С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Аргументы на тему "Война" из литературы для сочинения
Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов "Судьба человека")

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.


Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак "Книжный вор")

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой "Война и мир", Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого « » Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.


Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого « » люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев "Сашка")

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки - девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев "Солнце мертвых")

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман "Авель")

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев "Убиты под Москвой")

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновре­менно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солн­це казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле


каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фо­нари - для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемна­дцатилетний, загорелый, сильный...

(3)3а долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бу­горков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрос­лели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум по­колениям.

(4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (б)Порой мы ненавидели солнце - оно обещало летную погоду и, значит, косяки пи­кирующих на траншею «юнкерсов». (7)Солнце могло беспо­щадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: раз­вороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

(9)Война была жестокой и грубой школой. (Ю)Мы сидели не за партами, а в мерзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулеметные гашетки.

(П)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

(13)Для меня ясно одно: главные участники истории - это Люди и Время. (14)Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забы­вать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в око­пе перед танковой атакой, увидеть страдание и слезы в гла­зах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умираю-


щей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг кото­рого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь.

(17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

(18)Наша память - это душевный и жизненный опыт,

оплаченный дорогой ценой.

(Ю. Бондарев)

Сочинение

Я познакомился с текстом участника Великой Отечест­венной войны писателя Юрия Бондарева, в котором автор передает мироощущение молодого человека, прошедшего войну. «Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одно­временно», - пишет Ю. Бондарев. Почему? Думаю, потому, что «война была жестокой и грубой школой», она показала, что мир зыбок, дала почувствовать «огненное дыхание смер­ти», научила ненавидеть солнце, молча проходить мимо мо­гил убитых однополчан. Автору, как и многим его ровесни­кам, казалось, что за четыре года они повзрослели на двадцать лет, но мечтали о мире, о том времени, когда можно будет просто жить и все станет понятным и простым. Писатель-ветеран считает, что в жилах выживших пульси­руют потоки тех людей, кто делал для нас Историю. А наша главная задача - не забывать их. Ведь именно в руках ге­роев было знамя Победы, из их судеб складывалась судьба страны.

Я согласен с Ю. Бондаревым в том, что историки описы­вают основные факты военного времени в общем, но нам не­обходим душевный и жизненный опыт тех, кто был очевид­цем страшной войны, кто шел в рукопашную схватку, выносил раненых с поля боя, вызывал огонь на себя, разве­дывал, прокладывал линии связи, разрабатывал план боевой операции. Осознала это и Светлана Алексиевич, автор книги «У войны не женское лицо», которая записывала рассказы


женщин-фронтовичек, чтобы сохранить их для истории. Ав­тор считает, что в годы Великой Отечественной войны более восьмисот тысяч женщин проявили мужество и героизм, ко­гда наравне с мужчинами защищали Родину. Судьбы этих великих женщин легли в основу книги С. Алексиевич.

Духовный опыт молодого человека, прошедшего войну, описывает в стихах поэтесса Юлия Друнина, которая «ушла из детства в грязную теплушку», потому что не могла найти для себя имя ближе, чем Россия. Ее стихи проникнуты лю­бовью к Отчизне, верой в мужество советского народа. Именно благодаря ее стихам мы можем судить о том, как жили и о чем думали те, кому восемнадцать исполнилось в войну, кто вместо университетской книги, как и Ю. Бонда­рев, и сама Ю. Друнина, учил жизнь по бронебойным сна­рядам. Поэтесса убеждает нас в том, что дойти до конца и выстоять нашему народу помогла вера в то, что у страны есть «вечной прочности вечный запас».

Да, война - это особая героическая страница наглей ис­тории, и мы должны помнить тех, кто обеспечил нам мир­ную жизнь.

Проблема войны и военного детства

(1)Вот и снова Девятое мая. (2)Очередная годовщина са­мого прекрасного и самого горького нашего праздника. (З)Снова цветы на братских могилах и мемориалах, снова оставшееся поколение, внуки и правнуки тех, кому мы обя­заны этой победой, вспоминают родных и цену, которую за­платили мы за самую дорогую за всю историю мира Победу. (4)3а самую кровавую. (5)Самую тяжелую. (6)«С сединою на висках». (7)Со слезами.


(8)Меня поразило утверждение одного комментатора. (9)По его словам, многие фронтовики не признают Дня По­беды: слишком высокая цена за нее заплачена.

(Ю)Мне кажется, такого просто не может быть.

(11)И это не просто День Поминовения.

(12)Это День Победы. (13)Нашей страны в жесточайшей войне.

(14)Тогда верили, что больше войн не будет.

(15)Кто знал, кто мог предвидеть, что на смену умершим ветеранам появились новые, совсем молодые и не очень? (16)Кто за это ответственен? (17)И как получилось, что мужчинам победившей фашизм страны снова пришлось браться за оружие? (18)Снова гробы, снова похоронки...

(19)Я так хочу, чтобы больше это не повторялось. (20)И еще очень хочу, чтобы, когда уйдем мы, молодые помнили, кому и чем обязаны.

(21)Но я сегодня не о солдатах.

(22)0 детях.

(23)Когда-то я писала, что в нашем дворе послевоенных детей было мало: три человека. (24)Остальные были детьми военными. (25)Сорокового - сорок первого лет рождения.

(26)И подруги у них были - ровесницы. (27)Они роди­лись в мирной стране. (28)Многие так никогда и не увидели и не помнят своих отцов.

(29)Мая Чудакова-Томлинг родилась первого мая сорок первого года. (30)В июне ее отец ушел навсегда. (31)С войны он не вернулся. (32)А взрослая, семидесятиоднолетняя Мая до сих пор видит сон: цветущий луг, по которому бежит ей навстречу солдат. (33)И она точно знает, что это ее отец. (34)Вот, где они встречаются: отец и дочь. (35)Я почему-то верю, что отец приходит к ней в этом сне. (Зб)Хоть так уви­деться...

(37)И Рая Володина своего отца не видела. (38)Вернее, не помнит. (39)Когда он ушел, было ей полтора года. (40)Ушел отец с улицы Новой, позже Каблукова. (41)И оставил мать с двумя дочками и свекровью. (42)Мать работала на пивзаво-


де. (43)Получала чуть больше тридцати рублей. (44)Карточки: рабочая и три иждивенческих.

(45)А вот выдержали... вынесли... выжили. (46)Вышли в люди.

(47)«...Вспомнила свое голодное детство. (48)Длинные очереди за хлебом. (49)А какой он был вкусный!!! (50)Черный, хорошо пропеченный, с хрустящей корочкой. (51)Вспомнила своего отца, которого не знала. (52)Кстати, благодаря Интернету нашла братское кладбище, где он и многие другие похоронены. (53)Деревня Аристове под Рже­вом. (54)Я часто захожу на этот сайт. (55)СУДЬБА СОЛДАТА. (56)Посылаю тебе фото, которое послала моя се­стра на фронт и которое вернулось в Ташкент с надписью:

(58)Спасибо, спасибо тебе за все».

(59)Спасибо и тебе, Раечка. (60)3а память.

(Т. Перцева)

Сочинение

Я прочитал текст, который посвящен проблеме войны и военного детства. Отдавая долг всем тем, кто ушел на фронт, кто встал на защиту Родины, Т. Перцева привлекает внима­ние читателя к трагедии тех, кто в войну был наименее за­щищенным, - детям. Автор пишет о том, что дети в войну теряют самых близких людей. Их бедные матери вынуждены нести бремя заботы в одиночку, и это в условиях голода, раз­рухи, страха за себя и детей. Т. Перцева рассказывает о том, что дети погибших на фронте солдат всю жизнь видели своих отцов во снах, потому что чувствовали боль утраты.

Я тоже считаю, что историческая память - лучшая за­щита от повторения катастрофы в будущем. И помнить


нужно всех, от мала до велика. От знаменитых полководцев до Неизвестного солдата, до маленькой девочки Тани Сави-чевой, оставившей в блокадном Ленинграде страшное напо­минание потомкам в своем дневнике: «Умерли все. Осталась одна Таня». Сегодня в школе № 35 Санкт-Петербурга, где училась маленькая блокадница, открыт музей Тани Савиче-вой, чтобы сохранилась память о девочке, у которой война отняла все: сначала семью, а потом здоровье и жизнь. А пи­сатель Ю. Яковлев написал рассказ «Девочки с Васильев­ского острова», в котором от имени подруги Тани, Вали Зайцевой, рассказал, как строили памятник детям, погиб­шим в блокаду, возле мест, около которых проходила дорога жизни - единственный путь к спасению из осажденного немцами Ленинграда. В рассказе героиня говорит, что ее подруга не стреляла во врага, но, может, город выстоял именно потому, что в нем жили такие дети, как Таня Сави-чева, которые не хотели сдаваться в то трудное время и на­вечно остались в нем. Светлая им память!

Проблема женщины и войны

(1)На самой страшной войне XX века женщине при­шлось стать солдатом. (2)Она не только спасала, перевязы­вала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, под­рывала мосты, ходила в разведку, брала языка. (З)Женщина убивала. (4)Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. (5)«Не женская это доля - убивать», - скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и всю жестокую необ­ходимость случившегося. (б)Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в


Берлин, чтобы убить войну». (7)То была величайшая жерт­ва, принесенная ими на алтарь Победы. (8)И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

...(9)Четыре мучительных года я иду обожженными ки­лометрами чужой боли и памяти. (Ю)Записаны сотни рас­сказов женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулиров­щиц, шоферов, рядовых полевых банно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, собраны свидетельства партизанок и под­польщиц. (11)«Едва ли найдется хоть одна военная специ­альность, с которой не справились бы наши отважные жен­щины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», - писал маршал Советского Союза А.И. Еременко. (12)Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механи­ки-водители тяжелых танков, а в пехоте - командиры пу­леметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.

(13)Только по мобилизации Ленинского комсомола в ар­мию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч комсомолок. (14)Семьдесят процентов всех деву­шек, посланных комсомолом, находились в действующей армии. (15)Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служили свыше 800 тысяч женщин...

(16)Таковы цифры. (17)Их мы знаем. (18)А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет.

...(19)Никогда еще на протяжении всей истории челове­чества столько женщин не участвовало в войне. (20)В про­шлые времена были легендарные единицы, как кавалерист-девица Надежда Дурова, партизанка Василиса Кожина, в годы гражданской войны в рядах Красной Армии находи­лись женщины, но в большинстве своем сестры милосердия


и врачи. (21)Великая Отечественная война явила миру при­мер массового участия советских женщин в боях.

(22)Пушкин, публикуя в «Современнике» отрывок из за­писок Надежды Дуровой, писал в предисловии: «Какие причины заставили молодую девушку, хорошей дворянской фамилии, оставить отеческий дом, отречься от своего пола, принять на себя труды и обязанности, которые пугают и мужчин, и явиться на поле сражений - и каких еще? (23)Наполеоновских! (24)Что побудило ее? (25)Тайные, семейные огорчения? (26)Воспаленное воображение? (27)Врожденная неукротимая склонность? (28)Любовь?..» (29)Речь шла только об одной невероятной судьбе, и догадок могло быть множество. (ЗО)Совсем другое, когда в армии служило восемьсот тысяч женщин, а просилось на фронт их еще больше.

(31)Их пустили на фронт, потому что на весы истории

было брошено: быть или не быть народу, стране? (32)Так

стоял вопрос.

(По С. Алексиевич)

Сочинение

С. Алексиевич взяла на себя ответственность за решение важной задачи - сохранить память о подвиге женщин, вое­вавших на фронтах Великой Отечественной войны. Писа­тельница встречалась с фронтовичками, записывала их ис­тории, как бы пытаясь ответить на проблемные вопросы: «Должна ли женщина воевать?», «Почему в войну женщи­ны показывали беспримерную храбрость и мужество?», «Что побудило женщин взять в руки оружие?»

С. Алексиевич пишет о том, что женщине пришлось стать солдатом и принести величайшую жертву на алтарь Победы. Наравне с мужчинами она исполняла на фронте самые тяжелые обязанности, даже занимала командные должности. На фронт пошло свыше 800 тысяч женщин, многие добровольно. Автор прямо называет причину столь


масштабной демобилизации женщин и их массового героиз­ма: «...На весы истории было брошено: быть или не быть на­роду, стране?» Меня поразила надпись на поверженном рейхстаге, которую оставила одна из героинь книги С. Алексиевич: «Я пришла на фронт, чтобы убить войну». Та­ким образом, позиция С. Алексиевич очевидна: по природе своей женщина не может и не хочет убивать, но когда смер­тельная опасность грозит ее стране, дому, детям, женщина становится солдатом. С этим трудно спорить.

Подтверждение мы находим как в жизни, так и в лите­ратуре.

В историю вошли подвиги женщин-авиаторов. В середи­не 1943 года была создана эскадрилья, которую поручили возглавить Марине Чечневой и штурману Екатерине Рябо­вой. Это подразделение во фронтовых условиях подготовило и ввело в строй многих летчиц и штурманов. Марина лично совершила 810, а Катя Рябова - 890 боевых вылетов. Им было присвоено звание Героя Советского Союза.

Совсем юной девочкой попала на фронт поэтесса Юлия Друнина. Ее фронтовой подругой была Зина Самсонова, ко­торая погибла в бою под белорусским городом Орша в 1944 году. После гибели командира Зинаида взяла на себя командование боем и подняла бойцов в атаку, но вражеская пуля оборвала ее жизнь... Памяти боевой подруги Друнина посвятила стихотворение «Зинка». В стихотворении показа­но мироощущение молодой девушки, воевавшей на фронте: тоска по дому, любовь и нежность к матери, надежда на возвращение к мирной жизни. Поэтесса оплакивает погиб­шую подругу и не видит в себе силы сообщить трагическую весть ее матери. Зинаиде Самсоновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Да, женщина на войне - это жестоко и неправильно. Но в случае беды тысячи моих современниц не раздумывая встанут на защиту России и сегодня.


Проблема дружбы

Текст

(1)Во всех временах дружество почитали из числа пер­вых благ в жизни; сие чувствование родится вместе с нами; первое движение сердца состоит в том, чтобы искать соеди­ниться с другим сердцем, и между тем целый свет жалует­ся, что нет друзей. (2)С начала мира все веки вместе едва-едва произвели три или четыре примера дружества совер­шенного. (3)Но если все люди согласны, что дружество пре­лестно, почто же не ищут наслаждаться сим благом? (4)Не есть ли сие заблуждение слепого человечества и следствие развращения оного - желать блаженства, иметь его в своих руках и убегать его?

(5)Выгоды дружества блистательны сами собою: вся при­рода единогласно подтверждает, что они приятнейшие изо всех благ земных. (6)Без дружества жизнь теряет свои при­ятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в сво­ем сердце пустоту, которую единое дружество наполнить может; от природы заботливый и беспокойный, в недрах дружества утишает он свои чувствования.

(7)Коль полезно пристанище дружбы! (8)Она охраняет от коварства людей, которые почти все непостоянны, обманчи­вы и лживы. (9)Первое достоинство дружбы есть вспомоще­ствовать добрым советом. (Ю)Сколь бы ни рассудителен кто был, но всегда нужен проводник; не должно без опасения вверяться своему собственному разуму, который страсти наши заставляют часто говорить по их воле.

(Н)Древние познали все благо любви, но они описания дружества сделали столь огромными, что заставили почи­тать оное за прекрасную выдумку, которой нет в природе. (12)Кажется, они худо знали свойства человека, когда умышляли прельщать его такими описаниями и заставлять искать дружбы, столь богато раскрашенной ими: они как


будто позабыли, что человек более склонен знатным приме­ром удивляться, нежели им последовать.

...(13)Первое достоинство, которое должно сыскивать в друге, есть добродетель: она-то уверяет нас в нем, что он способен к дружеству и оного достоин. (14)Не надейся ни­мало на ваши обязательства, как скоро не на сем основании они утверждены: ныне не выбор, но нужды соединяют лю­дей, и для того-то нынешнее дружество так же скоро кон­чится, как и начинается: дружатся без разбору и ссорятся не раздумывая; ничто столь не презренно: худой выбор ока­зывает или дурное сердце, или дурной разум. (15)Из тысячи умей выбрать себе друга, ничто столь не важно, как сей вы­бор, ибо от него зависит наше благополучие.

(ИЛ. Крылов)

Сочинение

Обращение к тексту И.А. Крылова заставило меня заду­маться о проблеме дружбы и выбора друга, которую и рас­сматривает автор.

В тексте справедливо говорится о том, что во все времена люди почитали дружбу. Автор пишет, что каждое сердце хочет соединиться с другим, без дружбы жизнь теряет при­ятность, человека окружает пустота. И.А. Крылов привле­кает наше внимание к парадоксу: люди стремятся к дружбе и вместе с тем избегают сближения с другим. Он доказыва­ет, что дружба обладает огромными благами: друг помогает защититься от коварства, дает искренние советы. Автор призывает нас правильно выбирать друзей. Общаться со всеми без разбору, по мнению И.А. Крылова, презренно. Та­кая дружба скоро кончается ссорой. Достойными нашей дружбы должны быть только люди добродетельные.


показана в романе В. Каверина «Два капитана». Она нача­лась в раннем возрасте и продлилась годы. Мальчики Саня Григорьев и Валя Жуков познакомились в детском доме. Их дружба прошла испытание временем. Еще в ранние годы они поддерживали друг друга во всем. Валька дает Сане свои вещи, бескорыстно жертвует все сбережения, когда считает, что другу они нужнее. Никакие наветы не способ­ны сломить эту дружбу. Именно Валя верит, что Саня не погиб в бою. Он помогает его жене Кате в поисках Сани и разрешает ей жить в его квартире. И в зрелом возрасте, ко­гда Валентин становится профессором, а Саня летчиком, они по-прежнему близкие друзья.

И.А. Крылов пишет о том, что в истории мало примеров подлинной длительной дружбы. Но я знаю о таком примере. Через всю жизнь пронесли лицейскую дружбу А.С. Пуш­кин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин. Именно Пущин посетил поэта в изгнании, в Михайловском, 11 ян­варя 1825 г. Ему и этому событию поэт посвятил стихотво­рение «Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

Сложная, амбивалентная, мы знаем давно. Великий Достоевский не раз говорил о глобальном противостоянии идеала содомского и идеала Мадонны, а полем битвы всегда была душа человеческая. Гениальный Толстой сравнивал людей с реками, воды которых то текут широко и величаво, то бурлят горными порогами, то затягивают водоворотами и омутами, то просвечивают отмелями. И сам человек порой не знает до конца себя, не заглядывает в самые отдаленные уголки своего естества. Пока какие-то жизненные ситуации не выведут его из привычного круга вещей.

Страх убить

Одним из таких потрясений является война. На заре человечества насилие и убийство были явлениями привычными. Но чем больше веков отделяло род людской от их доисторических предков, тем труднее было поднимать оружие на себе подобных. О том, как меняется мироощущение человека на войне, написано немало психологических исследований и произведений художественной литературы. Что в первую очередь должна переживать любая нормальная личность, когда ей в руки дают оружие и приказывают убивать? Ужас по поводу того, что придется лишать кого-то жизни.

Вспомните, как меняется мироощущение человека на войне в романе Шолохова «Тихий Дон»! Когда первый раз проливает кровь врага, в нем все протестует, его внутреннее «я» сопротивляется насилию, и очень долгое время герой ходит сам не свой. Мелехов стоит перед выбором: либо убьет он, либо уничтожат его. Но даже сам факт своей возможной гибели не является для него оправданием. Отсюда первый вывод о том, как меняется мироощущение человека на войне: он начинает отчетливо осознавать хрупкость, беззащитность и великую ценность жизни. Не только своей - жизни вообще, каждого! Поэтому командиры во время боевых действий старались как можно меньше рисковать своими людьми.

А герой еще одного произведения на фронтовую тематику - Федор Васков из «А зори здесь тихие…» Васильева - чувствует свою личную вину и ответственность за каждую девушку-зенитчицу, убитую во время захвата вражеских диверсантов. И еще как меняется мироощущение человека на войне: он совсем иначе, трепетнее и нежнее воспринимает такие привычные в мирное время тишину, состояние безопасности, отсутствие тревоги.

Страх быть убитым

Лев Николаевич Толстой назвал войну самым противоестественным для людей, самым чудовищным занятием. Почему? Потому что само по себе истребление человека человеком - нонсенс, трагическое недоразумение, не имеющее права на существование. Хоть и считается, что человек относится к виду животных, он все же существо разумное, живущее рассудком и эмоциями, а не слепыми инстинктами. А страх быть убитым затмевает разум, толкает на неоправданную жестокость. Каково в этом плане значение войны для человека? Как ни странно, она становится своего рода при помощи которой проверяется степень зрелости личности. Может ли обуздать солдат свой страх, может ли подавить инстинкт разрушения, остановиться, чтобы пощадить врага, или будет крушить всех и вся в панике, какие еще психологические свойства и нравственные качества проявит - все выявляет война.

Процесс саморазрушения

Не секрет, что участие в боевых действиях порой пробуждает в людях самые низменные, темные, звериные инстинкты. Когда проходит первый шок, когда притупляются ощущения, многие перестают реагировать остро и болезненно на убийства. И более того, переживают даже некую эйфорию от собственной всесильности, вседозволенности. Увы, но многие люди во время войны утрачивают чувство реальности. И потом переживают что-то похожее на психологическую ломку, пытаясь адаптироваться к мирной жизни. Те, кто прошел Афган и Чечню, участники других крупных и мелких локальных конфликтов часто нуждаются в реабилитации не только физической, после ранений, но и душевной, моральной. Ибо психические травмы врачуются куда дольше и сложнее!

Взлет подвига

Война - это не только проверка человека на человечность, но и на личное мужество, самопожертвование, волю и силу духа. Почему в одних и тех же условиях одни становятся героями, а другие - предателями, какова природа подвига - такие вопросы задают авторы произведений на военную тему. Однозначных ответов, конечно, нет. Но многое зависит от самого человека, его нравственных правил и установок. От мотивации - почему, за что, ради чего берется в руки оружие и идет человек на риск. Если превыше всего желание сохранить себя, свою жизнь - делается шаг в сторону предательства. Если на первом месте стоят желание защитить родину, дом, родных, товарищей - человек совершает шаг в бессмертие.

Как влияет война на душевное состояние человека – вот вопрос, над которым размышляет Л. Н. Андреев.

Писатель рассуждает о том, как война меняет человека, его душевные качества. В пример он берет героя, который о войне знает понаслышке и, не понимая, что творится вокруг него в суровое военное время, задается вопросом: “Что же это такое, ведь это сумасшествие?” Юноша честно признается, что начинает “привыкать ко всем страданием”, становится “менее чувствителен, менее отзывчив”.

такие лучшие качества людей, как чувствительность, сострадание.

Я не разделяю точку зрения писателя: война способна изменить человека, но почему в худшую сторону? Считаю, что она учит людей ценить мир, быть добрее, милосерднее. Докажу это примерами из классики.

В рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека” повествуется о том, как Андрей Соколов, побывав на фронте, в плену, потеряв семью, не ожесточился, не стал “менее чувствителен, менее отзывчив” на чужую беду. Встретив в Урюпинске беспризорника Ванюшу, он назвался его отцом и усыновил мальчика, потерявшего родителей.

В повести Виталия Закруткина

“Матерь человеческая” изображена женщина, которая, казалось бы, должна ожесточиться, озлобиться: ведь фашисты на ее глазах повесили мужа и сына Васятку. Но нет! В сердце Марии рядом с ненавистью живет сострадание. Вспомним, как она в одном из подвалов деревни нашла раненого немца. Первое ее желание – убить врага! Но слово “Мама”, вылетевшее из уст врага, заставляет женщину отбросить вилы: страдания не вытравили из ее души милосердия!

Таким образом, могу сделать вывод, что война не всегда притупляет лучшие качества людей, многим она дает бесценный опыт, учит добру и сочувствию.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В период войны личные интересы отходят на задний план. Внешний вид и красивые вещи имеют второстепенное значение. Взаимоотношения между людьми теряют романтический оттенок, а смерть...
  2. Продолжите сравнительную характеристику Остапа и Андрия, отметив, как проявили себя братья в первых сражениях. Чем отличалось их поведение в бою? Остап обнаруживает “наклонности бу­дущего вождя”,...
  3. Что влияет на человека в ситуации нравственного выбора – вот проблема, над которой рассуждает Н. Татаринцев. Каждый день людям приходится делать выбор: что предпочесть, как...
  4. Человеческая жизнь – это набор огромного числа событий, которые проявляются по-разному. Человек, делающий выбор, способен проявить свой характер. Зачастую из-за одного-единственного решения может измениться весь...

Close