Эпидемиологический анамнез (ЭА) является специфической частью ИБ инфекционного больного. Он позволяет получить существенную дополнительную информацию для диагностики инфекционного забо­левания, основываясь на клинико-эпидемиологических данных. Пос­ледние особенно значимы при эпидемических вспышках инфекцион­ных заболеваний. Кроме того, по данным ЭА становится возможным провести комплекс противоэпидемических мероприятий.

Целью ЭА является: установление вероятных источников инфек­ции, путей ее передачи, механизмов заражения и факторов им спо­собствующих. Для этого необходимо выяснить:

· контакт с инфекционными больными, особенно синдромосходными с заболевшим;

· перенесенные в прошлом подобные заболевания;

· нахождение в очаге инфекции;

· возникновение заболевания в период эпидемической вспышки;

· пребывание больного в природном очаге инфекции или в небла­гополучных по отдельным инфекциям регионах;

· возможность заражения при контакте с больнымиживотными, при пользовании инфицированными предметами, одеждой, при употреблении инфицированных (контаминированных) пищевых продуктовили недоброкачественной воды;

· укусы животных, кро­вососущих насекомых, которые могут быть источниками или пере­носчиками трансмиссивных и некоторых контактных инфекций;

· возможность внутриутробного или перинатального заражения;

· вероятность инфицирования во время переливаний крови или ее компонентов, при проведении операций, инвазивных диагнос­тических или лечебных манипуляций.

Эпидемиологический анамнез должен быть всегда конкретизиро­ван, исходя из предполагаемого заболевания у пациента. Необходимо учитывать продолжительность инкубационного периода, возмож­ность латентно протекающей болезни, хроническое или рецидивирующее течение некоторых инфекций. Следовательно, при выясне­нии ЭА обязателен учет особенностей эпидемиологии той или иной инфекционной болезни и вариантов ее клинического течения.

Своеобразный алгоритм эпидемиологической диагностики во мно­гом облегчается группированием инфекционных заболеваний, в зави­симости от путей их передачи и механизмов заражения с учетом про­должительности инкубационного периода.

Кишечным инфекциям свойственны алиментарный, водный или кон­тактный пути передачи. При этом учитываются санитарно-гигиенические условия питания и водоснабжения. Обращается внимание на вид блюд, условия их термической обработки, давность их приготов­ления, возможность контаминации их возбудителями болезни через мух, работниками питания и водоснабжения. Определенное значениеиме­ют органолептические свойства употребляемых накануне заболева­ния блюд. Характер принимаемой пищи в некоторых случаях по­зволяет предположить определенную нозологическую форму: яйца, мясо, особенно водоплавающей птицы, мясные продукты без по­вторной термической обработки - сальмонеллез ; пирожные, кисели - стафилококковую интоксикацию ; салаты, овощи, фрукты, просроченное пастери­зованное молоко - иерсиниозы ; консервированные, копченые или вяленые продукты - ботулизм ; сырое козье молоко - весенне-летний энцефалит, сырое овечье молоко или брынза - бруцеллез . Брюшной тиф, паратифы, дизентерия могут передаваться бактерионосителями, особенно при их участии в работе на пищеблоках, при раздаче пищи. В таких случаях необходимо уточнять контакт не только с больными, но и переболевшими вышеуказанными инфекциями.

Аэрогенный, воздушно-капельный, воздушно-пылевой, аэро­зольный пути передачи характерны для инфекций с преимуще­ственным поражением органов дыхания. Заразное начало, как правило, локализуется и выделяется через дыхательные пути, осо­бенно при кашле, чихании. При этом определяется степень контак­та с больными, проживание и нахождение с ними в одном помеще­нии. Во время эпидемической вспышки гриппа все больные, посту­пающие из очага с признаками острого респираторного заболева­ния, на основании клинико-эпидемиологических данных расцени­ваются как больные гриппом. Необходимо учитывать, что для не­которых инфекций (Ку-лихорадка, орнитоз, ГЛПС, туляремия) характерен воздушно-пылевой путь передачи. При легионеллезе заражение происходит при вдыхании водяного аэрозоля с возбу­дителями, накапливающимися в душевых, кондиционерах и т.п.

Эпидемиологический анамнез имеет особое значение при поступле­нии больных во вновь сформированные детские коллективы в связи с возможным заносом возбудителей детских воздушно-капельных инфекций, менингококковой инфекции, анги­ны, дифтерии, туберкулеза больными с субклиническими формами этих заболеваний. Многие инфекции передаются через кровососущих насе­комых (комары, клещи, вши, москиты). Источниками инфекции могут быть больные люди (сыпной и возвратный тифы, малярия и др.) или животные (бруцеллез, ГЛПС, чума, туляремия). В этих случаях важ­ными элементами эпиданамнеза являются как установление возможно­го источника заражения (больные люди или животные, особенно гры­зуны), так и путей заражения (переносчиков инфекции). При трансмиссивных зоонозах особое диагностическое значение приобретает пре­бывание в природных очагах инфекции, особенно в случаях раз­мещения личного состава в полевых условиях, при проведении зем­ляных работ. Медицинская служба должна владеть исчерпываю­щей информацией о природных очагах определенных инфекцион­ных заболеваний в районах дислокации воинских частей, пребы­вания в командировках или отпусках, в случаях посещения кораб­лями и судами иностранных портов, особенно субтропических и тропических стран. Необходимо иметь в виду, что многие трансмиссивные инфекции (чума, туляремия, Ку-лихорадка, геморраги­ческие лихорадки, крысиный сыпной тиф и др.) могут передавать­ся и контактным, и алиментарным, и воздушно-пылевым путем. Последний путь передачи особенно актуален в случаях лагерного размещения туристических групп в полевых условиях.

При уточнении ЭА необходимо иметь в виду группу инфекций, при которых передача возбудителей происходит через кровь без участия кровососущих насекомых. К ним относится, в первую оче­редь, группа вирусных гепатитов(В, Си Д), ВИЧ-инфекция, хламидиозы, цитомегаловирусная, герпетическая инфекции и др. Они могут передаваться как естественным, так и искусственным путем. К естественным относятся половой, трансплацентарный и перинатальный способы заражения. Искусственный или артифициальный путь передачи инфекции возможен при переливании крови или ее компонентов (кроме альбумина), при различных медицинских ма­нипуляциях, операциях с использованием недостаточно продезин­фицированных инструментов, в случаях проведения некоторых косметических процедур, нанесения татуировок, совместного пользования бритвенными принадлежностями, полотенцем, зубной щеткой и др. Заражение с использованием нестерильных шприцов особенно типично среди наркоманов. Половой путь передачи ха­рактерен в среде гомосексуалистов, при частых и неразборчивых сменахполовых партнеров.

Некоторые инфекции передаются через поврежденную кожу (бешен­ство, ящур, сибирская язва, сап).Заражение столбняком может про­изойти при травмах (в том числе огнестрельных), в результате попада­ния в раныземли или кусочков тканей из одежды. Следует иметь в виду возможность различных путей передачи инфекции и при отдельных нозологических формах.Например, при дифтерии , кроме основного воздушно-капельного заражения, возможно заболевание в результате инфицированных ран и т.п.

При необходимости опрос проводится с учетом всех возможных источников инфекции, путей ее передачи и механизмов заражения. В истории болезни чаще отмечается лишь положительная информация, которая эпидемиологически является дополнительным фактором под­тверждения предполагаемого диагноза. Отсутствие типичных для каж­дого конкретного заболевания эпидпредпосылок не может быть ис­пользовано для исключения установленного предварительного диагноза.

Аллергологический анамнез

Изменения экологии окружающей среды, лавинообразные нараста­ния количества синтетических веществ, в том числе медикаментов и пи­щевых компонентов существенно расширило контингент населения, стра­дающего аллергическими заболеваниями. Аллергизации населения в значительной мере способствует неконтролируемое применение меди­цинских препаратов с целью самолечения.Поэтому существенно значи­мой частью истории болезни стал аллергологический анамнез (АА).

Основными целями АА являются выяснение возможных реакций на применение лекарственных препаратов, изменений клинических проявлений инфекции сопутствующими аллергическими реакция­ми, а также проведение дифференциальной диагностики аллерги­ческих болезней с синдромосходными инфекционными заболевани­ями, особенно сопровождающихся экзантемами.

В первую очередь подлежат уяснению факты непереносимости ан­тибиотиков и других медикаментов, наличие в прошлом реакций на прививки, непереносимость отдельных пищевых продуктов (молока, шоколада, цитрусовых и т.п.). Особое внимание уделяется примене­нию ранее препаратов, обладающих повышенными свойствами сенси­билизации организма (гетерогенные сыворотки, антибиотики, в част­ности ампициллин и др.). Учитываются различные клинические формы аллергических заболеваний (поллинозы, бронхиальная астма, отек Квинке, крапивница, болезнь Лайма и др.), так как этих пациен­тов необходимо отнести в группу повышенного риска тяжелых ал­лергических реакций.

При оценке аллергического анамнеза следует учитывать тот факт, что некоторые болезни (бруцеллез, кишечный иерсиниоз, псевдоту­беркулез, трихинеллез и некоторые другие глистные инвазии) проте­кают иногда с выраженным аллергическим компонентом, а очаговые инфекции (одонтогенная, тонзиллогенная) способствуют аллергизации организма.

В случаях благополучного аллергологического анамнеза допусти­мо ограничиться записью "Аллергических заболеваний и реакций, непереносимости пищевых продуктов и лекарств в прошлом не было".

Анамнез жизни

Этот раздел истории болезни должен дать своеобразную социаль­но-биологическую характеристику больного, как субъекта обследо­вания, результатом которого должен быть диагноз заболевания, пред­положение о возможном его прогнозе. По сути дела он отражает изве­стное положение о роли социальных факторов в заболеваемости.

Анамнез жизни включает сведения об условиях жизни, характере и особенностях работы больного. Проживание или служба в прошлом в неблагополучных в санитарно-гигиеническом отношении местностях или в природных очагах инфекций может навести на мысль об определенной группе болезней (капельные, вирусный гепатит А, малярия, энцефалиты, геморрагическая ли­хорадка и др.) Служба в неблагоприятных климатических усло­виях, на подводных лодках способствует снижению резистентности организма.

Для распространения некоторых болезней имеют значение условия размещения и проживания людей - общежития. казармы (заболевания менингококковой инфекци­ей, дифтерией при большой скученности, вспышки острых кишечных инфекций в случаях необеспечения санитарно-гигиенических ус­ловий в соответствии с эпидтребованием).

Уточнение особенностей условий служебной деятельности, харак­тера прфессионального труда могут выявить влияние неблагоприятных специфических факторов (химические, радиационные, СВЧ-воздействия, хронические профессиональный и экологический стрессы и др.) на вос­приимчивость к той или иной инфекции, а также на тяжесть ее те­чения.

Перенесенные болезни

В этом разделе в хронологическом порядке указываются все пере­несенные в течение жизни заболевания. Целесообразно отметить атипичность течения заболеваний. Указания на перенесенные инфек­ции могут способствовать исключению некоторых заболеваний у обследуемого больного, например, кори, краснухи, ветряной оспы, т.к. эти болезни в связи со стойким постинфекционным иммуните­том практически не повторяются. При некоторых нозологических формах такая невосприимчивость непродолжительная (грипп, брюшной тиф и др.). Поэтому необходимо принимать во внимание давность перенесенных болезней. Анализируя перенесенные инфек­ционные заболевания, необходимо иметь в виду их возможный ре­цидив (малярия, сыпной тиф), хроническое или латентное течение (вирусные гепатиты, боррелиоз, бруцеллез, токсоплазмоз, ВИЧ-инфскция и др). Частые острые респираторные заболевания, герпетическая инфекция могут быть косвенным признаком иммунодефи-цитного состояния.

Неинфекционные перенесенные заболевания представляют интерес как фактор риска тяжелого или осложненного течения инфекции у данного больного. Кроме того, возможно обострение некоторых хро­нических заболеваний у инфекционного больного (хронического нефрита приГЛПС, хронической пневмонии при гриппе и других острых респираторных заболеваниях и т.п.). Хронические сопут­ствующие заболевания сердечно-сосудистой системы требуют осо­бой осторожности выбора средств и темпа инфузионной терапии. Таким образом, полученные сведения используются для диагнос­тики, дифференциальной диагностики, прогноза течения, выбора средств и методов патогенетической терапии каждого конкретного инфекционного больного.

Привычки

Обычно в этом разделе отмечается отношение больного к приему алкогольных напитков, курению, употреблению наркотических ве­ществ. Эти, так называемые, вредные привычки, подавляя иммунную систему, отражаются на тяжести заболевания. Лица, склонные к алко­голизму, более подвержены исходу вирусных гепатитов в острую пе­ченочную недостаточностьили переходу этих болезней в хроническое течение. Для злостных курильщиков опасность представляют грипп и другие острые респираторные заболевания.

Наследственность

Наследственность может в значительной мере повлиять на тече­ние и исходы инфекционных заболеваний. Это относится в первую очередь к больным, родители которых страдают приобретенным им­мунодефицитом под влиянием употребления алкоголя, токсико- или наркоманией и другими пороками. Следует учитывать, что неко­торые патологические состояния, передающиеся по наследству, тре­буют дифференциальной диагностики с различными инфекциями (пигментные гепатозы с вирусными гепатитами, ферментопатии с кишечными инфекциями и т.п.).

Наследственные заболевания следует рассматривать как возмож­ную скрытую сопутствующую патологию, которая требует дополни­тельного обследования и лечения инфекционного больного.

Прививки

Сведения о прививках нужны для ориентировочной оценки защиты против определенных инфекционных заболеваний. Необходимо при­вести перечень всех проведенных прививок больного до заболевания и выписать проведенные прививки из медицинской книжки (для управляемых инфекций). При этом недопустимы записи типа "прививки по плану" и т.п. В случае отсутствия точных сведений следует указать, освобождался по медицинским показаниям или уклонялся больной от прививок. В этом разделе целесообразно отметить возможные реакции на прививки. Следу­ет учитывать, что факт проведения предохранительной прививки не исключает возможности заболевания, а в некоторых случаях они могут изменить клиническую картину болезни, способствовать стер­тому или абортивному ее течению.

Важно указать, проводилась ли ревакцинация, в том числе по эпид-показаниям (клещевой энцефалит, дифтерия и др.).


Похожая информация.


Эпидемиологический анамнез (ЭА) является специфической частью ИБ инфекционного больного. Он позволяет получить существенную дополнительную информацию для диагностики инфекционного забо­левания, основываясь на клинико-эпидемиологических данных. Пос­ледние особенно значимы при эпидемических вспышках инфекцион­ных заболеваний. Кроме того, по данным ЭА становится возможным провести комплекс противоэпидемических мероприятий.

Целью ЭА является: установление вероятных источников инфек­ции, путей ее передачи, механизмов заражения и факторов им спо­собствующих. Для этого необходимо выяснить:

· контакт с инфекционными больными, особенно синдромосходными с заболевшим;

· перенесенные в прошлом подобные заболевания;

· нахождение в очаге инфекции;

· возникновение заболевания в период эпидемической вспышки;

· пребывание больного в природном очаге инфекции или в небла­гополучных по отдельным инфекциям регионах;

· возможность заражения при контакте с больнымиживотными, при пользовании инфицированными предметами, одеждой, при употреблении инфицированных (контаминированных) пищевых продуктовили недоброкачественной воды;

· укусы животных, кро­вососущих насекомых, которые могут быть источниками или пере­носчиками трансмиссивных и некоторых контактных инфекций;

· возможность внутриутробного или перинатального заражения;

· вероятность инфицирования во время переливаний крови или ее компонентов, при проведении операций, инвазивных диагнос­тических или лечебных манипуляций.

Эпидемиологический анамнез должен быть всегда конкретизиро­ван, исходя из предполагаемого заболевания у пациента. Необходимо учитывать продолжительность инкубационного периода, возмож­ность латентно протекающей болезни, хроническое или рецидивирующее течение некоторых инфекций. Следовательно, при выясне­нии ЭА обязателен учет особенностей эпидемиологии той или иной инфекционной болезни и вариантов ее клинического течения.

Своеобразный алгоритм эпидемиологической диагностики во мно­гом облегчается группированием инфекционных заболеваний, в зави­симости от путей их передачи и механизмов заражения с учетом про­должительности инкубационного периода.

Кишечным инфекциям свойственны алиментарный, водный или кон­тактный пути передачи. При этом учитываются санитарно-гигиенические условия питания и водоснабжения. Обращается внимание на вид блюд, условия их термической обработки, давность их приготов­ления, возможность контаминации их возбудителями болезни через мух, работниками питания и водоснабжения. Определенное значениеиме­ют органолептические свойства употребляемых накануне заболева­ния блюд. Характер принимаемой пищи в некоторых случаях по­зволяет предположить определенную нозологическую форму: яйца, мясо, особенно водоплавающей птицы, мясные продукты без по­вторной термической обработки - сальмонеллез ; пирожные, кисели - стафилококковую интоксикацию ; салаты, овощи, фрукты, просроченное пастери­зованное молоко - иерсиниозы ; консервированные, копченые или вяленые продукты - ботулизм ; сырое козье молоко - весенне-летний энцефалит, сырое овечье молоко или брынза - бруцеллез . Брюшной тиф, паратифы, дизентерия могут передаваться бактерионосителями, особенно при их участии в работе на пищеблоках, при раздаче пищи. В таких случаях необходимо уточнять контакт не только с больными, но и переболевшими вышеуказанными инфекциями.



Аэрогенный, воздушно-капельный, воздушно-пылевой, аэро­зольный пути передачи характерны для инфекций с преимуще­ственным поражением органов дыхания. Заразное начало, как правило, локализуется и выделяется через дыхательные пути, осо­бенно при кашле, чихании. При этом определяется степень контак­та с больными, проживание и нахождение с ними в одном помеще­нии. Во время эпидемической вспышки гриппа все больные, посту­пающие из очага с признаками острого респираторного заболева­ния, на основании клинико-эпидемиологических данных расцени­ваются как больные гриппом. Необходимо учитывать, что для не­которых инфекций (Ку-лихорадка, орнитоз, ГЛПС, туляремия) характерен воздушно-пылевой путь передачи. При легионеллезе заражение происходит при вдыхании водяного аэрозоля с возбу­дителями, накапливающимися в душевых, кондиционерах и т.п.

Эпидемиологический анамнез имеет особое значение при поступле­нии больных во вновь сформированные детские коллективы в связи с возможным заносом возбудителей детских воздушно-капельных инфекций, менингококковой инфекции, анги­ны, дифтерии, туберкулеза больными с субклиническими формами этих заболеваний. Многие инфекции передаются через кровососущих насе­комых (комары, клещи, вши, москиты). Источниками инфекции могут быть больные люди (сыпной и возвратный тифы, малярия и др.) или животные (бруцеллез, ГЛПС, чума, туляремия). В этих случаях важ­ными элементами эпиданамнеза являются как установление возможно­го источника заражения (больные люди или животные, особенно гры­зуны), так и путей заражения (переносчиков инфекции). При трансмиссивных зоонозах особое диагностическое значение приобретает пре­бывание в природных очагах инфекции, особенно в случаях раз­мещения личного состава в полевых условиях, при проведении зем­ляных работ. Медицинская служба должна владеть исчерпываю­щей информацией о природных очагах определенных инфекцион­ных заболеваний в районах дислокации воинских частей, пребы­вания в командировках или отпусках, в случаях посещения кораб­лями и судами иностранных портов, особенно субтропических и тропических стран. Необходимо иметь в виду, что многие трансмиссивные инфекции (чума, туляремия, Ку-лихорадка, геморраги­ческие лихорадки, крысиный сыпной тиф и др.) могут передавать­ся и контактным, и алиментарным, и воздушно-пылевым путем. Последний путь передачи особенно актуален в случаях лагерного размещения туристических групп в полевых условиях.



При уточнении ЭА необходимо иметь в виду группу инфекций, при которых передача возбудителей происходит через кровь без участия кровососущих насекомых. К ним относится, в первую оче­редь, группа вирусных гепатитов(В, Си Д), ВИЧ-инфекция, хламидиозы, цитомегаловирусная, герпетическая инфекции и др. Они могут передаваться как естественным, так и искусственным путем. К естественным относятся половой, трансплацентарный и перинатальный способы заражения. Искусственный или артифициальный путь передачи инфекции возможен при переливании крови или ее компонентов (кроме альбумина), при различных медицинских ма­нипуляциях, операциях с использованием недостаточно продезин­фицированных инструментов, в случаях проведения некоторых косметических процедур, нанесения татуировок, совместного пользования бритвенными принадлежностями, полотенцем, зубной щеткой и др. Заражение с использованием нестерильных шприцов особенно типично среди наркоманов. Половой путь передачи ха­рактерен в среде гомосексуалистов, при частых и неразборчивых сменахполовых партнеров.

Некоторые инфекции передаются через поврежденную кожу (бешен­ство, ящур, сибирская язва, сап).Заражение столбняком может про­изойти при травмах (в том числе огнестрельных), в результате попада­ния в раныземли или кусочков тканей из одежды. Следует иметь в виду возможность различных путей передачи инфекции и при отдельных нозологических формах.Например, при дифтерии , кроме основного воздушно-капельного заражения, возможно заболевание в результате инфицированных ран и т.п.

При необходимости опрос проводится с учетом всех возможных источников инфекции, путей ее передачи и механизмов заражения. В истории болезни чаще отмечается лишь положительная информация, которая эпидемиологически является дополнительным фактором под­тверждения предполагаемого диагноза. Отсутствие типичных для каж­дого конкретного заболевания эпидпредпосылок не может быть ис­пользовано для исключения установленного предварительного диагноза.

В Вашей, уважаемые студенты, студенческой истории описываются жалобы, которые предъявляет больной в первый день курации так как Ваша история болезни начинается именно с этого дня.

Примеры:

1) ребенку 10 месяцев:

"Жалобы. Мама предъявляет жалобы на наличие у ребенка кашля - частого, каждые 10-15 минут, в течение ночного и дневного времени, продолжительного, глубокого, с затрудненным выделением мокроты. Одновременно у ребенка имеются обильные бесцветные жидкие выделения из носа. Ребенок беспокойный, часто капризничает. Субфебрильная температура - 37,2-37,5. Аппетит снижен. Малыш пьет неохотно. На протяжении последних суток ребенок не оправлялся, частота мочевыделений несколько уменьшилась (точное количество мама указать не может)".

2) мальчику 14 лет:

"Жалобы. Больной предъявляет жалобы на боли в области сердца - в дневное время, ноющего характера, усиливающиеся при физической и нервно-психической нагрузке. Принимаемый лекарственный препарат (настойка валерианы) положительного эффекта не оказывает. Одновременно мальчика часто беспокоит головная боль, исчезающая после приема анальгина. Со стороны других систем жалоб нет".


3. Анамнез заболевания .

Анамнез (от греч. - воспоминание) заболевания -Аnamnesis morbi - это следующий раздел истории болезни. В истории болезни медицинского учреждения - это динамика заболевания от его начала до поступления больного в стационар.

Внимание!

В студенческой истории болезни в этом разделе описываются

Патологические проявления и другие моменты за указанный выше период и за время пребывания ребенка в больнице со дня госпитализации до первого дня курации (так как это и будет полная продолжительность заболевания курируемого Вами больного).

Хорошо собранный анамнез имеет большое значение для своевременной и правильной постановки диагноза.

Важным является при этом контакт с ребенком, его родителями.

При сборе анамнеза заболевания в студенческой истории болезни устанавливаются следующие данные:



Первый день заболевания (желательно указать дату или приблизительное время);

Первые патологические признаки;

Изменение этих признаков в домашних условиях, возможное появление новых симптомов, осложнений и проведенное лечение (часто необходимо установить дозы и продолжительность прием лекарственных средств);

Проведенное обследование и его результаты:

Дата госпитализации, ее причины;

В какое отделение и в какую больницу госпитализирован ребенок:

Динамика заболевания в стационаре на фоне проведенной терапии.

В конце этого раздела студент должен сделать заключение о

неправильной тактике родителей относительно патологии ребенка и т.п.

Пример:

Ребенку 10 месяцев, дата курации - 18.01.2000 (этот пример является продолжением 1 примера жалоб):

поверхностный кашель, нечастый, в дневное время, незначительные слизистые выделения из носа.

13 января повысилась температура до 38,4-39,0°С, сухой кашель стал глубоким, продолжительным, частым, снизился аппетит. 15.01 малыш от пищи отказался. В домашних условиях с 13 января до дня поступления в стационар ребенок ежедневно принимал пенициллин по 250 ОООЕДх 4р/день в/м, микстуру от кашля (лазолван), жаропонижающее средство (парацетамол).

Впервые вызванный участковый врач 15.01 настаивал на госпитализации ребенка. Однако родители от этого категорически отказались. По назначению педиатра 16.01 был сделан общий анализ крови (результат обследования прилагается).

В ночь с 16.01 на 17.01 температура повысилась до 40,1, ребенок стал резко беспокойным. Скорой помощью доставлен в грудное отделение городской больницы. 17.01 при поступлении в стационар у ребенка был кратковременный судорожный синдром.

В дальнейшем в больнице на фоне проводимой терапии улучшение состояния отмечается в снижении температуры до субфебрильной, приеме небольшого количества пищи.

Заключение:

Собранные данные указывают на поражение органов дыхания;

Одновременно имеются признаки нарушения нервной системы (судорожный синдром);

Неверной тактикой родителей было самовольное лечение больного в домашних условиях, а также отказ от госпитализации по первому назначению участкового педиатра".

P.S. Поскольку в анамнезе заболевания указаны длительность и дозаприменяемого пенициллина, становится ясным, что этот препарат оказался неэффективным (состояние ухудшилось). И при лечении данного больного необходимо назначить другой антибиотик.

Если бы пациент принимал аналогичный препарат только один день, то говорить о его нецелесообразности и отсутствии положительного эффекта было бы рано. И можно продолжить его применение.

Такие размышления указывают на необходимость указания в анамнезе заболевания вида, дозы и продолжительности приема лекарственных средств в домашних условиях.


Анамнез жизни.

Анамнез жизни - Аnamnesis vitae - это основные факты жизни ребенка до заболевания.

Каждый вид анамнеза может быть отягощенным и неотягощенным:

Отягощенным анамнез считается в том случае, если при опросе ребенка и его родителей установлены факторы, послужившие причиной данного заболевания или способствовавшие его возникновению, указывающие на заболевания родственников, на другие возможные патологические состояния у больного, питание и условия жизни ребенка и т.д. Сбор данных и их трактовка зависят от вида анамнеза;

Неотягощенным анамнез считается в том случае, если при опросе не выявлено никаких патологических отклонений и все данные питания, условий жизни и т.д. соответствуют нормативным показателям.

а) Акушерский анамнез (выясняется у детей до 3 лет):

От каких по счету беременности и родов ребенок;

Течение предыдущих беременностей и родов (чем закончились);

Токсикозы I и II половины настоящей беременности (тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия);

Заболевания матери во время данной беременности, проведенное лечение;

Питание матери;

Профессиональные вредности;

Угроза выкидыша, меры его профилактики;

Другие особенности течения беременности;

Роды: в срок (сколько недель), недоношенная или переношенная беременность

Неонатальный период (с рождения до 28 дней жизни):

Масса, длина тела, окружность головы и грудной клетки ребенка при рождении;

Закричал сразу, после оживления, степень асфиксии (по шкале Апгар) ;

Когда ребенок был приложен к груди;

На какой день отпал остаток пуповины, когда зажила пупочная ранка;

На какой день выписан домой из родильного дома, с какой массой;

Перенесенные заболевания в этом периоде (интенсивность и длительность желтухи, лечебные мероприятия, родовая травма, заболевания кожи и пупка).

б) Физическое и нервно-психическое развитие ребенка:

Динамика нарастания массы и длины тела по месяцам;

Поэтапное развитие критериев НПР:

когда начал держать голову________

сидеть____________

ползать___________

стоять____________

ходить____________

первые слоги________

слова_____________

Первые зубы, порядок прорезывания;

Половое развитие, сроки появления вторичных половых признаков;

В каком возрасте ребенок стал посещать детский сад, ходить в школу;

Успеваемость в школе;

Заключение о физическом и нервно-психическом развитии.

в) Вскармливание ребенка (для детей до 1 года):

Естественное, искусственное, смешанное, причина последних видов;

Когда отнят от груди, причина;

Когда введен прикорм (каша, овощное пюре, кефир), блюда коррекции (фруктовое пюре, сок, мясное пюре, яичный желток, творог);

Режим кормления, объем, состав пищи, прием соков (меню ребенка за один день);

В истории болезни необходимо представить больничный лист питания; затем сделать расчет и, при нерациональном

вскармливании ребенка, провести коррекцию, представить рекомендуемое вами меню с расчетом вскармливания.

Дают ли витамин Д (в какой дозе);

г) Профилактические прививки (когда и какие сделаны, как протекал поствакцинальный период).

д) Перенесенные заболевания:

Когда и какие, как протекали, осложнения;

Проведенное лечение.

Переливание крови, хирургические вмешательства.

Внимание!

При описании данного раздела учитывается тяжесть, продолжительность предыдущих заболеваний и в каком возрасте они были .

Например:

а) ребенку год, болеет пневмонией

третий раз - в таком случае необходимо точно описать, когда ребенок болел, вид пневмонии, какие препараты, особенно антибиотики, он принимал, курс лечения, продолжительность заболевания; при наличии рентгенологических снимков приложить их

к истории болезни и т.д.;

е) Аллергологический анамнез.

При сборе аллергологического анамнеза выясняются следующие моменты:

Наличие у ребенка до госпитализации заболеваний аллергической этиологии (атопический дерматит, бронхиальная астма и т.п.), их клинические признаки, частота и время возникновения, применяемые при этом лекарственные препараты и эффективность лечения;

Какими аллергенами вызвано заболевание, особенно если ими являются антибиотики, вакцины или другие лекарственные средства, так как выяснение этого вопроса способствует профилактике аллергических реакций при назначении препаратов больному;

В поисках аллергена необходимо установить, в каких условиях возникают аллергические проявления (в домашней обстановке, в лесу и т.п.), имеются ли в квартире животные, связь со временем года.

Результаты опроса на предмет аллергологического анамнеза подробно описываются в истории болезни. Можно начать со слов:

«Аллергологический анамнез отягощен»:, а после двоеточия указать признаки отягощенности: "больной в течение 3 лет страдает бронхиальной астмой, обострение отмечается в летнее время, аллергеном являются цветы дерева липы".

В случае отрицательных ответов вывод такой:

«Аллергологический анамнез не отягощен»

ж) Наследственный и семейный анамнезы.

При сборе наследственного и семейного анамнезов устанавливаются следующие вопросы:

1. состояние здоровья родителей и близких родственников, что имеет особое значение при заболеваниях, передаваемых по наследству (гемофилия);

2. немаловажно выяснить наличие патологии у родителей, склонность к которым тоже может передаваться детям (например, язвенная болезнь, ревматическая лихорадка, аллергические заболевания и др.);

3. возраст родителей, разность в возрасте матери и отца;

4. сколько детей в семье, их возраст и состояние здоровья.

Правила записи результатов опроса аналогичны описанным выше

правилам аллергологического анамнеза (отягощенный с описанием признаков или неотягощенный).

з). Материально-бытовые условия (могут быть: удовлетворительные или неудовлетворительные).

Уточнить где работают родители, их профессия, вредные привычки;

Условия в квартире: сколько комнат, сухая, светлая, теплая, проветривание;

Число проживающих в квартире;

Имеет ли ребенок отдельную кровать, одежду по сезону, игрушки;


Эпидемиологический анамнез

Эпидемиологический анамнез - это один из пунктов

противоэпидемического режима.

При его сборе выясняются следующие вопросы:

Контакт ребенка с инфекционными больными;

Нарушения стула у ребенка и членов семьи;

Выезд больного за пределы места жительства;

Необходимо выяснить указанные вопросы за последние 3 недели, так как это срок инкубационного периода (время от заражения человека до проявления первых патологических признаков) большинства инфекционных заболеваний. В истории болезни обязательно записываются все ответы больного независимо от того, положительными они были или отрицательными с указанием времени. В конце эпидемиологического анамнеза студент должен сделать заключение.

Примеры:

1)."Эпидемиологический анамнез. В течение последних 3 недель (или 21 дня)

у ребенка и членов семьи нарушений стула не было, за пределы города больной невыезжал. Старший брат мальчика заболел коклюшем, и за 5 дней до поступления данного больного он был госпитализирован в инфекционное отделение городской больницы.

Заключение: эпидемиологический анамнез больного отягощен контактом с больным коклюшем".

P.S. На основании такого эпиданамнеза мысленно делается следующий вывод: данный больной должен быть под наблюдением и положен в отдельную изолированную палату на 14 дней. После истечения этого срока и отсутствия коклюша его можно будет перевести в общую палату.

2). "Эпидемиологический анамнез. В течение последних 3 недель ребенок находился в месте жительства, в контакте с инфекционными больными не был, нарушений стула у ребенка и родителей не было.

Заключение: эпидемиологический анамнез не отягощен".

В заключении по анамнезу жизни и эпидемиологическому анамнезу в студенческой истории болезни указывается:

Преморбидный фон больного.

Преморбидный фон - это состояние здоровья и условия жизни ребенка до заболевания. Он может быть отягощенным и неотягошенным.

Преморбидный фон считается отягощенным, если у больного неудовлетворительные условия жизни или, у него имеются другие заболевания, а также отягощенные обстоятельства. Все это могло способствовать возникновению, возможно, было причиной, а теперь отягощает течение основного патологического процесса.

Главными признаками отягощенного преморбидного фона являются:

Патология беременности и родов, резус- и АВО-конфликты,

многоплодие;

Врожденные пороки;

Искусственное и смешанное вскармливание;

Заболевания раннего возраста - гипотрофия, рахит, диатез;

Частое заболевание многих детей в настоящее время - анемия;

Нарушения физического, задержка нервно-психического развития;

Частые и длительные заболевания ребенка воспалительного характера (бронхит, пневмония, энтероколит и др.);

Отягощенные аллергологический, наследственный, семейный и эпидемиологический анамнезы;

Неудовлетворительные материально-бытовые условия,

алкоголизм

и курение родителей.

Вспомните: уже в родильном доме, затем в детской поликлинике дети с признаками отягощенного преморбидного фона включаются в "группу риска"

Например (ребенок 6 месяцев):

"Преморбидный фон больного отягощен:

Во время беременности мама перенесла тяжелую форму вирусного гепатита;

Ребенок родился недоношенным - 35 недель;

Выражены признаки задержки нервно-психического развития;

Отец болеет бронхиальной астмой;

Материально-бытовые условия неудовлетворительные - в 1-комнатной квартире проживает 4 человека;

За неделю до госпитализации ребенок выезжал в город (название), где отмечается вспышка дифтерии".

При отсутствии указанных признаков преморбидный фон считается не отягощенным.

Запись в истории болезни: "Преморбидный фон не отягощен".


6. Объективное исследование (Status praesens objectivus):

А. Общее состояние ребенка (удовлетворительное, средней степени тяжести, тяжелое, крайне тяжелое) - указанный раздел истории болезни всегда начинается с этих слов.

Общее состояние ребенка считается удовлетворительным, если

жалобы отсутствуют, а при объективном, лабораторном и других видах обследования не выявлено никаких нарушений внутренних органов. Это состояние здорового ребенка.

При состоянии средней степени тяжести имеются значительные жалобы, обследование указывает на компенсированные нарушения функционирования разных систем организма. Ребенок при этом в сознании, адекватно вступает в контакт, положение в постели активное.

Уважаемые студенты! Не путайте, пожалуйста, смысл слов "общее состояние" и "самочувствие". При состоянии средней степени тяжести самочувствие может быть удовлетворительным. Тем не менее это не означает, что при удовлетворительном самочувствии больного и, например, наличии кашля, повышении температуры, и т.д. можно начать раздел "Status praesens objectivus" словами "Общее состояние удовлетворительное" - это, к сожалению, частая ошибка студентов и иногда - врачей.

Общее состояние больного считается тяжелым при большом количестве жалоб, ограничении подвижности, заторможенности или бессознательности, выявленной декомпенсации физиологических систем организма.

Состояние больного считается крайне тяжелым, если все признаки заболевания усугубляются и появляются симптомы, угрожающие жизни ребенка.

После этого описываются:

Самочувствие больного, контакт с окружающими;

Положение в кровати (активное, пассивное, вынужденное);

Сознание (ясное, затемненное, ступор, сопор, кома);

Настроение (спокойное, подавленное, приподнятое);

Аппетит.

Пример:

Общее состояние удовлетворительное. Реакция на окружающее адекватная. Положение активное. Сознание ясное. Настроение хорошее. В контакт вступает легко. На вопросы отвечает правильно.

Сон, аппетит не нарушены.

У новорожденных оцениваются основные показатели функционирования ЦНС:

Общее состояние ребенка;

Поза - физиологическая, распластанная, поза "лягушки", опистотонус;

Реакция на осмотр- живая, возбужденная, вялая, отсутствует;

Крик- громкий, слабый, монотонный, пронзительный, стонущий, вызвать не удается;

Двигательная активность - движения активные, вялые, отсутствуют;

Мышечный тонус в руках (реакция на тракцию) и ногах по позе ребенка - физиологический, гипотония, гипертония, ассиметрия мышечного тонуса;

Тремор подбородка, рук - нет, при крике;

Кривошея - есть, нет;

Врожденные безусловные рефлексы

(сосательный, поисковый, хоботковый, отталкивания, автоматической ходьбы, подошвенное сгибание пальцев - живые, усиленны, вялые, отсутствуют, асимметрия рефлексов;

Рефлекс опоры - на всю стопу, пальчики, боковую поверхность, скрещивает ноги, нет;

Интенсивность сосания;

Срыгивание - нет, редкое, частое.

Пример:

Общее состояние удовлетворительное. Поза физиологическая. Крик громкий, эмоциональный. Реакция на осмотр живая. Движения активные. Мышечный тонус в руках и ногах физиологический, симметричный. Кисти рук сжаты в кулак. Грудь сосет активно, не срыгивает. Врожденные рефлексы живые, симметричные. При проведении рефлекса опоры ребенок встает на всю стопу.

Б. Антропометрические показатели:

Оценка физического развития по центильным таблицам с заключением.

Пример:

Возраст 5 лет (пол муж.).

1.Масса фактическая (Мф)=20кг

Коридор 4 - средние показатели;

2.Длина тела фактическая=111см - коридор 4-средние показатели;

3.Окружность головы фактическая =52см - коридор 4-средние показатели;

4.Окружность грудной клетки фактическая=54см - коридор 4 -средние показатели;

Заключение: Физическое развитие гармоничное, при средних показателях.

Внимание!

Все ниже рассмотренные системы описываются по следующим 4 признакам и только в такой последовательности:

- осмотр;

- пальпация;

- перкуссия;

- аускультация.

В. Кожа:

1.Цвет и его нарушения: - бледно-розовая (норма);

Бледность, истеричность, гиперемия, цианоз(носогубного треугольника, периоральный, акроцианоз, периорбитальный), мраморность;

2.Эластичность: -в норме;

Снижена.

3.Влажность:- умеренно влажная;

Повышенная влажность;

Кожа сухая.

4. Сыпь (пятно, петехии, экхимозы, папула, волдырь, пузырек, пустула, корки, эрозии, ссадины (экскориация), трещины, язва, рубцы, пигментация, лихенификация).

При описании элементов сыпи после первичного осмотра необходимо указать:

Место их локализации (все части тела: сгибательная или разгибательная поверхность конечностей и т.д.)

Цвет (белый, розовый, красный, коричневый и т.п.);

Размер (мм, см);

Форму (при сыпи значительных размеров: овальной, звездчатой, округлой и Т.Д.);

Наличие или отсутствие четкого края:

Количество (единичные элементы, обильная и необильная сыпь)

Фон на котором возникла сыпь (гиперемированном или негиперемированном)

Наличие зуда.

5. Дермографизм (белый, розовый, красный).

6. Волосы.

8. Пупочная ранка (описывается до 1.5 мес.): - сухая или подмокает

Под геморрагической корочкой

Эпителизировалась или нет

Пупочные вены пальпируются или нет

Пример :

1. Кожа светло-розовая, чистая, гладкая, бархатистая, умеренной влажности, эластичная), волосы и ногти не изменены, дермографизм розовый - норма.

Кожа бледная, с иктеричным оттенком (желтушная), сухая, эластичная, на левом плече - множественная геморрагическая сыпь в виде петехий на ограниченном участке, на негиперемированном

2. Пупочная ранка сухая, эпителизировалась.

Пупочная ранка подмокает, отмечается гиперемия только внутри

пупочной ранки, серозное отделяемое, пупочные вены не пальпируются.

Г. Слизистые оболочки (видимые слизистые полости рта) цвет,

кровоизлияния, налеты.

Д. Глаза, склеры , отделяемое из глаз есть или нет, склеры иктеричные, инъецированные (гиперемированные), чистые.

Пример :

Видимые слизистые оболочки полости рта чистые (налета нет), светло-розовые, на склерах отмечается краевая иктеричность, отделяемого из глаз нет.

Е. Подкожный жировой слой :

Степень развития

Равномерность распределения,

Толщина (складка около пупка)

Уплотнения

Отеки (их локализация и распространенность),

Тургор тканей (упругий, снижен).

Пример:

Подкожная жировая клетчатка развита умеренно, распределена равномерно, толщина около пупка 1 см, тургор тканей упругий).

Д. Мышечная система :

Мышцы развиты (слабо, удовлетворительно (соответствие возрасту), пороки развития мышц (атрофия, гипертрофия, гипотония, гипертония, параличи и парезы).

СИЛА мышц

ТОНУС мышц (у грудных детей реакция на тракцию)

У новорожденных поза

Пример :

1. Мышцы развиты удовлетворительно, мышечный тонус достаточный, пассивные и активные движения выполняются в полном объеме, сила мышц хорошая - норма.

2. Общая мышечная слабость (миастения), боли в мышцах (миалгии), при пальпации очаговые уплотнения, атрофии в мышцах нет, пассивные движения выполняются в полном объеме, ограничение активных движений за счет мышечной слабости.

Е. Костная система :

Форма черепа (округлый, башенный, квадратный, с уплощенным затылком, наличие лобных, затылочных, теменных бугров, краниотабеса и др.),

Размеры большого родничка (диаметр = 2,0*2,5 см)

Податливость краев большого родничка

Выбухает или нет большой родничок

Черепные швы- закрыты или открыты

Зубы (количество 2/5 зубов у грудных детей и раннего возраста, кариес)

Форма ГРУДНОЙ клетки (цилиндрическая, бочкообразная, килевидная, воронкообразная)

Рахитические "четки", Гаррисонова борозда, "браслетки", "нити жемчуга",

Искривления конечностей:

Плоскостопие;

Варусное (О-образное)

Вальгусное (Х- образное)

Суставы (форма, подвижность (активные и пассивные движения в суставах), болезненность, при пухлость и гиперемия суставов, повышение местной температуры) - осматривать все суставы;

Осмотр тазобедренных суставов у новорожденных и грудных детей:

А) обратить внимание нет ли асимметрии кожных складок на бедрах, ягодицах, укорочения одной из конечностей;

Б) развести ноги на 90, нет ли болезненности при разведение, симптома щелчка.

Позвоночник (обратить внимание на симметричность расположения плеч, нижних углов лопаток, треугольников талии - нарушение осанки, кифоз, лордоз, сколиоз)

Внимание! При описании этого и ряда других вопросов данного раздела истории болезни необходимо учитывать необходимость о писания некоторых симптомов в зависимости от возраста ребенка.

Например :

такие признаки рахита, как рахитические "четки", "нити жемчуга" и прочие, указываются только у детей 1-2 года жизни, так как диагноз рахита ставится именно в этом возрасте. У больного старшего возраста нет необходимости перечислять их отсутствие.

Пример:

А. Голова квадратной формы за счет увеличения теменных и лобных бугров, уплощение затылка, размеры большого родничка (диаметр = 1,0*0,5 см), края податливы, большой родничок вровень с костями, наличие "четок", "браслеток" на запястье, гаррисоновой борозды, вальгусная деформация ног, воронкообразная грудная клетка, суставы не изменены, позвоночник не деформирован. (возраст 2 года. Последствия рахита.

Б. Отмечается симметричное поражение коленных суставов в виде дефигурации (обратимые изменения), суставы шаровидной формы, болезненны, умеренно гиперемированны, отмечается повышение местной температуры, активные и пассивные движения не в полном объеме.

Ж) Лимфатическая система - (затылочные, задне- и переднешейные (соответственно сзади и спереди m.sterno-cleido-mastoideus сверху вниз, околоушны е глубокие и поверхностные, подчелюстные, подбородочные, надключичные, подключичные

подмышечные, торакальные (вспомните, они расположены внутрь от передней подмышечной линии под нижним краем m. pectoralis major), локтевые, паховые, подколенные).

Если лимфатические узлы пальпируются, необходимо указать место их расположения и описать критерии оценки:

Таблица 8

Величина: -в норме 0,5 см

1. степени-просяное зерно

2. степени-чечевица

3. степени-горошина

4. степени-боб

5. степени-орех

6. степени-голубиное яйцо.

Количество: -единичные (до 3-х)

Множественные (более 3-х)

Пример :

1. "Лимфатические узлы не пальпируются".

2. "Лимфатические узлы: пальпируются по 7-8 задне- и переднешейных лимфатических узлов, размером до 1 см, при пальпации плотные, несколько болезненные, малоподвижные, имеется участок спаянных узлов (3-4 заднешейных), температура кожи в месте узлов не изменена, увеличение определяется

визуально выпячиванием кожных покровов".

3. "Пальпаторно определяется по 2-3 лимфатических узла в подчелюстной и подмышечной областях, узлы эластичные, безболезненные, размером 3-4 мм, подвижные, не спаянные, кожа над ними не изменена".

З). Система органов дыхания :

Носовое дыхание: - (свободное, затрудненное, отсутствует)

Выделения из носа: - слизистые, серозные, гнойные.

Обильные, скудные.

Грудная клетка - форма, симметричность участия в акте дыхания.

Кашель при осмотре:

Характер (сухой, влажный, лающий)

Поверхностный, глубокий.

Продолжительность (покашливание, приступообразный, редкий)

В какое время суток ребенок чаще кашляет

Наличие и локализация боли при кашле

Бывает ли рвота при кашле

Выделяется ли мокрота, если да, то какая:

Серозная, слизистая, серозно-гнойная

Количество

Одышка возникает: -в покое

При физической нагрузке

характер: - инспираторная (затруднен вдох)

Экспираторная (затруднен выдох)

Смешанная

Наличие дистанционных хрипов (оральная крепитация)

Наличие цианоза: - локализация,

возникает: - в покое

При физической нагрузке

Участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (втяжение яремной ямки, над- и подключичных ямок, межреберных промежутков, эпигастрия, участие в акте дыхания мышц брюшного пресса, раздувание крыльев носа)

Дыхание ритмичное или аритмичное (до 3-х мес. апноэ)

Тип дыхания: грудной, брюшной и смешанный;

Частота дыханий в одну минуту (норма, брадипноэ, тахипноэ);

новорожденный 40-60,

до 1 года 30-35,

старше12 лет 20-16.

Внимание! Физиологические колебания в сторону уменьшения и увеличения - 10% .

- перкуссия сравнительная: -ясный легочный звук (норма),

Коробочный звук (обструктивный бронхит, бронхиальная астма),

Притупление перкуторного звука (пневмония)

Тупость (большая инфильтрация при пневмонии)

C указанием локализации;-

Аускультация: - дыхание пуэрильное (в норме с 6 мес. до 5-7 лет- вдох почти равен выдоху = 2: 1),

Везикулярное (после 5-7 лет, выслушивается весь вдох и незначительная часть выдоха = 3: 1)

Бронхиальное (выдох сильнее вдоха, пневмония)

Жесткое (выслушивается весь вдох и выдох = 1:1, бронхиты, пневмонии)

Ослабленное (в норме до 6 мес., пневмония)

Хрипы сухие, гудящие, жужжащие, свистящие, влажные мелко-, средне- и крупнопузырчатые; крепитация; шум трения плевры с указанием локализации, количества);

Пример:

Носовое дыхание свободное, выделений нет. Голос чистый, громкий.

Кашля нет. Форма грудной клетки цилиндрическая, симметричная, обе половины равномерно участвуют в акте дыхания. Ритм дыхания правильный, тип смешанный. ЧД = 20 в мин.(норма=23 в мин). При проведении сравнительной перкуссии определяется ясный легочный звук над симметричными отделами легких. Аускультативно дыхание везикулярное, хрипов нет. (8 лет)

И) Система органов кровообращения:

Пульсация сонных артерий, набухание и пульсация шейных вен - есть или нет

Сердечный горб, пульсация в области эпигастрия - есть или нет

Верхушечный толчок, его локализация, сила, распространенность:

Место расположения верхушечного толчка по горизонтальной линии- в норме до 1,5 лет он находится в 4-м, а затем в 5-м межреберном промежутке;

Площадь верхушечного толчка - в норме не более 1x1 см, у старших детей может быть 2x2 см.

Умеренной силы, умеренной высоты верхушечный толчок

Место расположения по вертикальной линии:

До 2 лет - на 1-2 см кнаружи от левой среднеключичной линии;

От 2 до 7 лет - на 1 см кнаружи от нее;

От 7 до 12 лет - по этой линии;

У детей старше 12 лет - на 0,5 см кнутри от левой среднеключичной линии;

Плошадь верхушечного толчка - в норме не более 1x1 см, у старших детей может быть 2x2 см.

- "кошачье мурлыканье - есть или нет

Цианоз его локализация, время появления.

Пульс на лучевой артерии, его характеристика - частота в минуту, синхронность, наполнение, напряжение и ритм (норма)

С возрастом частота пульса в 1 минуту уменьшается:

Новорожденный 120-140 (до 160)

грудной период 120

Перкуссия (границы относительной сердечной тупости)

Границы относительной сердечной тупости сердца:

Граница До 2 лет 2-7 лет 7-12 лет Старше 12 лет
Правая Правая пара- стернальная линия Кнутри от правой парастер- нальной линии Посредине между правой парастерналь- ной и правой стернальной линиями Посредине между правой парастернальной и правой стернальной линиями, ближе к последней, вдальнейшем - правая стер- нальная линия
Верхняя II ребро II межреберный промежуток III ребро III ребро или III межреберный промежуток
Левая 2 см кнаружи от левой среднеключичной линии 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии На 0,5 см кнаружи от левой среднеключичной линии На левой среднеключичной линии или на 0,5 см кнутри от нее

Аускультация (тоны сердца, их ясность, чистота, наличие акцентов,

расщепление тонов, ритм;

характеристика систолического и диастолического шумов - тембр, интенсивность, место наилучшего выслушивания, иррадиация, продолжительность, проводимость, зависимость от изменения положения и нагрузки; шум трения перикарда);

Артериальное давление

Симптом "барабанных палочек", " часовых стекол".

Пример:

При осмотре отеков, цианоза, одышки нет. Пульс на лучевых артериях определяется одинаково с обеих сторон, ритмичный, частота 78 в мин., умеренного напряжения и наполнения. АД 100/60 мм рт. ст. на правой руке.

Область сердца не изменена, патологической пульсации нет. Верхушечный толчок определяется в 5-м межреберье, локализованный, умеренной высоты и силы.

Границы сердца:

Границы Границы сердца в норме Границы сердца у ребенка
Правая Верхняя Левая

Тоны сердца ясные, ритмичные, шумы не выслушиваются.

К) Система органов пищеварения:

Осмотр ротовой полости:

Слизистая оболочка (влажная, сухая, чистая, цвет);

Зев (окраска, налеты, задняя стенка глотки, миндалины увеличены или нет) ;

Язык (чистый, влажный, окраска, налеты, фолликулы, трещин ы, состояние сосочков);

Зубы (молочные, постоянные, формула зубов, санированы, кариозные, здоровые);

Осмотр живота:

Форма и величина живота, расширение вен передней брюшной стенки, видимая перистальтика, расхождение прямых

мышц живота, состояние пупка и участие передней брюшной стенки

в акте дыхания;

Перкуссия живота (асцит, симптом баллотирования),

Определение размеров печени по Курлову (после 5 лет);

В норме они равны:

I I - 7 - 9 с м

I I I - 6 - 8 с м

Пальпация живота (напряжение, болезненность, гиперестезия, уплотнения, их наличие и локализация);

Пальпация печени (до 5-7лет печень выступает из-под края реберной дуги на 1-2 см)

Состояние ануса (трещины, зияние, выпадение прямой кишки)

Испражнения (цвет, запах, консистенция и патологические примеси).

Пример:

Аппетит хороший. Глотание свободное, безболезненное. Губы естественного цвета, трещин нет. Слизистая оболочка ротовой полости бледно-розовой окраски, без пато

Контакт с инфекционными больными отрицает. Случаев заболевания среди окружающих больного дома и на работе не установлено. Образ и условия жизни больного удовлетворительные (не проживает в эпидемически неблагоприятной местности; грызунов дома и на работе нет). Дома- кошка, на работе- собаки, все животные здоровы. Постоянно на территории предприятия в городе, проживает в городе, бытовые условия хорошие. Соблюдает правила личной гигиены. Питается в основном дома, но в течении нескольких дней до заболевания употреблял покупные подсолнечные семечки. Водоснабжение центральное. Парентеральных вмешательств, трансфузий крови, оперативных вмешательств, а также посещений стоматолога за последние 6 месяцев на было. Употребление наркотиков отрицает. Туберкулез, венерические заболевания, малярию, кишечные заболевания, тифо- паратифозные заболевания отрицает. Перенесенные раньше инфекционные заболевания - детские инфекции. Прививку от дифтерии когда делал не помнит. График детских прививок сохранен.

Анамнез жизни

Родился в Белгороде в 1950 году. В школу пошел в 7 лет. В умственном и физическом развитии от сверстников не отставал. После школы поступил и закончил техникум. Начал трудовую деятельность с 1970 года. Женат. Имеет сына, 31 года. Все члены семьи здоровы.

Материально-бытовые условия: благоприятные. Живет с женой в городе, в отельной квартире.

Питание: регулярное, полноценное.

Условия труда: на работе находиться под воздействием постоянного стрессорного фактора.

Вредные привычки: не курит, алкоголем не злоупотребляет. Употребление наркотиков отрицает.

Перенесенные заболевания и операции: в 1984 году оперирован по поводу острого аппендицита. Без осложнений. Других операций не было. Контузии и травмы отрицает.

— это совокупность данных о пациенте и о коллективе, с которым соотносилась его деятельность, а также о территории, на которой могло осуществляться заражение. Полученные сведение применяют для постановки точного диагноза заболевания, установления источников инфицирования, путей заражения и подбора методов, помогающих предотвратить дальнейшее распространение болезни.

Цели анамнеза

Для этого требуется установить:

  • Контактирование с зараженными больными, особенно со схожими клиническими признаками.
  • Перенесение в прошлом подобных патологий.
  • Возможности пребывания в очаге инфицирования.
  • Развитие болезни во время эпидемиологической вспышки.
  • Пребывание больного в природном очаге инфицирования или в неблагополучной местности.
  • Возможности заражения инфекцией в результате контакта с больными животных, по причине применения инфицированных предметов, одежды, при потреблении зараженных продуктов питания или зараженной воды.
  • Укусы животных, насекомых из группы кровососущих, которые могут являться источниками или переносчиками инфекционных патологий.
  • Возможность перинатального или внутриутробного заражения инфекцией.
  • Вероятность заражения инфекцией в процессе осуществления переливания крови или её составляющих, во время реализации оперативного вмешательства, при инвазивных манипуляция с целью диагностики или лечения или половым путем.

Сбор данных анамнеза

Сбор данных анамнеза начинается с установления даты начала заболевания. При возникновении трудностей с определением даты, то день за днем прослеживается время, примыкающее к предполагаемой дате. Затем устанавливается возможность проникновения инфекции больными, родственниками и другими лицами, с которыми осуществлялось общение, возможности заражения инфекцией в семье. При возникновении необходимости полученные данные уточняют по имеющимся записям в амбулаторных картах и другой документации.

Выясняется процессия пациента и возможности её негативного влияния на состояние здоровья, пребывание человека на экскурсии. В походе, на рыбалке, охоте, участие в каких-либо акциях или обрядах. В некоторых ситуациях появляется необходимость выявления характера питания и потребления продуктов, которые человек не кушает постоянно. Также требуется получение данных о качестве питьевой воды, а пребывании в местах общественного пользования, о приобретении уже используемых предметов.

Это важно!

Зачастую появляется потребность в установлении того, с какими животными контактировал пациент, отмечались ли укусы этих животных и т.п. В каждом конкретном случае собираются сведения об уже перенесенных инфекционных патологиях, травмах, ранениях, проведении профилактических прививок, использовании серотерапии, приеме антибиотических препаратов и химиопрепаратов.

При сборе данных о коллективе, в котором находился пациент, особое внимание следует обращать на состояние инфекционной заболеваемости, а также на другие условия, способствующие заражению.

Сбор данных о местности начинается с места нахождения пациента во время заражения — город, сельская местность, населенные пункты и т.п. Затем выявляется наличие на этой территории животных, инфекционных болезней среди людей и животных, перерабатывающих животное сырье предприятий.

При малой осведомленности самого пациента врач получает необходимые сведения от лиц из окружения или из медико-географического описания местности. Результаты полученного эпидемиологического анамнеза отражаются в истории заболевания и на карте реализации эпидемиологического исследования.


Close