Мудрые мысли

(26 мая (6 июня) 1799, Москва - 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург)

Русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Цитата: 171 - 187 из 416

Любовь красавиц нежных
Надежней дружбы и родства:
Над нею и средь бурь мятежных
Вы сохраняете права.
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Любовь одна - веселье жизни хладной,
Любовь одна - мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А гореcтям не виден и конец.


Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения


Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей... - (Онегин)
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мечты, мечты! где ваша сладость?
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.


Мне скучно, бес.
- Что делать, Фауст?
Таков вам положен удел.


Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы -
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви. (царь Борис Годунов)
(*Борис Годунов*, декабрь 1824 - ноябрь 1825)


Мне тяжела теперь и радость,
Не только грусть... душа моя,
Уж никуда не годна я...
Под старость жизнь такая гадость... - (тетка Татьяны)
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мнения супруга
Для добродетельной жены
Всегда почтенны быть должны.
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Много говорят о бале, который должно дать дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника. Князь Долгорукий (обер-шталмейстер и петербургский предводитель) и граф Шувалов распоряжают этим. Долгорукий послал Нарышкину письмо, писанное по-французски, в котором просил он его участвовать в подписке. Нарышкин отвечал: *Милостивый государь, из перевода с письма вашего сиятельства усмотрел я еtс.*. Вероятно, купечество даст также свой бал. Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода? [...] Прошедшего апреля 28 был наконец бал, данный дворянством по случаю совершеннолетия великого князя. Он очень удался, как говорят. Не было суматохи при разъезде, ни несчастия на тесной улице от множества собравшегося народа.(1834)
(*Дневник*, 1833-1835)


Мои стихи скользнули в Лету.
Что слава мира?.. дым и прах!
(*Н. Н.*; *Примите *Невский Альманах...*, 1825)


Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!


Молодость - великий чародей. (Молодость - величайший чародей.)


Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мы время знаем
В деревне без больших сует:
Желудок - верный наш брегет.
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)

Мы при учены к шири

Самовара ли тульск ого

Или «Ту -104 »

А. ВознесенскийПодбор близко звучащих слов к мысли

  1. ...Тр убы тр убят в Новегр аде, ст оят ь ст язи в Пут ивле...
...Нощь стон ущ и ему гроз ою, птичь убуди; св ист зв ерин въст а близ...

С зарания в п ятк по топ таша по ганыя плъ кы поло вецкыя...

Слово о полку ИгоревеРазличные аллитерации

  1. Как возьмет голо д, появится и голо с
Тише едешь , дальше будешь

Один с сошкой , семеро с ложкой

Русские народные поговорки, рифмованные Аллитерации

  1. Буг ристы берег а, благ оприятны влаг и,
О, г оры с г роздьями, г де г реет юг яг нят,

О, г рады, г де торг и, г де мозг о-круг лы браг и...

М.В. Ломоносоваллитерация звука «г»

  1. Нев а в здув алась и рев ела
    Ко тло м клоко ча и кл убясь.
А.С. ПушкинАллитерации
  1. Ш ипенье пен истых бокал ов
    И пунш а пла мень гол убой.
    А.С. ПушкинАллитерации
  2. Унылая пора ! очей очарованье !
    Пр ият на мне твоя пр оща льная кра са...
  3. А.С. Пушкинтонкая аллитерация: комбинация созвучий согласных и гласных
  4. Кто к тор гу страст ному пр ист упит?
    Свою любовь я пр одаю...
А.С. ПушкинАллитерации
  1. Как Волги вал белоголовый
    Доходит целый к берегам.
Н. ЯзыковАллитерации
  1. Во лга , Во лга , в есно й многово дной
    Ты не та к за ливае шь поля ...
Н. НекрасовАллитерации
  1. Ве чер. В зморье. В здохи в етра.
В ел ичавый в озгл ас в ол н.

Бл изко б ур я, в б ер ег б ьется

Ч уждый ч ар ам ч ер ный ч елн...

Ч уждый ч ист ым ч ар ам сч аст ья,

Ч елн т омленья, ч елн тр евог

Бр осил б ер ег, б ьется с б ур ей,

Ищет с ветлых с нов черт ог...

К.Бальмонтсмена аллитерирующих звуков: «в», «б», «ч», «с» и др.

  1. С л одки скол ьзнуло весл о,
Л асково мл еет прохл ада.

«Мил ый! Мой мил ый!» Светл о,

Сл адко от бегл ого взгл яда.

Л ебедь упл ыл в пол умгл у,

Вдал ь, под л уною бел ея.

Л астятся вол ны к весл у,

Л астится к вл аге л ил ея.

Сл ухом невол ьно л овл ю

Л епет зеркал ьного л она.

«Мил ый! Мой мил ый! Л юбл ю»

Пол ночь гл ядит с небоскл она.

К.БальмонтАллитерация звука «л»

  1. Эле гантная коляска в эле ктрическ ом биеньи
Эласт ично шелестела по шоссе йному пес ку.

И.СеверянинАллитерации

  1. Где, он , бр онз ы з вон или гр ан ита гр ан ь...
В. МаяковскийАллитерация
  1. Ввер ху р ычат гер манские мотор ы:
Мы фюр ер а покорр ные р абы,

Мы пр евр ащаем горр ода в грр обы,

Мы смер ть... Тебя уже не будет скорр о.

В. ИнберАллитерацией передан звук моторов

  1. Трое суток было слышно,
как в дороге скучной, долгой

Перест ук ивали ст ык и: на вост ок , вост ок , вост ок ...

П.АнтокольскийАллитерацией передан стук колес

  1. Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель.

А.С. ПушкинЗвуковой повтор

  1. Одеты темные поляны
Широкой белой пеленой .

М.Ю. ЛермонтовЗвуковой повтор

  1. У Черного моря чинара стоит молодая.
М.Ю. ЛермонтовЗвуковой повтор
  1. Со сталелитейного стали лететь
Крики, кровью окрашенные,

Стекало в стекольных, и падали те,

Слезой поскользнувшись страшною.

  1. Я запретил бы «продажу овса и сена»...
Ведь это пахнет убийством отца и сына.

Н. АсеевВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. Он вне себя. Он внес с собой
Дворовый шум и делать нечего:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал.

  1. Забором крался конокрад,
Загаром крылся виноград.

Б. Пастернак Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. В даль глазами лезу я...
Низкие лесёнки;

сия Силезия

влезла в селезенки.

В. МаяковскийВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. Толпа метавшихся метафор
Вошла в музеи и в кафе.

П. АнтокольскийВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. Кругом тута и туя,
А что такое Туля!

То ли турчанка

Тонкая талия?

То ли речонка

Горная, талая?

То ли свистулька?

То ли козуля?

А. ВознесенскийВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери

С пармазаном макарони

Да яишницу свари.

А.С. ПушкинВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. Сирень, сирень, сиренечка,
Сиреневая веточка.

Не подходишь и не надо,

Серенькая кепочка.

Русская народная частушкаВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. ...Сени но вые, клено вые, решёт чатые...
...Выпускала сокола из прав ого рукава ...

Полети ты, мой сокол , высоко и далеко ,

И высоко и далеко на родиму сторону.

Русская народная песняВид звукописи, называемый «ассонанс» - построен на повторении преимуществено ударных гласных звуков, иногда в похожих сочетаниях с согласными.

  1. Брожу ли я вдоль у лиц шу мных,
Вхожу ль во многолю дный храм,

Сижу ль меж ю ношей безу мных,

Я предаю сь своим мечтам.

А.С. ПушкинАссонанс, построенный на гулком «у»

  1. У наших у шки на маку шке,
Чу ть у тро осветило пу шки

И леса синие верху шки

Францу зы ту т как ту т.

Забил заряд я в пу шку ту го

И ду мал: у гощу я дру га!..

Вот за треща ли ба ра ба ны

И отступили ба сурма ны.

Тогда счита ть мы ста ли ра ны,

Това рищей счита ть.

М.Ю. ЛермонтовАссонанс построенный на звуках «у» и «а»

  1. Было:
социализм

восторженное слово !

С флагом,

становились слева ,

на головы

спускалась слава .

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула .

Вместо гор восторга

горе дола .

коммунизм

обычнейшее дело .

В. МаяковскийДиссонанс сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность

буржуев

озверевший норов .

Тьерами растерзанные,

1.С помощью каких частиц можно образовать форму повелительного наклонения глагола? 2.С помощью каких частиц можно образовать форму

сослагательного наклонения глагола?

3.С помощью каких частиц можно образовать формы сравнительной и превосходной степени прилагательных?

нужно составить рассказ по этим вопросам помогите пожжжж)) Что называется причастием?Что такое действительное причастие?С помощью каких

суффиксов оно образуется?Что такое страдательное причастие?С помощью каких суффиксов оно образуется?Что такое причастный оборот?Как он выделяется на письме?А в устной речи?

помогите пожалуйста срочно.только давайте правельные ответы. А1. С каким словом НЕ пишется раздельно?

□ 1) (не)слушая

□ 2) (не)здоровится

□ 3) (не)аккуратно

□ 4) (не)мало

А2. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

□ 1) Море взволнова..о бурей.

□ 2) Мастер искус..о выточил фигурку.

□ 3) Врач вниматель..о осмотрел пациента.

□ 4) Учитель вызвал другого, и я облегче..о вздохнул.

□ 1) досрочн..

□ 2) измученн..

□ 3) искос..

□ 4) влев..

□ 1) (по)молодецки

□ 2) (в)миг

□ 3) (где)то

□ 4) (с)налёту

□ 1) Солнце встаёт над безоблачным горизонтом и совершает свой дневной путь, никогда не встречаясь с облаками.

□ 2) Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым.

□ 3) От неожиданности я вздрогнул, пролив молоко.

□ 4) Не беспокоясь ни о чём, не заботясь о разосланных погонях виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому.

□ 1) ржАвея

□ 2) некогдА

□ 3) черпАя

□ 4) по двОе

(1)В воздухе уже не так сильно пахло, - в нём снова как будто разливалась сырость… (2)Разговор мальчиков постепенно угасал вместе с огнями. (3)Собаки даже дремали, лошади, сколько я мог различить при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы…

В3. В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.

С1. Напишите, какую роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» играет описание природы.

Вариант 2

А1. С каким словом НЕ пишется слитно?

□ 1) (не)спится

□ 2) (не)громко

□ 3) (не)прочитав

□ 4) (не)по-летнему

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) Обстановка в доме была проста и непринуждё..а.

□ 2) Ты поступил мужестве..о.

□ 3) Цветы в букете выглядели естестве..о.

□ 4) Поклажа была облегче..а на несколько килограммов.

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

□ 1) исправн..

□ 2) снов..

□ 3) доверчив..

□ 4) насух..

А4. Какое наречие пишется слитно?

□ 1) (сей)час

□ 2) (по)французски

□ 3) (когда)нибудь

□ 4) (на)ходу

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котёл, в котором варили себе кулиш.

□ 2) Обе собаки вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.

□ 3) Запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги расположились куренями.

□ 4) Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка…

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) мелькОм

□ 2) неоткУда

□ 3) досЫта

□ 4) балУясь

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.

(1)Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке… (2)Кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок пошёл бродить и порхать над землёю. (3)Я, проворно встав, подошёл к мальчикам.

В1. Из предложения (1) выпишите слово категории состояния.

В2. Из предложения (2) выпишите наречие.

В3. Из предложения (3) выпишите неизменяемые части речи.

С1. Напишите, с помощью каких приёмов изображает И. С. Тургенев природу в рассказе «Бежин луг» (на примере приведённого отрывка).

Текст № 3 1) Август"овский или "августовский? 2) Как правильно: августRовский вечер или аRвгустовский вечер? 3) Справочники по современному русскому

литературному произношению отмечают у этого прилагательного колебание в ударении. 4) Причем колебание это очень старое, и оно устойчиво сохраняется. 5) По правилу в этом прилагательном должно быть такое же ударение, как и в имени существительном, от которого оно образовано. 6) То есть Rавгуст и Rавгустовский. 7) Такое ударение словари приводят на первом месте как правильное, литературное. 8) Помните, у С.А. Есенина: 9) Не хочу я лететь в зенит, Слишком многое телу надо, Что ж так имя твое звенит, Словно "августовская прохлада? 10) По мнению исследователя современной литературной нормы доктора филологических наук К.С. Горбачевича, у многосложных прилагательных в современном языке наблюдается тенденция к ритмическому равновесию. 11) Она-то и смещает ударение к середине слова. 12) Например, у А.Т. Твардовского читаем: 13) За тысячу верст В стороне приднепровской – Нежаркое солнце Поры август"овской. У С.Ю. Куняева: 14) Пахнет горькою прохладой, АвгустRовскою росой, Подорожником и мятой – Словом, что ни есть заклятой Среднерусскою травой. 15) Произношение август"овский современные литературные словари указывают в качестве допустимой нормы. 16) Итак, в правильной литературной речи следует говорить "августовский вечер, но допустимо и произношение август"овский вечер. (З.Люстрова, Л.Скворцов, В.Дерягин. Друзьям русского языка) Задания 1. Установите тип речи. Обоснуйте свое мнение. 2. Определите тему и основную мысль. 3. Назовите раздел науки о языке, который изучает произношение слов. Каких ученых-лингвистов в этой области вы знаете? 4. Укажите способ связи во 2-м абзаце (3–7-е предложения). 5. Укажите способы образования слов многосложное, равновесие, подорожник, среднерусский. 6. Какой звук обозначен буквой е в слове вечер в первом слоге? 7. Назовите все морфологические признаки слова образовано (5-е предложение). 8. Выпишите из текста слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», а затем с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». 9. Укажите все номера предложений с вводными словами. Определите их роль в тексте. Замените их синонимичными вводными оборотами. 10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Колебания языковой нормы» или «Активные процессы в области ударения», используя сведения из данного текста. Приведите собственные примеры (за помощью обращайтесь к словарю).

Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдички взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Обрадован музыки громом,
Оставя чашку чаю с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.

Как говорится-а теперь дискотека:-) Неудивительно то, после чай с ромом. Парис, если забыли-это илионский (троянский) царевич, виновник развязывания Троянской войны. О нем, как и обо всей войне мы с Вами немало говорили вот тут вот ( - это крайний пост, надо перейти по гиперссылкам к первому).
Но самое важное, что Буянов умчал Пустякову! А то я за нее так волновался:-))

В начале моего романа
(Смотрите первую тетрадь)
Хотелось вроде мне Альбана
Бал петербургский описать;
Но, развлечен пустым мечтаньем,
Я занялся воспоминаньем
О ножках мне знакомых дам.
По вашим узеньким следам,
О ножки, полно заблуждаться!
С изменой юности моей
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слоге поправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.

Да, мы с Вами помним о фут-фетишизме Александра Сергеевича, разбирали уже:-))) Но вот чего он Албана вспомнил -не пойму. Если не ошибаюсь, это Альбан (Альбани) Франческо (1578-1660) — второстепенный итальянский художник, последователь академизма. Ключевое слово здесь-второстепеннный. Поэтому даже не знаю, почему вспомнился он Пушкину


Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.

Итак, пикаперы-записывайте: вальс-2 минутный отдых, потом снова вальс. Повторить 17 раз-и девушка Ваша:-)

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.

Мазурка-это как то вот так:

Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.

А красиво...."Господа, проследуем в котильон". На бандитских разборках в 90-ые здорово бы эта фраза звучала. Кстати, если кто знает- это старинный танец — разновидность кадрили.

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла...
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.

Ну дурак....ой дурак.....
Продолжение следует...
Приятного времени суток.


Close