые слова с помощью суффиксов
- ОНОК - , - ЕНОК- .

Развивающая цель: обогащение словаря словами, называющими детенышей животных, а также обобщающими словами, развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления.

Воспитательная цель: воспитание коммуникативных умений.

Оборудование: картинки с изображением животных, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А). - Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Об уменьшительно-ласкательных суффиксах) .
- Для чего нужен суффикс? (Для образования новых слов).
- Какие суффиксы знаете? (оньк, еньк, ушк, юшк, ышк, к, очк, ечк) .
- Найдите лишнее слово.
Яблоко, абрикосик, апельсинчик. (Яблоко т.к. в слове нет суффикса, в остальных словах есть уменьшительно-ласкательные суффиксы).
- Назови одним словом. (Фрукты) .
- Морковка, помидор, огурчик. (Помидор) .
- Назови одним словом. (Овощи) .
- Маша, Ларисонька, Оленька. (Маша) .
-Назови одним словом. (Имена) .
- Как называем предметы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов?
(Ласково) .

Б). Развитие мелкой моторики пальцев.

Чтобы работать хорошо и быстро, выполним зарядку для пальчиков.
Мы лепили колобка
Из муки его бока.
Мяли, мяли, обжимали
Мячик круглый создавали.
По ладони покатали,
На другую мы убрали.
Вверх подбросили слегка
И поймали за бока.
Если нравится он вам,
Угощайтесь, я отдам.

3. Формирование новых понятий.

Работа на доске и на карточке.

Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить?
Бегают в лесу и в поле.
Плавают в реке и в море.
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Но а в городе большом,
Зоопарк их главный дом. (Это животные). Слайд № 2 .

Каких животных знаете? (Тигры, рыси, медведи).
- Послушайте слово ЖИВОТНЫЕ .
- Сколько в слове ЖИВОТНЫЕ гласных звуков? (4).
- Сколько в этом слове слогов? (4).
- Почему? (Так как здесь 4 гласных звука).
- Сколько в этом слове согласных? (5).
- Сколько здесь всего звуков? (9).
- Выложите схему слова.
- Теперь запишите это слово в тетради.
- Сколько в слове букв? (8).
- Почему в слове звуков больше, чем букв? (Буква Е после гласных - это 2 звука). -Какое слово спряталось в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ, ВОТ) .

Ребята! Слово ЖИВОТНЫЕ старославянское. Оно образовалось от слова ЖИВОТ-
ЖИЗНЬ (не щадя живота своего- значит, не щадя своей жизни).
- Какой корень в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ) .
- Значит, какие однокоренные слова можно подобрать к слову? (ЖИВОТ,
ЖИВОТИК)
.

Запишите эти слова, выделите корень. (ЖИВОТ) .
- Какое правило вспомнили? (ЖИ-ШИ) .
- Молодцы, ребята, с заданием справились.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости в зоопарк. Но у наших животных - беда.
- Они потеряли своих детенышей. Давайте вернем детенышей мамам.
- Отгадайте, какие звери их потеряли.

Острые зубы, ему не до игр.
Полосатый и грозный …… (Тигр). Слайд № 3 .
- Как назовем детеныша тигра? (Тигренок). Слайд №4 .
- Вот тигренок и вернулся к маме.
- Назовите корень в словах ТИГР, ТИГРЕНОК. (Тигр) .
- Какая часть слова помогла нам назвать детеныша тигра? (Волшебник ЕНОК ).
- Сегодня у нас тема урока… (Суффиксы, называющие детенышей животных ). Запишите суффикс в слово на карточке, выделите его.



Молодцы, ребята.
Царь зверей - большая кошка.
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный …….. (Лев). Слайд №5 .
-Назовите детеныша льва. (Львенок). Слайд №6 .
-Вот и львенок вместе со своей мамой.
- Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ……. (Белка). Слайд № 7 .
- Назовите детеныша белки. (Бельчонок). Слайд № 8 .
- Спасибо, ребята, белка рада, что теперь она и бельчонок вместе.
-Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Он в лесу глухом живет,
Он большой и косолапый.
Любит ягоды и мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь). Слайд № 9 .
- Назовите детеныша медведя. (Медвежонок). Слайд № 10 .
- Вот и медведица-мама обнимает своего детеныша.
- Допишите и в это слово суффикс, выделите корень.
- Задание вы, ребята, выполнили правильно, и теперь все звери со своими
детьми очень рады тому, что находятся вместе.
- Какая часть слова помогла нам назвать детенышей животных? (Волшебник- суффикс ОНОК, ЕНОК ).
- Когда в слове пишется суффикс ОНОК ? (После твердого согласного).
- Когда в слове пишется ЕНОК ? (После мягкого согласного.)

4. А сейчас мы с вами будем поэтами. Наша задача, вернуть слова на место.

Слайды № 11-12.
(Работа по карточкам и картинкам).
Вставь подходящие по смыслу слова, называя детенышей животных.

У ______________________высокий рост.

У ______________________ пушистый хвост.

У ______________________ крепкие рожки.

У ______________________ тонкие ножки.

У _______________________ толстые губы,

А у ______________________ крепкие зубы.

Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа. (Устно).
(У ежонка - иголки колкие). (У ужонка - тело проворное.) (У чижонка - крылья быстрые.).
Слова для справок: (Курица, слон, волк, мартышка, козел, лиса).
-С помощью каких суффиксов мы образовали названия животных?
(ОНОК, ЕНОК) .
- Какое слово не образует названия детеныша? (Мартышка).

5. А теперь мы с вами - писатели, будем изменять рассказ.

Слайды №13-14 .
(Работа по карточкам).
- Измени слово ЗАЯЦ по смыслу так, чтобы получился связный рассказ.

Жил в лесу (заяц). Вместе с ним жила (заяц).
У них был маленький (заяц). Рядом с ними жила еще одна (заяц) семья.
- Назови одинаковую часть- корень в словах.
-Почему они родственные? (Одинаковый смысл).
- Назови слово, называющее детеныша зайца. (Зайчонок).
- Какой Волшебник помог вам образовать слово- название детеныша зайца?
(Суффикс ОНОК ).

6. Игра для самых внимательных ребят.

(Устная работа с картинками животных).
-Слушайте начало предложения и добавляйте конец по смыслу, называя взрослое
животное или его детеныша. Будьте внимательны. Не попадитесь в ловушку.
Жил-был маленький щенок, он подрос, однако.
И теперь он не щенок, а …… (взрослая собака).
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…. (конем).
Бык, могучий великан в детстве был … (теленком).
Толстый увалень - баран тоненьким …(ягненком).
Этот важный кот Пушок - маленьким …. (котенком).
А отважный петушок - крохотным … (цыпленком).
А из маленьких гусят вырастают утки …..
Специально для ребят, тех, кто любит шутки.

Какую ошибку заметили в стихотворении? (Вместо УТКИ надо добавить слово ГУСИ ).
- Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные).
-На какие 2 группы можно разделить этих животных? (Звери и птицы).
- Чем звери отличаются от птиц? (У птиц есть перья).

7. Рефлексия.

Какая часть слова была сегодня в гостях? (Волшебник-суффикс ОНОК , ЕНОК ).
- Что мы образовывали с помощью суффикса? (Новые слова-названия
детенышей животных).

Список использованной литературы.

1. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1998.
2. Занимательная грамматика. Москва. Знание.1995.
3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва.

Цель урока : сформулировать и научить при менять правило правописания суффиксов -онок-, -ёнок-.

Задачи:

1. Формировать умение находить и выделять суффикс в словах;

2. Развивать умение наблюдать за словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

3. Воспитывать умение работать в паре, чувство товарищества, доброго отношения к животным.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:

  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование: учебник “Русский язык”, автор Иванов С.В., карточки для работы в парах, карточка-опора (алгоритм), иллюстрации животных, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование, презентация урока.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации урока: беседа

Используемые технологии: технология личностно ориентированного обучения

Этапы урока Ход урока
1.Организационный момент Учитель (У):

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Звуки с буквами пришли,
Детям знанья принесли.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать, рассуждать!

2.Актуализация опорных знаний У: - Что нам пригодится для успешно работы на уроке?

У: - Какую тему мы изучаем на последних уроках русского языка? (Суффикс)

У: - Проверим, что знаем о суффиксе. На экране будут появляться высказывания о суффиксе, а вы сигнальными карточками будете показывать, верные они или нет. (Слайд ):

1. Служит для образования новых слов.

2. Стоит после корня, перед окончанием.

3. Обозначается “домиком”.

4. Чтобы найти суффикс, надо выделить корень и окончание..

5. Суффикс имеет значение.

(Красный цвет – “не согласен”, зеленый – “согласен”)

У: - Дома вы учились находить суффикс в словах, проверим, как вы выполнили домашнее задание,

Уч. с.121, У.5)

(На доске слова с выделенными частями слова: лесной, травинка, листок)

У: - Как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в слове?

3. Постановка учебной задачи У: - Сегодня на уроке мы продолжим изучать часть слова – суффикс, будем учиться правильно писать новые суффиксы.

У: - Урок будет сегодня не совсем обычный. Мы отправимся в гости. А куда, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

(Слайд ):

Есть такой чудесный дом,
Много есть животных в нем.
Дарят людям радость, смех.
Этот дом известен всем. (Зоопарк)

У: - Посмотрите, в нашем зоопарке живут совсем маленькие животные. Назовите его обитателей.

(На доске картинки (фотографии) детенышей животных: котёнок, утенок, цыпленок, медвежонок, ежонок, гусенок, тигренок, бельчонок, лисенок и др.)

У: -На какие группы вы можете их разделить? (Дикие и домашние, звери и птицы)

У: - Мы сегодня на уроке откроем один секрет и узнаем, как еще можно разделить наших малышей.

У: - Кто из вас может сказать, с помощью чего образовались эти слова – названия детенышей?

У: - С помощью каких суффиксов?

4.Открытие учащимися нового знания У: - Я предлагаю вам выполнить устно работу в парах.

У вас на партах список слов. Прочитайте слова внимательно и попробуйте ответить на вопрос: в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?

Обратите внимание на произношение звуков, которые стоят перед суффиксами.

Список слов: (Слайд)

У: - Какие у вас есть мнения?

У: - На какой вопрос мы должны ответить на уроке?

(Когда в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?

У: - Какой будет тема нашего урока?

(Правописание суффиксов– онок-, – ёнок-)

У: - Чему мы должны научиться на уроке?

(Писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок-)

У: - Какие у вас есть предположения, когда в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?

(Если корень слова оканчивается на твердый согласный или [ч], то пишется суффикс – онок-.

Если корень слова оканчивается на мягкий согласный, то -ёнок-)

У: - Где можно проверить наши предположения?

(В учебнике)

У: - Открываем учебник на с.113, читаем правило. Правильно ли мы сделали вывод?

У: - Прочитайте правило ещё раз, задайте по его содержанию вопросы друг другу.

(Дети задают вопросы друг другу по правилу)

5.Первичное закрепление У: - А вы хотите узнать, когда в словах пишется суффикс -онок-, а когда суффикс -ёнок-?

У: - Ребята рассмотрите запись на доске. Скажите, может ли вам в дальнейшем помочь этот алгоритм?

(На доске схема:

Корень оканчивается на твёрдый согласный (синий квадратик) или [ч] - -онок

Корень оканчивается на мягкий согласный (зелёный квадратик) – -ёнок-)

У: - Как будем рассуждать, используя этот алгоритм?

У: - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов -онок-, -ёнок-?

(Ответы детей:

1. Выделить корень

2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.

3. Если твердый согласный или [ч], то– онок-, если мягкий согласный, то –ёнок)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу У: - Будем учиться писать слова с суффиксами –онок-, -ёнок-

У: - Выполните самостоятельно задание из учебника: с. 114,У.1

(Дети самостоятельно выполняют упражнение, затем проводится самопроверка по образцу. Слова записаны на доске, суффиксы выделены.)

Кто не допустил ошибок, ставит на полях “+”

Кто сомневался, выполняя работу – “?”

Кто допустил ошибки и считает, что ему нужно еще потренироваться – “-”.

У: - Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы, вы оказались самыми внимательными.

(Физкультминутка)

7. Включение нового знания в систему знаний. Повторение У: - А теперь поиграем, представьте, что у меня в руках мячик. Я буду его бросать и называть взрослое животное, а вы будете ловить и называть детенышей. Кто назвал – садится)

У: - На слайде написаны слова. (Слайд)

Слон, корова, страус, коза, волк, лошадь, галка, лиса, утка, кошка.

У: - Прочитайте, что объединяет эти слова.

(Это названия животных)

У: - Вам нужно записать названия:

1 колонка – детенышей диких зверей

2 колонка - детенышей птиц

3 колонка – детенышей домашних животных

У: - Проверим, как вы выполнили это задание

(Один ученик читает, остальные проверяют по тетради, оценивают свою работу и того, кто читает)

У: - Какие знания вы использовали при выполнении этого задания?

(Написание суффиксов -онок-, -ёнок-; умение образовывать новые слова при помощи суффиксов)

У: - Теперь давайте ещё раз посмотрим на наших зверят. На какие группы их можно разделить?

(Названия, в которых пишется суффикс -онок- и слова, в которых пишется суффикс -ёнок-)

8.Итог урока. Рефлексия деятельности У: - Обитатели нашего зоопарка хотят задать вам несколько вопросов:

У: - Над какой темой работали на уроке?

У: - Что нового вы узнали?

У: - Какую ставили задачу?

У: - Кто понял, от чего зависит правописание суффиксов –онок-, -ёнок-?

У: - Скажите, когда пишется – онок-, а когда -ёнок? (Слайды)

У: - Удалось ли нам решить поставленную задачу. Каким способом?

У: - Где можно применить новые знания?

Поднимите зеленю сигнальную карточку, если у вас на уроке всё получилось; жёлтую – если возникли небольшие затруднения, но вы с ними справились; красную – новый материал был трудным и непонятным.

У: - Я предлагаю вам выполнить домашнее задание по выбору в Т. с.56-57, У.1,2,3. (Любые два упражнения)

У: - Кого бы вы хотели поблагодарить за работу на уроке?

У: - Я и наши зверята благодарят всех вас за работу на уроке и желаем успехов в изучении русского языка!


Close