Афродита (Анадиомена, Астарта, Венера, Иштарь, Иштар, Киприда, Камея, Миллита) - богиня красоты и любви, неба, ветра и моря.

Златая и вечно юная Афродита (Венера), живущая на Олимпе, считается богиней неба и моря, посылает дождь на землю, а также богиней любви, олицетворяющей божественную красоту и неувядающую юность.

Афродита считается самой прекрасной из всех богинь Олимпа и вечно пребывает там.

Вечно юная девушка, высокая и стройная, с перламутровой белой кожей и темно-синими глубокими глазами. Лицо Афродиты с нежными чертами лица обрамлено мягкой волной длинных кудрявых золотых волос, украшенных сияющей диадемой и венком из благоухающих цветов, как венец лежащих на ее прекрасной голове – никто не может сравниться по красоте самой прекрасной из всех богинь и смертных.

Одета богиня Афродита в ниспадающие тонкие благоухающие златотканые одежды, распространяет благоухание при своем появлении, а там где ступают ее красивые ножки, Богини красоты (Оры) и богини грации (Хариты) везде сопровождают Афродиту, развлекают и прислуживают ей.

Дикие звери и птицы совсем не боятся лучезарную богиню, кротко ласкаются к ней и поют ей песни. Путешествует Афродита на птицах: лебедях, гусях, голубях или воробьях,- легкие крылья птичек быстро переносят богиню с места на место.

Богиня любви и красоты, моря и неба – Афродита дарит счастье тем, кто служит ей: подарила жизнь для красивой статуи девушки, в которую бесконечно влюбился Пигмалион. Но наказывает и тех, кто отвергает ее дары: так жестоко наказала она Нарцисса, влюбившегося в свое отражение в прозрачном лесном ручье и умершего от тоски.

Золотое яблоко из далеких садов гереспид – символ Афродиты, который она получила в подтверждение своей красоты от горного пастуха Париса (сына царя великой Трои), признавшего Афродиту прекраснейшей, которая красивее Геры (жены ее дяди Зевса) и Афины (сестры Зевса).

В награду за свой выбор Парис получил помощь богини в завоевании прекраснейшей из смертных – Елены (дочь Зевса и его возлюбленной Леды, жена царя Спарты Минелая) и постоянную поддержку во всех своих начинаниях.

Дочь своих родителей – богиня моря и неба - ветреная Афродита будит своей неземной красотой любовь в сердцах и любовную страсть, и поэтому царит над миром. Любое появление Афродиты в благоухающих одеждах заставляет солнце сиять ярче и пышнее цвести .

Живет Афродита на Олимпе, восседает на богатом золотом троне, выкованном самим Гефестом, и золотым гребнем любит расчесывать свои пышные кудри. Золотая мебель стоит в ее божественном доме. Только любовь творит прекрасная богиня, совершенно не прикасаясь к любой работе руками.

Рождение Афордиты

История рождения богини любви и красоты имеет несколько истинных версий, как и ответы на вопрос о причинах появления чувства любви между людьми на Земле.

Афродита - дочь Урана

Любимая и последняя дочь бога неба Урана - Афродита родилась около острова Киферы из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр.

Морская пена образовалась от смешения крови Урана, попавшей в соленые воды Эгейского моря во время битвы боге неба Урана с сыном-титаном коварным Кроном (Кроносом, Хроносом) – богом земледелия и времени.

Это история рождения Афродиты предполагает ее девственное зачатие от одного отца.

Афродита – дочь Крона

По версии орфиков, морская пена образовалась из крови самого Крона во время его кровавой битвы с сыном Зевсом – богом грома и молний - за власть на небе.

Поэтому Афродита может быть и последней и любимой дочерью бога земледелия и времени Крона (Кроноса, Хроноса).

По этим двум версиям, можно сделать вывод, что любовь появляется в результате борьбы, возникает просто так..

Афродита – дочь Зевса и Дионы

По версии греческой мифологии Афродита является дочерью громовержца Зевса и его возлюбленной Дионы (богини дождя), которая вышла на свет как жемчужина из перламутровой раковины.

Зевс - сын Крона (Кроноса, Хроноса), то есть Афродита для него может быть сводной сестрой (если является дочерью Крона) или тетей (если является дочерью Урана и сводной сестрой Крона).

Когда возникла любовь?

Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Ступив на остров Кипр, юная Афродита вознеслась на Олимп и стала помогать богам и смертным в делах любви и страсти.

Любовь Афродиты и Адониса

Адонис (Адон, Дионис, Таммуз) – сына царя острова Крит по имени Минир и его дочери Мирры, которая тайно согрешила со своим отцом без его ведома и была вынуждена покинуть Кипр.

Адонис - это прекрасный мужчина, но не бог, потому что родился от простых смертных, хотя и при помощи богов.

Боги сжалились над Миррой и превратили ее в дерево "мирра" с благовонной смолой. Из ствола дерева "мирра" при помощи богини Афродиты и появился младенец Адонис, который «красивейшим слыл из младенцев».

Афродита моментально влюбилась в него с первого взгляда и спрятала малыша с золотом ларце, а потом передала Персефоне (дочери Зевса и Деметры, и богине подземного царства) в царство невидимого бога Аида (Плутона), которая тоже сразу влюбилась в прекрасного мальчика и не хотела отпускать его обратно на землю.

Возмужав, Адонис превратился в прекрасного юношу и никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Стали спорить две прекрасные богини за право проводить свое время с Адонисом и пришли к Зевсу, а Зевс отправил их к своей дочери - музе науки и поэзии - Эвтерпе, - более сведущей в вопросах любви.

Муза науки и поэзии Эвтерпа по поручению своего отца Зевса решила, что треть года юноша будет проводить с Афродитой, вторую треть – с Персефоной, а третью – по своему желанию.

Бросила Афродита ради любимого Адониса своего мужа - бога войны Ареса (сына Зевса и сводного своего брата, по греческой версии), забыла богиня и сияющий Олимп, и цветущие острова Патмос, Киферу, Паф, Книд, Амафунт - все время проводила она с юным Адонисом, и только он стал иметь для нее значение.

Многие боги добивались ее любви: Гермес – бог торговли, Посейдон – бог океана, и грозный Арес пытался вернуть свою жену, но она любила только Адониса и жила только мыслями о нем.

Первый муж Афины - кузнец Гефест (сына Геи и Зевса), с широким торсом и крепкими руками, выковал для своей прекрасной жены божественный пояс, благодаря которому любой мужчина, и бог и смертный, сходил с ума от страсти и любви. После расставания с Гефестом волшебный пояс остался у Афродиты. Постоянно одевала свой пояс прекрасная Афродита на встречи с возлюбленным Адонисом, что тот забыл богиню Персефону и совсем перестал сходить в подземное царство ее мужа Аида.

Каждое утро Афродита открывала свои прекрасные синие глаза с мыслью о возлюбленном и каждый вечер, засыпая, думала о нем. Афродита стремилась всегда быть рядом с возлюбленным, поэтому разделяла многие увлечения своего милого друга.

Охота Адониса

Адонис с Афродитой охотились в Ливанских горах и в лесах Кипра, забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте, но не менее прекрасной оставалась она даже в мужском костюме, стреляя из лука, подобно стройной богине охоты, луны и счастливого брака Артемиде (Диане), и натравливая своих собак на лестных зверей и животных.

Под палящими лучами жаркого солнца и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И у Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты Адонис заскучал и решил поехать на охоту, чтобы развлечься. Собаки Адониса напали на след громадного старого и бесстрашного кабана (вепря или дикой свиньи) весом под 200 килограмм и длиной почти в два (!) метра. Собаки яростным лаем подняли зверя из ямы, где он сладко спал, тихо похрюкивая после славного завтрака, и погнали его по густому лесу среди кустарников и деревьев.

Не просто так погиб юный красавец, есть несколько версий о виновных в его смерти. В кабана мог превратиться бог войны и раздора Арес, брошенный Афродитой, или Персефона (жена Аида и богиня царства мертвых), отвергнутая Адонисом, либо разгневанная убийством любимой лани Артемида (Диана) – владычица всех зверей на острове Крит.

Услышав оживленный лай, Адонис обрадовался долгожданному развлечению и богатой добыче. Он забыл все мольбы и просьбы своей прекрасной подруги и не предчувствовал, что это его последняя охота.

В азарте стал подгонять Адонис своего коня и быстро поскакал по солнечному лесу туда, где слышался заливистый лай. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Окружили громадного зверя собаки Адониса, с рычанием вцепились зубами в его толстую просмоленную шкуру.

Уже готовится Адонис пронзить разъяренного кабана своим тяжелым копьем, занеся его над зверем и выбирая лучшее место для удара среди брони («калкана») из смолы и шерсти взрослого зверя. Промедлил юный охотник с ударом, не смогли удержать собаки сильного бесстрашного зверя, и кинулся на Адониса огромный кабан, очень злой и раздраженный внезапным пробуждением и стремительной пробежкой по лесу.

Не успел отскочить юный Адонис от быстрого злого зверя, и кабан – «одинец» своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты, разорвав артерии на его прекрасном бедре.

Упал с коня юный красавец среди высоких деревьев и его кровь оросила влажную землю из страшной рваной раны. Через несколько минут умер неустрашимый и мужественный Адонис от потери крови, и зашелестели деревья своими листами над его светлой головой.

Печаль Афродиты и появление розы

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.

Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду Афродиты. Поэтому красная алая роза считается символом вечной любви во все времена.


Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей, долго пряча его тело в зарослях лука-латука, который и по сей день приносит слезы всем, кто дотрагивается до него.

Чтобы навсегда сохранилась память о нем, с помощью нектара богиня вырастила из крови Адониса нежный анемон кровавого цвета – цветок ветра, похожий на красные

Ю.Б.Циркин


У мифа об Адонисе парадоксальная судьба. Само имя бога, как мы уже отмечали, чисто семитское. Но в то же время все, что мы знаем об Адонисе, происходит только из греко–римских источников. Собственно финикийский миф не передал ни один автор. Правда, мы знаем о некоторых финикийских именах с элементом «адони». И в трактате «О сирийской богине», который приписывается греческому писателю римского времени Лукиану, говорится о празднике в честь Адониса в Библе. Греки тоже почитали Адониса, включив его в мир своих богов. Произошло это довольно рано. Об Адонисе упоминал Гесиод, который делает Адониса сыном Финика, предка финикийцев. Это самое раннее упоминание Адониса. Позже об Адонисе писали многие авторы, приводя различные версии мифа. Варианты расходятся в деталях, но в целом похожи: все они рассказывают о страсти к Адонису богини любви, о гибели юного Адониса на охоте от клыков страшного вепря, о печали богини и часто о воскресении Адониса. В честь Адониса в греческих городах, в том числе в Афинах, устраивались праздники. Постепенно они приобрели чисто греческий характер. Но в своей основе миф оставался финикийским. Возможно, с этим мифом греки познакомились на Кипре; недаром в нем местом первоначального действия являлся именно этот остров, и лишь затем события разворачиваются в Библе. Но не исключено, что знакомство с мифом произошло в самом Библе, который греки посещали еще во второй половине II тысячелетия до н. э.


Юный бог Адонис был тесно связан с Библом. Об этом боге тоже ходили разные рассказы, различающиеся в деталях, но все же близкие по содержанию.

Когда‑то жила Мирра , дочь могучего царя Кинира, правившего на Кипре. В свое время ее мать не почитала богиню любви и даже говорила, что ее дочери красивее богини. За это богиня разгневалась и, сочтя такие слова преступными, решила вместо матери наказать дочь . Она внушила ей нечестивую любовь к собственному отцу. Кинир, видя, что его дочь уже вошла в брачный возраст, стал приглашать женихов, но та всех их решительно отвергала и на вопрос отца, какого же мужа она желает, отвечала, что похожего на него. Кинир, полагая, что в ее словах звучит почтение к нему, был очень рад такому ответу, а Мирра еще больше запылала любовью и в то же время сознавала всю тяжесть греха. Наконец, не выдержав таких страданий, девушка решила повеситься. Но кормилица спасла ее от смерти. А узнав о преступной страсти Мирры, преданная кормилица пообещала ей помочь.

И вот, в один из праздников, когда жены ушли славить Астарту, Кинир, оставшись во дворце, напился пьяным, и кормилица ночью ввела к нему Мирру, сказав, что это - девушка, влюбленная в царя, похожая на его дочь и одних лет с нею. Так Мирра зачала от собственного отца. А когда наступил день и Кинир увидел, кто лежал с ним на ложе, он ужаснулся и бросился на преступную дочь, желая убить ее. Мирра с трудом убежала и, покинув царство отца, долго бродила по свету. Утомившись от скитаний, она обратилась к богам с мольбой, чтобы те из‑за ее позора изгнали ее и из царства живых, и из царства мертвых. Боги согласились исполнить ее мольбу. И вот ноги Мирры покрыла земля, из ступней выросли корни, кости превратились в дерево, кровь - в древесный сок, а кожа - в кору. Так Мирра стала деревом. Но внутри ствола оставался ребенок, плод ее нечестивой страсти. И по прошествии девяти месяцев ствол лопнул и из него появился на свет младенец, которого назвали Адонисом. Правда, рассказывали и по–другому: что отец через девять месяцев все же настиг Мирру, которая к тому времени уже стала деревом, и ударил ее мечом, и из трещины вышел Адонис.

Адонис быстро рос и стал красивейшим из юношей. Его увидела Баалат–Гебал и страстно в него влюбилась. Ей захотелось никогда не расставаться с ним. Адонис тем временем больше всех других занятий полюбил охоту, и богиня стала охотиться вместе с ним. Но ей все же приходилось иногда отлучаться, и поэтому, боясь за его жизнь, принялась Баалат–Гебал его увещевать, чтобы он был осторожнее на охоте и ни в коем случае не охотился на ужасных львов и щетинистых свирепых кабанов. И однажды, когда богини не было с ним, Адонис отправился на охоту.

Вскоре он услышал неистовый лай и увидел, что собаки выгнали из берлоги огромного кабана. Некоторые говорили, что это сам бог войны принял вид кабана, чтобы погубить Адониса . Бежать было уже поздно, и Адонис смело выступил вперед. Он ударил кабана копьем, но тот стряхнул с себя обагренное кровью копье и бросился на Адониса. Адонис, вспомнив предостережение богини, бросился бежать. Но кабан нагнал его и всадил ему в тело острый клык . Адонис упал, умирая. Баалат–Гебал услышала предсмертный крик юноши и бросилась к нему. Она обнимала тело и оплакивала Адониса. Она умоляла не уходить от нее в иной мир, пробудиться и дать ей последний поцелуй, длящийся столько, сколько может длиться лобзанье. Богиня скорбела, что, будучи бессмертной, она не может идти за возлюбленным в подземное царство, дабы и там не разлучаться с ним. Затем Баалат–Гебал подняла мертвое тело, вынесла его из леса, положила на пурпурные ткани, обмазала его благовониями и возлила на него драгоценное миро. А собравшиеся вокруг возлагали на мертвое тело погребальные венки и обрезали кудри в знак скорби. А потом решила богиня оставить вечную память о погибшем, и из крови Адониса вырастила она прекрасный цветок анемон. Но на этом богиня не успокоилась. Она обратилась к отцу, и верховный бог решил воскресить Адониса. А чтобы не очень обижалась подземная царица Шеол, он решил, что часть года Адонис будет проводить под землей, а часть - на этом свете. Местом же его пребывания на земле он избрал Библ.

Но другие рассказывали, что уже с самого рождения Адониса Баалат–Гебал полюбила младенца. Она очень боялась за него, оставшегося с самого рождения сиротой. Поэтому она положила ребенка в ларец и доверила его хранение богине подземного мира Шеол. Но, когда Адонис вырос, Шеол не захотела возвращать его на землю. И поскольку богини никак не могли прийти к согласию о месте пребывания Адониса, то они обратились к Элу. И тот решил разделить год на три части: одну часть года Адонис проводит в подземном мире, одну часть - на земле с Баалат–Гебал, а одну - тоже на земле, но так, как ему вздумается. Адонис же, сам полюбивший Баалат–Гебал, присоединил свою треть к доле этой богини, так что с ней он проводит две трети года, а в мире смерти с Шеол - одну треть. Но и в подземном мире Адонис оставался живым, и таким его видела богиня любви, специально на свидание с юношей спускавшаяся под землю.

Жители Берита рассказывали, что возлюбленной Адониса была богиня Астарта. Плодом этой любви стала Бероя. И ее именем богиня назвала основанный ею город Верит

Адонис Адонис

(Adonis, Αδωνίς). Красивый юноша, которого полюбила Афродита. Он был убит на охоте вепрем и превращен богиней в анемон. Горе Афродиты было так велико, что подземные боги разрешили Адонису проводить в Аду лишь треть года, треть года жить с Афродитой и остальную треть жить там, где он сам захочет (этот миф, по-видимому, относится к кажущейся смерти природы зимой и к возрождению ее весной).

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АДОНИС

(Άδωνις, финик. dn «адон», «господь», «владыка»), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). А. - сын феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Ovid. Met. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты - А. (X 479-524). Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мёртвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). По другой версии (Ptol. Hephaest. I, p. 183, 12 Westerm.), A.- жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик. варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны.
Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Аф-родиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящён плачу, а второй - радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Адонии - праздник в честь А. - были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осири са, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. «садики А.» - символ мимолётности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А„ а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96-144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе А. явственно прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.
Лит.: Frazer J. G„ Adonis, Attis. Osiris, L. - N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Götter, Lpz., 1923; Reiner E„ Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В., 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonieinysteries. Brux., 1954.
А. А. Тахо-Годи.

Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в 16-17 вв. (пьесы «А. и Венера» Лопе де Вега; «А.» И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы «Венера и А.» У. Шекспира; «А.» Дж. Марино; «А.» Ж. Лафонтена и др.).
А. - один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и А.», «Гибель А.», «Венера оплакивает А.». К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, ан. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18-19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и А.» А. Кановы; «А.» Б. Торвальдсена; «Умирающий А.» О. Родена и др.).
В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лёг в основу либретто многих опер 17- 18 вв. (наиболее значительны - «Цепь А.» Д. Маццокки; «А.» К. Монтеверди; «А.» Р. Камбера; «А. на Кипре» Дж. Легренци; «Влюблённый А.» Р. Кайзера и др.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Адонис

Юноша, cын Феникса и Алфесибеи (либо ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или царя Кипра Киниры и его дочери Мирры), возлюбленный Афродиты. Юноша, равным которому по красоте не было никого ни среди смертных, ни среди богов-олимпийцев. См. о нем более подробно.

// Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Пробуждение бога // Н.А. Кун: АДОНИС

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АДОНИС

Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса (1). Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими лучами и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоту на грозных львов и кабанов. У Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редка покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис радовался такой богатой добыче; он не предчувствовал, что это его последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.

Эрот

Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, как у Зевса-громовержца, есть посланник: через него выполняет она свою волю. Этот посланник Афродиты - сын ее Эрот, веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот носится на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и легкий, как дуновение ветерка. В руках его - маленький золотой лук, за плечами - колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Без промаха попадает в цель Эрот; он как стрелок не уступает самому стреловержцу златокудрому Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою курчавую головку и громко смеется. .

Стрелы Эрота несут собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы.

Зевс знал, как много горя и зла принесет с собой в мир сын златой Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его еще при рождении. Но разве могла допустить это мать! Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там, в лесных дебрях, вскормили малютку Эрота молоком своим две свирепые львицы. Вырос Эрот, и вот носится он по всему миру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то счастье, то горе, то добро, то зло.

Гименей

Есть еще один помощник и спутник у Афродиты - это юный бог брака Гименей. Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея, моля его благословить брак молодых и послать радость в их жизни.

(1) Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у финикиян. Имя Адонис не греческое, а финикийское и значит "господин". Финикияне же заимствовали этот миф у вавилонян, у который был миф о богине любви Иштарь и прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресающем боге.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

Скульптурная группа А. Кановы.
Мрамор.
1789—94.
Женева.
Вилла Ла Гранд.

Скульптура Дж. Маццуолы.
Мрамор.
Ленинград.
Эрмитаж.

Картина Тициана.
1553.
Мадрид.
Прадо.

Картина П. П. Рубенса.
Около 1614.
Ленинград.
Эрмитаж.






Синонимы :

Смотреть что такое "Адонис" в других словарях:

    А, муж. Заимств.Отч.: Адонисович, Адонисовна.Происхождение: (В античной мифологии: Адонис финикийское божество природы, олицетворение умирающей и воскресающей растительности. От др. евр. ’adon господин, владыка.) Словарь личных имён. Адонис греч … Словарь личных имен

    В греческой мифологии Адонис – прекрасный юноша, возлюбленный богини Афродиты (Киприды). Имя его употребляется как синоним красивого молодого человека. Любимец ветренных Лаис, Прелестный баловень Киприды, Умей сносить, мой Адонис, Ее минутные… … Словарь крылатых слов и выражений

    - (греч. Adonis). 1) в мифологии: сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры, молодой охотник, любимец Венеры, которая не будучи однажды в состоянии вовремя помочь ему в борьбе с огромным вепрем, спрятала его тело и превратила его потом в цветок… … Словарь иностранных слов русского языка

    адонис

    Адонис - и Адонис. в знач. «красивый молодой человек» (в древнегреческой мифологии бог плодородия) адонис и Адонис. В знач. «травянистое растение; настой для лечения сердечно сосудистых заболеваний» адонис и устарелое адонис … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

АДОНИС
Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно девственной Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими лучами солнца и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серп, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. После охоты отдыхала Афродита на сочной траве зеленых долин с Адонисом, склонясь к нему на колени своей божественно прекрасной головой. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Радовался Адонис такой богатой добыче, не предчувствовал он, что это его последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.

Когда Афродита узнал а о смерти Адониса, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные йоги богини. Капли ее божественной крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над так рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы всегда сохранялась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви. Велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Ликует вся природа, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты, Адонис.

Охота Адониса. - Смерть Адониса. - Праздники в честь Адониса. - Богини Хариты - три Грации.

Охота Адониса

Адонис олицетворяет жизнь растительного царства, пробуждающегося весной и умирающего осенью. Так как, согласно мифам древней Греции, всюду на земле, куда бы ни ступила нога прекрасной богини Афродиты, тотчас же из-под нее появлялись цветы, то древние греки соединили узами любви Афродиту и Адониса.

Адонис был юноша поразительной красоты. Адонис возбудил в богине Афродите (Венере) страстную любовь к себе. Эта изнеженная женственная богиня, не желая расставаться с Адонисом, сопутствовала ему повсюду. Богиня Афродита следовала за Адонисом даже и на охоте.

Смерть Адониса

Бог Арес (Марс) из ревности решил погубить Адониса. Богиня Артемида (Диана) предупредила об этом Афродиту (Венеру), которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все мольбы богини Афродиты остались тщетными: юноша Адонис пренебрег ее советами и отправился на охоту.

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Скульпторы античности редко пользовались мифом об Адонисе для своих статуй. На гравированных камнях этот миф встречается чаще, и Адонис везде представлен в образе прекрасного юноши с красивыми и изящными формами.

Художники новейшего времени, напротив того, очень часто вдохновляются мифом об Адонисе. Большой известностью пользуется прекрасная скульптурная группа Кановы на эту мифологическую тему.

Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Тициан выбрал тот момент, когда Адонис, несмотря на мольбы богини Венеры, покидает ее.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но у него бог Купидон (Амур) старается удержать прекрасного охотника Адониса.

Альбано, Прюдон и много других художников писали на мифологическую тему об Адонисе.

Богиня Афродита (Венера), тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски. Афродита искала Адониса повсюду, пробираясь сквозь кустарники. Тернии рвали одежды богини Афродиты и царапали ее лицо и руки до крови. Всюду, куда падали капли крови Афродиты, вырастали благоухающие розы.

Афродита нашла наконец своего любимца Адониса, но уже без признаков жизни: Адониса убил вепрь. Богиня Афродита превратила Адониса в цветок анемона.

В Лувре находится картина Пуссена, изображающая умирающего Адониса на руках богини Венеры.

Когда Адонис сошел в царство Плутона, все тени пришли в восторг от его красоты, а богиня Персефона влюбилась в Адониса.

Богиня Афродита (Венера), вся в слезах, отправилась на Олимп к Зевсу (Юпитеру) и принялась умолять Зевса возвратить ей Адониса, но Персефона ни за что не соглашалась отдать Адониса. Властелин богов, желая примирить богинь Афродиту и Персефону, решил, что юноша Адонис будет проводить полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Афродитой.

Миф об Адонисе , напоминающий миф о Персефоне, может быть объяснен следующим образом: зима, время года, когда растительное царство умирает или засыпает, есть то время, когда Адонис пребывает с Персефоной; наступает весна, все оживает, прекрасный юноша вновь возвращается к богине красоты.

Праздники в честь Адониса

Культ Адониса, перенесенный из Сирии финикийцами, быстро распространился среди древних греков.

В городе Афинах и в городе Александрии был учрежден праздник в честь полубога Адониса, возлюбленного богини Афродиты. Праздник Адониса отмечался в начале весны и продолжался целую неделю.

В первый день праздника все участвующие в траурных одеждах оплакивали смерть Адониса и исчезнувшую с ним вместе растительность. В остальные же дни радостно праздновали возвращение полубога Адониса на землю. Сохранилось до наших дней несколько гимнов и радостных песен, которые распевались во время этого праздника Адониса.

Богини Хариты - три Грации

На всех памятниках примитивного искусства богини Хариты (в римской мифологии - Грации ) изображены одетыми. На знаменитом барельефе, находящемся в Лувре, Грации покрыты длинными одеждами, так же как и на всех монетах Римской эпохи.

«Напрасно доискивался я, - говорит древнегреческий автор Павсаний, - какой скульптор или живописец первый изобразил богинь Харит обнаженными. На всех древних памятниках Хариты одеты, и я, право, не понимаю, почему же последующие скульпторы и живописцы изменили это. Теперь же все художники изображают Харит лишенными одежды».

Знаменитая античная группа «Три Грации» находится в музее города Сиенны. Существует много вариантов этой группы; Луврскому музею принадлежит одно из лучших повторений.

На многих римских фресках в Помпеях изображены Грации в их традиционной позе. Этому следовали и Рафаэль, и Рубенс, и многие знаменитые художники.

Канова, Торвальдсен и Прадье изваяли на тему о Грациях прекрасные мраморные группы. Произведение Торвальдсена считается лучшим.

Из новейших художников группа Жана Пилона считается шедевром; его Грации покрыты длинными туниками, но позы их совершенно не согласуются с традициями древнегреческого искусства.

Богини Хариты (Грации) олицетворяли все то, что составляет прелесть и привлекательность жизни.

Обязанности Граций были самые разнообразные. Грации помогали и присутствовали при туалете Венеры. Грации часто сопровождали крылатого бога Эрота.

Философы обращались к богиням Харитам (Грациям) и приносили им жертвы, прося Харит придавать их речам более мягкости и интереса, опасаясь, что без помощи богинь Харит философия покажется всем слишком сухой и скучной материей.

Богини Хариты (Грации) призывались в начале пира: их просили ниспослать на пирующих нежное веселье и тихую гармонию. Хариты присутствовали при праздниках, потому что их присутствие изгоняло печаль и заботы, но главные обязанности Харит заключались в том, чтобы доставлять богам и людям все то, что делает жизнь хорошей и счастливой.

Имена богинь Харит обыкновенно - Аглая, Евфросина, Талия (три Грации).

Три Грации изображаются всегда обнявшись, олицетворяя этим взаимные услуги и братскую помощь, которую люди обязаны оказывать друг другу для того, чтобы их жизнь была счастливая и спокойная.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.


Close