Значительные идеи: Оказавшие влияние: Испытавшие влияние:

Учился, а затем и преподавал в Кембриджском университете .

Философия

Логический анализ

В духе неореализма Мур говорил о независимом от сознания существовании понятий. Понятие постигается интуитивно и вступает в отношения с мыслью. Суждение конструируется из понятий. Относительно суждений существования Мур придерживался точки зрения, согласно которой их отличие от иных суждений лишь в наличии понятия существования. Факт имеет форму суждения, поэтому ссылка на факт не обладает доказательной силой. Бытие мира есть бытие понятий - так кратко можно суммировать онтологию Мура.

Позднее его точка зрения на природу факта и суждения претерпевает изменения. Выступая против субъективного идеализма , Мур обращает острие критики на известный берклианский принцип «esse est percipi», доказывая его логическую несостоятельность (связка «est» на самом деле является логически неправомерной), чего должно быть достаточно для демонстрации несостоятельности всех прочих построений. Этот анализ побуждает Мура обратиться к рассмотрению того, чем является ощущение. Вопрос о различии между материальным объектом и ощущением решался им различно (от «Опровержения идеализма» к работе «Несколько суждений о восприятии»). В итоге существование материального мира вполне в духе англоязычной философской традиции увязывается со здравым смыслом («Защита здравого смысла»), значимость которого определяется его всеобщностью. В отличие от картезианского подхода, Мур указывает не на индивидуальную достоверность существования «Я», а на всеобщее убеждение людей в реальном бытии своих тел. Всеобщность делает несостоятельной критику («Доказательство внешнего мира»). При этом последовательный философский анализ здравого смысла Мур признает ещё неосуществленной задачей.

Этика

В этике стоял на позициях интуитивизма . В фундаментальном труде «Principia Ethica » («Основания этики», «Принципы этики» - латинское название отражает традицию создания «неосредневековых» заглавий) отстаивал концепцию автономной этики , которая не может быть обоснована за счет какой-либо иной реальности, включая и религию. Данная работа является одной из крупнейших, посвященных проблемам метаэтики. Рассмотрение этики покоится на анализе её языка, что связывает этическую теорию Мура со всей системой его взглядов. Он различает «добро как таковое» и «добро как средство». Первое является понятием, неопределимо и, как все понятия, постигается интуитивно. Попытки его определения и выведения этики из внеэтических явлений Мур обозначил как «натуралистическую ошибку». «Добро как средство» подразумевает помимо постижения «добра как такового» анализ связи поступков и порождаемых ими результатов. Этически правильное тождественно максимально полезному, этические предписания подразумевают, что некие действия принесут пользу. Совершенство поступка (как и его обязательность) определяются объёмом и универсальностью достигаемого добра. В области этической аксиологии Мур определяет содержание ценности как определенное состояние сознания. В наибольшей степени ценностно насыщенными являются коммуникативное удовольствие и эстетическое наслаждение. Концепция этики Мура остается одной из наиболее фундаментальных для ХХ в., при том, что она сохраняет этику как самостоятельную структурированную область философского знания.

Сочинения

Напишите отзыв о статье "Мур, Джордж Эдвард"

Примечания

Литература

  • Джордж Эдуард Мур. «Всемирный биографический энциклопедический словарь»
  • Грязнов А. Ф. Джордж Мур и становление аналитической философии // Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. - М .: Высшая школа, 2006. - С. 47-55. - 375 с. - (Классика философской мысли). - 3000 экз. - ISBN 5-06-005116-1 .
  • Блинов А. К., Ладов В. А., Лебедев М.В и др.

Отрывок, характеризующий Мур, Джордж Эдвард

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».

Капитан Эдвард Джон Смит - неординарная личность, имя которого навеки вписано в историю в связи с причастностью к самой масштабной катастрофе на воде.

Детство и семья

Эдвард Джон Смит, биография которого начинается с момента рождения двадцать седьмого января тысяча восемьсот пятидесятого года, очень известен.

Мальчик появился в семье Эдварда Смита и Кэтрин Хэнкок (Марш) в маленьком городке Хэнли, что в Стаффордшире, Великобритания.

Джон Эдвард был сыном гончара. Отец прививал любовь к своему делу, но сына интересовали путешествия, море, дальние страны. Мать мальчика была неплохим банкиром, однако конторской работе впоследствии предпочла открыть собственный магазин продуктов.

Начало карьеры

В возрасте двенадцати лет капитан Титаника Эдвард Джон Смит потерял отца, который умер от туберкулеза. Мальчику пришлось оставить школу и устроиться на фабрику в Сток-он-Трент, где молодому, но очень упорному рабочему доверили управление паровым молотом. Но эта работа не приносила юноше желаемого удовольствия. Он грезил морем и путешествиями.

В семнадцать лет судьба привела его в Ливерпуль, где он навсегда связал свою жизнь с кораблями и морем.

После двух лет обучения Джон Эдвард смог найти свою первою работу на парусном судне «Сенатор Уэбер», в компании, которая специализировалась на перевозке грузов. Упорный юноша не гнушался любой работы. Он быстро продвигался по карьерной лестнице и уже через четыре года он получил право занимать должность помощника капитана.

В тысяча восемьсот семьдесят шестом году двадцатишестилетний Джон Эдвард возглавил свое первое судно - «Лиззи Феннелл». В течение следующих трех лет он преодолел сотни тысяч морских миль, перевозя грузы между Соединенными Штатами Америки, Канадой и Великобританией.

Большие перемены

В тысяча восемьсот восьмидесятом году свершилась давняя мечта капитана - он смог пополнить ряды самой крупной и могущественной судоходной компании того времени - «Уайт Стар Лайн».

Загвоздка была в том, что корпорация почти не обслуживала перевозки грузов. Основным направлением работы компании было перемещение пассажиров.

В связи с тем, что пассажирские и отличаются управляемостью, уже состоявшемуся капитану пришлось начинать свою карьеру заново с самых низов.

Благодаря своему трудолюбию и упорству, через семь лет он вновь встал у руля на главном мостике.

В последующие годы Джон Эдвард управлял такими судами, как «Рипаблик», «Балтик», «Коптик», «Адриатик», «Германик», «Руник» и другими.

В тысяча восемьсот девяносто втором году капитану доверили управление крупнейшим пароходом компании - «Маджестик». С того времени Эдварда Смита можно было встретить лишь на огромных кораблях.

Публика, пользующаяся услугами лайнеров такого класса, была более чем состоятельной. Джона Эдварда так и прозвали: «капитан миллионеров».

Военная служба

Ситуация в мире накалялась. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году капитан был записан в резерв военно-морских сил Великобритании.

Участия в активных боевых действиях он не принимал. Однако Эдварду пришлось совершить несколько рейсов для перевозки войск к берегам Южной Африки, где проходила англо-бурская война.

В тысяча девятьсот четвертом году капитану было присвоено офицерское военное звание «коммодор».

Семейная жизнь

Тысяча восемьсот восемьдесят седьмой год был ознаменован для Джона Эдварда не только успехом на служебном поприще. Двенадцатого июля он женился на Саре Элианор Пеннингтон. Уже второго апреля следующего года их молодая семья праздновала пополнение - у них родилась дочь, которую назвали Хелен.

Семейная жизнь капитана проходила в большом, просторном доме, выстроенном из красного кирпича в пригороде Саутгемптона.

Последний рейс

Десятого апреля тысяча девятьсот двенадцатого года из порта Саутгемптора вышел в рейс самый грандиозный проект начала двадцатого века, поражающий своими масштабами даже через сто лет - сверхсовременный лайнер, который назвали «Титаник». Корабль строили на протяжении трех лет на верфи в городе Белфаст.

Водоизмещение «Титаника» составляло 52 310 т, скорость до двадцати трех узлов, его характирозовал стальной корпус, силовая установка мощностью пятьдесят пять тысяч лошадиных сил, тысяча триста семнадцать пассажиров на борту. И вот этой махиной был назначен управлять знаменитый капитан.

«Эдвард Джон Смит! Титаник поведет он!», - примерно такими были газетные заголовки посвященные легендарному кораблю.

Лайнер считался непотопляемым. Инженеры-разработчики были уверены, что сконструированные ими отсеки с непроницаемыми переборками помогут кораблю противостоять любой стихии.

Для Джона Смита это должен был быть последний рейс в карьере, после чего он должен был отправиться на заслуженную пенсию.

Катастрофа

Согласно официальной версии, в ночь с четырнадцатого на пятнадцатое апреля тысяча девятьсот двенадцатого года произошло столкновение лайнера с айсбергом, он получил критические пробоины. Корабль стал быстро тонуть и уже через три часа он окончательно ушел на дно.

Установлено точное количество погибших - тысяча четыреста девяносто шесть человек. Спасшихся - семьсот двенадцать.

Последние минуты капитана

Самая основная версия - офицер застрелился. Показания выживших членов команды расходятся. Одни утверждают, что видели последний раз Джона Смита на капитанском мостике. Другие уверены, что он оказался среди других людей в воде. Кто-то даже пытался помочь капитану забраться в шлюпку, но эти попытки не увенчались успехом.

Тело Джона Смита так и не было найдено. Его душа навеки осталась с океаном.

Семья капитана после катастрофы

Жена Сара прожила еще девятнадцать лет после гибели мужа. В 1931 году она погибла в автокатастрофе в Лондоне, куда переехала впоследствии.

Дочь Хелен прожила активную и интересную жизнь - она была предпринимателем, пилотом гоночного автомобиля.

Девушка с интересом следила за всеми новостями, связанными с «Титаником». Отмечают, что она неоднократно посещала съемочные площадки и очень тщательно присматривалась к актеру, игравшему её отца.

английский философ, родоначальник аналитической традиции в философии

Краткая биография

(англ. George Edward Moore; 4 ноября, 1873, Лондон, Англия, Великобритания - 24 октября, 1958, Кембридж, Англия, Великобритания) - английский философ, родоначальник аналитической традиции в философии (вместе с Людвигом Витгенштейном и Бертраном Расселом).

Учился, а затем и преподавал в Кембриджском университете.

Выступил с обоснованием неореализма («Опровержение идеализма», 1903); разработал метод логического анализа.

Философия

Логический анализ

В духе неореализма Мур говорил о независимом от сознания существовании понятий. Понятие постигается интуитивно и вступает в отношения с мыслью. Суждение конструируется из понятий. Относительно суждений существования Мур придерживался точки зрения, согласно которой их отличие от иных суждений лишь в наличии понятия существования. Факт имеет форму суждения, поэтому ссылка на факт не обладает доказательной силой. Бытие мира есть бытие понятий - так кратко можно суммировать онтологию Мура.

Позднее его точка зрения на природу факта и суждения претерпевает изменения. Выступая против субъективного идеализма, Мур обращает острие критики на известный берклианский принцип «esse est percipi», доказывая его логическую несостоятельность (связка «est» на самом деле является логически неправомерной), чего должно быть достаточно для демонстрации несостоятельности всех прочих построений. Этот анализ побуждает Мура обратиться к рассмотрению того, чем является ощущение. Вопрос о различии между материальным объектом и ощущением решался им различно (от «Опровержения идеализма» к работе «Несколько суждений о восприятии»). В итоге существование материального мира вполне в духе англоязычной философской традиции увязывается со здравым смыслом («Защита здравого смысла»), значимость которого определяется его всеобщностью. В отличие от картезианского подхода, Мур указывает не на индивидуальную достоверность существования «Я», а на всеобщее убеждение людей в реальном бытии своих тел. Всеобщность делает несостоятельной критику («Доказательство внешнего мира»). При этом последовательный философский анализ здравого смысла Мур признает ещё неосуществленной задачей.

Этика

В этике стоял на позициях интуитивизма. В фундаментальном труде «Principia Ethica» («Основания этики», «Принципы этики» - латинское название отражает традицию создания «неосредневековых» заглавий) отстаивал концепцию автономной этики, которая не может быть обоснована за счет какой-либо иной реальности, включая и религию. Данная работа является одной из крупнейших, посвященных проблемам метаэтики. Рассмотрение этики покоится на анализе её языка, что связывает этическую теорию Мура со всей системой его взглядов. Он различает «добро как таковое» и «добро как средство». Первое является понятием, неопределимо и, как все понятия, постигается интуитивно. Попытки его определения и выведения этики из внеэтических явлений Мур обозначил как «натуралистическую ошибку». «Добро как средство» подразумевает помимо постижения «добра как такового» анализ связи поступков и порождаемых ими результатов. Этически правильное тождественно максимально полезному, этические предписания подразумевают, что некие действия принесут пользу. Совершенство поступка (как и его обязательность) определяются объёмом и универсальностью достигаемого добра. В области этической аксиологии Мур определяет содержание ценности как определенное состояние сознания. В наибольшей степени ценностно насыщенными являются коммуникативное удовольствие и эстетическое наслаждение. Концепция этики Мура остается одной из наиболее фундаментальных для XX в., при том, что она сохраняет этику как самостоятельную структурированную область философского знания.

Сочинения

  • Мур Дж. Э. Принципы этики / Пер. с англ. Коноваловой Л. В. - Москва: Прогресс, 1984. - 326 с.
  • В защиту здравого смысла. 1925.
  • Мур Дж. Опровержение идеализма // Историко-философский ежегодник = The Refutation of Idealism / Перевод и предисловие к публикации И. В. Борисовой. - М.: Наука, 1987. - С. 242-265. - 7900 экз.
  • Мур Д.Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступит. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - С. 66-84. - 181 с. - 10 000 экз.
  • Мур Дж. Э. Природа моральной философии [и другие произведения] / Предисл. А.Ф. Грязнова и Л.В. Коноваловой; Пер. с англ., сост. и прим. Л.В. Коноваловой. - М.: Республика, 1999. - 351 с. - (Биб-ка этической мысли). - 5000 экз.
Категории:

Знаменитый медиум Джон Эдвард стал жертвой духа

Во время работы над выпуском программы «Путешествие в неизведанное» (канал Zone Reality) оператор снял дух умершей женщины, а ведущий получил травму

В прошлую пятницу завершились съемки очередного выпуска программы «Путешествие в неизведанное с Джоном Эдвардом», которая несколько месяцев выходит в эфире телеканала Zone Reality (он принадлежит компании Chello Zone и доступен в пакетах большинства крупнейших российских кабельных и спутниковых операторов). В России зрителями программы «Путешествие в неизведанное с Джоном Эдвардом» еженедельно становятся более трех миллионов зрителей. Результатом завершившихся съемок стали уникальное видео гнева призрака умершей женщины и травма, которую ведущему и медиуму Джону Эдварду нанес... дух.

Медиум Джон Эдвард хорошо известен на Западе – он ведет собственные телевизионные программы, выступает со спиритическими сеансами, выпустил несколько книг о спиритизме. Участницами шоу Джона Эдварда становились известные американские актрисы Кирстен Данст и Джейн Сеймур. «То, что я могу говорить с умершими, я осознал еще в юности, – признается Джон. – Я встретил женщину, которая показалась мне странной. Но сказала, что я обладаю большим даром и смогу помогать людям». Так и случилось... Сейчас в рамках своей программы «Путешествие в неизведанное» Джон Эдвард помогает людям установить контакт с умершими родственниками или друзьями. Не раз его шоу становились настоящей сенсацией не только для зрителей, но и специалистов, изучающих такое явление как спиритизм. В 2006 году Джон Эдвард вошел в число экстрасенсов, которые пытались установить контакт с духом Джона Леннона. Программа «Дух Джона Леннона» вышла в эфир не только в США, но и в России.

Для съемок нового выпуска программы «Путешествие в неизведанное» Джону Эдварду пришлось приехать в городок Харрисбург (Пенсильвания). Герой очередной истории Тэд Линдем рассказал, что хотел бы поговорить со своей матерью, погибшей несколько лет назад при загадочных обстоятельствах. Джон Эдвард и съемочная группа расположились в доме Тэда Линдема. В момент установки контакта произошла странная история.

«Все случилось внезапно, – рассказывает Джон Эдвард. – Наша группа находилась на втором этаже здания, когда мне удалось выйти на контакт. Но в момент появления духа в комнате разбилась ваза, а один из ее осколков полетел точно мне в голову. Гнев духа – это редкий случай». Оператор Джерад Паркинсон признался, что окончательно убедился в сверхъестественных способностях Джона Эдварда: «Я привык к тому, что во время съемок у нас нередко происходят неполадки с техникой. Но такое! Все были потрясены. Я абсолютно уверен, что это был женский силуэт. У меня было только 6 секунд, я успел снять лишь средний план. Только потом объект исчез».

После съемок врачам пришлось наложить на голове Джона Эдварда несколько швов. Фрагменты драматичной съемки выйдут в одном из ближайших выпусков программы «Путешествие в неизведанное с Джоном Эдвардом» в эфире телеканала Zone Reality.


Close