Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вникая с рассуждением духовным в жизнь святителя и чудотворца Николая Мирликийского, задаёмся вопросом: что он в жизни своей совершил такого, чтобы его почитание охватило вселенский масштаб? Мы знаем, например, что творения апостола Павла, Антония Великого, Макария Великого две тысячи лет спустя переворачивают души читающих. Идёт счёт на миллионы тех, которых спасли они своими писаниями. Что написал святитель Христов Николай? Ничего, ни одной строчки не дошло до нас. Почему же такой маcштаб всенародного почитания именно этого святого? Ведь поражает то, трудно найти дом православного, где не было бы его святого образа. Все призывали Иоанна Кронштадтского? Нет не все. А Николая Угодника знают все. Его имя и мусульмане даже призывают. Этот угодник Божий настолько скор, насколько сильна его молитва к Господу, что слов не найти - такие силы являет Господь за его молитвы. Ну чем же он заслужил перед Богом такую силу молитв? Читаем житие и видим: да ничего особенного не сделал. Он был за имя Христово до принятия Константинова эдикта в 313 году в гонении за Христа - пробыл несколько лет в заключении. Иоанн Богослов 25 лет был на каторге в каменоломне. Мученика Авраамия рвали на куски, четвертовали среди толпы родные ему люди. Может, подвиги какие молитвенные или пост какой-то особый исполнял святой? Ничего об этом не сказано, не дошло до нас никаких знаний об этом. Он был на Вселенском соборе, против ереси арианства поднялся вместе с другими отцами. Но он не сделал столько для победы над арианством, как, например, Кирилл Александрийский, Макарий Великий.

Современные церковные археология и история свидетельствуют, что в жизнеописании святителя и чудотворца Николая переплелись биографии двух отдельных личностей. Николай Угодник жил в 4 веке, а лет через 300 в этом же городе, в Мирах Ликийских, был епископ под таким же именем, известный также великой жизнью в Боге. Церковные писатели, переписывая жития того и другого, в кучу всё смешали и перепутали и сейчас уже не понять, где про одного написано, где про другого.

Так чем же известен этот угодник Божий, почему Господь слышит так его молитвы, почему за его молитвы совершает такие потрясающие чудеса? Вопрос очень важный и для нас с вами очень принципиальный. Это не вопрос праздного исторического любопытства, этот вопрос имеет отношение к каждому из нас. Если так слышит Господь Своего угодника чудотворца Николая, если такие совершает по его молитвам чудеса, то получается одно: точно уже жизнь его была по-настоящему великой, хотя и неизвестной. Вот по тому-то и великая, что не известная.

Мы с вами знаем слова Христа Спасителя о том, что делая добро, не надо трубить пред собою (Мф. 6:2) и о том, что левая рука не должна знать, что делает правая (Мф. 6:3). Мы же, доброе дело не сделав, берём трубу большую и трубим на всех углах: «Я хочу сделать такое-то и такое-то добро». А уж если сделали, то язык чуть не отваливается от похвалы. Если же воздержимся от похвальбы вслух, то внутри, в душе о себе высоко мним. Терзаем всех и себя мучаем, ища себе славы человеческой. И потому-то, если доброе что делаем, то тщеславием, щекотанием своей гордости превращаем во зло.

Про святителя Николая не известно никаких подвигов, не известно никаких дел. Он совершал добрые дела, свои подвиги не пред людьми, не для того, чтоб кто-то записал это и прославил бы его или он сам прославил или хвалил себя, но пред Богом в полном бескорыстии. И вот об этом говорят те малые штрихи из его жизни, которые нам известны. Например, известно, когда он был епископом в Мирах, то он узнал, что один из людей этого города, некогда богатый и влиятельный, обнищал. У него было три дочери; и они были в таком возрасте, когда их нужно было выдавать замуж. Выдавать замуж нужно было с приданым по тем временам. Бесприданница - это та, которая замуж никогда не выйдет или за какого-нибудь старенького вдовца. Ну вот, он обнищал и о приданом для трёх дочерей не было и речи.

И что умыслил их отец? Он решил открыть частный публичный дом. Кто в нём будет работать? Да его дочери. Проститутками. А он, как сейчас говорят, сутенер. Он будет деньги считать. Зачем всё это? Да чтобы накопить денежки, а потом, для блага дочерей, уехать в другое место, где их никто не знает, перечеркнуть как бы всё бывшее. Деньги уже будут и с этим приданным, нажитым таким образом, потом их достойно выдать замуж. Про дочерей и про свою душу он не думал, ему было важно в духе времени пребывать. Ведь мы сами про себя знаем, как нам важно, что про нас люди скажут, как трепетно мы относимся к этой болезненной теме. Нам всё равно, что скажет Бог. Вот люди что скажут порочные, подобные мне люди, их мнение для меня очень важно.

Святитель Николай узнал об этом. И что он делает? Написано в житии: ночью тихонечко идёт и, что у него было, собрав в кошелёчек - кожаный мешочек - и тихонечко через окошко закидывает в дом. Хозяин увидел: что-то упало. Пошёл смотреть. Батюшки, золото, деньги! Что это такое? Вышел - никого нет, тишина.

Старшую дочь этот человек выдал замуж без греха. Епископ Николай узнал об этом и повторил во второй раз то же самое тихонько ночью. Отец выдал вторую дочь. Он понял, что это не просто так чудо такое, кто-то явно помогает. Но кто - он не знал и стал следить. И, когда рука тянулась в третий раз к окошку, он выскочил из дома. А там - только удаляющаяся вдаль фигура. Он бежит, просит остановиться. Тот не останавливается, убегает дальше. Едва догнал отец таинственного человека: так это же епископ нашего города Николай! Владыка взял с него слово, что пока он жив, никому он не говорил про это и сам забыл.

И так, спасая его душу и души его дочерей, он совершил своё дело по евангельской заповеди: левая рука не знала, что делает правая. Он делал свою милостыню тайно, не трубя пред собою. Вот этот штрих из жизни Николая Угодника показывает, почему так мало известно о его жизни. Вся его жизнь была сокрыта во Христе. Ему было безразлично, что про него скажут люди, какое он будет иметь мнение в глазах людей. Для него было важно, чтоб сердце горело Духом Святым.

Второй случай был, когда шли войска на восток через области Мир Ликийских. В это время шла жестокая длительная война Византии с Ираном и через город проходила военная часть. Три военачальника стали свидетелями картины, которая их поразила: на центральной площади готовится казнь и в это время епископ города Николай выбегает из толпы и удерживает за руку палача, не давая совершиться казни. Палач был в недоумении и не знал, что делать, а этот Николай стал говорить что жертва невинно осуждена и что он может доказать правоту этого человека. Вот только задумаемся: высокого звания вельможу приговорили к казни. Причиной были, конечно, интриги. Его свалил тот, кто сильнее его и этот епископ вступается за него. Что будет с тем, кто ему помешал извести и ограбить этого богатого человека? Думал ли об этом святитель Николай? Нет. Не сильным века сего угодить он хотел, но правда Божия чтобы восторжествовала. Он был архиепископом, пастырем, который должен был спасти, сохранить. Не о себе помышлял, а о каждом из тех, кто верен был ему.

Эти трое военачальников были потрясены увиденным. Казнь-то они видели многократно, сами в них участвовали. Но чтобы вот так бескорыстно собой закрыл кто обвиняемого, это была редкость.

Вскоре этих военачальников отозвали из армии ко двору императора Константина и посадили в тюрьму без суда и следствия. Они там сидели и не понимали, что случилось. Употребив связи и деньги, подкупив кого-то, они узнали, что поклёп на них возвели, клевету какую-то и готовят к казни. Что оставалось делать им? Отчаяние и ужас готовы были их охватить. И что они выдумали? Они придумали молитву, которой стали молиться. Они были не христианами, а язычниками и стали говорить так: «Бог, в Которого верит епископ Николай из города Миры, услышь нас и помоги нам!»

Видите, как интересно они видели силу епископа? Понимали, от кого она и стали молиться этому Богу.

Вскоре их вызвали к императору, который стал расспрашивать о том, знают ли они православного епископа и описал его внешность: седина, борода, невысокий рост, залысины. Один из военачальников говорит: «Лично не знаем, но видеть его видели. По описанию это епископ в городе Мирах». Император вопросил: «Что вас связывает с ним?» Они говорят: «Ничего, кроме молитвы Тому Богу, Которому он служит, чтоб тот Бог спас нас».

Константин помолчал и рассказал, что ночью во сне ему предстал епископ с описанной им внешностью и повелел не делать зла невиновным и выпустить из тюрьмы оклеветанных напрасно и пригрозил ему наказанием, если тот не послушается. Император приказал провести чёткое расследование, в ходе которого выяснилось, что они были оклеветаны напрасно.

Мы ради собственного земного блага готовы продать и предать кого угодно или хотя бы скромно промолчать, не защищая невинного. Не таков был тот, память которого мы сегодня совершаем, не таков. И поэтому-то Господь, видя тайные подвиги святого, заступничество за невинных, помощь обездоленным, в которых этот раб Божий столько преуспел, поднял его на такую великую высоту христоподобия, что теперь молитвы его имеют неизреченную силу.

Изумительно, что историки, этнографы церковные и по сей день не могут указать национальность святителя Николая. Но спроси любую бабуленьку малограмотную в любой глухой деревне, она скажет, что Николай - наш родной, русский. Конечно же русский! А какой же ещё? Так же, какой-нибудь якут скажет, что он якут. А немец признает его немцем, естественно. Санта Клаус - святой Николай. Вот это изумительно, насколько он близок и дорог стал всем и его молитва перед Богом имеет такую силу.

Будет правильно, я думаю, если я расскажу о последнем факте, пережитом мною, как священником, в рассказе человека, который был потрясён молитвой святителя Николая.

Приехали паломники, среди которых был один мужчина. Он говорит мне: «Я был в вашей церкви четыре недели тому назад. Приехал потому, что у меня была беда. Я занимал очень высокий пост, привык жить по-барски, на широкую ногу. Команду собрал около себя, которая меня поддерживала и жил безбедно. Но те, которых я поднял, они меня потом интрижечкой и свалили. И я из князей, да в грязь. А у дочки свадьба подходила к этому времени, а я уж единственной дочке обещал свадьбу - там такие деньги! Я вообще без всего остался, но отступиться не мог от слова, влез в долги. Свадьбу сыграли, как принцессе моей дочери, а теперь в таких долгах, что думать об этой цифре даже боюсь и как буду жить теперь после многолетнего барства в грязи - не представляю. Тогда приехал сюда и Вы посоветовали молиться каждый четверг в восемь вечера, читая акафист Николаю Угоднику. И вот, как велели мне, жёстко всё выполняю».

Вопрос: что это «всё»? Раз в неделю читает акафист Николаю угоднику, 20 минут. Давно? Он сам сказал: 4 недели. Вот и всё задание, вот и весь подвиг, что он совершил. А теперь он приехал и задал вопрос: «Стал я читать акафист и вспомнил обо мне один друг и позвал меня на высокую должность. Я стал думать: стоит идти, или нет? В это время другой звонит, узнав, что я теперь не у дел. Тот тоже зовет меня. Я в раздумьях: куда же лучше-то? Пока думал, третий обо мне вспомнил. Вот и приехал посоветоваться, куда из трёх мест лучше пойти». Все три должности начальствующие, все - три только сидеть, да пальцем показывать. Я ему: «Скажи, что для тебя наиболее важно в этой работе?» Он говорит: «Правду?». - «Конечно правду!». Он отвечает: «Стыдно в церкви это говорить, но для меня важны сейчас, в долгах с этой свадьбой жестоких. Да и живу не по возможностям, а по потребностям, долги не перестают расти. Деньги для меня важны, чтобы с долгами расплатиться». - «Ну так и выбирай ту должностьгде больше денег». Он помолчал и говорит: «Все три должности высокого положения и весьма денежные, все три». Я не удержался, меня пробили слезы: «Послушай, брат, тебе подходит 60 лет, молился ли ты Богу когда-нибудь или нет?» Он говорит: «Никогда». - «Вот слушай теперь, что с тобой произошло: под 60 лет ты первый раз Бога вспомнил. И не потому что душа твоя истину запросила или о вечности, о Боге вспомнил. Нет, деньги, деньги, шикарная жизнь, вот что заставило тебя к Богу повернуть и ты стал молиться. И сколько раз помолился в четырёх неделях? Сколько четвергов-то? Четыре раза. Николай Угодник просит за тебя Царя миров и Господь, слыша молитву Николая Угодника о тебе, вышел к тебе навстречу и на подносе несёт с золотой каемочкой три должности, три должности, все три начальствующие и одна другой богаче и говорит: «Ты меня под 60 лет первый раз вспомнил, но за тебя Николай Угодник просит. Выбирай. Не нравится? Может, тебе ещё лучше предложить?» Изумительно! Ты сам-то слышишь что ты говоришь?» Он на меня посмотрел, сделал паузу и со слезами на глазах сказал: «Вот теперь-то Бога из сердца у меня никто калёным железом не вырвет!»

Вот, смотрите, как действует Дух Святой молитвами Николая Угодника! Он не просто выпросил этому человеку должность, деньги. Нет, он сделал это так, что у того в сердце загорелся огонь веры так, что теперь калёным железом никто не выжгет, как он сказал. Выходит, решая земную проблему, святитель Николай всю жизнь его повернул к Богу. Вот как действуют Святые Божии! Это, вроде, бытовой пример. Но святитель Николай не в великом проявлял себя, не в делах целой страны или государства, как преподобный Сергий, а в личной жизни конкретных людей нужду конкретную видя, конкретному человеку в конкретной нужде помогая. Действуя силой Божией и решая проблему земную конкретную, душу к преображению ведёт, к Богу разворачивает на 180 градусов, в царство Божие направляет стопы. Милость Господа умножается на молитву святых, потоком неисчерпаемым изливаясь на нас, просящих Его о милости. Мир этот меняется, неизменна любовь Божия и любовь Его святых к Нему и к нам.

О святителе Николае сегодня в каноне было сказано, что он и по смерти жив. Душой предстоит пред Богом и думает о нас, совершая вещи, которые только могут потрясать, заставляют изумляться. Поэтому в сегодняшний день от всей души рады всех поздравить с памятью этого великого угодника Божия, имя которого знают все, которого мы с вами постоянно призываем и за молитвы к которому Господь столько милости являл, являет и будет являть над всеми и над каждым из нас с вами. К нему Господь нас призвал со своей молитвой обратиться. А чтоб молитва наша была ещё более действенна, взирая на святых Божиих, постараемся подражать житию их. Дай Бог, чтоб, молясь святителю Николаю, мы обрели тот дух горения, который был в нём, тот дух бескорыстия, которым он был богат, тот дух истинности, дух настоящей любви, которым горела его душа. С праздником всех!

Х ристос воскресе! Воистину воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы светло торжествуем величайший день памяти в русской православной Церкви, память перенесения святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Сегодня мы празднуем вдвойне торжественную пасхальную радость, потому что память этого великого угодника всегда настраивает наш ум, сердце и душу на совершение правды и добра.

Никто так не угодил Богу, как этот великий угодник. В чем, дорогие братья и сестры, его богоугождение? Потому что он всем своим существом — умом, сердцем, душой и телом служил верой и правдой Богу и людям. Неразрывная цепь. Невозможно служить Богу и невозможно не служить человеку. Служение и спасение — вот наша задача. Мы не просто живем ради себя. Сила христианства, в чем заключается? В чем сила соли, о которой Господь говорит, что вы соль земли? Если соль обуяет, чем она осолится? Соль земли, что каждый из нас в отдельности, и все мы образуем тело Христово, Церковь Христову. Но каждый из нас должен по чистой совести и сердца своего стараться жить по святым евангельским заповедям. Невозможно надеяться на кого-то, не исправляя себя. И невозможно исправляя себя, жить вне тела Христова, вне святой православной апостольской Церкви. Задача стоит перед каждым из нас. В этом случае только лишь тогда мы получим положительный результат, если мы будем через покаяние и веру себя совершенствовать и совершенствовать себя через таинства святой православной Церкви.

Совоскресение со Христом в чем состоит? Есть такое понятие глубочайшее, догматическое, вероисповедное и спасительное, в чем совоскресение со Христом, в чем смысл, дорогие братья и сестры, зачем мы празднуем Пасху? Ну, неужели куличи кушать? Мы празднуем нашу надежду на возможное личное исправление через действие всесвятой благодати Божьей, которая подается в таинствах Церкви. Эта надежда несокрушимая, если мы стараемся хоть в какой-то степени себя исправлять по святым Христовым заповедям. Что говорит святой апостол Павел? «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ». То есть, по-русски: только те являются Христовыми, настоящими христианами, которые распяли в своей душе и в своем теле страсти. Сораспятие со Христом, победа в себе всякого зла. Что такое страсти? Это все безнравственные и греховные наклонности, которыми изначально поражена наша человеческая природа. Вот такое наследие мы получили от Адама и Евы. И теперь, к сожалению, приходится каждому из нас, родившись невинным младенцем, но неся в себе уже ужасающий отрицательный потенциал зла.

Вот смотришь на грудного младенца — это же ангел. Но какое горе — уже в нем заложена смерть. В нем заложено все зло, которое мы видим вокруг нас. И поэтому призвание чести христианского звания, дорогие братья и сестры, в этом и заключается, чтобы с Божьей помощью победить зло. Победить, сокрушить зло, а не лицезреть, кто как там живет, поживает, исправляется. А то все судят православных, а сами пальцем не желают пошевелить.

В чем сила наших предков? Последняя тысяча лет это православная Церковь была объявлена государственной религией. А так на Руси святой апостол Андрей Первозванный по свидетельству всех европейских источников и византийских образовал у нас Церковь еще в первом веке. Святые мученики Инна, Пинна и Римма — это ученики святого апостола Андрея из числа русов. Причем точно известно, святитель Димитрий Ростовский сообщает: их место жительства было озеро Ильмень. Греческие ученики они в других местах устроили епархию. То есть нашей Церкви две тысячи лет. Не удивляйтесь. К сожалению тема очень большая. Можно было бы её развить, но это невозможно в рамках проповеди церковной. 10-15 минут — это очень мало.

Но хочу самое главное сказать, что наши предки не просто слышали Христа. Почему до сих пор несокрушимое основание мы имеем? Нас бьют со всех сторон, развращают, спаивают, топчут, лгут на нас, не знают, как со света нас сжить, наш великий русский народ. А почему нас со света сживают? Так потому, что мы не желаем жить злом. И вы все свидетели этому. Русский человек, лучше с горя … . Мы видим, как уходят со сцены жизни. Это я говорю, к сожалению величайшему. У некоторых сердце не выдерживает, потому что такова наша природа, которую заложили нам наши величайшие, Царство им Небесное, дорогие наши предки, дорогие братья и сестры. Вот какая сила праведности.

Даже мы никуда уже не годные со своими грехами, страстями, а вот это желание жить правдой и нежелание соглашаться с беззаконием, сатанизмом, который захлестнул мир, Америку, Европу. Мы видим, что это не грехи уже, дорогие братья и сестры, что мы слышим по средствам массовой информации? Это уже не грехи, а это сатанизм, когда пропагандируется самопожирание, извращение, безумие. То есть это пытаются изначально в корне уничтожить христианскую цивилизацию. Это не шутки! Что можно сказать, оно уже давно идет. Сейчас мы видим всю эту мерзость и погань, которая вскрыла свою мерзейшую пасть нечистоты, беззаконий, сатанизма, которое скрыла все эти годы и пытается нам сюда все это впихнуть через телевидение. Особенно интернет. Бедная молодежь. В свои годы какие у нас были соблазны, и то, что мы творили. А что бедные эти дети? Хорошо, если контроль есть у родителей хоть какой-то. А то сейчас можно на такие сайты зайти, что: да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, — что, прости Господи, не все об этом в храме можно говорить!

Поэтому дорогие братья и сестры, во славу Божию и в светлую память наших предков мы, не хорошее слово «обязаны», а по долгу чести, почести высшего звания, как говорит апостол Павел, мы должны себя понудить. Сил не хватает, просите всеми своими силами. Вот как дети, прямо так говорить: Господи Иисусе Христе, ничего не могу, ничего не понимаю, ничего не умею, только один грех во мне; но Ты имеешь абсолютную любовь и силу, любовь жертвенную, за которую, даже не зная меня за тысячу лет вперед Ты уже умер за нас, чтобы отдать Себе нам жизнь. Вот что такое Пасха. Поверьте, Он всегда слышит, не думайте, что … . А то очень часто слышится отговорка: а я там уже совсем греховный человек, что мне бесполезно. Это лукавство либо глупость. Нет такого греха, которого не превозмогло бы милосердие Божие. Вот вы сами родители, вы знаете, если ребенок заболел у вас, и у вас даже есть другие дети, но все ваше внимание вы направляете к больному ребенку. Это свойство любви. Тоже самое и Господь. Чем ниже мы и хуже живем, Господь не только от нас не отказывается, но посмотрите, Он же дал нам залог совершенной надежды, что Он так возлюбил нас, что жизнь Свою отдал за нас.

И апостол Павел рассуждает: едва слышно, чтобы за праведника кто-то свою жизнь отдал. А за нас, пораженных не просто грехом, а сознательным выбором наших предков Адама и Евы, сознательный выбор зла. Поэтому дорогие братья и сестры, возможно, и мы к этому призваны, для этого Бог пришел на землю, чтобы человека сделать богом. Это слова святителя Василия Великого. Величайшие божественные крылатые слова. Это не просто слова надежды, это закон. Так Бог возлюбил человека, то есть представьте, если Он нам дал ум и сердце живое, которое может любить, и ум, который может взвесить силу любви, чтобы понимали до какой степени Он … , если люди могут любить друг друга до смерти и люди могут умирать за свое отечество, за свою семью, за свою родню, за правду Божию жизнь свою отдают. Какая сила дана человеку, о чем апостол Павел и говорит, что это ангелам даже не дано, дано только человеку. Как Он за нас любит, так и мы можем за Него умереть. Умереть не обязательно кровью и жизнью. А тот, кто победил силой Божьей в себе силу греха и наклонность ко греху, вот это и есть, дорогие братья и сестры, совоскресение с Ним. Мы не просто верим, дорогие братья и сестры. Просто многие вещи в духовной жизни не принято говорить вслух. Но немножко опять же подчеркну. То, что многие из вас в разной степени воцерковления все читали Евангелие, и должны каждый день читать Евангелие. Каждый день по главе, а то и по более, потому что в Евангелии открыты все тайны спасения. Кажется, как удивительно, на одном и том же повествовании, где описывается трехлетнее пребывание на земле Бога-Человека Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Вот представьте себе, в этой канве повествования заложены все откровения, все тайны спасения каждого из нас. Поэтому надо помимо молитвенного правила каждый день нужно читать хотя бы одну главу Евангелия.

Так вот, это первичная, первая ступень к спасению и познанию Бога. Следующая ступень, дорогие братья и сестры, через таинства Церкви, через молитву, покаяние, милосердие. Сегодня вы, наверное, слышали, если кто внимательно слушал чтение Апостола. Сегодня удивительные слова были произнесены при чтении святого Апостола, что апостол Павел говорит, что милостью и милосердием благоугождается Бог. Легко запомнить — милостью и милосердием. Вот корень христианства, вот что Бог принес на землю — кротость и смирение, мир и жертвенную любовь. Все, что мы видим вокруг Христа и вокруг православия, везде, где царствует сатана, везде попирание свободы, чести; везде призыв покоряться, как рабам. А что Господь, обращаясь ко всем верующим, говорит? «Не называю вас рабами», слышали? Сейчас очень много провокаторов в соцсетях или либо глупых людей, либо сознательных врагов-провокаторов, которые говорят: что там православие, оно всех называет рабами. Это значит, что эти люди никогда Евангелие не читали, либо сознательные провокаторы. Господь говорит в Евангелии: не называю вас более рабами; называю друзьями, потому что раб не знает воли господин своего. А Я вам все сказал для спасения. И еще более страшные слова, будьте внимательны. Господь это сказал, но ни один ум не может это охватить. Что Он сказал, Господь? Кто исполняет волю Отца Моего Небесного, значит и волю Христа, Его святые заповеди, то Мне брат, сестра и мать.

Ну, где эти люди, которые говорят, что христианство сделало из людей рабов? Бог им судья. Как у них язык подлый поворачивается. Нельзя сказать, что не читали Евангелия, либо плохо. Почему я и говорю, каждый день надо, каждый день неотступно в дороге, в пути, в доме, где угодно. Лежа, сидя читайте, потому что это не обязаловка, а это требование жизни. Потому что вы будете только руками всплескивать, будете удивляться: ну как просто все тайны открыты в одной маленькой книге. Она небольшая книга — Евангелие. Это богослужебное Евангелие для торжества в окладе выносят большое. А так она небольшая, в ладошку вместится. Это не много там читать, но как будет легко жить. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». В какую честь возводимся все мы, все вы. Это для всех сказано. Нет перед Богом избранных. А если кто-то и хочет вдруг, напомни такому человеку, что Господь говорит: кто хочет из нас быть первый, да будет последний, кто хочет быть первым, да будет всем слуга.

И посмотрите, какая правда Божия безмерная. Вот как надо всегда задумываться, читая Евангелие, насколько безмерно благ Господь. Он это сказал, и Сам о Себе говорит: Я не пришел, чтобы Мне служили, Я пришел, чтобы послужить для людей и спасти многих. И что Он сделал перед крестными страданиями? Он стал на колени перед Своими учениками и вымыл не только им, но и всем вам ноги. Это не только апостолы. Что еще надо? Люди беснуются, что еще надо вам — рабы, не рабы. Ноги умыл всем вам! Всем умывает, всем грехи омывает. Но не будем об этих людях. К сожалению всем хочется по братски, чтобы люди познали истину, пришли и имели совершенную радость вечную в Боге. Потому что Бог — Он наш Отец, Родитель и Создатель. Это абсолютная красота. Ну, посмотрите на мир. Это тюрьма, братья и сестры. Весь мир, в котором мы не можем насладиться этой красотой — это зона, в которую всех выслали с неба. Это что думаете, красота. Апостол Павел говорит, что это тень грядущих благ. Вселенная, кто ее измерил? Я не буду повторяться. Есть техническое перечисление видовых животных, пресмыкающихся, птиц и так далее. Но кто это создал эту красоту-то? И это все называется тенью будущей жизни. Вот что сатана у людей крадет. Говорит: либо Бога нет, либо самого сатаны нет. И люди, как дурачки ходят, как индюки блаженные. Вот вся их жизнь перед ними. Как преподобный Амвросий говорит, что гордый человек подобен жуку, который летит и говорит: мои леса, мои поля, все мое. И вдруг грянул гром, налетел ураган, и бедный наш жук самодовольный прижался под лист и говорит: Боже, не спихни меня. Перед смертью.

Это кратко, дорогие братья и сестры, касаясь, что значит, а то видите Пасха, она никогда не заканчивается. Христос воскрес. Как апостол Павел говорит, что «начаток умершим бысть». Он первый из смертных. И самое главное, видите, в Ветхом Завете есть множество воскресений силой Божьей, действием Святаго Духа. Но никто себя не воскресил. А пророки воскрешались силой Божьей. Не они, а Бог через них. А себя кто мог воскресить? Только Бог. Самое главное свидетельство истинности богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — Его воскресение. Самовоскресение. Он как Бог Себя …. . Он об этом и говорит в Евангелии задолго до распятия: «область имам положити ю (душу) и область имам паки прияти ю ». То есть по-русски: имею власть жизнь за вас всех положить и как Бог имею власть Себя воскресить, чтоб никто в Нем не сомневался. Какие боги дают такую силу и славу? Вот Он, Христос.

Но это Он сотворил со Своей стороны. Теперь наша задача, видя Его любовь безмерную жертвенную к нам, заботу, попечение и то, что Он дает все необходимое в Церкви, как в больнице, поликлинике. Все священники — это врачи. Таинства Церкви — это инструментарий, все необходимое для исцеления человеческой души. Теперь шаг за нами. То есть со Своей стороны сделал Бог все не только возможное, но и невозможное. Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом. Это по существу он унизил Себя, но показал тем самым, до какой степени Он нас любит. Для чего Он это сделал? Чтобы показать, что Он хочет, чтобы все мы без исключения были как Он. И наше тело тоже, как Он. Потому что никогда Себя, вторая ипостась, тело не снимет. Вот почему апостол пишет, что в том веке, кто сподобится в тот мир войти, мы увидим Его тогда лицом к лицу в прямом смысле слова.

Почему? Потому что в древности фотоаппаратов не было, и пишут красками до сих пор. Если бы тогда был фотоаппарат, то мы бы имели снимок. Так вот тело Его настоящее какое есть, если мы сподобимся, будем всегда видеть настоящего, а не воображаемого, Того, Который принял плоть на Себя, чтобы показать, в какое величие и славу Господь возводит все человечество, прощая грех Адама, прощая личные грехи и преступления, лишь бы мы покаялись, лишь бы мы исправились, лишь бы мы себя очистили. Тот образ — зеркало души, чтобы мы могли не только отражать, но иметь в себе Солнце-Бога, Слова, Господа нашего Иисуса Христа.

Завершая свое слово, дорогие братья и сестры, хотел бы к вам обратиться за молитвенной помощью, за посильную какую-то помощью. Обратитесь ко всем своим близким и дальним, к знакомым, ко всем, кто вам близок, чтобы общей молитвой Господь благословил, начиная с этого праздника памяти святителя Христова Чудотворца Николая воссоздать великую святыню русского народа. Где эта святыня находится? 35 километров от нас, вы может быть слышали. Был такой самый знаменитый, самый чудотворный, самый великий образ святителя Чудотворца Николая, который назывался Никола Гостунский. К сожалению вот не слышали. А вот здесь от Оптиной Пустыни по прямой если, то 35 километров, а если через Белев ехать, то километров 45 будет. Максимум пятьдесят. В конце 15-го века в селе Гостунь было удивительное явление. Селяне увидели, как с неба спустился огненный столб, и это свечение продолжалось день. И когда свечение закончилось, селяне подошли на это место, а это излучина, край села, восточная часть, то они увидели образ святителя Николая. В знак благодарности они построили на этом месте храм.

И настолько святитель Христов Николай Чудотворец излил безмерную благодать через эту икону, что как сказано в летописи, летописцы не успевали записывать чудеса, которые совершались от этой иконы. Эта такая слава была от этой иконы, что князь великий запереживал: как это, где-то в далеком селе находится такая святыня. Через несколько лет, в 1506-м году Василий Иванович Третий, отец Ивана Грозного, перенес крестным ходом эту икону в Кремль в Москву и построил храм. Если войти в Кремль через Спасские ворота, то с левой стороны напротив Вознесенского монастыря был этот храм. Он небольшой был. И предварительно построив храм, в 1506-м году крестным ходом перенесли эту икону. И она находилась в Кремле до самой революции. После революции она пропала.

Просьба какая, что на месте явления этой иконы храм, который построили в 16-ом веке, он, к сожалению разрушен. В 2002-ом году провалилась кровля. И теперь только четыре стены и алтарная часть сохранились, и сохранилась в идеальном состоянии колокольня шатровая. Храм начала 16-го века. Поэтому дорогие братья и сестры, в день памяти великого угодника Божия, а то, знаете, на сердце больно. Конечно, величайшее счастье, что тысячи храмов открыты, уже тысячу монастырей открыто. Это милость Божия безмерная, это чудеса. Но как больно, когда вот такое святое место, не просто поругание, а, видите, вы даже не слышали об этом. О нем забыли. Зато каждый день и час: святитель Никола, помоги. А в России это место номер один. Нет более святого места в России, чем это место — Никола Гостунь. Это кстати повеление Василия Ивановича третьего не просто называть село Гостунь, а Никола Гостунь.

Просим ваших святых молитв, дорогие братья и сестры. И будем молиться и надеяться, что в будущем храме также воссияла божественная благодать спасительная, чтобы и там пели «во веки веков» в том храме и здесь в Оптиной и во всех православных храмах мира пасхальную песнь: Христос воскресе! Воистину воскресе!

Архимандрит Владимир (Милованов)

Память святителя Николая Чудотворца.

Проповедь игумена Илариона Алфеева

Каждый святой проживает как бы три жизни. Одна — это его реальная жизнь. Другая — его житие. Третья — это «посмертная» жизнь святого, то есть его жизнь в многовековом опыте Церкви, включающем различные чудеса, исцеления и случаи помощи этого святого людям.

О первой, реальной жизни святого мы иногда знаем кое-что, иногда — очень мало, иногда — почти ничего. Мы знаем о жизни святого больше, если он оставил автобиографические сочинения (как например, святитель Григорий Богослов), или если он совершил такие деяния, о которых сохранились сведения в исторических источниках (например, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, где упомянуты многие святые), или, наконец, если святой близок к нам по времени и память о нем еще жива среди наших современников (например, преподобный Силуан Афонский, многие мученики XX века).

Вторая жизнь святого — это его житие, написанное в некоторых случаях много столетий спустя и нередко лишенное исторической достоверности. Житие святого — это его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях. Житийный канон заключается в том, что из одного жития в другое переходят одни и те же словесные штампы, одни и те же эпизоды, описания чудес. Едва ли не каждый герой агиографической литературы рождается от благочестивых родителей и уже в раннем детстве проявляет признаки особого христианского благочестия, избегает обычных детских игр. Едва ли не каждый святой прилежно учится в школе, но отказывается от высшего образования; претерпевает искушения от диавола, но всегда их преодолевает; борется с какой-либо злостной ересью своего времени и одерживает над ней победу; совершает многочисленные чудеса и исцеления.

Лишь в редких случаях — например, если житие написано одним из ближайших учеников святого, знавшим его при жизни — оно сохраняет черты фактической и исторической достоверности (как например, Житие преподобного Симеона Нового Богослова, написанное его учеником Никитой Стифатом, или житие преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым). Однако во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство. Если мы сравним житие Григория Богослова, составленное в VII веке, с его автобиографическими сочинениями, то без труда увидим разницу между его реальным и идеализированным образами. Нередко написанное в житии даже противоречит той информации о жизни святого, которую мы имеем из других источников.

Что знаем мы о реальной земной жизни святителя Николая? Почти ничего. Есть его житие с рассказами о различных чудесах, однако многие из этих рассказов заимствованы из жития другого святого, Николая Сионского, жившего в VI веке. Ни один исторический источник IV века не упоминает о Николае, архиепископе Мир Ликийских. В житии святителя Николая рассказывается о том, как он принимал участие в I Вселенском Соборе (325 г.), на котором он ударил еретика Ария, за что был лишен сана, но впоследствии восстановлен в епископском достоинстве. Этот эпизод отсутствует в дошедших до нас документах Собора. Более того, среди подписей 153-х участников Собора нет подписи архиепископа Мир Ликийских Николая. Можно, конечно, предположить, что подписи собирались как раз в тот момент, когда святитель Николай был лишен сана Отцами Собора. Но, как бы там ни было, какого-либо документального подтверждения эпизода с Арием мы не имеем.

Означает ли все сказанное, что житиям вообще нельзя верить? Вовсе нет. Хотя бы потому, что от житий не всегда можно требовать исторической достоверности, на которую они и не претендуют. Житие говорит нам в первую очередь о значимости святого для Церкви и церковного народа, рисует нам его духовный образ. Что же касается исторического облика святого, то в некоторых случаях он остается как бы «за кадром.»

И здесь важно сказать о той третьей жизни каждого святого, которую он проживает в опыте верующих на протяжении многих столетий, протекших после его смерти. Речь идет об исцелениях и чудесах, совершающихся у мощей или гробницы святого, о многообразной помощи, которую оказывает святой, когда к нему обращаются с молитвой. И во многих случаях оказывается, что таинственным образом эта жизнь святого в опыте Церкви соответствует тому, что мы можем узнать о святом из его жития. И житие, лишенное исторической достоверности, оказывается безусловно достоверным на каком-то глубинном и опытном уровне. И чудеса, описанные в житии, затем многократно повторяются в опыте других людей.

Из жития святителя Николая мы узнаем, что он заботился о бедных и спасал людей, попавших в тиски острой материальной нужды. Рассказывается, например, что он положил три мешочка с золотом на окно дома одной разорившейся семьи. Но сколько людей в наши дни могут засвидетельствовать, что по молитве к святителю Николаю они получили неожиданную материальную помощь. Из жития мы узнаем, что святитель помогал бедствующим на море. Но и в наши дни немало случаев, когда потерпевшие кораблекрушение видели святителя Николая, приходящего им на помощь. В житии говорится о том, как святитель Николай явился во сне императору, приговорившему трех неповинных людей к смертной казни. Но и сейчас известны случаи, когда святитель Николай спасает людей от внезапной смерти. Над человеком уже занесен меч, он теряет последнюю надежду на спасение, как вдруг появляется благообразный старец, который приносит весть об избавлении.

Этим и объясняется тот феномен, что человек, о котором мы не знаем почти ничего в историческом плане, давно уже стал самым популярным святым христианского Востока и Запада. Может ли Рождество на Западе пройти без присутствия Санта-Клауса, приносящего подарки и радость детям? Даже многие нехристиане обращаются к святителю Николаю с молитвой — и получают помощь. До сего дня нетленные мощи святого, покоящиеся в городе Бари на юге Италии, источают благоуханное и целебное миро, и тысячи людей получают от него исцеления.

Будем молиться святителю, чтобы он никогда не оставлял нас своим благодатным присутствием. Будем обращаться к нему не только в критические моменты, но и в повседневной жизни. Опыт верующих показывает, что святитель Николай откликается даже на просьбы о ничтожных и малозначительных вещах. Он, несомненно, один из самых действенных наших помощников, стоящих у престола Божия и ходатайствующих о нашем спасении.

19 декабря, в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Иверском соборе бывшего Николо-Перервинского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью, посвященной подвигу святителя Николая Чудотворца.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святитель Николай жил в конце III ─ начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и горячей верой своей приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу ─ силу совершать чудеса.

Память Церкви - ее предание. Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память - она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви ─ это живая память; она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, ─ святым Божиим угодникам.

Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ - наши молитвы сбываются. Он являет нам свое присутствие в нашей жизни, в том числе через свои чудотворные и мироточивые мощи, сохраняющиеся в городе Бари, которые обильно покрываются благоуханным миром. Это миро собирается каждый год, и паломники, посещающие Бари, имеют возможность помазать себя этим миром.

Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чудной жизни? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно - весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.

Кротость ─ это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой - теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха - а успех является целью жизни многих людей - лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.

Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, - но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни - правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывает себя в эту картину наилучшим способом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое центральное место - Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.

В конце концов, человеческое смирение ─ это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть чиста: никого не обидел, ни на кого не наступил, никого не обманул. И как же сладка такая победа человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других. Действительно, нужно иметь огромную силу, чтоб так жизнь прожить. Но если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение - христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.

Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором содержится повествование Нагорной проповеди. Какие ясные заповеди дает нам Господь! Если жить по этим заповедям, если сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрствования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой греховности, а сохранять ее в чистоте - тогда и будем мы иметь прочную мировоззренческую основу для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой человеческой успех не означает непременного конфликта с окружающими.

Святитель Николай жил этой верой. Но получилось так, что эта чистая и святая вера, имеющая источником Божественное откровение, то есть Самого Бога, с глубокой древности подвергалась попыткам ее изменить, разрушить или привнести в нее греховное человеческое измерение. Вся история Церкви ─ это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение веры православной. Он был участником I Вселенского Собора и боролся с пресвитером Арием - еретиком, который человеческое философское мудрование пытался внести в христианскую православную веру, разрушив саму основу этой веры. Арий учил о том, что Христос ─ не Сын Божий, что Он не единосущный Отцу, что Он не Бог, а лишь некое высшее творение. Но если Христос ─ творение, то разве могло бы Его смертью и Его Воскресением осуществиться спасение?

Ересь Ария была направлена на то, чтобы разрушить саму основу христианской веры. И святитель и чудотворец Николай, будучи правилом этой веры, вместе со своими собратьями по епископату в 325 году в Никее ─ в малоазийском городе, куда съехались епископы со всего мира на I Вселенский Собор, - защитил православную веру и тем самым явил пример, как нужно беречь сокровище веры для того, чтобы оно могло быть положено в основу нашей жизни, для того, чтобы вера стала нормой нашей жизни.

Но чтобы жизнь формировалась на основе веры, эта вера должна быть чистой, незамутненной, непомраченной человеческим мудрованием. И сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум наш формируется, опять-таки, под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей, воспринимая веру - ту самую, единственную, святую, чистую - одновременно воспринимает эту веру через призму своих взглядов и убеждений. И в этом нет ничего дурного, так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны эту веру разрушать, привнося в нее свое греховное человеческое мудрование.

Всему этому учит нас святитель и чудотворец Николай, учит сонм других святых угодников. Для нас все это звучит сегодня очень актуально, потому что в наше время, время суетное, многие люди неспособны в чистой вере - в этом дивном источнике Божественной мудрости - видеть основание для своей жизни, норму своего бытия. И потому такая огромная ответственность лежит на Церкви, в том числе на ее служителях, чтобы помогать каждому последующему поколению людей воспринимать норму веры, образ веры и полагать эту веру в основу своей жизни.

В обители, где мы совершаем сегодня богослужение, молимся с вами, находится духовная семинария. И потому у меня особые слова к семинаристам - к тем, кто завтра станет на путь служения Церкви. Я призываю вас всегда оставаться верными тому источнику Божественной мудрости, которая открывается нам в нашей православной вере. И одновременно я призываю вас быть способными доносить до сознания современных людей смысл этой веры в ясных, понятных и убедительных словах - с тем, чтобы вера не воспринималась лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть, в первую очередь, мировоззренческое основание нашего бытия. И если современники наши сумеют проникнуться всем тем, что несет в себе Божественное слово, и положить это в основу своей жизни, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни. Мы молимся сегодня святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог нам на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы, смирения. Аминь.

Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники.«Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим, – так воскликнул посвящавший его в сан пресвитера епископ Патарский, – счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих».

Вся жизнь св. Николая была блистательным исполнением этих пророческих слов прозорливца-епископа. Св. Николай от самой юности своей весь горел пламенной верой в Бога, будучи строгим и непреклонным ревнителем чистоты Православия; он проводил самую суровую подвижническую жизнь в непрестанных бдениях, постах и молитвах; забывая себя, он самоотверженно помогал бедным, утешал страждущих, защищал несправедливо обиженных, осужденных и обездоленных, укреплял и наставлял колеблющихся в вере и малодушных – он никогда не уставал совершать всевозможные дела христианской любви и милосердия по отношению ко всем людям.

Он в полном смысле слова был «Правилом веры» и «образом кротости», как именует его св. Церковь в своих песнопениях, а поэтому нет другого такого угодника Божия, которого бы все так чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Святость его и при жизни и после блаженной его кончины засвидетельствована многочисленными чудесами. Нет другого такого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Николая.

Особенно же нежно и свято чтил его всегда наш православный русский народ, как «Николу-Милостивца», подчеркивая этим названием основную черту его христианской добродетели, которой он так пленяет сердца человеческие.

Но чтят его не только христиане, а даже магометане и язычники, как великого чудотворца и скорого помощника людям в постигающих их бедах и напастях. Кто жил в свое время на берегах Черного моря, наверное, не раз видел икону святителя Николая на турецких «фелюгах», ибо и у турок-мусульман велика была вера, что св. Николай особенно помогает плавающим по морю и спасает от потопления во время бури. Можно было видеть икону св. Николая и в примитивных жилищах наших инородцев, остававшихся еще язычниками, которые называли св. Николая «добрым стариком» и верили в его чудесную помощь при болезнях и разных несчастиях, когда обычными человеческими средствами уже ничего нельзя было сделать.

Не говорим уже о том, что на наших морских судах, как и у наших братьев по вере, непременно была икона св. Николая, всегда считавшегося особенным покровителем мореплавателей.

3амечателен в Киеве образ св. Николая, именуемый «Мокрым». В лодке по Днепру плыл, спеша на праздник свв. мучеников Бориса и Глеба – это было еще в конце XI столетия – один богатый киевлянин с своей женой и младенцем-сыном. Мать задремала и уронила в реку младенца, который сразу же утонул. Убитые горем родители стали слезно призывать на помощь св. Николая. И вот младенца, всего мокрого от воды, нашли в храме лежащим на полу пред иконой св. Николая. Можно представить себе неописуемую радость родителей, когда они узнали в этом младенце своего утопшего сына. С того времени и образ этот, помещенный в приделе Киево-Софийского собора, стал называться образом Николая Мокрого.

Огромное количество храмов и обителей иноческих у нас на родине было посвящено святителю Христову Николаю, и много было св. икон его, прославившихся чудотворениями. А имя Николая было одним из самых любимых у нашего православного русского народа.

Увы! В последнее время перестали чтить должным образом великого святителя Христова Николая мыслящие себя передовыми людьми люди Запада, на что мы невольно обратили внимание еще в Западной Европе, а затем и здесь в Америке; из светлой памяти величайшего угодника Божия они сделали себе недостойную потеху. Устраивают в ночь под праздник его так называемые «веселые николаевские вечера» с танцами и кощунственными забавами, представляя на них славного святителя в каком-то смехотворном виде рядом с духом зла, помещают в окнах магазинов, в газетах и журналах изображения и объявления, оскорбляющие религиозное чувство почитателей великого святого; забавляются именем его в неуместных шутках и даже детей своих приучили легкомысленно и несерьезно относиться к памяти великого святителя, изображая его в виде смешного бравого краснощекого деда с седой бородой, который колокольчиком и разными шутками-прибаутками зазывает в магазин покупателей праздничных подарков.

Недостойно все это!

Стыд и позор для современного человечества, что оно, высокоумствуя и громко крича о своих «культурных достижениях» не умеет достойно чтить таких несоизмеримых с пошлой современностью великанов духа, каким был святитель Николай, и все истинно-великое и святое обращает в шутку и потеху.

Совсем иное отношение к великому Христову святителю, если мы не подражаем Западу, у нас, христиан православных. Для нас сегодняшний праздник никоим образом не может служить поводом для каких-то забав, развлечений и потехи, хотя бы уже потому, что сам святитель Николай от юности еще был глубоко чужд всяких мирских забав и увеселений, а потому даже как-то совсем нелепо с его именем связывать забавы и увеселения. Святое имя его, будучи ярким светочем христианской добродетели, лишь об одном напоминает, одно нам внушает: благоговейно и трепетно преклоняться пред его священной памятью и ревностно подражать ему в его святой жизни и христианской добродетели.

Нашему богоотступническому времени святитель Николай дает еще один важный урок: не быть безучастно-равнодушными, когда в нашем присутствии нечестивцы и безбожники хулят святую веру и Церковь, поносят Святейшее Имя Христово и глумятся вообще над святыней. Святитель Николай, будучи на первом Вселенском соборе, не мог выдержать богохульства еретика – Ария, унижавшего Божественное достоинство Сына Божия, и в порыве огненной ревности ударил его по щеке. Это вызвало большое смущение среди участников собора, и они хотели за такой поступок лишить святителя его сана. Но в ту же ночь они были вразумлены дивным видением: Господь Иисус Христос подавал святителю Николаю св. Евангелие, а Матерь Божия возлагала на плечи архиерейский омофор. Тогда они поняли, что поступок святителя был вызван не необузданной гневливостью, неприличной для архиерея Божия, а только его пламенной ревностью и любовью ко Христу-Спасителю, Которого уничижал нечестивый Арий, и оправдали его, а Арий был всем собором осужден, как еретик.

Этот факт очень не нравится либеральным ученым нашего времени, проповедующим какую-то сверх-христианскую, «экуменическую любовь» ко всем еретикам и отступникам, и они оспаривают самое участие св. Николая в Первом Вселенском Соборе, но св. Церковь признала этот факт действительным и запечатлела его в богослужении и иконописи.

Все жалуются в наше время на тяжелую жизнь, моральный и материальный кризис, но не принимают никаких решительных мер к тому, чтобы жизнь человеческая переменилась к лучшему.

А что же делать?

Путь один – это путь подражания величайшему угоднику Божию святителю Христову Николаю, как в жизни частной, так и в жизни общественной и государственной.

Меньше крикливых, а зачастую лицемерных и лживых слов о гуманности, человечности, справедливости, всеобщей сытости и довольстве, которые так обильно и безответственно расточают многие вожди и деятели, тщащиеся быть руководителями народной жизни, – меньше речей, а больше дела, того самого, настоящего, подлинного дела, не мнимой слащаво-сентиментальной, а настоящей христианской любви и благочестия, которыми так прославился и к которому всех нас зовет самою жизнью своею святитель Николай.

Если мы действительно хотим блага и лично себе и всему человечеству, этот всенародный и общепризнанный святой должен быть идеалом нашей жизни.

О, всеблаженне Николае, не престай моляся Христу Богу о верою и любовью чущих приснорадостную и всепразднственную память твою! Аминь.

Источник: Архиепископ Аверкий. Современность в свете слова Божия. - К 25-летию служения в Америке в Св. Троицком монастыре. - Слова и речи. Том III. 1969-1973 гг. - Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского, 1975. - С. 456-460.

Слово на день праздника святителя Николая. О смирении

Каждый раз, когда св. Церковь празднует память святителя, то за литургией в евангельском чтении она предлагает нашему вниманию заповеди Христа о блаженствах. И вот на что мне хотелось бы ныне, в день памяти святителя Николая Чудотворца, обратить внимание ваше, возлюбленные во Христе братия и сестры: почему в начале сих заповедей Господь ублажает нищету духовную, т. е. смирение?Ответ на этот вопрос содержится в словах тропаря в честь св. Николая Угодника: «Смирением стяжал еси высокая, нищетою богатая». Из этих слов явствует, что вся высота нравственной христианской жизни и все богатство благодати Св. Духа приобретаются смирением. Оно есть основа всего нашего спасения. Отсюда понятно, почему Господь положил в основу всех Своих заповедей блаженства заповедь о смирении.

Без смирения нельзя плакать о грехах, ибо как гордый будет плакать о грехах своих, когда он не сознает в себе этих грехов, себя всегда оправдывая, а других обвиняя? Без смирения нельзя быть кротким, ибо гордый не прощает обид. Без смирения нельзя алкать и жаждать правды Христовой, ибо гордый алчет и жаждет только того, чтобы все считали за правду его собственные взгляды, хотя бы они были ложными. Без смирения нельзя быть милостивым, ибо гордые жестокосерды. Без смирения нельзя иметь чистого сердца, ибо гордыня есть вместилище всякого нечестия и пороков. Без смирения нельзя быть и миротворцем: гордость не только не содействует миру, но она есть источник злобы, вражды и всякой смуты среди людей. Без смирения нельзя взять на себя подвиг быть гонимым за правду Христову, а тем более нельзя переносить поношение, изгнание и всякую клевету ради Христа, ибо гордый может быть гонимым и терпеть все несчастья, вплоть до смерти, но только ради своей гордыни.

Таким образом, без смирения нельзя ступить и шага для совершения истинно христианского доброго дела, которое, будучи основанным на смирении, им сопровождается и отличается, как самою характерною чертою. Эту истину Господь засвидетельствовал в Своей нагорной проповеди не только тем, что поставил на первом месте заповедь о смирении, но и теми словами Своими, в которых заповедал нам совершать тайно милостыню, молитву и пост и так творить добрые дела, чтобы левая рука наша не знала, чтó делает правая (Матф. 6, 3). Вот почему св. угодники Божии, эти истинные ученики Христовы, старались скрывать свои добрые дела от взора других. Некогда св. Пимена Великого спросили, какая добродетель самая высшая. Он сказал: «та, которая совершается тайно».

Памятуя учение Христа о значении смирения для христианской жизни, зная, что добродетельная жизнь святых была проникнута смирением и им отличалась, как самым существенным своим свойством, потщимся и мы, возлюбленные, иметь смирение, без которого никогда мы не сделаемся истинными христианами.

Конечно, приобретение смирения есть самый трудный из всех подвигов. Нередко даже Сам Господь, посылая нам великие испытания и скорби, не может заставить нас смириться, что мы знаем с вами, возлюбленные о Христе чада, по опыту своей жизни. Однако без смирения мы никогда не достигнем спасения. Поэтому потщимся его приобрести хотя бы сначала в самом простом и первоначальном его виде, т. е. будем сознавать свою греховность и ничтожество перед Богом. Конечно, невелика заслуга сознавать перед Богом свои грехи, когда последние так очевидны и для нас и для других. Но если мы приобретем это первоначальное смирение, то приблизимся и к высшему его виду, который состоит в том, чтобы считать себя хуже других. Это смирение весьма ценно в очах Божиих. Вот почему Господь сказал: «Смиряяй себе вознесется» (Лук. 18, 14).

Только достигнув такой степени смирения, мы сможем приобрести самый высший и совершенный его вид, который заключается в том, чтобы мы все свои добрые дела приписывали не своим силам, а Богу и вместе с божественным Псалмопевцем от всего сердца говорили: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Псал. 113, 9). Тогда-то мы и будем способны в совершенстве исполнять все божественные заповеди. Будем помнить слова Ап. Павла: вся могу об укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Эти слова говорят нам о том, что при помощи Божией мы можем совершить и самый трудный подвиг, т. е. приобрести истинное, совершенное смирение.

Поэтому будем просить Господа, чтобы Он, молитвами святых и ныне празднуемаго Церковыо святителя Николая, помог нам достигнуть сей великой, основной добродетели. Когда мы приобретем смирение, то на собственном опыте узнаем, почему Господь на первом месте в Своихь заповедях о блаженствах поставил заповедь о нищете духовной. Тогда мы станем истинными последователями Христа, носителями всех христианских добродетелей, и в нашей жизни исполнятся слова Христовы: «Тако да просветится, свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Матф. 5, 16). Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, святая православная церковь вспоминает великого святого — святителя Николая, епископа, Мирликийского чудотворца. Этот святой угодник Божий является особенно почитаемым в православном мире. И не только в православном мире. Его чтят очень многие люди, даже иноверцы, даже те люди, которые не являются воцерковленными, о нем знают практически везде. На всем земном шаре знают об этом великом святом.

Чем же, дорогие братья и сестры, святитель Николай заработал такую популярность, почему о нем знают и помнят? Ведь есть очень много знаменитых людей, есть много царей, завоевателей, ученых, которые завоевывали целые царства, которые делали великие открытия. Но о них помнят только учебники.О них помнят только книги, а простые люди не знают об этих людях, забывают о них.

Дорогие братья и сестры, если мы с вами вчитываемся в житие святителя Николая, епископа Мирликийского, мы видим - его жизнь пропитана любовью. Его жизнь пропитана добрыми делами. Святитель Николай, он действительно жил для Бога и для своих ближних. Он жил для всех людей, которые его окружали. Святитель Николай о себе практически не заботился, а заботился о других. Мы с вами знаем, о том, что родители святителя Николая, Феофан и Нонна, они были очень верующими людьми. И вот Господь послал им чадо. Младенец, который у них родился, еще с самого детства удивлял их, потому что это был необычный ребенок. Потому что этот ребенок с самого своего детства любил молиться, любил быть в храме. И когда ребенок уже вырос, стал юношей, то дядя святителя Николая, епископ Атарский, сказал родителям о том, что они должны посвятить своего ребенка Богу. Потому что этот юноша уже настолько приуспел в добродетелях, настолько уже приуспел в церковной жизни, что родители должны направить свое чадо в церковь Божью, для служения Церкви. И вот, святитель Николай, он идет на послушание к своему дяде, епископу Николаю, который его потом и рукополагает в иереи Божьи. Будучи уже священником, святитель Николай отличался великой добротой, отличался мудрым словом. Святитель Николай стал ревностным служителем Господу Богу. Мы знаем о его добрых делах и поступках, но их невозможно все перечислить. Одно удивительное дело, которое совершил святитель Николай, оно трогает нас как особенное.

Один человек, богатый человек, который жил в городе Патара, он обнищал. Стал очень бедным человеком. Он стал не просто бедным, он стал нищим. Его семья нуждалась в помощи, но помощи не от кого было ждать. И вот уже измученный голодом, измученный нищетой, отцу начали приходить такие мысли, что бы он своих дочерей отдал для греха. Для того, что бы через это заработать хоть какое то пропитание. Дочери его были необыкновенно красивы. И вот святитель Николай узнав об этом, прочувствовав, ему это было открыто самим Богом, он решает спасти эту семью, от этого несчастья, от этого греха. И вот однажды ночью он подкидывает мешочек с золотом в окошко этому человеку. «У святителя Николая», — мы можем подумать — «откуда же взялись золотые монеты? Откуда же взялось у него золото?». Дело все в том, что его родители представились Господу Богу и святитель Николай продал все свое имение. И вот все, что у него было по наследству своих родителей, он решил все это раздать тем, кто нуждается в помощи. И вот он подкидывает этот мешочек с золотом. И отец утром, когда увидел это золото, он действительно обрадовался. Но слезы текли рекой, потому что он понимал, что сам Господь его спасает из этой тяжкой ситуации. И вот отец решает, что он должен с этим золотом поступить мудро. Он покупает своей старшей дочери приданое и вот, с Божьей помощью, свою старшую дочь выдает замуж. И когда святитель Николай узнал о том, что этот отец правильно распорядился деньгами он опять ночью подкидывает еще один мешочек с золотом. И вот отец думает, кто же его добродетель, кто же ему может помочь…? Он вспоминает всех своих друзей, но не находит в своих друзьях ни одного человека, кто мог сделать такой поступок, который мог бы ему так помочь, который мог бы выручить его из такой тяжелой беды. Дело все в том, что нужно понимать, как я уже сказал, что этот человек был очень богат. А раз был когда-то очень богат, значит, было у него и очень много друзей. Но никто из друзей не помог ему. И вот этот отец понимает, что если он поступит мудро с этими деньгами, значит, будет еще и третий мешочек с золотом, потому что у него есть и третья дочь.

Он вторую дочь выдает замуж. И вот он не спит ночами, дежурит, ждет когда ему подкинут третий мешочек. Но он ждет не потому, что хочет получить золото, а потому что он хочет увидеть того человека, который спас его от тяжкого греха. Он хочет увидеть того человека и поклониться ему в ноги и поблагодарить его за его доброе сердце. И вот этот отец ночами не спит, ждет, когда же будет брошен третий мешочек с золотом. И третий мешочек с золотом опять летит через окошко. И вот этот отец со всех ног выбегает из дома, для того, чтобы увидеть своего добродетеля. Увидеть того, кто он нем заботится, того, кто спас его от греха, того, кто спас его от тяжелого положения. И он, конечно, удивляется. Это молодой пресвитер Николай, молодой священник, еще очень молодой, который служит в этом городе. Он не ожидал и не думал, что именно он, именно этот священник, именно этот пресвитер пришел в его дом, для что бы спасти его от несчастья. И он кланяется ему в ноги и слезы текут с его глаз. И он благодарит своего добродетеля и спасителя.

Много добрых дел совершил святитель Николай. Всех их перечислить нельзя. Но действительно мы видим, что святитель Николай полностью подчинялся святой воле Божьей. Мы с вами знаем, когда он совершил паломническую поездку в град Иерусалим, и когда он обратно возвращался, он твердо решил,что он уйдет в монастырь, что он будет пребывать в молчании и безмолвии. Он будет молится Богу и служить Богу и всю свою жизнь посвятит Богу. И когда он это совершил — ушел в монастырь, он услышал глас во время богослужения: «Николай, ты мне в миру нужен». И он понял, что это ему говорит сам Бог. И это повторялось несколько раз. Тогда святитель Николай решает, что он не пойдет в тот город Патары, где его все знают, где его чтят, а пойдет в другой город, в Миры, митрополию Ликийской земли. Там где его никто не знает. И он пришел туда в образе нищего странника. И вот там он начал жить и молиться. В этом городе умер епископ Иоанн, и вот мужи церковные, очень много, долго спорили, кто же должен быть епископом, кто должен возглавить церковь. Было очень много достойных кандидатов, но из всех достойных нужно же было выбрать самого достойного. И никак не могли определить, кто же должен быть епископом. И вот самому старшему епископу во сне является ангел Божий, который говорит, что иди в церковь, и встань возле дверей, и тот, кто первый войдет, тот и должен быть епископом церкви Мирликийской. И имя ему Николай. Так и делает этот епископ-старец. Который приходит, становится возле дверей,сразу проснувшись от сна. И ждет, ждет, кто же придет первый. Вот он видит- идет странник, идет человек, который с виду является нищим. Потому что святитель Николай в образе нищего пришел в Миры Ликийские. И он первый входит в храм Божий. И этот старец спрашивает его: «Как имя тебе?». Он говорит: «Николай, имя мое». Этот старец берет его за руку и говорит, что «ты богом избранный! Мы давно хотели избрать себе епископа, много спорили и не могли избрать, но Бог избрал тебя». И вот его и представил этот старец перед всеми, перед всей церковью. И рукоположили его в епископы Мирликийские.

Вот, дорогие братья и сестры, промысел Божий вел святителя Николая по жизни. Он повиновался промыслу Божьему. Святитель Николай не боялся ничего. Не боялся ни темниц, святитель Николай не боялся ни обличать и правителей, заступаясь за притесненных.

Святитель Николай действительно был родным отцом для своей паствы. Его действительно очень сильно любили. И слава о нем пошла и по другим церквам, городам и весям о его добродетелях, о его любви. Вот чем прославился святитель Николай. Он прославился своей любовью. Он прославился своей верой в Бога.

И сегодня, дорогие братья и сестры, вспоминая его память, мы должны учиться у него. Мы должны учиться добродетели. Апостол Павел пишет: «Доколе есть время, будем делать добро, братья». Но, к сожалению, слово апостола Павла не всегда мы слышим. Святитель Николай жил верой в Бога. И свою веру ежедневно доказывал в своих делах. И до сего дня о нем помнят, до сего дня его чтят. До сего дня его вспоминают, а, главное, молятся. Просят у него помощи, просят у него заступничества. В интернете даже нашел форум, где люди пишут о тех чудесах, которые совершал святитель Николай в их жизни. Там тысячи и тысячи рассказов, когда люди помолившись, получали от святителя Николая помощь. Да что говорить о ком-то. Я думаю, что каждый из нас в своей жизни неоднократно убеждался в его помощи, в том, что святитель Николай действительно слышит нас, в том, что святитель Николай действительно отвечает на наши просьбы. Он имеет благодать у Бога, он заслужил царство Божье своей земной жизнью, своей добродетелью.

И мы, дорогие братья и сестры, сегодня особенно молимся ему, потому что нам особенно нужна любовь. Особенно нужно научиться совершать добрые дела, потому что, к сожалению, многие сердца сегодня ожесточаются, к сожалению, многие делаются действительно злыми. Раздражительность, гнев входит в наши сердца. И такой человек не способен на любовь. Этому виной все наши беды, из-за того, что, действительно, злоба в наших сердцах. Господь нас за это наказывает. И очень бы хотелось, что бы сегодня, вспоминая святителя Николая, наши сердца умягчились, что бы мы слышали друг друга, делали добро, чтобы научились любить друг друга, помогали друг другу, слышали друг друга, были отзывчивы, искренни. И это будет свидетельство нашей веры. И о том, что если человек скажет, что невозможно жить исполняя заповеди, у нас есть тысячи примеров святых, которые смогли жить, исполняя заповеди Божьи. И вот очень бы хотелось, что бы и наша жизнь была пропитана исполнением Божьих заповедей. Поэтому сегодня еще раз и еще раз обратимся к святителю Николаю за помощью.

Святителю отче, Николае, моли Бога за нас!


Close