Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко - и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее - бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля - это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия.

Класс вожаков подразделяется на две категории:

Люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;

Люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, - это его обаяние. Обаяние - вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда - объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой - толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:

1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

Переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

Обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

Применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Методы управления толпой не изучаются ни в театральных вузах, ни в школах ораторского искусства и развития правильной речи , т.к. и актерское мастерство и риторика нацелены на работу с ограниченной аудиторией, назвать которую «толпой» можно лишь грубо и условно. Кроме того, перед артистом никогда не стоит задача управления массами: цель выступления не связана с каким-либо конкретным действием зрителей, а лишь с эффектом сочувствия и сопричастности. Противоположным образом обстоят дела с людьми, изучающими методы влияния на толпу: они-то как раз и не обходят стороной искусство сцены. Чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор, или сходить на митинг: вы найдете там бесконечную череду образов и характеров, доведенных до совершенства или испорченных, в зависимости от искушенности действующего лица.

Значит ли это, что любой актер способен выйти на трибуну и подчинить толпу своей воле? Нет. Скорее, это значит, что профильное театральное образование дает актеру набор инструментов и навыков, необходимых для работы с массами, и понимание общих механизмов такой работы.

К инструментам актера можно отнести:

  1. Умение создавать образ и перевоплощаться.
  2. Способность погружаться в обстоятельства роли, вызывать у себя подлинные эмоции и заражать ими зрителя.
  3. Навыки самопрезентации. В том числе - физические (техника речи и постановка голоса , владение телом и пластикой, мимические и жестикулятивные выразительные средства).

Психология толпы

Толпа - явление столь же древнее, как и сам человек, она представляет собой прототип первого примитивного общества. Первобытные люди сбивались в толпы (общины) перед лицом опасности, будь то угроза нападения, голода, холода, стихийного бедствия, и т.д. Там, где один человек наверняка бы погиб, община демонстрировала чудеса силы и стойкости, многократно повышая шансы на выживание вида. Инстинкты толпы, превращающие ее в примитивный, но единый и слаженный организм, формировались на протяжении сотен тысяч лет эволюции, вот почему они сильны даже сегодня.

Из каких бы людей ни была сформирована толпа, ее восприятие и реакции всегда остаются одинаково примитивными. По мнению французского социолога Г.Лебона, одного из первых исследователей данного феномена, человек в толпе быстро утрачивает идентичность вместе со способностью к самоконтролю на сознательном уровне. То есть, отдается во власть инстинктов, становится внушаемым, эмоционально восприимчивым, импульсивным, способным на поступки, которые никогда не совершил бы вне толпы.

Психическое заражение

Чтобы понять, как это работает, понаблюдайте за стайными птицами. Если одна птица срывается с места, то вся стая моментально взлетает следом, т.к. воспринимает ее поведение, как сигнал об опасности. Рефлексы и инстинкты социальных животных работают превентивно: если тревога ложная, то стая ничего не потеряет, лишь потратит несколько секунд на перестраховку. Но если опасность настоящая, то выживание стаи может оказаться в прямой зависимости от скорости реакции на угрозу.

У людей феномен психического заражения особенно наглядно проявляется во время паники. Если группа людей попадает в экстремальную ситуацию, то один запаниковавший создает угрозу для всех сразу, т.к. паника очень быстро распространяется. Так на войне один бегущий солдат может спровоцировать стихийное бегство с поля битвы, даже если войска еще не терпят поражение.

Кроме паники, таким же образом может распространяться любая простая эмоция, например, гнев, ярость, восторг и т.д.

Виды толп по активности, эмоциональности, стихийности

Важно понимать, что толпа, это не универсальное определение любого скопления людей, а всего лишь одна из трех разновидностей стихийной группы, наряду с массой и публикой. Различия, прежде всего, заключаются в причинах сбора, степени организации и эмоционального возбуждения.

Так массы (например, массовые гуляния на праздниках) более организованы, разнородны и стабильны. Масса людей не способна на мгновенное слаженное действие, т.к. состоит из несвязанных между собой индивидов. Говоря проще, люди не стоят плечом к плечу на защите каких-то общих интересов, они просто проводят время в одном месте, но каждый отдельно и по-своему.

Публика (например - театральная) это кратковременное собрание людей, связанное с конкретным культурным событием, анонсированным заранее и хорошо организованным. Цель публики - времяпрепровождение, она не имеет лидера, не склонна к каким либо совместным действиям (кроме проявления эмоций) и не столь внушаема.

Публика может превратиться в толпу, например, при пожаре в театре. Толпа же не может превратиться в публику ни при каких условиях.

Признаки толпы:

  • Численность. Большое количество людей собирается на сравнительно небольших пространствах.
  • Контактность. Вне толпы человек оберегает свое личное пространство довольно ревностно. В толпе же люди контактируют друг с другом физически, и воспринимают это как норму.
  • Высокая степень вовлеченности. Люди в толпе способны эмоционально реагировать даже на события, которым не придали бы значения вне толпы.
  • Стихийность и отсутствие даже минимальной организации.
  • Неопределенность общей цели. Толпу связывает общее эмоциональное состояние и общий объект внимания, но цель всегда размыта. Целей может быть несколько, они могут заменять друг друга, могут быть навязаны извне и т.д.

Базовые механизмы управления толпой

Большинство неудачных попыток управления толпой объясняются тем, что лидер неправильно ее оценивает. Многие потенциальные лидеры пытаются разговаривать с людьми, которых видят перед собой, так, как говорили бы с каждым из них в отдельности и наедине. То есть, используют рациональные доводы, выстраивают логические цепочки, приводят цифры, факты, прогнозы, сравнения и прочие традиционные аргументы убеждения. Толпа к таким аргументам совершенно невосприимчива, ей не интересны цифры, ей чужда логика, она не собирается проверять ваши утверждения. Влиять на толпу можно только через воображение и эмоциональную память, вот почему актерские средства эффективны.

Легче обмануть толпу, чем одного человека.» — Кароль Бунш

Способы управления толпой:

  1. Эффект толпы. Для начала толпа должна быть и чувствовать себя толпой, а не публикой и не аудиторией. Для этого необходим правильный выбор места: подойдет открытая площадка вроде площади или стадиона. Людям должно быть тесно, необходим физический контакт и беспрепятственный обмен информацией.
  2. Простые образы и эмоции. Разговаривая с толпой, рисуйте картинку, которую можно оживить в воображении. Апеллируйте к простейшим эмоциям, толпа - максималист, она не видит ничего сложнее черного и белого. Только позаботьтесь о том, чтобы вас хорошо слышали и понимали. Для этого следует заняться правильной постановкой речи .
  3. Не думайте, что вам никто не поверит. Человеческие массы скорее поверят в невероятное, чем в то, что действительно может быть. Этот парадокс известен со времен раннего христианства (Верую, ибо абсурдно!) и широко применялся в фашистской пропагандистской кампании (эффект большой лжи).

Автоматическое мышление, характерное для толпы, выражает восприимчивость к стойким стереотипизированным и повторяющимся образам. На эту восприимчивость оказывает влияние и внушающая сила слова. Их нужно тщательно подбирать.

Это относится не к точности выражений или ясности информации, а к численности и силе образов, которые эти слова вызывают в сознании толп, вне какой либо зависимости от их действительного значения. Те слова, смысл которых менее всего определен, порой обладают наибольшей действенностью.

К подобным словам Московичи относил такие термины: демократия, социализм, равенство, братство, любовь и т. п., чей смысл остается таким туманным, что пухлых томов недостаточно, чтобы его прояснить. Но они соединяют в себе неосознаваемые и многообразные чаяния и надежду на их осуществление.

А вот еще один его совет. Когда вождь намеревается мобилизовать толпу, ему необходимо использовать такие слова. Если он употребляет слова обыденного языка, он должен учитывать смысл, который они имеют именно в данный момент. Некоторые могли обветшать и утратить свою притягательную силу. Другие еще слишком молоды, чересчур новы, для того чтобы пробудить отклик. Вождь или государственный деятель должен найти «говорящие» слова, как-то окрестить вещи, любимые или ненавидимые массами, сжав их в краткие формулировки.

Один из моих подопечных, ведя избирательную кампанию, в речах называл цифры и проценты, когда речь шла о его успехах. Его было тяжело слушать. Когда он стал пользоваться словами «треть», «половина» и т. п., его слушали гораздо внимательней.

За возникшим образом сразу следует действие. В тех случаях, когда язык связывает настоящее с прошлым, он подкрепляет актуальные идеи прежними эмоциями и переносит старые отношения на новые ситуации.

Внушающая сила подобного языка происходит из того, что он будоражит в каждом члене толпы воспоминания о событиях, верованиях и чувствах, хранимых веками. Все это составляет всеобщее достояние большинства и каким-то невидимым образом влияет на наши мнения и действия.

Следует помнить, что в жизни народа, религии, группы ничто не утрачивается, а все или почти все принимает лишь иные формы. Это объясняет, почему, когда обращаешься к толпе, нужно отбирать слова, которые из потаенных уголков памяти вызывают идеи, образы, чтобы их восстановить, извлекая из глубинных недр.

Очень полезно взывать к ушедшим поколениям, ибо они определяют не только нашу физическую конституцию, они определяют также и наши мысли. Мертвые являются единственными и непререкаемыми наставниками живых.

Итак, вождь должен обращаться к человеку, будя прошлое в человеке, изобретать язык, предназначенный для того, чтобы возбудить толпы, сплотить их, увлечь неспособных размышлять к заранее поставленной цели. Если он хочет сохранить над ними психологическое господство, он должен постоянно расширять свою речевую палитру, ее подсознательную основу, затрагивая новые верования, новые сферы коллективного воображения, доходя до глубинных слоев предания. (Я использую Библию.) Таковы были Наполеон и Сталин. Если не находится виртуоза, способного обновлять эти речи, то толпы рассеиваются, почти не оставляя следа. (Пример нашего советского народа, который создал И. В. Сталин.)

Существуют два и только два типа мышления, предназначенные для объяснения реальности: первый нацелен на идею-понятие, второй - на идею-образ. Первый действует по законам логики, второй взывает к законам памяти и внушения. Первый присущ индивиду, второй - толпе. Было бы глубоко ошибочным пытаться увлечь и убедить массы с помощью приемов, предназначенных для отдельных людей, подобно тому, как варка борща в 500-литровом котле - это не то, что в 3-литровой кастрюле.

Следует помнить, что толпу не склонить к идее, если она сама к ней не склонна, не загипнотизирована ею. Ле Бон утверждает, что иным образом обращаться к массе нельзя. Начинать какую-либо групповую деятельность по образцу индивидуальной нельзя, бесполезно и даже опасно. Это значит - обращаться к толпе не как к толпе. Когда обращаешься к интеллекту, толпа становится апатичной. Ее законы невозможно обойти. Они так же строги, как законы физики и экономики. Из этого следует, что искусство управлять массами - это искусство управлять их воображением.

Все вожди никогда не могли править, не считаясь с воображением. Владеть искусством производить впечатление на толпы, значит, владеть искусством управлять ими. Необходимо использование образа во всех его формах, поскольку тем самым «человек должен еще меньше напрягать свой рассудок: ему достаточно всего-навсего посмотреть и прочитать самые коротенькие тексты» (Гитлер).

Слова воскрешают психические образы, но еще могущественнее образы, представленные наглядно. Средства коммуникации претерпели эволюцию. Вначале было усиление выразительности слов за счет радио, затем непосредственное порождение образов за счет кино и телевидения. И, прежде всего, следует убрать неугодных из телевидения. Радио слушает гораздо меньше людей, а читающей публики еще меньше.

Книгопечатание создало базу критическому мышлению, а радио и телевидение обеспечили автоматическому мышлению техническую базу и мощь, которую трудно предвидеть. Средства коммуникации сделали автоматическое мышление историческим фактором. И этот фактор будет иметь место, пока существует толпа.

Как вождь должен взяться за дело, чтобы сдвинуть массу и утвердить свое влияние на нее? Два пути ему заведомо закрыты: сила и разум.

Сила гарантирует внешнее подчинение посредством страха. Но сердца не будут тронуты, умы останутся безучастными и люди выразят лишь внешнее согласие.

Ум тоже не подходит, ибо массы нечувствительны к рассудочным доказательствам. Если сила исключается, а разум неэффективен, настоящему вождю остается третий путь: обольщение.

Авторитет обольщает, а вождь - обольститель. Как только обаяние начинает действовать, так масса превращается в сомнамбулу. Как и гипнотизер, он уводит толпу от ее действительности, чтобы представить ей лучшую действительность, более красивую, соответствующую ее надеждам. С ним банальное становится необычным. И он об этом думает ежеминутно. Наполеон и Цезарь в суматохе полей сражений всегда думают о зрелище, которое они представляют.

С помощью логики обольщения слово становится могущественным властелином, обладая маленьким и совершенно невидимым телом, успешно осуществляет свои в высшей степени чудесные деяния.

Обольщение вождя не стремится себя скрыть. Оно оперирует открыто и использует уловки у всех на виду. Не вздумайте разрушать этот прочно сотканный ковер иллюзий. Вы рискуете натолкнуться на массовый гнев, который обернется против вас, но пощадит соблазнителя. Я пробовал было покритиковать Кашпировского и Чумака в период расцвета их популярности и был жестоко наказан. Народ перестал ко мне ходить, что обернулось большими убытками.

Обольщать - это значит переносить толпу из разумного мира в мир иллюзорный. Чувство управляет законами толп. Они нуждаются в иллюзии, а действия вождя пропускаются через иллюзию, которая оказывается более необходимой, чем рассудок.

Однако не следует делать вывод, что вожди - это обманщики и лицемеры. Они сами находятся во власти этой иллюзии. Отсюда их странный вид, одновременно искренний и притворный, который заставил Талейрана сказать о Наполеоне: «Этот человеческий дьявол смеется над всеми; он изображает нам свои страсти, и они у него действительно есть».

Нужно, чтобы вождь был непосредственным как актер. Он выходит из своего духовного пространства, чтобы сразу погрузиться в духовную жизнь публики. Обольщая толпу, он обольщает самого себя. Он действует в унисон с толпой, воскрешает их воспоминания, озаряет их идеалы, испытывает то, что испытывают они, прежде чем повернуть их и попытаться увлечь своей точкой зрения. В общем, как говорят психотерапевты, вначале нужно пристроиться к клиенту, а потом его вести.

Прежде всего, нужно превратить индивидов в толпу и вовлечь их в определенную деятельность. Ученые указывают, что приемы всегда специфичны, но три стратегии всегда одинаковы: представление, церемониал и убеждение. Первая управляет пространством, вторая - временем, третья - словом.

Для того чтобы собраться, толпам необходимо пространство. Места действия - соборы, стадионы, дворцы спорта, городские площади - создаются или используются для того, чтобы принимать массы, и, воздействуя на них, получать толпу. Это ограниченное пространство, где люди сообща освобождаются от обыденной жизни и оказываются объединенными общим достоянием надежд и верований. Каждый, сплотившись с другими, чувствует себя более сильным, уверенным, поддержанным массами.

Пространства стадионов площадей, проспектов наполняют открытые массы, следующие вереницей. Дворцы, соборы или театры больше подходят для закрытых толп.

Иные являются настоящими политическими театрами. В каждом городе есть такое место. Например, Красная площадь в Москве, Дворцовая в Санкт-Петербурге, Театральная в Ростове-на-Дону. Сейчас такие места имеют и многие большие организации. Даже крупные вузы.

Эти места приводят во внутренне волнение. И здесь действует определенный порядок: руководитель наверху, а толпа внизу; первый - единственный на свете, вторая в бесчисленном множестве, но невидимая, несмотря на количество. Толпа скрывается в многочисленности, вождь демонстрирует свое одиночество.

Этот процесс хорошо описан в литературе, посвященной психологии толпы (Московичи, 1998). Использую, в основном, его описание.

Прежде всего, собрание превращается в гипнотическую мессу. В ее ходе вождь использует весь свой авторитет. Это - настоящий праздник символов: знамена, аллегории, изображения, песни - знаменуют встречу вождя и толпы. Все это направляет коллективное слияние к наивысшей точке.

Без манифестаций, военных шествий, съездов не может быть толп. Толпы могут сделать массу нелепого, убить принца, захватить банки, взломать тюрьмы, перекрыть железные дороги.

Эти действия могут показаться абсурдными. Но высшая польза этих действий заключается в том, что с их помощью массы узнают себя и принимают обязательства перед вождем.

Церемониал хорошо сплачивает толпу, способствует растворению индивида в массе, а также усвоению автоматического поведения. Люди начинают функционировать в унисон. Примером может служить наша любая пирушка, где мы моментально превращаемся в толпу. Помогает этому музыка, которая погружает людей в гипнотическое состояние.

Кульминацией всего является появление вождя, который представляет всех гостей. Постепенно возникает автоматическая мысль, бессознательные силы. Толпа готова верить словам вождя, совершить действие, которое потребует от нее вождь. Все объединены простыми и сильными чувствами.

Эти церемонии являются настоящими мессами, где вождь предстает одновременно и как Бог, и как должностное лицо. Но основаны эти мессы не на религиозном, а на гипнотическом принципе.

Как только массы погружены в коллективный гипноз, всеобщее внимание к себе приковывает личность вождя. Его взгляд очаровывает, влечет и вместе с тем пугает. Покоренная масса становится еще более восприимчивой к слову, которое теперь станет главным средством обольщения. Слова и формулировки являются великими генераторами мнений и верований. Являясь опасной силой, они губят больше людей, чем пушки.

Слово превращается в орудие обольщения благодаря авторитету вождя.

Массы никогда не увлекаются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рожают определенные слова и ассоциации слов. Их сосредоточенно произносят перед толпами, и немедленно на лицах появляется уважение, головы склоняются. Грамматика убеждения основывается на утверждении и повторении. Но убедить людей можно лишь в том, во что веришь сам.

Первое условие любой пропаганды - это ясное и не допускающее возражений утверждение однозначной позиции, господствующей идеи. Не обязательно давать новое содержание. Вождь не должен стремиться казаться преподавателем.

Нужно постоянно учитывать усталость толп, то, что слова стираются от частого повторения и, в конце концов, покрываются паутиной. Слова должны утверждать.

Утверждение имеет четкую позицию. Это позиция стороны, которую защищает оратор, против тех, которых атакует.

Чем решительнее и точнее суждение, тем больше силы имеет утверждение, так как в этом видят доказательство убежденности и правоты говорящего. Гете требовал: «Если я должен выслушать мнение другого, необходимо, чтобы оно было выражено в позитивной форме. Во мне самом достаточно проблематичных элементов». Утверждение должно быть высказано кратким и повелительным тоном гипнотизера, приказ без возражений. Оно должно быть кратким, энергичным и впечатляющим.

Утверждение означает отказ от обсуждения, это просьба принять идею без обсуждения, без взвешивания всех «за» и «против». Хорошо действуют псевдовопросы, т. е. риторические вопросы, на которые ты всегда услышишь ответ «да».

Хочу еще раз подчеркнуть, что все эти описания сделаны на базе действительности других стран. Если что-то подобное имеется и у нас, значит, наверное, здесь описаны закономерности, а не случайные явления. А может быть, к нам это не имеет никакого отношения. Судите сами, мой дорогой читатель. А если вам не надоело, то пойдем дальше. Может быть, вам эти знания пригодятся, чтобы не поддаться гипнозу и чтобы самому не стать гипнотизером.

Повторение является вторым условием пропаганды. Оно придает вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи (точнее, сверхценные идеи). Слыша их все вновь и вновь, в конце концов, начинаешь проникаться ими. Повторение придает идеям осязаемость и очевидность, которые заставляют принять их целиком. Поэтому неудивительно, что речи диктатора многословны. Оратор только и делает, что повторяет одно и то же. Повторение защищает от противоположного мнения. Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие.

«Повторение внедряется, в конце концов, в подсознание, туда, где зарождаются мотивы наших действий. В конце концов, мы начинаем верить в часто повторяемую сентенцию или остроту, забыв, кто ее автор. С помощью повторения формулировка отделяется от личности вождя и обретает автономную действительность, подобно заговору и молитве. Затем они проникнут в подсознание и станут элементом коллективного верования. С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Клевещите, клевещите. Что-нибудь непременно останется, хотя бы молва. А молва, как и предрассудки, как и клевета, - это сила. Примерно так действует и реклама, превращая нас в публику, т. е. толпу, которая просто не находится в одном месте.

Повторение связывает мысли и создает видимость логической цепочки. Если вы часто связываете разнородные понятия: «Революция и религия», «национализм и социализм», «Марксизм и христианство» - вы создаете у вашей аудитории эффект удивления и придаете ей уверенность, что оба эти понятия связаны.

Убеждение и повторение приводит к коллективному внушению. Идеи сливаются в поток верований, которые распространяются со скоростью эпидемии. Идеи никогда не утверждаются оттого, что они точны, они утверждаются только тогда, когда с помощью двойного механизма повторения и заражения оккупировали и область подсознания, где зарождаются движущие силы нашего поведения. Прислушайтесь к мнению знатоков толпы. Точно так же необходимо внедрять и реальные мысли. Убедить кого-то - не значит доказать ему справедливость своих доводов, но заставить действовать в соответствии с этими доводами. Можно доказать, но не убедить. Можно убедить, но не доказать. Но лучше одновременно и доказать и убедить. Доказываю я хорошо, убеждаю плохо. Многие хвалят мои книги, но мало кто выполняет их рекомендации. То есть доказать мне удалось, а убедить - нет.

Слова, даже бездоказательные, но высказанные с большим убеждением оказывают удивительное влияние на толпу. Могущество их исходит не из того, что говорится, а из их «магии», от человека, который их говорит. Поэтому обращайтесь с ними не как с частями речи, а как с зернами воспоминаний, почти как с живыми существами. Оратор, который ничего не напоминает, ни к чему не взывает. Когда действуют очарование, толпа поддается силе того, что они напоминают, и действиям, к которым они призывают. Она уступает вождю, который фактически ее соблазняет.

Благодаря этому разнородные люди сливаются в однородную массу. Вождь насаждает толпе верования, ядром которых является страсть, а целью - действие.

Один из моих подопечных рассказал мне, как он использовал эти, приобретенные у нас навыки.

«Я никогда не принимал участия в собраниях нашего садоводческого товарищества. Обычно на них, кроме криков, ничего не было. Мне это даже напомнило собачий лай, когда все просто гавкают. Председатель товарищества не смог провести совершенно верную идею. Дело в том, что власти хотели через садовое товарищество провести магистральный водопровод. Для этого пришлось бы пожертвовать 8 делянками, а сама территория товарищества разделилась надвое. Но требовалось согласие общего собрания. Всего было 144 делянки. Водоканал обещал всем провести на участки водопровод, и большинство склонялось к тому, чтобы пожертвовать этими 8 делянками, выделив им материальную компенсацию, тем более что одна из них принадлежала проворовавшемуся и снятому с поста бывшему председателю товарищества. Тогда мне и пригодились навыки вождя, наработанные за время обучения. Этому также способствовало и то, что меня практически мало кто знал. Ходили слухи, что я где-то при власти, и думали, что я поддерживаю идею отчуждения участка в пользу водоканала. Мне удалось отложить собрание. Когда оно состоялось, меня избрали председательствующим, и мне удалось минут за 10, взывая к чувству благородства, изменить настроение собрания. Было принято решение отказать водоканалу».

Я застенографировал весь рассказ моего подопечного. Он охарактеризовал собрание садоводов как дружную семью, которая никогда не бросит в беде, что на собраниях мы ведем дисциплинированно, никогда никого не перебиваем и пр. Не привожу его просто из-за нехватки места. Но он использовал все описанные выше приемы. Моему подопечному блестяще удалось развернуть на 180° настроение толпы. Она вначале была кровожадной, а потом стала благородной.

Наивно думать, что единоличное господство изживет себя. И если после всего, что вы прочли здесь, вам всетаки хочется быть вождем, читайте следующий раздел. Но делайте это осознанно.

Что нужно знать, если хочешь стать вождем?

Прежде всего, нужно знать, что вождь становится решением проблемы существования масс. Даже если создаются партии, то и они рано или поздно обзаведутся каким-нибудь вождем, живым или умершим. Необходимо выяснить причины этого явления. Есть точка зрения, что источником и прототипом каждого авторитета является отец. Его влияние возникло с незапамятных времен вместе с семьей. История всех политических режимов - это медленное изменение власти отцовского типа.

Вождь разрешает проблемы так же, как отец решает проблемы патриархальной семьи. Этим объяснением можно возмущаться. Но что мы видим на экранах телевизоров: люди приветствует Президента (подставьте любое имя); люди спешат на встречу с папой римским. Вам мало этих примеров? Посмотрите телепрограмму с новостями. А на производстве разве мало сотрудников, поющих дифирамбы своему шефу на светском рауте? Я сам видел и слышал, как сотрудник, занимающий довольно высокую ступень в своей иерархии, может, даже более достойный занять первое место, с пеной у рта славил своего шефа. Один в верноподданническом раже назвал его чуть ли не Богом. Вы думаете, этот руководитель возмутился, прервал докладчика? Ошибаетесь. Он слушал это благосклонно. Идолопоклонство перестало быть экзотикой. Толпа с неимоверной скоростью переносится от восторженного свободолюбия к жесткому подчинению. Его аморфная структура превращается в структуру, сосредоточенную вокруг одного человека. Надо полагать, массы находят удовольствие в каком-то бессознательном побуждении гнуть на кого-то спину. Более того, у меня создалось впечатление, что толпа, устав от свободы сама требует, чтобы на нее надели узду. Когда у нас была мода на выборы руководителей, я присутствовал на одних из них. Все приветствовали нового лидера демократического толка, но большинство призывало его быть жестче и круче.

Много и красиво говорят о свободе. Но Тард подчеркивает, это благородное чувство встречается крайне редко, но декларируется часто. Для большинства людей неизъяснимая прелесть связана именно с подчинением, доверчивостью, чуть ли не с влюбленной услужливостью обожаемому властелину.

Такая тесная связь с вождем возникает потому, что он просто и наглядно предлагает толпам ответы на их вопросы, он дает имя их анонимности. Не рассудочно, не по расчету, а гораздо глубже, интуитивно, они хватаются за него, как за абсолютную истину, дар нового мира, обещание новой жизни. Сказав «да» вождю, экзальтированная масса меняет веру и преображается в полном смысле слова. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придает ей мужество как переносить страдания, так и бесчувственность, необходимую для совершения насилия.

Энергию, которую массы черпают в своих иллюзиях, лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управления государством и вести множество людей к цели, продиктованной иногда разумом, а иногда наукой.

Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? - Ростов н/Д:, 2004

Первые попытки научного обоснования стратегии и тактики обуздания толп, выработки технологий управления ими можно найти уже в трудах родоначальников социальной психологии и социально-психологического подхода к социально-массовым явлениям (Г. Лебон, Г. Тард, Н. К. Михайловский, З. Фрейд).

С точки зрения французского мыслителя Густава Лебона («Психология народов и масс»), для психологии толп основной моделью социальных действий и реакций является гипноз. Вождь же – это своего рода эпицентр, от которого исходит первая волна гипнотического воздействия на превращенных в подобие «сомнамбул» участников коллективного действия (восприятия) .

Тогда ключевое значение для управления массами, толпами, в соответствии с моделью Лебона, имеет: 1) подбор вождей демократического типа, способных контролировать настроение толп, не дожидаясь, пока «улица» сама выдвинет лидеров-разрушителей; 2) овладение этими «вождями» знаниями характера толпы и принципами управления ею.

С. Московичи выделяет ряд принципов, лежащих в основе «психологии масс» Лебона, которые должен учитывать лидер при воздействии на массу (толпу):

1) массы, какова бы не была их культура, доктрина или социальное положение, нуждаются в поддержке вождя, который пленяет их как гипнотизер своим авторитетом;

2) критический ум, отсутствие убежденности и страсти являются двумя препятствиями к действию. Внушение может их преодолеть, поэтому пропаганда, адресованная массам, должна использовать язык аллегорий – энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками;

3) начинать какую-либо коллективную деятельность по образцу индивидуальной (обращаясь к разуму, а не к чувствам и воображению), воздействовать на толпу с помощью рациональных аргументов – бесполезно и даже опасно. Именно это делает массу апатичной вместо того, чтобы ее мобилизовать. Искусство управлять массами – это искусство управлять их воображением. Оно может опираться на какую-то высшую идею (революции, родины, свободы, равенства, демократии и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании каждого человека-массы путем повторения, пока не внушат ее. Впоследствии она превращается в коллективные образы и действия .

Таким образом, основной технологией управления настроением и действием толпы в классической «психологии масс» признается технология коммуникации лидера («вождя») с массой, основанная на учете иррационального характера последней.

Начало формирования в СССР, а затем и в современной России научных школ, занимающихся анализом стихийного массового поведения и разработкой технологий управления им, вероятно, следует отнести к началу 1970-х годов, когда, после многолетнего «табу» на социально-психологические исследования, в Институте общественных наук при Международном отделе ЦК КПСС появилась первая в СССР кафедра общественной психологии во главе с профессором Ю. А. Шерковиным. Опираясь на анализ зарубежной литературы по социальной психологии, доступ к разработкам зарубежных спецслужб, собственные наработки и практический опыт, членами кафедры был подготовлен спецкурс, в котором рассматривались закономерности поведения людей в толпе, взаимозаражения, распространения слухов и, что для нас здесь наиболее важно, эффективные техники управления массовыми процессами.


Сегодня теоретико-технологический опыт данной школы, помноженный на авторские разработки и анализ социально-психологической проблематики, представлен наилучшим образом, как нам представляется, в трудах видного российского философа и социального психолога А. П. Назаретяна, в особенности в его работе «Психология стихийного массового поведения».

А. П. Назаретян выступает против сложившихся, в том числе в чиновничье-управленческих кругах, предрассудков по поводу «непредсказуемости» и «неуправляемости» толп, отождествляемых с социальным беспорядком, хаосом. Он исходит из двух значимых для понимания стратегии управления толпами методологических принципов:

1) «чем хаотичнее система, тем более простым закономерностям она подчиняется»;

2) «иллюзия неуправляемости появляется тогда, когда мы с простой системой пытаемся обращаться как со сложной, а в итоге наши действия оказываются бесполезными» .

Однако, несмотря на то, что в стихийном массовом поведении, в толпе реализуются более примитивные механизмы и закономерности, нежели в организованных группах, а участник толпы доступен для элементарных манипулятивных воздействий, – все это не отменяет необходимости изучения механизмов влияния на толпу и практических «тактик» не только (и не столько) для ученых, сколько для субъектов управленческой деятельности – политиков, правоохранителей, организаторов массовых мероприятий.

Толпа квалифицируется А. П. Назаретяном как скопление людей , не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием, как социальный агрегат (неструктурированное множество индивидов) .

Важнейшим типовым механизмом толпообразования является «циркулярная реакция» (эмоциональное кружение) – взаимное заражение индивидов, передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами (массовая зевота, смех, ярость, панический страх и т. д.). В ходе эмоционального кружения стираются индивидуальные различия, временно снижается роль личного опыта, ролевой идентификации, даже здравого смысла и индивид чувствует и реагирует «как все». При этом, как отмечает автор, происходит эволюционная регрессия: актуализируются низшие, филогенетически более примитивные пласты психики. Повышаются восприимчивость членов толпы к внутренним импульсам данной толпы, при снижении восприимчивости к импульсам извне, усиливаются барьеры против всякого рационального довода : логические аргументы могут оказаться тогда не только бесполезными, но и опасными как для их автора, так и с точки зрения развития ситуации, роста агрессивности и деятельной активности толпы. Так, П. А. Сорокин рассказывает о своей неудачной попытке переубедить солдат и матросов, возбужденных льстиво-эмоциональной речью Л. Д. Троцкого у Таврического дворца в Петрограде. Анализируя причину этой неудачи, Л. Г. Почебут отмечает, что в то время как В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий говорили короткими, хлесткими, емкими фразами-лозунгами, воздействовавшими на чувства , наделяли толпу эпитетами «гордости и славы русской революции», «вершителей судеб страны и мира», П. А. Сорокин наивно пытался воздействовать на рассудок толпы, на логику, вскрывать причины и последствия действий толпы . В итоге, в ответ на призывы оратора к разуму и логике, «толпа ревела, угрожала, потрясала кулаками» .

Для понимания смысла и направленности технологических воздействий на толпу большое значение имеет в концепции А. П. Назаретяна его классификация, предполагающая выделение толп:

окказиональных (от англ. occasion – случайность), т. е. случайных скоплений людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие (для сравнения, в нашей работе рассматривается аттрактивная толпа, в основе возникновения/существования которой лежит коллективное восприятие [события, зрелища], внимание к некоторому «фокусу» взаимодействия);

конвенциональных – с преобладанием направленного интереса (собрания людей по поводу заранее объявленного события: матча, митинга, концерта) и готовностью участников мероприятия следовать некоторым предписаниям (конвенциям);

экспрессивных – ритмически выражающих определенную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение (слаженное скандирование, танцы и т. п.), включая, как свои крайние формы, толпы экстатические ;

действующих, подразделяющихся на:

а) агрессивные, эмоциональной детерминантой которых является агрессия, ярость, злоба;

б) панические, объятые ужасом, стремлением каждого участника толпы избежать реальной или воображаемой опасности;

в) стяжательные, агрегаты людей, вступивших в неорганизованный конфликт за обладание какой-либо ценностью, когда доминирует жажда обладания, жадность;

г) повстанческие , отличающиеся социально справедливым характером возмущения.

Главным свойством толпы, наиболее важным в практически-прикладном плане, является, согласно А. П. Назаретяну, ее превращаемость, т. е. способность превращаться из одного вида в другой (как спонтанно, так и по умыслу вожаков толпы, либо, напротив, представителей власти, сил правопорядка). Так, в ходе футбольного матча, рок-концерта конвенциональная толпа зачастую превращается в экспрессивную, а затем и агрессивную либо стяжательную и паническую (в случае возникновения опасности – драки, пожара, плохой организации, например, слишком узких проходов на выходе с мероприятия). Однако, с помощью ряда приемов возможна трансформация наиболее опасных видов толпы в более «безобидные», применительно к конкретной ситуации. На этом свойстве превращаемости в значительной степени базируются технологии и приемы управления толпами.

Важным, с точки зрения разработки стратегий воздействия на толпу, является и деление последней по параметрам пространственной и эмоциональной неоднородности на плотное «ядро» , где аккумулируется активность вожаков и «эмоциональное кружение» и более разреженную «периферию» , где проявляются свойства скорее окказиональной толпы «зевак». Соответственно, воздействие на толпу извне нацеливается на ее периферию, с целью переключения внимания и отсечения от толпы ее потенциальных членов, а воздействие изнутри обращено на ядро, с гипертрофированными в нем внушаемостью и реактивностью .

Приемы управления толпой изнутри связаны с намеренной трансформацией наиболее опасного ее подвида – толпы агрессивной, в другие подвиды – паническую, стяжательную, окказиональную (любопытствующую) с помощью специально внедренных в ядро толпы агентов-«провокаторов».

Воздействие на толпу извне , как уже отмечалось, прежде всего, направлено на ее периферию с целью отвлечения значительной части массы, раздробления подпитывающей агрессивное «ядро» периферии на ряд окказиональных (любопытствующих) и/или стяжательных толп. Для этого требуется переключение внимания толпы на другой объект (другие объекты): искусственно спровоцированную аварию, трансляцию футбольного матча или выступлений популярных артистов на большом табло или через радиодинамики, дешевую продажу дефицитных товаров (распространение слуха о таковой) и т. п.

Плодотворным оказывалось не раз и применение технологии трансформации агрессивной (аритмичной) толпы в ритмическую, экспрессивную с помощью умело подобранных музыкальных ритмов (в стиле рока, твиста или шейка для агрессивно настроенной массы, марша или гимна в случае опасности формирования панической толпы).

Представитель санкт-петербургской школы социальной психологии Л. Г. Почебут дополняет «географию толпы» схемой ролевой дифференциации людей в толпе, выделяя следующие подгруппы: 1) зачинщики или организаторы толпы; 2) агрессоры – члены толпы, действующие наиболее активно и агрессивно; 3) последователи – люди, подражающие «агрессорам»; 4) любопытные; 5) обыватели – люди, случайно попавшие в толпу. Именно «агрессоры» являются индукторами заражения членов толпы определенными настроениями, подражания действиями . В соответствии с таким пониманием функциональной дифференциации толпы, именно на потенциальных / действующих «агрессоров» должны быть направлены внимание и действия организаторов массовых мероприятий, сил правопорядка, с целью изоляции группы «агрессоров» от массы, нейтрализации их вербальной и невербальной активности.

Еще один ряд приемов воздействия на толпу и ее отдельных членов связан с выявленным уже классиками социально-психологической школы (Г. Лебон, Г. Тард, Н. Михайловский и др.) ростом тенденции к анонимности действий индивидов в толпе, к «коллективной безответственности» и деперсонализации. Приемы, направленные на разрушение толпы, соответственно, ориентированы на деанонимизацию индивидов (персонализацию их ответственности за беспорядки, преступления). Деанонимизация может опираться на действительную или имитируемую публичную фиксацию происходящего (хорошо заметными камерами слежения на зданиях, охраняемыми группами кинорепортеров, снабженными записывающей техникой, фотоаппаратурой работниками правоохранительных служб и т. д.). Участник массового действия, убежденный, что за ним следят, его действия фиксируют, становится менее склонным к противоправным действиям, которые отныне уже не могут быть прикрыты завесой «коллективной безответственности»; осознание перспективы персональной ответственности за «грехи» может вести к рационализации действий и дистанцированию от данной агрессивной толпы значительного числа ее потенциальных участников.

Важной стратегией воздействия на членов формирующейся (а в ряде случаев и действующей, в особенности панической) толпы являются коммуникативные манипуляции, направленные на придание действиям людей осмысленного, целенаправленного характера, на возвращение индивидов из сомнамбулического состояния частицы толпы, безвольного объекта , в состояние субъекта деятельности, принимающего решения и ответственного за них (индивидуализация, связанная с приданием целесообразности спонтанным действиям участников толпы).

Анализируя субъективные механизмы формирования панической толпы, А. П. Назаретян отмечает, что паника возникает тогда, когда ситуация для индивида неожиданна и необычна, ему неизвестны способы преодоления опасности, план действий, и он видит себя пассивным объектом событий. Однако при наличии знаний и программы действий (или иллюзорной убежденности в таком наличии) человек чувствует себя активным субъектом, внимание переключается со страха, боли, «ступора» на решение предметной задачи . В истории известны случаи, когда благодаря находчивости лидеров, полководцев удавалось останавливать панические толпы и избегать больших жертв и военных поражений. Так, маршал наполеоновской армии М. Ней во время панического бегства с поля боя его армии послал к войскам адъютанта с приказом, чтобы солдаты пробежали без остановки ровно 10 километров. После получения данного приказа войска пробежали еще некоторое расстояние, затем пришли в себя и восстановили боеспособность. А. П. Назаретян комментирует это следующим образом: антиволевым действиям солдат было неожиданно возвращено качество произвольной планомерности, что оказалось фактором отрезвления, восстановления ролевой структуры подразделений . Следует отметить, вероятно, как закономерность, что в случаях, когда толпа, в особенности паническая, ранее представляла собою организованную группу (например, армейское подразделение, действовавшую по заранее спланированному сценарию демонстрацию сторонников определенных идеи, лидера), тогда последнее обстоятельство может облегчать процесс обратной трансформации, запускаемый, как правило, авторитетным лицом, лидером, противопоставляющим свою волю безвольности индивидов в массе.

Паническая толпа является второй, вслед за толпой агрессивной , наиболее социально опасной разновидностью толп. В паническую толпу объятых ужасом и парализующим волю и интеллект инстинктом самосохранения лиц (что, чаще всего, ведет к последствиям, противоположным этому самосохранению) могут трансформироваться не только любые из названных в приведенной выше классификации толп – окказиональная, конвенциональная, агрессивная, стяжательная, повстанческая, – но и организованные группы (армейские подразделения, производственные коллективы, организованные шествия и т. п.) и даже атомизированные индивиды, порознь получившие единообразную информацию, сигналы об опасности, покидающие в поисках спасения свои жилища и составляющие, в итоге, паническую толпу (индивидуальная паника). Об опасности панических действий индивидов в толпе свидетельствуют данные о погибших и искалеченных во время подобных происшествий. Так во время известных событий на «Ходынке» (Ходынском поле близ дореволюционной Москвы) 18 мая 1896 года собравшаяся масса людей претерпевала последовательные превращения: конвенционально-окказиональная – стяжательная – паническая толпа (после начала давки и первых случаев гибели людей мобилизовался инстинкт самосохранения, что в условиях скученности лишь усугубило ситуацию). В итоге погибли почти 1400 человек, примерно столько же были серьезно искалечены. По похожему сценарию развивались события 6 марта 1953 года на похоронах И. В. Сталина. Из событий последнего времени на слуху массовая паника и гибель людей в Багдаде 31 августа 2005 года, в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми 5 декабря года, в давке на музыкальном фестивале в немецком Дуйсбурге (ФРГ) 25 июля 2010 года.

Анализируя возможности противодействия панике, следует иметь в виду несколько групп факторов ее порождения:

1) социальные , связанные с имеющейся в обществе напряженностью, вызванной происходящими или ожидаемыми (часто мнимыми) бедствиями: экономическими (дефицит продовольствия, обвал курса валюты, дефолт и т. п.), политическими (начало войны, поражение в ней, государственный переворот, националистические погромы), природными (пожар, разлив рек, цунами, землятресение, внезапный сильный дождь и др.);

2) физиологические , способствующие снижению уровня индивидуального самоконтроля (алкогольное или наркотическое опьянение, голод, усталость, переохлаждение/перегрев организма ввиду плохой организации мероприятия и погодных условий);

3) общепсихологические, связанные с недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия им, появляющиеся в таких состояниях, как испуг, удивление, ощущение неожиданности происходящего, оторопь;

4) социально-психологические и идеологические, коренящиеся в низком уровне групповой сплоченности, отсутствии значимой интегративной цели, эффективных и легитимныхлидеров (в толпе, или слабо интегрированной группе для возникновения паники порой оказывается достаточно даже смехотворной или мифической опасности);

5) гендерно-возрастные, связанные с тем, что панике легче поддаются (а часто и являются ее источниками и распространителями), ввиду особенности психического склада и низкого порога возбудимости, женщины и дети, обладающие к тому же модуляциями голосов высокой частоты, угнетающе действующих на психику окружающих .

В формировании и существовании панической толпы существуют моменты, которые могут быть использованы для ликвидации паники или снижения ее уровня. Это, в частности, так называемый психологический момент , короткий отрезок времени, следующий за шокирующим стимулом, когда индивиды в массе переживают состояние психологического ступора, «оторопи» и готовы подчиниться первому сильному импульсу, в том числе исходящему от сохранившего самообладание лидера, инициативного участника массового мероприятия, намеренно внедренного специалиста-агента. Кристаллизацию панической толпы в этот момент может блокировать другой шокирующий стимул (выстрел, неожиданный приказ), волевое воздействие вождя, «привычное стимулирование» (например, исполнение национального гимна) .

При анализе «толпы панической» стоит выслушать и доводы психоаналитической школы З. Фрейда. Анализируя сущность трансформации различных толп в толпу паническую и стратегию противодействия панике на базе фрейдистской теории, С. Московичи отмечает следующее: во-первых , паника, быстрота, с которой она распространяется, представляет собой по существу «нарциссическую инфекцию», мгновенное разрушение идентифицирующих связей между людьми и мобилизацию любви к себе, заботы о спасении собственной персоны любой ценой; во-вторых , в такой ситуации недостаточно успокоить людей, дать им «ясные» указания, чтобы заставить их вести себя разумно; только восстановление идентичности, воссоздание структуры толпы с помощью твердого управления поможет достичь этого . Комментируя эти тезисы, следует признать наиболее важным в них целевую установку, императив демассифицирующего воздействия: отказаться от утопических планов трансформации панической толпы в собрание осознанно действующих индивидов или организованную социальную группу, сосредоточение усилий на восстановлении структуры толпы, в которой преобладают процессы идентификации, единения с другими людьми, но, желательно, не на базе экспрессивно-агрессивной эмоциональности.

Интереснейший материал для осмысления проблематики толпообразования и управления толпой содержится в работах современного американского социального психолога Стэнли Милграма. Так, особенности трансформации психики человека в толпе он объясняет при помощи понятия «перегрузка», которое обозначает неспособность нервной системы обрабатывать данные, поступающие из внешней среды, в случае если их чрезмерно много (именно такая ситуация возникает в толпе, когда приходится анализировать действия десятков и сотен окружающих людей). При «перегрузке» вступают в действие процессы адаптации, деформирующие традиционное ролевое поведение, отношение к социальным нормам, когнитивную сферу индивида. С. Милграм выделяет пять видов когнитивных реакций на «перегрузку», из которых наиболее важными представляются следующие:

Перегруженная когнитивная система перекладывает часть нагрузки на другого участника взаимодействия, например, лидера;

Интенсивность входящей информации снижается с помощью фильтров таким образом, что допускаются только поверхностные формы взаимодействия между индивидами .

Таким образом, уже сам факт скопления людей в большие массы является, в соответствии с моделью С. Милграма, предпосылкой формирования толпы, понижения когнитивного потенциала индивидов, «переадресовки» активности и инициативы лидеру и/или окружающим.

Проведенные С. Милграмом эксперименты позволили установить ряд закономерностей толпообразования. Так, было выявлено, что, во-первых, притягательность толпы и степень интенсивности ее роста зависят от численности данной толпы; во-вторых, притягательная сила толпы зависит от характера «стимульного» события (чем ярче, интереснее событие, тем быстрее растет численность толпы). Выводы из этого, касающиеся технологии управления толпами, могут быть сведены к следующему:

1) деятельность, направленная на установление контроля над толпой и недопущение превращения последней в агрессивную либо паническую ее формы, должна быть ориентирована на дробление, сегментирование толпы, приостановление ее численного роста;

2) для нейтрализации сборищ окказионального или агрессивно-экспрессивного типов исходному стимульному воздействию должно быть противопоставлено большее по интенсивности искусственно созданное стимульное воздействие (событие), либо ряд таких воздействий (событий).

Переходя к обобщению, попытаемся выделить ряд принципов, правил, алгоритмов и способов воздействия на толпу безотносительно ее формам.

Первым стратегическим шагом является четкая идентификация социальной общности, с которой мы имеем дело: коллектив, организованная группа, аудитория, «летучая демонстрация» либо толпа. Если речь идет о толпе, то необходимо определить ее вид (подвид): окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая (агрессивная, стяжательная, паническая либо повстанческая). Такая идентификация является основой стратегии воздействия на данную общность, поскольку, вспоминая посыл А. П. Назаретяна, было бы наивным и неэффективным воздействовать на простую систему как на сложную, и наоборот, а по С. Московичи, «было бы глубоко ошибочным пытаться убедить и увлечь массы с помощью приемов, предназначенных для отдельных людей, подобно тому, как ошибочно было бы пытаться использовать для построения государственного бюджета те же правила, по которым строится семейный бюджет» .

От вида и характера объекта воздействия – общности – зависит и выбор средств этого воздействия. Так, например, в отношении «общественности», собравшейся с целью реализации диалога по спорной проблеме общественной жизни, наилучшими средствами воздействия оказываются вербальная коммуникация и рациональные аргументы, логические доводы, в то время как воздействие на индивидов в толпе, напротив, минимально связано с рациональной вербальной коммуникацией (сводимой к лозунгам, командам, эмоциональным призывам и лестным оценкам в адрес данной толпы). Здесь можно вновь вспомнить и тезис Ж. Бодрийяра о несовместимости масс и рациональной коммуникации: «массам предлагают смысл, а они жаждут зрелища». Итак, значимым общим правилом взаимодействия с массой в форме толпы является правило отказа от установки на рациональность коммуникации с ней и сведения вербальной составляющей к необходимо-минимальному уровню . Уместно упомянуть в этой связи следующее замечание С. Московичи: «Массы нечувствительны к рассудочным доказательствам, а любая дискуссия подрывает доверие к власти вождя. Они не стремятся знать правду – к счастью для него, поскольку его авторитет создан из тайн и иллюзий» .

Другим важным принципом взаимодействия с толпой является учет свойства ее превращаемости, т. е. способности к спонтанным или регулирумым превращениям из одного вида (подвида) в другой. Толпа радостная, праздничная при условии резких изменений ситуации (раздача дефицитных подарков, внезапный ливень, слух о террористе-смертнике и т. п.) способна спонтанно, даже без воздействия «уличных» вождей или провокаторов превратиться в стяжательную либо паническую толпу, с последующими жертвами и разрушениями. Типичным является трансформации толп болельщиков или зрителей поп/рок-концертов по схеме: конвенциональная – экспрессивная (экстатическая) – (стяжательная) – агрессивная (паническая). Поэтому сам факт формирования толпы в любой ее ипостаси должен рассматриваться властью, организаторами массовых мероприятий как сигнал к повышенной бдительности, непрерывному мониторингу состояния толпы, принятию мер профилактического характера (широкие проходы, организация контроля, «противопаниковые команды», «заготовки» для переключения внимания толпы и т. п.).

Как уже отмечалось, родоначальники социально-психологического подхода к социально-массовым явлениям (СМЯ), в особенности Г. Лебон, в качестве генерального способа влияния на толпу рассматривали воздействие на последнюю специально подготовленного, обладающего развитой интуицией лидера , «вождя». Однако, поскольку вожди-харизматики (да еще и требуемого, демократического типа) – большая редкость, «штучный товар» в человеческой истории, и вряд ли подготовка подобных лидеров может быть поставлена «на поток», полагаем, что нам стоит сосредоточить внимание на технологиях управления толпой, не зависящих от наличия в данное время и в данном месте лидеров-харизматиков, а основанных на знании и опыте, накопленных мировой и российской социальной мыслью в XX – XXI веках.

Анализ средств и способов воздействия на толпу далее связан с учетом цели воздействия. Поскольку толпа представляет собой социальный агрегат, а не группу, наши усилия преимущественно должны быть направлены на удержание толпы в рамках окказионально-конвенциональных и умеренно-экспрессивных (радостных, воодушевленных, подпевающих, танцующих) ее форм, а в случае паники – на восстановление идентичности и солидарности лиц, составляющих толпу. Попытки трансформации толпы в подобие социальной группы с последующей рационализацией взаимодействий представляется малопродуктивными ввиду таких характеристик толпы как ситуативность состава и повода к образованию, краткость существования во времени («здесь и сейчас»).

Воздействие на толпу предполагает развитие активности управляющего субъекта в двух направлениях:

1) влияние на психику индивида (что ограничивается происходящей в толпе деиндивидуализацией и синхронизацией психической активности и действий индивидов);

2) воздействия на толпу как целое, с учетом «географии толпы», различия доминирующих психических процессов в ее центре и на периферии.

Исходя из знания основных факторов трансформации толпы в ее наиболее социально опасные подвиды, профилактическая демассифицирующая деятельность органов власти, организаторов массовых мероприятий и сил правопорядка должна быть направлена:

а) на снижение напряженности путем принятия конкретных мер по стабилизации экономической, политической, экологической ситуаций, на активное информирование населения и формирование устойчивого оптимистичного общественного мнения;

б) на недопущение продажи и распространения в ходе массовых сборищ различного типа спиртных напитков, наркотиков, других дестабилизирующих психику индивидов препаратов; на организацию пунктов питания, рекреации, оптимизацию пространственно-временной среды мероприятия (иметь резерв площади, не «перенакапливать» массу; иметь несколько достаточно широких входов и выходов, позаботиться о возможной защите людей от перегрева на солнце, внезапного дождя; не затягивать чрезмерно время мероприятия);

в) на просветительскую деятельность, направленную на сохранение конвенционального характера собрания людей, на соблюдение элементарных правил поведения в толпе, в том числе в случае угрозы паники; возможное внедрение в толпу (группу) подготовленных агентов (групп агентов), способных противодействовать массовой истерии и панике, создание «противопаниковых команд», вооруженных мощной звукоаппаратурой и держащихся на расстоянии от толпы;

г) на подбор и подготовку лидеров, способных эффективно взаимодействовать с большими массами людей, влиять на настроение толпы в критических ситуациях; на то, чтобы «разбавлять» (а может, скорее, «сгущать», «цементировать») случайные агрегаты людей небольшими, но сплоченными коллективами, малыми группами; вспомним, что на первомайские и ноябрьские демонстрации «трудящихся» в бытность Советского Союза люди приходили в составе трудовых коллективов, студенческих групп, где каждый знал каждого, сохранялась нормативно-ролевая структура. Интуитивно, намеренно или случайно был применен правящими элитами в СССР такой подход к организации массовых мероприятий – не суть важно, но он явно способствовал, по нашему мнению, толпо- и паникоустойчивости подобных собраний людей;

д) на особый контроль за собраниями людей с преобладанием женщин (для успокоения близкой к панике толпы рекомендуется использовать низкие мужские голоса); на исключение или минимизацию участия детей в массовых мероприятиях с преобладанием лиц из более старших возрастных групп.

Профилактика толпообразования со стороны агентов политического управления должна, прежде всего, опираться на познание макрофакторов данного процесса. Анализируя последние, П. А. Сорокин, в духе ленинского учения о революционной ситуации, отмечал ряд причин революций и сопровождающих их охлократических эксцессов, роста толп и их удельного веса в социальной жизни. Первая причина заключается, по его мнению, в усиливающейся репрессии базовых «инстинктов» (по сути дела, Сорокин пишет о потребностях) населения: голод или его опасность, деспотические экзекуции, притупляющие инстинкт самосохранения, осквернение коллективных святынь, господство бедности и лишений на фоне благоденствия немногих, игнорирование достоинств большинства при незаслуженном преувеличении достоинств меньшинства и т. п. . Вследствие этого происходит «биологизация» поведения людей. «Условно принятые «одежки» цивилизованного поведения мгновенно срываются, а на смену социуму на волю отпускается бестия» [там же, с. 274]. Другим условием роста охлократичности и революционности общества П. А. Сорокин полагает «бессилие групп, стоящих на страже порядка» [там же, с. 19], что следует понимать как их слабую вооруженность не столько техническую (оружие, средства подавления), сколько технологическую (отсутствие надлежащих знаний и навыков воздействия на массы людей, толпу), дезинтегрированность и дезорганизованность правящих групп, паралич их воли. Он отмечает также, что революционно-охлократические кризисы практически всегда были реакцией на вырождение элиты, проявляющееся в росте таких ее групповых черт как нерешительность, некомпетентность, растерянность, моральная распущенность, коррупция .

Однако при анализе панико- и толпоустойчивости социума в конкретной пространственно-временной среде следует учитывать и данные, полученные в результате анализа предысторий многочисленных революционно-охлократических ситуаций американским исследователем Джеймсом Девисом. Опасность революционных и охлократических взрывов возрастает, по его данным, не столько в периоды обострения «нужды и бедствий трудящихся масс» (по В. И. Ленин у), сколько в периоды роста социальных ожиданий . При этом кризису может предшествовать этап роста экономических показателей и политических свобод, вертикальной мобильности, объема информации. Вместе с этим растут потребности и ожидания людей, и если вдруг рост показателей сменяется их относительным снижением, то, на фоне продолжающих расти ожиданий, возникает массовая фрустрация, чреватая агрессивными и/или паническими массовыми настроениями. Это эпоха, когда, как отмечает А.П. Назаретян, люди «охотно группируются, обсуждают волнующую тему, лихорадочно ищут информацию, распространяют слухи – и это чревато взаимной эмоциональной индукцией, переходящей в стихийные формы массового поведения» .

Следовательно, требуется особая мобилизация внимания и воли субъектов власти в периоды роста социальных ожиданий, максимально ответственное отношение элит к своей социальной миссии. Псевдоэлита «калифов на час», клептократия , малоквалифицированная в делах управления массой, толпой несут в себе самих предпосылки охлократических взрывов.

Вопросы и задания

1. В чем состоит значение политических технологий?

2. В чем заключается специфика политических технологий, в том числе технологий политического менеджмента?

3. Какие виды политических технологий Вам известны?

4. Чем внешние избирательные технологии отличаются от технологий отдельных избирательных кампаний?

5. Назовите основные этапы избирательной кампании, образующие её алгоритм. Опишите виды активности субъекта политического управления на каждом из этих этапов.

6. Какая технология преимущественно используется в ходе избирательной кампании на этапе анализа предвыборной ситуации?

7. Закончите фразу: «вид политического процесса, характеризующийся резким противоборством, столкновением политических сил, обусловленным противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, – это...».

8. Используя примеры, поясните разницу между «черными», «белыми» и «серыми» политическими технологиями.

9. Назовите известные Вам технологии управления массой (толпой).

10. Каковы основные мактрофакторы толпообразования и охлократических «взрывов»?


Close