Конспект логопедического занятия

« Дифференциация звуков [Ш]- [С]»

Цели:

Коррекционно-обучающая - учить детей различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, согласовывать слова между собой;

Коррекционно- развивающая – развитие внимания, мышления, пространственного восприятия, фонематических представлений, звукового анализа, связной речи;

Коррекционно-воспитательная - воспитывать любовь к животным.

    Орг. момент

Ребята, представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети подымают верх руки).

Подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья, (Дети шевелят пальчиками). Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками). Ветер затих – не шевелятся больше ни листья, ни ветки (Дети расслабляются).

    Сообщение темы .

Как шумела листва от тёплого ветерка? (ш-ш). Как подул холодный ветер? (с-с) Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] –[ш] .

    Сравнение по артикуляционным и акустическим признаком.

Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, твёрдые)

А чем отличаются друг от друга?

Где находится язычок при произношении звука [с]? (внизу) При произношении звука [ш]? (наверху).

Что делают наши губки? (улыбаются, округлены).

Какой ветерок дует, когда мы произносим звук [ш]? (тёплый). Поднесите ко рту ладошку, проверьте, А теперь подул холодный ветерок, какой звук мы произносим? [с]. Проверьте ладошкой.

    Произношение звуков [ш], [с] в слогах

«Игра доскажи словечко»

Я буду говорить начало слова, а вы должны его закончить, добавляя слоги ша или са , так, чтобы слово звучало верно.

Ка….(ша) Ли….(са)

Гру…(ша) Колба…(са)

Лап…(ша) Ко…(са)

Кры…(ша) Поло…(са)

Ма…(ша) Кляк…(са)

Са…(ша) Лари…(са)

А теперь вам нужно добавить к слову слог ши или сы .

У…(ши) Бу…(сы)

Малы…(ши) Но…(сы)

Камы…(ши) Ча…(сы)

Кало….(ши) Ве…(сы)

Гру…(ши) Ко…(сы)

    Произношение в словах, развитие внимания, мышления (отгадывание загадок, по мере отгадывания выставляются картинки).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её…(лиса).

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Молоко из плошки пьёт,

Возле норки мышку ждёт. (Кошка)

Спереди - пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

На спинке – щетинка. (Свинья)

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

    Развитие фонематических представлений.

А сейчас, ребята, мы с вами зашифруем эти слова – отгадки. Вместо слова со звуком [ш] вы отложите кружочек, а вместо слов со звуком [с] – треугольник.

Сколько получилось слов со звуками [с] , [ш] ?

А сейчас мы с вами расшифруем эти значки, но теперь слова со звуками [с] и [ш] должны придумать вы ……. Молодцы!

7. Физминутка

Мы тихонечко все встали,

За работой мы устали,

Руки к солнышку подняли,

На носочки мы привстали.

Теперь на корточки присели,

В тишине мы посидели

И за парты дружно сели.

8 . Развитие звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Определи место звука в слове»

Я раздам вам карточки с картинками, под которыми есть три клеточки для фишек.

Если в слове звук [ш] в начале, то мы ложем фишку, в какую клетку? Правильно, если звук [ш] в середине слова – в среднюю, а если в конце – в третью. То же самое со звуком [с]. На одной карточке у нас слова со звуком [ш], на другой - слова со звуком [с]. Сейчас самостоятельно расставьте фишки, а потом мы обсудим, верно ли вы выполнили задание.

9 . Призношение звуков [с] – [ш] в предложениях.

Падежное управление.

Ребята, посмотрите на экран. На нём даны предложения, в которых одно слово отсутствует, а вместо него нарисована….(картинка). Нам нужно прочитать предложение и изменить «нарисованное» слово так, чтобы смысл предложение не терялся.

(картинки на экране).

10. Отраженное произношение в тексте.

А сейчас, ребята, мы с вами поможем Мишутке собраться на прогулку. Посмотрите, на экране я буду вам показывать различную одежду, прочитаю стихотворение о ней, а вы должны за мной его повторить.

На Мишиной рубашке вышиты ромашки,

Вышиты ромашки, ландыши да кашки.

Хороши штанишки у нашего малышки,

Что за ромашки, ремешки да пряжки!

У шапки – ушанки шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать шапкины ушки.

Для Мишутки - малыша вяжет Маша тёплый шарф,

Шарф на шею он завяжет, и спасибо Маше скажет.

Тёплую шубку наденем на Мишутку.

В шубке наш малышка, как медвежонок-мишка.

Молодцы! Скажите, какой звук слышится во всех этих словах? (Ш).

А теперь сами придумайте название одежды со звуком [с].

(сарафан, носки, бейсболка, свитер,…).

11. Развитие связной речи.

А сейчас мы с вами вспомним сказку. Чтобы вам было легче, я приготовила для вас картинки – подсказки, посмотрите на экран. Хотела я вам помочь, но видно, это вам мне помогать придётся. Картинки то мои все перепутались, поменялись местами. Кто скажет, к какой сказке эти картинки? (Теремок).

Как начинается сказка? (стоит в поле теремок, он не низок, не высок….). Кто первым пробегал мимо теремка?

12. Развитие мелкой моторики.

Давайте, ребята, мы с вами поможем зверюшкам, построим им новый теремок из конструктора. Перед вами лежит 5 треугольников, из 4-х мы с вами построим дом, а один пойдет на крышу. Вот какие красивые теремочки у вас получились! Молодцы!

13. Развитие мышления, пространственного восприятия.

А теперь, чтобы и внутри домика было красиво и уютно, мы с вами украсим их ковриками, но для этого их нужно залатать, найти подходящую по узору заплатку. Посмотрите на экран и выберите подходящий фрагмент.

Вот какие вы молодцы. Как вы думаете, звери будут довольны?

14. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие, мы с вами успели сделать многое, давайте вспомним, чем мы с вами занимались? (Учились различать звуки [с] - [ш]).

Что вам больше всего понравилось?

А какое задание было самым трудным?

Как вы думаете, у нас с вами всё получилось?

В следующий раз мы с вами продолжим работу, а сегодняшнее занятие окончено. Большое спасибо. До свидания.

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга

План-конспект индивидуального занятия

Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Составитель: учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС

Степанова Елена Ивановна

Санкт-Петербург, 2013

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Оборудование : Мяч, настольная игра логопедическое лото-мозаика «Мишка в берлоге», символы звуков, слогов.

Ход занятия.

Логопед: Представь себе, что мы сейчас в лесу. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок, зашелестели листья: ШШШ-пошевелить пальчиками.

Подул холодный ветерок:ССС-покачиваться и махать руками.

Ветер затих, не шевелятся ни листочки, ни ветки- расслабиться.

Вспомним, как шумели листочки? ШШШ

Как подул холодный ветер? ССС

Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш. (уточнение артикуляции звуков, нахождение сходства и различия)

Давай поиграем. Я буду называть предметы, а ты будешь произносить соответствующий звук.

Свисток__________ССС

Сердитый гусь____ ШШШ

Насос____________ССС

Шум леса_________ШШШ

Свист ветра_______ ССС

Змея шипит_______ ШШШ

А теперь добавь слог СА или ША, чтобы получилось слово. Назови его. (игра с мячом)

Афи… ли…. ка… о…

Добавь слог СЫ или ШИ камы… бу…. мы… фоку….

Четко повтори: Язык кверху - ша-ша-ша- Маша моет малыша
Язык книзу - са-са-са- укуксила в нос оса

Язык кверху - ши-ши-ши- Миша с Машей малыши

Язык книзу - сы-сы-сы- у осы усы, усы

Язык кверху - шу-шу-шу- шубу новую ношу

Язык книзу - су-су-су- видел я в лесу лису

Физминутка

Игра: Прогулка на велосипеде.

Логопед : Мы поедем кататься на велосипеде.

Проверим хорошо ли надуты шины. Слабо. Давай накачаем шины насосом.

Ребенок : сссссссссссссс- имитация работы насосом.

Логопед : Поехали (имитация езды на велосипеде) Наехали на шишку. Лопнула шина.

Ребенок : шшшшшшшшшш

Логопед : Заклеим шину и еще раз накачаем шины.

Повторение игры.

Развитие фонематических представлений, произношение звуков С, Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Игра . Логопедическое лото-мозаика. «Мишутка в берлоге.»

Игровое поле, карточки 6 штук: шапка, мышка, карандаш, собака, лиса, автобус.

Карточки в волшебном мешочке. Ребенок достает по одной карточке, называет предмет и определяет какой звук(С или Ш) слышит и его место в слове, подбирает слово-признак предмета. Ребенок проговаривает: « Я достал из волшебного мешочка ШАПКУ. Слышу звук Ш в начале слова. Это шерстяная шапка». Достает все картинки и выкладывает их на стол.

Логопед загадывает загадки, ребенок отгадывает их, с каждым словом составляет предложение (при затруднении логопед помогает вопросом) и кладет карточку на соответствующее место на игровом поле, проговаривая: « Я кладу шапку на шапку.»

На игровом поле собирается сюжетная картина «Мишутка в берлоге».

  1. Сижу верхом, не ведаю на ком. Знакомца встречу- соскочу, привечу.

2. Я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.

3. На дворе сидит, дом сторожит. Кто к хозяину идет, она знать дает.

4. Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берет и опять бежит вперед.

5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет.

  1. Хвост длинен, сама крошка, боится очень кошки.

Логопед : Вспомни слова-отгадки, не переворачивая карточек, и назови их.

А теперь найди на составленной сюжетной картине слова со звуком С, затем со звуком Ш.

Ответь на мои вопросы: Что Мишутка будет делать зимой?

В какое время года проснется Мишутка?

Из чего Мишутка ест кашу?

Сравнение слов: МИШКА,МИСКА.

Назови звуки слова МИШКА по порядку. Сколько звуков в слове? На каком месте звук Ш? Назови гласные. Сколько слогов? Почему 2 слога? Составление схемы слова. (так же сделать анализ слова МИСКА)

Чем отличаются эти слова?

Мишка хочет с тобой поиграть. Игра «4 лишний».

Найди лишнее слово: шапка, сок, шар, шалун;

Сын, сом, шкаф, сад;

Итог занятия :

Логопед : Ты меня сегодня порадовал своими ответами! Жаль, что занятие закончилось! Мне было приятно работать с тобой!

Логопед отмечает удачи ребенка, узнает у него, что ему понравилось, какое задание было самым трудным.


Цели занятия:

  • уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
  • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
  • учить различать эти звуки на слух;
  • развивать фонематический слух;
  • повторить родовые отличия имен существительных;
  • повторить категорию числа имен существительных.

I. Орг. Момент

Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник.


Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [с]
- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

II. Основной этап

Уточнение артикуляционных укладов.
- Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, я зык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
- Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
- Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.



Работа на уровне слога.

Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.

Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.

Работа на уровне слова.

Соня и Шустрик очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].

Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).
- Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).
- Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (савок)
- Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (сумка, шапка, шуба)
- Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
- Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (шорты, санки, шары, сапоги)

Работа на уровне словосочетания.

Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
- Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая)
- Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие)
- Шапка какая? (Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая)
- Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые)
- Сумка какая? (Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)
Савок какой?

Работа на уровне предложения.

Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
- Придумаем предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].

III. Итог занятия

С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].
- Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

МКДОУ Бобровский детский сад «Колосок»

Цель: Научить дифференцировать звуки [С] - [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух;
  • Воспитывать формирование контроля за собственной речью.

Ход занятия

1. Организационный момент (сюрпризный момент).

Появляется Петрушка.

2. Основная часть

Здравствуй, ты любишь путешествовать? (Да)

Давай вместе с тобой отравимся путешествовать на корабле.

Для того чтобы отправиться в путь, нам нужно выполнить первое задание.

Выполнение артикуляционной гимнастики (Упражнения: "Лягушка", "Хоботок", "Чашечка", "Грибок", "Лошадка", "Вкусное варенье", "Гармошка", "Маляр").

Молодец, первое задание выполнили, и наш кораблик поплыл на волшебный остров. И вот к волшебному замку и нам нужно выполнить второе задание. Упражнение на развитие воздушной струи ("Фокус").

Молодец, и с этим заданием справился.

Не успел ты выполнить одно задание, а тебя уже ждет другое задание.

Открой конверт и посмотри что там.

Раз, два, три, картинки собери! Ребенок собирает картинки: неваляшка,сумка, машина, собака.

А теперь давай с тобой поиграем с пальчиками

Пальчиковая гимнастика

Шагали наши ножки

по ровненькой дорожке (шагают пальцы указательный, средний)

Прыгали скакали

Оп и пропали (Спрятались пальцы в кулачок).

На волшебном острове нас ждет нас еще сюрприз. Открывай шкатулку, нам приготовили картинки. Давай с тобой будем играть. Я буду называть слова,а ты когда услышишь звук [С] - поднимешь синий флажок, а когда услышишь звук [Ш] в слове - поднимешь зеленый флажок.

(кашка -каска, мишка -миска, усы -уши, крыса -крыша, башня -басня сутки -шутки)

Звукобуквенный анализ слова

Давай с тобой поделим слова на слоги. Сколько слогов - столько и палочек будешь выкладывать на стол (слова: шкаф, шорты, сумка, сарафан, светофор, шалаш, сапоги, самолет).

Следующее задание открывай конверт. Что там такое?

Игра "Доскажи словечко".

Крыса всех зовет на пир

Раздобыла вкусный…… (сыр).

Собралась в саду семейка,

все уселась на….(скамейку).

Сверху смотрит голова

На сосне сидит …(сова).

Скачет Саня скок-поскок

Соскочил с ноги …..(носок).

В острых иглах вся она,

Это дерево ……(сосна).

Неуклюже ходят мишки

им шагать мешают …(шишки).

Весь из веток домик наш

Потому что он …(шалаш).

Я прошел не мало луж

И теперь мне нужен …(душ).

3. Итоговая часть

Последнее задание ждет тебя.

Раскрась те картинки, в название которых есть звук [Ш] и звук [С].

Молодец выполнил задание правильно!

Нам пора возвращаться домой.

Вот мы и дома, тебе понравилось наше путешествие?

Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.

План занятия:

I. Организационный момент

    Приветствие

II. Основной этап

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Объявление темы урока

    Тренировочные упражнения

III. Подведение итогов занятия

IV. Домашнее задание

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Деятельность ребенка

Оборудование

I. Орг.момент

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Здоровается, определяет звуки Ш, С.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика

Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

    «Улыбочка»,

    «Заборчик»,

    «Блинчик» счет до 5/ остудили,

    «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам,

    «Чашечка» (счет до 10),

    «Вкусное варенье» (5 раз),

    «Маляр» (5 раз),

    «Лошадка»

Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха.

2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

Ребенок делает дыхательную гимнастику.

Объявление темы занятия.

Сегодня будем различать звуки С и Ш.

Ребенок дает утвердительный ответ.

Анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

    Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику:

Произнеси звук [с]

«Песенку змеи» - ШШШ.

Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша].

Ребенок слушает, произносит звуки.

Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем

Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый.

Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

Ребенок называет и прописывает звуки.

Зеркало, тетрадь, ручка

Дифференциация С-Ш в слогах

1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай:

Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

2. Теперь читаем слоги по

таблице слева направо:

3. Постарайся повторить за мной чистоговорки:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

Ты отлично справилась!

Ребенок повторяет.

Ребенок читает.

Ребенок повторяет.

Таблица со слогами

Дифференциация С-Ш в словах

4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх:

СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

Ты очень внимательная! Умница!

5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

Карточка №1

КАШКА-КАСКА;

МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА;

КРЫСА – КРЫША;

СУТКИ – ШУТКИ;

УСЫ – УШИ;

БАСНЯ- БАШНЯ.

6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово:

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Воспроизведи этот

ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!

7.Закончи слово, добавив слог СА или ША:

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Отлично справилась!

8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки).

Хорошо получилось!

9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом:

Кто поднимает штангу? (штангист)

Кто играет в шахматы? (шахматист)

А кто играет в хоккей? (хоккеист)

Кто водит поезда? (машинист)

А кто водит такси? (таксист)

Кто играет на пианино? (пианист)

Кто играет на гитаре? (гитарист).

Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные.

10. Рифмовки-путаницы:

Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

Ребенок поднимает/опускает руки.

Ребенок объясняет смысл слов.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок раскладывает картинки в две стопки.

Ребенок отвечает.

Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов.

Карточка с заданием

Карточка с заданием, тетрадь, ручка

Карточка с заданием

Предметные картинки

Дифференциация С-Ш в предложениях

11.Измени словосочетания по образцу:

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Ты все правильно подобрала!

13.Придумай предложения с данными словосочетаниями:

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

У тебя получились замечательные полные предложения!

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Карточки с заданиями

III. Итог занятия

Какие звуки мы сегодня различали?

Повторим правило.

Что вам понравилось на занятии?

Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

Язык кверху…шш.

Язык книзу…ссс.

Ребенок отвечает.

Ребенок оценивает себя.

IV. Домашнее задание

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Таблица со слогами

Карточка №1

КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.


Close