УРОКИ ФАНТАЗИИ ДЖАННИ РОДАРИ

Сказочная гостиная и литературная викторина, посвящённая 90-летию со дня рождения писателя Джанни Родари (23 октября).

Познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя Д. Родари;

Заинтересовать школьников книгами писателя;

Помощь учебному процессу.

Участники мероприятия: 3 класс 31 школы.

Оформление: заголовок мероприятия, портрет писателя, книжная выставка, иллюстрации с героями книг писателя, кроссворд.

Оборудование: телевизор, DVD-плеер, диск с записью мультфильма «Голубая стрела», жетоны, призы для награждения победителей викторины.

^ Ход мероприятия

Ребята, нам предстоит сегодня встреча с очень интересными литературными героями. А с какими, я надеюсь, вы сразу догадаетесь, как только я вам прочту стихотворение-загадку. Итак, слушайте:

Фруктово-огородная страна –

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней – мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной! (Чиполлино)

Правильно, это Чиполлино из сказки «Приключения Чиполлино». А кто же придумал этого весёлого героя? (Джанни Родари)

Джанни Родари – известный итальянский детский писатель. Он написал не одну сказку для детей и является автором стихотворных сборников. Его книги популярны во многих странах мира.

На севере Италии, у самого подножия Альп есть озеро д’Орта с такой синей и прозрачной водой, что кажется, будто кусочек неба, пролившись однажды дождём, так и остался навсегда в каменистых берегах. Около этого озера очень удобно расположился небольшой городок Оменья, узкие улочки и низкие дома которого утопают в зелени и цветах. Именно там 23 октября 1920 года и родился Джанни Родари. Он ничем особенным не отличался от своих сверстников, которые, удрав из дома, любили бродить по острову Сан-Джулио, в центре озера. Старинный замок, расположенный там, манил ребят полуразрушенными башнями, таинственными галереями и слухами о спрятанных сокровищах.

Но к сожалению в таинственный замок удавалось наведываться не слишком часто. У отца Жданни была крохотная пекарня, а при ней магазинчик. Джанни и его брату приходилось часто помогать отцу. Ещё до петухов приходилось отцу и сыновьям вставать, чтобы успеть замесить тесто. Оно набухало, пузырилось. И Джанни казалось, что в ней живут крохотные волшебники, которые проделывают себе ходы, чтобы выбраться наружу. Было весело придумывать всякие забавные истории о них. Но вскоре всё кончилось. Отец Джанни умер.

В семье Джанни после смерти отца настали тяжёлые времена. Пришлось оставить свой дом и переехать в другой город, где мама после долгих поисков нашла работу служанкой. Работа незавидная, но выбирать не приходилось. Надо было содержать детей.

А Джанни в это время учился. Причём очень даже неплохо. И кем только не мечтал стать – и скрипачом, и игрушечным мастером, и художником. Но после окончания школы попал в духовную семинарию, потому что там не брали деньги за учёбу. Правда, больше двух лет в стенах семинарии он не выдержал. Так что священником Родари не стал. Зато стал учителем.

Но учительскую карьеру прервала война. Вторая мировая. Родари воевал против фашистов в рядах итальянского Сопротивления. А вот после войны Родари, к большому сожалению его учеников, в школу не вернулся. К тому времени его уже увлекла журналистика. И очень скоро молодого талантливого журналиста заметили и пригласили в Милан – в редакцию газеты «Унита». Главный редактор вскоре организовал там «Уголок для детей» и вести его доверил бывшему школьному учителю – Джанни Родари. Там и появились его первые шуточные стихи:

"Плетет он стулья,

Чтоб вы сидели,

А сам сидит он на панели.

Кто делает автомобили,

Бредет по улице пешком,

А те, кто вам ботинки шили,

Частенько ходят босиком.

Порой у пчел нет меда в улье,

У земледельца нет земли,

А человек, плетущий стулья,

Сам на земле сидит в пыли".

"Детский уголок" имел большой успех. Восторженные читатели буквально засыпали газету письмами. В конце концов Родари пригласили в столичную редакцию "Унита" и предложили создать приложение к газете - еженедельный детский журнал "Пионьере" ("Пионер"). Журнал был создан. И здесь, на его страницах, впервые была напечатана повесть-сказка "Приключения Чиполлино" (1951). Очень веселая сказка об очень серьезных вещах - о бедности и богатстве, об угнетателях и угнетенных и даже, как это ни странно звучит в применении к детской сказке, о классовой борьбе.

Повесть-сказка «Приключения Чиполлино» сделала имя Джанни Родари известным всему миру.

Все мы выросли на грядках.

Очень мы бедны.

Оттого у нас в заплатках

Куртки и штаны.

Господа в блестящих шляпах

Наш обходят двор.

Видно, луковый наш запах

Чересчур остер.

А у бедных мы в почете.

Нет на всей земле

Уголка, где не найдете

Лука на столе!

По всему извесна свету

Луковиц семья:

Чиполлуча, Чиполлето,

Чиполлоччьо, Чиполлотто,

И, конечно, я.

Чиполлино - мальчишка-луковка - веселый, неунывающий, изобретательный - он пришел к нам, в Россию, или, вернее, тогда - в Советский Союз в начале 50-х годов (точнее - в 1953 появился перевод на русский язык "Приключений Чиполлино"). И уже от нас пустился в путешествие по всему свету, захватив с собой имя человека, которому, собственно, и был обязан своим рождением - имя итальянского писателя Джанни Родари. Книге «Приключения Чиполлино» в 2011 году исполняется 60 лет (1951 г.).

О герое сказки Чиполлино сложено множество загадок. Вот некоторые из них:

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…

Мальчик-луковка весёлый,

Знают все его со школы.

Лук – не сладкая малина,

Его имя…

Луковкой головка,

Вот мальчишка ловкий:

Из неволи спас отца.

Как же звали молодца?

Чиполлино приглашает нас в удивительную страну, в ней все обитатели были сродни каким-нибудь овощам или фруктам. Сказку, ребята, вы уже прочитали. А кто-то из вас, наверно и мультфильм посмотрел. Вспомним ее содержание.

^ Кроссворд: Угадай героя сказки.

1.Управитель и эконом кавалер …. Помидор.

2. Мастер Виноградинка по профессии…. сапожник

3. Учитель музыки профессор …. Груша.

4. Кто в лесу присматривал за домиком кума Тыквы? Черника.

5. Служанка графинь Вишен… Земляничка.

6. Племянник графинь Вишен…. Вишенка.

1.Знаменитый сыщик мистер ….Моркоу

2. Индийский философ в зоологическом саду…. Слон.

3. Один из родственников графинь Вишен герцог …. Мандарин

4. Сын тряпичника….. Фасолинка.

5. Почтальон – паук…. Хромоног.

6. Здоровенный сторожевой пес… Мастино.

Если бы вы оказались в этой стране, на какой овощ или фрукт вы были бы похожи?

Викторина

1. Кто написал сказку о приключениях Чиполлино? – (Джанни Родари).

2. Какая страна является родиной Чиполлино? – (Италия).

^ 3. Как звали отца Чиполлино? – (Чиполлоне).

4. Кто из героев сказки обладал невероятно толстым животом и отменным аппетитом? - (Барон Апельсин).

^ 5. Кому Чиполлино помог освободить родителей из зоологического сада? – (Медведю).

6. В тюрьме, где сидел Чиполлино, письма разносил... – (Паук Хромоног).

^ 7. Как звали подружку Чиполлино? – (Редиска).

8. Самым последним и самым глупым налогом, установленным Сеньором Помидором, был налог... – (На погоду).

^ 9. Что было возведено на месте замка после изгнания сеньора Помидора и барона Апельсина? - (Дворец детей).

10. Я - веселый Чиполлино.

Вырос я в Италии –

Там, где зреют апельсины,

Кто написал слова этой песенки? – (Самуил Маршак).

^ 11. Бедную окраину собрался посетить принц Лимон. Народ решил, что пришел бродячий оркестр. Почему? – (На шапочках принца и его придворных были колокольчики).

^ 12. За что арестовали несчастного Чиполлоне? – (Он нечаянно наступил на ногу принцу Лимону).

13. Как называлась маленькая деревушка, где жил кум Тыква? – («Никто не потрудился написать ее название на столбе или на первом доме»).

14. «Он встал на колени перед входом и, вздыхая, вполз внутрь на четвереньках. Но тут обнаружились новые затруднения: нельзя встать без того, чтобы не пробить головой крышу; нельзя растянуться на полу, потому что пол слишком короток, а повернуться на бок невозможно из-за тесноты». Что это за сооружение, в котором пытался устроиться кум Тыква? – (Его домик. Он всю жизнь копил кирпичи. Но всего их оказалось слишком мало. Сколько? – 118).

^ 15. Как Чиполлино показал синьору Помидору Мошенника? – (С помощью зеркальца).

16. «Многие заходили в мастерскую, чтобы посмотреть на смелого мальчишку». Что такое совершил Чиполлино? – (Заставил плакать самого кавалера Помидора).

^ 17. Отчего вокруг профессора Груши летало облако мух? – (Потому что скрипка его была сделана из половинки ароматной сочной груши, а мухи большие охотницы до всего сладкого).

^ 18. Для чего жена Лука Порея использует его усы? – (Чтобы сушить белье).

19. «Покорнейшая просьба к синьорам ворам позвонить в этот колокольчик. Их сейчас же впустят, и тогда они своими глазами убедятся, что здесь красть нечего». Кто повесил на дверь такую записку? – (Кум Черника).

^ 20. Из чего состояло его имущество? – (Одна половинка ножниц, заржавленная бритва, иголка с ниткой и корочка сыра).

21. «У него был необыкновенно толстый живот. Впрочем, ничего удивительного в этом не было, потому что он только и делал, что ел, давая челюстям отдых всего лишь на часок – другой во время полуденного сна». Кто это? - (Барон Апельсин).

^ 22. По мнению синьора Петрушки «с этого начинаются все несчастья… Если ты не хочешь окончить свои дни в тюрьме, не смотри больше на…» - (Мух).

23. Что ещё было запрещено делать Вишенке? – (Объявления: «Запрещается Вишенке окунать руки в воду»; «Запрещается трогать цветы!»; «Тот, кто помнет траву, должен будет написать 2000 раз слова: «Я неблаговоспитанный мальчик»).

^ 24. От чего заболел Вишенка? – (От одиночества, от тоски и печали).

25. Верное средство, чтобы отогнать мышей это …? – (Играть на скрипке. Голос этого инструмента напоминал им кошачье мяуканье).

^ 26. Кто помог Чиполлино и его друзьям выбраться из подземелья? – (Крот, Вишенка, Земляничка).

27. Кого принц Лимон наградил орденом Серебряного Уса? – (Лука Порея).

28. Как мистер Моркоу использовал компасы? – («Отправляясь спать он вооружался компасами: одним самым большим, чтобы отыскать лестницу, другим, поменьше, чтобы определить, где находится дверь спальни, и третьим, еще меньше, чтобы найти в спальне кровать»).

^ 29. Каким образом Чиполлино оказался в обезьяньей клетке? – (Он пытался помочь знакомому медвежонку освободить его родителей из зоологического сада).

30. «Принц Лимон устроил в лесу фейерверк, чтобы развлечь графинь. Фейерверк у него был особенный». Какой? – (Он связывал своих солдат – Лимончиков попарно и стрелял ими из пушки вместо ракет).

31. «Таинственный снаряд раздавил десятка два генералов, разметал кавалерию синьора Петрушки, опрокинул карету графинь Вишен. Это была не магнитная мина и не бочка с динамитом, а попросту…» - (Несчастный барон Апельсин).

32. Красный, пузатый,

В семье огородной

«Сеньором» себя

Называет он гордо.

Напрасно он злится,

Напрасно грозится:

Его Чиполлино

Совсем не боится.

О ком идёт речь в загадке? – (Синьор Помидор).

Заключение: поразмышляем - о чем же эта сказка? – о справедливости?

Послушайте стихотворение, которое написал Джанни Родари о том, как рождаются сказки.

Хотите узнать

Как рождаются сказки?

Как придумывать их

Безо всякой подсказки?

Сказки повсюду

Живут, притаясь

В предмете любом,

Окружающем нас.

Даже в простой табуретке.

Только нередко

Стоят они крепко.

И таятся от нашего взора,

Как принцесса Аврора,

Пока сказочный принц

Не разбудит Красавицу спящую,

А великий поэт

Не проникнет в секрет

И раскроет нам жизнь настоящую.

И тогда появляются сказки

Просто так

Безо всякой подсказки.

Кроме сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари написал ещё и множество других сказок: «Путешествие Голубой стрелы»; «Джип в телевизоре» (телемания); «Джельсамино в стране лгунов»; «Сказки по телефону» и другие. Все эти сказки есть у нас в библиотеке. Сегодня я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Голубая стрела» снятый по сказке «Путешествие Голубой стрелы». (Дети смотрят мультфильм).

Сейчас подведём итоги викторины. (Подведение итогов викторины и награждение победителей).

^ Мероприятие подготовила и провела

библиотекарь филиала № 14

МУК «ЦБС»

Ромина Наталья Алексеевна

Литература

1. 23 октября 80 лет назад родился Дж. Родари (1920-1980) [Текст] // Библиотекака в школе. – 2000. - № 5. – С.23.

2. Детям о писателях. Зарубежные писатели. – М. : ООО «Издательтво Стрелец», 2007. – С. 34-35.

3. Казюлькина И. С. Независимое агентство «Сказки по телефону» [Текст] / И. С. Казюлькина // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 5. – С. 98-105.

4. Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З. А. Чурикова, М. А. Багаева, И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 137-142.

5. Родари Д. Приключения Чиполлино (Отрывок из книги) [Текст, портрет] / Д. Родари // Мурзилка. – 2008. - № 1. – С. 20-22.

6. Светлова Г. Итальянский сказочник Джанни Родари (1920-1980) [Текст] / Г. Светлова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 4. – С. 63-67.

Героев книги «Приключения Чиполлино» Чиполлино и принца Лимона сделала ученица 3 класса 31 школы Копылова Аня.

Ребята, а вы знаете кто такой Джанни Родари?

Сейчас, ребята, мы вспомним героев книги» Приключения Чиполлино».

Учащиеся 3 класса 31 школы.

Замечательную сказку « Приключения Чиполлино » написал Джанни Родари. Он родился 23 октября 1920 года. В какой стране? Правильно, в Италии. Скоро исполнится 90 лет со дня его рождения. 30 лет своей жизни он отдал детской литературе. Это один из самых любимых детских писателей мира, который написал для детворы множество стихов и сказок.

Д. Родари много путешествовал в своейжизни, был и в нашей стране. С большим удовольствием встречался с детьми разных национальностей, что и послужило толчком к написанию некоторых стихотворений и сказок.

Своими книгами писатель хотел ответить на многочисленные вопросы ребят, услышанныеот них самих или прочитанные в их письмах. Главное, что есть в его книгах – это умение затронуть сложные жизненные проблемы. Пусть в его сказках фантастические истории, сказочные герои, но его книги помогают увидеть окружающий мир таким, каков он есть, учат жить честно, любить труд, бороться со злом и несправедливостью.

Родари родился в городеОменья, на севере Италии, у подножия Альп. Узкие улочки, низенькие домики, утопающие в зелени и цветах. Самой большой достопримечательностью было озеро. В центре его островокСан-Джулио со старинным замком. Джанни не раз плавал туда со сверстниками. И возможно уже тогда в его воображении возникали приключения, которые потом превратились в сюжеты его волшебных историй. Но свободные минуты редко выпадали на долю мальчика. Он рано узнал, что такое изнурительный труд, т.к. помогал своему отцу – булочнику, его мать долгие годы служила прислугой. С 10 лет писатель работал мальчиком на побегушках в пекарне, вдали от родного дома.

Он о многом мечтал в детстве. Хотел стать скрипачом и пытался учиться играть на старенькойскрипке. Любовь к музыке осталась у него на всю жизнь. Мечтал стать мастером игрушек и художником. Но попал в духовнуюсеминарию. Священником он, однако, не стал.

После Второй мировой войны работал учителем начальной школы. Своим ученикам часто рассказывал на ходу придуманные забавные истории и сказки. Наверно, не нужно говорить о том, как эти истории и сказки нравились ребятам: они могли слушать своего учителя часами.

Может тогда впервые дети узнали о знаменитом певце Джельсомино, который с помощью своего мощного голоса разрушил оперный театр (Сказка « Джельсомино в стране лгунов ») или о стеклянном человечке, мысли которого были всем ясны как белый день, их попросту видели у него внутри и поэтому он не мог говорить неправду.

А может быть Родари уводил своих учеников в удивительную страну без углов, где все круглое или овальное, где нет гвоздей, где обходятся только клеем, а полицейские берут штраф пощечинами, Поэтому, никтоне нарушал закона. Уж очень стыдно было нарушителю бить ни в чем не повинных полицейских по щекам.

Известно как в конце концов Родари стал детским писателем. В 1948 году он работал в газете « Унита » в Милане. « Однажды главный редактор поручил мне заняться стихами и рассказами для детей итальянских трудящихся, читателей газеты. Уже несколько лет прошло с тех пор, как я сталпреподавать, но взявшись за перо, я представил себе, что на меня снова устремлены глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки, веселой истории…Так я начал писать для малышей. » В газете появился « Детский уголок », гдеРодарии печатал свои стихи на ту или иную тему.

Из ответов на детские вопросы однажды получилась целая книга: « Почему? Отчего? Зачем? ». Героями стиховРодари большей частью являются дети, живущие в хижинах и подвалах. Это служанка, на которую ворчит хозяйка, босоногий маленький почтальон, чистильщик сапог. Писатель жалеет их, этих детей, которые знают, что такое голод, тяжелый труд. Он одинаково и с любовью относится к детям всех стран и хочет, чтобы они подружились.

С 1951 года Родариработает в журнале « Пионьере », на страницах которогои была опубликована повесть-сказка « Приключения Чиполлино ». Эта книжка принесла писателю всемирную славу. Кроме этого, были написаны такие замечательные книжки, как « Джельсомино в стране лгунов », « Путешествие голубой стрелы »,« Торт в небе », « Жареная кукуруза » и целый сборник маленьких сказок « Сказки по телефону ». Все сказки писателя об одном и том же: жить надо для того, чтобы приносить пользу и радостьдругим. А всего за 30 лет своей творческой деятельностиписатель выпустил более 12 книг стихов, сказок, фантастических историй. Средикниг, которые я сегодня не назвала: « ПланетыНовогодних елок », « Джин в телевизоре », « Жил-был дважды барон Ломберто », « Новогодний подарок ».

Сказка, о которой мы будем сегодня говорить, рассказывает о том, как надо бороться с несправедливостью, злом и насилием. Нельзя, чтобы были бедные и богатые, угнетатели и угнетенные. Писателю так хотелось, чтобы все дети на свете знали слова: « Мир », « Свобода », « Труд », « Дружба ».

Вот строчки стихов, с которыми писатель обратился ко всем детям на свете:

Если бы дети

На целой планете

Все засмеяться сразу могли

Только раздастся команда:

« Пошли! »-

Вот бы земля задрожала от смеха!

Смеху бы вторило гулкое эхо,

Будто бы рухнула разом гора

Звонкого золота и серебра.

Умер Джанни Родари 15 апреля 1980 года, не дожив даже до своего 60- летия. Но он не забыт своими маленькими читателями, для которых написал много забавных, добрых и веселых сказок и стихов.

На какую, известную всем сказку другого итальянского писателя похожа сказка « Приключения Чиполлино »? Правильно, на сказку К.Коллоди « Приключения Пиноккио ». Эту сказку своего соотечественника Родаризнал почти наизусть. Она и натолкнула его на мысль написать свою собственную сказочную историю, только уже на современную тему.

Итак, назовите самые интересные эпизоды из сказки, которые вы запомнилилучше всего.

Назовите тех героев сказки, которые принадлежат к лагерю богачей-эксплуататоров, кто пользуется трудом простых людей. (Принц Лимон, герцог Мандарин, барон Апельсин, придворные принца, синьор Помидор- управляющий графинь Вишен, графини Вишни, граф Вишня)

А бедный простой люд представлен: тряпичник Фасолинка, Чиполлино и его отец, кум Тыква, кум Черника, сапожник Виноградинка, служанка Земляничка, Редиска, Томатик, скрипач Груша, Картошечка, кума Тыквочка, врач Каштан, который лечит бедняков., Лук-Порей).

Адвоката синьора Горошка и воспитателя Вишенкисиньора Петрушку отнесем к промежуточному сословию, т.е. это те персонажи, которые не принадлежат к богачам, но заискивают перед ними,угодливо им прислуживают ради своих эгоистичных интересов.

Вот мы и вспомнили с вами содержание сказки иее главных персонажей.Настала пора провести игру.

КОНКУРС 1: « Чей это портрет? ».

¨ «… он был такой маленький и юркий…не ходил, а ускользал прочь быстро и незаметно, как мышиный хвост… » (Адвокат Горошек)

¨ « Из кареты, пыхтя и отдуваясь, вылез толстяк, одетый во все зеленое. Его красные, пухлые, надутые щеки, казалось, вот-вот лопнут, как перезрелый помидор… » (Синьор Помидор)

¨ У него был густой чуб, спадающий на лоб, и длинные-предлинные усы. (Лук Порей)

¨ Он был очень видной особой – он даже за версту казался целой горой. Пришлось сразу же нанять для него слугу, который возил бы его живот. (Барон Апельсин)

¨ « Он никогда не пускается в путь, не захватив с собой дюжины подзорных труб и биноклей, сотни компасов и десятки фотоаппаратов. Кроме того, он повсюду возит с собой микроскоп, сетку для бабочек и мешочек с солью… » (Мистер Маркоу)

КОНКУРС 2: « Кому принадлежат вещи? »

1. Золотой колокольчик (принцу Лимону)

2. Сумка почтальона (пауку Хромоногу)

3. Скрипка (синьору Груше)

4. Тачка (тряпичнику Фасолинке)

5. Половинка ножниц и ржавая бритва (куму Чернике)

6. Жареный индюк (барону Апельсину)

7. Щелковые рубашки и запонки из золота, серебра и драгоценных камней (герцогу Мандарину)

8. Большой носовой клетчатый платок (синьору Петрушке)

9. Микстура из сушеных мух (доктору Мухомору)

10. Глиняный черепок (мышам)

11. Нашлепка на носу (синьору Помидору)

12. Шило (сапожнику Виноградинке)

13. Очки (графу Вишенке)

14. Связка ключей в чулке (синьору Помидору)

15. Передник (Земляничке)

16. Подзорная труба (мистеру Маркоу)

КОНКУРС 3 : « Внимательно ли ты читаешь? »

1. Назовите докторов, которые лечили Вишенку. (Каштан, Черемуха, Артишок, Мухомор, Салато- Шпинато.)

2. Какие овощи и фрукты из сказки не растут в нашем Ярославском крае? (Апельсин, лимон, артишок, каштаны, виноград)

3. Из какого количества кирпичей состоял домик кума Тыквы? (118 штук)

4. У кого на усах следы от прищепок? (У Лука Порея)

5. Кто вздохи копил? (Кум Тыква)

6. Кто был таким обжорой, что съел все садовые деревья, обмакивая листья и корни в оливковое масло и посыпая солью? (Барон Апельсин)

7. Назовите героев сказки, которые не принадлежат ни к овощам, ни к фруктам. (Мухомор, крот, собаки Держи-_Хватайи Мастино, Тысяченожки, звери в зоопарке, сторож, дровосек, кот, пауки).

8. Кому запрещалось разговаривать с рыбами? (Вишенке)

9. Кто посадил самого себя в тюрьму? (Синьор Помидор)

10. Кто из врачей поставил самый верный диагноз Вишенке? (Доктор Каштан)

11. На что похож запах бедности?

12. Как называется мелкая монета в Италии? (Сольдо)

13. « Назад, глупая – прикрикнул на нее Чиполлино и стиснул зубы.О ком идет речь? (О слезе)

14. Кто пел песенку: « Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Радость и веселье!

Две собаки на дубу

Рядышком висели » (Редиска, Картошечка, Фасолинка, Томатик)

15. За что посадили в тюрьму отца Чиполлино? (Наступил на ногу принцу Лимону)

16. Чем удивителен поезд, на котором ехали Чиполлино и Вишенка из зоопарка? (Один вагон, все места у окон и есть приспособление для толстых пассажиров.)

17. Назовите любимое лекарство кротов (картофельный сок)

18. Кто проживал в прошлогоднейкаштановой скорлупе?(Кум Черника)

19. Кто не любит серьезную музыку? (Мыши)

20. У кого постоянный насморк от сырости? (У крота)

21. Кого в зоопарке называли старым индийским философом? (Слона)

22. Кто раздавил 40 лимонных генералов? (Барон Апельсин)

23. На чем арестанты писали письма? (На обрывках ткани от рубашек)

24. Кто пел песенку: Все мы выросли на грядках,

Очень мы бедны.

Оттого у нас в заплатках

Куртки и штаны.(Чиполлино)

25. Сколько братьев было у Чиполлино? (Семь)

26. Как звали отца Чиполлино? (Чиполлоне)

27. Кто сказал сам себе: « Спать- то только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть ». (Барон Апельсин)

28. С кем вывесилЧиполлино знамя Свободы на башне? (С Вишенкой)

Сценарий мероприятия, посвященного творчеству Джанни Родари

Тема: «Волшебник из Италии».

Цели : познакомить с произведениями Д.Родари; приобщить детей к творчеству Д.Родари;

Слайд 2 (просмотр фрагмента)

Слайд 3 (Волшебник из Италии)

Слайд 4 (маленький Джанни)

Ведущий 1

23 октября 1920 года (то есть 95 лет назад) в маленьком итальянском городке Оменья, там «где зреют апельсины, и лимоны, и маслины, фиги и так далее», - родился мальчик, которого назвали Джованни. Сегодня его имя известно, наверное, всем. Им написаны замечательные книги-сказки, стихи, повести. Имя этого писателя Джанни Родари.

Слайд 5 ( Italiano , музыка)

Выходит 1-ый ученик и читает сказку на итальянском языке:

« С ipollino era figlio di Cipollone e aveva sette fratelli:Cipolletto, Cipollotto, Cipolluccio e cosi di seguito, tutti nomi adatti ad una famiglia di cipolle…»

( Чиполлино эра фильо ди Чиполлоне э авева сеттэ фрателли : Чиполлетто , Чиполлотто , Чиполлуччо э кози ди сегуито , тутти номи адатти ад уна фамилья ди чиполлэ …)

Ведущий 2.

Хорошо звучит. Но начнем сначала, теперь уже по-русски. Тоже, знаете ли, звучит неплохо.

2-ой ученик читает этот же отрывок на русском языке:

«Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие имена для честно луковой семьи.

Слайд 6 (семейка)

Ведущий 1.

Повесть-сказка «Приключения Чиполлино» сделала имя Джанни Родари известным всему миру.

Выходят 5 учеников в «луковых костюмах», читают стихи .

1. Все мы выросли на грядках.

Очень мы бедны.

Оттого у нас в заплатках

Куртки и штаны.

2.Господа в блестящих шляпах

Наш обходят двор.

Видно, луковый наш запах

Чересчур остер.

3.А у бедных мы в почете.

Нет на всей земле

Уголка, где не найдете

Лука на столе!

4.По всему известна свету

Луковиц семья:

(называют по очереди свои имена)

Чиполлучча, Чиполлетто,

Чиполлоччьо, Чиполлотто,

И, конечно,я.(Чиполлино)

Слайд 7 (синьор помидор и Чиполлино, песня)

Песня «Чиполино»

Я - Чиполлино, луковка, но все же я умен
Побольше принца глупого по имени Лимон.
Вокруг все прилимонено, все кисло, как назло.
Во рту у всех оскомина, и скулы всем свело.

Припев:
Эй, лимоны, держись! В бой, чеснок с редискою!

Лучше горькая жизнь, чем такая кислая!
Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля.

Передо мной вы трусите - ведь смерть мне не страшна.
А шкуру с меня спустите - заплачет вся страна.
Вставайте, фрукты-овощи, и сливы, и шпинат,
Пускай вся власть лимонная пойдет на лимонад!

Ведущий 2 .

Чиполлино приглашает нас в удивительную страну, в ней все обитатели были сродни каким-нибудь овощам или фруктам. Сказка прочитана. Вспомним ее героев.

Слайд 8 (видео)

Ведущий 1.

Кум Тыква мечтал о собственном доме. Поэтому он покупал кирпичи и хотел построить дом. Но кум Тыква был настолько беден, что мог себе позволить покупать только по одному кирпичику в год. Как смог, он построил домик, настолько маленький, что еле-еле там помещался. Но даже такой маленький домик у него отобрал кавалер Помидор и поселил там свою собаку Мастино.

Слайд 9 (фрагменты мультфильма)

СЦЕНКА

На сцене бывший домик Тыквы. Надпись «Домик Тыквы» заклеена новой: «Сторожевой пес Мастино». Изнемогая от жары, Мастино лежит около домика.

М.: Кавалер Помидор приказал охранять этот бывший домик старого дурака Тыквы. Будь покоен, Мастино еще никогда никого не подводил… Ну и жара сегодня. Сейчас бы добрый стаканчик холодного лимонаду. Какого бы мальчишку послать за ним?

Ч.: (сидит на пороге мастерской и чинит ботинок) Будь я не Чиполлино, если я не сыграю с ним шутку!

М.: Эй! Эй!

Ч.: Вы ко мне обращаетесь, синьор?

М.: К вам, к вам, юноша! Сбегайте и принесите мне, пожалуйста, холодного лимонаду.

Ч.: Ах, я бы с великой радостью сбегал, синьор Мастино, но хозяин велел починить мне этот ботинок. Так, что я никак не могу отлучиться. Очень жаль.

М.: (себе под нос) Лентяй, невежа…

Ч.: (в сторону) Жаль бедного пса, но синьора Помидора-то проучить надо! (берет бутылку с водой и бросает туда таблетку). Это лекарство жена мастера Виноградинки принимает на ночь от бессонницы. (Закрыв горлышко, делает вид, что пьет воду). Ах, какая свежая вода!

М.: Синьор Чиполлино, а она чистая? В ней нет микробов?

Ч.: Конечно! Ведь ее очистили для меня два знаменитых профессора. Микробы они оставили себе, а воду отдали мне за то, что я починил их туфли.

М.: Синьор Чиполлино, а как это получается, что вы пьете, а бутылка все равно остается полной?

Ч.: Дело в том, что эта бутылка – подарок моего покойного дедушки. Она волшебная и никогда не бывает пустой!

М.: А вы не позволите отхлебнуть мне хотя бы глоточек? Один глоточек!

Ч.: Глоточек? Да пейте, сколько хотите. Я же сказал вам, что моя бутылка никогда не пустеет.

М.: (с жадностью пьет воду) Спасибо, добрый ма… (засыпает)

Ч.: Бедный пес, ты уж прости меня, пожалуйста, но я должен был это сделать. Старик Тыква должен получить свой домик обратно (снимает вывеску «Сторожевой пес Мастино»). Спи спокойно!

Домик такой маленький, что его можно увезти на тележке тряпичника, и мы легко его спрячем!

Ведущий 2.

Если бы вы оказались в этой стране, на какой овощ или фрукт вы были бы похожи?

Слайд 10 (книги, Чипполино и друзья)

Выходят ученики, рассказывают .

1.Чиполлино – мальчик-луковка – веселый, неунывающий, изобретательный. Он пришел к нам, в Россию, или, вернее, тогда – в Советский Союз в начале 50-х годов. И уже от нас пустился в путешествие по всемусвету, захватив с собой имя человека, которому, собственно, и был обязан своим рождением – имя итальянского писателя Джанни Родари.

Слайд 11 (молодой Джанни Родари)

2.Писателя? Тогда, в 50-е годы, Родари и сам еще не называл себя так. Мировая известность, миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды (среди которых – премия Ханса Кристиана Андерсена)- все это ожидало его впереди.

3.А к моменту рождения «Чиполлино» он был всего лишь журналистом «Унита». Так называлась газета итальянских коммунистов. Он тоже был коммунистом. Он стал им во время Второй мировой войны в рядах итальянского Сопротивления.

Слайд 12 (фото Д.Родари)

4.Родари был человеком последовательным и убежденным. Убежденным в том, что свобода, равенство и братство не пустые звуки, что рабочий человек – это самое высокое звание на свете.

5.Он, сын булочника и служанки, рано осиротевший и рано ставший зарабатывать себе на хлеб, был уверен в этом, писал в своих произведениях.

Слайды 13 - 20

Инсценировка стихотворения «Чем пахнут ремесла ».

1ученик.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

2ученик.

Мимо столярной

Идешь мастерской,-

Стружкою пахнет

И свежей доской.

3ученик.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

1ученик.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

2ученик.

Блуза рабочего-

Маслом машинным.

3ученик.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

1ученик.

Доктор в халате-

Лекарством приятным.

2ученик.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

3ученик.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Все хором

Только безделье

Не пахнет никак.

1ученик.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята !

Слайд 21 (Родари и Маршак)

Ведущий 1.

Джанни Родари очень повезло с переводчиками. Самуил Яковлевич Маршак в статье» Почему я перевел стихи Джанни Родари» писал: «Сочинять стихи, достойные стать рядом с народной песней и считалкой, умеют только те поэты, которые живут с народом общей жизнью. Таким поэтом представляется мне Джанни Родари. В его стихах я слышу звонкие голоса ребят, играющих на улицах Рима, Болоньи, Неаполя». Маршак не только сам услышал их, но и позволил сделать миллионам читателей.

Слайд 22 (заключительный, песня)

Ведущий 2

В 1967 году Джанни Родари был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений он был удостоен международной премии Андерсена.

Ведущий 1.

14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в своих книгах, в которых каждый читатель может найти много нового и интересного

В заключение мы предлагаем вашему вниманию викторину по творчеству Джанни Родари.

Мы посвящаем эту песню волшебнику из Италии – Джанни Родари

Песня «только добротой сердец»

1. Есть на свете мудрость золотая,
И она понятней с каждым днем-
Что свечу однажды зажигая,
От людей не прячут под стеклом,
Чтоб она светила всем, кто рядом,
Согревая души и сердца,
Чтоб дарила людям свет и радость
До конца.

ПРИПЕВ:
Только добротой сердец
Этот мир согреть
Мы сможем с вами,
Только добротой сердец,
Добрыми делами и словами.
И среди планет и звезд
Этот шар земной
Вращаться будет
До тех пор, пока сумеют люди
Отдавать тепло сердец.

2. Холодно, темно и одиноко
В мире без любви и доброты,
Люди научились жить без бога
И не верят в сказки и мечты.
Зло неудержимо рвется к власти,
Но оно бессильно вновь и вновь
В мире, где живут добро и счастье
И любовь.


Цели:
продолжить знакомство учащихся с творчеством Джанни Родари;
совершенствовать умение определять главную идею произведения, развивать умение читать текст выразительно;
формировать коммуникативную компетентность учащихся;
развивать мышление, память, внимание, речь, воображение и творческие способности учащихся;
воспитывать интерес к чтению и предмету, развивать умение адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
воспитывать уважение к труду, чувство взаимопомощи;

Предварительная подготовка:
За 10 дней до праздника ученик в костюме Чиполлино во всех 3-х классах раздает задания
Джанни Родари рассказывал ребятам разные смешные истории - истории без всякого смысла, и чем абсурднее они были, тем больше дети смеялись.
Джанни Родари хотел бы, чтобы его книги помогали родителям сблизиться со своими детьми, чтобы с ними можно было бы вместе посмеяться, поспорить. Он всегда был доволен, когда какой-нибудь мальчик охотно слушал его истории. Еще больше он радовался, когда эти истории вызывали у детей желание говорить, высказывать свое мнение, задавать взрослым вопросы, требовать, чтобы они отвечали. Эти истории собраны в сборнике под названием «Сказки по телефону»
«Как это здорово знать, что книга, какая бы она ни была - толстая или тонкая, - печатается не для того, чтобы лежать где-то в пыли на витрине или в шкафу, а для того, чтобы ее с отличным аппетитом проглотили, съели, переварили сотни тысяч ребят»- говорил Джанни Родари.
Надеемся, что книга придется вам по вкусу и поэтому предлагаем вам домашние задания для подготовки к литературному празднику-конкурсу по творчеству итальянского писателя Джанни Родари:
1) инсценировать одну из «Сказок по телефону» замечательного писателя Джанни Родари;
2) обязательно прочитать самую известную сказочную повесть Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

План мероприятия.
Праздник проводится на нескольких площадках – станциях:
1. « Авторская»
2. «Театральная»
3. «Пословицы и поговорки»
4. «Поэтическая»
5. «В гостях у Чиполлино»
На каждой из станций детей встречает ведущий, дает необходимый материал и предлагает выполнить задания.
1. Проводится линейка, на которой детям разъясняются правила конкурса и вручаются обходные листы.
2. Дети двигаются по заданному маршруту.
3. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
Открытие праздника (линейка)
- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим литературный праздник-конкурс, посвященный 90-летию со дня рождения Джанни Родари. В нашей стране Джанни Родари любят все - и ребята, и взрослые. Любят за жизнерадостность и неистощимую фантазию, за тёплый юмор. Не скрывая, что в мире много ещё несправедливостей, писатель верил в победу добра и света и этой верой увлекает читателей.
- У С.Я.Маршака есть замечательное стихотворение «Дом, который построил Джек». По итогам нашей работы мы тоже построим дом, на котором будут представлены результаты вашей деятельности на станциях (показать макет). Вы спросите: «При чем здесь Маршак? Ведь праздник посвящен творчеству Родари.» Наберитесь терпения, и вы узнаете, что связывает этих двух замечательных писателей.
- Для «строительства дома» на станциях ведущие выдадут вам карточки с заданиями, которые вы должны будете выполнить. Затем карточки мы поместим на этот дом, что и будет отчётом о проделанной работе.
- А теперь прошу командиров классов получить путевые листы и вместе со своими одноклассниками отправиться в путешествие по станциям.

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья, на севере Италии.
Отец мальчика Джузеппе Родари был булочником - владельцем крохотной пекарни и магазинчика. Своё детство Джанни провёл возле жаркой печи, среди мешков с мукой и углём. Отец каждый день специально для своих сыновей выпекал дюжину поджаристых булочек, зная, что они их очень любят.
Мать его сначала работала на бумажной фабрике, а потом долгие годы служила прислугой в богатом доме… Может, поэтому Джанни Родари в своих произведениях с такой любовью описывает людей труда: булочников, столяров, маляров, стекольщиков и др.
Отец Джанни умер от воспаления легких, простудившись под дождём, когда спасал котёнка, жалобно мяукавшего среди луж. Джанни тогда едва исполнилось девять лет. Туго приходилось семье, рано оставшейся без кормильца!..
Джанни Родари стал детским поэтом и писателем почти случайно. Он мечтал в детстве о разных профессиях. Ему хотелось быть скрипачом, и он несколько лет учился играть на скрипке. Ещё ему хотелось быть художником. Правда, в школе у него были плохие отметки по рисованию, и все же водить карандашом и писать маслом он очень любил. Словом, как все ребята, он мечтал об очень многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.
В 17 лет юноша приходит работать в школу. Ему нравится быть с детьми. Он становится учителем младших классов. Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был весёлым учителем. Он говорил: «Я рассказывал в классе - и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, - истории, которые я придумывал...» И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё - и это детям куда забавнее - через форточку». Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках:
«Путешествие Голубой стрелы»;
«Джип в телевизоре»;
«Джельсомино в стране лгунов»»
«Сказки по телефону».
А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
(Показать книги Джанни Родари)
Ему очень повезло с переводчиками. Книги Дж. Родари переведены на 20 языков мира, в том числе и на русский язык. Первым и главным переводчиком их в нашей стране стал Самуил Яковлевич Маршак.
В 1967 году он был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений Джанни Родари был удостоен международной премии Андерсена.
14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в своих книгах, в которых каждый читатель может найти много нового и интересного.
- Надеюсь, что вы были внимательными слушателями и легко сможете выполнить задание на карточке. Правильно восстановив текст, вы получите 5 баллов.

Задание. Вставьте в текст пропущенные слова. (5 баллов)
Джанни Родари родился ____ октября ______ года в маленьком городке ___________, на севере ___________, который расположен в горах, возле небольшого озера.
Отец мальчика Джузеппе Родари был ________________ - владельцем крохотной пекарни и магазинчика.
Мать его сначала работала на бумажной фабрике, а потом долгие годы служила _______________________________…

Джанни Родари стал детским поэтом и писателем почти случайно. Он мечтал в детстве о разных профессиях. Ему хотелось быть ______________, и он несколько лет учился играть _______________. Еще ему хотелось быть ___________________. Словом, как все ребята, он мечтал об очень многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.

В ______ лет юноша приходит работать в школу. Ему нравится быть с детьми. Он становится учителем ____________________. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был _______________ учителем. И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё - и это детям куда забавнее - через______________________».

А потом Родари решил записать истории, придуманные на уроках и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, _______________. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
Ему очень повезло с переводчиками. Книги Дж. Родари переведены на ____ языков мира, в том числе и на русский язык. Первым и главным переводчиком их в нашей стране стал ____________________________.

В ________ году Родари был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений Джанни Родари был удостоен ___________________________________.
14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в __________________________, в которых каждый читатель может найти много _________________________________.

станция «Пословицы и поговорки»
В книгах Джанни Родари часто встречаются крылатые выражения и пословицы. Давайте вспомним их, выполнив 2 задания.

1-е задание. Разминка. На доске вы видите рассыпанные пословицы и поговорки. Подберите к началу пословицы подходящее окончание. (5 баллов)

1. Где лук - там и слезы.
2. Мир тесен - еще встретимся.
3. На сердце кошки скребут.
4. Язык без костей.
5. Остался в дураках.
6. Словно о стенку горох.
7. Здесь и у стен есть уши.
8. Поживем - увидим.
9. Час от часу не легче.
10. Спать - только время терять.

2-е задание. Одну из пословиц вы должны собрать, приклеить на карточку и объяснить её смысл. (по 1 пословице для каждого класса)- 5 баллов
В своём доме и стены помогают.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Век живи - век учись!
Кто волен, тот и доволен.
У страха глаза велики.
станция «Театральная»

На этой станции ученики демонстрируют инсценировку одной из сказок Джанни Родари из сборника «Сказки по телефону».
- При подготовке к празднику вы выполняли домашнее задание – инсценировку сказки Дж. Родари. Итак, покажите свои таланты. (5 баллов)

СТРАНА, ГДЕ ВСЕ СЛОВА НАЧИНАЮТСЯ С "НЕ"
Да, Джованнино-Бездельник был заядлым путешественником. Путешествовал он, путешествовал и оказался еще в одной удивительной стране. Здесь все слова начинались с частицы "НЕ".
- Что же это за страна такая? - спросил он у одного горожанина, что отдыхал в тени под деревом.
Горожанин вместо ответа достал из кармана перочинный нож и протянул его на ладони Джованнино.
- Видишь?
- Вижу. Ножик.
- Ничего подобного! Это неножик, то есть ножик, у которого впереди "не". Он служит для того, чтобы огрызки карандашей превращать в новые карандаши. Очень полезная вещь для школьников.
- Великолепно! - удивился Джованнино. - А еще что?
- А еще у нас есть невешалка.
- То есть вы хотите сказать - вешалка?
- Нет, именно то, что я и сказал, - невешалка. От вешалки мало проку, если на нее нечего вешать. А вот с нашей невешалкой совсем другое дело. На нее ничего вешать не надо, на нее уже все повешено. Нужно тебе пальто, иди и сними его! А если кому-нибудь нужен пиджак, то незачем ходить в магазин и покупать его. Надо только подойти к невешалке и снять его. У нас есть невешалки летние и невешалки зимние, невешалки для мужчин и отдельно – для женщин. Это сберегает нам деньги.
- Прекрасно! А еще что?
- Еще у нас есть нефотоаппарат, который, вместо того чтобы делать обычные снимки, делает карикатуры, и людям становится весело. Еще у нас есть непушка.
- Уфф! Как страшно!
- Ничуть! Непушка - это совсем не то, что пушка. Она служит для того, чтобы прекращать войну.
- А как же она действует?
- Очень просто! Даже ребенок может управлять ею. Если вдруг начинается война, мы сразу же трубим в нетрубу, стреляем из непушки, и война тотчас же прекращается.
Какая прелесть эта страна, где все слова начинаются с "НЕ"!

СТРАНА, ГДЕ ВСЕ ЛЮДИ СДЕЛАНЫ ИЗ МАСЛА
Однажды Джованнино-Бездельник, великий путешественник и землепроходец, оказался в стране, где все люди сделаны из масла. На солнце они таяли, и поэтому им приходилось все время укрываться в тени и прятаться в прохладе. И жили они в городе, где вместо домов повсюду стояли огромные холодильники. Джованнино ходил по улицам этого странного города и видел, как жители сидят у окон своих домов-холодильников, положив на голову пузырь со льдом. На двери каждого холодильника висел телефон, чтобы можно было разговаривать с его обитателями.
- Алло! - сказал Джованнино, сняв трубку у одного из холодильников.
- Алло! - ответили ему.
- Кто говорит? - спросил Джованнино.
- Король страны, где все люди сделаны из масла. А я сбит из сливок высшего сорта, снятых с молока лучших швейцарских коров. Вы обратили внимание на мой холодильник?
- Нет, а что? Ах вот в чем дело! Он же из чистого золота!.. А вы что,
так никогда и не выходите из него?
- Отчего же, иногда выхожу. Зимой. В сильный мороз. И катаюсь в ледяном автомобиле.
- А если, пока ваше величество гуляет, выглянет солнце?.. Что тогда?
- Не может оно выглянуть! Это запрещено! Я бы тотчас же приказал моим солдатам посадить его в тюрьму!
- Как бы не так! - рассердился Джованнино, бросил трубку и отправился путешествовать в другую страну.

КАК ПРИДУМЫВАЮТ ЧИСЛА
- Давайте придумывать числа?!
- Давайте! Чур, я первый! Почти-один, почти-два, почти-три,
почти-четыре, почти-пять, почти-шесть...
- Это слишком маленькие числа. Послушай мои. Один сверхмиллион биллионов! Одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище и один изумилище!
- Подумаешь! А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри!
Трижды один - Паолина и Мартин!
Трижды два - вкусная халва!
Трижды три - нос скорей утри!
Трижды четыре - шоколад, вкуснейший в мире!
Трижды пять - ошибся опять!
Трижды шесть - я хочу есть!
Трижды семь - никогда суп не ем!
Трижды восемь - милости просим!
Трижды девять - мир слезам не верит!
Трижды десять - ничего не весят!
- Скажи-ка быстро, сколько стоит эта коврижка?
- Дважды "надеру-уши"!
- А сколько отсюда до Милана?
- Тысяча километров новых, один километр совсем уже старый и семь шоколадок!
- Сколько весит слеза?
- А это по-разному. Слеза капризного мальчика весит меньше ветра. Слеза голодного мальчика - тяжелее всей Земли!
- Очень длинная получилась сказка?
- Слишком!
- Давай напоследок придумаем еще несколько чисел. Знаешь, как считают в Модене? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек.
- А я посчитаю, как в Риме. Разик, двазик, третий тазик, а дальше считай как знаешь...

ДОЛОЙ ДЕВЯТКУ!
Как-то раз один школьник решал примеры.
- Тринадцать разделить на три, - считал он, - будет четыре и один в
остатке. Значит, четыре. Проверим. Трижды четыре - двенадцать. Плюс один - тринадцать. Теперь долой девятку...
- Вот еще! - вдруг рассердилась девятка.
- Что? - удивился ученик.
- Почему это "Долой девятку!"? Что ты ко мне пристал? Что я тебе сделала? Или, может, я преступница какая?
- Но я...
- Да, да! Я знаю, ты сейчас начнешь придумывать всякие объяснения. Только меня они не устраивают. Кричи, если хочется: "Долой бульон из мясных кубиков!", "Долой полицию!" - и даже можешь сколько тебе угодно кричать: "Долой жареный воздух!" Но почему тебе взбрело в голову кричать "Долой девятку!"?
- Простите, но я только хотел...
- Не перебивай! Это неприлично. Я простая, скромная цифра. Однозначная, правда. И любая двузначная может, конечно, меня поучать. Но и у меня есть своя гордость, и я требую, чтоб меня уважали. И прежде всего дети, которым еще нужно нос вытирать. Одним словом, долой твой нос, долой что угодно, но меня, будь добр, оставь в покое!
Школьник так растерялся и испугался, что побоялся вычесть девятку из тринадцати. Пример остался нерешенным, и мальчик получил двойку.
Да, видимо, иногда бывают в жизни случаи, когда надо быть смелее и решительнее.

ПЕРЕКОРМИТНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ
Когда девочка заболевает, ее куклы тоже должны болеть - за компанию, чтобы ей не было скучно. К девочке приходит врач, а к куклам - дедушка. Он осматривает их, выписывает лекарства и каждой делает очень много уколов своей шариковой ручкой.
- Знаете, доктор, этот ребенок заболел, - говорит девочка.
- Ну что ж, посмотрим, что с ним. Дышите глубже, так, так... О! Так я и думал. По-моему, у нее неплохой капризит.
- А это опасно, доктор?
- Чрезвычайно! Дайте ей микстуру из синего чернильного карандаша и растирайте перед сном фантиком от анисовой карамельки.
- А эта девочка, вам не кажется, тоже немного нездорова?
- О, да она просто совсем больна! Это видно и без бинокля!
- Ой, а что с ней?
- Гм, сейчас посмотрим... Так... Немножко простудинки, немножко грустинки и острый приступ клубничного перекормита.
- Ой, мама, как страшно! Неужели она умрет?
- Нет, это не так опасно. Но лекарство не помешает. Ей нужно дать две таблетки глупидина. Только растворите их сначала в стакане грязной воды. И смотрите, чтобы стакан был зеленый. От красного стакана у нее могут разболеться зубы.
И вот в одно прекрасное утро девочка просыпается совсем здоровая.
Доктор разрешает ей встать с постели. Но дедушка хочет осмотреть ее сам, пока мама собирает ей одежду.
- Ну что ж, посмотрим, - говорит он. - Скажи-ка; тридцать три. Так. Скажи: перепеле. А теперь попробуй что-нибудь спеть. Ну что ж, все в порядке! У тебя были типичное перекормитное воспаление.

станция «В гостях у Чиполлино»
(Предлагает задания ученик в костюме Чиполлино)

Здравствуйте! Я рад новой встрече с вами и сегодня предлагаю вам выполнить мои задания.
- Сначала вспомним героев сказочной повести «Приключения Чиполлино», разгадав кроссворд.
Кроссворд на слайде (максимально 5 баллов)

1. Этот герой и стал виновником появления на свет этой замечатель¬ной книги. Он был главой большой и дружной семьи, у него было восемь сыновей! (Чиполлоне)
2. Этот герой был кавалером, жестоким и бессердечным управителем и экономом богатых поме¬щиц. (Помидор)
3. Этого героя узнает каждый, кто внимательно читал книгу. Он был нанят в качестве домашнего учителя в дом богатых помещиц. (Петрушка)
4. Этот герой, когда задумывался, любил чесать ши¬лом затылок. (Виноградинка)
5. Это очаровательное создание имело доброе сердце, она сочувствовала Вишенке и помогала Чиполлино. (Земляничка)
6. Так переводится с итальянского имя Чиполлино. (Луковка)
7. Этот герой - главный правитель страны, где происходили события. Его стража, армия очень похожи на своего правителя. (Лимон)
8. Этот герой – племянник графинь Вишен. (Вишенка)
9. Здоровенный сторожевой пёс. (Мастино)

А теперь ответьте на вопросы викторины, ответы записывайте на карточке.
Викторина (5 баллов)
1. Бедную окраину собрался посетить принц Лимон. Народ решил, что пришел бродячий оркестр. Почему? /На шапочках принца и придворных были колокольчики./
2. За что арестовали несчастного Чиполлоне? /Он нечаянно наступил на ногу принцу Лимону./
3.Как называлась маленькая деревушка, где жил кум Тыква? /Никто не потрудился написать её название на столбе или на первом доме./
4. Как Чиполлино показал синьору Помидору Мошенника? /С помощью зеркальца./
5.«Многие заходили в мастерскую, чтобы посмотреть на смелого мальчишку». Что такое совершил Чиполлино? /Заставил плакать самого кавалера Помидора./
6. Отчего вокруг профессора Груши летало облако мух? /Потому что скрипка его была сделана из половинки ароматной сочной груши, а мухи большие охотницы до всего сладкого./
7. Для чего жена Лука Порея использует его усы? /Чтобы сушить бельё./
8. «У него был необыкновенно толстый живот. Впрочем, ничего удивительного в этом не было, потому что он только и делал, что ел…» Кто это? /Барон Апельсин/
9. «Мистер Моркоу начал с того, что вытащил из какого-то мешочка кубик с номером 28. Это означало… Что именно?» /Что ему нужно отойти в сторону на 28 шагов и там искать беглецов/
10. «Чиполлино налил в бутылку воды, подсыпал туда сонного порошка и сделал вид, что пьёт». Кто на самом деле выпил сонную воду? /Пес Мастино/
Оценка работы класса (самая высокая – 10 баллов)
станция «Поэтическая»

Джанни Родари был не только замечательным сказочником, он написал множество прекрасных стихов. Послушайте одно из них – стихотворение «Чем пахнут ремёсла»
Прослушивание стихотворения (рассказывает подготовленный ученик)
- А теперь задание: назовите все профессии, отмеченные автором в стихотворении - за каждый правильный ответ 1 балл.
булочник
столяр
маляр
стекольщик
шофёр
рабочий
кондитер
доктор
крестьянин
рыбак

Определите главную мысль стихотворения (2 балла)
Оценка работы класса (самая высокая – 12 баллов)

Подведение итогов

Посмотрите, какой замечательный дом мы построили.
- Надеюсь, что все вы прекрасно провели время. Я желаю вас всем исполнения всех желаний, ведь у каждого человека есть мечта, и если в неё по-настоящему верить, то она обязательно осуществится. Как говорил Джанни Родари: «Стоит тебе вступить в этот мир – и он уже твой. Да, да, весь, целиком! И твой, и его, и его, и всех ребят, что живут на земле. И тебе не нужно платить за него ни единого сольдо. Засучи только рукава, чтоб сподручнее было работать, протяни руку и бери его, бери себе на здоровье!»
Вручение грамот.
Полный текст материала Сценарий литературного праздника-конкурса, посвященного творчеству Джанни Родари для учащихся 3 классов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Класс: 5 класс
Тема урока: Джанни Родари «Сказки по телефону»
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя
Д. Родари «Сказки по телефону»
Задачи урока:
образовательные:
- учить внимательному отношению к слову;
- учить правильно и полно отвечать на вопросы;
- учить выразительному чтению текста по ролям;
развивающие:
- развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание;
- развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;
- чувство сострадания к героям произведения;
воспитательные:
- воспитывать любовь к литературе;
- воспитывать грамотного читателя;
- воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник Русская словесность. 5 класс. Т.Чаплышкина, А.Садвакасова, Л.Сафронова, Н.Ставицкая, С.Ходова. Атамұра, 2010.
Время реализации урока: 45 мин
Применяемые методики:
Технология РКМ;
ИКТ, программа Adobe Flash CS5;
технологии компетентностного подхода.
План проведения урока
Этапы урока Временная реализация
I Организационный момент 1 мин
II Мотивация учебной деятельности 5 мин
III 1. Презентация «Волшебник из страны детства» 10 мин
2. «Чтение с остановками» сказки «Вопросы наизнанку» 9 мин
3. Физминутка 1 мин
4. Чтение по ролям
Сказка «Про мышь, которая ела кошек» 8 мин
5. Викторина «Сказки» 4 мин
6. Проверь себя 4 мин
IV Рефлексия
Инструктаж домашнего задания. 3 мин
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу

Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересными литературными сказками. А о том, кто является их автором, думаю, вы сразу догадаетесь, как только я вам прочту стихотворение-загадку.
Итак, слушайте:
Фруктово-огородная страна –
В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной! (Чиполлино)
Историю про удивительного лукового мальчишку - веселого, озорного и смелого, сочинил итальянский писатель Джанни Родари. Эту книгу читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, а она не стареет! А еще Джанни Родари написал много других сказок, прекрасных историй и замечательных стихов.
II. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми.
III. Операционный этап
1. Презентация «Волшебник из страны детства»
1 кадр Биография
На севере Италии, у самого подножия Альп есть озеро д’Орта с такой синей и прозрачной водой, что кажется, будто кусочек неба, пролившись однажды дождём, так и остался навсегда в каменистых берегах. Около этого озера очень удобно расположился небольшой городок Оменья, узкие улочки и низкие дома которого утопают в зелени и цветах. Именно там 23 октября 1920 года и родился Джанни Родари.
Отец мальчика, Джузеппе Родари, был булочником - владельцем небольшой пекарни и магазинчика "Хлебобулочные изделия и продовольственные товары".
В детстве Джанни Родари много болел, был очень слабым ребенком. Несмотря на это учился играть на скрипке, сочинял стихи, с удовольствием рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Когда мальчику исполнилось 9 лет, умер отец. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью (у Джанни было еще два брата - Чезаре и Марио), мать устроилась работать служанкой в богатый дом.
Учиться Джанни Родари пришлось в духовной семинарии - там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. Окончив семинарию в 1937 году, он был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Родари стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции на филологическом факультете Миланского университета.
Джанни Родари нравилось работать с детьми, он придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки.
Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был весёлым учителем. Он говорил: «Я рассказывал в классе - и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, - истории, которые я придумывал...» И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё - и это детям куда забавнее - через форточку». Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках: «Путешествие Голубой стрелы», «Джип в телевизоре», «Джельсомино в стране лгунов», «Сказки по телефону».
А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
2 кадр Выставка
Очень интересны и содержательны сказки Родари. Самая известная из них - сказка- повесть "Приключения Чиполлино" (1951, русский перевод Маршака увидел свет в 1953 году) о мальчике-луковке и его друзьях. Герои этой сказки живут в фантастической стране, населенной человечками-овощами, человечками-фруктами. В сказке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Автор взял за правило: развлекая, говорить и о серьезном. Бодрый, никогда не унывающий Чиполлино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла. Произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм (1961), а затем и фильм сказка "Чиполлино" (1973), где Джанни Родари снялся в эпизодической роли.
Говорят, когда Джанни Родари приехал с дочкой Паолиной в Москву, девочка неожиданно увидела в витрине игрушечного магазина знакомых персонажей - Чипполино, Синьора Помидора, Принца Лимона. Писателю было очень приятно: сбылась его детская мечта - герои книги превратились в игрушки! И случилось это в стране, которую Родари очень любил. Разве это не сказка!
Некоторые произведения
Сборник «Книжка весёлых стихов» (1950)
«Наставление пионеру», (1951)
«Приключения Чиполлино», (1951)
Сборник стихов «Поезд стихов» (1952)
«Джельсомино в стране лжецов» (1959)
Сборник «Стихи в небе и на земле» (1960)
Сборник «Сказки по телефону» (1960)
«Джип в телевизоре» (1962)
«Планета новогодних ёлок» (1962)
«Путешествие Голубой Стрелы» (1964)
«Какие бывают ошибки» (1964)
Сборник «Торт в небе» (1966)
«Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник» (1973)
«Грамматика фантазии» (1973)
«Жил-был дважды барон Ламберто» (1978)
«Бродяжки» (1981)
3 кадр Признание
В Италии Джанни Родари долгое время оставался неизвестен как писатель, да и сам себя он воспринимал только как журналиста. Его имя стало популярным прежде всего благодаря многочисленным переводам на русский язык. Лучшие переводы стихов Родари принадлежат Самуилу Маршаку. Только после того, как в 1953 году "Приключения Чиполлино" были переведены на русский язык, началось триумфальное шествие произведений Джанни Родари по всему миру. Со временем и на родине писателя - в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники.
За три десятилетия литературной работы Джанни Родари выпустил в свет более дюжины книжек для детей - в стихах и прозе.
Джанни Родари ненавидел ложь и лицемерие, тому же он учил и своих читателей: "Мне кажется, что самые опасные враги человечества - это лжецы. На свете есть сотни лжецов…Лжец - это тот, кто говорит мир, а на деле стоит за войну… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца - тот голос, от которого дрожат оконные стекла." Именно таким голосом Родари наделил Джельсомино, и этот волшебный дар позволил мальчику противостоять королевству Лжецов. В борьбе за правду оружие писателя слово. И этим оружием Джанни Родари владел в совершенстве.
Книги Джанни Родари переведены на десятки языков и известны во всем мире.
В 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы - Медали Ханса Кристиана Андерсена. Получая награду, писатель сказал: "Думаю, что сказки - старые и современные - помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…"
Давайте, хорошенько запомним этот мудрый урок веселого учителя - Джанни Родари.
4 кадр Текст
Работа со сборником «Сказки по телефону»
У сеньора Бьянки очень беспокойная работа. Он колесит по всей стране - продает людям лекарства. Но каждый вечер он звонит домой и рассказывает дочери сказку. По телефону. Вот они - перед вами!
- Как вы думаете, почему автор дал сборнику такое название? Что это, по - вашему, значит?
- Как автор объясняет появление «Сказок по телефону»?
- Почему эти сказки были очень короткими?
2. Прием «Чтение с остановками»
Сказка «Вопросы наизнанку»
- Как вы думаете, о чем могла бы быть эта сказка?
- Что значит – наизнанку? В перен. – в новом, переиначенном виде, но с сохранением прежних основ, черт (чаще ирон.)
1. Жил однажды мальчик, который очень любил задавать вопросы.
- Приходилось ли вам отвечать на вопросы маленьких «почемучек»?
2. Это, конечно, совсем неплохо, наоборот, даже очень хорошо, когда человек чем-то интересуется…
- Что вы теперь думаете о герое сказки?
- Почему никто не мог ответить на вопросы героя?
- Как, вы думаете, будут дальше развиваться события?
Посмотрим, как развернутся события дальше.
3. Так мальчик и рос - что ни день, то несколько десятков вопросов…
- Как объяснил автор сказки причину неудачных вопросов героя?
- Почему судьба «почемучки наизнанку» была горестной и лишённой смысла?
- По образцу вопроса "Почему у усов есть кошка?» попробуйте придумать несколько подобных вопросов.
3. Физминутка.
4. Чтение по ролям
Сказка «Про мышь, которая ела кошек»
Эвристическая беседа
5. Викторина «Сказки»
1. В какой стране живут самые воспитанные люди? («Страна без углов»). Объясните, почему они самые воспитанные? (Нет углов – нет столкновений, конфликтов).
2. Что терял главный герой сказки «Рассеянный мальчик»? (Части своего тела).
3. В какой сказке стол упал на голову мальчика, когда тот решил облизать его ножки? («Дом из мороженого»).
4. Из какой сказки диалог?
«- Сколько весит слезинка?
- Смотря чья. У капризули она легче самого легкого ветерка, а у голодного ребенка – тяжелее всей земли…» (Сказка «Давай придумывать числа»).
5. Каким был дождь в сказке «Небывалый дождь»? Из чего? (Дождь из леденцов).
6. Кем был отец Дж.Родари? (Пекарем, булочником)
7. Какой город обманщик продал парикмахеру? (Стокгольм)
8. Как назывался полицейский из страны без углов? (Блюститель порядка)
9. Кто переводил с итальянского на русский сказки Дж. Родари? (С.Я. Маршак)
10. Кто помог библиотечной старой мыши спрятаться от кота? (паучок)
11. Если в Модене считали: «разки, двазки, триски- четыре киски», то как считали в Риме? (ранцы, дванцы, дранцы – поринцы)
6. 5 кадр «Проверь себя»
Проверим себя
1. Почему от героя сказки «Сбежавший нос» убежал нос? (Причину в финале объясняет сам сбежавший орган: «Слушай, не ковыряй ты больше в носу. Или хотя бы отрезай ногти»).
2. Послушайте отрывок из сказки. «Когда она умерла, люди нашли ее записную книжку. Открыли…, а в ней видимо-невидимо крестиков. – …Это она, должно быть, свои добрые дела отмечала. Сколько же их у нее, батюшки!» Что на самом деле отмечала героиня и как называется сказка? Постарайтесь объяснить смысл названия. (Сказка «Пигалица». Героиня – маленькая женщина, которая отмечала чихи сограждан. Она маленькая не только по росту, но и в делах своих).
3. Что придумал рачишка в сказке «Про рака»? Прав ли он, на ваш взгляд? (Рачок решил ходить не пятясь задом, как его сородичи, а прямо. Отец, мать и окружающие убеждали его быть как все, но «и по сей день наш рачишка все еще мужественно идет вперед и так же верит в свою правоту, как верил в первый день. А нам остается только от всего сердца пожелать ему: – Доброго тебе пути!» Автор явно одобряет выбор рачком жизненной позиции).
4. Возможно ли, чтобы мышь кошек ела? (Возможно, если эта мышь библиотечная и ест картинки в книжках. Сказка «Про мышь, которая ела кошек»).
IV Рефлексия. Инструктаж домашнего задания.
Читая книгу Дж. Родари, мы поняли, что это писатель с очень богатой фантазией: что ни сказка, то новая идея. Предлагаю вам в качестве домашнего задания упражнения на развитие воображения. Прочтите названия нескольких сказок Дж.Родари и попробуйте сочинить свои сказки по таким названиям:
"Лифт к звездам", "Маленький космонавт", "Продавец комет", "Фиалка на полюсе».


Close