Рассмотренные в данном комментарии вопросы, исторические факты и события могут находиться на пересечении интересов каждого из индивидуумов (участников TheQuestion) и затрагивать их личный, жизненный опыт. Есть вероятность, что Ваше мнение, равно как и мировоззрение, могут не совпадать с мнением, описанном в данном сообщении. Во избежание недоразумений (если Вы впечатлительны или сентиментальны), рекомендую Вам воздержаться от его прочтения. Данный комментарий является оценочным суждением (мнением) и не несёт в себе цели оскорбить или унизить чьи-либо чувства, не стремится, своим содержанием, причинить кому-либо нравственные страдания морального характера и не преследует цели разжигания розни по социальным, половым, гражданско-правовым, возрастным, расовым или национальным признакам и мотивам.

В том, что у некоторых людей есть ностальгия по Советскому Союзу нет ничего удивительного. Ведь всем известно свойство человеческой памяти (плохое, как правило, забывается, хорошее помнится). Кроме того, позитивные чувства СССР вызывает, в основном, у самого старшего или уже пожилого поколения (разумеется, принимая во внимание и крайние поколения, также заставшие СССР). Причина этому проста. Тогда все были молодыми. А об ушедшей молодости, обычно, все вспоминают с сожалением и часто ностальгируют по наиболее запомнившимся, светлым проблескам жизни того периода. В 2011 или 2012 году, случайно, на одном из форумов, наткнулся на краткий очерк жизни при СССР. Постараюсь передать его (с незначительными изменениями и дополнениями).

В СССР было гораздо меньше чернухи. Люди старались особо не фокусироваться на негативе и, благодаря этому, жили веселее. В те времена, нытики и ворчуны воспринимались именно как нытики и ворчуны, а не как герои-правдорубы. Грубо говоря, человека, трубящего о плохой жизни, скотских условиях работы, регулярном использовании детского, добровольно-принудительного, неоплачиваемого, тяжёлого труда и т. д., в обществе воспринимали именно как нытика, а не как борца за права и свободу людей, способного что-то изменить. Что-то изменить, по мнению большинства, в политике, отношении к религии, свободе слова и т. д. всё равно было невозможно. Так чего об этом кричать? И человек, как правило, подчинялся этому большинству, забывая о том, что Большинство, во все времена, были ведомыми (подчинёнными, "серой массой", "стадом"), а Меньшинство, старающееся что-то изменить в жизнях миллионов людей – лидерами. Большинство, по определению, не могут быть лидерами. И наоборот. Кроме того, общественное мнение играло очень большую роль в жизни советского гражданина ("Чего люди-то скажут, а?"). А он и не задумывался, что, на самом деле, такое "общественное мнение" и очень его боялся и прислушивался к нему, обсуждая "запретные" темы "на кухне".

У советских людей уровень гордости за страну был, но не особо высоким. Всё иностранное ценилось гораздо выше советского, даже если на то не было особых оснований (с этим, как мы знаем, у нас в стране ничего не изменилось). В СССР культ юродивого нестяжательства парадоксальным образом уживался с мещанским культом вещей. Сейчас сложно поверить, но в СССР запросто могли убить за джинсы (да-да, именно за них!). И дело было вовсе не в той гнетущей бедности, в которой жили многие советские граждане. На плохую еду и плохую одежду денег, со скрипом, хватало у всех. Дело было именно в культе вещей, который в СССР достигал просто невероятных высот. Сейчас смешно об этом даже подумать, но, в советские времена, взрослые люди всерьёз считали одним из главных показателей жизненного успеха хорошо обставленную квартиру, представляете! Убогие, по современным меркам, ковры, висящие на стенах (для экономии дефицитных обоев и закрывавшие дыры в этих самых обоях), стоимостью в десять среднестатистических зарплат (средняя зарплата очень многих граждан равнялась 120 рублям), дефицитные "стенки" (выполнявшие, ко всему прочему, ту же функцию, что и ковры), заставленные дефицитными книгами и хрусталём, бытовые приборы и безделушки иностранного производства, куртки замшевые (три куртки), кинокамеры заграничные и т. д. - всё это было показателем статуса. Про такие дефицитные, в то время, но банальные, на сегодняшний день, вещи иностранного производства как сигареты, косметика, алкоголь, парфюмерия, жвачка (да-да!) и многое другое, я думаю, не стоит упоминать. Многие советские люди охотно готовы были разменивать свою жизнь на погоню за тряпками и прочим барахлом. Сейчас (спасибо капитализму) культ вещей всё же далеко не так актуален. Мы (имеется ввиду-взрослые люди) уже научились использовать вещи сугубо утилитарно. Именно использовать, а не по-плюшкински обладать. Справедливости ради, отмечу, что необыкновенная страсть советских людей к вещам во многом была вызвана простым обстоятельством: вещи были ликвиднее денег. Проще говоря, хорошую вещь было легко продать, но довольно сложно купить. Когда, жившие в СССР, люди возмущаются тем, что инфляция съела их деньги, они забывают, что эти деньги были куда как больше похожи на талоны, чем на деньги. Консервов из морской капусты купить на рубли можно было сколько угодно. А вот, например, нормальной одежды, бытовой техники, или нормальных автомобилей - уже нет. Из-за этого в Советском Союзе национальным спортом была охота за дефицитными товарами (зачастую, с целью дальнейшей, выгодной перепродажи). Вместо того чтобы просто пойти и купить нужную вещь, как это происходит сейчас, советский человек должен был поневоле становиться барыгой (что, кстати говоря, сурово наказывалось по закону, называясь спекуляцией). Причём, человек становился барыгой в плохом смысле этого слова. В качестве самого безобидного примера: увидев дефицитные женские сапоги или заграничные колготки, советский человек (даже мужчина) покупал их сразу же, не думая и не глядя на размер. Он знал, что потом всегда сможет найти среди знакомых даму с ногой нужного размера и выменять у неё за эти, скажем, сапоги какую-нибудь нужную для себя вещь. И не всегда, кстати, вещь. Расплатиться с представительницами древнейшей профессии заграничными предметами гардероба или, скажем, косметикой было совершенно нормальным (так как, по понятным причинам, эти вещи ценились выше советских денег). Кроме того, связанная с вещами коррупция была просто тотальной и пронизывала всё советское общество. Без взятки мяснику, можно было рассчитывать разве что на тщедушную, замороженную до хрустального состояния курицу. Свежее, парное мясо, для большинства советских граждан, было чем-то нереальным (за редким исключением граждан крупных городов). Инфраструктура отдыха была неразвита абсолютно. Достаточно сказать, что для прохода в ресторан надо было, зачастую, или давать взятку или стоять несколько часов в очереди. Службы доставки японской кухни или пиццы отсутствовали, как класс. Почему-то вспомнилось первое открытие Макдональдса в Москве.

Бесплатное образование, конечно же, было. Но бесплатно учились те, кто учился хорошо. Как, впрочем, и сегодня. К тому же, абитуриентов, граждан СССР, нередко делили по национальному признаку, отдавая предпочтение более "удобным" кандидатам славянской принадлежности. Например, евреи (будучи гражданами СССР) имели некоторые ограничения в правах при поступлении в ВУЗ. Разумеется, об этом, вслух, никто не говорил, как и о наркомании, педофилии, проституции и т. д. среди учащихся. Впрочем, сегодня, касаемо обучения, дела обстоят аналогично (школе или ВУЗу гораздо "удобнее" принять, на бесплатное обучение, 30 российских детей (русской национальности), чем 15 детей, допустим, чеченской или узбекской национальности, но, также, являющихся гражданами РФ). Поступить в престижное высшее учебное заведение, при СССР, не имея блата или средств для дачи взятки, было проблемой. Кстати говоря, сын, скажем, арам-зам-зам. секретаря райкома партии, при поступлении в ВУЗ, имел гораздо больше привилегий перед "простыми смертными", чем имеет сегодня сын какого-нибудь чиновника такого же уровня перед большинством "простолюдинов-оппонентов". Практически везде был большой конкурс. "Официального" платного обучения тогда не было. Поступали за взятки. Причём, на медицинский и юридический факультеты, суммы фигурировали весьма немалые.

В СССР медицина действительно была бесплатной. Но была очень отсталой и некачественной. Не было лекарств (причём самых простых). Говорили так: "Лечиться даром-даром лечиться!". Простоять в очереди, в поликлинике, несколько часов, а после, за неимением лекарств, уйти не солоно хлебавши – было самым обычным делом. Про своеобразный, запрещённый во многих развитых странах уже в то время, "наркоз", протезирование зубов или про "зелёнку" с Кастелани, я вообще молчу. Невероятно, но факт, "зелёнку" до сих пор продают в аптеках!

Разного рода аквапарки и аттракционы теоретически были, но по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, они выглядели довольно убого, равно, как и тогдашние кинотеатры. Про поездки на разные Мальдивы, в Тайланды или в Египты, автомобильные туры по Европе я даже не упоминаю. Для советского гражданина это был какой-то совершенно нереальный, запредельный шик. Вот театры, конечно, были в Советском Союзе на высоте (по крайней мере в крупных городах). Но опять-таки, без коррупции не обходилось и там. Спекуляция билетами была самым обычным делом. Кстати, о билетах. Гигантская очередь за авиабилетами была в Советском союзе делом совершенно обычным. Билеты, как и многое другое, надо было "доставать". При помощи дачи взятки, например. Или, как вариант, при отстаивании очередей. Очереди вообще были вечной проблемой социализма. В них ругались, дрались. Юмористы говорили, что советский человек знает, зачем живёт. Чтобы стоять в очередях. На очереди уходила огромная часть жизни. Кстати говоря, боязнь очередей прошла через несколько поколений и, как будто, уже впиталась в ДНК сначала советского, а после, уже и в ДНК российского гражданина. Кто-нибудь, в настоящее время, обращал внимание на людей, к примеру, в трамваях или в автобусах? Зачастую, многие люди (как старшее поколение, прочувствовавшие на себе, что такое жить в очередях, так и младшее поколение, наученное старшим), ещё до остановки автобуса или трамвая, подскакивают с мест и стараются первыми встать у выхода, даже если кроме них никто выходить и не собирается. То есть, эти люди (включая пожилых людей, грубо говоря, еле переставляющих ноги), на ходу того же автобуса, болтаясь из стороны в сторону, двигаются по салону, пересчитывая мелочь, и жертвуют своей безопасностью ради лишних 10-30 секунд возможного простаивания в очереди на выход. Про банки, поликлиники, почту и т. д. можно и не упоминать. Вот про сервис, в СССР, и подавно не слышали. Везде хамство, ругань. Причём за твои же деньги. Конечно, можно было удовлетвориться тем скудным набором товаров и услуг, который был доступен в магазинах свободно. Но далеко не все женщины хотели, например, ходить в ватниках. Следовательно, им надо было сначала где-то доставать вещи, а потом ещё и перешивать их под себя (достать вещь, сразу нужного размера, удавалось не всегда). Опять-таки, иногда хотелось мяса. А свежее мясо редко попадало на стол "простых смертных". Разве что, в некоторых оазисах благополучия. Как и качественные овощи-фрукты. Вообще, многие люди ассоциируют запах во фруктово-овощных магазинах того времени с запахом сырости, плесени, гнилья (частое сравнение - запах в погребе).

Есть миф, будто в Советском Союзе у всех были полные карманы денег. Это одновременно и так и не так. С одной стороны, да. У некоторых людей денег было значительно больше, чем они успевали потратить в пустых магазинах. Да и директор завода в Москве, к примеру, жил гораздо благополучнее и интереснее, чем, например, учитель в каком-нибудь провинциальном городе. Но, с другой стороны, очень многие жили на самой грани нищеты: покупали подгнившие продукты (фрукты, овощи), подштопывали, по несколько лет, дырки в одних и тех же предметах гардероба (понятие “на вырост” приобрело популярность именно в СССР), экономили каждую копейку. Вообще, какую сторону (банальную и обыденную, в наше время) ни возьми, везде мы увидим, что на неё надо было тратить или время или “блат”. Вот, например, книги. Какие-то книги были доступны в магазинах. Однако очень многие, хорошие книги (заграничные), надо было или обменивать на макулатуру или покупать на полуподпольных книжных рынках (на которых какие-нибудь "Три мушкетёра" вполне могли стоить и двадцать пять рублей - солидная по тем временам сумма). Или автозапчасти. Нет, автомобиль сам по себе был в СССР предметом роскоши. Владеть Волгой тогда было куда как более престижно, чем сегодня владеть, скажем, новым Мерседесом. Но ведь к автомобилю нужны ещё и запчасти и бензин, которые надо было доставать либо по блату, либо за большие деньги. Моряки, выезжавшие за рубеж, были в СССР на общем фоне невероятно богаты. Так как они могли потратить выдаваемые им в валюте копейки в нормальных магазинах: напокупать электронных часов, электрочайников, утюгов и прочей дешёвой ерунды, которая сейчас валяется в гипермаркетах в корзинах с табличкой "распродажа". Кроме собственного недостатка товаров в магазине, был ещё и фактор отставания. Например, видеомагнитофоны, которые на Западе стали популярными в семидесятые годы, у нас робко начали появляться только в конце восьмидесятых годов. Подгузники же, без которых молодые мамы тратили очень много времени и сил на стирку пелёнок, не появились в СССР вовсе.

Отдельного разговора заслуживает квартирный вопрос. В советском Союзе он был одним из самых больных: на одного человека приходилось тогда 16 квадратных метров. Значительно меньше, чем сейчас. Для получения квартиры надо было либо иметь очень хороший блат, либо долго, десятилетиями, стоять в очереди (без всяких гарантий на успех). Простой пример: "Сейчас мы вам дадим вот эти две комнаты в коммуналке. Но вы соглашайтесь, так как там перспективы. Там живёт старушка семидесяти лет, и, когда она умрёт, вы сможете занять её комнату". Из очереди могли вычеркнуть, например, из-за смерти кого-нибудь из членов семьи. Были способы получить квартиру буквально за несколько лет. Надо было устроиться на какую-нибудь нужную стране тяжёлую работу. На лесоповал, например. Или строителем. Кстати, о строительстве. Каждую поганую доску, каждое ведро краски, каждый рулон хороших обоев приходилось "доставать". Времени и сил на это уходило невероятно много. С работой дела тоже обстояли паршиво. Работать приходилось обычно на устаревшем оборудовании. По компьютерам, например, отставание составляло, зачастую, под двадцать лет. Кроме того, нужных инструментов, зачастую, банально не было, равно, как и нужных запчастей. Приходилось, опять-таки, как-то юлить, договариваться. Или даже "проявлять социалистическую предприимчивость" - воровать. Да, такой любопытный нюанс. Воровство в СССР не было чем-то зазорным. Украсть с работы тачку кирпичей или набор гаечных ключей было абсолютно нормальным! Смешно, конечно, но, поступавший так, считался не мелким воришкой, а просто ловким и смелым человеком! И ещё момент по работе. Увольняться было сложно. Человек, сменивший более трёх мест работы за жизнь, считался "летуном". Вести свой бизнес было, само собой, запрещено! Не работать тоже было нельзя! Была даже специальная статья "за тунеядство" (которую, кстати говоря, с подачи маразматиков, снова инициируется ввести в современном законодательстве). Из-за этого люди со свободолюбивым характером и с чувством свободы личности (не безвольные "рабы", под хлёсткие звуки плети, идущие к призрачному миражу благополучия) страдали невероятно. Ложиться, пардон, как проститутка, под партию, идеологию которой они не разделяли, или под нелюбимый, продажный и заблуждающийся коллектив за полторы сотни советских рублей они не хотели, а жизнь "волка-одиночки" в Советском Союзе была весьма тяжёлой.

Отдельного упоминания заслуживает наркомания необъятных масштабов, пронизывающая не только богемное общество (артисты, певцы и т. д.), но и "простых" граждан (наркотические вещества, изначально, свободно продавались в аптеках, выращивались на задворках – сельское хозяйство-то было развито!). После запрета на свободную продажу наркотических веществ в аптеках, развернулась спекуляция рецептами на эти препараты. Разумеется, во время тотального контроля граждан (при содействии жесточайшей цензуры в прессе и на телевидении), данные обо всех мероприятиях по изъятию колоссального объёма наркотиков (преимущественно, героина, гашиша и конопли), к примеру, только лишь в Омской и Амурской областях, строжайше засекречивались. Как и данные о педофилии, проституции, изнасилованиях, абортах, лесбиянстве и прочей непотребщине, дискредитирующей Великую державу (сейчас они уже в свободном доступе - рассекретили за сроком давности). Кроме того, в СССР этаноловая наркомания достигала величин просто невероятных. Пили все. На непьющих людей смотрели с большим подозрением (с этим в стране, также, не многое поменялось). Водка и спирт были универсальной валютой. На них можно было выменять очень многое. Многие руководители были вынуждены терпеть пьяных работников (других тупо не было). Да, и вот интересно, с чего это люди взяли, что не было ни богатых, ни бедных? Такого просто не бывает. Про директора завода и учителя уже был пример. К тому же, кто-то ведь должен, к примеру, мести двор, а кто-то должен за этим следить и выдавать дворнику зарплату, ведь так? Это самый банальный пример. И, как правило, тот, кто выдаёт зарплату дворнику, априори богаче этого дворника. Так было ВСЕГДА! Это ведь простые для понимания вещи! Но ещё больше меня поражает, когда я слышу: "Все люди, при СССР, жили в достатке!" или "В то время люди ни в чём не нуждались!". В каком достатке? У всех были автомобили, сбалансированное, качественное питание, предметы роскоши, возможность свободно путешествовать (не в Болгарию или в Узбекистан, а, например, в США, Японию или Францию)? У всех была возможность лечиться качественными медикаментами, делать в своей квартире хороший ремонт и т. д.? Конечно, если под понятием "достаток" имеется в виду только лишь утихомиривание своего желудка тем скудным набором продуктов, что были в магазинах, тогда всё встаёт на свои места. Люди ни в чём не нуждались? И даже в банальной свободе выбора (выбора продуктов, страны, для её посещения во время отпуска, выбора работы и т.д.), свободе слова, вероисповедания и т. д.? Люди, о чём это вы? Забыли про пресловутые 120 рублей? Такая зарплата была у очень большого количества советских людей! Жить на неё и растить детей было очень сложно. Тем более, в условиях тотального дефицита и коррупции.

Немного про идеологию. Советскому человеку отовсюду (радио, телевидение, кинотеатры, пресса) промывались мозги. Рассказывалось про правильную политику и про "загнивание Запада (хотя возможность поехать туда и проверить была у очень немногих людей)". Сейчас, глядя назад, поражаешься, какими наивными глупцами могут быть люди, что с ними может сделать преступная идеология! Посмотрите со стороны на Северную Корею. Хорошо им там живётся, по вашим понятиям? Вот точно так же, со стороны, благополучные страны и смотрели на СССР. Политическая система СССР была лжива от начала и до конца. В ней говорилось о свободе и счастье народа, но всё оказалось совсем наоборот. Можно очень долго рассуждать о маразме советского периода. Чего только стоят репрессивные меры при Андропове, когда днём, на улице, останавливали людей и спрашивали: "Почему вы не на работе?". Есть одна расхожая фраза. "Советский Союз был великой державой! Его все боялись!". А чем измеряется величие? Наличием боеголовок? Страхом, которые испытывают другие? Размером страны? Советский Союз был большой великой тюрьмой. Внутри страны ездить можно, а в отпуск за границу (по большому-то счёту) даже не думай! Выехать - это целая проблема. Характеристики, рекомендации, заседание парткома, выездная виза и т.д. Заключённые ведь никогда не гордятся, в какой они находятся тюрьме, маленькой или большой. Пресловутая стабильность (в ценах на необходимые товары или услуги, в работе, в крыше над головой), которой многие гордятся, упоминая СССР, во многих тюрьмах также присутствует и строго соблюдается. И когда мне кто-то говорит, что СССР был Великой державой, мне сразу в голову приходит образ человека, сидящего, в позе орла, в сельском туалете и сжимающего в руках, знаменитый на весь мир, автомат Калашникова. Стены этого туалета и всё его содержимое, является территорией, страной этого человека. Покидать стены (или границы) этого туалета человеку запрещено. Осуждать и жаловаться на условия "проживания" тоже запрещено. Молиться, обсуждать "начальство" ему также запрещено. И когда кто-то "покушается" на его территорию (на этот туалет), даже с благими намерениями (вытащить его из этого, простите, говна), человек лязгает затвором автомата и кричит: "Не осуждай и не порочь мой туалет (мою страну)! Не подходи к моему туалету (моей Великой стране), у меня оружие (боеголовки)! Бойся меня!". Ему говорят: "Человек, так ты же, будучи безвольным рабом, по пояс в говне сидишь! Выбирайся из этого болота! Ты заблуждаешься, считая свой туалет Великой державой. Ты забываешь о том, что Величие страны измеряется не размерами её территории, не количеством боеголовок, а благополучием, счастьем народа, живущего в ней". А человек отвечает: "Вы не правы, я живу в достатке и благополучии, у меня всё есть. К тому же, это моя стихия и мне всё нравится! Я патриот и я счастлив. Спасибо нашему "вождю" (иногда подкармливающему меня) за данную мне крышу над головой! Слава СССР!". Лязг-лязг затвором…

Седня утром смотрел утреннюю передачу, где ведущие живо обсуждали опрос: "Чем был хорош СССР"; немало голосов было отдано за пункт "Тогда все люди были добрее и лучше относились друг к другу."

Я, ребят, сразу прямо скажу: при совке я, считай, и не жил. Родился, тут же Леонид Ильич уехал на радугу, потом перестройка, и что-то там более-менее я начинаю осознавать уже лет так с пяти-шести, когда совочек уже практически гигнулся. Однако, смею считать, что имею что-то высказать по теме, ибо все-таки что-то моя трухлявая память содержит, ну и рассказы пращуров никто не отменял.

И вот знаете, я лично не знаю, чего там так притапливают за добрых людей. "Ах, мы все играли в одном дворе и могли зайти к любому из нас попить воды, и сами ходили в школу, а соседи ходили друг к другу за солью и устраивали праздники".

По-моему, это немножко другое, нежели доброта. Во-первых, это воспоминания детства, а в детстве завсегда все слаще.

Во-вторых, вот эти вот походы за солью и соседские праздники основывались лишь на том, что народ селился, как правило, в домах от заводов и фабрик. Рабатаешь ты токарем на трубопрокатном, получаешь хату, а соседями твоими будут слесарь Леха, электромонтажник Петруха, наладчик Валерка и развеселый сварщик Абдулла. Ну и как, если жена Абдуллы не даст соли жене Валерки? Неудобно же, не по-соседски. И если петрухина жена не присмотрит за сыном Лехи, который пораньше пришел из школы, то как потом она придет к жене Лехи, чтобы та их дочь покормила обедом?

Эдак и в деревнях при царе все были добрыми. Одна деревня при одном помещике, нужно ли ли крестьянам друг с другом ср*ться, все же на виду друг у друга и половина – родственнички.

Так что все эти писки-визги "Было чудесно и дивно, прэлееестно, прэлееестно!" идут от обычных тогдашних сопляков, которые ныне морщат ж*пы в опенспейсах.

Ну а если взглянуть на жизнь трезво, глазами взрослого человека? Везде тебя забижают. Менты не церемонятся, если поддатенький, бросают в бобика, и в трезвячок. А будешь залупаться – по поченькам палоченькой или ноженькой.

Томущо милиция – рабоче-крестьянская, плоть от плоти.

В магазине продавщица с тобой через губу разговаривает; у Шукшина прекрасно описано, как нормального человека могли запросто унизить при его же ребенке. И ничего ты не добьешься, никакой правды: "Вас много, а я одна". Еще и очередь тебе наподдаст – нечего занятого человека отвлекать, сказано, что ты мудак, значит, мудак, пошел вон. "А еще шляпу с очками напялил, интеллигент вшивый! Развелось вас умных!"

"Учет", "Ушла на базу", "Пива нет", "Санитарный день" – ну постоянно же и везде же. Я где-то с пяти лет бегал в магазин "Природа" на Беговой, и как же надоедали эти вечные учеты и санитарные дни. Просто вымораживало, постоянно что-то везде учитывали и санитарили. Ну а что поделать? Доброта во все поля.

Получить п*здюлей? Да запросто. Добрые люди по-доброму втыкали ножи в других добрых людей из-за ср*ной пыжиковой шапки. Дети махались район на район и школа на школу, все эти банды, криминал рабочих районов, вот это вот всё. Я не спорю, сейчас наверняка они тоже есть, но это где-то в ср*ных депрессивных жопах, и не в таком количестве. Тогда-то в банды сбивались, потому что деваться некуда было. В наши дни умные люди сразу валят из своих дыр, а остающиеся не настолько активны и умны, чтобы что-то там организовывать.

Про коммуналки даже не буду упоминать, доброта и взаимоуважение соседей по коммуналке всем прекрасно известны.

Ну да, ну квартиры давали. Б – благо! Работаешь у станка, а потом НА тебе конуру в чистом поле, к конуре продмаг, хозмаг и чумазый автобус до завода. Так это и сейчас такое есть, ипотека на квартиру в ЖК "Знатный вельможа" называется. И то, теперь купил и *бошишь, а тогда *бошишь, и только потом получаешь.

А чего еще тогда было, чего сейчас уже нет, и ради чего стоит горевать? Вроде больше ничего. Так что, я так понимаю, шо народец, подр*чивающий на совок, хотел бы его вернуть и там опять стать школьником. Или каким-нибудь шишкой, чтобы сладко жить.

Но нет, вот тебе место монтажника, коммуналка, три магазина вокруг, кинотеатр и стой в очереди, доставай, записывай номерки на руке. Пей водку от безнадеги, бей жену, щеми детей, носи стремные вещи, валяйся на тротуаре, ох*евай от вида из окна, накрывай телевизор салфеткой, разбирай старые вещи на кусочки, чтобы через десять лет тебе наконец пригодилась эта старая трубка или кусочек провода.

Стой в очереди на сдачу макулатуры, чтобы получить книгу, которую ты будешь читать в очереди на сдачу макулатуры, чтобы получить книгу для чтения в очереди за бананами.

Телеграммы, телетайпы, дисковые телефоны, "По два в одни руки", на море не уедешь, достать, "Куда лезешь?!" выбросили, "Скажите, за чем это все стоят?", "Верните бабушке банки", "Поедем полоть картошку", запись на телевизор.

И все люди добрые, это просто их заставляли быть злыми. А так они добрые были.

Владислав Иноземцев, д. э. н., директор Центра исследований постиндустриального общества :

— Сегодня часто можно столкнуться с откровенным восхвалением советской системы, в том числе экономики того времени. В памяти осталось то, что в 1985 г. в РСФСР выпускали почти в 6 раз больше грузовиков, в 14 раз больше комбайнов, в 34 раза больше тракторов, в 91 раз больше часов и в 600 раз (!) больше фотоаппаратов, чем, например, в 2010 г. в России. Но при этом сегодня страна собирает 118 млн т зерна против тогдашних 97 млн т, а фото-аппарат есть у каждого, хотя бы и в виде смартфона.

Работали на «вал»

Могла ли советская экономика переродиться и встроиться в современный глобальный мир? Ничего нельзя исключать — особенно если взглянуть на прогрессирующий Китай. Но для этого надо было начать п-ерестройку раньше, хотя бы в конце 1960-х, до тех пор, пока в СССР не проявились в полной мере самые серьёзные негативные черты социалистической экономики. Что я имею в виду?

Прежде всего растущую не-эффективность, которая вопло-щалась в производстве ради производства, когда экономика росла без видимых последствий для уровня и качества жизни. Возьмём сухую статистику Госкомстата: с 1960 по 1985 г. производство цемента выросло в 2,89 раза, а ввод в строй жилых домов — на 3,4%; тракторов выпустили больше в 2,46 раза, минеральных удобрений — в 10,1 раза, в то время как поголовье коров выросло на 21%, сбор зерновых — на 7,7%, а картофеля даже упал на 13,5%. Список можно продолжать. Последние 20 лет советская экономика работала на пресловутый «вал», а не на конечного потребителя.

Неменьшей проблемой было качество продукции. В СССР производили 4 пары обуви на человека в год, без малого 50 кв. м тканей. Но почти половину продававшихся товаров лёгкой промышленности по-ставляли из стран социалистического лагеря — отечественная продукция просто не пользовалась спросом. Несмотря на лидерст-во СССР в освоении космоса и развитии систем вооружения, цветные телевизоры и видеомагнитофоны были освоены советской промышленностью на 20-25 лет позже, чем в Японии или Европе (про компьютеры или копировальную технику я не говорю).

Вся экономика СССР была ориентирована на воспроизводство дефицита — его распределение было одной из форм выстраивания формальных и неформальных вертикалей власти. Руководители обкомов и директора заводов в Москве выбивали нужное оборудование, простые граждане заводили полезные знакомства (блат) для доставания необходимых товаров. Идея редкости любого блага была в СССР почти «национальной идеей», на ней держалась вся пирамида плановой экономики.

Ни экономики, ни свободы

Меньше всего ценилось свободное время человека. В среднем советские люди проводили в очередях до 2,2 часа в день; до 1,4 часа — в общественном транспорте. В Советском Союзе так и не были внедрены такие доступные любой евро-пейской семье в середине 1980-х бытовые устройства, как кофеварки и посудомоечные машины, микроволновые п-ечи, и многое другое. Совет-ский человек считался нужным власти только на рабочем месте, после завершения рабочего дня он должен был бороться с созданной его собственным трудом системой.

Жизнь людей была довольно жёстко регламентирована. Я не говорю про выезд за рубеж (это сегодня 53% наших авиапассажиров летают на международных рейсах, в СССР их было менее 2%); не было ни свободных источников информации, ни реальной свободы передвижения внутри страны. Отсутствовал рынок жилья, смена работы была большой проблемой; карьерный рост в большинстве случаев определялся соображениями политической зрелости и лояльности начальству. Конечно, такая экономика не могла быть гибкой.

Вплоть до последних лет в Советском Союзе так и не появилось частное предпринимательство, а когда оно возникло, то, несомненно, стало ассоциироваться не иначе как с торгашеством и спекуляцией, так как единственное, на что оно было в то время способно, — заполнять товарные ниши за счёт перепродажи госресурсов. Однако даже незначительные послабления привели к тому, что могучая советская экономика быстро столкнулась с финансовыми проблемами, ускорившими её коллапс.

В чём, если подытожить, состояла основная проблема советской экономики? На мой взгляд, в том, что она не была экономикой в собственном смысле слова, который предполагает личную инициативу, конкуренцию, эффективность и технологический прогресс; частную собственность, налоги и разделённость государственного и частного. Всё, что смог создать СССР, — это пресловутое народное хозяйство, которое рухнуло, как только в него попытались внедрить по-настоящему экономические элементы. Сожалеть о нём можно, но вернуть его нереально...

СССР: вера в завтрашний день

Николай Бурляев, режиссёр, народный а-ртист РФ :

— Если смотреть на жизнь философски, то развал СССР можно оценить и как катастрофу, и как повод для России сделать очередной рывок вперёд.

Было ли крушение Советского Союза катастрофой? Безусловно! Поскольку любая революция — это рёв Люцифера. А развал великой державы, которую наши предки собирали по крупицам, княжество к княжеству, и которую позволили себе уничтожить три человека за бутылкой водки в Беловежской Пуще, — это преступление. И потомки ещё вынесут ему свой приговор.

Знания давали всем

Чем дальше в историю будет уходить эпоха СССР, тем лучше мы будем понимать, сколько хорошего было в Советском Союзе, что разрушили наши младореформаторы и предатели Отечества, сидевшие в руководстве страны. Начнём с образования. Оно было в те десятилетия одним из лучших в мире, хотя Запад и делал вид, что это не так. Я получил два высших образования — Щукинское училище и ВГИК. И знаю по себе, какую базу знаний закладывали студентам в области гуманитарных дисциплин. Мы знали и западную школу живописи, и мировую литературу. Приезжая в Америку, мы могли рассуждать про тонкости лирики их поэта Уитмена так, что они рты открывали от удивления. Мы знали больше, чем знали американцы про их собст-венную литературу, культуру.

И школьное образование было на порядок лучше и нынешнего, и западного. Лучше прежде всего потому, что оно было общим, а не секторальным, как это делают сейчас, когда углублённо ты изучаешь лишь несколько предметов, а всё прочее можно и вовсе не учить. Но этот принцип неправильный! Безусловный плюс СССР и многочисленные кружки, в которые могли ходить все дети без исключения, которые были бесплатными, то есть общедоступными. Именно поэтому в глубокой провинции появлялись такие самородки, как Сергей Бондарчук , Андрей Тарков-ский , Василий Шукшин — наш Ломоносов от кинематографа, прорвавшийся из Сибири в столицу. По нынешним временам Шукшины уже не прорвутся — теперь образование платное. И это преступление перед Россией — платное образование.

Далее медицина... Пусть обслуживание в советских клиниках не было таким элитарным, как в той же Америке или сегодня в дорогих медцентрах, но тем не менее была гарантия, что тебя серьёзно пролечат профессионалы. А сейчас процветает покупка дипломов, и хирург порой даже хлеб отрезать не может, не то что сложную операцию провести.

Принцип самоотдачи

Есть такая расхожая фраза: о стране судят по тому, как в ней живётся детям и старикам. Когда я несколько лет назад выходил на пенсию, пришёл в собес оформлять документы. Мне насчитали тысяч 7. Спрашиваю: «А за звание народного артиста России что-то полагается?» «Да, — говорят, — ещё 300 руб.». И на эти деньги — в 7-9 тыс. руб. — сегодня предлагается жить миллионам пожилых людей. Завтрашнего дня у нас, пенсионеров, с такими доходами нет. А в СССР завтрашний день был. У всех. Никто даже мысли не допускал: а будет ли завтра? Будет ли работа? Не выселят ли из квартиры? Найдётся ли чем накормить детей? А теперь этот вопрос стоит перед каждым — каждым! — человеком.

Уверенность в завтрашнем дне — это же не просто набор слов, это основа жизни. А она, уверенность, была стопроцентной у всего населения страны. Студенты, заканчивающие вузы, знали, что они точно получат работу. А сегодня я не знаю, как мои дети — а их у меня пятеро — смогут устроиться, прокормить себя. Что их ждёт? А они все с прекрасным образованием, которое не очень-то и востребовано сейчас. Старики понимали, что да — пенсия маленькая, но прожить на неё можно. Да ещё и детям помочь. Молодой рабочий знал, что предприятие, на котором он работает, и с квартирой поможет, и детям в детском саду место даст. Все жили тогда от зарплаты до зарплаты, небогато. Но все в равных условиях. Не было такого вопиющего разрыва между богатыми и бедными.

Нас без всяких референдумов ввергли в капитализм, не спросив у народа: а хотим мы этого или нет? Забыв, что для России рубль никогда не был главным. Другие основополагающие ценности были у загадочной русской души, которая гребёт не к себе, а от себя. У них на Западе важнейший принцип — самоутверждения, а у нас всегда главным был принцип само-отдачи. И, как ни пытались нас переключить на этот принцип эгоизма, сделать это не удалось.

Развал СССР стал катастрофой. Но Россия настолько мощна, что, находясь под покровом Божьей Матери, сумела перемолоть все негативные моменты и в кризис, под натиском западных стран, под санкциями вновь сделала невероятный рывок вперёд.

Хроника распада

12.06.1990. Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о суверенитете, установив прио-ритет российских законов над советскими.

Март 1991 г. На референдуме о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик «за» проголосовали 76% (не участ-вовали объявившие ранее независимость республики Прибалтики, Грузия, Армения и Молдова). 18-21 августа 1991 г. Власть на 3 дня захватил Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), созданный функционерами ЦК КПСС, членами правительства СССР, представителями армии и КГБ с целью остановить распад СССР. Августовский путч провалился.

8.12.1991. Главы России, Белоруссии и Украины подписали в Беловежской Пуще соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

25.12.1991. Президент СССР М. Горбачёв объявил о прекращении деятельности на этом посту «по принципиальным соображениям».


Close