Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – люблю, друг и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. У древних греков солво любовь, по отношению к мудрости обозначало «стремление к знанию, жажду знаний». Первым, кто употребил слово «философ», был Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) Он полагал, что смысл философии – в поиске истины . Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н. э.)

Однако, совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главная задача философ а , считали они, - научить своих учеников мудрости . Однако, мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427- 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. Это под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия . При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это свидетельствует, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и, тем самым, она плюралистична (лат. pluralis - множественный). Однако, сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

Что же она исследует, что является ее предметом?

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия . При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтология (от греч. ontos - сущее и logos - учение). Анализируя сущее, первоначало в философии оформилось три основных течения: монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм (гр. monos –один единственный) – философское течение, в котором утверждается, что мир имеет одно начало. Таким началом может выступать материальная или духовная субстанция. Следовательно, монизм может быть двух видов:

а) материалистический (материализм);

б) идеалистический (идеализм).

Материализм – философское течение, в котором утверждается, что в основе мироздания находится материя, а дух – производное от нее.

Идеализм – философское течение, в котором утверждается первичность идеального, духовного, а материальное обусловлено духовным.

Дуализм (лат. dualis - двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и духа, независимость их друг от друга.

Плюрализм (лат. pluralis - множественный) – философское течение, в котором утверждается несколько или множество начал мироздания, бытия (земля, вода, воздух, огонь и т. д.).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания . Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. Философское учение о познании получило название гносеология (от греч. gnosis - знание, познание и logos - учение).

3. Исследование наиболее общих и существенных вопросов бытия человека. Этот вопрос также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является «действующим лицом» социальной истории. Для многих философских направлений человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется философская антропология.

4. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества . Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальная философия.

Таким образом, философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Духовная культура человечества существует в различных видах или формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия. Эти формы сходны между собой в том, что с их помощью человек пытается ответить себе на бесчисленные вопросы бытия. А различие между основными формами духовной культуры заключается в том, что они исследуют различные вещи и используют разные методы.

Предметом науки является, физический мир, постигая который она стремится к высокой точности своих знаний, считает необходимым всё доказывать, а также экспериментировать, всё глубже проникать в тайны природы и извлекать из этого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека.

Предметом религии , наоборот, являетс базируется не на доказательстве, а на вере.

Предметом искусства является внутренний, духовный мир человека в его отношении к миру внешнему, или, говоря иначе, внешний мир, в различных формах отраженный во внутреннем, духовном мире человека. Искусство базируется на передаче каких-либо чувств, настроений, переживаний через художественные образы.

Философия , в отличие от науки, религии и искусства, не ограничивается каким-нибудь одним предметом или сферой реальности и пытается охватить в своей деятельности и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. При этом она признает в качестве средств освоения этих миров и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство . Ф. имеет нечто общее и с наукой, и с религией, и с искусством, но в то же время значительно отличается от этих форм духовной культуры прежде всего своим масштабом. Поэтому можно определить философию как специфическую форму духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать, объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мироздание, и человека.

Ф. занимается поиском и исследованием общих черт всего окружающего мира и внутреннего мира человека. Ф. задает себе вопросы:. Откуда произошел мир? По каким законам он устроен и развивается или же в нем нет никаких законов? И существует ли мир вообще? Может ли быть так, что всё нами видимое - всего лишь иллюзия, и ничего нет? Кто такой человек? Откуда он взялся и куда движется, в чем смысл его появления и существования, какое предназначение призван он осуществить во Вселенной? И т. д.

Вопросы философии слишком глобальны и сложны, и поэтому, они так же стоят перед человечеством как и пять тысяч лет назад. За всю свою историю человек почти не продвинулся в поисках ответов на эти вопросы и поэтому назвал их вечными. Философия, таким образом, это бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания.

Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух частей. «Филео» переводится как «люблю», «софия» - как «мудрость». Таким образом, философия в буквальном переводе означает любовь к мудрости. Впервые слова «философия» и «философ» стал употреблять Пифагор, живший в VI в. до н. э. До него греческие ученые называли себя термином «софос», что означает «мудрец». «Софос» (мудрец) - это тот, кто владеет мудростью, обладает полной истиной, знает всё. «Фило-софос» (любитель мудрости)- это тот, кто не владеет мудростью, но стремится к ней, не знает всей истины, но хочет узнать. Пифагор считал, что человек не может знать всего и обладать полной истиной, но он может стремиться к этому.

Таким образом, само понятие «философия» заключает в себе мысль о том, что конечная истина или абсолютное знание недостижимы, что на вечные вопросы нет и не будет ответов, но к конечной истине возможно и даже необходимо стремиться, что следует постоянно искать ее, несмотря ни на что.

Универсалии - общие понятия (лат.) (философские энциклопедии 83 и 2004гг.)

Учение об У. появляется вместе с платоновской теорией «идей» и концепцией формы и материи Аристотеля. Платон считал, что общим понятиям соответствует истинное бытиё («идеи»), единичные же вещи чувственного мира суть результат ограничения и дробления общего при взаимодействии его с небытиём. Аристотель подчёркивал, что для познания общее вторично и обнаруживается только в первичных сущностях, т. е. единичных объектах, данных в чувственном опыте.

Спор об У. проходит красной нитью через всю средневековую философию. Онтологический аспект проблемы У. сводится к вопросу; «Существует ли общее в реальности?» К примеру: «Существуют ли виды и роды (такие, как собака и животное) в действителъности или же они реальны только в понятиях, и, если они представляют собой действительно существующие реальность, существуют ли они отдельно от материальных вещей или только и последних?»

Взгляды на универсалии:

Крайний реализм. Универсалии существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами. Платон полагал, что идея, или общее понятие (другими словаим, универсалия), существуют реально, но в невидимом всшем мире, а видимые нами конертные вещи – всего лишь ее порождения. Обычный способ рассуждения для такого подхода может быть проиллюстрирован следующим образом. «Быть собакой» - свойство, приписываемое всем подобным животным, следовательно, они имеют единую субстанцию, некую «собачность», существующую в реальности и оправдывающую употребление общего имени «собака».

Умеренный реализм: Универсалии существуют в вещах в самих вещах в качестве из неизменных и определяющих оснований. В любом предмете присуьствует какая либо идеальная сущность – универсалия, которая и делает его из бесформенной материи нормальной вещью. Умеренный реализм восходит к теории Платона. Боэцкий: «универсалии – бестелесны и существуют только в родах и видах, но не в индивидах». Фома Аквинский тоже придерживался умеренного реализма.

Умеренный номинализм полагал, что универсалии существуют после вещей, в нашем сознании в виде обобщенных названий этих вещей – понятий, терминов. Позиция ультраноминализма: общее существует только в разуме, в действительности существуют только единичные вещи. Разум для удобства именования и использования слов языка образует общую идею, которой соотносит определенное слово. Порядок назначения слова для данной общей идеи не имеет значения, т. к. здесь речь идет лишь об удобстве, разговора о всем классе предметов. У. являются только лишъ словами. Такой позиции придерживается Абеляр (1079-1142).

Крайний номинализм считал общие понятия совершенно бессмысленными: если они не существуют реально, то незачем о них вообще говорить.

Критического номинализма придерживался Оккам (1290г.). У., с его точки зрения, не имеют реальной субстанциальной основы и не могут существовать вне ума. Они не содержатся также в единичных вещах в качестве особой субстанции. Если бы они содержались, то это повлекло бы за собой нежелательное умножение сущностей («бритва» Оккалга). У. существуют только мысленно.

2. Проблема генезиса философии. Философия и мировоззрение

Мировоззрение - духовное освоение и осознание мира с точки зрения двух основных его частей – мира и людей. Его основной вопрос – взаимоотношение мира и людей . Мир – «оно», люди – «мы». (Шпора из инета) Мировоззрение – общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, интересы, принципы познания, мотивы поведения и т. д. Все эти элементы в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. Основа М. - знания. Они составляют информационную сторону М.

Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично . Ф. - это теоретическое ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т. е. М присуща не только информационная но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в М. в виде убеждений .

У. - это та призма через которую видится действительность. У. - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека. В структуру М. входят и идеалы . И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления. Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания – политическим, религиозным. Философия придает М. завершенный вид, она объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека.

Мировоззрение дофилософского периода у первобытного человека представлено в форме: мифов, преданий, сказаний.

Генезис философии

Философия возникла в железном веке (8-6 век до н. э.) в Индии, Китае и Древней Греции. Появление железных орудий труда и войны существенно способствовало развитию экономики. Более дешевые железные орудия стали доступны небогатым слоям населения, это демоктратизовало армию.

Новый уровень общественный жизни и новый уровень знаний породили потребность в новом мировоззрении, который бы больше соответствовал новому этапу в развитии общества, чем мифология. Ф. возникает, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, неподдающиеся разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие, расширение торговли и судоходства, мореплавание (греков) расширение контактов с другими народами, знакомство с другими верованиями.

Необходимые предпосылки возникновения философии: разделение умственного и физического труда, мореплавание (греки увидели, что мир не так устроен, как в мифах). Большое значение имело для генезиса фил. появление монет и распространение денежного обращения . Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Денежное обращение способствовало развитию счёта и абстрактного мышления.

3. Структура философского знания. Историческое изменение предмета философии

Структура философского знания

Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: 1) онтологическую, 2) антропологическую (жизневоззренческую), 3) аксиологическую, 4) гносеологическую и 5) праксеологическую.

Онтология

Антропология – учение о человеке, его сущности, происхождении и призвании его во вселенной.

Аксиология – система ценнстей, филос. учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологич. устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это - осн. вопрос общей Ц. т. В частности вопрос аксиологии – «в чём ценность жизни?». «Стоит ли жить»?

Гносеология – теория познания, раздел философии, в к-ром изучаются природа познания и его возможности, отношения знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Основной вопрос: «Что такое истина?»

Праксиология (от греч. «практика») – отвечает на вопрос, «а как надо жить?», практическое руководство к действию. Т. Котарбиньский, которого считают основателем праксиологии как области научных исследований, определил ее как "общую теорию эффективной организации деятельности" (Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. - М., 1975). Праксиология – теоретическая и систематическая, а не историческая наука. Ее предмет – человеческая деятельность как таковая независимо от внешних, случайных и индивидуальных обстоятельств конкретных действий (Людвиг Фон Мизес, Человеческая деятельность, Трактат по экомической теории)

Предметом философии является всеобщее в системе «мир -человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - «мир» и «человек». Взаимоотношения между этими сторонами подразделяется на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. Это можно представить схемой:

М - мир, материя, объективная реальность; Ч - человек, сознание; ООМЧ -онтологические отношения материи и человека; ПСОО - познавательные субъектно-объектные отношения; АСОО -аксиологические субъектно-объектные отношения; ДПСОО-духовно-практические субъектно-объектные отношения.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. К основным понятиям философии относятся «Истина», «Красота», «Добро», «Действие», а не только «Мир» и «Человек». Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру (фил. словарь 2004г.).

Заметим, также, что в философии со времён античности ставились и освещались социологические проблемы. Термин социология был введён Контом в XIX веке. С. Изучает общество, как целостное образование, имеющее свои законы развития и функционирования. В центре её внимания находятся проблемы взаимодействия общества и личности, социальной структуры и социальной стратификации, социального действия и социального поведения и др.

Историческое изменение предмета философии

Обращаясь к истории философии, мы обнаруживаем, по крайней мере, три главных понятия философии. Первое можно назвать «староантичным», второе-«традиционным», третье-«современным». Первое понятие философии связано с историческим отделением совокупного научного знания от нефилософских мировоззрений - от мифологии (в античном мире) и от богословия (в эпоху Возрождения).

Второе понятие - с историческим разграничением общего («теоретического») от частного (эмпирического) в пределах самой науки.

В античной (древнегреческой) философии термин «философия» обозначал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, этику) в противоположность вере. В эпоху средневековья такое понятие философии сохранилось, несмотря на подчинение философии теологии. В период европейского научного Возрождения вместе со вторым историческим «отделением» знания от нефилософского мировоззрения (от религии) понятие философии получает значение тотального объединителя научного знания. Она-не просто представитель научного знания или какая-то его часть, а все (или почти все) это знание.

В XVII-XVIII вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретическую механику, биологию и другие науки. «Староантичное», наиболее распространенное в науке того времени и в обыденном сознании, понимание философии представляло в сущности вовсе не философию в близком к нам значении. Это исторически первое понятие философии было тождественно научному знанию вообще, его целесообразно квалифицировать как «протознание» («прана-ука», «преднаука»). Предмет «протознания» был тогда интегрированным (вернее - нерасчлененным или слабо расчлененным) предметом всех наук, т. е. это была вся действительность. Именно из этого «протознания» (а не из философии) и выделялись отдельные науки.

Наука в целом как социальный институт, общепризнанный фактор культуры сформировалась в период с середины XV в. до конца XVII в. Вторая половина XVII в, была завершающей фазой этого процесса. Сначала отделялись от «протознания» естественные науки, затем - общественные, наконец, науки о мышлении.

В исторически первых философских школах формировалось первоначальное стихийное представление о специфическом предмете философского знания , о законах объективных отношений. Таковым было, например, гераклитовское представление о противоречии как источнике (законе) всякого движения. Его дальнейшее осознание было связано с отмежеванием общего (всеобщего) знания от частного , локального в пределах совокупного научного знания - «протознания». И в той мере, в какой прикладное знание входило в состав «протознания», под «частным» знанием подразумевалась кроме естественнонаучного знания также и информация прикладного характера. Само «общее» понималось как «теоретическое», а «частное» - как «эмпирическое». В течение многих веков понятие «теоретическое знание» отождествлялось с понятием «философское знание». Вследствие нерасчлененности теоретического на философско-теоретическое и частнотеоретическое сама философия в тот период выступала натурфилософией. Частные естественные науки в течение длительного времени не имели в своей структуре теоретического уровня знания. «Теоретическое», «умозрительное» относилось к философии как учению об общем. Становление теоретического естествознания проходило поэтому стадию «философского» осмысления. Понимание философии, как учения о всеобщем (теоретическом) встречается уже у Аристотеля.

Дальнейшее углубление этой линии на разграничение и противопоставление науки о всеобщем наукам о «единичностях» происходило во второй половине XVIII - первой половине XIX в. в трудах И. Канта, Ф. В, Шеллинга, Г. В.Ф. Гегеля. Кант, например, считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия». Метафизика, по Канту, должна основываться на гносеологии, на учении о всеобщем в мышлении. Философия для Гегеля, как для Аристотеля и Канта, - это наука о всеобщем. Правда, всеобщее как таковое в его понимании существует исключительно в эфире «чистого мышления». Всеобщее есть чистая мысль.

В рамках «протознания» философское знание, подобно физическому, биологическому и другим системам частного знания, постепенно формировалось, созревало и подготавливалось к отпочкованию. Эта тенденция достигла апогея в системе философии Гегеля. Впервые по существу верно и четко, правда, в неадекватной форме, были осмыслены основные всеобщие законы. Становление философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся от «протознания», с одной стороны, от частных наук - с другой (как эмпирических, так и теоретических) завершилось примерно к середине XIX в. Таким образом, исторически третье понимание философии связано с окончательным размежеванием философии и частных наук (т. е. и в сфере теоретической).

4. Онтология: основные темы, проблемы и направления

Онтология – (от греч. «онто» сущее, «логос» понятие, учение) учение о бытии, как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Термин О. появился впервые в «философском лексиконе» Гоклениуса (1613).

Направления Онтологии :

Идеализм – общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И. противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

Бывает И. объективный и И. субъективный . Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Объективный И. получил первое законченное выражение в философия Платона. В ср.-век. философии его представлял схоластич. реализм, в новое время крупнейшие мыслители - Лейбниц, Шеллинг, Гегель . Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях англ, идеалистов 18 в. Беркли и Юма. Они считали, что любой человек - это комплекс ощущений и комплекс восприятий.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis - вещественный), филос. направление, к-рое решает осн. вопpoc философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, ирассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. М. считает, что мышление неотделимо от материи, существующее имеет только физическую природу.

а) МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (Дидро, Гельвеций, Гольбах ).

б) ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной формы материи, функцию мозга, отражение объективного мира; он называется диалектическим , так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутр. противоречий. (Маркс, Энгельс, Ленин ).

Дуализм (введение уч. Гусева) (от греческого слова «дуо» - два) говорит о том, что и материя, и сознание существуют вечно и параллельно друг другу, т. е. ни одно из них не может быть причиной или следствием другого. Каждое представляет собой полноценное мировое начало. Чаще всего дуализм представляет, что в результате контакта идеального с материальным появляются все видимые нами предметы мира. Материя - это грандиозное строительное вещество, лишенное каких-либо очертаний, качеств или свойств, а идеальное из него создает конкретные вещи со всеми их свойствами.

По Аристотелю, идеальные сущности, которые он называл формами, являются как бы образцами или эталонами и, попадая в какой-нибудь бесформенный кусок материи, превращают его в некую определенную вещь. Любой предмет мира, говорил Аристотель, - это единство материи и формы, это часть материи, приведенная с помощью идеальной формы в нормальное состояние. Например, цветок - это кусок материи, преобразованный в нормальную видимую нами вещь идеальной сущностью - формой или образцом цветка.

Декарт , утверждал, что одновременно существуют два равноценных мировых начала - духовное и материальное. Основным свойством первого является мышление, а второго - протяженность. В мире есть и то, и другое, причем существуют эти два начала вечно, и ни одно из них не возвышается над другим.

Экзистенциализм – направление в философии XX века, полагающее главным предметом изучения (постижения), не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование. Его родоначальником, а вернее предшественником считается живший в XIX веке датский философ Сёрен Кьеркегор, а наиболее значительными предствателями являются французкие философы Альбер Камю и Жан Поль Сартр, немецкие философы Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, русские философы Николай Бердяев и Лев Шестов.

Экзистенция – индивидуальное существование человека. Экзистенция не поддается рациональному, научному познанию, которое может иметь дело только с объектами, но собственную жизнь нельзя сделать объектом наблюдения, посмотретьна нее со стороны.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (Хайдеггер, Сартр, Ясперс, Камю ) стремится постигнуть бытие как некую непосредств. нерасчленинную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само пережинание, Э. понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как непосредственно данное человеч. существование, как экзистенция (к-рая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже рациональными филос. средствами). Экзистенция «открыта», направлена на другое, становящееся центром её притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеч. существования: заботы, страха, решимости, совести и др., к-рые определяются через конечность экзистенции и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него. Поэтому именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

5. Место гносеологии в системе философского знания. Основные познавательные установки: агностицизм , скептицизм, гносеологический оптимизм

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, гносеология, раздел философии, в к-ром изучаются природа познания и его возможности, отношения знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Основной вопрос: «Что такое истина?»

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. «недоступный познанию»), филос. учение, согласно к-рому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. («Весь или часть мира непознаваемы» ) Термин А. введён англ. естествоиспытателем Т. Гексли и 1869, однако выражение позиции А. можно обнаружить уже в антич. философии, в частности у Протогора, софистов, в антич. скептицизме. Первонач. формы А. возникли и связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.

Наиболее последовательно в истории философии А. проведён в системе Юма, к-рый полагал, что всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за eго пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Положив в основание cвоей теоретико-познават. концепции резкое разграничение «вещи в себе» (к-рая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутр. активности познающего мышления. Он показал, что чисто логич. путем невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания, и что природа познания не может быть раскрыта без спец. анализа познавательных возможностей субъекта.

Античный скептицизм – наиболее ранняя форма агностицизма. Основатель – Пиррон (365-275 до н. э.) считал достоверными чувственные восприятия (если нечто кажется горьким, то соответствующее утверждение будет истинным); заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Должен быть критерий критерия истинности, у него тоже должен быть критерий истинности и т. д. Поэтому следует воздерживаться от каких-либо суждений.

Гносеологический оптимизм – философская позиция, согласно которой, мир познаваем. Г. о. делится на эмпиризм и рационализм. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее опыт основой познания. (Бэкон, Локк ). Рационализм, напротив, признаёт основой познания разум. (Декарт, Спиноза, Лейбниц .)

ИНТУИТИВИЗМ - течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи мн. философам и филос. направлениям прошлого, как специфич. течение И. возникает на рубеже 19-20 вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение рассудочного мышления и сциентизм. И. - р азновидность иррационализма.

Для И. характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Вместе с тем нек-рые сторонники И. пытаются сочетать интеллектуальное познание с интуицией (Лосский ). Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному , логич. мышлению, рациональному знанию, истолковывая её как непосредств. слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними.

6. Наука и ненаучные формы познания

Каковы же характерные черты, или признаки, научного знания?

Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью. Познание -это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности (несколько иное определение: это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах). Знание же - это результат познания.

Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям.

Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное. Мифологическая, религиозная и эстетическая формы познания являются ненаучными.

Критерии научности следующие:

1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще неосознанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т. е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет »; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение-справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения -критичность и рациональные принципы познания.

3) Эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и разверну того теоретического понятия.

5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезна чимости (и в этом смысле «интерсубъективности»).

Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.

Философию считали наукой Маркс и Гегель. Остальные её наукой не считали. В последних учебниках пишется, что философия – не наука. По мнению Гришунина здесь уместно рассказать ещё и о позитивизме.

7. Общество как предмет философского исследования. Специфика социального познания

По мнению Гришунинао ответ нужно построить на основе ответов на вопросы, 26, 10, 35 а так же философии Гоббса и учении Гегеля о государстве.

Платон

Душа человека состоит, как говорит Платон, из трех частей: разумной, аффективной (или эмоциональной) и вожделеющей. Это сочетание в каждом случае неравномерно. Если преобладает разумная часть души, то человек философ; если эмоциональная, он – воин; а если вожделеющая, то земледелец, ремесленник. Получается, что род человеческий разделяется на три сословия, каждое из которых должно заниматься тем, к чему предопределено своей природой: философы, как люди всеведущие и мудрые должны управлять государством; храбрые сильные и мужественные воины должы его защищать; а те, кто прекрасно знает как обрабатывать землю, умеет добывать урожай и изготавливатьремесленные изделия, должны трудиться и кормить государство. Если же каждый будет делать то, чего не умеет, пользы не будет никакой, а общественная жизнь станет беспорядком. Первый принцип, на котором стоится идеальное государство, - это разделение труда между сословиями, из которого вытекае полное отрицание демократии. Ведь она – это выборность руководящих государством людей. Как можно выбирать руководителя, недоумевает Платон. Ведь управлять должен тот, кто умеет это делать, а не тот, кто симпатичен. Вторым принипом идеального общественного устройства должно быть отсутствие частной собственности, т. к. она источник всех бедствий. Если все равны, то никому в голову придет позавидовать ближнему из-за того, что у него чего-то больше, к никому не надо будет бояться соседа, который может что-либо отнять.

Аристотель

Аристотель отвергает проект "идеального государства" Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении . В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. Аристотель выделял следующие формы государства: монархию, аристократию, политию (наиболее совершенная форма – смесь аристократии и демократии) (это все нормальные формы) и тиранию, олигархию, демократию (ненормальные).

"В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина -.наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше".

Западноевропейские возрождение (15-16 вв.)

Макиавелли . Произведение «Государь» посвящено созданию благого государства, сильного и могущественного, способного противостоять натиску иноземцев. Критерии правильности государственного ведения дел является польза и успех любыми средствами. Идея диктатуры неограниченной власти.

Томас Мор (изобретатель «Утопии»). «Утопия» - некий проект, в котором этический идеал всеобщности противостоит индивидуалистическому себялюбию и ведет к восстановлению «естества» - истинной человеческой природы. Организация производства носит семейно-ремесленный характер. Полное социальное равенство. Отсутствие денег, а следовательно, и расслоения общества на бедных и богатых.. Народ организован по семьям (численностью до 40 человек). Семьи – по филам (до 30 семей). Филом руководит филарх, 10 филами – протофиларх. (Общность имущества при сохранении патриархального родительского авторитета). Сохранение религиозных верований, но отличных от христианства. (счастье заключается в честном и порядочном удовольствии).

Природа философского знания. Любомудрие, любовь к мудрости. Впервые слово философия употребил древнегреческий мыслитель Пифагор. Природа философского знания связана с культурой и мировоззрением. Культура – возделывать всё абсолютно полезное для человека, для человека всегда необходимо объяснять мир видеть его при помощи конкретной картины мира (например, картина Сальвадора Доли) и находить своё место в нём. На сегодняшний день известно несколько картин мира Сущностное – в мифе рассказывали люди о мифе. Механистическая Электродинамическая Квантовополевая Информационно синергетическая - само организационная Где именно зародилась философия традиционный ответ таков, что философия одновременно возникла в Древнем Китае, индии, Греции в VII – VI, однако имеется особое мнение археологов, что продолжает раскапывать Харапскую культуру в Индию, и была связана с врачеванием и городским самоуправлением. Основой философии был особенный ритуал. Однако рационалистическим школам 7 – 6 веков до нашего времени было свойственно то, что в них развивалось не следование ритуалов, как образцу или нормы поведения, а сравнение, а так дедукция метод от общего к частному (например если все студенты учатся хорошо то и такая то ученица хорошо учиться) индукция - метод мышления, от частного к общему, в Китае это культура Дао, в индии это культура Ом, в Греции культура Логоса. В этих культурах происходило мировоззрение человека – как отношение мира в направлении не только созерцания, но и его активного преобразования. В истории философии известны следующие формы общественного и индивидуального мировоззрения. Мифологическая – например миф об Осирисе и Изиде. Космоцентрическая – главное не человек, а космос (представители натур философии, в учении Дау, Ом и Логоса). Теоцентрическое – подчинено богу. Антропоцентрическое - в центре мира стоит человек начало развивать в древней Греции, но своё развитие замедлило по причине развития неоплотонизма, явившихся предшественниками христианства, затем антроцентризм развивался в Европе эпоху возрождения конец 14 – 15 -16 веке. Социоцентрическое – свойственно современному человеку, зародилось в эпоху Английской буржуазной революции 1640 – 1660года и провозгласила основы по строению гражданского общества. С точки зрения развития у человека активного отношения к миру в истории человечества развивались такие формы мировоззрения как первое мировоззрение Обыденное мировоззрение – во всем ищи пользу и выживай во что бы то ни стало (кто не хватает, тому не хватает) Искусство как мировоззрение в главное красота так результат слаженной гармонии всех частей конкретного целого. Искусство не знает добра и зла и зло может быть прекрасным, и добро может быть красивым, а метод искусства игра. Миф – как целостный рассказ о каком либо событии дающий образ этого события с деталями сменяющих друг друга в строгой последовательности и заключающий оценку действительности. Героям мифа всегда подрожали и миф всегда разыгрывался, как ритуал. Миф не содержал критериев истинности или ложности зато содержал понятия о добре и зле. Зло всегда побеждалось. Религия – связь человека с богом. Религия провозглашала мир сотворён не тобой, поэтому подчиняйся богу, и побеждай зло в себе. Философия – которая провозглашала ищи Истину такой, как замыслил её творец. Различай истину как сущность и явление, которое может быть истинным или ложным. Математика и наука призывает доказывай свои рассуждения в гармонии истинна - добро - и красота. Форма мировоззрения как система идеологии застывших догм. Идеология отражение общественного бытия сквозь призму социально групповых или классовых интересов. Идеология – как свод застывших интересов и застывших догм в своём существовании ведёт к структурным трансформациям государственного управления и вызывает революцию или эволюцию вызывающего строя. К идеологии тесно примыкает мораль, а так же политическое и правовое сознание. Мораль – обычае, нравы поведения одна из норм общественного сознания о нормах поведения и вид духовно поведенческих отношений в обществе с позиции общепринятых норм их регулирования. Категории морали: добро и зло, достоинство, совесть, справедливость, моральные чувства, дружба, любовь, сострадание, моральное сознание – сознание смысла жизни, чести, патриотизма. Моральные ценности: жизнь, равноправие, свобода, справедливость, правдивость, мудрость. Принципы морали: альтруизм, гуманизм, эгоизм, самоотверженность, иногда цинизм. Моральная оценка: симпатия, антипатия, одобрение, порицание. Мораль всегда императивна (повелительна) она всегда учит к чему то призывает. Не убей, зри в корень, не говори гоп пока не перепрыгнешь. Мораль нормативна(уважай старших). Политическое сознание отображает закреплённые политические нормы и ценности лояльность или не лояльность к правительству. Правовое сознание отражает правовые нормы. Таким образом мировоззрение система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей их убеждения их идеалы принципы познания и деятельности. В мировоззрении заключены познавательная ценностная и функция регуляции поведения человека. Ещё одной важной формой мировоззрения выступает профессиональное сознание и профессиональная культура. Она всегда имеет свой нормативный идеал мировоззрения и идеал. Идеал мировоззрения и деятельности медицинского работника, как гармоничный образ описывающий профессиональные человеческие качества и мед работника как социальной группы. Таким образом мировоззрение – значимая часть регулирования поведения и деятельности человека.

В глобальном смысле философия - это концентрированное знание о мире. но в ее структуре выделяют отдельную область - философское знание, которое значительно отличается от обыденного. Структура философского знания, краткое описание которой включает перечень основных формируется постепенно, вместе с процессом специализации осмысления разных областей жизни.

Понятие философского знания

Исторически философия является источником всех знаний. В доантичные времена в ее структуру входили наука, математика, поэтика, представления о мире. Мыслители Индии, Китая, Египта осмысляли все вокруг, накапливали общие знания о мире и не выделяли в отдельные сферы, например, астрономию или анатомию. Все, что не относилось к религии и искусству, было философией.

В поздние античные времена начинает складываться специализация информации, и постепенно выделяется философское знание, принципиально отличное от научного. Структура и специфика философского знания кратко может быть представлена как человека, мира вещей и мира духа. Философия формирует комплекс знаний об которая не зависит от человека, но учит его строить свое поведение в соответствии с законами мироздания. Предмет философии, структура философского знания кратко могут быть названы словом миропонимание. Его главная задача - обнаружение закономерностей в существовании мира в целом.

Особенности философского знания

Специфика философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание - это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.

Особенности и структура философского знания кратко могут быть обозначены как размышления о реальном и о должном. Философия размышляет не только о том, что есть в действительности, но и о том, как должно быть. Философия чаще всего отвечает на глобальные вопросы бытия, старается решить абстрактные проблемы всего человечества в целом. При этом философия использует логику и аргументацию, поэтому философское знание верифицируемо и объективно. Это не плод размышлений одного субъекта, а логически обоснованный ответ на вопрос. Еще одной важной особенностью философского знания является его рефлексивность. Оно является взглядом человека на самого себя со стороны.

Структура философского знания: краткое содержание и характеристика

Философия как область знаний отвечает на ряд главных вопросов, которые определяют сущность человеческого бытия. Философское знание подразделяется на различные функциональные аспекты в соответствии с главными сторонами осмысления действительности. Они и являются составными компонентами знания о мире. При этом структура философского знания и тесно взаимосвязаны. Именно функции ложатся в основу стратификации философского знания.

В стремлении представить всеохватное, универсальное знание о мире, философия выполняет такие функции, как: мировоззренческая, познавательная, ценностно-ориентирующая, критическая, коммуникативная, интегрирующая, прогностическая, воспитательная и некоторые другие. Каждая функция возглавляет особый раздел в философии и является элементом структуры философского знания.

В самом общем виде структура философского знания, основные разделы философии могут быть представлены как равноправные части целого, среди которых выделяются: онтология, аксиология, антропология, гносеология, праксиология, этика и логика. Таким образом, структура философского знания (разделы философии) охватывает все области размышлений ученых о сущности и предназначении бытия, а также о месте человека в этом мире.

Онтология в структуре философского знания

Главная и первая по происхождению часть философии - это онтология. Структура философского знания кратко может быть названа именно наукой о сущем. Философия отвечает на вопросы о том, как устроен мир, откуда он произошел, что такое время, пространство, в каких формах существует бытие. Онтология осмысляет все сущее, она стоит над всеми науками о мире, так как дает предельно универсальные ответы на глобальные вопросы. Онтология как часть философского знания возникает одной из первых в попытке человека осознать и осмыслить окружающий мир. Онтология рассматривает реальность в полноте ее воплощений: идеальной, материальной, объективной, субъективной и ищет общие закономерности появления и развития мира.

Аксиология в структуре философского знания

Еще одна важная функция философии - это ориентация человека в мире ценностей, выстраивание иерархии явлений и объектов действительности. Структура философского знания, кратко представленная, включает информацию об основных ценностях человечества. Аксиология помогает понимать значимость явлений и объектов, выполняет ориентирующую функцию. осмысляет значимость духовных и материальных явлений в жизни человека, она представляет размышления об универсальных, общечеловеческих ценностях и наборе субъективных ценностей отдельных социальных, этнических и демографических сообществ. Аксиологическая составляющая в структуре философии призвана помочь субъекту выстроить иерархию ценностей и осознать степень приближенности своего нынешнего состояния к идеалу.

Гносеология в структуре философского знания

Познание - важнейшая часть человеческой жизни и в частности философии. Структура философского знания, кратко характеризуемая как совокупность сведений о мире, включает такую значимую составляющую, как гносеология. Теория познания в первую очередь отвечает на вопрос о возможности познания мира и его сущности человеком. Так возникают течения, которые, с одной стороны, утверждают, что мир умопостигаем, а вторые, напротив, утверждают, что разум человека слишком ограничен и не может постичь законов мироздания. Кроме того, гносеология осмысляет такие проблемы, как особенности субъекта и объекта познания, изучает структуру процесса познания и его виды, рассуждает по поводу границ познания, о методах получения знаний и о том,

Логика в структуре философского знания

Структура и специфика философского знания, кратко определяемая как совокупность методов получения знаний, базируется на логике. Этот раздел философии формулирует законы и методы получения знаний, доказательств. По сути, логика диктует нормы мышления, она управляет процессом получения достоверного знания. Она помогает человеку найти путь достижения истины, причем используемые методы должны приводить разных людей в ходе познания к одним и тем же результатам. Это позволяет говорить о верифицируемости и объективности знания. Законы логики универсальны и применимы к любой науке, в этом состоит философское значение логики.

Праксиология в структуре философского знания

Структура философского знания кратко описывает различные аспекты существования человека. Важной составляющей при этом являются философские размышления о деятельности человека, этот раздел называется праксиологией. Основные вопросы, на которые ищет ответы данная часть философии, - это что такое человеческая деятельность, в чем значимость труда и практических навыков в жизни человека, как деятельность влияет на развитие человека. Предмет и структура философского знания кратко представляют характеристику методов достижения человеком результатов в практической деятельности.

Этика и философское знание

Место этики в структуре философского знания кратко можно описать, как регуляцию поведения человека. Этика - это нормативная часть философии, которая ищет ответы на вопросы, что есть добро и зло, каковы универсальные законы морали, что такое добродетель и как ее достичь. Этика формулирует универсальные моральные законы в виде идей о должном. Она диктует человеку определенные стандарты и нормы поведения, которые помогут ему двигаться по направлению к идеалу. Этика исследует природу и нормы морали, помогает человеку подняться над своей биологической сущностью и найти путь к духовному существованию.

Антропология в структуре философского знания

Структура и функции философского знания кратко могут быть определены также как размышления о происхождении и развитии человечества. Эта сфера человеческого знания осмысляет природу и сущность человека как представителя биологического вида, она размышляет о степени духовности и социальности человека, и, главное, она рефлексирует по поводу смысла жизни человека, о том, насколько он поддается вербализации и какую роль играет в жизни и развитии человека. Основной круг проблем, осмысляемых включает рефлексию по поводу сущности и существования человека, размышления о связи человека со Вселенной, о возможности развития и совершенствования человечества.

Введение……………………………………………………………………....3

1 Природа философского знания……………………………………………5

2 Заключение………………………………………………………………...21

3 Библиографический список. …………………………………………....…22

ВВЕДЕНИЕ

Во всяком человеческом обществе создаются сложные многоуровневые системы, специально предназначенные для выработки общих и конкретных знаний, представлений о мире и самом человеке, а также ориентаций и целей не только повседневного поведения, но и рассчитанных на отдаленные перспективы. Еще на заре истории в рамках мифологии, магии и гадательных систем общество вырабатывало некоторые механизмы упорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающей обстановке. Вопреки всем позднейшим изощренным специальным "онаученным" формам выработки и переработку знаний и ориентаций, индивиды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтитческим, мистическим и гадательным системам, которые удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько - нибудь эффективному анализу соотношения причин-следствий. Более развернутую систему выработки общих и конкретных знаний и ориентаций создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих огромному объему вариативность человеческой жизнедеятельность. Но хорошо известно, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддержания постоянства поведения и единства общества, что сковывает его реформаторские потенции. Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией выработку новых знаний и ориентаций берет, на себя светская культура в ее разнообразных проявлениях: искусство и литература, философия и наука. С одной стороны, в этих формах духовного производства имеется свое "наследие", устоявшиеся результаты, признанные знания и ценность. Вместе с тем их важнейшей характеристикой светской культуры стала устремленность на новаторство, открытие новых горизонтов в познаном, типов ориентации и способов жизнеустройства.

ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о самом себе. Знакомство с мифологией позволяет сделать вывод, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: оно было своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Ушла ли мифологическая форма мировоззрения в прошлое?

Реликты мифотворчества живут и в современном сознании и культуре. В широком сознании масс сегодня творятся и живут иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать мировоззренческими): о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимость некоторых политических партий и бесконечной мудрость их вождей, о коммунизме, к которому ведут "все дороги", и проч. Мифологическое мировоззрение - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относятся, - такое мировоззрение (или такая система взглядов на объективный мир и на место человека в нем), которое основано не на теоретических доводах рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием больших групп людей (классов, наций) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современной культуры - архаичной формой мировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще нерасчленимого, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводят их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в "вечную" жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей, смыслов это все присущи обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда, теоретизирована, всегда важна работа мысли. Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века, когда духовная власть религии и основанная на ней политическая власть церкви над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль "служанки" богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения, философия заявила о своей "эмансипации" от религии, а затем - в лице наиболее радикальных атеистов - предприняла настоящую атаку на религию и ее догматы. В XIX веке великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов (протестант-лютеранин) в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, то есть философию. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостность бытия.

Для человека и ранее и теперь самым удивительным (а потому и самым важным и первейшим объектом его интереса) был и останется он сам. Но если обыденное сознание фиксирует лишь случайный (ситуативный) момент человеческой сущность, если даже искусство проникает, в мир человека, раздвигая (и в прошлое и в будущее) границы времени, то философия "перешагивает" и через случай, и через время - она и есть то "волшебное зеркало", смотря в которое человек видит себя как существо космическое, вечное. Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым, содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философской дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозретильная. Научно-теоретическое знание составляет лиь одну (о при этом даже не основную, не главную) сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону образует совсем иной компонент сознания - духовно-практической. Именно он выражает смысложизненный, ценностро-ориентирующий, то есть мировоззренческий, топ философского сознания в целом. Было время (античность, средневековье), когда никакой науке нигде еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Более того, сама наука (уже в Новое время) своим происхождением во многом обязана философии. Из этого следует, что и в современном философском сознании "первую скрипку" играет не рассудок, а нравственная, гражданская интуиция-, внутреннее чувство высшей правоты и справедливости.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (то есть обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но приживается она к каждому по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни - ученье о том, "каким надо быть, чтобы быть человеком". (Кант И. Соч. в б т. -и., 1964. Т. 2, стр. 204). Английской философ Б.Рассел определял место философии в духовной жизни человека как "ничейную землю" между наукой и религией - двумя основными формами освоения им мира. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Иначе говоря, вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда потому, что с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоком уровнем общественных отношений, в общественном море человека складываются оные ситуации, созревают оные противоречия. И чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная безостановочная работа философской мысли, которая находится в несколько иной плоскости, нежели мысль ученого. Философ не довольствуется объективной, картиной мира. Он обязательно вписывает в нее человека. Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. Сокровенная цель философии (как и религии) - вывести человека из сферы обыденность, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки. Органическое соединение и философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе наследования, развития идейного содержания философских ученый, которые исторически, во времена связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке и в других сферах рациональность, в философии новое знание не отвергает, а диалектически "снимает", преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мыс- ли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного (отвлеченного, одностороннего) знания к знанию все более и более конкретному (полному, многостороннему). Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательность в логических определениях самой идеи, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета. Однако закону восхождения, закону прогресса, как и власть времени, не подчиняется практически духовная (ценностная) составляющая философского знания. Она сродню искусству, к истории которого тоже нельзя подходить с мерками "выше" - "ниже". Ученые, по образному выражению Ньютона, стоят на плечах свои предшественников: все они своим творчеством продолжают, развивают одно общее дело. Художники все не "выстраиваются" в один ряд, каждый из них - это особый мир, особая вселенная (что не исключает преемственность в художественном опыте культурных эпох и поколений). Великий художник - великий выразитель своего времени, ь именно в этом творчество его имеет вечное, непреходящее для людей значение. А философия? Историческое бытье ее двойственно, а потому и уникально: как наука, постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, она развивается, ее построения преходящи (что и подчеркивал в своей историко-философской концепции Гегель). Но как ценностно-льчностное проявление духа, как смысложизненная ориентация сознания философское ученье прорывает пелену времени, оно обращается к Вечность, а потому ни устареть, ни уступить свое уникальное, не заменимое ничем и никогда место в культуре ее новым образованиям оно не может. "Новое" и "старое" - на равных - представляют мировую философию, как в разной мере представляют нашу земную цивилизацию Будда,и Христос, Эсхил и Шекспир, Вергилий и Данте, независимо от веков и тысячелетий, разделяющих и по времени.

Однако и теоретическая составляющая философского знания, то есть его внутренняя логика, наследуется гораздо более сложным образом, чем знание специально-научное.

Сложнее потому, что философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления. Так, из философии Локка (английский философ XVII века) его последователи (соотечественник Беркли и французское просветителя Дидро, Гольбах, Гельвеций) сделали прямо исключающие выводы (Беркли - субъективно-идеалиетическиие, французское мыслители - материалистиические). Из философских идей Канта, Гегеля, Маркса выросла почти вся современная мысль. Но у каждого кантианца, гегельянца, марксиста - "свой" Кант, "свой" Гегель,-"свой" Маркс, своя интерпретация предшественников. К тому же ни один крупный философ не "выводим" из одного, единственного источника. Кант опирался на Лейбница и Юма, Маркс - на Гегеля и Фейербаха, Вл.Соловьев - на Платона и христианскую патристику (в каждом случае это были разные источники, которые лично преодолевалось затем в новых построениях и исканиях философов). Все это рисует многомерную, отнюдь не линейную картину рождения и судьбы нового философского знания, где важнейшая, решающая роль принадлежит творческому гению критики. "Ваш любимый девиз?" - спрашивали у Маркса, - "Подвергай все сомнению". Под таким ответом расписалось бы многие философы. В философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом, чем в любой другой область человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать, не отдавать себе сознательного отчета об истории, которая предшествовала их деятельности и сделала возможной ее. Решая конструкторскую задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными ему средствами диагностики и лечения, почти ничего не сохранившими от далекого прошлого медицины. В этом отношены философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активность. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть ее, а основа, ее суть, ее самосознание. Философию, как умозрение, отличают от "опытной" науки, " для этого есть основания, если "опыт" понимать ограниченно - как наблюдение или эксперимент, специально организованные индивидом или группой людей (наблюдателями и экспериментаторами). Однако возможен и существует другой уровень опыта опыт человечества, опыт истории. Человеческая история (история мысли, история духа в особенности) есть самый высший, самый развитый и самый сложный срез реальность. Мир человека - наиболее богат диалектикой. Для философии же человек всегда был "мерой всех вещей" (Протагор, У1 век до н.э.). Познавая этот мир, то есть глубинные процессы, происходящие в человеческой истории, осмысливая радикальные перевороты в духовной жизни, в сознании, философия тем самым признавала всеобщее, ибо в высших проявлениях мирового развития осуществлена действительно всеобщая потенция, всеобщая мощь Универсума. Только этим можно объяснять ту огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения не редко и на много опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, быль высказаны еще древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании (физике, химии) дискуссии о реальность атомов продолжались даже в XIX веке. То же можно сказать и о других фундаментальных идеях (законах сохранения, принципе отражения), которые быль выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании, в науке. Но, пожалуй, самый яркий и поучительный для философии пример - открытые и разработка Гегелем диалектики как логики и теории познания. Философствование всегда должно быть свободно - от любой внешней для него цели. Оно не может твориться по заказу и по указу, иначе это уже не будет философствование, а будет пропись директивный идеологии. Не случайно философия появилась там, где родилась демократия: в греческих городах-полюсах, в столице Древней Эллады - в Афинах. Неправедной власти нужна не истина, ей нужен миф. В мифе нуждается и "агрессивное большинство", холопствующее перед такой властью. Уже Аристотель считал, что, философствуя, человек испытывает высшее блаженство, именно в этом акте он больше, всего приближается к Богу.

Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории , а также философскую антропологию .


Close