К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан) Координаты : 42°03′10″ с. ш. 48°16′30″ в. д.  /  42.05278° с. ш. 48.27500° в. д.  / 42.05278; 48.27500 (G) (Я)

Дербентская крепость - часть грандиозной оборонительной системы, защищавшей народы Закавказья и Передней Азии от нашествий кочевников с севера. Система включала в себя городские стены, цитадель (см. Нарын-кала), морские стены и Горную стену Даг-бары.

Первое упоминание Каспийских ворот - наиболее древнего названия Дербента - относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский (VI в. до н. э.).

Напишите отзыв о статье "Дербентская крепость"

Примечания

Ссылки

  • www.archaeology.ru/Download/Artamonov/Artamonov_1946_Drevny_Derbent.pdf

Отрывок, характеризующий Дербентская крепость

Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.

Основан в 438 г. как крепссть, охраняющая проход между Кавказскими горами (Табасаранский хребет) и Каспийским мо рем, находящийся на пути между Европой и Передней Азией, что и отражено в его названии: иран. дербекд "горный проход, ущелье; застава, крепость" .

Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

Дербе́нт

город в Дагестане , в 131 км к ЮВ. от Махачкалы, на берегу Каспийского моря (т.н. Дербентский проход, или Каспийские ворота). 101 тыс. жителей (2002). Известен с VIII в. до н.э.; персидская крепость с 438 г. н.э. В VI в. сооружена цитадель Нарын-Калас с двумя крепостными стенами (от гор до моря), которые должны были преграждать путь кочевникам в Закавказье. С 1747 г. центр Дербентского ханства, с 1806 г. в составе России. В 1898–99 гг. через город прошла ж. д. на Баку. Состоит из двух частей: старой верхней (Магали) с узкими кривыми улочками и тупиками; новой нижней с прямоугольной планировкой улиц и застройкой XIX–XX вв., широкими бульварами. Крепость Нарын-Кала с Джума-мечетью (XIII в.), медресе (XV в.), минарет-мечетью (XIII в.), Кырхляр-мечетью (XVII в.), Чертебе-мечетью (XVIII в.). В ниж. ч. – армяно-григорианская церковь (1860), здания пассажа и вокзала (начало XX в.). Лезгинский театр, краеведческий музей. Маш-ние, шерстопрядильные и ковровые ф-ки; конс., коньячный и мясной комбинаты. Аэропорт (на сев. окраине). Здесь жили писатель А. А. Бестужев-Марлинский, хирург Н. И. Пирогов.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Дербент

Дербент - город в Дагестан е, расположен на берегу Каспийского моря, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Территория города замыкает собой узкую береговую полосу, известную под названием Дербентского прохода или Каспийских ворот. Отсюда происходит и название города, которое в переводе с фарси означает «запертые ворота». Население города - 94,2 тыс. человек (2001).
Дербент основан в 438 году. В 1796 году он был завоеван русскими войсками, а в 1813 году окончательно присоединен к России. В старину городская застройка была расположена только внутри стен, а приморская часть долгое время не была заселена. В части, прилегающей к горам, была сооружена цитадель. Дошедшие до наших времен стены огораживают центральную часть Дербента, где сохранилось немало памятников старины. У восточной стены располагался город албанского (античного), сасанидского и арабского времен. Здесь располагался сасанидский дворец 6-7 веков. Внизу северо-западной стены был город домонгольских времен, вверху - 14-17 веков. Среди достопримечательностей города: руины дворцовых сооружений дербентского хана, «каменный мешок» для ханских узников, бани (17 в.), гауптвахта (1828). До наших времен дошли и крепостные стены Дербента с башнями и воротами: ворота Кырхляр-Капы в северной стене (6-13 вв.) и Орта-Капы в нижней стене (возведены в 6 в., неоднократно перестраивались).
Старая часть города, примыкающая к цитадели, представляет собой мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады одно-двухэтажных домов, с мечетями, водоразборными фонтанами и банями. Здесь расположен комплекс Джума-мечети, состоящей из мечети (8 в.), медресе (15-19 вв.) и трех арочных ворот (17-19 вв.), а также Кырхляр-мечеть (17 в.), Минарет-мечеть (18 в., частично перестроена в 19 в.) с единственным в Дербенте полуразрушенным минаретом (19 в.) и Чертебе-мечеть (18-19 вв.).
Близ кладбища Кырхляр в северной части города находится бывший Ханский мавзолей (1787-1788), бани (17-18 вв.), подземные цистерны (17 - начало 19 в.) и остатки караван-сарая (17-18 вв.). В нижней, новой части города, сохранились постройки 19 - начала 20 века: здание железнодорожного вокзала и пассаж. Там же находится армянский храм, сооруженный в 18 веке, ныне - музей изобразительного искусства.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Дербент" в других словарях:

    ДЕРБЕНТ, город в Дагестане, порт на Каспийском море. Ж. д. станция. 91,1 тыс. жителей (1998). Заводы: Электросигнал, шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий, историко… … Русская история

    Город в Российской Федерации, Дагестан, порт на Каспийском м. Железнодорожная станция. 82 тыс. жителей (1992). Заводы: Электросигнал, шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (турец.). Место жительства особой стражи, которая охраняет полицейский порядок и преследует разбойников. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дербент (значения). Город Дербент Герб … Википедия

    - (от перс. дер дверь и бонд преграда) город в Дагестанской АССР. Расположен на побережье Каспийского моря. Порт. Ж. д. станция на линии Махачкала Баку. 59 тыс. жителей в 1971 (14,6 тыс. жителей в 1897, 34,1 тыс. в 1939 и 47,3 тыс. в 1959) … Большая советская энциклопедия

    Город в России, Дагестан, порт на Каспийском море. Железнодорожная станция. 91,1 тыс. жителей (1998). Заводы: «Электросигнал», шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий, историко… … Энциклопедический словарь

    Город, районный ц. Дагестанской АССР, расположен на побережье Каспийского м., ж. д. станция. В 1961 61 т. ж. (с поселком Огни) (в 1824 11 т.ж., в 1897 13.8 т. ж., в 1914 20 т. ж., в 1939 34 т. ж., в 1959 47 т. ж.). Крепость Д., запиравшая узкий… … Советская историческая энциклопедия

    Город на Каспийском море, др. русск. Дербенть, откуда др. русск. море Дербеньское Каспийское море (Афан. Никит. 10). Из нов. перс. Derbend Дербент от derbend запор, замок, т. е. местность, господствующая над тесниной между Кавказскими горами и… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Дербент - город, второй по величине в Дагестане, в переводе с персидского языка дословно означает «узел», «связь», «запор ворот». Город расположен на западном побережье Каспийского моря. Дербент был известен многим народам под различными названиями,… … Топонимический словарь Кавказа

Книги

  • Гибель "Орла" . Танкер" Дербент" (DVD) , Файнциммер Александр , Журавлев Василий , Гибель Орла. Танкер "Дербент" Художественный кинофильм 1940 г., 161 мин., СССР. Кинокомпании: Одесская киностудия художественных фильмов, Союздетфильм В ролях: Василий Меркурьев, Ефим… Категория: Драма Серия: СССР Художественный фильм Издатель: Восток-Видео ,
  • Танкер "Дербент" . Инженер , Юрий Крымов , В книгу вошли две повести Юрия Крымова - "Танкер "Дербент"" и "Инженер" . "Танкер "Дербент" - наиболее известное произведение писателя, в котором он отразил трудовой энтузиазм рабочих,… Категория:

Краткая история Дербента

Дербент, а точнее Дарбанд, что в переводе с персидского языка дословно означает «узел, связь, запор ворот». Мусульмане 1400 лет назад этот город назвали Бабуль Абваб («Врата ворот») – это город с загадочным именем и богатой историей, который по преданию основал Пророк Ибраhим (а.с.).

В исторических книгах как «Дербенд-наме», Гюлистан-и Ирам и т.д. говорится, что по указанию Ангела Джабраила (а.с.) в этом месте построил стену и крепостной вал Искендер Зуль Кьарнайн (Александр Македонский), один край стены Искендера доходил до Черного моря. В народе она и поныне называется Седди Искендер (Александрова преграда). В Коране сказано: «А когда он (Зуль Кьарнайн) дошёл до заката солнца, то увидел, что оно закатывается в источник зловонный и нашёл около него людей. Потом он следовал по пути. А когда дошёл он до восхода солнца, то нашёл, что оно восходит над людьми, для которых мы не сделали от него никакой завесы. Они сказали: «О, Зуль Карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие на земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ими преграду?». Он сказал: «То, в чём укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне кусков железа». А когда он сравнял между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!». А когда он превратил его в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это раскалённый металл». И не могли они взобраться на это (преграду) и не могли пробить в ней отверстие». 83-97

Воздвигнутой преградой является Дербендская стена, на которую было употреблено много железа. Дербент и теперь еще называется Демир-Капу (Железные ворота). Два противостоящие предмета есть Каспийское море и горы, или же два моря - Каспийское и Черное.

Судьба этого города необычна и удивительна: возникнув в глубокой древности, он просуществовал до наших дней, сохранив свой древний облик несмотря на бесчисленные штурмы и разрушения, свое название - хотя каждый народ именовал эти «ворота» по-своему (только в письменных источниках их зафиксировано более двадцати), свою самобытную культуру - хотя здесь соприкасались и трансформировались культуры многих эпох и народов.

Трудно найти другой такой город, который бы знал столько нашествий и бурных исторических событий, столько раз служил яблоком раздора и ареной кровопролитной борьбы, переходил из рук в руки, попадал под власть завоевателей и вновь добивался независимости, переживал подъемы и упадки, расцветы и запустения. На него претендовал Рим и Парфия, Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, Сельджукское государство и Золотая Орда, держава Сефевидов и султанская Турция.

Бабуль Абваб являлся центром мусульманской культуры и важнейшим военно-стратегическим пунктом Халифата на его северных границах. Бабуль Абваб мощью своих стен надежно запирал узкий Дербентский проход, защищая страну от набегов хазар, алан и других неверующих. Он был также известен как один из самых важных морских портов Каспия и крупнейший суфийский центр. В этом городе во все времена царила вера и любовь среди народов.

Очень много описаний и сказаний о приходе религии ислам в город Бабуль Абваб.

Историк Ибн-Кесир в «Истории начала и конца» пишет, что проникновение ислама в Дагестанские окраины началось по одному рассказу в правление "Умара Ибн Хаттаба (р.а.) в 643 году или же в 22 году по хиджре, а по другому рассказу в правление "Усмана Ибн Аффана (р.а.) в 32 году по хиджре.

В «Дербенд-наме» сказано, что многие приближённые Пророка Мухаммада (с.а.в.) слышали от него, что Бабуль Абваб благословенная и святая земля и от сохранения которого зависит спокойствие всего юга, и что тот, кто только подвизается для его защиты, тот приобретает благословение Всевышнего.

Также в исторических книгах передаются следующие два хадиса, которые впрочем согласно условиям науки по хадисам не являются достоверными, т.к. этих хадисов нет в признанных и авторитетных источниках, поэтому нельзя быть уверенным что эти слова принадлежат Пророку (с.а.в.с.).

От Анаса Бин Малика передается, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Откроется для вас скрытое, откроется город, название ему Бабуль Абваб, кто проживёт там 40 дней и 40 ночей, простит Аллаh его грехи прежние, и если он умрёт в этом городе, как будто бы умрёт на Вратах Рая, и прибывание там лучше, чем постоянное поломничество».

От Ибн "Аббаса р.а. передается, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Откроется из моей уммы город страны Хазар, название ему Бабуль Абваб, находится этот город между большими стенами, план которого начертил ангел Джибриль, а основу крепости положил Зулькьарнайн.

В хадисе, из книги Имама Рафи’и "Файдуль кьадир" передаётся, что Пророк (с.а.в) сказал: «Делайте газават на Кьазвин (Дагестан), поистине это из самых высоких Ворот Рая».

В комментарии к хадису Имам Рафи"и (р.) пишет, что поистине это место баракатное и святое и оно в ахирате станет самым достойным местом в Раю, оно не достойно быть местом для неверных".

В соответствии с этим преданием в 41 году хиджры (664) Салман ибн Раби"а ал-Бахили (р.а.), из числа приближенных Пророка (с.а.в.), с 4000 отборного войска двинулся К Дербенту, которым в то время владели хазары, намереваясь осуществить джихад. Пять дней продолжалось сражение без перевеса ни в ту, ни в другую сторону; на шестой день предводитель хазар объявил войску, что если кто-либо из них возвратится из битвы без успеха, то он сам убьет его. Со своей стороны мусульмане тоже решились умереть на месте. Салман ибн Раби"а (р.а.) с сорока воинами, обрекшими себя на смерть, бросился вперед. Завязалась упорнейшая битва и несколько десятков тысяч хазаров погибло, но и Салман ибн Раби"а со своими 40 товарищами, обрекшимися на смерть, пали на месте. Могилы их, называющиеся Кырхляр (Сорок мучеников) находятся к северу от Дербента и теперь являются местом поломничества верующих.

После этих событий в Дагестан прибыл Шейх Абу –Муслим (р.а.), правнук Пророка Мухаммада (с.а.в.), который распространил религию ислам в Дагестане. Когда Абу- Муслим укрепился в Дагестане, он построил десять мечетей в разных уголках Южного Дагестана.

Возрождение

Начало создания религиозной организации «Бабуль Абваб» в первую очередь связано с именем уважаемого шейха Сиражутдин Эфенди аль-Хурики.

Уже в 1992 году устаз с помощью ректора исламского института имени имама Шафии шейха Муртузали-Хаджи Карачаева добился открытия филиала в селе Хурик. В первые годы после открытия института учителя и ученики испытали немало трудностей: тесноту, отсутствие приспособленных помещений, нехватку учебников и др. В последующие годы для института, ученики Шейха с омовением и зикром, построили более благоустроенное здание, его обеспечили всем необходимым для ведения учебного процесса. Конечно, для всего этого потребовалось немало усилий и средств.

Ещё перед созданием организации «Бабуль Абваб» сопровождалось много трудностей, и первая попытка была сделана в городе Дербент, где в 1996 году администрация выделила помещение около северной автостанции и городского рынка для проведения исламских занятий. Это была первая попытка создать исламский цент в городе и во всём Южном Дагестане и вернуть общество к вере и исламским ценностям, которые потеряли во времена коммунистического режима. В 1997 году выделили участок для строительства мечети, где в том же году и начали его строительство. Мечеть назвали в честь старого названия города Дербент «Бабуль Абваб» и на этом же самом месте учредил общественно-религиозную организацию «Бабуль Абваб». В строительстве участвовали в основном мюриды Шейха Сиражутдин Эфенди аль-Хурики, которые одновременно с учёбой строили мечеть.

В результате строительства исламского центра выросли специалисты многих профессий, такие как учителя арабского и исламских наук, жестянщики, столяры, сварщики, штукатурщики, шпаклевщики, каменщики, электрики и т.д. В 1998 году была официально создана религиозная организация «Бабуль Абваб». В 1999 году при мечети «Бабуль Абваб» открыли филиал Исламского Университета Республики Дагестан им. Имама Шафии. И на основании этого филиала в 2007 году открыли самостоятельное исламское заведение, первый в Южном Дагестане Исламский Университет им. Абдулла Эфенди.

Здание университета каждый раз при необходимости расширяется и возводится дополнительный этаж. Все работы здесь совершаются при участии учителей, учеников и добровольцев со стороны, которые приходили помочь ради Аллаха. Вся эта помощь, оказывалась, из-за уважения к устазу Сиражудин Эфенди аль-Хурики, желания помочь ему в его благородных устремлениях. Все работы контролировал сам шейх Сиражудин Эфенди аль-Хурики.

На сегодняшний день - это центр, в который входят мечеть для богослужения, вместимостью до 1200 человек, исламский университет, с компьютерным классом и медресе. В университете учатся более 150 учеников и учениц на очном, заочном и индивидуальном обучении, с трёхразовым бесплатным питанием и общежитием для приезжих. Имеются цеха – столярный, жестяной, авторемонтно – сварочный, швейный, автомойка, для получения студентами, кроме религиозного образования ещё, и средне – специального, с получением прикладной профессии. На территории большой актовый зал, для проведения конференций, собраний, встреч и свадеб, а также спортзал, где работают секции по дзюдо, вольной борьбе и боксу.

Те, кто учились и работали в этом центре, теперь являются председателями имамов районов Южного Дагестана, обычными имамами и муэдзинами мечетей в селениях и городах Южного Дагестана.

К мастерам, которые живут в организации часто приходят люди со своими заказами. В свободное от строительства время они помогают населению. Для одиноких есть общежитие, здесь организовано и питание.

С помощью этой организации многие люди обрели истинную веру и заняли достойное место в обществе. Мечеть и организация при ней помогают обездоленным найти своё место в обществе, заботятся о сиротах, одиноких, беспомощных стариках. Повседневное её функционирование демонстрирует единственно верный путь преодоления отрицательных тенденций в развитии общества

Организация занимается и вопросами обеспечения учителей и специалистов исламского центра, жильём. Раньше за зданием организации был пустырь, где располагались гаражи. Теперь эта территория в распоряжении организации. Гаражи были куплены семейными студентами университета и на месте гаражей строили дома для проживания рядом с организацией. В настоящее время в наших домах проживают более тридцати семей.

Религиозная организация делает большой вклад в общественной жизни для сохранения межконфессионального и межнационального мира и согласия в Республике Дагестан, и этим служит укреплению государства, а также укреплению веры в нашего Создателя. За эти старания община мусульман «Бабуль Абваб» была многократно награждена благодарственными грамотами.

Организация «Бабуль – Абваб», созданная для формирования и воспитания человеческой души, для нравственно - духовного воспитания молодежи, как мы видим, на сегодняшний день оберегает, приумножает и сохраняет традиционный ислам. Удовлетворяет духовные потребности каждого человека, укрепляет культурно – нравственные устои всего общества, приобщая те новые, молодые кадры к участию во всех общественных и культурных мероприятиях организованных государственными, общественными и религиозными организациями нашей многоконфессиональной страны, и которая на сегодняшний день стала кузницей по подготовке духовных кадров традиционного ислама для всего Дагестана.

Также в университете уделяется большое внимание обучению и формированию вопроса отношения мужа и жены в семье, воспитания и поведения верующего человека во всех слоях общества и с представителями различных конфессий, а также разъяснению норм шариата на современном этапе развития нашего общества.

Организацией с 2005 г. выпускается ежемесячная газета «Ислам в Южном Дагестане», которая дополняет ту большую работу формирования и развития духовного человека в наше непростое время.

С 2011 г. начала выходить общественно – духовная газета « НАСЛЕДИЕ», цель которой показать совместную работу религиозных организаций, исламских и светских учебных заведений, общественных и молодежных организаций, советов имамов и глав администраций.

Студенты университета активно участвуют и в дискуссиях во всемирной информационной сети – интернет. Официальные свои два сайта, личные блоги и регистрация в социальных сайтах - и это только начало.

При центре, также открыта и туристическая фирма «Дербент – Тур», которая занимается вопросами хаджа, религиозного туризма и халял туров.

В университете обучаются студенты с районов и городов Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Северного Азербайджана, и с разных регионов России.

Начиная с 1999 года каждый год, ради объединения мусульман, ради распространения традиционного ислама, как религии мира, добра и для укрепления гражданского согласия в республике, исламский просветительский центр «Бабуль Абваб», в день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, проводит всереспубликанский мавлид, куда приезжают гости со всей России, ближнего и дальнего зарубежья.

Духовным наставником мусульман шейхом Сиражудин Эфенди аль Хурики и его школой отреставрированы и восстановлены десятки старых разрушенных мечетей и построены много новых мечетей в разных уголках Южного Дагестана. Устаз всегда был в курсе того, как идут дела на стройках новых мечетей, как ремонтируются старые, постоянно лично посещал объекты, следил за работой мастеров, знал, на каком объекте возникала нужда в стройматериалах, где нужен цемент, где не хватает досок, где исчерпаны запасы песка. И он поспевал обеспечить необходимыми материалами все стройки.

Опубликовано: Ноябрь 2, 2015

Дербент: «Ворота ворот»

Если бы не присоединение Крыма к России, где расположен город Керчь, то Дербент так и оставался бы самым древним российским городом.

За тысячу лет Дербент всего лишь четыре раза был захвачен врагом

О нём упоминал Геродот в 5-м веке до нашей эры, причём как о поселении с довольно давней историей. Такая осведомлённость о прикаспийских областях объясняется тем, что Дербент располагается в самом узком месте Большого Кавказского прохода - равнинного пути из Южного Кавказа в Северный вдоль морского побережья. Эта дорога была частью Великого шёлкового пути, а её значение для региона переоценить вообще невозможно. Важное стратегическое положение и предопределило бурную историю Дербента.

«Ворота на замке» - так примерно можно перевести название «Дербент» (Дарбанд, Дарубанди) с тюркских языков. По-арабски же его название звучало так: Баб-аль-Абваб (аль-Баб), что означало Главные (Большие) ворота, или Ворота ворот. Называли его так по причине роли, которую играл Дербент в геополитике раннего Средневековья, являясь важнейшим стратегическим пунктом на торговых путях из Европы в Азию.

Яблоко раздора

В этом месте люди селились ещё в 4-м тысячелетии до нашей эры, о чём свидетельствуют остатки многочисленных стоянок и примитивных земляных укреплений. Долгое время Дербент сохранял при всей своей важности относительную независимость. Население его всегда было пёстрым: за городскими стенами уживались представители разных народов и религий.

Примерно во 2-м веке до нашей эры здесь была построена первая крепость. Сделали это правители державы Селевкидов, пожелавшие взять под контроль важный перекрёсток дорог. Они возвели каменную цитадель, которая до наших дней не сохранилась. Следующими хозяевами Дербента стали римляне, перестроившие крепость на свой лад. С 1-го века городом и крепостью владели массагеты. Они традиционно вели кочевой образ жизни, а потому цитадель пришла в упадок.

В начале 4-го века массагеты были покорены Великой Албанией - довольно мощной державой, принявшей христианство и ведшей бесконечные войны с соседями на религиозной почве. Естественно, Дербент был сильно укреплён, что позволило сто с лишним лет выдерживать нападения гуннов, хазар и персов. Но в конце концов Сасанидский Иран добился своего, установив контроль над побережьем Каспия.

С этого времени началась новая жизнь Дербента. Несколько правителей из династии Сасанидов неустанно строили и обновляли защитные сооружения города, стоявшего на важнейшем направлении. Начал масштабные работы хан Кавад, а завершал через 31 год его преемник - Хосров Ануширван. Именно он дал городу современное название (в переводе с персидского оно звучит несколько иначе - Дербенд, или «узел дорог»), и именно при Хосрове цитадель начала принимать вид, близкий к современному. Сырцовая кладка была заменена каменной, была построена двойная стена, перекрывающая каспийские ворота в Дербенте.

Всего при двух шахах было построено около двух с половиной сотен километров фортификационных сооружений, о чём современники говорили далеко за пределами персидских владений. Визирь Хосрова подсчитал, что на строительство Дербентской крепости ушла дань со всех вассальных княжеств за двадцать лет. Зато кавказские ворота империи до поры до времени были на замке.

Город-коридор

По замыслу Кавада и Хосрова, воплощенному в камне, дербентская крепость должна была включать в себя не только цитадель Нарын-Кале («Солнечная крепость»), но и две длинные городские стены, охватывавшие всё поселение, перекрывавшие всю ширину долины и уходившие на 500 метров в море. Кстати, ещё одним плюсом такого замысла стало наличие полностью защищённого порта. Не совсем ясно, какой они были толщины и высоты, так как от городских стен мало что осталось уже к петровским временам.

Зато цитадель не только уцелела, но и прекрасно сохранилась. Она занимает большую территорию - около 4,5 гектара и опоясана стенами длиной 3600 метров. Располагалась цитадель у подножия горного хребта, лишая противника возможности совершить обходной манёвр. Высота стен по большей части составляет десять метров, но кое-где (в основном, в месте соприкосновения со скальным массивом) достигает сорока, пятидесяти, а в одном месте семидесяти метров.

Со стороны гор цитадель прикрывает Горная стена, или Даг-Бары, уходящая на 70 километров в глубь Кавказского хребта. Она состоит из нескольких десятков башен, фортов и полуфортов и сложена из идеально подогнанных друг к другу камней.

Таким образом, оборонительные сооружения Дербента состояли из трёх частей: городских стен, цитадели Нарын-Кале и Горной стены. Все они были увязаны в единый фортификационный комплекс, но могли функционировать и поодиночке, что повышало шансы гарнизона на успешное сопротивление.

Мощные стены Нарын-Кале (толщиной три метра) сложены из двух рядов аккуратно обработанных каменных блоков. Верхушка стен испещрена бойницами, на всём их протяжении разбросаны внушительные башни.

Стены хранят следы многочисленных ремонтных работ и похожи на слоёный пирог. Столь же причудливо переплетаются и различные архитектурные стили, в которых оформлены верхушки укреплений. Всё же цитадель на протяжении больше чем тысячи лет в первую очередь носила оборонительную функцию, а красота её мало заботила хозяев.

Большая территория крепости позволяла каждому новому хозяину строить свой дворец, не разрушая предыдущий. Там есть постройки албанского, персидского, арабского, монгольского и более поздних периодов.

Сохранилась даже древнейшая в России христианская церковь, датированная приблизительно 4-м веком. Она по самый купол вросла в землю и уже давно переоборудована в резервуар для воды.

Вода поступала в крепость из источников на склоне горы Джалган по обнаруженным при раскопках многочисленным каменным и керамическим водоводам. Вода направлялась в несколько подземных водохранилищ и использовалась не только для питья, но и для фонтанов и даже для комплекса ханских бань. Рядом с ними располагался «каменный мешок» - местная: темница.

Впрочем, именно в системе водоснабжения крылась слабость Дербентской крепости. Со времён Кавада и до 1722 года (тогда её взял штурмом Пётр I) цитадель удавалось захватить лишь четыре раза: в 651 году арабам, в 1075 году сельджукам, в 1578 году османам и в 1668 году казакам Степана Разина. При этом каждый раз победители шли на хитрость (или подлость?) и просто засыпали яд или нечистоты в источники, из которых в цитадель поступала вода.

О южной и северной городских стенах, создававших коридор, в котором строился город, сейчас сказать почти ничего нельзя - они были разрушены практически на всем протяжении, когда город рос. Неизвестно, сколько было в них ворот и башен, но толщина и высота соответствовали параметрам цитадели.

Крепость Дербент - схема с описанием

1 - Ворота Южной стены (Кала-капы)

2 - Восточные ворота цитадели (Ханская канцелярия)

3 - Гауптвахта (с 1828 г.)

4 - Ханский дворец

5 - Ханские бани

6 - Западные ворота

7 - Ямадля узников (зиндан)

8 - Цистерна для хранения воды

Из рук в руки

Честно захватить Дербент смогли лишь тюркские орды в 626 году. После ожесточённого штурма пали городские стены, но захватчиков подвела жадность: они не стали штурмовать цитадель, а занялись грабежами и убийствами, и оказались между двух огней - подошедшее подкрепление ударило извне, а гарнизон Нарын-Кале изнутри.

В 642 году у стен Дербента появились арабы. Сасанидское войско удерживало стены и всю долину целых девять лет, пока предатель не провёл арабов к источникам, а те не отравили воду. Но завоеватели вынуждены были принять почётную капитуляцию гарнизона и ещё целых восемьдесят лет управляли Дербентом совместно с эмиром города.

В 869 году Хашим ибн Сурак отделился от арабского государства и основал свой независимый эмират. Стены и форты неизменно поддерживались в полном порядке, что позволило сохранять свободу 200 лет. Например, в 901 году Дербент отразил натиск стотысячного хазарского войска, хотя число защитников не превышало семи тысяч.

Но шло время, а вместе с ним на Дербент накатывались волны всё новых и новых завоевателей. Одних интересовал сам город, других - только проход вдоль берега моря. В 1075 году после восьми годов боёв, штурмов и осад город захватили сельджуки. Но их власть продлилась недолго - вскоре Нарын-Кале вновь стала оплотом независимого княжества.

Единственный раз Дербент открыл ворота завоевателям без боя - это было в 1395 году, когда 200-тысячное войско Тамерлана пропустили в долину Терека. Город отошёл его незначительному союзнику и практически сохранил независимость. Следующие 200 лет Дербент был важным фактором в кавказских междоусобицах, но, в конце концов, опять достался персидским шахам.

Во время турецко-персидских войн 1578-1618 годов (между прочим, они были не менее напряжёнными, чем Русско-турецкие) Дербент несколько раз переходил из рук в руки, но цитадель турки смогли взять только однажды, причём обманом. Городские стены к тому времени уже практически не существовали, так что его можно было захватить без особого сопротивления. Но Нарын-Кале продолжала оставаться крепким орешком, где гарнизон в полной изоляции мог держаться месяцами.

В 1668 году Дербент был взят и разграблен Степаном Разиным. Этот поход не стал разовой акцией - в августе 1722 года русская армия после недельной бомбардировки принудила крепость к капитуляции. После этого Дербент ещё несколько раз переходил от России к Персии и обратно, но только в результате переговоров.

Окончательно Дербент вошёл в состав России в 1813 году по Гюлистанскому мирному договору.

Журнал: Военная история, №10 - октябрь 2015 года
Рубрика: Знаменитые крепости



От: ,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Прочитайте отрывок из исторического труда и укажите имя его автора.

«Всех рабов скифы ослепляют ради молока, которое они пьют. <…> Как только надоят молока, его разливают в деревянные сосуды и, разместив вокруг сосудов слепых, взбивают молоко. Ту часть молока, которая поднимается наверх, снимают черпаком. Её считают более ценной, а молоко, осевшее вниз, считают худшим. Ради этого скифы ослепляют любого, кого возьмут в плен. Они ведь не земледельцы, а кочевники».

  1. Нестор
  2. Геродот
  3. Константин Багрянородный
  4. Плиний Старший

Задание 2

Прочитайте отрывок из работы современных историков. Укажите название города, пропущенное в тексте.

«С появлением в конце VI в. многочисленных воинственных гуннов, подчинивших себе другие племена кочевников, грабительские набеги участились. В V в. Иран начал строить на Восточном Кавказе и в Дагестане оборонительные сооружения. В VI в. в узком проходе между горами и Каспийским морем была сооружена огромная каменная оборонительная система. Она включала в себя город, названный ___________ (в переводе с персидского «узел ворот»), и укреплённую линию из стен и башен».

  1. Дербент
  2. Сарай
  3. Херсонес
  4. Искоростень

Задание 3

Прочитайте отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором рассказывает летописец.

«И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской ‒ князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его ‒ князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами».

  1. Юрий Данилович
  2. Иван Калита
  3. Дмитрий Донской
  4. Василий III

Ответ:

1 2 3
2 1 3

По 2 балла за каждый верный ответ на задания 1–3.

Всего за задания 6 баллов.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Какие из государств располагались на Пиренейском полуострове?

  1. Эдесса
  2. Кастилия
  3. Арагон
  4. Моравия
  5. Антиохия
  6. Наварра

Задание 5

Какие из исторических деятелей были современниками Ивана Калиты?

  1. Михаил Тверской
  2. Юрий Долгорукий
  3. Евпатий Коловрат
  4. Андрей Боголюбский
  5. Узбек
  6. Юрий Данилович

Задание 6

Какие из городов существовали в эпоху Древнерусского государства?

  1. Архангельск
  2. Псков
  3. Чернигов
  4. Тобольск
  5. Нижний Новгород
  6. Ладога

Ответ:

4 5 6
236 156 236

3 балла за каждый полностью верный ответ; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 9 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. Святополк Окаянный, Борис Ростовский, Ярослав Мудрый, Глеб Муромский.

7.2. Апсида, неф, закомара, купол.

Ответ:

7.1. Участники усобицы после смерти Владимира Святославича.

7.2. Элементы древнерусского храма.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Нерон, Перикл, Траян, Диоклетиан.

8.2. 1368 г., 1370 г., 1372 г., 1389 г.

Ответ:

8.1. Древнеримские императоры. Лишнее имя: Перикл – древнегреческий исторический деятель.

8.2. Даты походов князя Ольгерда на Москву. Лишняя дата: 1389 г. – год смерти Дмитрия Донского.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 9

Расположите события в хронологической последовательности.

  • А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог
  • Б) провозглашение Карла Великого императором
  • В) первая религиозная реформа князя Владимира
  • Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии
  • Д) первое упоминание о Москве в летописи
  • Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

Ответ:

Б В Д Г А Е

4 балла за полностью верную последовательность. 1 балл за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Ислам – одна из мировых религий. Он зародился в (1) в. среди (2 – название) племен, населявших (3 – название) полуостров. Главным занятием жителей полуострова было (4) .

Жители полуострова верили во многих богов. В центральной части города (5) стояло святилище (6) – прямоугольное здание, в один из углов которого был вмонтирован чёрный камень – оплавившийся метеорит, считавшийся волшебным посланием людям с небес.

Основатель ислама (7 – имя) родился в 570 г. в знатной семье. Когда ему исполнилось 40 лет, он обратился к соплеменникам с проповедью новой религии. Он говорил о едином (8) – творце мира и господине Судного дня. В дальнейшем его проповеди стали основой (9) – главной книги всех мусульман (т. е. сторонников ислама).

Поначалу его речи многими были встречены враждебно, и в 622 году он был вынужден бежать в (10) . Но постепенно новая религия привлекала всё больше последователей.

Ответ:

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 11

Рассмотрите план города и выполните задания.

11.1. Напишите название города, показанного на плане. Укажите имя легендарного основателя города, чьё имя он получил.

11.2. В какой части города, отмеченной на плане, жили купцы и ремесленники?

11.3. Укажите название обозначенного на плане города храма, который был первым каменным храмом на территории Древнерусского государства.

11.4. Назовите имя одного из легендарных братьев, в честь которого названа часть города, обозначенная на плане.

11.5. Название какой из обозначенных на плане церквей связано с первым известным нам фактом канонизации в истории России?

11.6. Расположите части города, названные по именам князей, в хронологической последовательности их возникновения.

Ответ:

11.1. Киев. Кий. (По 1 баллу за каждый из элементов.) Всего 2 балла.

11.2. Подол (2 балла).

11.3. Десятинная церковь (2 балла).

11.4. Щек (2 балла).

11.5. Церковь Бориса и Глеба (2 балла).

11.6. Город Владимира, город Ярослава, город Изяслава-Святополка. (По 1 баллу за каждый из элементов). Всего 3 балла.

Всего за задание 13 баллов.

Задание 12

Перед Вами изображения знаменитых памятников архитектуры и список событий. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите название изображённого архитектурного памятника, в третью колонку таблицы запишите название государства, в котором соответствующий памятник был сооружён, в четвёртую – цифровое обозначение события, относящегося к истории этого государства. Обратите внимание на то, что в списке представлены лишние события.

Ниже приводятся отрывки из исторических источников, повествующих о двух известных исторических событиях или непосредственно связанных с ними. Определите, о каких событиях в них идёт речь. Укажите год(-ы), когда произошло каждое из событий, и конфликтующие стороны. Назовите победившую сторону в каждом указанном Вами конфликте. Ответ внесите в таблицу.

А. «Так была взята крепость Галата, и Константинопольская гавань захвачена силой. Ратники войска были этим сильно ободрены и от души благодарили Господа, а жители города были сильно расстроены. И тогда в войске держали совет, чтобы решить, что им делать дальше: напасть ли на город с моря или с суши. Венецианцы горячо ратовали за то, чтобы установить на нефах лестницы и чтобы весь приступ производить с моря. Французы же говорили, что они не умеют воевать на море так хорошо, как венецианцы, зато, когда у них есть кони и они имеют при себе свое оружие, им сподручнее сражаться на суше. Конец совета был таков, что венецианцы пойдут на приступ с моря, а бароны и прочие ратники ‒ с суши».

Б. «Император Алексей возвратился в город, а те, кто находился в войске, отправились в свой лагерь, и они скинули оружие и снаряжение, усталые и утомленные; а потом они подкрепились немного. <…> Этой самой ночью император Алексей взял из своей сокровищницы столько, сколько мог унести, и увел с собой тех из своих людей, которые захотели уйти оттуда; так он бежал и покинул город».

А. «И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»”. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Б. «Проявили себя здесь шесть храбрых мужей.

Первый ‒ по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий ‒ Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый ‒ новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый ‒ из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный.

Шестой ‒ из слуг князя, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался».

Ответ:

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 16 баллов.

Максимум за работу 85 баллов.


Close