Андрей Иванович Штакеншнейдер (родился 22 февраля (6 марта) 1802 в имении близ Гатчины, умер 8 (20) августа 1865 в Москве) - знаменитый петербургский архитектор.

Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 года и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора.

Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. В 1831 году Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837–1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность. С 1848 года - архитектор императорского двора. Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму. Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы.

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда) и великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной), детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее.

В Царском Селе сооружён Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Г. Г. Кушелёва (сына), в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Таганроге - дворец Ахиллеса Алфераки, в Ореанде, в Крыму - дворец императрицы Александры Фёдоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведённые в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нём цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Зодчий высокого вкуса и мастерства
Пудостьский край по праву может гордиться своим знаменитым земляком, архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. Он оставил неповторимый след в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга и его окрестностей. Неслучайно, являясь блестящим мастером стилизации, передовым новатором и знатоком архитектурных стилей он пользовался большим признанием у современников. Будущий зодчий родился 6 марта 1802 года в усадьбе своего отца, впоследствии получившей название «Мыза Ивановка» и был крещен в Гатчинской лютеранской церкви под именем Генрих. Будучи самым младшим сыном в семье, он рос болезненным мальчиком. В семье мельничного арендатора было принято говорить на родном немецком языке, однако Генрих, вскоре ставший Андреем, быстро освоил русский язык.

Мальчик получил хорошее домашнее образование и рано проявил стремление к изобразительному искусству, он прекрасно рисовал и очень любил возводить из местного известняка миниатюрные крепостные сооружения, замки и дворцы. В 1815 году он поступил учиться на архитектурное отделение императорской Академии художеств. Поскольку семья числилась иностранной, Иоганну Штакеншнейдеру приходилось платить за обучение сына. Юноша с отличием закончил Академию художеств после пятилетнего курса обучения. Андрей Штакеншнейдер сразу же был приглашен на службу в чертежную мастерскую «Комитета строений и гидравлических работ». В 1825 году он перешел на работу в «Комиссию о построении Исаакиевского собора» и определяется на службу к Огюсту Монферану на должность «рисовальщика по архитектуре». Талантливый зодчий, строитель знаменитого собора заметил в юном ученике незаурядные творческие способности. Этот период времени стал хорошей практической школой для молодого Андрея Штакеншнейдера.

Начало его деятельности в качестве архитектора, было положено в 1830-1833 годах удачным исполнением заказа графа А.Х. Бенкендорфа - перестройкой его имения Фалль (в переводе с немецкого - водопад) в Эстонии недалеко от Ревеля (ныне Таллинна), в модном тогда готическом стиле. Его распространение было связано с мощной волной романтического движения в литературе и искусстве тех лет. Замок Фалль сооруженный в духе средневекового замка в окружении выразительной прибалтийской природы впоследствии высоко оценили многие гостившие здесь художники, писатели, поэты. Первым творением тогда еще малоизвестного зодчего был восхищен и дважды побывавший здесь император Николай I.

С этого же времени архитектор был определен ко Двору великого князя Михаила Павловича и производит работы на Каменном острове в Петербурге, принадлежавшем тогда князю. Из Послужного списка Штакеншнейдера известно, что здесь он занимался изменением фасада и интерьеров дачи. В документе сообщается о работах, которые были выполнены «с совершенным искусством, прочностью и с соблюдением при том экономии». В 1837 году молодой зодчий совершил путешествие в Европу, занимаясь изучением старинных памятников архитектуры. Сохранились зарисовки сделанные Андреем Штакеншнейдером в Италии, Франции, Германии, характеризующие его как превосходного пейзажиста.

Важный вклад внес А.И. Штакеншнейдер в развитии нового направления в русской архитектуре ХIХ века - эклектики (свободного использования различных стилей), построив в 1833-1834 годах в одном из парков Петергофа «Никольский домик» - своеобразный павильон для кратковременного отдыха, внешне имитирующий усадьбу богатого крестьянина. Архитектор мастерски использовал приемы народного зодчества. «Никольский домик» послужил прекрасным образцом для возведения многих архитектурных «вариаций на русскую тему». Впоследствии Штакеншнейдер спроектировал «приказную избу», «царскую мельницу» и церковь Святой Александры в окрестностях Петергофа.

К выдающимся постройкам архитектора относится здание Мариинского дворца в Петербурге, предназначенное первоначально, для дочери Николая I - Марии Николаевны. К началу 1841 года дворец вчерне был уже практически готов, но его отделка продолжалась до конца 1844 года. Главный фасад здания зодчий скомпоновал в лучших традициях классицизма. В строительстве Мариинского дворца он применил немало технических новшеств: металлические конструкции, своды облегченных типов, штукатурку по металлической сетке - отдаленный прототип железобетона. Незаурядный талант архитектор проявился и в том и в том, с каким совершенством исполнена отделка его интерьера и как умело «вписал» он дворец в общее пространство площади.

Мариинский дворец был великокняжеской резиденцией почти сорок лет, а в начале 1884 году перешел в казну. В бывшем Танцевальном зале стал заседать Комитет министров, а Ротонда была отведена для заседаний Государственного Совета. Последующая история этого дворца была связана со многими событиями политической жизни. Строительство этого здания выдвинула Штакеншнейдера в число ведущих архитекторов России. В 1844 году совет Академии художеств «во уважение известных познаний и трудов по части архитектуры» присвоил ему звание профессора - без представления в совет специальной работы, как тогда обычно полагалось делать. А в 1854 году архитектор был назначен на штатную должность профессора архитектуры.

Этого зодчего по праву можно назвать самым продуктивным русским архитектором середины позапрошлого столетия. Великолепные сооружения по его проектам были построены в окрестностях Петербурга - Стрельне, Гостилицах, Знаменке, Михайловке и Сергеевке. В южной части Петергофского дворцово-паркового ансамбля им были созданы Ольгин и Царицын павильоны, Бельведер и другие очаровательные постройки, которые современники называли «оазисом вкуса и роскоши». А.И. Штакеншнейдер принимал участие и в реконструкции ряда фонтанов и зданий Нижнего парка в Петергофе. Барочный стиль в 1844 году вдохновил его на создание еще одной петергофской усадьбы - Собственной дачи, принадлежавшей императору Николаю I.

Выполняя императорские заказы, он работал в Крыму, где по проекту архитектора были сооружены оригинальный ансамбль царской виллы в Ореанде и монументальный храм-памятник на кладбище русских воинов, павших при героической обороне Севастополя в 1854-1855 годах.

Но особенно много работал А.И. Штакеншнейдер в Петербурге. Он был автором дворца построенного для князей Белосельских-Белозерских у Аничкова моста (1846-1848 гг.), Николаевского дворца (1853-1861 гг.), Новомихайловского дворца (1857-1861 гг.). Последний из перечисленных объектов, был построен по заказу великого князя Михаила Николаевича. Его пышный фасад, в композиции которого сочетаются элементы двух разных стилей барокко и ренессанса, явился одним из первых примеров нового этапа в развитии архитектуры того периода. Работал он и в зданиях Зимнего дворца, Малого и Старого Эрмитажа, создав здесь несколько интерьеров, среди которых особенно впечатляет Павильонный зал. Среди его построек четырехэтажное здание казармы первого батальона лейб-гвардии Преображенского полка, расположенное рядом с Эрмитажем на берегу Зимней канавки. По его проектам строится несколько жилых домов для петербургской знати, в 1840 году он руководил перестройкой дома графа Г. Г. Кушелева, расположенного на набережной Фонтанки. Штакеншнейдер активно работал в столичных пригородах: Ораниенбауме, Царском Селе, Павловске и в усадьбе графини А.А. Толстой «Пустынька», расположенной на берегу реки Тосны. В 1852 году по проекту архитектора бы построен загородный дом в усадьбе графа Г.Г. Кушелева в Лигово. В собрании музея-заповедника «Гатчина» хранится выполненный им проект дома жены титулярного советника Натальи Макеевой на Малогатчинской улице, выполненный в 1854 году.

Успешно продвигалась и служебная карьера зодчего, в течении нескольких лет приписанного к «Кабинету Его Величества», а с конца 1856 года именовавшимся «архитектором Высочайшего Двора». А. И. Штакеншнейдер заведовал всеми работами, производящимися в загородных императорских дворцах. В 1858 году он получил чин действительного статского советника. Будучи профессором архитектуры императорской Академии художеств, с 1854 года он занимался педагогической деятельностью и воспитал немало талантливых учеников. Довольно удачно складывалась личная жизнь Андрея Ивановича. Он был женат на Марии Федоровне Холчинской. В 1836 году у молодой четы появился первенец - дочь Елена, оставившая яркие дневниковые воспоминания о семейной жизни. Впоследствии она стала основной наследницей родового поместья «Мыза Ивановка». Всего же в семье архитектора было восемь детей, из которых один умер в младенческом возрасте.

Многие годы, не имея казенной квартиры, семейство Штакеншнейдера занимало одну из квартир в доме при лютеранской кирхе Петра и Павла, на Невском проспекте. Но, для разрастающейся семьи эта квартира была тесной и не уютной, поэтому в 1852 году архитектор покупает старый дом с большим участком на Миллионной улице. Тогда же он полностью перестраивает дом и благоустраивает прилегающую к нему территорию. «Сегодня утром в 10 ? час. Заложен дом наш на Миллионной улице» - записал А.И. Штакеншнейдер в своем дневнике 8 июня 1852 года. Отделочные работы продолжались до осени 1854 года. Шикарный трехэтажный особняк, возведенный по проекту зодчего, выделялся своими необычными интерьерами. «Подъезд был с Мойки, вспоминала дочь архитектора Елена Андреевна. - Входили через зимний сад, и эффект был совсем очаровательный. Зимний сад был освещен, но местами листья бананов бросали гигантскую тень, и эта тень была какая-то таинственная, и таинственным казался шум падающих капель Лампы в других местах проливали какой-то теплый свет на растения, там все листья играли золотом… Из сада входили в нашу любимую комнату, названную почему-то диванной; в ней всего два дивана, а то все стулья. Здесь прямо против шикарных дверей сада стоит театр, окаймленный легкой, грациозной аркой с кариатидами - предметом восхищения всех, и художников и не художников».

Уже вскоре дом на Миллионной улице стал одним из центров салонной жизни Петербурга. Супруга архитектора Мария Федоровна была видимо человеком очень образованным не заурядным. Её связывала дружба со многими известными деятелями отечественной культуры и искусства. Приглашенные гости собирались обычно по субботам: читали стихи, музицировали, пели песни, танцевали, обсуждали столичные новости. Круг приглашенных муз, был действительно велик, у Штакеншнейдеров бывали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, Г.П. Данилевский, Н.Г. Помяловский, А.Н. Майков, В.Г. Бенедиктов и другие. Самым частым гостем был поэт Яков Петрович Полонский, который даже одно время после смерти жены в 1860 году жил в доме архитектора. Среди посетителей гостеприимного дома на Миллионной улице были также архитектор А.П. Брюллов, академик и профессор живописи Ф.А. Бруни, мебельный мастер А. Гамбс, художники И.К. Айвазовский, И.И. Соколов и многие другие. Часто в салоне у Штакеншнейдеров отмечались всевозможные юбилейные торжества. «Субботы наши разрастаются, сегодня ждем видимо невидимо гостей, - сообщала в своем дневнике 4 ноября 1855 года дочь архитектора Елена Андреевна, - Будут, между прочим: Гончаров, Потехин, Данауров, Горбунов. Сегодня день рождения Бенедиктова, но и он хотел быть, когда приведет своих гостей. Майков обещал прочитать новое стихотворение свое «Земная Комедия». Особенно весело отмечался Новый год. «Мы живем ужасно шумно. Каждый день новые знакомства, и то спектакль, то маскарад, а теперь еще задумали пикники…- записала в дневнике Е.А. Штакеншнейдер 31 декабря того же года. Большим успехом пользовался домашний театр, на сцене которого устраивались любительские спектакли, главные роли в них исполняли знаменитые гости. Так, например, в 1856 году здесь была поставлена пьеса «Школа гостеприимства» написанная совместно писателями И.С. Тургеневым, Д.Г. Григоровичем и А.В. Дружининым. Поэт А.Н. Майков в письме к супруге архитектора сообщал: «Ах, милая Марья Федоровна, как бы я желал забраться к вам в ближайшую субботу и за два месяца вдруг узнать, что делалось в нашей литературе; ведь ваш дом есть художественно-литературный, один из немногих петербургских, который ценишь лучше, когда удалишься из Петербурга».

В дом архитектора приходили многие вольнодумцы, и даже будущие революционеры. Часто бывал известный демократ, профессор Военно-артиллерийской Академии, полковник П.Л. Лавров, один из идеологов народничества, который довольно смело, произносил здесь свои пламенные речи. «У нас был неожиданный гость, кумир гостиных наших, Лавров», - записала Елена Андреевна в своем дневнике. Петр Лаврович, друживший с Н.Г. Чернышевским, был автором русской марсельезы: «Отречемся от старого мира! Отряхнем его прах с наших ног!» Впоследствии ожидая предстоящего ареста, он просил Е. А. Штакеншнейдер спрятать важные запрещенные бумаги: письма и дневники. После знаменитого каракозовского выстрела 21 апреля 1866 года Лавров был арестован. Обыск в его доме на Фурштадтской улице ничего не дал: все бумаги были перевезены Еленой Андреевной на «Мызу Ивановку» и хранились там некоторое время. «Вещи Лаврова я не могла спрятать очень искусно на мызе, их было слишком много, - вспоминала Е. А Штакеншнейдер. - За всю нашу многочисленную супругу в случае обыска я ручаться не могла, к тому же управляющий и садовник были люди новые, которых я еще не знала. Ограждать себя я не думала. Раз я взяла вещи - вопрос был покончен». Будучи под арестом в Петербурге и во время ссылки в Вологодскую губернию она вела с ним активную переписку. Не менее любопытна и последующая история жизни ПЛ. Лаврова. Ему удалось бежать из ссылки за границу, вступить в 1-й интернационал, сражаться на баррикадах Парижской Коммуны. В 1871 году он познакомился и сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 1873-1876 годах был редактором журнала «Вперед», сотрудничал под различными псевдонимами во многих русских газетах и до конца своей жизни жил во Франции.

Разговоры и споры о самых насущных проблемах развития русского общества были нормой среди постоянных и «проверенных» гостей этого салона. Так, в 25 января 1858 году некоторые из них «почти весь вечер провели, запершись, наверху, в моей комнате, писала Елена Андреевна. - Они читали пятый и шестой номера «Колокола». Имя А.И. Герцена произносилось здесь довольно часто. Сам хозяин - А.И. Штакеншнейдер, человек правых взглядов, не приветствовал столь бурного развития вольнодумных мыслей в своем доме, поэтому многое от него скрывалось. Мария Федоровна, например, увидев в первый раз рукопись Герцена, переданную ее дочери, так испугалась, что сожгла ее, даже не прочитав. Однако потом, уединившись в своей комнате, перечитывала очередные номера запрещенного «Колокола».

Эта ставшая регулярной и практически повседневной суматошная жизнь, насыщенная роскошными приемами гостей и всевозможными праздничными событиями, не могла не отразиться на финансовой и бытовой стороне жизни семейства Штакеншнейдеров. Несмотря на хорошие проектные заказы денег не хватало. Андрей Иванович, уставший от светских увлечений жены и старшей дочери, не мог создать нормальных условий для воспитания младших детей. К тому же он нередко болел. Ему часто приходилось работать, закрывшись в мастерской или кабинете, среди царящего шума и гама. В такой обстановке было невозможно сосредоточиться, а заказов на проекты поступало много. Всё это привело в итоге к тому, что, хозяин дома был вынужден продать сначала свою дачу, расположенную на Петергофском шоссе, а в 1862 году расстаться и с домом на Миллионной улице. Этот резкий поворот событий стал шоком для Марии Федоровны, но изменить решение супруга уже не представлялось возможным. Все семейство переезжает на постоянное жительство на родину архитектора. Начинается новый, заключительный период в жизни А.И. Штакеншнейдера связанный с Мызой Ивановкой.

Портрет написан в 1860 году академиком Гохом

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802—1865)

Статья из словаря Половцова:

"Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802—1865) — профессор архитектуры Императорской Академии Художеств и строитель дворцов, родился 22 февраля 1802 г. на мельнице (на р. Пудости) в 4-х верстах от Гатчины. Дед его переселился из Брауншвейга в Россию при императоре Павле I. Отец, заметив в ребенке склонность к строительному искусству, отдал его в Академию Художеств. Успехи Ш. не были блестящи, и никто не подозревал, что в будущем из него выйдет знаменитый строитель дворцов и изящных зданий. Поступив в Академию в 1815 г., Ш. окончил ее в 1821 г. и прямо со школьной скамьи был принят на службу в комитет строений и гидравлических работ в Петербурге в качестве чертежника. Здесь Ш. прослужил 4 года и ничем особенным не отличился. Только со времени определения его в должность архитектора-рисовальщика в "комиссию о построении Исаакиевского собора" (в 1825 г.) Ш. начал выдвигаться своими самостоятельными работами. Вскоре Ш. получил и другую работу. На архитектора Монферрана было возложено устройство катафалков и всего траурного убранства Петропавловского собора, по случаю погребения императора Александра I, а затем и императрицы Елизаветы Алексеевны. В обоих случаях исполнение всех рисунков, как общих, так и детальных, было поручено Монферраном Ш. и последний выполнил возложенную на него работу с большим успехом, за что получил первую награду по службе. В 1827 и 1828 гг., когда в Зимнем дворце решено было переделать комнаты императрицы Марии Федоровны, Ш. был привлечен к этой переделке. После смерти императрицы Марии Федоровны Ш. был приглашен для устройства катафалка в Петропавловском соборе; это была его последняя работа на службе в Исаакиевской комиссии. В 1830 г. Ш. испросил себе отпуск за границу для поправления расстроенного здоровья, но не воспользовался им, так как Монферран предложил ему очень выгодную работу у графа А. X. Бенкендорфа. Последний поручил Ш. перестроить почти заново свой древний замок в имении Фалле. Поручение было серьезное, и от его удачного исполнения зависела дальнейшая карьера Ш. Бенкендорф, восхищенный его работой, рекомендовал Ш. императору Николаю I. Занятый перестройкой замка в Фалле, Ш. в конце 1831 г. принужден был выйти из комиссии по построению Исаакиевского собора. Около двух лет Ш. работал в Фалле, а затем в 1833 г. был определен по ходатайству Бенкендорфа ко двору Его Имп. Высочества, Вел. Князя Михаила Павловича. Исполняя разнообразные строительные работы по поручению Высочайших Особ, Ш. впервые стал проявлять замечательный талант. Прежде всего он проявил свой вкус и знания в наружной и внутренней отделке дачи Его Императорского Высочества, Принца Петра Георгиевича Ольденбургского; к этому же времени относятся исполненные Ш. рисунки люстр и канделябров для Императорского стеклянного завода и исполнение программы, данной Академией (проект небольшого загородного Императорского дворца), за которое Ш. в 1834 г. удостоился звания академика. Первой задачей нового академика было создать национальное искусство и стиль. Пробой в этом направлении явилась постройка сельского домика у "Запасного пруда" в Петергофе, ко дню рождения императора Александра II. Как новость, игрушка эта понравилась, и Ш. получил Высочайшее повеление ехать в Москву и заняться проектом дворца в с. Коломенском. Командированный в августе, Ш. провел всю осень в изучении места, предназначенного для постройки дворца и, возвратившись в Петербург, занялся проектом в характере, напоминавшем Московские архитектурные памятники. Достроив в Петергофском парке (против Александрии), при въездах с большой дороги, две "караульни" в английском стиле, он составил проект пристройки столовой залы ко дворцу в Александрии и на Знаменской мызе занялся переделкой существовавшего там дома. В отделке комнат этого дворца Ш. обнаружил себя архитектором-орнаментистом. Параллельно с этими работами Ш. исполнил отделку "музыкальной" и "гостиной" комнат во дворце В. К. Михаила Павловича. В том же году под надзором Ш. происходила переделка дворца в Ораниенбауме, где тогда строилась новая зала. Кроме вышеприведенных поручений, он успел выполнить много частных заказов. Тогда же он возвел вокзал при станции ж. д. в Павловске, построил несколько дач в окрестностях столицы, дом барона Притвица в д. Забалканской и домовую церковь в имении Бенкендорфа Фалле, близ Ревеля. Там же, по случаю посещения Императорской фамилией, Ш. поставил "монумент". В начале 1836 г. Ш. был причислен к департаменту Уделов, и в следующем году послан за границу "для усовершенствования", с выдачей ему на путевые издержки 200 червонцев и с сохранением получаемых им окладов. Ш. пробыл за границей до марта 1838 г. и за это время успел посетить Италию, Францию и Англию, изучая разнообразные стили и занося свои наблюдения в путевой альбом. Возвратившись из-за границы, Ш. сейчас же снова принялся за работу. Он получил повеление составить проект дворца для Е. И. В. Великой Княжны Марии Николаевны, вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Этот проект в общих чертах Ш. представил императору Николаю I, который одобрил его и, повелев построить дворец у Синего моста, назначил строителем здания Ш. Этот дворец является одним из лучших и капитальнейших произведений Ш. Кроме изящества, красоты и удобства помещений, заслуживает внимания основательно разработанная здесь система металлических стропил и балок, тогда очень редко употреблявшихся в строительном искусстве. Висячие колонны дворцовой церкви, устройство фонарей для просветов и металлическая сетка для намета штукатурки потолков представляли в свое время удачнейшее разрешение сложных задач, встретившихся Ш. и бывших тогда новостью для многих строителей. Заслуги Ш., как художника, были единодушно признаны Академией Художеств, и он был назначен профессором архитектуры в 1844 г. Одновременно с постройкой Мариинского дворца, Ш. была поручена постройка дачи для Ее И. Высочества на мызе Сергиевке, между Петергофом и Ораниенбаумом. В период 1839 и 1840 гг. Ш. составил еще проекты: детской больницы в Петербурге, посольского дома в Тегеране и проект "хода" или "мыса" в море в Александрии. В 1840 г. Ш. было поручено составить проект небольшого дворца в Орианде. Для ознакомления с местностью, в которой должен был быть построен дворец, Ш. был послан в Крым. Поездка, предпринятая в сентябре 1841 г., продолжалась 1½ месяца. Собрав на месте все необходимые сведения, Ш. к концу 1841 г. представил императору Николаю I три проекта, различного характера. В период с 1840 по 1841 гг., принявшись за перестройку дома князя Белосельского, Ш. также составил проект роскошного загородного дома для Потемкина в имении Гостилицах. Этот барский дом по идее архитектора получил форму романо-готического замка. В период 1843—1844 гг., вслед за окончанием работ по павильону на острове Большого озера в Петергофе, Ш. составил проект на перестройку собственной Его Величества дачи, находящейся за Петергофом, в характере павильонов XVIII века, в два этажа. Затем Ш. начал постройку павильона для Е. И. В. Великой Княгини Марии Николаевны и во дворцах Константиновском и Большом перестроил более сотни комнат с применением водопроводов. Вместе с тем Ш. строил павильон на Сампсоновском канале, названный впоследствии "Озерками", в Петергофе. Затем Ш. съездил вторично в Крым для осмотра каменных работ. Возвратившись оттуда, он снова принялся усиленно за работу. При отделке комнат Большого дворца Ш., между прочим, получил приказание реставрировать зал, отделанный графом Растрелли в стиле рококо. Это доставило Ш. возможность хорошо познакомиться и строже изучить мотивы Растрелли, которому он впоследствии очень удачно подражал. Так, например, он прекрасно отделал в стиле Елизаветы Петровны дом князя Белосельского, на Невском проспекте, у Аничкина моста. В 1846 г. Ш. спроектировал новый храм в Павловске и еще две церкви для княгини Белосельской и графа Оффенберга. В то же время он исполнил постройку домов гофмаршала Олсуфьева и графа Кушелева и составил проект памятника графу А. X. Бенкендорфу. Этим заканчивается период наиболее кипучей деятельности Ш. Получив Высочайшее повеление отправиться в третий раз в Крым для осмотра работ в Орианде, Ш. составил проект и смету на окончательную отделку и меблировку этого дворца. В 1849 г. Ш. создал новый проект для графа Слизена на постройку обширного средневекового замка. Вполне окончив дворец на Императорской даче и два моста, названные "колонистскими", Ш. получил приказание составить проекты зал и лестниц в большом Императорском Эрмитаже и столовой на половине Наследника в Зимнем дворце. В 1850 г. Ш. закончил дворец в Орианде. Затем ему было приказано составить проект, для сооружения загородного дворца со службами в русском стиле, на Михайловской даче, близ Петергофа, двухэтажного павильона в форме греческого храма, ионического ордена, на Бибигольских высотах, и там же каменной церкви с колокольней. Тогда же Ш. приступил к постройке каменных оранжерей на Михайловской даче. Из частных построек в 1852 г. Ш. окончил дом дворянского собрания в Новгороде, перестроил дом графа Кушелева, в Петербурге, у Симеоновского моста и составил проект перестройки его же дома в c. Лигове. В 1853 г. Ш. получил поручение от императора составить проект дворца E. Высочеству B. К. Николаю Николаевичу близ Благовещенского моста. В 1854 г. почти одновременно были открыты построенные Ш.: часовня на Николаевском мосту и церковь во имя царицы Александры на Бабигоне. В то же время за безвозмездное составление проекта иконостаса для церкви в Петербургском Вознесенском женском монастыре Св. Синод изъявил Ш. особенную свою признательность. Затем по Высочайшему повелению Ш. спроектировал памятник баронету Виллие. Последним выдающимся сооружением Ш. был дворец для B. К. Михаила Николаевича на Дворцовой набережной, который он окончил в 1861 г.

Ш. принадлежит к числу немногих выдающихся художников, оставивших по себе прочную память, как самым достоинством и значением сооружений, так и громадным количеством их, созданных в течение тридцатилетнего неутомимого труда. Произведения Ш. носят на себе следы последовательного преобладания у нас известных стилей, так что в этом отношении разработка его художественного наследства представляет немалый интерес для изучения истории архитектуры за предшествующие десятилетия, в которые один модный стиль быстро сменялся другим. От усиленной работы здоровье Ш. значительно ослабело и весной 1865 г. врачи посоветовали ему лечиться кумысом. Лечение, казалось, принесло пользу Ш., и он стал себя чувствовать более бодрым, но обратная утомительная дорога вредно отозвалась на нем. В Москве Ш. принужден был остановиться и здесь скончался 8 августа 1865 г. Тело его перевезено в Петербург."

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Великий Новгород
Санкт-Петербург

Андрей Иванович Штакеншнейдер, выдающийся представитель историзма в русской архитектуре, оставил огромное наследие. Вдохновлявшийся готикой и «русским стилем», классицизмом и барокко, «помпейским» и «неогреческим» стилями, архитектор всегда творчески интерпретировал исторические прообразы, создавая собственные оригинальные постройки.

Генрих (Андрей Иванович) - внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, и младший сын Ивана Штакеншнейдера — владельца мукомольной мельницы на реке Пудость близ Гатчины, родился 22 февраля 1802 года.

Детство мальчика прошло в семейной усадьбе на мызе Ивановка, в доме, окруженном небольшим парком. Близкое соседство с Гатчинской резиденцией оказало благотворное влияние на болезненного и впечатлительного Андрея, любившего рисовать и строить игрушечные сооружения. По совету друзей отец решил отдать сына в Императорскую академию художеств.

В году Штакеншнейдер создает проект в Царском Селе. Спроектированный им особняк имеет удобны закрытые веранды, а в центре фасада — широкие окна, пропускающие много света. Служебный флигель выделен строгим фронтоном.

В году зодчий был вновь привлечен к работам в царскосельской резиденции: по Высочайшему повелению он отобрал; в Императорском Эрмитаже тринадцать картин . Работы начались осеныо 1856 года.

В 1850-е годы Штакеншнейдеру уже не приходилось решать больших архитектурно-планировочных задач: заказы ограничивались оформлением интерьеров в Зимнем дворце, Малом и Старом Эрмитажах. В этих работах архитектор проявил себя искусным знатоком оформления интерьеров, автором интересных вариаций в рамках одного стиля, творцом оригинальных декоративных композиций.

В эти гожы годы Штакеншнейдер продолжал успешно продвигаться по службе:

  • в 1851 году он получил чин статского советника,
  • с 1854 года архитектор преподавал в Академии художеств.
  • с конца 1856 являлся архитектором высочайшего двора.
  • в 1858 — действительного статского советника
  • к 1858 году у него занималось более шестидесяти воспитанников.

Однако и в это время он продолжал проектировать и строить: в 1852-1854 годах под руководством Штакеншнейдера была построена часовня на Благовещенском мосту; в 1853 году по его проекту возвели иконостас в церкви Воскресенского женского монастыря в Санкт-Петербурге. Также зодчий исполнял частные заказы: так, он построил усадебный дом для Кушелевых в Лигово и спроектировал для них усыпальницу в Сергиевой пустыни.

Штакеншнейдер работал в разных уголках России: в Крыму над (сооружением дворца в Ореанде, в Новгороде — над возведением здания Дворянского собрания. В Тамбовской губернии по его проекту была построена усадьба герцогов Лейхтенбергских.

Последними выдающимися сооружениями Штакеншнейдера стал Николаевский дворец в Петербурге, возведенный в 1856 году и дворец великого князя Михаила Николаевича на Дворцовой набережной, постройка которого была завершена в 1861 году.

Завершив в 1861 году отделку двух больших дворцов столицы — Ново-Михайловского и Николаевского, Штакеншнейдер продолжил проектирование усадьбы В. В. Апраксина в Орловской губернии. В 1863 году зодчий работал в Комитете по изучению различных систем вентиляции в зданиях. В 1864 году Штакеншнейдер исполнил последний свой проект — рисунок иконостаса для церкви в имении своего друга Я. И. Довголевского в Черниговской губернии.

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. А. И. Штакеншнейдер был похоронен в Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Творчество Штакеншнейдера вобрало в себя все технические достижения и предшествующий опыт русского зодчества, его талант и огромное трудолюбие позволили глубоко изучить и использовать наследие русской и мировой архитектуры. В Царском Селе он строил немного, но вклад его уникален: архитектор дал свое «прочтение» стиля барокко, не копируя, но воплощая свое понимание темы: в отделке интерьеров искусно сочетаются роскошь и удобство, рационально используются разнообразные приемы.

Году Штакеншнейдер создает проект

  • В 1855 -1856 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера создаются
  • Источники:

    • Епаринова Е. Штакеншнейдер. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
    • Петрова Т, А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1977
    • Шуйский В. К. А. И. Штакеншнейдер — ученик О. Монферрана // Краеведческие записки. Исследования л материалы. Вып. 5. СПб., 1997

    Дед будущего архитектора был кожевником в Германии и прибыл в Россию в числе многих других специалистов, приглашенных на российскую службу во времена императора Павла I. Кожевник Фридрих Штакеншнейдер поселился недалеко от Гатчины. Его сын Иоганн арендовал участок земли и построил на реке Пудость мельницу.
    Усадьба стала называться мызой Ивановка. В ней 22 февраля 1802 г. и родился будущий архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Близкое соседство Ивановки с парками и архитектурными памятниками Гатчины оказалось благотворным для младшего сына мельника - болезненного и впечатлительного Андрея. Мальчик с детства любил рисовать и с увлечением строил игрушечные сооружения. Отец обратил внимание на увлечение сына и по совету друзей отдал его учиться в Академию художеств в Петербурге. Так в тринадцать лет юный Андрей стал студентом. Академический курс родителям пришлось оплачивать. В декабре 1820 г. его обучение завершилось.
    Молодой архитектор, учившийся скромно, без наград, не имевший высоких покровителей, должен был сам найти свою дорогу в жизни. Первое время он очень нуждался, так как выполнял только небольшие частные заказы. В январе 1821 г. юноша поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. Через четыре года его приняли архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора. Здесь он несколько лет работал под руководством Огюста Монферрана .
    Работа под началом известнейшего архитектора явилась отличной школой для молодого зодчего. Творчество автора Исаакиевского собора и Александровской колонны было связующим звеном между периодами позднего классицизма и эклектики. Штакеншнейдер стал одним из наиболее талантливых зодчих наступающего нового этапа.
    Для молодого неопытного архитектора поддержка Монферрана значила очень много. Известный зодчий выхлопотал даже субсидию для заграничной поездки Штакеншнейдера, но из-за болезни Андрей Иванович не смог воспользоваться ею.
    В 1831 г. Штакеншнейдер уволился из Комиссии по возведению Исаакиевского собора и начал заниматься перестройкой усадьбы графа Бенкендорфа под Ревелем (ныне Таллин). Решающую роль в этом назначении также сыграла рекомендация Монферрана .
    Работа в прибалтийской усадьбе была как бы пробой пера начинающего архитектора, но заказчик остался очень доволен. Он даже представил молодого архитектора царю. Николай I также заинтересовался работами зодчего и привлек его к дворцовому строительству. Штакеншнейдер становится известным, к нему поступают новые заказы, изменяется и его материальное положение. Андрея Ивановича снова принимают на государственную службу. С ноября 1833 г. он определен ко двору великого князя Михаила Павловича.
    Зодчий ведет строительство на Каменном острове, в те времена принадлежавшем великому князю, занимается интерьерами его дворцов.
    В 1834 г. Андрей Иванович получает звание академика архитектуры и чин титулярного советника. Работы по-прежнему очень много. В это время Штакеншнейдер разрабатывает проект перестройки дворца в селе Коломенском под Москвой. Архитектор предлагает не только перестроить дворец, но и создать целый ансамбль на берегу Москвы-реки. Проект не был реализован, так как превышал сумму, отпущенную на его постройку. Другая значительная работа архитектора - проект перестройки усадьбы Знаменка, расположенной недалеко от Петергофа. Но проект Штакеншнейдера был осуществлен лишь частично.
    В 1837 г. наконец сбылась мечта архитектора о заграничной поездке. Необходимую для поездки сумму выдал Комитет. Почти год провел зодчий в Италии, Франции, Англии и Германии, изучая известнейшие памятники зодчества. Оттуда он привез множество зарисовок карандашом и акварелью. Рисовал Штакеншнейдер очень хорошо, и рисование заполняло его досуг всю жизнь.
    Вернувшись из-за границы, Штакеншнейдер сразу же развернул кипучую деятельность. Он закончил многие ранее начатые работы, продолжил оформление залов в Знаменке, оформил несколько залов нового Михайловского дворца, построенного К. И. Росси . В конце 1830-х гг. архитектор проектирует и начинает строить Мариинский дворец.
    Считается, что эта работа завершает период творческих исканий архитектора и открывает период его творческой зрелости.
    Мариинский дворец строился для дочери Николая I великой княжны Марии - этим и объясняется его название. Строительство длилось пять лет, срок по тем временам небольшой, учитывая размеры сооружения и сложность внутренней отделки. Доминантой площади должен был стать еще не достроенный к тому времени Исаакиевский собор, и Штакеншнейдеру пришлось это учитывать. Одновременно с дворцом строились и служебные корпуса: гофмейстерский, конюшенный, прачечный и другие. Такой объем работы требовал большого штата помощников, и архитектор смело брал на работу молодых выпускников Академии, помогал им и всячески их опекал.
    Вслед за Мариинским дворцом появляется еще ряд сооружений, построенных по проектам Штакеншнейдера. Наиболее известные из них - это дворец Белосельских-Белозерских
    на Невском проспекте, Николаевский дворец на пл. Труда и Новомихайловский дворец на Дворцовой набережной. Помимо строительства в столице и ее окрестностях Андрей Иванович строит здания в Москве, Крыму, Таганроге.
    Искусство зодчего проявлялось не только в строительстве городских зданий и дворцов. В 1850-х гг. Штакеншнейдером были сооружены дворец Бельведер и церковь «царицы Александры» на Бабигоне в Петергофе (церковь не сохранилась).
    В своем творчестве Штакеншнейдер применял и творчески развивал приемы классицизма, готики, ренессанса, барокко, древнерусского зодчества и достигал высоких художественных результатов. Не имея возможности формировать застройку целых улиц и площадей, как К. И. Росси , он стремился к сохранению ансамблей, дополняя их, а не разрушая.
    Труды Штакеншнейдера были по достоинству оценены. В 1844 г. он получил звание профессора архитектуры, в 1851 г. чин статского советника, в 1858 г. чин действительного статского советника. С конца 1856 г. зодчий стал именоваться «архитектором Высочайшего двора». Этот громкий титул принес только новые заботы и хлопоты, ответственность за множество работ, причем не только своих, но и чужих. Архитектор входил в различные комиссии и комитеты, должен был принимать работы других зодчих
    и притом много строил сам не только для двора, но и по частным заказам.
    С 1854 г. Академия привлекла его к преподавательской деятельности. В первый год преподавания у нового профессора было более двадцати учеников, через четыре года у него обучалось уже более шестидесяти воспитанников - значительно больше, чем у других профессоров. Это объяснялось не только известностью архитектора, но, скорее, его огромной работоспособностью и педагогическим талантом.
    По свидетельству современников, ученики шли к нему очень охотно, а зодчий всегда поддерживал их и морально, и материально. Этот немного сухой с виду, вечно задумчивый и усталый человек всегда был для своих студентов примером необычайной честности, ответственности и вместе с тем чуткости и доброты.
    У Андрея Ивановича была большая семья, казенного жилья у него не было, и очень долго архитектор проживал на съемных квартирах. В 1852 г. Штакеншнейдеры купили дом на Миллионной улице, и зодчий его полностью перестроил. С небольшими изменениями этот дом дошел до наших дней. По окончании строительства дом на Миллионной стал одним из культурных центров Петербурга. В нем проводились так называемые «субботы». Порой на них собиралось по 50-60 человек. Круг посетителей суббот был очень широк - писатели, поэты, художники, скульпторы, архитекторы, актеры. Среди них писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Г. П. Данилевский, зодчие Г. А. Боссе , А. П. Брюллов , братья Шарлемань. На Миллионной рисовал И. К. Айвазовский. Штакеншнейдеры дружили с семействами поэта Я. П. Полонского и художника Н. А Майкова.
    Но большое количество работы и вечная занятость негативно сказывались на здоровье архитектора. Болезнь легких, которой он страдал, усиливалась. Плохо влиял на болезнь и петербургский климат, а Штакеншнейдеры почти никуда из Петербурга не уезжали.
    Бесконечные проекты, строительство, преподавание - дело, которое он глубоко любил, - все это требовало огромной траты сил, а они убывали. 8 августа 1865 г. Андрей Иванович Штакеншнейдер скончался в Москве. Похоронен архитектор в Сергиевой пустыни под Петербургом в им же возведенной церкви святителя Григория Богослова.


    Close