В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Золото, драгоценные камни, лиможские эмали, полированный хрусталь - узнайте про самые красивые экспонаты выставки, а также секреты истории, которые надо знать, чтобы как следует насладиться этими сокровищами.

Кто такой Людовик Святой

Французский король-крестоносец Людовик IX, который жил в XIII веке — единственный из французских королей, ставший святым. Это идеальный рыцарь, законодатель, благочестивый правитель и один из главных спонсоров готического искусства своей эпохи. По отцовской линии он был внуком французского короля-крестоносца Филиппа II Августа, по материнской — правнуком легендарной Алиеноры Аквитанской (то есть его мать была племянницей Ричарда Львиное Сердце). Сам он, в свою очередь, стал дедом Филиппа IV Красивого — отца «проклятых королей» и Изабеллы Французской Волчицы.

Скульптурный портрет Людовика Святого, ок. 1300 г.

Именно в правление внука, Филиппа IV Красивого, Людовик был канонизирован — всего 27 лет спустя после своей смерти. С той поры образцовый государь Людовик Святой стал покровителем французских монархов — недаром большинство из них брали тронное имя в его честь.

Людовик дважды ходил в крестовые походы — во время Седьмого попал в плен к неверным, а во время Восьмого — скончался. Поэтому Католическая церковь могла бы его канонизировать в лике «мучеников», как умершего во время подвига за веру. Однако он удостоился более почетного лика — «исповедник», который означает, что святой отличался безгрешным образом жизни и сделал чрезвычайно много для распространения христианской веры. Именно этому религиозному подвигу Людовика Святого и посвящена выставка в Кремле - а также расцвету готического искусства в период его правления.

Нижняя крышка переплета Евангелия с изображением Распятия

Реликварий с изображением Франциска Ассизского - одно из самых первых изображений стигматизации святого

Покупки короля

Одно из главных достижений Людовика Святого — строительство готической капеллы Сент-Шапель и превращение ее в гигантский реликварий для величайших христианских святынь, которые почитались как католиками, так и православными. Точнее, в первую очередь эти реликвии были именно православными. Веками они хранились в дворцовой часовне византийских императоров в Константинополе — пока не попали в руки западных рыцарей и не поступили в открытую продажу.

Простое перечисление реликвий и мощей, купленных Людовиком,
вызовет у истинно верующего человека трепет.
Орудия Страстей Христовых - Терновый венец, два фрагмента Креста, цепи, которыми он был прикован к столбу, плат Вероники с Нерукотворным Ликом, Камень Гроба Господня, Копье сотника Лонгина, Баргряница, трость, губка, часть Плащаницы, полотенце с Тайной вечери, две частицы Святой Крови.
И это еще не все - назовем детские пелены Христа, Молоко Богоматери, верхняя часть главы Иоанна Крестителя, главы святых Власия, Климента и Симеона, часть Мафория Богородицы и посох Моисея.


Как такое оказалось «на рынке»? Дело в том, что до окончательного падения Константинополя в 1453 году, город уже бывал разграблен — своими же, братьями-христианами. В 1203 году рыцари Четвертого крестового похода свернули с маршрута, приплыли в Константинополь и, понаблюдав некоторое время за дворцовыми интригами и коррупцией, захватили город. Так возникла Латинская империя, которая существовала 57 лет, пока византийцы не отбили столицу. К тому времени, как Людовик начал собирать свои сокровища, Латинская империя уже была на последнем издыхании, денег отчаянно не хватало, и латинский император Балдуин II де Куртене принялся распродавать самое святое. За 13 тыс. золотых империалов он заложил венецианскому патрицию Терновый венец, выкупить обратно его, разумеется, не смог — и в 1239 году Венеция продала это Орудие Страстей Людовику. Встреча реликвии превратилась в большой христианский и политический праздник — благодаря этому перемещению Париж стал новым «небесным Иерусалимом», Франция — «Землей Обетованной», а Людовик — преемником ромейских императоров.

Людовик помещает Терновый венец в Сент-Шапель. Миниатюра 15 века из манускрипта, представленного на выставке

Далее король стал охотиться за другими закладами разорившегося императора — его послы отправились в Сирию и выкупили несколько предметов, в том числе Крест Распятия, у ростовщиков, местных тамплиеров. Третья партия была приобретена непосредственно в Константинополе. Итак, в 1239—1247 годах Людовик купил практически все священные реликвии, остававшиеся в руках латинян — 22 предмета. По прибытию в Париж они были переложены в новые реликварии и мощевики - шедевры готического декоративно-прикладного искусства и ювелирного дела.


Сент-Шапель

Реликвиям требовался достойный дом. В 1248 году в Париже построили «святую капеллу» — Сент-Шапель, один из главных шедевров готической архитектуры. Помимо византийских реликвий в ней хранились и другие святыни, например, «ребро Марии Магдалины».

Интерьер Сент-Шапель

Главное, что поражает в Сент-Шапель - витражи. Это самый полный ансамбль узорчатых окон XIII века. Конечно, за восемьсот лет витражи пострадали - виной тому пожары, революции и войны. После реставрации XIX века остались небольшие фрагменты, которые было невозможно использовать, поэтому их передали в музей. Эти сияющие сапфировым светом стекла сегодня можно увидеть на московской выставке.

Витражи в экспозиции выставки в Кремле

Остатки готической роскоши

Поздняя история сокровищ Сент-Шапель грустна. Уже короли начали использовать капеллу, когда не хватало денег - например, Екатерина Медичи забирала оттуда драгоценности на продажу. Во время Французской революции все драгоценности были национализированы и отправлены на переплавку или аукционы. А сами христианские реликвии, этот «опиум для народа», уничтожались. Из всего списка покупок Людовика сохранились только Венец и фрагменты Креста (ныне в Нотр-Даме).

Злоключения, которые претерпевали церковные сокровища Франции, оказывается, не уступают трагедии русского церковного искусства после Октябрьской революции. По этой причине большинство шедевров на выставке в Кремле - «сироты». Да, они были созданы в эпоху Людовика Святого. А что было с ними дальше - остается угадывать. В музеи большинство из них попало от частных лиц, вероятно, выкупавших их у революционеров - грабителей церквей. Помимо французских музеев - Лувра, Клюни, Национальной библиотеки, а также весьма любопытных провинциальных музеев, в выставке принял участие Эрмитаж. И предоставленные им лиможские эмали и резная слоновая кость по уровню не уступают приезжим экспонатам. Многие из них годами скупал в послереволюционном Париже дипломат Александр Базилевский.

Ковчег-реликварий с изображением Христа во славе, Распятия и святых

Блеск витрин

Из всех экспонатов выставки достоверное отношение к Орудиям Страстей имеют лишь несколько вещей. Наиболее эффектный - хрустальный «бублик», стеклянный реликварий, внутри которого когда-то помещался Терновый венец. Увы, это не средневековое сокровище - его изготовили лишь в 1806 году, когда спасенную реликвию поместили в Нотр-Дам.

Реликварий св. Тернового венца. 1806

А это меня сфоткали с "бубликом" и продают теперь за деньги / Агентство "Москва", фото Александр Авилов



Зато XIII веком датируется корона-реликварий, где помещался шип от Венца и щепка от Креста. Правда, она не парижская, а из доминиканского монастыря в Льеже - но монастырю фрагменты реликвий прислал сам Людовик.

Корона-реликварий. Ок. 1260-1280

Кроме произведений ювелирного искусства и витражей на выставке представлены скульптуры, иллюминированные рукописи, монеты и подлинные документы времен Людовика Святого.

Богоматерь с младенцем
Навершие посоха. 1-я пол. 13 века

Информация про билеты -
500 рублей стоит единый билет на посещение выставки и архитектурного ансамбля Соборной площади (для основной категории граждан)

7 сентября 2018 года в Музеях Московского Кремля откроется выставка «BVLGARI. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей». Ретроспективный проект познакомит зрителей с произведениями высокого ювелирного искусства всемирно известного итальянского дома BVLGARI, история которого насчитывает более ста тридцати лет. В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца посетители смогут проследить изменения дизайна украшений от самых первых серебряных вещей, созданных в неогреческой традиции в конце XIX века до роскошных произведений эпохи dolce vita и последующих знаменитых коллекций конца тысячелетия.

Одной из главных тем экспозиции станет отражение идей феминизма в произведениях BVLGARI. Эту тему раскроют коллекции, созданные ювелирным домом в разные годы XX века, когда разрушение стереотипов о традиционной роли женщины в обществе отражалось, в том числе, и в ювелирном искусстве. Начиная с 1920х годов дом BVLGARI создавал эксклюзивные украшения и часы в характерном для того времени стиле ар деко с линейными и геометрическими мотивами, экспериментировал с объемами, начал использовать крупные бриллианты круглой формы. В последующие десятилетия стиль ювелирного дома менялся вместе с образом жизни женщины. Послевоенное время привнесло в произведения BVLGARI сдержанность, зачастую использование полудрагоценных камней вместо драгоценных. Затем ключевая роль в творческой концепции BVLGARI постепенно перешла к цвету: сочетания камней начали приобретать контрастность - от синего с зеленым до красного с зеленым и синим. В 60х годах объем и цвет стали фирменным знаком стиля BVLGARI.

История BVLGARI неразрывно связана с именами таких легендарных актрис как Элизабет Тейлор, которая воспринималась как идейный лидер феминистского движения и идеал свободной женщины, Анна Маньяни, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Джина Лоллобриджида, София Лорен. По их заказу в разные годы были созданы великолепные украшения, в которых нашли отражение характер и отношение к жизни знаменитых заказчиц. Многие из них любили работать в кадре в собственных драгоценностях. На протяжении долгих лет эти вещи являлись олицетворением роскоши и свободы женщины, вольной воплощать свои идеи в ювелирных произведениях. В экспозиции выставки можно будет увидеть принадлежавшие кинодивам 60х годов XX века украшения дома BVLGARI, выражающие харизматичный образ каждой из них.

Посетителей ждет необычный дизайн выставочного пространства. Специально разработанные для проекта оригинальные мультимедийные и световые решения обеспечат эффект присутствия и дадут возможность погрузиться в неподражаемую атмосферу создания ювелирного шедевра.

К выставке будет приурочена разнообразная образовательная программа. В Лектории Музеев Московского Кремля пройдет цикл лекций «Знаменитые ювелирные дома. Дом BVLGARI», посвященный истории создания легендарных брендов, мастерам, дизайнерам и собственно ювелирным произведениям. Также гостей ждут культурно-образовательные программы с посещением выставки и мастер-классы, на которых под руководством искусствоведа каждый участник сможет создать собственный оригинальный эскиз украшения и его модель.

Также в рамках выставки в Музеях Московского Кремля пройдёт музыкальный фестиваль «Посольские дары», который в этом году будет посвящен итальянской музыке, ее богатству и стилевому многообразию. На одном из концертов музыкальные произведения будут исполнены на скрипке великого мастера Андреа Гварнери, которая в настоящее время хранится в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Финальный концерт фестиваля будет посвящен итальянскому киноискусству XX века. Прозвучат произведения Нино Рота, Эннио Морриконе, Никола Пьовани к лучшим итальянским фильмам великих режиссёров – Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Роберто Бениньи, Витторио Де Сика.

Выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца.

Редчайшие экспонаты, многие из которых выставляются всего во второй раз. Особое место занимают витражи 12-го века.

Восемь веков эти предметы не покидали пределы Франции, разбросанные после революции по музеям и частным коллекциям. Виражи истории выбивали драгоценные камни из изящных оправ, стирали краски, рисовали трещины. В веке 21-м от изящества и хрупкости перехватывает дыхание. Французское Средневековье в готических деталях и образах привезли в Москву.

«Если мы хотим привести и увидеть скульптуру деревянную 13 века, нам нужно поместить ее в специальную климатическую витрину. Даже малейшие колебания температуры и влажности могут нанести непоправимый урон сохранности этой вещи», - рассказывает директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Московского Кремля Екатерина Караваева.

Людовик Святой. Один из самых любимых правителей. Чтобы мы увидели все это, французы открыли его драгоценную шкатулку. Так Людовик называл часовню Сент-Шапель в Париже. Под ее своды он свозил христианские реликвии - трофеи удачных крестовых походов. При этом и сами своды - произведение искусства.

Можно повесить на стену картину из Лувра, но за атмосферой Лувра придется ехать в Париж. А организаторы этой выставки атмосферу привезли. Освещение филигранно подобрано чуть ли не под каждый оттенок. И вуаля - когда над Парижем рассеиваются тучи, витражи в церкви Сент-Шапель выглядят именно так.

В средние века они - как картинки в книгах. По витражам неграмотный люд изучал историю веры. Сюжеты из Ветхого Завета. Апокалипсиса. Новозаветная сцена крещения Христа. Больше 1000 витражей в Париже делают часовню парящей в цвете и свете.

В Москву привезли всего 12 витражей. Представители французской стороны признаются: после самолета распаковывали эту многоцветную прозрачность в холодном поту.

«Какую-то особую нежность я испытываю к витражам. Этим витражам восемь веков. Это действительно подвигом явилось - привезти их сюда, в Россию. В XIX веке говорили, что их невозможно реставрировать, что они в результате все-таки рассыпятся. Но теперь мы умеем с ними обращаться. Мы знаем, как их реставрировать», - сказал президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль.

А каково ажурным створкам, например, диптиха с изображением Страстей Христовых подниматься в воздух, ведь они из слоновой кости. На такие эксперименты французы не решились. Поэтому это кружево истории привезли из Эрмитажа - российский вклад в выставку.

«Это удивительное впечатление, потому что те экспонаты, которые привезены в Москву, это потрясение для российского зрителя, для российского почитателя искусства», - отметила вице-премьер Ольга Голодец.

«Отдельное спасибо и низкий поклон нашим французским партнерам, которые решились на такой беспрецедентный, исторический, можно сказать, шаг. Merci beaucoup!» - сказал специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Красота хранилась в красоте. Сосуды, ларцы, шкатулки для реликвий - это тоже экспонаты. В хрустале с позолоченным серебром держали терновый венец. Людовик верил, что самый настоящий, с головы Христа. А в этой книге сто миниатюр, написанных с рассказов свидетелей о добрых делах короля. Средневековая канонизация - процедура непростая. Святым без свидетелей никак не стать.

«Мы обращаем к тем, кто размышляет над культурой, историей, происхождением, наших корней», - говорит куратор выставки Ольга Дмитриева.

Душа и сердце Франции временно в Москве, в Патриаршем дворце Кремля. И даже если вы не собираетесь в Париж, сюда обязательно нужно прийти за неповторимым ощущением времени, в котором не жил, и по которому не может быть ностальгии. И от этого, кажется, еще интереснее.

В Выставочном зале Патриаршего дворца Московского Кремля 3 февраля открылся масштабный выставочный проект «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», подготовленный совместно Музеями Кремля и Центром национальных памятников (Франция) при поддержке Посольства Франции.

Выставка задумана как центральное событие перекрестного года культурного туризма России и Франции.

На выставке представлены 78 шедевров готического искусства, связанных с эпохой Людовика IX, большинство из которых впервые показывается в России. В их числе - витражи из Сент-Шапель - готической часовни-реликвария на территории бывшего Королевского дворца (позднее - Консьержери) на острове Сите в Париже, возведенной Людовиком Святым в 1242-1248 гг., уникальные предметы церковной утвари из крупнейших французских собраний, рукописи и документы из Национальной библиотеки и национальных архивов Франции.


Один из центральных экспонатов выставки - реликварий Тернового венца, созданный в 1806 году, который сейчас хранится в Соборе Парижской Богоматери. Терновый венец был приобретен Людовиком Святым в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых.


Фото: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" В рамках экспозиции представлены рукописи, произведения мелкой пластики, предметы церковной утвари, в том числе украшенные яркими лиможскими эмалями, элементы скульптурного убранства готических соборов.

Часовня была построена Людовиком Святым в 1242-1248 гг. на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже. Представляет собой наиболее полный ансамбль витражного искусства XIII века и считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров.

Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был «Терновый венец, обагренный кровью Христа», обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире.


Фото: Luciano Guelfi (CC by-sa 2.0) В 1239 году Людовик приобрел венец, по некоторым данным, за огромную сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. По другим источникам, Балдуин II заложил терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В августе 1239 года терновый венец прибыл в Париж, куда позже были доставлены частицы Креста Господня, Копье Лонгина и другие предметы-реликвии Ветхого и Нового Заветов.

Для святынь такого ранга потребовалось достойное архитектурное обрамление, и на месте старой королевской часовни Святого Николая была возведена новая церковь. Она была построена в рекордно короткий срок, с 1242 по 1248 годы. Работами, предположительно, руководил Пьер из Монтрейля, один из крупнейших зодчих того времени. За образец была взята Святая Капелла при Сен-Жерменском замке, ставшая временным местом хранения реликвий до освящения Сент-Шапель.

Постройка обошлась казне в 40 тысяч ливров, что было лишь в три раза дешевле цены, заплаченной за терновый венец. Дата закладки капеллы неизвестна, но сохранилась точная дата дня освящения Сент-Шапель - 26 апреля 1248 года.

Капелла сильно пострадала во время французской революции. В результате разграбления часть священных реликвий была утеряна, сохранившиеся находятся в Парижской Национальной библиотеке, а терновый венец пребывает в Соборе Парижской Богоматери.


Людовик IX Святой

Людовик IX Святой (1214-1270) - король Франции в 1226-1270 годах, предводитель седьмого и восьмого Крестовых походов. Стал королем в возрасте двенадцати лет и первоначально правил при регентстве матери, королевы Бланки Кастильской.

В 1244 году король тяжело заболел и дал обет возложить на себя крест. Взяв хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы, Людовик с крестоносцами в сентябре 1248 года прибыл на Кипр, а весной 1249 года в Египет. После взятия Дамиетты Людовик подошел к Мансуре, но силы крестоносцев были ослаблены раздорами и беспорядками, и им пришлось отступить.


Во время отступления к Дамиетте сарацины догнали Людовика и взяли его в плен; король откупился огромной суммой денег и возвращением Дамиетты.

В мае 1250 года Людовик отплыл из Египта, но оставался 4 года (1250-1254) в Сирии, дожидаясь новых крестоносцев. Людовик поддерживал христиан в Палестине, заводил отношения с азиатскими государями, укреплял Яффу, Кесарию и Сидон.

Узнав о смерти матери, Людовик после шестилетнего отсутствия вернулся во Францию и ревностно принялся за государственные дела.

В марте 1270 года он отправился в Тунис, надеясь на обращение местного султана в христианство. Ожидая прибытия Карла Анжуйского, Людовик бездействовал. В войске начались эпидемии. В лагере умер сын Людовика Тристан. 3 августа заболел сам Людовик. 25 августа король скончался.

Сразу после кончины Людовика был поднят вопрос о его канонизации. Эту инициативу поддержали многие влиятельные лица во Франции. Спустя 27 лет, в августе 1297 года, буллой «Gloria laus» папа Бонифаций VIII провозгласил короля Людовика IX святым. Людовик был канонизирован под именем св. Людовика Французского; он стал первым святым среди французских королей, если не считать Дагоберта II (652-679), причисленного к лику святых еще до того, как процесс канонизации в Католической церкви получил официальную процедуру.

Именем св. Людовика названо множество католических храмов как во Франции, так и за ее пределами. Так, например, одним из трех действующих в Москве католических храмов является храм святого Людовика Французского, расположенный на улице Малая Лубянка, дом 12а.

Музеи Московского Кремля радуют красотой готики. Тут открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

Сент-Шапель – Sainte Chapelle, Святая часовня – постройка середины XIII века, задуманная королем Людовиком IX, позже канонизированным (отчего он единственный среди французских королей носит наименование «Святой») для того, чтобы хранить в ней реликвии Святой земли. Небольшая – по готическим меркам – часовня на парижском острове Сите представляла собой в то время что-то вроде частной королевской молельни, хотя и прочие подданные изредка в нее допускались. Службы прекратились во время Французской революции, значительная часть сокровищ капеллы была изъята, драгоценные металлы в значительной части переплавлены. Здание отдали Национальным архивам для хранения документов.

Однако в середине XIX столетия государством была предпринята масштабная реставрация Сент-Шапель. Официально – это музей, хотя изредка здесь проводятся церковные службы (на регулярной основе – два раза в год, плюс время от времени по особым поводам).

Что до короля – ну, посмотрим для начала на его скульптурное изображение. (Конечно, средневековая скульптура отнюдь не придерживалась принципа реалистичности изображения, но тем не менее.)

Конечно, мы не можем считать это изображение (хранящееся в Национальном музее средневековья в Париже) полностью достоверным. Оно исполнено уже после канонизации Людовика, то есть через несколько десятилетий после его смерти. Впрочем, сложившейся иконографии скульптура (это дерево, сохранившее следы полихромной покраски) вполне соответствует. Есть и предположения, что статуя была предназначена именно для Сент-Шапель.

Вот еще один портрет – в книге «История святого Людовика», напечатанной в XVII столетии: мы видим здесь тот же образ.

А вот еще одно из ранних изображений короля – на доске-эпитафии Ги де Мейжоса. Здесь точная датировка – 1307 год. И это пример знаменитых лиможских выемчатых эмалей (техника, имевшая распространение в XII-XIV веках). Ныне в Лувре.

Впрочем, главное на выставке – это фрагменты витражей Сент-Шапель. По словам организаторов, они демонстрируются за пределами Франции впервые. Это фрагменты, которые были демонтированы во время реставрации 1848-1853 годов и хранятся в Центре национальных памятников.

Для разговора же о собственно реликвиях Сент-Шапель стоит вспомнить о некоторых обстоятельствах биографии Людовика IX. Его принято считать не только «благочестивым королем», но и весьма разумным правителем. Однако: на престол ему довелось вступить в возрасте 12 лет. Так что бразды правления – в качестве регентши – приняла на самом деле его мать, умная и жесткая Бланка Кастильская. Да и в дальнейшем – когда сыну приходило, скажем, в голову, отправиться в очередной крестовый поход – именно она занималась делами государства. Так что чьи на самом деле заслуги в государственном строительстве – это еще вопрос.

А вот собиранием христианских реликвий Людовик занимался целенаправленно. Не жалея на это и очень немалых денег – как, например, для выкупа «тернового венца» Христа. Всего королю удалось собрать два десятка подобных предметов – частицы Креста Господня, камень от Гроба Господня, копье сотника Лонгина и так далее. В результате чего Людовик и превратился в «наихристианнейшего короля», изрядно повысив и свое, как бы мы сейчас сказали, «международное значение» (кстати, шипы от упомянутого тернового венца он рассылал и другим монархам в знак добрых отношений).

А на выставке представлен реликварий для тернового венца, исполненный в XIX веке (ныне в сокровищнице Нотр-Дам).

Посмотрим теперь на несколько произведений, которые относятся как раз ко времени короля Людовика. Это было, прежде всего, время расцвета готической скульптуры. И вот деревянная статуя Богоматери с младенцем из церкви в Пикардии (ныне – Лувр).

Крышка переплета Евангелия происходит непосредственно из Сент-Шапель (сейчас – в отделе рукописей Национальной библиотеки Франции).

Рядом в витрине, кстати – крайне любопытная инталия на аметисте. Это гораздо более раннее время, приблизительно III век нашей эры, и это еще существовавшая тогда Римская империя. Вероятнее всего, считают исследователи, мы имеем дело с изображением императора Каракаллы. Однако в византийскую эпоху изображение переосмыслили как изображение святого Петра – для чего оказалось достаточно выгравировать сбоку «О ПЕТРОС» (по-гречески). Инталия использовалась для украшения переплета литургических текстов, так что тоже находится ныне в Национальной библиотеке Франции.

Распространенная в то время форма ковчегов для реликвий – два парных реликвария XIII века в форме готических часовен. Происходят из сокровищницы аббатства Сен-Сольв, хранятся в Музее Роже Родьера в Монтрёе, департамент Па-де-Кале.

И снова к лиможской эмали. В этой технике выполнено навершие посоха с изображением святого Михаила, поражающего дракона. Музей искусства, истории и археологии в Эврё, Нормандия.

И реликварий-квадрифолий из Лувра с изображением святого Франциска.

Всего в экспозиции – 78 предметов, представляющих искусство готики. Участие в подготовке приняли как многие французские музеи, так и Национальные архивы Франции (из них, в частности – булла о канонизации Людовика IX).

Оказалось, однако, что в XIX столетии произведения французской готики интересовали и российских коллекционеров. Многое из этих частных собраний оказалось впоследствии в Эрмитаже – который тоже предоставил вещи из своих фондов для экспонирования. Вот, к примеру, реликварий в виде призмы из горного хрусталя, поддерживаемый двумя ангелами. Такой тип прозрачных реликвариев именовался «остенсории» и позволял созерцать реликвию через прозрачный корпус.

Ну, и распространенные в то время резные диптихи-складни из слоновой кости.

Выставка в Одностолпной палате Патриаршего дворца в Кремле продлится до июня.

Что же касается Людовика IX, то о нем в эфире «Эха» рассказывала Наталия Ивановна Басовская – что можно прочесть .


Close