Экономический словарь терминов

(от лат. imperativus - повелительный) императив

повеление, настоятельное требование; по Канту: "Поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства".

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

императив

императива, м. (латин. imperativus) (книжн.).

    То же, что повелительное наклонение (грам.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

императив

    Повеление, безусловное требование (книжн.). Нравственный и.

    В грамматике: повелительное наклонение.

    прил. императивный, -ая, -ое. Я. тон (требовательный и категорический). Императивное предложение (в грамматике: побудительное).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

императив

    м. Повелительное наклонение (в лингвистике).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

императив

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный) требование, приказ, закон. У И. Канта в "Критике практического разума" - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

Императив

(от лат. imperativus ≈ повелительный), в лингвистике повелительное наклонение глагола. Обычно выражается чистой основой или основой + суффикс множественного числа («глянь», «гляньте»). Междометный И. ≈ разряд глагольных слов с повелительно-восклицательным значением, например в русском языке «вон!», «прочь!», «долой!». Инклюзивная форма И. побуждает тех (того), к кому обращена речь, к совместному действию с говорящим (говорящими), например в русском языке «пойдём», «пойдёмте» в отличие от «пойдите».

Википедия

Императив (философия)

Императи́в - требование, приказ, закон. С появлением кантовской « Критики практического разума » императив - это общезначимое предписание, в противоположность личному принципу.

Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении.

Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».

Примеры употребления слова императив в литературе.

Друг Вильямсон, согласно законам природы и на основании эволюционного императива я никогда не рискую необоснованно.

Они сыпали десятками не похожих один на другой терминов и десятками не отличимых одна от другой фамилий: энтелехия, бритва Оккама, деонтология и аксиология, категорический императив , феномены и ноумены, субстанции и акциденции, Шпенглер, Швейцер, Штейнер, Шелер, Шеллинг, Шиллер, Шлегель.

Был он в последний год удачлив необычайно, быстро богател, с удовольствием этим пользовался, реализуя свои давние желания провинциального пижонистого парня, но глупел на глазах, становясь каждой бочке затычкой, комментировал даже и конкурсы красоты, и парламентские дебаты, рассуждал об экономике и истории и все время приплетал нравственный императив - увы, не всегда к месту.

Так и теперь, новые русские, с пятью классами и дестью годами строго режима за плечами, вытаращив от напряжения глаза, слушали рассуждения какой-нибудь миловидной студентки филфака, сменившей очки с толстыми стеклами на контактные линзы, о влиянии категорического императива на вещь в себе.

В общем и целом он делает не что иное, как ставит существующую утилитаристскую этику под протекторат категорического императива .

Стремясь отстоять этическую мировую цель, Фихте фальсифицирует свидетельство о рождении мира, назначая последнему в отцы категорический императив , а в матери - теорию познания идеализма.

Философские возражения Сценарный анализ считает императивы родительскими указаниями, а целью многих существовании - исполнение этих указаний.

Кант, по его мнению, совершил ошибку, заключающуюся в том, что оба своих открытия - гносеологический идеализм и этику категорического императива - он не соединил нитями внутренней связи, которая существует между ними.

Таким образом, гносеологический идеализм и категорический императив , если они объединят свои усилия и один станет на плечи другому, смогут заглянуть за занавес, скрывающий тайну мира.

В принципе же он может инкриминировать им лишь то, что они по-прежнему стремятся ограничить этику и веру в прогресс рамками наивного мировоззрения здравого человеческого разума вместо того, чтобы черпать их из мировоззрения, вытекающего из соединения гносеологического идеализма и этики категорического императива .

Мне как-то Гоц говорил, что его внутренней жизнью правит категорический императив Канта, а вот мой категорический императив - воля Б.

И можно ли назвать аморальным Категорический Императив Дада: единственный закон, которому обязан следовать художник, - это веление его сердца, дерзание в жизни и искусстве?

Нет сомнения в том, что Кант не подозревал о своей ошибке, в противном случае он не совершил бы ее, и она не была бы вкладом в его этику: эта ошибка - доктрина Категорического Императива .

Тот долг, который вел людей на подвиги, пока он исходил от Бога и даже от такого удивительного повелителя, как категорический императив , вдруг, когда он оказался простым предрассудком, хотя очень полезным для общественных целей, сразу стал скучным, ненужным, холодным, унылым.

Брандес же, нередко пользующийся Крейссигом как источником для своих глав о Лире и других трагедиях Шекспира, этот вывод немецкого критика игнорирует, ибо категорический императив противен его душе - не сам по себе, а как некий протест против господства случая, который дает возможность писать жалобные слова.

ИМПЕРАТИВ, или повелительное наклонение, одно из значений категории наклонения. Форма императива выражает просьбу, приказ, совет. С помощью императива говорящий сообщает о своем желании, чтобы то или иное действие было выполнено кем-то (Уходи !) или, наоборот, не выполнялось (Не уходи !). Важная особенность императивного высказывания состоит в том, что оно является одновременно и сообщением, и действием: говорящий не только сообщает о своем желании, но и пытается заставить адресата его выполнить.

Самая распространенная форма императива выражает побуждение по отношению к собеседнику, т.е. ко 2-му лицу. Эта форма императива считается самой универсальной категорией глагола : практически все языки мира так или иначе выражают это значение. При этом во многих языках императив имеет нулевой показатель, т.е. просто совпадает с основой глагола. В русском языке тоже есть императивы, совпадающие с основой, но так устроены не все русские повелительные формы.

Императив в русском языке образуется двумя способами. Некоторые глаголы присоединяют суффикс : крич-и, прыгн-и, куп-и . Другие имеют нулевой суффикс (- Ж): встань- Ж, режь- Ж, пей- Ж. Для образования множественного числа и те, и другие присоединяют к форме императива ед. числа окончание -те : крич-и-те, встань- Ж-те . То, какие глаголы имеют суффикс , а какие – нулевой, определяется довольно сложным правилом. В сильно упрощенной форме оно выглядит следующим образом.

Те глаголы, у которых в 1-м лице ед. ч. изъявительного наклонения ударное окончание, в императиве имеют ударный : говорю – говор-и, шагну – шагн-и, пишу – пиш-и . Глаголы, у которых в 1-м лице ед. ч. изъявительного наклонения основа кончается на сочетание согласный + р, м, н или л , имеют в императиве безударный -и : крикну – крикн-и, пудрю – пудр-и, маслю – масл-и . А глаголы, у которых в 1-м лице ед. ч. изъявительного наклонения окончание безударное, имеют в императиве нулевой суффикс: сяду – сядь- Ж, забуду – забудь- Ж, читаю – читай- Ж. Теперь сравните: плачý – плат-и , но плáчу – плачь- Ж. Поскольку здесь предложено упрощенное правило, оно применимо не ко всем глаголам, например: вынесу вынес-и , жую жуй -Ж.

Императив образуется не от любого глагола. В целом можно сказать, что образование императива невозможно или затруднено в том случае, когда глагол описывает неконтролируемую ситуацию – т.е. такую, осуществление которой не зависит от воли одного из ее участников. Так, не имеют формы императива безличные глаголы – знобить , светать, темнеть (На улице темнеет ), подморозить (Сегодня подморозило ) и т.п. Образование императива от таких глаголов невозможно, так как в ситуациях, которые они обозначают, вообще отсутствует действующее лицо, к которому могло бы быть адресовано побуждение. Употребление императива от глаголов, обозначающих стихийные процессы, но при этом не безличных, т.е. имеющих при себе подлежащее в именительном падеже, в принципе возможно – например, в сказочной ситуации: Подуйте, ветры буйные ! Сложнее обстоит дело с глаголами, которые обозначают неконтролируемые состояния человека. Нередко они могут образовывать императив, но значение такого императива отличается от обычного. Например, он может обозначать пожелания: Будь здоров ; Расти большой. Это значение в некоторых языках выражается особым – «желательным» – наклонением (которое называется оптатив; см. также НАКЛОНЕНИЕ . Нередко глаголы, обозначающие неконтролируемые события и процессы, в императиве означают что-то вроде "Сделай то, что в твоих силах, чтобы ситуация осуществилась", например: Понравься ему ! Похудей, тогда приходи.

В большинстве языков существуют также способы выразить побуждение по отношению не только ко 2-му лицу, но и к другим лицам. Чаще всего встречаются формы 1-го лица множественного числа и 3-го лица (единственного и множественного чисел).

Форма 1-го лица множественного числа выражает побуждение к совместному действию, т.е. желание говорящего, чтобы его собеседник вместе с ним осуществил некоторое действие. В русском языке нет специальной формы императива 1-го лица множественного числа. Для выражения этого значения используется форма изъявительного наклонения 1-го лица множественного числа: Идем !, Поедем в Крым ! Эта форма употребляется и когда говорящий обращается только к одному человеку, и когда он обращается к нескольким людям: Маша, бежим к оврагу ! Маша, Ваня, бежим к оврагу ! Но если к этой форме добавить частицу давай или давайте , то станет ясно, к одному или к нескольким адресатам обращается говорящий: Маша, давай споем !, Маша, Ваня, давайте споем ! У небольшой группы глаголов форма побуждения к нескольким людям может образовываться с помощью суффикса -те , который нам уже знаком по императиву 2-го лица: Маша, Ваня, идем-те! Некоторые русские глаголы, в основном те, которые обозначают движение, используют прошедшее время в качестве основной формы для обозначения побуждения к совместному действию: Пошли ! Побежали !

Императив 3-го лица служит для побуждения к действию того, кто не участвует прямым образом в разговоре, а возможно, даже не присутствует при нем. Чаще всего, произнося эту форму, говорящий имеет в виду, что его собеседник передаст третьему лицу, чтобы тот совершил действие. В русском языке императив 3-го лица выражается сочетанием частицы пусть с формой 3-го лица изъявительного наклонения: Хорошо, пусть зайдет ; И пусть твои родители не опаздывают .

Во многих языках, в том числе в большинстве европейских языков, для императивов 1-го лица множественного числа и 3-го лица специальной формы нет. Например, в английском они обе выражаются сочетанием частицы let , местоимения и неопределенной формы глагола: Let"s go ! (Let us go ! "Пойдем!"), Let him go ! "Пусть уходит!" Во французском в функции императива 1-го лица множественного числа используется форма настоящего времени (Allons ! "Пойдем!"), а для 3-го лица – сочетание сослагательного наклонения (субжонктива) – с частицей que (qu"il vienne ! "Пусть приходит!"), в испанском в обоих случаях используются формы сослагательного наклонения. Но во многих языках существуют особые формы, предназначенные только для того, чтобы выражать повеление к 1-му лицу множественного числа или 3-му лицу. При этом чаще встречаются формы 1-го лица множественного числа – возможно, потому, что они все-таки ближе по смыслу к «настоящему» побуждению (так как обращены, в том числе, и к адресату), да и вообще чаще употребляются. Например, в белорусском есть специальная форма для 1-го л. мн. числа (читайма "давай читать"), в цахурском (один из языков Дагестана) – для 3-го л. ед. числа, а в некоторых других языках, например в чукотском, императив имеет полную парадигму со всеми лицами и числами.

В чукотском, таким образом, существует еще и императив 1-го лица единственного числа.Значение этой формы совсем далеко от побуждения. Чаще всего она служит для того, чтобы сообщить собеседнику о своем намерении выполнить в ближайшем будущем какое-то действие и получить его разрешение или содействие. По-русски тоже можно выразить это значение, для этой цели служат частицы: Давай я ей сам все объясню ; Поставлю-ка я ее на место .

Итак, в языке может существовать несколько разновидностей повелительного наклонения. Многие языки имеют три формы, которые отличаются друг от друга тем, кто является адресатом императива: собеседник, собеседник вместе с самим говорящим или кто-то, кто не участвует в разговоре. Однако встречаются и другие виды императива.

В некоторых языках существует особая форма для выражения отрицательного императива. В русском образование этой формы не имеет никаких особенностей (Не плюй в колодец ), но во многих кавказских языках отрицательный императив внешне ничем не похож на положительный. В таких случаях говорят, что отрицательный императив представляет собой особое наклонение (его называют прохибитивом).

В латыни помимо обычного императива существовал так называемый императив будущего времени. Эта форма есть и в некоторых современных языках, например в эвенкском, юкагирском, чукотском. Она употребляется тогда, когда говорящий хочет сказать, что действие можно осуществить не прямо сейчас, а через некоторое время. Поэтому иногда его также называют императивом отложенного действия. Эта форма часто употребляется в конструкции из двух императивов для обозначения второго действия, которое должно произойти после первого: Воротись, поклонися рыбке ! Нужно сказать, что это единственная временная форма, которая бывает у императива. В целом для императива не характерно наличие временных разновидностей, потому что в его семантике исходно заложено значение будущего времени: говорящий не может хотеть, а главное, добиваться совершения действия, которое относится к прошлому.

Побуждение, выражаемое императивом, в зависимости от ситуации может быть мягким или жестким, вежливым или грубым. Во многих языках существуют специальные формы вежливого или мягкого императива, а в определенных культурах, например у некоторых племен южноамериканских индейцев, любое употребление императива рассматривается как очень грубое и в нормальной ситуации общения вместо императива всегда используются другие формы. Вообще, в языках мира гораздо чаще встречаются специальные средства для того, чтобы смягчить повеление, чем для того, чтобы выразить жесткий, резкий приказ.

В русском языке эти оттенки побуждения могут выражаться, во-первых, с помощью разных вводных выражений (Пожалуйста, Будьте так любезны, Если тебе не трудно ), а во-вторых, с этой целью могут употребляться другие, не императивные формы. Например, если говорящий хочет, чтобы его побуждение прозвучало как просьба или совет, он может использовать вместо повелительного наклонения сослагательное: Отошел бы ты в сторону, здесь машины ездят . Это характерно не только для русского языка: во многих языках условное наклонение может употребляться как мягкая форма побуждения. Например, в английском: Would you close your eyes ! ("Закройте, пожалуйста, глаза!"). Очень во многих языках вежливую или мягкую просьбу можно выразить с помощью вопроса: Не подвезешь меня ? Наоборот, жесткая форма побуждения – приказ – в русском языке может выражаться формой инфинитива: Встать ! Отставить !, а может и вообще не содержать никакой глагольной формы: Огня ! Формы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени тоже могут употребляться для побуждения: Ты ждешь у подъезда, а Миша идет со мной ; Завтра ты пойдешь в магазин и купишь себе тетради. Очень грубое повеление можно выразить с помощью прошедшего времени: Встал, собрал вещи и чтобы я тебя больше не видела .

Итак, роль императива могут брать на себя разные другие формы. Однако и императив, в свою очередь, употребляется в некоторых совсем далеких от побуждения функциях. Например, в предложении Будь воля на то моя, была бы и речь недолгой повелительное наклонение, конечно, не имеет значения ни побуждения, ни даже пожелания. Роль, которую играет здесь императив, – сказуемое условного придаточного предложения – более характерна для сослагательного наклонения. Условный императив существует и в английском, и в некоторых других языках: Sleep until noon, and you"ll miss lunch "Проспи до полудня, и пропустишь обед". Такие употребления иногда называют переносными. Выражение идеи условия – не единственное переносное употребление русского императива. В предложении Он дома не ночует, а я ему пироги пеки ! императив заменяет уже не условное наклонение, а модальный глагол (должна, вынуждена ). Еще одно неповелительное употребление русского императива – для обозначения неожиданного действия: Уже начали уходить, и тут она возьми и чихни . Такие употребления встречаются не только в русском языке. Но самое частое переносное употребление, которое встречается у императива в языках мира, русскому как раз не свойственно: императив часто употребляется в вопросах, выражающих сомнение. Например, по-лезгински вопрос Мне уйти или еще подождать ? буквально будет звучать так: Я уйди или жди еще ?

Нина Добрушина

от лат. imperativus - повелительный), повеление, требование, приказ, безусловный принцип поведения. Понятие «категорический И.», введенное Э. Кантом в «Критике практич. разума» (1788), обозначает в его этике нравств. закон, гласящий: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант Э., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260). Т. о., Кант обосновывал идеи равенства в морали: моральные требования независимо от их содержания всегда имеют универсальный (всеобщий) характер и распространяются на всех людей. Понятие категорич. И. Кант углубил с помощью утверждения, к-рое вскрывает гуманистич. содержание морали: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Понимание морали, по Канту, является абсолютным, идеальным (см. Идеал). Г. Гегель и К. Маркс считали, что в обществе, основанном на принудит, разделении труда, каждый, относясь к другому как к цели, себя превращает в средство, и наоборот (см. Польза). Но Кант претендовал на построение философски обоснованной этики, а не социальной теории. Категорич. И. он противопоставлял гипотетическим, или условным И. (повелениям, предполагающим умение и благоразумие того, кому они адресованы), указывающим на средство, к-рое надо использовать для достижения определенной цели.

Характеризуя третье значение категорич. И., Кант предполагал автономию человека как личности и гражданина, способного самому устанавливать нравств. принципы своего поведения и беспрекословно им следовать. Понятие «категорич. И.» нередко употребляется для обозначения общепринятых нравств. требований современности (борьба за мир, сохранение природы, выживание человечества и др.).

Словарь Ушакова

Императив

императи в , императива, муж. (лат. imperativus) (книж. ).

2. То же, что повелительное наклонение (грам. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Императив

(от лат. imperativus повелительный)

требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

Современный экономический словарь. 1999

ИМПЕРАТИВ

(от лат. imperativus - повелительный)

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Императив

(от лат. imperativus - повелительный)

1) безусловное требование, повеление, приказ, закон;

2) правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

Словарь лингвистических терминов

Императив

(лат. imperativus – повелительный)

Повелительное наклонение глагола. Наклонение, совмещающее выражение желания и выражение побуждения.

1) гортативы ;

2) юссивы ;

3) прохибитив .

Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник

Императив

Наклонение, совмещающее выражение желания и выражение побуждения.

Глагольная парадигма императива включает:

1) гортативы ;

2) юссивы ;

3) прохибитив .

Словарь экономических терминов

Императив

(от лат. imperativus - повелительный)

повеление, настоятельное требование; по Канту: "Поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Императив

Императив

♦ Imperatif

Приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив). Повиновение приказу означает подчинение, и, нет сомнений, оно часто необходимо. Повиноваться императиву означает управлять собой, и это необходимо всегда.

Начиная с Канта различают два типа императива: гипотетический и категорический.

Гипотетический императив подчиняется какому-либо условию, которое обычно определяется преследуемой целью. Пример: «Если ты хочешь, чтобы твои друзья были с тобой честны, будь честен с ними». Еще пример: «Если не хочешь попасть в тюрьму, не совершай бесчестных поступков». Подобные сентенции суть правила благоразумия и искусного поведения, не более того. Речь идет всего лишь о выборе средств, годных для осуществления поставленной перед собой цели; они приобретают какое-то значение только в том случае, если поставленная цель действительно достигается.

Напротив, категорический императив свободен от каких-либо условий. Он не ставит перед собой никакой цели. Например: «Будь честен с друзьями». Или: «Не лги». Таковы нравственные императивы, носящие абсолютный характер: они не имеют ничего общего с успехом или результатом, осторожностью или ловкостью; их диктует долг. Например, поясняет Кант, человек должен свидетельствовать перед судом. Если он хотя бы задается вопросом, для чего ему говорить правду, он уже – ничтожество.

Гипотетический императив носит частный характер. Он имеет смысл только для того, кто способен проверить его условия, иначе говоря, для того, кто действует исходя из какой-то цели (честность друзей, доверие, успех и т. д.). Категорический императив, являясь безоговорочным и не имеющим перед собой цели, носит универсальный характер; он имеет значение для всякого конечного мыслящего существа, включая тех, как подчеркивает Кант, кто этого императива не соблюдает. Он есть сама универсальность, в силу того, что его формулирует и предписывает себе сам разум – и не только в мысленной (теоретический разум), но и в деятельной (практический разум) сфере. Все это и определило широко известную формулировку Канта, предъявляющую к человеку весьма высокие требования: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом» («Основы метафизики нравственности», раздел II). Значит, повиноваться следует только разуму в себе, иными словами, той части себя, которая остается свободной (ибо она не подчинена наклонностям или инстинктам «себя любимого»). Значит, повиноваться следует только себе (автономия), одновременно освобождаясь от себя (универсальность). Таким образом, мораль имеет значение для всех лишь потому, что она имеет значение для каждого (Ален называл это состояние «универсальным одиночеством»), а единственный долг каждого – быть свободным.

(от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ,закон. У И. Канта в ""Критике практического разума"" - общезначимоенравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме);гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях,категорический императив - безусловный принцип поведения.

Императив

Психологическая энциклопедия

Императив

Толковый словарь Ожегова

Императив

Юридический словарь

Императив Гипотетический – Социологический словарь

Англ. imperative, hypotketic(al); нем. Imperativ, hypothetischer. Предписание, требование, имеющее силу лишь при определенных условиях.

Императив Категорический – Социологический словарь

Англ. imperative, categoric(al); нем. Imperativ, kategorischer. По И. Канту -всеобщий обязательный нравственный закон, к-рому должны подчиняться и следовать все люди, предписывающий каждому поступать так, чтобы его поведение могло стать принципом всеобщего законодательства.

Императив Культурный – Социологический словарь

Англ. imperative, cultural; нем. Imperativ, kultureller. Совокупность институтов и форм культуры, необходимых для выживания любого общества, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей, включающих заботу о молодом поколении, передачу знаний, регулирование конфликтов и т. д.

Императив Нравственный (или Высший Закон Мудрости) – Философский словарь

Одним из первых и лучше всего его сформулировал Конфуций: «Делай другим то, чего ты желаешь себе». Затем, примерно в одинаковых выражениях мы встречаем закон в Священных книгах основных мировых религий, у немецкого философа И. Канта.

Императив Поведения – Исторический словарь

Идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз.

Императив Поведения Негативный – Исторический словарь

Стремление к упрощению системы.

Императив Поведения Позитивный – Исторический словарь

Стремление к усложнению системы.

Императив Социальный – Социологический словарь

Англ. imperative, social; нем. Imperativ, sozialer. Совокупность основных требований, предусматривающих решение проблем, соц. отношений и взаимодействия, выполнение к-рых необходимо для поддержания данной соц. системы.

Императив Функциональный – Социологический словарь

Англ. imperative, functional; нем. Imperativ, funktionaler. По Т. Парсонсу - основное условие существования и равновесия любой системы действия; различаются четыре И. ф.: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение ценностных образцов (латентность) .

Императив1 М. – Толковый словарь Ефремовой

1. Повелительное наклонение (в лингвистике).

Императив2 М. – Толковый словарь Ефремовой

Императивная Координация – Социологический словарь

(imperative coordination) - вероятность того, что команде внутри данной организации или общества будут повиноваться. Данный термин - английский перевод Тимашева (принятый также Парсонсом, 1964) понятия Вебера Herrschaft, чаще известного как Господство. По утверждению Парсонса, он не имеет адекватного перевода на английский. Парсонс и Тимашев пытались выявить более четкое различие в работе Вебера между властью (Macht) - способностью, которой обладает социальный актор для осуществления собственной воли, "несмотря на сопротивление" других, - и Herrschaft. Там, где Вебер более тщательно занимается легитимным Herrschaft, Парсонс использует термин авторитет. См. также легитимный авторитет или политическая легитимность.

Императивная Норма – Экономический словарь

Норма права, установленная законом и являющаяся обязательной для субъекта права. И.н. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером И.н. может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены ежегодного отпуска денежной компенсацией.

Императивная Норма – Экономический словарь

Обязательное для сторон правило, установленное законом или иными правовыми актами, которое не может быть изменено соглашением сторон. Так, ст. 422 ГК РФ устанавливает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Императивной, например, является норма статьи 19 ГК РФ - гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Императивная Норма – Юридический словарь

- норма права , установленная законом и являющаяся обязательной для субъекта права . И.н. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером И.н. может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены ежегодного отпуска денежной компенсацией.

Юридический словарь

(лат. - jus cogens) - согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. норма, "которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер". И. н. м. п. не кодифицированы, но императивный характер носят все основные принципы международного права, являющиеся главным критерием правомерности всех международно-правовых норм.

Императивная Норма Международного Права – Экономический словарь

(лат. -jus cogens) - в соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. - норма, "которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер". Нормы jus cogens могут основываться на международных договорах или на международно-правовых обычаях. Локальное соглашение государств относительно изменения содержания нормы jus cogens недействительно. Императивные нормы не кодифицированы, но императивный характер носят все основные принципы современного общего международного права, являющиеся главным критерием правомерности всех международно-правовых норм. Наличие в международном праве императивных норм не сдерживает процесса создания новых, прогрессивных норм, направленных на более эффективное обеспечение международного мира и безопасности, на дальнейшее развитие долговременного взаимовыгодного сотрудничества государств.


Close