ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[Об утверждении плана мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной ]


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р (далее - план).

2. Минздраву России совместно с федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации плана, и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации представлять ежегодно, в конце I квартала года, следующего за отчетным, отчет о реализации плана.

3. Финансовое обеспечение реализации плана осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, участвующим в его реализации, в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию государственных программ Российской Федерации, и бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий в бюджетах субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

План мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2017 года N 754-р

Наименование мероприятия

Вид документа

Ответственные исполнители

Срок исполнения

I. Совершенствование нормативно-правового регулирования и развитие международного сотрудничества по вопросам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции

Актуализация нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы предупреждения распространения
ВИЧ-инфекции, социальной поддержки лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, а также вопросы эпидемиологического контроля (надзора) за распространением ВИЧ-инфекции

планы-графики подготовки нормативных правовых актов, утвержденные федеральными органами исполнительной власти в рамках компетенции

Минздрав
России,
Минюст России,
Минтруд России,
Минобрнауки России,
МВД России,
Минобороны
России,
Минпромторг
России, Роспотребнадзор

III квартал 2017 г.

Расширение сотрудничества по вопросам противодействия распространению
ВИЧ-инфекции со Всемирной организацией здравоохранения, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) и другими международными партнерами

ежегодный национальный отчет о мерах по борьбе с ВИЧ/СПИДом

Минздрав России,
МИД России

I квартал года,
следующего за отчетным

II. Информирование граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции и профилактика
ВИЧ-инфекции

1. Повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции

Реализация информационно-
коммуникационной кампании по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и ассоциированных с ней заболеваний на основе межведомственного взаимодействия, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций

Минздрав
России,
Минобрнауки
России,

Минпросвещения России,

Минкомсвязь
России,
Минтруд России,
Минобороны России,
Минспорт
России,
МВД России,
ФМБА России,
ФСИН России,
Росмолодежь,
Роспотребнад-
зор,

распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 615-р .

________________

Разработка и распространение информационных материалов по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и недопущения дискриминации лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека

информационные материалы

Минздрав
России,
Минтруд России,
Минобороны
России,
Роспотребнад-
зор,
ФСИН России,
Общероссийское
объединение
работодателей
"Российский
союз
промышленников
и
предпринима-
телей",
Общероссийский союз "Федерация Независимых
Профсоюзов России",
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Разработка и внедрение региональных волонтерских программ по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции

Росмолодежь, Минобрнауки России, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

________________
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 754-р.

Организация обучения представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, работодателей, социальных партнеров по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции на рабочих местах

план-график проведения
семинаров
(видеоселекторов)

Минтруд России, Минздрав России, Роспотребнад-
зор,
ФМБА России,
Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленни-
ков и предпринима-

________________
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 754-р.

Внедрение в программу проведения инструктажей по охране труда обучающего модуля для работников и работодателей по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции на рабочих местах

акт федерального органа исполнительной власти

Минтруд России, Минздрав России, Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленни-
ков и предпринима-
телей", Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России"

Совершенствование ведомственного контроля за обеспечением инфекционной безопасности, профилактикой внутрибольничной передачи
ВИЧ-инфекции, а также за профессиональным заражением
ВИЧ-инфекцией

акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии со сферами ведения

Роспотребнад-
зор, федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

2. Формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека

Внесение изменений в перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, в части уточнения инфекционных заболеваний, ограничивающих права по усыновлению и другим формам устройства детей в семьи на воспитание

Минздрав России,

Минпросвещения России,
Минтруд России, Роспотребнадзор

II квартал 2018 г.

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 615-р .

Разработка модуля для образовательной программы подготовки лиц, выразивших желание принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в семью на воспитание по вопросам
ВИЧ-инфекции, особенностях информирования ребенка о его заболевании (ВИЧ-инфекции) и формирования приверженности к антиретровирусной терапии

рабочая программа дисциплины (модуль)

Минобрнауки России, Минтруд России, Минздрав России

________________
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 754-р.

3. Разработка и внедрение межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции, направленных на работу в ключевых группах населения, с привлечением к реализации указанных программ социально ориентированных некоммерческих организаций

________________
В соответствии с , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р

Разработка на основе обобщения лучших региональных практик методических рекомендаций по реализации в ключевых группах населения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и ассоциированных с ней заболеваний, а также по поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги по профилактике ВИЧ-инфекции

Минздрав России, федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р , ключевыми группами населения являются группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения.

Разработка типовой межведомственной программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения

Минздрав России,
МВД России, Роспотребнадзор

I полугодие 2018 г.

________________
В соответствии с Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р , ключевыми группами населения являются группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения.

Разработка и реализация межведомственных программ субъектов Российской Федерации по профилактике ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения, в том числе с привлечением к реализации этих программ социально ориентированных некоммерческих организаций

акт субъекта Российской Федерации

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ФСИН России

Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р , ключевыми группами населения являются группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения.

Организация выездных форм работы по информированию и добровольному медицинскому освидетельствованию для выявления ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения, а также индивидуальному социальному сопровождению лиц с выявленными
антителами к вирусу иммунодефицита человека в центры профилактики и борьбы со СПИДом, в том числе
с участием социально ориентированных некоммерческих организаций

акт субъекта Российской Федерации

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р , ключевыми группами населения являются группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения.

Разработка проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления запрета на распространение информации, призывающей к отказу от медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции и (или) лечения
ВИЧ-инфекции (СПИДа) и мер ответственности за ее распространение

проект федерального закона

Минздрав
России,
Минкомсвязь
России,
МВД России,
Минюст России,
Роскомнадзор,
Роспотребнадзор

III квартал 2018 г.

III. Обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при оказании медицинской помощи лицам,
зараженным вирусом иммунодефицита человека

1. Увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием для выявления ВИЧ-инфекции

Разработка плана мероприятий ("дорожной карты") по расширению охвата медицинским освидетельствованием для выявления ВИЧ-инфекции населения субъекта Российской Федерации, в том числе за счет ключевых групп населения, и повышению его эффективности на период до 2020 года, включая меры по повышению эффективности работы медицинских организаций первичного звена здравоохранения по выявлению
ВИЧ-инфекции

"дорожная карта" субъекта Российской Федерации, "дорожная карта" ФМБА России, отчет в Минздрав России

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ФМБА России

III квартал 2017 г.

________________
В соответствии с Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р , ключевыми группами населения являются группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения.

Разработка требований к организации в субъектах Российской Федерации деятельности ориентированных на ключевые группы населения "центров быстрого доступа" (шаговой доступности) по проведению экспресс-тестирования
на ВИЧ-инфекцию и консультирования

акт федерального органа исполнительной власти

Минздрав России

в соответствии с планом-

________________
В соответствии с Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р , ключевыми группами населения являются группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения.

2. Увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, и дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку

Актуализация порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека

нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти

Минздрав России

в соответствии с планом-
графиком подготовки нормативных правовых актов

Внедрение эффективных механизмов снижения цен на антиретровирусные лекарственные препараты, в том числе:
совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

акт Правительства Российской Федерации

Минздрав России,
ФАС России

III квартал 2017 г.

проработка вопроса о приоритетной государственной регистрации антиретровирусных лекарственных препаратов

доклад в Правительство Российской Федерации

Минздрав России, Минэкономраз-
вития России, Минпромторг России,
ФАС России

III квартал 2017 г.

Проработка вопроса о механизмах снижения цен на медицинские изделия, применяемые в качестве барьерных контрацептивов, в том числе за счет оценки конкуренции на товарном рынке

доклад в Правительство Российской Федерации

ФАС России,
Минпромторг
России,
Росздравнадзор,
Минздрав России

III квартал 2017 г.

Разработка и внедрение мер по повышению эффективности мероприятий по формированию приверженности к антиретровирусной терапии лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека

акт субъекта Российской
Федерации,
акт федерального органа исполнительной власти

исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья,
ФМБА России, ФСИН России

________________
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 754-р.

Разработка и внедрение мер по повышению эффективности мероприятий по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и увеличение охвата беременных женщин, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией

Минздрав России,
ФМБА России, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

I квартал 2018 г.

Совершенствование порядка оказания паллиативной медицинской помощи лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека

Минздрав России

II квартал 2018 г.

IV. Разработка и внедрение технологий социальной адаптации и реабилитации, а также мер социальной поддержки лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в ключевых группах населения

________________
В соответствии с Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р , ключевыми группами населения являются группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения.

Реализация мер по социальному сопровождению, психологической и юридической поддержке лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека

акт субъекта Российской Федерации

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

________________
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 754-р.

Реализация мер по повышению эффективности социальной поддержки беременных женщин, зараженных вирусом иммунодефицита человека, и детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, а также усыновителей и опекунов детей, зараженных вирусом иммунодефицита человека

акт субъекта Российской Федерации

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

________________
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 754-р.

Разработка образовательного модуля для специалистов с немедицинским образованием по вопросам социально-
психологической поддержки лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, а также сопровождения семей, в которых проживает ребенок, зараженный вирусом иммунодефицита человека

Минобрнауки
России,
Минздрав
России,
Минтруд России,
ФСИН России,
ФМБА России,
ФАНО России

IV квартал 2017 г.

V. Использование достижений науки и практики при проведении медицинской профилактики ВИЧ-
инфекции и оказании медицинской помощи лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека

Актуализация и внедрение клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека, с учетом современных методов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции

медицинские профессиональ-
ные некоммерческие организации, Минздрав России, Минобороны России,
ФСИН России,
ФМБА России, ФАНО России, Роспотребнад-

________________
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 754-р.

VI. Совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на основе научно обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции

Совершенствование статистического наблюдения, форм статистического учета и отчетности за контингентом лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, и контактными с ними лицами

нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти

Минздрав России,
Росстат,
Роспотребнадзор

Совершенствование системы эпидемиологического контроля (надзора) за распространением ВИЧ-инфекции среди населения, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы

нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти

Роспотребнад-
зор,
Минздрав России,
Минюст России, Минобороны России,
ФМБА России

I полугодие 2018 г.

Разработка методики оценки уровня информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции

Минздрав России, Минобрнауки России

IV квартал 2017 г.

Формирование системы оценочных данных распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

Минздрав России, Роспотребнадзор

I полугодие 2018 г.

Организация выборочных исследований по распространенности ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции

доклад в Минздрав России

Роспотребнад-
зор, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р , ключевыми группами населения являются группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения.

VII. Совершенствование организации деятельности, материально-технического и кадрового обеспечения специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека

Включение в программы повышения квалификации специалистов со средним и высшим медицинским образованием обучающих модулей по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции с учетом современных тенденций

примерная рабочая программа дисциплины (образовательный модуль)

Минздрав России, Минобрнауки России, Минобороны России

III квартал 2017 г.

Определение потребности в специалистах для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека, и разработка "дорожной карты" по кадровому обеспечению и подготовке соответствующих специалистов на период до 2020 года

"дорожная карта" субъекта Российской Федерации, "дорожная карта" федерального органа исполнительной власти, отчет в Минздрав России

исполнительные органы
государственной
власти субъектов Российской
Федерации в
сфере охраны
здоровья,
Минобороны
России,
ФМБА России,
ФСИН России

III квартал 2017 г.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

По иронии судьбы, подписание документа произошло за десять дней до того как в четвертом по величине населения городе России Екатеринбурге управление здравоохранения объявило об эпидемии ВИЧ-инфекции, сообщив, что 1,8% екатеринбуржцев имеют положительный статус.

Группы риска вне списка

После утверждения государственной стратегии «ВИЧ 2020» стало известно, что ежегодные расходы на борьбу с ВИЧ в России будут увеличены на 13,2 млрд рублей. Дополнительные средства пойдут, в том числе, на регулирования цен на лекарственные АРВ-препараты, совершенствование системы оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников.

Если говорить о профилактике, то тут госстратегия предполагает внедрение модуля профилактики ВИЧ/СПИДа в учебные программы ВУЗов, повышение тестирования общего населения у терапевтов и ряд других программ. К примеру, для снижения уровня рискованного поведения предполагается внедрение и поддержка программ здорового образа жизни, «Безопасный секс» и «Жизнь без наркотиков».

В «ВИЧ 2020» говорится и о необходимости работу с уязвимыми группами. К примеру, госстратегия предполагает использование потенциала неправительственного сектора и гражданских инициатив в работе с этими группах. Также ожидается разработка и внедрение образовательных мероприятий по преодоления дискриминации к представителям уязвимых групп в медицинских ВУЗах и при повышении квалификации медицинских работников.

Удивительно, но в стратегии полностью отсутствует информация о том, какие группы людей являются уязвимыми, как будет проходить этапы их выявления, налаживания коммуникации и непосредственно профилактики. Пункт «использования потенциала неправительственного сектора и гражданских инициатив» в условиях признания НКО «иностранными агентами» и перекрытия путей их финансирования и вовсе выглядит издевательски.

При этом, согласно госстратегии, бороться с дискриминацией людей из неизвестных групп собираются с помощью телевизионных ток-шоу и образовательные игр с привлечением ВИЧ-положительных и неинфицированных людей. Не идет речи о познавательных мероприятиях, где будет говориться о доказанных медицинских фактах и сексуального просвещения, а не о традиционных ценностях и духовных скрепах. Кроме того, остается непонятным, где организаторам «образовательных игр» удастся найти необходимое количество ВИЧ-положительных людей, согласных открыто заявлять о своем статусе в условиях стигматизации и агрессии в адрес таких людей.

На острие иглы

Как известно, наркопотребители являются лишь одной из уязвимых групп, которые оказались безымянными в стратегии «ВИЧ 2020». При этом, по мнению экспертов, именно потребители инъекционных наркотиков стали одной явных причин высокого уровня ВИЧ-положительных на Урале и в других регионах РФ.

Согласно данным Московского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом, за два года в России 5−7 человек заражаются от одного источника возбудителя из этой группы людей. Таким образом, ежедневно около 150 россиян, употребляющих наркотики, становятся ВИЧ-положительными. При учете, что в России ежегодно выявляется 100 тыс. новых случаев наркопотребления, динамика роста ВИЧ-положительных среди наркопотребителей выглядит поистине пугающе.

По словам заместителя главного врача Центра Григория Каминского, ни одна страна мира еще не встречалась с такой угрозой как Россия. «Надо открывать глаза на реальную жизнь: рядом с каждым благополучным центром всегда есть стагнационные города, где много наркопотребителей. Эти города могут меняться, но там надо выявлять случаи и создавать систему эффективной профилактики», — считает Каминский.

Зам главврача центра по профилактике и борьбы со СПИДом считает, что для изменения ситуации необходимо вести агрессивную аутрич работу. При выявлении 200 ВИЧ-положительных в день среди наркопотребителей, стабилизации заболеваемости будет заметна через 8 лет.

«Еще один крайне важный момент - НКО должны быть и работать на базе СПИД-центров, взаимодействовать и выезжать в группы. Только так можно справиться с растущей эпидемией», — уверен Каменский. Но Минздрав РФ делает ставку на образовательных игры и ток-шоу.

В планах правительства, которое во вторник одобрило стратегию по противодействию ВИЧ-инфекции, втрое увеличить количество принимающих терапию - с 26,3 до 90%. Но будут ли на эти цели выделены деньги, пока неясно

Мобильный пункт медицинской профилактики, где можно сдать тест на ВИЧ-инфекцию (Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС)

​Рамочный документ

Правительство утвердило стратегию противодействия ВИЧ-инфекции в России до 2020 года. Соответствующее распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева опубликовано на сайте кабмина. В России до этого не было столь масштабного плана по решению проблемы распространения ВИЧ. Стратегия предполагает подготовку специальных программ по информированию населения, работе с особо уязвимыми группами граждан и созданию регистра инфицированных пациентов.

Минздрав начал разрабатывать стратегию после заседания правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, которая проходила 23 октября 2015 года. Заседание было практически полностью посвящено проблеме распространения ВИЧ в России.

Согласно принятой Всемирной организацией здравоохранения глобальной стратегии по ВИЧ на 2016-2021 годы, для прекращения эпидемии ВИЧ-инфекции необходимо выявлять не менее 90% от возможного числа всех ВИЧ-инфицированных и обеспечивать не менее 90% ВИЧ-инфицированных антиретровирусной терапией.

Одобренный правительством документ носит рамочный характер, уточняет директор Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора (федеральный СПИД-центр) Вадим Покровский. Стратегия описывает необходимые для противодействия ВИЧ-инфекции меры поверхностно и не содержит планов по их финансированию. «Мы имеем дело с протоколом о намерениях», — уточняет РБК Покровский.

Как следует из распоряжения Медведева, в ближайшие три месяца Минздрав совместно с заинтересованными ведомствами разработает подробный план мероприятий по реализации этой стратегии. План и станет определяющим документом для борьбы с ВИЧ-инфекцией в России.

Стратегия противодействия распространению ВИЧ необходима, заметил Покровский. По данным федерального СПИД-центра, в 2016 году число заразившихся ВИЧ-инфекцией в России достигло 1 млн человек. С 2006 года в России отмечается ежегодный рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции в среднем на 10% в год, приводит данные правительство.

В Минздраве на момент написания материала на запрос РБК не ответили.

Какие деньги — такой эффект

В приложении к стратегии указаны показатели, которых планируется достичь при реализации документа до 2020 года. Чиновники Минздрава оценивают эффективность реализации стратегии в зависимости от ее финансирования. Согласно документу, в ближайшие годы государство планирует в несколько раз увеличить количество медобследований граждан на наличие ВИЧ-инфекции. До 2020 года планируется проверить 24% россиян в условиях текущего бюджета на здравоохранение и 35%, если будут выделены дополнительные средства.

Без дополнительных денег в 2020 году количество ВИЧ-инфицированных, которые должны получать жизненно важную антиретровирусную терапию, составит 38,3% от общего числа зараженных, говорится в стратегии. Если будут выделены дополнительные средства, доля получающих препараты должна достигнуть 90%. В 2015 году на наличие ВИЧ проверили 19,3% населения, предоставили необходимую терапию 26,3% пациентов и провели профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку в 88,8% случаев беременности.

Недостаточную обследованность населения сегодня в правительстве объясняют низкой мотивацией большей части ВИЧ-инфицированных — потребителей инъекционных наркотиков, которые не показываются врачам и не лечатся. Кроме того, отмечают чиновники, государству не хватает денег на проведение обследований и обеспечение всех нуждающихся антиретровирусной терапией.

«Правительство приняло стратегию, в которой само у себя спрашивает, даст ли оно само себе денег или нет», — замечает Покровский. Средства на реализацию стратегии должны быть выделены в рамках отдельной программы, которую следует разработать, полагает Покровский.

Как борются с ВИЧ-инфекцией за рубежом

Великобритания

В конце 2015 года Министерство здравоохранения Великобритании опубликовало стратегический план действий по сексуальному и репродуктивному здоровью и ВИЧ, рассчитанный на три года. Он расширил сферу действия предыдущего плана, ориентированного в первую очередь на мужчин-гомосексуалистов и чернокожее население, включив в него информационную работу с гетеросексуальными гражданами. Программа, стоимость которой оценивается в £2,25 млн ($2,75 млн), включает в себя увеличение масштабов тестирования на ВИЧ, пропаганду использования презервативов, продвижение здорового образа жизни и информирование целевых групп. Бюджет программы сократился по сравнению с прошлым годом на £150 тыс. ($183 тыс.), или на 6,7%.

Национальные стратегии борьбы с ВИЧ в США принимают с конца 1980-х. Последний принятый пятилетний план распространяется на срок с 2015 по 2020 год. План ставит перед государством следующие цели: количество пациентов, которые начинают получать лечение в срок до одного месяца с момента постановки диагноза, должно достигнуть не менее 85% от общего числа инфицированных, число носителей инфекции с минимальной вирусной нагрузкой должно быть не менее 80%, 90% носителей ВИЧ должны знать о своем статусе. В бюджете США 2016 года на реализацию программы предполагается потратить $33 млрд, в бюджете 2017-го — $34 млрд. С 2011 года эта сумма стабильно растет.

В Южно-Африканской Республике, являющейся лидером рейтинга стран мира по числу зарегистрированных носителей ВИЧ, в 2012 году был принят третий пятилетний Национальный стратегический план по предотвращению и лечению ВИЧ, СПИД и туберкулеза и заболеваний, передающихся половым путем. Среди целей программы предоставление по крайней мере 80% заболевших антиретровирусной терапии и сокращение на 50% новых случаев заболевания. В 2015-2016 годах на программу потратили почти 29,7 трлн африканских рандов ($2,08 млн), а в бюджет на 2016-2017 годы заложили финансирование программы в 32,2 трлн рандов ($2,26 млн).

Борьба лекарствами

Сейчас государственные меры по борьбе с ВИЧ сводятся к закупкам лекарств, профилактике передачи вируса от матери к ребенку и выявлению заразившихся. По данным Коалиции по готовности к лечению ВИЧ/СПИДа (ITPC.ru, занимается помощью ВИЧ-инфицированным), в 2014 и 2015 годах правительство выделяло на закупку препаратов для ВИЧ-инфицированных по 20 млрд руб. В этом году лекарств закупят примерно на ту же сумму, за первые девять месяцев на эти цели потрачено 18,5 млрд руб. Пока терапию для пациентов обеспечивают регионы, но с 2017 года закупки должны быть переданы на федеральный уровень. Это должно оптимизировать государственные расходы на антиретровирусную терапию, заметили в ITPC.ru. Но при сохранении текущего финансирования остановить массовое распространение ВИЧ не удастся, уверен Покровский.

Помимо выделения дополнительных денег остановить распространение ВИЧ может экономия средств на закупках препаратов, сказал РБК член ITPC.ru Григорий Вергус. Снижение цен на антиретровирусные препараты за счет импортозамещения может позволить добиться куда лучших показателей, чем те, которые обозначило правительство в стратегии, полагает он.

Импортозамещением в этом сегменте лекарств займется входящая в «Ростех» компания «Нацимбио». Генеральный директор компании Марьям Хубиева сказала РБК, что в настоящее время «Нацимбио» проводит переговоры с рядом потенциальных партнеров по вопросу локализации в России производства антиретровирусных препаратов.

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации до 2020 года и дальнейшую перспективу.

В качестве основных целевых показателей реализации Стратегии определены следующие направления:

Повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека; разработка и внедрение межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции, направленных на работу в ключевых группах населения, с привлечением к реализации этих программ социально ориентированных некоммерческих организаций;

Обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при оказании медицинской помощи и социальной поддержки лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека, включающего в том числе увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию, увеличение охвата лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией, дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, разработку и внедрение технологий социальной адаптации и реабилитации лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, а также мер их социальной поддержки;

Совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на основе научно-обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции;

Основные стратегические направления в противодействии ВИЧ-инфекции были выбраны с учетом их вклада в решение этой трудной задачи. В целях повышения доступности и увеличения охвата антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ - инфекцией, в Российской Федерации уже реализуется политика импортозамещения, используются механизмы по снижению стоимости этих препаратов, включая применение стандартизованных схем лечения, централизация закупок препаратов. Важно отметить, что реализация мероприятий, направленных на борьбу с ВИЧ-инфекцией, в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Минздрав России совместно с федеральными органами государственной власти разработает план реализации Стратегии.

Справочно:

С 2006 года в России отмечается ежегодный рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции в среднем на 10 % в год. По данным за 2015 год в стране зарегистрировано 824 706 случаев выявления в крови антител к вирусу иммунодефицита человека.

В 2015 году показатель охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения России составил 19,3 % (около 30 млн человек),
а показатель охвата лиц, заражённых вирусом иммунодефицита человека и состоящих под диспансерным наблюдением, антиретровирусной терапией - 37,3 % (216 981 человек). В стране организована работа по профилактике вертикальной передачи ВИЧ - инфекции от матери к ребенку с применением антиретровирусных препаратов. В 2015 году риск вертикальной передачи ВИЧ - инфекции в России составил около 2 %, что является высоким достижением в мировой практике.



Основные мероприятия государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (постановление Правительства РФ 294 от г) Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» Основное мероприятие 1.3. «Профилактика ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С» Ожидаемый непосредственный результат: стабилизация эпидемиологического процесса по ВИЧ-инфекции, снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом В до 0.83 случая на 100 тысяч населения Основные направления реализации: обеспечение организации и проведение работ по информированию и обучению различных групп населения средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С


Подпрограмма 2 «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации» Основное мероприятие 2.2. «Совершенствование оказания медицинской помощи, лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами В и С» Ожидаемый непосредственный результат: снижение смертности и инвалидизации по причине ВИЧ-инфекции Основные направления реализации: определение числа лиц, инфицированных ВИЧ и гепатитами В и С, нуждающихся в лечении; разработка перечня препаратов, необходимых для проведения АРВТ и лечения гепатитов В и С; обеспечение закупок и поставок антивирусных препаратов и диагностических средств для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С


Подпрограмма 4 «Охрана здоровья матери и ребенка» Основное мероприятие 4.5 «Совершенствование методов борьбы с вертикальной передачей ВИЧ-инфекции от матери к плоду» Ожидаемый непосредственный результат: уменьшение числа детей, заразившихся ВИЧ-инфекцией от ВИЧ-инфицированных матерей во время беременности, родов и послеродовый период Основные направления реализации: обеспечение всех ВИЧ- инфицированных беременных женщин антиретровирусными препаратами; информирование и обучение ВИЧ-инфицированных беременных женщин о средствах и методах химиопрофилактики ВИЧ- инфекции во время беременности, в родах и послеродовый период; индивидуальный подбор наиболее эффективных препаратов и схем химиопрофилактики для ВИЧ-инфицированных беременных женщин, получающих АРВТ; предотвращение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку при грудном вскармливании в послеродовый период; повышение ответственных ВИЧ-инфицированных беременных женщин за свое здоровье в период беременности и обеспечение раннего обращения в учреждения родовспоможения


Подпрограмма 9 «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья» Основное мероприятие 9.4 «Развитие государственной судебно-медицинской экспертной деятельности» Основные направления реализации: внедрение обязательной первичной лабораторной диагностики трупной крови на ВИЧ-инфекцию, вирусы гепатита В и С, туберкулеза в государственных судебно-экспертных учреждениях


Индикаторы показатель Доля лиц, инфицированных ВИЧ, состоящих на Д учете, от числа выявленных 7567,572,273,474,274,87575,2 Доля лиц, инфицированных ВИЧ, получающих АРВТ, от числа лиц, состоящих на Д учете,329,529,7 29,8 Охват пар «мать-дитя» химиопрофилактикой ВИЧ в соответствии с действующими стандартами 85,185,385,585,685,785,885,9


Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на годы" определены основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.


Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С, туберкулеза и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения. Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях. Расширение профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции и СПИДа, включая обязательное дородовое обследование беременных женщин независимо от наличия у них регистрации по месту жительства и гражданства, бесплатное обеспечение кормящих ВИЧ-инфицированных матерей молочными смесями для кормления ребенка, с привлечением средств, предусмотренных для реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". Законодательное закрепление сокращения до трех - шести месяцев срока установления ВИЧ-статуса ребенка, рожденного ВИЧ-положительными и больными СПИДом матерями. Включение показателей профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции в статистическую отчетность службы охраны материнства и детства в качестве целевого индикатора эффективности ее деятельности. Разработка государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ- инфекции в Российской Федерации. Искоренение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, появление поколений, родившихся без ВИЧ-инфекции.



Стратегия противодействия распространению заболевания, вызываемого ВИЧ в РФ на годы Цель стратегии- остановить развитие эпидемии и снизить социально- экономический ущерб, наносимый обществу, в связи с заболеванием, вызванного ВИЧ Основные приоритеты: Предотвращение новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией; Обеспечение всеобщего охвата качественной, доступной первичной и специализированной медицинской помощью людей, живущих с ВИЧ(в том числе, и наркологической) и контактных с ними лиц; Искоренение передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, снижение детской и материнской смертности и инвалидизации; Снижение стигмы и дискриминации людей, затронутых и уязвимых к ВИЧ; Совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения лечебно-диагностической и профилактической деятельности Совершенствование системы мониторинга системы мер, реализуемых в части противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции.


Мероприятия по усилению противодействия эпидемии ВИЧ Реализация всех программ противодействия ВИЧ/СПИД с соответствии с принятыми национальными обязательствами; Поддержка необходимого уровня финансирования для обеспечения устойчивости и расширения программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией; Активизация усилий по обеспечению эффективного, равного, устойчивого, всеобщего доступа к профилактике, лечению и уходу при ВИЧ/СПИДе; Разработка и расширение специальных программ, направленных на профилактику ВИЧ, с учетом потребностей наиболее уязвимых групп населения; Расширение охвата тестированием уязвимых групп; Совершенствование программ профилактики ВИЧ среди наркопотребителей; Улучшение доступа к программам профилактики полового пути передачи ВИЧ, а также программам сексуального и репродуктивного здоровья;


Европейский план действий по ВИЧ/СПИД на гг. Уменьшить уязвимость и устранить структурные барьеры на пути доступа к услугам Создавать надежные и устойчивые системы Улучшить результаты в отношении здоровья в целом за счет мер противодействия ВИЧ Оптимизировать профилактику, диагностику, лечение и помощь, связанные с ВИЧ Цели: незамедлительно остановить и обратить вспять распространение ВИЧ; достичь универсального доступа к комплексным профилактике, лечению, помощи и поддержке при ВИЧ; внести вклад в достижение целевых показателей


1. Оптимизировать профилактику, диагностику, лечение и помощь, связанные с ВИЧ Расширение тестирование на ВИЧ и консультирования Предупреждение передачи ВИЧ при потреблении инъекционных наркотиков Сокращение передачи ВИЧ половым путем (в том числе среди мужчин, практикующих секс с мужчинами, и секс- работников) Устранение передачи ВИЧ от матери ребенку Обеспечение всеобщего доступа к лечению и помощи при ВИЧ-инфекции для: – предоставления медицинской и других видов помощи – ограничения передачи ВИЧ Устранение передачи ВИЧ в учреждениях здравоохранения Eвропейский план действий по ВИЧ/СПИДу 1.1 Тестирование на ВИЧ и консультирование - Целевой показатель на 2015 г. Более 90% представителей ключевых групп повышенного риска, 95% беременных женщин и младенцев, имевших контакт с ВИЧ, должны проходить тестирование и знать свои результаты. 1.2 Передача ВИЧ при потреблении инъекционных наркотиков - Целевой показатель на 2015 г. Уменьшить число новых случаев инфицирования при потреблении инъекционных наркотиков на 50%. 1.3 Передача ВИЧ половым путем - Целевой показатель для Европейского региона ВОЗ на 2015 г. Сократить число новых случаев передачи ВИЧ-инфекции половым путем на 50%, в том числе среди МСМ, в контексте секс-бизнеса и среди мигрантов. 1.4 Передача ВИЧ от матери ребенку - Целевой показатель на 2015 г. Снизить уровень вертикальной передачи до


2. Улучшить результаты в отношении здоровья в целом за счет мер противодействия ВИЧ туберкулез наркозависимость сексуальное и репродуктивное здоровье здоровье матерей, детей и подростков вирусный гепатит неинфекционные и хронические болезни ВИЧ влияет на борьбу с другими заболеваниями и нарушениями и на результаты в отношении здоровья Eвропейский план действий по ВИЧ/СПИДу 2.1 Программы по борьбе с ТБ - Целевой показатель для Европейского региона ВОЗ на 2015 г. Уменьшить число смертей от ТБ среди людей, живущих с ВИЧ, на 50% 2.2 Программы по лечению наркотической зависимости. Большинство государств-членов должны интегрировать комплексный набор вмешательств по снижению вреда, включающих профилактику, лечение, помощь и поддержку в связи с ВИЧ и другие услуги, во все программы для ПИН. 2.3 Программы по охране сексуального и репродуктивного здоровья - Целевой показатель 2015 г. В большинстве государств-членов более 60% учреждений по охране сексуального и репродуктивного здоровья должны иметь связи со ВИЧ-службами или предлагать соответствующие услуги. 2.4 Программы по охране здоровья матерей, новорожденных, детей и подростков – Целевой показатель на 2015 г. -В большинстве государств-членов более 60% учреждений, предоставляющих услуги по охране здоровья матерей, новорожденных, детей и подростков, должны иметь связи с ВИЧ-службами или сами предлагать соответствующие услуги. 2.5 Программы по борьбе с вирусными гепатитами - Целевой показатель на 2015 г. Сократить бремя коинфекции ВИЧ и вирусных гепатитов на 50%. 2.6 Программы по борьбе с неинфекционными и хроническими заболеваниям – Целевой показатель на 2015 г. - 80% людей, живущих с ВИЧ, больных неинфекционными и хроническими заболеваниями, должны получать качественное лечение.




Цель 1. Сократить передачу ВИЧ половым путем на 50% до 2015 г. Общее население Процент молодых женщин, мужчин в возрасте лет, которые правильно указывают способы профилактики передачи ВИЧ половым путем в тоже время отвергают основные неверные представления о передаче ВИЧ. Процент молодых женщин, мужчин в возрасте лет, у которых были половые контакты в возрасте до 15 лет. Процент взрослых в возрасте лет. У которых были половые контакты более чем с одним партнером за последние 12 месяцев. Процент взрослых в возрасте лет. У которых были половые контакты более чем с одним партнером за последние 12 месяцев и которые оказали на использование презерватива во время последнего полового контакта. Процент мужчин и женщин в возрасте лет, которые прошли тестирование на ВИЧ за последние 12 месяцев и знают свои результаты.


Распространенность ВИЧ-инфекции среди населения. Распространенность ВИЧ-инфекции среди молодых людей в возрасте года. Распространенность ВИЧ-инфекции среди населения в возрасте лет. Распространенность ВИЧ-инфекции среди беременных женщин. Распространенность ВИЧ-инфекции среди мужчин в возрасте лет. КСР Процент работников секс-бизнеса, охваченных программами профилактики ВИЧ-инфекции Процент КСР, указавших на использование презерватива во время контактов с последним клиентом Процент КСР, которые прошли тестирование на ВИЧ за последние 12 месяцев и знают свои результаты Распространенность ВИЧ-инфекции среди работников секс- бизнеса.


МСМ Процент МСМ, которые охвачены программами профилактики ВИЧ Процент мужчин, указавших на использование презерватива во время последнего анального секса с партнером- мужчиной Процент мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами, которые прошли тестирование на ВИЧ за последние 12 месяцев и знают свои результаты Распространенность ВИЧ-инфекции среди МСМ.


Цель 2. Сократить передачу ВИЧ вследствие потребления инъекционных наркотиков на 50% до 2015 г Число шприцев, распространенных в рамках программ по обмену игл и шприцев на одно лицо, потребляющее инъекционные наркотики, в год Процент ПИН, которые указали на использование презерватива во время последнего полового акта Процент ПИН, которые указали на пользование стерильным инъекционным инструментарием во время последнего употребления инъекционных наркотиков Процент ПИН, которые прошли тестирование на ВИЧ за последние 12 месяцев и знают свои результаты Распространенность ВИЧ-инфекции среди ПИН.


Цель 3. Искоренить передачу ВИЧ от матери ребенку до 2015 г. и значительно сократить материнскую смертность вследствие СПИДа Процент ВИЧ-инфицированных беременных женщин, получающих антиретровирусные препараты для снижения риска передачи ВИЧ от матери ребенку Процент ВИЧ-инфицированных беременных женщин, получающих антиретровирусные препараты для снижения риска передачи ВИЧ от матери ребенку во время беременности Процент ВИЧ-инфицированных беременных женщин, получающих антиретровирусные препараты для снижения риска передачи ВИЧ от матери ребенку во время родов Процент детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, получающих антиретровирусные препараты для предотвращения передачи вируса от матери к ребенку Процент пар мать-ребенок, которые получили полную трехэтапную химиопропрофилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку (во время беременности, в родах и новорожденному), включая три и более АРВ препарата во время беременности.


3.2. Процент детей, рожденных ВИЧ- инфицированными женщинами, прошедших определение ДНК или РНК ВИЧ методами молекулярной диагностики в течение первых двух месяцев со дня рождения Вероятность передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.


Достижения в сфере противодействия ВИЧ-инфекции (итоговое заявления Четвертой конференции по ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии, май 2014 г) Значительно расширен доступ к АРВТ и усовершенствованы механизмы закупок и предоставления препаратов для лечения ВИЧ; Достигнут больший охват программами профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку; Расширяется спектр программ, направленных на оказание социальной помощи и поддержки людей, живущих с ВИЧ; Поступательно развивается межведомственное и межсекторальное сотрудничество в данной сфере; Получены новые данные об эпидемиологической и экономической эффективности профилактических мероприятий среди уязвимых групп населения.


Что надо сделать? Разработка и внедрение эффективных программ профилактики профессионального заражения ВИЧ-инфекцией и инфекционной безопасности; Совершенствование и развитие системы оказания педиатрической помощи при ВИЧ-инфекции; Разработка мер, обеспечивающих защиту прав и свобод женщин и девочек, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции; Совершенствование системы АРВП и диагностикумами всех нуждающихся; Разработка и внедрение комплекса мер, направленных на достижение лекарственной независимости; Интегрированный подход к профилактике и лечение ко-инфекций туберкулеза и гепатита С у людей, живущих ВИЧ; Усиление межсекторального взаимодействия; Защита населения от недостоверной и антинаучной информации, в том числе от информации, которая отрицает существование ВИЧ и эффективность АРВТ.




Close