Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени. Стили развивались на протяжении последнего тысячелетия, последовательно сменяя друг друга. Иногда новый стиль возникал, как продолжение и развитие предшествующего, иногда становился следствием борьбы с идеями предшественника.

В отдельных случаях выделить стиль настолько сложно, что его скорее относят к категории направления. Так символизм, кубизм можно отнести, как самостоятельно сформированным стилем, так и считать их направлениями всеобъемлющего модернизма.

Каждая эпоха рождала не один художественный стиль. Изучая произведения искусства можно узнать лучше то время, в которое сформировался и господствовал тот или иной художественный стиль.

Основные направления в искусстве X - XIX веков

Романский стиль (X - XIII вв)

Готический стиль (XIII - XVI вв)

Барокко (XVI - XVIII вв)

Классицизм (XVII - XIX вв)

Сентиментализм (XVIII в)

Романтизм (XVIII - XIX вв)

Реализм (XIX в)

Основные направления в искусстве XX века

Модернизм

Символизм

Импрессионизм

Сюрреализм

Сложился в 1920-х годах прошлого века и представляет собой стиль парадоксальных форм и аллюзий, отражающий совмещение сна и реальности. В живописи сюрреализм ярко отражен в полотнах Магритт, Эрнста, Дали, Матты...

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

Бесспорно, сохранение культурного наследия человечества представляет собой одно из важнейших направлений деятельности людей, так или иначе задействованных в сфере культуры. Тем не менее, сохранение культурного наследия, по мнению автора статьи, не может являться самоцелью; культура как некий живой организм, динамическая система - подразумевает непрерывные процессы изменения и обновления. При протекании этих процессов нередко наблюдаются «узловые» моменты конфликта новаторской и охранительной тенденций. Названный конфликт принимает совершенно различные формы, от «мирной» полемики до шокирующе-эпатажных лозунгов. Каждая эпоха находит свои варианты соотношения и установления равновесия между каноничностью и экспериментальностью.

Однако, как абсолютный диктат канона, так и абсолютное его неприятие не способствуют развитию культуры в целом или отдельных её областей. В дальнейшем, при увеличении временнуго промежутка, конфликт «сглаживается», и начинаются новые процессы интеграции; после конфликта интеграция протекает иначе, на новом «витке спирали» Данные тезисы можно иллюстрировать, например, дифференциацией видов искусства после первобытного синкретизма - и позднейшим их синтезом. Подробнее об этом см. .. Эта стадия активизирует поиск в «старом» зоны «вечного», в традиции - зоны инварианта Речь идёт о «зоне», так как «старого» больше, чем «вечного», и здесь работает некий механизм отбора.. Именно эта зона выходит за рамки исключительно исторического интереса и становится если не основой, то необходимым элементом формирующихся новых систем.

Одной из таких зон вполне справедливо считать так называемые «вечные темы» в искусстве . «Вечные темы» задействуют пласты психики и мышления, не теряющие актуальности в течение всей истории человечества; нельзя, например, назвать устаревшей тему борьбы добра и зла, тему поиска истины, тему жертвы, тему любви и т.д. Под разным «углом» данные вопросы рассматривались неоднократно: достаточно вспомнить наследие К.Г. Юнга, К. Леви-Строса, Ю. Лотмана, Л. Гумилёва, и др. В любом случае, наблюдаем поиск вневременнуго инварианта - в содержательном или структурном аспекте художественного текста или сознания, в целом. Часто в качестве инварианта выступают мифологические мотивы и образы, являющиеся элементами той самой зоны «вечного» в «старом». Таким образом, формируется стабильный «золотой фонд» наиболее часто повторяющихся образов и ситуаций, вписывающихся в любой исторический контекст и любые конкретные обстоятельства. Так же, как повтор и интонационные арки служат важнейшими креплениями поэтической или музыкальной формы, «вечные темы», вероятно, несут функцию «крепёжных деталей» человеческой цивилизации.

На данном свойстве «вечных тем» основаны многие инновации современного «режиссёрского театра». Споры о необходимости и адекватности «осовременивания» шедевров двух-трёх-вековой давности не прекращаются; есть мнения, что таким образом «протягивается нить» между эпохами, есть мнения, что таким образом современное искусство демонстрирует собственное бессилие. И те, и другие мнения спорны, однако имеют неоспоримое право на существование. Но современный художник не вправе обвинить в «бедности сюжетов» свою эпоху. Повторяющиеся образы и ситуации наблюдаются повсюду, нужно только уметь их «узнавать». Например, тема самопожертвования - простирается далеко в века: это может быть миф об Ифигении, согласившейся взойти на алтарь ради победы соотечественников; может быть рассказ о поэтессе Хуане Инес де ла Крус, лечившей больных чумой и умершей от неё же; может быть рассказ о подвиге Александра Матросова; история Шаварша Карапетяна - чемпиона мира по подводному плаванию, спасшего десятки жизней при падении троллейбуса с Ереванской дамбы, ценой собственной инвалидности; может быть - достаточно прочитать ленту новостей в Яндексе - рассказ о подвиге новгородской санитарки Юлии Онуфриевой, спасшей несколько десятков жизней ценой своей. Это лишь несколько случаев из тысяч происходивших в истории, составляющих великую «вечную тему» самопожертвования Существуют мнения о кощунственности рассматривания таких случаев как «сюжета»; однако, становясь сюжетом, история обретает вечную жизнь, и это, может быть, даже важнее для сохранения памяти человечества о героях, чем возведение обелиска..

Таким образом, «вечные темы» потому и называются вечными, что обладают непреходящей актуальностью. Вместе с тем, они составляют некий понятийно-эмоциональный пласт, существующий в сознании человечества как неразрывное целое; следовательно, вместе с актуальностью темы не теряют актуальности и художественные тексты Под художественным текстом в данном случае понимается локальное образование, основанное на любом языковом коде (будь это живопись, музыка, литература, театр и т.д.)., её воплощающие. Этим, во многом, объясняется доступность для восприятия современным зрителем/слушателем художественных текстов любой эпохи. В этом случае культурное наследие различных эпох оказывается не только сохранённым, но и востребованным, органически вплетённым в целостную систему современного культурного пространства.

Понимание фонда «вечных тем» в искусстве как механизма сохранения культурного наследия предполагает работу по их систематизации, которая является необходимой, так как в настоящее время отсутствует.

Важной представляется перспективность, а не только ретроспективное значение «вечных тем». Они являются механизмом не только сохранения культурного наследия, но и приращения культурных ценностей, дальнейшего развития культуры. «Вечные темы» в искусстве служат как бы «мостиком», соединяющим прошлое, настоящее и будущее, залогом бессмертия художественных образов, человеческого творчества, да и всей культуры в целом.

В художественных произведениях неизменно запечатлеваются (по воле автора или независимо от нее) константы бытия, его фундаментальные свойства. Это прежде всего такие вселенские и природные начала (универсалии), как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет комплекс онтологических тем искусства.

Неизменно значим и необычайно богат, далее, антропологический аспект художественной тематики. Он включает в себя, во-первых, собственно духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (отчужденность и причастность, гордыня и смирение, готовность созидать или разрушать, греховность и праведность и т. п.).

Во-вторых, сферу инстинктов, связанную с душевно-телесными устремлениями человека, каковы либидо (половая сфера), жажда власти, влечение к материальным благам, престижным вещам, комфорту и т. п. В-третьих, то в людях, что определяется их полом (мужество, женственность) и возрастом (детство, юность, зрелость, старость).

И наконец, в-четвертых, это надэпохальные ситуации человеческой жизни, исторически устойчивые формы существования людей (труд и досуг, будни и праздники; конфликтные и гармонические начала реальности, мирная жизнь и войны либо революции; жизнь в своем доме и пребывание на чужбине либо странствия; гражданская деятельность и частная жизнь и т. п.). Подобные ситуации составляют сферу действий и усилий, нередко — поисков и приключений, стремлений человека к осуществлению определенных целей.

Названные (и оставшиеся неназванными) бытийные начала, приходя в искусство, составляют богатый и многоплановый комплекс вечных тем, многие из которых «архетипичны», восходят к ритуально-мифологической древности (архаике). Эта грань художественного творчества является достоянием всех стран и эпох. Она выступает либо как явный центр произведений, либо присутствует в них подспудно, а то и остается не осознаваемой авторами (мифопоэтический подтекст).

В своем обращении к вечным темам искусство оказывается сродным и близким онтологически ориентированной философии и учениям о природе человека (антропологии). Преломление в искусстве бытийных констант стало предметом пристального рассмотрения философами эпохи романтизма, а также учеными школ мифологических Гримм в Германии, Ф.И. Буслаев в России) и неомифологических. (Н. Фрай), психоаналитического искусствоведения, ориентирующегося на труды 3. Фрейда и К. Г. Юнга.

В последнее время появился ряд серьезных работ, в которых исследуется причастность мифологической архаике литературного творчества близких нам эпох (труды Г.Д. Гачева, Е.М. Мелетинского, Смирнова, В.И. Тюпы, В.Н. Топорова). Особого внимания заслуживают теоретические обобщения Д.Е. Максимова.

Констатируя огромную значимость универсалий, восходящих к архаике, для литературы всех эпох, ученый вместе с тем говорил о «мифопоэтической традиции» в литературе XIX-XX вв. как явлении невсеобъемлющем, локальном. Эта традиция, утверждает Д.Е. Максимов, тянется от Божественной комедии» Данте и поэм Мильтона к «Фаусту» Гете и мистериям Байрона; она активизируется после Вагнера, в частности в символизме.

Ученый не соглашается с широко бытующим представлением о тотальном мифологизме искусства и литературы: «Нельзя одобрить то необузданное литературоведческое фантазирование в мифологических толкованиях современных художественных произведений которым часто увлекаются серьезные и эрудированные ученые». Это суждение, на наш взгляд, совершенно справедливо. Собственно мифологическое и мифопоэтическое начало и (шире) сфера бытийных универсалий (при всей ее важности) далеко не исчерпывают того, что художественно познается и осваивается. Это лишь одна из граней тематики искусства.

В.Е. Хализев Теория литературы. 1999 г.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: Доказать, что любовь, красота человеческих чувств и отношений – одна из главных тем в различных видах искусства во все времена и эпохи.

Задачи:

  • Рассказать о музыкальных шедеврах в различных жанрах, созданных на основе одного литературного произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
  • Закрепить теоретические знания об увертюре и балете на примерах музыки П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева.

Ход урока.

Слайд №1. (заглавие)

Учитель:

Тема любви во все времена привлекала деятелей искусства. Мир знает много литературных и поэтических историй о любви, музыкальных шедевров, полотен великих художников. Сегодня в нашем классе прозвучат музыкальные произведения различных жанров и эпох, но все они созданы на основе одного литературного творения У. Шекспира – «Ромео и Джульетта».

Слайд №2.

Шекспир (1564-1616) воспел в поэзии историю юноши и девушки из Вероны. Его творение - всемирно признанный шедевр. Благодаря Шекспиру имена Ромео и Джульетты так хорошо известны всем, став символом настоящей, верной любви.

Слайд №3.

Любящим сердцам во все времена непросто отстаивать свой выбор против людской косности, воинственности и всякого рода неравенства. Но любовь не знает границ и запретов. Сюжет "Ромео и Джульетты", является одним из примеров любви, погибшей в условиях того времени.

Слайд №4 (текст высказывания развертывается автоматически)

Шекспировская трагедия принесла Вероне славу города Ромео и Джульетты. Жители этого прославленного города говорят:

«Здесь у нас любовь витает в воздухе, и если у вас горячая кровь, нежное сердце и хоть капелька воображения, пройдитесь-ка по самому тёмному, самому узкому переулку, и вы непременно встретите там двух очаровательных призраков, вот уже сколько веков блуждающих по Вероне: Ромео и Джульетту!»

Слайд №5.

И потому Верона всегда будет полна романтиками и влюблёнными со всех концов света, которые ищут и находят здесь места, связанные с неувядающей легендой любви.

Неудивительно, что такая красивая и печальная история нашла продолжение в других жанрах искусства: симфоническая и балетная музыка, опера, театр, кино, мюзикл.

Слайд №6.

Знаменитая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга.

Давайте вспомним, что в музыке называется увертюрой?

Дети:

Оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму. Иногда бывает самостоятельным произведением и носит программное название.

Слайд №7.

Идею создать симфоническое произведение подсказал композитор Балакирев. Сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь. Лучшие оркестры мира включают в программу своих концертов это произведение. Чайковский переделывал увертюру три раза. Именно в последней редакции она хорошо известна сегодня.

Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии.

Слайд №8 (фрагмент видео запускается автоматически)

Тема вражды: бешеный натиск злобы и ненависти. Зазвенят короткие удары мечей, тревожные, энергичные звукиуличной схватки неукротимых Монтекки и Капулетти, своими раздорами и взаимной местью превращающих мирные улицы Вероны в кровавое поле боя.

Слайд №9 (фрагмент видео запускается автоматически)

Тема любви: из чуткой тишины рождается тема любви. В неё вложена такаяполнота нежности, такое томление и нега... широко раскидывающаяся светлая мелодия. Мягкое, словно баюкающее движение, вздыхающиезвуки валторны, и мелодия разрастается, становится более живой и сладостной.

И после гибели героев, после вопля отчаяния звенит в высоком, просветлённом голосе скрипок тема любви Ромео и Джульетты.

Слайд №10 (текст высказывания развертывается автоматически)

Особенное восхищение вызвала тема любви у Н.А.Римского-Корсакова, он писал: "До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!"

При жизни композитора увертюра "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.

Слайд №11 (фрагмент видео запускается автоматически)

В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всём мире.

Балет в трёх действиях, тринадцати картинах, с прологом и эпилогом. В роли Джульетты - Галина Уланова; Ромео - Константин Сергеев.

Давайте вспомним характерные черты жанра балета в музыке.

Дети:

Балет это театральный спектакль, где действующие лица все выражают пением. Для балета делаются декорации и шьются костюмы. В исполнении балета участвует симфонический оркестр под руководством дирижера.

Слайд №12 (текст воспоминаний развертывается автоматически)

Джульетта была особой ролью в жизни Галины Улановой. Она вспоминала: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - всё равно, что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно. Будто через что-то перешла… Был вечер, когда я позвонила Кате Максимовой: завтра начинаем репетировать Джульетту».

Слайд№13 (фрагмент видео запускается автоматически)

Образ шекспировской героини является, быть может, самой яркой и пронзительной краской в творческой палитре балерины Улановой. В Санкт-Петербурге на аллее героев Парка Победы установлен бронзовый бюст, запечатлевший артистку в прославленной роли.

Слайд №14.

Позднее в этой постановке выступали многие прославленные артистки балета: Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Екатерина Максимова, Валентина Козлова. Существуют две знаменитые киноверсии балета Прокофьева. Музыка в балете Прокофьева передает тончайшие психологические движения человеческой души, богатство шекспировской мысли, страстность и драматизм. Прокофьеву удалось воссоздать в балете шекспировские характеры в их разнообразии и полноте, глубокой поэтичности и жизненности.

Слайд№15 (фрагмент видео запускается автоматически)

Юмор и озорство Джульетты – девочки и простодушие Кормилицы.

Слайд №16 (фрагмент видео запускается автоматически)

Мудрость Патера Лоренцо.

Слайд№17 (фрагмент видео запускается автоматически)

Праздничный и буйный колорит итальянских улиц.

Слайд№18 (фрагмент видео запускается автоматически)

Поэзия любви Ромео и Джульетты.

Слайд№19 (фрагмент видео запускается автоматически)

А также, драматизм сцен смерти – все это воплощено Прокофьевым с мастерством и огромной выразительной силой. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, так как, по общему мнению, считалось, что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьев, проявив новаторство, доказал обратное.

Слайд №20.

Было бы странно, если бы знаменитая шекспировская история не нашла отражение в самом массовом виде искусства – кино. Киноверсий «Ромео и Джульетты» существует несколько. Но, пожалуй, самым популярным фильмом «Ромео и Джульетта» является фильм итальянского режиссера Франко Дзеффирелли, вышедший на экраны в 1968 году. Главные роли сыграли совсем юные артисты – Оливия Хасси и Леонард Уайтинг. В фильме Франко Дзеффирелли звучит прекрасная музыка композитора Нино Рота, который своим неподражаемым творчеством наиболее прославился в области кинематографической музыки. В его честь названа одна из консерваторий в Италии. Он сотрудничал с многими режисерами. В 1974 году Рота получил "Оскар" за лучшую музыку к фильму «Крёстный отец», написал музыку ко всем фильма Федерико Феллини.

Слайд №21 (видеофрагменты фильма запускаются автоматически)

Самым знаменитым мотивом в фильме «Ромео и Джульетта» стала тема любви - она варьируется на протяжении фильма и сопровождает все главные сцены Ромео и Джульетты. Гармонично вплетаясь в киноповествование, музыка выступает в роли рассказчика. Эта музыка признана классической и даже стала своего рода музыкальной визитной карточкой Ромео и Джульетты. В год выхода фильма на экраны песня "What is a Youth"заняла первое место в ряду популярности, потеснив даже хиты "Битлз". Обработки этой песнивошли в репертуар многих певцов и оркестров. Последняя редакция представляет музыку Нино Рота в исполнении Пражского филармонического оркестра.

Закончить свой рассказ я хочу словами из песни:


Племя беспечное первой любви!
В пьесе старинной, где яд и кинжал
Непоправимое действо вершат.
Боже, спаси и от бедствий храни
Верных рабов любви.


Close