Классный час

Тема: «Вежливость идет к нам в гости»

Цель: Познакомить детей с общепринятыми нормами нравственности.

Продолжать учить детей вежливому поведению, употреблять в речи вежливые слова. Корригировать произношение, внимание, поведение.

Воспитывать культуру общения, взаимоуважение.

Методы: беседа с применением элементов игры

Оборудования : ЗУА; экран, речевые таблички, картинки о вежливости, букет цветов, маски: ежа, зайца, коровы, собаки, мышки, лисы и вороны.

План и ход занятия:

1.Организационный момент.

а) Проверка ЗУА.

б) Установка на правильную речь (Будем слушать внимательно, говорить правильно.

2. Сообщение о теме классного часа.

Ребята, сегодня будем говорить о вежливости. Тема классного часа: «Вежливость идет к нам в гости»

Словарная работа: вежливость - это умение вести себя хорошо, чтобы другим было приятно с тобою общаться.

3. Беседа

Ребята, всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями? А как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно?(ВОСПИТАННЫМ.)

Правильно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.

Чтобы быть вежливымнадо как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которого становится теплее, радостнее, светлее.

Запомните!

Добрые слова помогают устанавливать хорошие отношения с людьми. Произносить их надо спокойным голосом, доброжелательно глядя на того, кому говоришь. Вежливый человек не только вежливо говорит, но и ведет себя вежливо.

4. Игра-сценка « Вежливость».

А сейчас мы покажем поучительную сценку «Вежливость»(Дети становятся в круг)

А его сосед ушастый

Отвечает: « Ёжик, здравствуй!» (Ерсултан)

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.(Пи!Пи! Больно! - Али)

Поругались бы они,

Но сказал он «Извини!» (Медина)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем «Будь здорова !»(все хором)

Говорит Лиса Матрена (Адэля):

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

В
сем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса не жалуйся, (ворона - Карина)

А скажи: «Пожалуйста!»

Молодцы, ребята, спасибо!

Физминутка

5. Игра «Соберем букет Вежливости»

(Дети вспоминают и перечисляют вежливые слова, к цветам прикрепляем таблички с вежливыми словами»

Работа на «голое» ухо

6. Итог занятия:

Ребята, вам понравился классный час?

Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо,с улыбкой.)

А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Наш классный час подошёл к концу. Мне было приятно с вами общаться. А чтобы вы помнили о нашей сегодняшней беседе, я предлагаю вам спеть песню «Улыбка».

Что мы делали? (Мы слушали, говорили, играли)

КГУ «Школа-интернат № 4 для слабослышащих детей»

Классный час

Тема: «Вежливость идет к нам в гости »

Подготовила и провела

воспитатель:

Нурмадиева Н.С.

Классный час «Дорогу осилит идущий».

Класс: 7 класс

Продолжительность мероприятия : 45 мин.

Функции классного часа.

1.Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя.

2.Просветительская - классный час расширяет кругозор обучающихся. Объектом обсуждения стали вопросы, связанные с волевыми качествами личности.

3.Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Цель: познакомить учащихся с волевыми качествами личности и с тем, как воспитывать силу воли.

Задачи:

1.Подвести учащихся к мысли о необходимости выработки у себя волевых качеств;

2.Расширить знания учащихся о таких психологических понятиях как воля, волевое усилие, сила воли, безволие.

3. Определить, как можно воспитать у себя волевые качества.

Оформление и оборудование:

1. Презентация.

2. Вырезки из газет и журналов.

3. Выставка рисунков и литературы «Сильные духом».

Форма проведения классного часа: информационно-практическая беседа.

Ожидаемые результаты: классный час поможет детям осознать значимость воспитания у себя волевых качеств.

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Регулятивные: поиск, анализ и отбор нужной информации.

Сценарий классного часа.

Запись на доске.

«Дорогу осилит идущий».

«Если не можешь сделать сто шагов - сделай хотя бы шаг».

Здравствуйте ребята! Сейчас я улыбнусь вам, а вы мне. А потом мы глубоко вдохнем и выдохнем. Выдохнем вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Вдохнем хорошее настроение, бодрость и энергию.

Улыбнулись!

Выдохнули все плохое!

Глубоко вдохнули!

Садитесь. Сегодня на классном часе желаю всем нам хорошего общения!

Мини-практикум №1 "Найди слово".

Учитель. Я предлагаю вам выполнить одно простое задание. Найдите в предложенном тексте слово.

Для работы каждый ученик получает свой небольшой отрывок текста из газеты или журнала. Текст написан мелким шрифтом. Объем - половина страницы А4. Необходимо найти в тексте определенное слово. Слово заранее надо написать на листочке бумаги. Хитрость заключается в том, что этого слова в отрывке нет.

Учащиеся. Выполняют задание.

Учитель. У вас была разная реакция на это задание. Кто - то быстро догадался, что оно невыполнимо, кто-то решил, что он не может справиться, потому-то виноват учитель, так как ошибся при составлении текста, кто-то винит себя за невнимательность. Итак, получилось три группы ребят.

1группа - те, кто внимательно прочитал текст, понял, что нужного слова в нем нет, и спокойно сказал об этом.

2группа - те, кто объяснил невозможность выполнения задания внешними признаками (мелкий текст, ошибка составителя и т.п.)

3группа - те, кто быстро сдался, решив, что не может выполнить задание, потому что не умеет быстро читать, не понял задания, т.е. обвинил себя.

В зависимости от этого можно говорить о разной степени развития ваших волевых качеств.

1 группа - попавшие в эту группу, имеют высокий уровень развития волевых качеств. Они эмоционально устойчивы, инициативны, настойчивы, самостоятельны.

2 группа - средний уровень развития волевых качеств. Такие люди решительны, эмоционально неустойчивы, импульсивны. У них высокий уровень развития смелости, инициативности, самостоятельности, деловитости, но они не могут использовать данные качества при преодолении трудностей. Как правило, ищут причину неуспеха не в себе, а в других.

3 группа - слабое развитие волевых качеств. Такие люди неуверенны в себе, в своих возможностях, требуют поддержки со стороны товарищей или взрослых. Они эмоционально неустойчивы.

Не расстраивайтесь, если результат вас не устраивает. Задание, которое вы выполняли, было, скорее шуточным, чем серьезным. Но в каждой шутке есть доля правды. Если вы слишком эмоциональны и импульсивны при столкновении с трудностями, то старайтесь быть спокойнее, действуйте разумно. Воспитание силы воли полностью зависит от вас самих и вашего желания. Человек может одержать в жизни много побед. Но самая главная победа - это победа над собой и своими слабостями. Необходимо с детства учиться повелевать собой. Если тобой, твоими поступками станут управлять другие, если ты будешь подчиняться только воле других людей, то вырастишь зависимым от других людей. Вот тут человек и проявляет свою волю. Он думает, анализирует и принимает правильное решение. О таких людях говорят, как о сильных личностях. А становятся они такими благодаря самовоспитанию, благодаря тому, что они учились владеть собой (своими мыслями и поступками) с детства.

Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью? Для начала выясним, что такое воля, волевое усилие и сила воли.

Воля - это форма психического отражения, проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Волевое усилие - это переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия.

Сила воли - степень необходимого волевого усилия для достижения цели.

Мини-дискуссия.

Какие качества характеризуют силу воли? Какого человека можно назвать волевым?

Обсуждение. Ученики высказывают свое мнение. Спорят. Делают выводы.

Силу воли характеризуют целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка.

Как вы думаете, а какого человека мы называем безвольным?

Ученики высказывают свое мнение.

Человека, который при возникновении преград отказывается от поставленной ранее цели, называют безвольным. Безволие - это противоположное состояние. Оно проявляется в таких качества как: упрямство, податливость, внушаемость, нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

Для того чтобы чего-то добиться, нужна постоянная, неиссякаемая любознательность, трудолюбие, настойчивость. И конечно, надо приложить большие усилия и старание, чтобы достичь поставленной цели. Если перед вами большое сложное дело, полезно вспомнить мудрые изречения: «Дорогу осилит идущий», «Если не можешь сделать сто шагов - сделай хотя бы шаг». Заставь себя почувствовать все отрицательные последствия проволочек и отвлечений. И представь те положительные эмоции, которые принесет выполненное дело. Тогда задание, которое тебе необходимо выполнить приобретет другую эмоциональную окраску, станет более привлекательным. Приняв решение, представь реальный план действий и приступи к его выполнению.

Маленькие хитрости.

1. Принимайся сначала за менее интересное дело, чтобы интересное осталось напоследок.

2. Немедленно включайся в дело, что спасет от эффекта длительной подготовки.

3. В процессе работы обязательно уговаривайте себя, убеждайте, подбадривайте.

4.Отмечайте свои маленькие победы. Хвалите себя.

Вообще нужно помнить, что само волевое усилие не доставляет человеку удовольствия, но, если с помощью воли он доводит начатое дело до победного результата, то испытывает чувство гордости.

В ряду волевых качеств на первом месте стоит целеустремленность. Целеустремленность - это: умение ставить ясные цели и задачи, умение планировать свои действия; умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели. Например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели.

Я предлагаю вам выполнить еще одно задание. Оно поможет вам воспитать в себе силу воли, и научит планировать свое время.

Мини-практикум №2 "Мои сутки".

1. Подумайте, какое занятие вам больше всего нравится. Сколько времени (в минутах, часах) вы хотели бы ежедневно потратить на это занятие? Запишите на листок бумаги.

2. Какое еще дело манит тебя? Отметь, сколько времени ты потратил бы на это второе важное дело.

3. Продолжи перечень в виде таблицы до тех пор, пока не перечислишь все любимые и интересные для тебя дела.

4. В конце добавь время на еду и сон, прогулки и поездки, учебу и уборку.

5. Важное условие: не подсчитывай время до тех пор, пока не составишь весь список.

Итог может оказаться неожиданным. Кто - то мечтает о сутках в сто часов, а кому то хватит и девяти. Чем больше часов в твоих сутках, тем больше ты оторван от реальной жизни, от своих внутренних возможностях. Тем же, у кого мало часов, можно предложить быть более активными в жизни. Планируйте свое время и наслаждайтесь им!

Мини-дискуссия. Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью?

1. разумно использовать свое время;

2. проявлять терпение и настойчивость;

3. соблюдать правила поведения, дисциплины и режим дня;

4.обдумывать, анализировать свои поступки, уметь сделать правильные выводы;

5. учиться преодолевать свои трудности.

Чего вы ждете от проявления своих волевых качеств?

Ученики обсуждают вопрос и делают выводы.

Я с вами согласна. В результате волевых усилий вы добьетесь успехов в учебе, уважения взрослых и друзей, научитесь преодолевать трудности, бороться со своими недостатками. Помните «Дорогу осилит идущий»!

А чтобы вы не забыли о нашем разговоре, я хочу вам подарить один замечательный рисунок. Если у вас возникнут трудности, посмотрите на него, «соберите волю в кулак» и сделайте шаг!

Литература.

1. Г.И. Шевченко Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс./Поурочные планы/Волгоград: Учитель,2007.-222с.

2.Рисунок "Лестница принятия решений" взят из опубликованных материалов участника сообщества "Мое образование" Шабановой А.

Методика организации и проведения классного часа в

начальной школе.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час.

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. В.П.Сергеева

Классный час – это гибкая по составу форма фронтальной, воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. Е.Н.Степанов

Классный час выполняет различные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

    Просветительская функция – расширение информационного поля учащихся по этике, эстетике, математике, о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

    Ориентирующая функция – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.

    Направляющая функция – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем; предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.

    Формирующая функция – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

Чаше всего классный час одновременно выполняет все функции: он и просвещает, и ориентирует, и формирует, и направляет учащихся.

Темы и содержание классных часов классный руководитель определяет, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Педагог может привлечь детей и их родителей к определению наиболее важных тем для рассмотрения на классном часе.

Подготовка классного руководителя к классному часу предполагает выполнение следующих действий:

1) определение темы классного часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом;

2) тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач на основе требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастным особенностями, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

3) составление плана подготовки и проведения классного часа;

4) привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

5) подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для откровенного, непринужденного разговора;

6) определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по теме классного часа;

7) определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;

8) выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.

Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:

    Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.

    В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.

    Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть различные виды деятельности.

    Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

    Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.

При подготовке и проведении классных часов используются различные приёмы: а) рассказ, чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий; б) лекции, проводимые приглашёнными специалистами; в) анкетирование и анализ его результатов; г) беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий; д) знакомство с произведениями искусства, элементы художественно – творческой деятельности самих учащихся (когда в ходе классного часа поют, рисуют, сочиняют); е) обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением; ж) ,мозговой штурм’’, работа в творческих группах.

Практика показывает, что наиболее эффективны и интересны для детей приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности.

В зависимости от методики проведения классные часы подразделяют на три вида.

К первому виду относятся классные часы, к которым требует от классного руководителя широких познаний, жизненного и педагогического опыта. В ходе их проведения дети лишь привлекаются к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые классные часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя – оказать им помощь в подготовке беседы или выступления.

Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью классного руководителя и учащихся. Определение главных идей и содержания, как правило, принадлежит учителю, а пути и методы их воплощения педагог разрабатывает вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая детей к обсуждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает микроколлективам составить творческие задания. При самостоятельной подготовке по группам ученики проявляют творческий подход, много выдумки, фантазии, между группами возникает дух соревнования. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог лишь иногда направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе групп.

Выбор вида классного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства и индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.

Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы алгоритма:

    Определение темы, целей и задач.

    Выбор формы проведения и названия.

    Предварительная подготовка:

Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д. по теме;

Составить план проведения;

Дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;

Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

4. Проведение самого мероприятия.

5. Педагогический анализ совершается на двух уровнях:

Обсуждение вместе с учащимися успешности (не успешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;

Собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.

В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут.

Организация и проведение классного часа.

1. Название (в названии отображается тема классного часа, оно должно не только точно отображать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме).

2. Цель, задачи (задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание).

3. Оборудование (к оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и т.д.).

4. Форма проведения (например, экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т. д.)

5. Ход

1. Организационный момент (0.5 – 3 мин.) Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.

1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п.

2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.)

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию, определить уровень осведомленности детей по данной теме, «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме занятия. На этом этапе педагогу требуется не только «зажечь» детей, но и определить, нужно ли внести коррективы по ходу занятия. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию.

Типичные ошибки:

1. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь.

2. Педагог не придает значения эмоциональному настрою детей.

В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем занятии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды, объясняет необходимые правила.

Если дети разбиваются на команды, то нужно построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве. При этом эффективен следующий прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются части разрезанной картины. При подведении итогов в заключительной части собирается из этих кусочков общая картина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат. В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку.

3. Основная часть (по времени самая продолжительная 2/4 времени).

Цель: реализация основной идеи занятия.

Типичные ошибки:

1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.

2. Однообразие методов – только беседа или рассказ.

3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения.

4. Создание учебной атмосферы урока.

5. Назидательность.

Рекомендации: 1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр.

2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»

4. Заключительная часть (от 1/5 – 1/4 времени).

Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.

Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».

1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов.

2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы – что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно).

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

Выделяются следующие формы классного часа:

Классное собрание;

Беседа (этическая, нравственная);

Диспуты;

Встречи с интересными людьми;

Викторины по различным областям знаний;

Дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

КВНы;

Интерактивные игры;

Игры-путешествия;

Театральные премьеры;

Тренинги;

Читательские конференции.

Советы по организации классного часа:

    Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.

    В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.

    Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.

    Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.

    Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.

    Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.

Критерии эффективности классного часа:

личностная значимость для учащихся

комфортность, благоприятный психологический климат

возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников.

обогащенность жизненного опыта учащихся

духовно-нравственная ценность

вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа

НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников.

Цели нравственного классного часа:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений. 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников,

4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.

Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т. д.

Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов.

Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно:

I. Определение темы

Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов.

П. Подбор материала

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы.

Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызывал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

КЛАССНЫЙ ЧАС

Цели и формы интеллектуально-познавательных классных часов

Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания - рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:

Интеллектуальные марафоны;

Дни интеллектуального творчества;

Защита интеллектуальных проектов;

Интеллектуальные ринги и викторины;

Заседание клубов интеллектуалов;

Школа интеллектуального развития.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.

Тематические классные часы требуют от педагога серьезной подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном коллективе.

Информационный классный час

Информационный классный час должен расширять кругозор детей, знакомить их с периодической печатью и извлекать из неё много интересного и полезного для собственного развития, формировать пытливость ума и исследовательские умения учащихся. Информационные часы могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в мире, стране и городе.

Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, с интересными явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни страны.

При подготовке информационного классного часа классный руководитель может руководствоваться следующими правилами.

Правило первое. Информационный классный час должен быть актуальным и современным.

Правило второе. Информация, которую обсуждают ребята, должна быть интересной и занимательной, учитывающей возраст учащихся.

Правило третье. Информация должна быть всему классу заранее известной.

Правило четвёртое. Информация, которую предлагает классный руководитель учащимся, должна быть беспристрастной.

Правило пятое. Информационный классный час должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умение сравнивать, обобщать, делать вывод).

Основными формами работы во время информационного часа могут быть следующие:

*газетные сообщения;

*пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов;

*путешествие по картам и глобусам;

*комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

*просмотр и обсуждения телематериалов.

Информационный классный час может проходить в виде:

    викторины;

    информационного ринга;

    конкурса эрудитов;

    конкурса карикатуристов и плакатистов;

    встреч и экскурсий;

    праздников газет и журналов;

    путешествий во времени.

Классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

Классный час на тему: «Новый год идет по свету».

Цель: Познакомить учащихся с традициями и обычаями празднования Нового года в разных странах.

Форма проведения: беседа.

Оформление: карта мира, на которой флажками отмечены страны, о которых пойдет речь.

Ход мероприятия:

Так волшебно, морозно и снежно,

Что в удачу поверилось вдруг!

Новый год – это праздник надежды,

Сколько глаз засияло вокруг!

Так давай загадаем желанье

И поверим, как дети, точь-в-точь,

Ведь живем волшебства ожиданьем

Только раз – в Новогоднюю ночь.

Роза Гуревич

С приближением новогоднего праздника наши сердца наполняются знакомым теплом, радостью и ожиданием чего-то сказочного. Приготовление к Новому году всегда доставляет немало удовольствия, как и сопутствующий празднику процесс поиска различных подарков, приготовления праздничных блюд, составление поздравлений. В разных странах мира существуют свои традиции празднования этого торжества.

До XV века на Руси Новый год наступал первого марта. В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать Новый год с сентября, а не с марта. С 1700 года по указу Петра I, вернувшегося из заграничных путешествий, началом года повелевалось считать не первое сентября, а первое января, как во всех европейских странах. Первые торжества в Москве по случаю празднования нового 1700 года запомнились надолго. Весь вечер в Москве палили из пушек, жгли на площадях смоляные бочки, катались на тройках, дома украшали еловыми и можжевеловыми ветками. «А в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом», - приказал Петр - «Если же ослушается кто, то бить батогами нещадно». Но наказывать никого не пришлось – очень уж пришелся по сердцу всему русскому народу праздник. Со временем он украшался исконными славянскими обрядами и персонажами старинных русских сказок, пришли потехи с ряженными, Дед Мороз со Снегурочкой. Обязательными атрибутами Нового года стали украшенные елки, мандарины, бенгальские огни, хлопушки, бой курантов.

В Англии за несколько дней до Нового года на улицах небольших городков и селений вечером выходят музыканты и певцы-любители. Прежде они исполняли религиозные песнопения, теперь же это большей частью обычные песни. Однако в репертуаре таких новогодних празднеств еще сохранилось несколько старинных баллад, в том числе о легендарном защитнике угнетенных Робин Гуде. К новогоднему столу англичане подают разные блюда, но два считаются обязательными: свиная голова в лавровом венке, приправленная розмаринами, и плам-пудинг, который обливают ромом и поджигают. Английские дети и молодежь в новогодний вечер по традиции играют в прятки.

В сельских местностях Англии под Новый год некоторые отправляются к источнику, чтобы принести в дом ключевую воду, а вместе с ней и удачу. Многие предпочитают новогодний праздник провести дома, в кругу семьи, и с нетерпением ждут, кто из приглашенных придет первым. Желательно, чтобы это был мужчина, еще лучше темноволосый. А так как в Англии много блондинов, счастье заполучить брюнета в качестве первого гостя выпадает сравнительно редко.

В Шотландии и в Уэльсе идущие в гости на встречу Нового года должны непременно принести с собой кусочек угля, бросить его в специально разжигаемый в новогоднюю ночь камин. Только после выполнения этого обычая хозяева примут гостя как пришедшего с дружескими намерениями. Твердо исполняется и другой старинный обычай: выпуск старого и впуск Нового года. Это делается в 24 часа: кто-нибудь из членов семьи, вскочив из-за праздничного стола, бросается к двери и распахивает ее настежь.

Встречающим Новый год в Болгарии предоставляется редкая возможность – поцеловаться с Дедом Морозом. Провожая старый год, в домах гасят свет. Когда часы бьют полночь, все погружается во мрак. Освещение включают лишь с приходом Нового года. В эти считанные секунды многие пытаются отыскать Деда Мороза и поцеловаться с ним, так как по шуточному поверью, это предвещает особенно удачный год.

В городах Италии в новогоднюю ночь прохожим рекомендуется быть особо бдительными: в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, включая отслужившую в свое время мебель.

В Финляндии в новогоднюю ночь по многовековому обычаю едят чеснок с медом, а девушки, желающие выйти замуж, стоя спиной к двери бросают через плечо туфельку. Если она упадет носком к двери – быть в новом году свадьбе.

Во французских селах гости в знак особого внимания к семьям, пригласившим их на встречу Нового года приносят в качестве подарка толстое полено.

В Панаме в новогоднюю ночь на улицах селений поднимается невероятный шум: играют трубы, воют серены, кричат люди. Это согласно древнему поверью, якобы отпугивает злых духов.

В деревнях Швейцарии в ночь под Новый год тоже принято изгонять злых духов, но только при помощи Санта-Клаусов. Одетые в белые одежды и странные головные уборы с горящими свечами внутри, они истошно изгоняют «нечистую силу» и призывают прийти в их местность добрых духов.

Япония празднует Новый год семь дней, насыщая свою неделю богатой и разнообразной программой веселья. Мужчины развлекаются, запуская бумажных змеев, а женщины соревнуются в ловкости, играя в бадминтон. О появлении Нового года в Японии в полночь 31 декабря извещают 108 ударов гонга в городских и сельских храмах.

Цифры сто и восемь в Японии считаются счастливыми и, по народному поверью, когда звенит гонг, люди, переступают некий порог, за которым их ждет счастье и новая судьба.

С последним ударом гонга спешат лечь спать. Дети кладут под подушку заранее приготовленные рисунки, воплощающие их желания. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается новогодний праздник. Праздничное меню скромное. Едят, как правило, длинные тонкие макароны, рисовое печенье и горох. Макароны символизируют долголетие, печенье - изобилие, горох – здоровье. Молодежь днем устраивает «сисимай»- развлечение, напоминающее старинные русские коляды. От дома к дому ходят танцоры в масках львов и поют новогодние песни.

Во Вьетнаме Новый год отмечается по лунному календарю в конце января или начале февраля, когда здесь наступает ранняя весна. Никто не садится за стол без букетов цветов, особенно без любимых нарциссов. В новогоднюю ночь принято дарить друг другу веточки персикового дерева с набухшими почками.

В Бирме новый год празднуют в апреле, когда наступают самые жаркие дни. Праздник длится обычно пять дней и начинается с фестиваля воды. Красочно оформленные грузовики или повозки разъезжают по улицам населенных пунктов с бочками, наполненными водой и обливают зрителей и участников праздничного кортежа.

В Иране Новый год встречают в полночь 22 марта. В эту минуту гремят выстрелы из ружей. Все взрослые жители держат в руках серебряные монеты, в знак народного поверья о безотлучном пребывании в родных местах в течение всего наступающего года. В первый день Нового года принято разбивать в доме всю старую глиняную посуду и заменять ее новой.

Самыми первыми на земном шаре встречают Новый год жители островов архипелага Фиджи.

Нигде в мире Новый год не отмечается так часто, как на индонезийском острове Бали. Дело в том, что год на Бали длится всего 210 дней. Главный атрибут празднества – разноцветный рис, из которого пекут длинные ленты нередко двухметровые.

Как бы там ни было, все мы ждем прихода этого замечательного праздника. Ведь в душе мы остаемся детьми. Каждый хочет, чтобы в Новом году было все лучше и счастливее, чтобы все были здоровы.

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя очень важная роль.

Сегодня не в каждой школе есть требование проводить классные часы . И правильно. Сам классный руководитель определяет значение еженедельной встречи с классом. Наверное, каждый пойдет от себя и рассудит по-своему: кто-то решит, что на классном часе надо прежде всего решать так называемые организационные вопросы (благо, их за неделю накапливается ого-го сколько!). Кто-то отдаст это время на откуп детям: пусть организуют интересные им игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов можно назвать столько, сколько есть на свете классных руководителей. Так можно ли говорить о каких-либо правилах в организации классных часов?

Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.

Только ли классный руководитель готовит и проводит классный час? Решение подскажут сам класс и те задачи, которые ставит педагог; возможно, в классе появится традиция, с чего начинать эту еженедельную встречу, как ее заканчивать. Например, к каждому классному часу группа ребят готовит «сюрприз». Или можно отводить время на подведение итогов за неделю. Легко представить обмен мнениями в кругу по поводу: «Кого класс может поблагодарить?»

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

Основные компоненты классного часа

Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Организационо-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа.

Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

Оценочно-аналитический . В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

Составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов

Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

Составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

Проведение классного часа;

Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

При подготовке и проведении классного часа классный руководитель должен помнить:

2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям ребят, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час (лучше его назвать «час общения») играет большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и удачно проведен.


Close