Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайно­му положению (ГКЧП). Формально его возглавил вице-президент СССР Г.И. Янаев, который издал указ о временном испол­нении обязанностей Президента СССР в связи с невозможностью выполнять Горбачевым обязанности главы государства «по состо­янию здоровья». В состав Комитета вошли также премьер-ми­нистр B.C. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внут­ренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков, замести­тель председателя Совета обороны при Президенте СССР,

О.Д. Бакланов, президент Ассоциации государственных предпри­ятий промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, генеральный директор научно-производственного объединения «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» А.И. Тизяков, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев.

В «Заявлении советского руководства», подписанном Янаевым, Павловым и Баклановым и переданном по Центральному телевидению утром 19 августа, сообщалось, что в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 19 августа вводится чрез­вычайное положение с целью положить конец «конфронтации, хаосу, анархии». На этот период высшая власть в стране перехо­дит в руки ГКЧП, решения которого обязательны для неукосни­тельного исполнения всеми органами власти на всей территории СССР. ГКЧП обещал установить на всей территории Союза безус­ловное верховенство Конституции СССР и законов Союза ССР.

ГКЧП еще до официального объявления о своем сущест­вовании в ночь на 19 августа дал указание арестовать Прези­дента РСФСР, который находился на своей даче под Москвой. Спецгруппа КГБ по борьбе с терроризмом «Альфа», оцепив да­чу, ожидала решающего приказа на завершение операции. Он не поступил, ГКЧП дал отбой. В дни августовского путча руко­водство России выступило сплоченно, энергично, наступатель­но. ГКЧП, напротив, действовал нерешительно и пассивно.

По распоряжению ГКЧП в Москву были введены войска и бронетехника. Уже утром 19 августа здание Верховного Совета России стали окружать москвичи, опасавшиеся разгона россий­ского парламента и готовые защищать его. В обращении «К гражданам России» Б.Н. Ельцин, председатель правительства России И.С. Силаев и и.о. председателя Верховного Совета Рос­сии Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реак­ционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны и объявили «так называемый комитет» и все его решения незакон­ными. Б.Н. Ельцин издал указ: все решения ГКЧП не имеют си­лы на территории России. Символично, что Президент России выступил перед своими сторонниками и огласил этот историчес­кий указ, взобравшись на один из танков, прибывших в столицу по приказу ГКЧП. Вокруг Белого дома развернулось строитель­ство баррикад. Даже ночью у здания Верховного Совета остава­лось около 10 тыс. человек, образовавших живое кольцо. Граждане России были готовы защищать Белый дом. Перед лицом этой решимости ГКЧП так и не осмелился отдать приказ на штурм. После того как под боевые машины пехоты, которые дви­гались по Садовому кольцу, попали трое защитников Белого до­ма (Д. Комарь, И. Кричевский и В. Усов), начался вывод броне­техники и войск из Москвы.

Утром 22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР вы­слал к Горбачеву в Форос делегацию во главе с вице-прези­дентом РСФСР А.В. Руцким, чтобы привезти Президента СССР в Москву. Одновременно с Руцким в Крым летели Язов и Крюч­ков с целью получить аудиенцию у Горбачева, объясниться и получить прощение, но Горбачев не принял их.

Члены ГКЧП были арестованы (Пуго покончил с собой). В этот же день Президент РСФСР выразил признательность гражданам России за поддержку российского руководства в от­поре «реакционной кучке высокопоставленных путчистов». Вер­нувшись из Фороса, Президент СССР по Центральному телеви­дению отметил «выдающуюся роль Президента России, который стал в центре сопротивления заговору и диктатуре».

23 августа на чрезвычайной сессии ВС РСФСР в присут­ствии Горбачева и вопреки его возражениям Президент России подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистичес­кой партии РСФСР» на том основании, что она поддержала по­пытку государственного переворота. Фактически это был запрет КПСС. Указ от 23 августа был подкреплен захватом в Москве зда­ний ЦК и МГК КПСС. 24 августа Горбачев объявил о своей от­ставке с поста генерального секретаря ЦК КПСС и призвал партию самораспуститься. 6 ноября 1991 г. Ельцин издал указ о запрете деятельности КПСС на территории РСФСР и Компартии РСФСР.

По настоянию российского руководства 25 августа Горба­чев ликвидировал Кабинет Министров СССР. Вместо него был создан Комитет по оперативному управлению народным хозяй­ством во главе с премьер-министром РСФСР И.С. Силаевым.

2 сентября Президент СССР и высшие руководители 10 союзных республик выступили с заявлением, в котором факти­чески приостановили действие Конституции СССР, объявили пе­реходный период для принятия новой Конституции и констатировали создание Государственного совета в составе Президента СССР и высших должностных лиц 10 республик. V (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР (2-5 сентября 1991 г.) принял два акта: закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» и постановление «О мерах, вы­текающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сес­сии Верховного Совета СССР». Под давлением Президента СССР и его сторонников Съезд постановил прекратить деятельность Съез­да народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, т.е. фак­тически распустил высшие органы государственной власти СССР.

6 сентября на первом заседании Госсовета была признана независимость Латвии, Литвы, Эстонии. В том же месяце депута­ты от России и других республик были отозваны из Верховного Совета СССР, председатель которого А.И. Лукьянов также был арестован за поддержку ГКЧП. Союзные структуры власти и уп­равления фактически перестали существовать. На территории России власть была сконцентрирована в руках Президента РСФСР и Съезда народных депутатов России. Попытка Президента СССР возродить новоогаревский процесс по доработке и подписанию Со­юзного договора блокировалась как Россией, так и Украиной.

Финал ГКЧП означал завершение исторического периода, характеризуемого словом «перестройка».

Задуманное окружением Горбачева как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руковод­ству России выступить в роли защитника законности.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) ру­ководители трех республик (Президент России Б. Ельцин, прези­дент Украины JI. Кравчук, председатель ВС Белоруссии С. Шушкевич) подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР как геополитической ре­альности и субъекта международного права и о создании Содру­жества Независимых Государств (СНГ) без единых органов влас­ти и управления. 12 декабря 1991 г. после часового обсуждения Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение (188 - «за», 93% от присутствовавших). 12 декабря 1991 г. в ин­тервью газете «Комсомольская правда» М.С. Горбачев заявил: «Это ненормально, но пусть идет процесс, главное, чтобы в конституционных, нормальных формах... Я уйду в отставку... Я сделал все, что мог». 21 декабря в Алма-Ате 11 республик СССР подписали соглашение о ликвидации СССР и создании СНГ. 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия. В тот же день ВС России установил вместо РСФСР новое офи­циальное наименование государства - Российская Федерация. Над Кремлем был поднят трехцветный российский флаг.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

1.Составьте хронологическую таблицу этапов кризиса централь­ной власти СССР.

2. Почему по мере ослабления власти Центра происходило на­растание межнациональных конфликтов в СССР?

3. Какие меры принимались руководством страны для решения проблемы межнациональных конфликтов? Оцените эффективность этих мер.

4. Как связано ухудшение экономической ситуации в СССР с ростом межнациональных конфликтов? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Какое положение «Декларации о государственном суверени­тете России» «запустило» центробежные процессы?

7. Попытайтесь объяснить, почему во время референдума о сохранении СССР большинство проголосовавших высказались за это сохранение. Как это соотносится с проходящим в это же время разва­лом Союза?

8. Каковы были результаты национальных конфликтов в СССР периода перестройки? Оформите анализ в виде таблицы.

9. Кто и почему создал ГКЧП? Возможна ли была победа ГКЧП?

10. На основании дополнительной статистической информации оцените, был ли неизбежен распад СССР. Свою точку зрения обоснуй­те. Аргументируйте выбранные критерии оценки.

11. Найдите в современной научной и публицистической литера­туре примеры, иллюстрирующие конфликты на межнациональной поч­ве в СССР до 90-х гг. Сделайте презентацию.

13. Какие личные и политические качества М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина сыграли роль в развитии событий 1990 - 1991 гг.?

14. Рассмотрите историческую ситуацию. Закончите статью. Сде­лайте вывод.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советс­кого строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение...

15. Заполните таблицу.

Итоги существования многонационального СССР

Позитивные моменты

Противоречия, трудности, негатив

16. Опровергните или подтвердите предложенную точку зрения. Аргументируйте ответ. Выскажите свое мнение.

На рубеже 80-90-х гг. начался фактически распад СССР. Союз­ный Центр во главе с Горбачевым не имел четкой программы действий и терял рычаги управления. Во многих союзных республиках взяли верх сепаратисты. Последней попыткой спасти Союз была подготовка ново­го Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа.

1. Предложите свой вариант проекта Союзного договора.

Из телевизионного выступления М.С. Горбачева об итогах работы над проектом нового Союзного договора 2 августа 1991 г.

Сохраняется союзная государственность, в которой воплощен труд многих поколений людей, всех народов нашего Отечества.

И вместе с тем создается новое, действительно добровольное объ­единение суверенных государств, в котором все народы самостоя­тельно управляют своими делами, свободно развивают свои культуру, язык, традиции. Конечно, не следует упрощать дело. Договор предус­матривает значительную реконструкцию органов власти и управления. Потребуется разработать и принять новую конституцию, обновить из­бирательный закон, провести выборы, перестроить судебную систему. Пока этот процесс будет разворачиваться, должны активно действо­вать Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР, правитель­ство, другие союзные органы. Мы встали на путь реформ, нужных всей стране. И новый Союзный договор поможет быстрее преодолеть кризис, ввести жизнь в нормальную колею.

1) принятие Деклараций о суверенитете Грузии, Эстонии, Литвы

2) «Новоогаревский процесс»

3) Подписание Беловежских соглашений о создании Россией, Украиной и Белоруссией Содружества Независимых Государств.

4) межнациональный конфликт среди узбеков и турок-месхетинцев в Фергане (Узбекистан)

В июне 1990 г. в Москве на I Съезде народных депутатов России состоялось

1)СССРобразование СНГ

2)упразднен пост Президента

3) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

4) подписание Декларации о независимости Латвийской ССР

Как назывался народный фронт, созданный в Литве?


1) «Солидарность»

2) «Жальгирис»

3) «Саюдис»

4) Демократическая платформа


Какое событие выпадает из логического ряда

1) образование СНГ

2) подписание Декларации о независимости Латвийской ССР

3)Роспуск Организации Варшавского договора.

4) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

СССР как государство было ликвидировано решением

1) Референдума

2) Верховного Совета

3) Беловежской тройки (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич)

4) V Съезда народных депутатов СССР

Беловежское соглашение руководителей трех республик (России, Украины, Белоруссии) о создании Содружества Независимых Государств заключено


Первыми странами, образовавшими СНГ, были


1) Россия, Украина, Белоруссия

2) Россия, Казахстан, Узбекистан

3) Россия, Украина, Казахстан

4) Украина, Белоруссия, Казахстан


Часть С (для 1 и 2 варианта)

Заполните таблицу. Итоги существования многонационального СССР

Позитивные моменты Противоречия, трудности, негатив

Практическая работа № 6

Политические кризис начала 90-х

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Вариант №1

Часть А

1. Как с помощью реформ в СССР должны были перейти к регулируемой рыночной экономике?

2. Восстановите хронологию событий, произошедших в России во второй половине 1991 года. Вставьте пропуски.

«Избрание Б.Н. Ельцина Президентом России в 1) …… окончательно оформило ситуацию «двоецентрия» власти в лице союзных и российских органов. Когда 7 из 15 союзных республик отказались принять участие в подписании нового Союзного договора, намеченном 2) …….. , консервативная часть партийного аппарата решилась на открытое выступление. 3)…….., в отсутствие Президента СССР, группа руководителей партии и государства, включая вице-президента, премьер-министра и всех силовых министров, объявила об изменении политического курса в стране, чтобы предотвратить распад СССР, защитить идеалы социализма и спасти страну от экономической катастрофы. Образованный ими4)……… объявил, что в связи с «болезнью» М.С. Горбачева и невозможностью исполнения им обязанностей Президента СССР комитет берет всю полноту власти в свои руки.

Основные события развернулись 5) …….... когда было объявлено о введении чрезвычайного положения, а на улицах столицы появились войска и бронетехника.

Однако против образовавшегося ГКЧП энергично выступили новые лидеры России:6) ……….. (не менее 3 имен) .

«Белый дом», где заседал Верховный Совет России, был окружен баррикадами и живым кольцом тысяч людей, готовых отразить атаку правительственных войск. Опираясь на массовую поддержку населения, Б. Ельцин объявил «хунту» низложенной, а деятельность КПСС приостановленной по всей стране. Нерешительность членов ГКЧП, несогласованность их действий, а главное – активная демократическая позиция населения обозначили полный провал путча уже через два дня. Вернувшийся из изоляции в Крыму 7) ……… оказался вынужденным подтвердить указы Президента России.

Силовая акция сторонников коммунистической государственности оттолкнула от союзного центра большинство республик. Союз распадался буквально на глазах. После того как8)………. о своей государственной независимости объявила Украина, процесс распада приобрел необратимый характер.

9) …….. лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. об образовании СССР и провозгласили создание 10)………….. из трех славянских республик. Вскоре к Содружеству примкнуло и большинство прежних республик Союза.

§ 7. Россия как многонациональное государство

По мере продвижения русского населения за пределы своего первоначального ареала в состав России входили не только новые земли, но и присоединялись новые народы. В XVI в. Иван Грозный обратился к народам, находящимся под властью татаро-монгольских ханов, с приглашением – принять русское подданство. На это предложение челобитной царю откликнулись башкиры (1552 г.) и в 1557 г. они вошли в состав России. В первой половине XVII в. начался переход калмыков в русское подданство (в 1655 г. они приняли присягу охранять русскую границу на юге от крымских татар и турок). В этот же период в состав Русского государства вошли народы, населявшие восточную Сибирь (якуты, буряты, хакасы и др.), во второй половине XVII – первой половине XVIII в. – народы северо-востока Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, уже с XVI в. Россия становится многонациональным государством.

Образование мощного централизованного многонационального государства имело большое значение для народов, живущих на границах России (украинцев, белорусов, молдаван) и ведущих борьбу против иноземных захватчиков. В 1655 г. Великая Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией (Правобережная, так же как Восточная Галичина, Закарпатье и Северная Буковина, присоединится позже). В XVIII в. молдавский господарь Кантемир принял решение (1711 г.) перейти под протекторат России. Россия вынуждена была вести изнурительные войны с турками и литовско-польским государством Речь Посполитая, отстаивая свои интересы на землях украинцев и белорусов.

В результате Северной войны (1700–1721 гг.) Россия прорубила «окно в Европу», получив доступ к Балтийскому морю и присоединив территории Эстонии, части Латвии и Карелии (с Выборгом). В ходе русско-шведской войны (1808–1809 гг.) от Швеции к России перешло Великое княжество Финляндское, которое имело особый статус в составе России и пользовалось политико-правовой автономией. В ходе трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 г.) между Австрией, Пруссией и Россией в состав последней вошли Белоруссия, Правобережная и Западная Украина (кроме Львова), большая часть Литвы и Курляндии.

Во второй половине XVIII в. в результате российско-турецких войн России отошли Крым и северные побережья Азовского и Черного морей. Россия усиливает свое влияние и на Северном Кавказе , где ей противостоят крымские ханы, Турция и Иран. В XVII–XVIII вв. русское подданство приняли ряд горских народов: кабардинцы, карачаевцы, черкесы, осетины (последние впоследствии в большинстве своем приняли и православие). В 1809 г. ряд народов Дагестана также приняли подданство России. На Северном Кавказе опорой Русского государства становится казачество. Процесс присоединения народов Северного Кавказа не проходил бескровно и был связан в основном с военными методами. В ходе Кавказской войны (1817–1834 гг.) весь Северный Кавказ был поставлен под контроль России. Наместник императора на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе.

Закавказье подвергалось неоднократным разделам между Ираном, Турцией, Византией, Арабским Халифатом и монголо-татарскими ханами. Народы региона, прежде всего христианские, также искали защиты у сильной России. В результате русско-иранской войны (1828–1829 гг.) Восточная Армения присоединилась к России. На основе подписания Георгиевского трактата (в 1783 г.) Восточная Грузия обратилась к русскому царю за помощью в борьбе против Турции и Персии, а позже (в 1799 г.) присоединилась к России. В этот же период послы Азербайджанского ханства неоднократно направлялись в Петербург также с просьбой о присоединении, которая была удовлетворена в 1801 г., а к концу 1806 г. б?льшая часть земель Азербайджанского ханства стала территорией России.

В середине 60-х гг. XIX в. Россия начала активное продвижение всреднеазиатском направлении . Здесь к этому времени существовали три государственных образования: Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Присоединение к России казахских земель (в 1846–1854 гг.) вызвало военное столкновение с кокандским ханом. В 1865 г. наступление русских войск завершилось взятием Ташкента, который стал центром вновь образованного Туркестанского генералгубернаторства. В 1876 г. Кокандское ханство вошло в состав России, а Хива и Бухара сохранили свою автономию. Присоединение Средней Азии завершилось в 1885 г. взятием самой южной крепости – Кушки.

Таким образом, на протяжении трех веков – с XVI по XIX – Россия сформировалась как многонациональное государство. В 1721 г. Петру I был присвоен титул императора, а Российское государство стало Российской империей.

Национальная политика в Российской империи

Национальная политика – система законодательных, организационных и идеологических мер, предпринимаемых государством по регулированию взаимоотношений между народами, этническими группами страны, направленных на реализацию их национальных интересов, на разрешение национальных противоречий в сфере межнациональных отношений.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межэтнических и межконфессиональных отношений. В Российской империи складывался определенный тип межнациональных отношений.

Во-первых , более 90 % народов и их территорий добровольно вошли в состав Российского государства. Действительно добровольным было вхождение в состав Российского государства народов, населявших огромные территории Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана, Алтая и др. Ни один, даже самый малочисленный народ, находясь в составе Российской империи, не исчез физически, не перестал существовать как этнос. Главной целью Российской империи была не религиозная и культурная ассимиляция народов, а безопасность государства.

Во-вторых , Российское государство являлось единым, территориально целостным государством. Вхождение народов в состав крупного централизованного Российского государства в целом имело прогрессивное значение и создало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития этих народов.

В-третьих , по существу не было экономического ограбления национальных окраин. Русские переселенцы не отбирали землю у земледельческих народов Поволжья, Закавказья, Средней Азии. Вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него – в сферу мирового хозяйства, способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин, которые, оказавшись в могущественной стране, контактировали с народами, достигшими более высокого социально-экономического и культурного развития.

В-четвертых , несмотря на отдельные ограничения по этническому признаку, в России не было юридически господствующей нации и национального угнетения в пользу русских, не существовало нации имперской и колониальных народов, как это было между западными метрополиями и их колониями. Не отрицая негативных моментов, связанных с фактическим положением некоторых национальных окраин, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, будучи в составе Российской империи.

Российская федерация – федеративное государство

Федеративное государство – государственно-правовое объединение, обеспечивающее единство всех входящих в него территориальных единиц, пользующихся определенной политической и правовой самостоятельностью в форме национально-территориальных автономий.

Национально-территориальная автономия (НТА) – одна из форм самоопределения, которая обеспечивает благоприятные возможности для хозяйственного, политического и культурного развития народов. В основе создания НТА лежат исторически сложившиеся границы проживания одного или двух этносов, отличающихся своеобразием хозяйства, культуры, быта, традиций. Исходя из этого, национально-государственные и национально-территориальные образования называются именем самоопределившихся этносов, приобретающих статус титульных этносов .

После Октябрьской революции 1917 г. идея НТА была положена в основу национальной политики в Российской Федерации. В целях обеспечения благоприятных условий для социально-экономического и культурного развития национальностей были созданы НТА различных уровней: автономные республики, автономные области и национальные (автономные) округа. По характеру и объему полномочий НТА в РСФСР осуществлялись в двух формах: политической и административной .

После распада СССР и провозглашения суверенитета РФ произошли изменения в ее внутреннем устройстве. Все автономные республики, автономные области и автономные округа приобрели статус равноправных субъектов. В настоящее время идет процесс вхождения ряда НТА в состав крупных административно-территориальных единиц.

Источники информации

1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003.

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

3. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001.

4. Колосов В., Петров Н. и др. Субъекты Федерации: какими им быть // Полис. 1994. № 4.

5. Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993.

6. Основы национальных и федеративных отношений / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.

7. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы / под ред. Ю. Веденеева. М., 1996.

Вопросы и задания

1. Как Россия стала многонациональным государством? Как изменялось ее геополитическое положение на разных этапах российской истории?

2. Что отличало национальную политику Российской империи от колониальной политики стран Запада в Азии, Африке, Латинской Америке?

3. Какие формы государственно-территориального устройства существуют в современном мире?

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Многослов-2, или Записки офигевшего человека автора Максимов Андрей Маркович

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Государство Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести. КОНФУЦИЙ, китайский философ Как возникли первые государства? Давно дело было, уже никто и не

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

Россия богатых. Россия бедных Начнем с гордой здравицы: русская земля богата, обильна, плодородна. А. К. Толстой не возражает, однако придерживается следующего мнения: «Земля наша богата, порядка только нет». Под этими строками хочется подписаться многим русским.Богатство

Из книги автора

Локальный мир и государство В принципе авторитарная власть в том виде, в котором она существовала в древних синкретических формах и в условиях того, что по Марксу иногда называют азиатским способом производства, опиралась на местные локальные патриархальные сообщества,

Из книги автора

Локализм и государство Локализм вышел на последнюю прямую, движимый стремлением уйти от тоталитаризма, авторитаризма, от высших центров власти, от государственности вообще. Процесс шел к атомизации общества, к бесконечному распаду на локальные миры, на сообщества, где

Из книги автора

Глава I ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВНОЕ И ГОСУДАРСТВО КНЯЖЕСКОЕ Рим на европейской «шахматной доске»В воскресенье 29 сентября 1420 года Мартин V торжественно вступил в Рим. Избранный 11 ноября 1417 года на церковном соборе в Констанце и являющийся отныне единственным римским папой, он

Размышляя о путях преодоления кризиса в национальном вопросе современной России, необходимо вспомнить не только о советском, но и о российском опыте.

1. Формирование многонационального государства

Россия сформировалась как многонациональное государство, и на вопрос о том, как это произошло, ответ один: Россия стала многонациональным государством в результате непрерывного расширения своих границ.

Начиная со времен Московского княжества, Россия все время наращивала территорию. Были небольшие исключения (ну, например, потеряли земли, включая Смоленск, во время Смутного времени; была японская война, когда потеряли какие-то территории на Дальнем Востоке). Но в целом территория дореволюционной России непрерывно расширялась.

Таким образом, многонациональность России являлась результатом русской экспансии.

Каковы причины этой экспансии? На этот вопрос имелось несколько теорий.

Одна из теорий была развита в советское время. По этой теории Россия выступала в роли благодетеля и благотворителя. Она все время кого-то защищала, спасала. К ней обращались с просьбами, а те, кто не хотел присоединяться, были или врагами, или шпионами, или кем-то там еще.

Действительно, в истории России не раз бывали случаи, когда к ней обращались с просьбами защитить и помочь. Но в целом эта теория противоречит очень многим известным фактам.

Более весомые объяснения экспансии выдвигал историк Ключевский. Ключевский считал, что Россия формировалась в условиях непрерывных набегов кочевников. Приходилось защищать себя. И у нее была внутренняя потребность иметь границы, которые были бы естественными рубежами. Кавказ стал бы рубежом России на юге. Выйти к Балтийскому морю. Выйти к Тихому океану. Выйти к Черному морю. Определенная логика в его теории была.

Но в целом надо сказать, что и эти объяснения лишь частично отражают суть дела.

Несомненно одно: в формировании России вопрос о поглощениях был одним из фундаментальных.

И все же главное (и этот вопрос имеет к нам самое прямое отношение) дело в том, что нахватать нетрудно. В истории не раз и не два возникали огромные многонациональные империи. Но эти империи очень быстро исчезали. А Россия удерживалась и росла. Почему?

2. Почему России удалось сохраняться как многонациональное государство?

Прежде всего - православие и крещение. Очень много народов были крещены, стали православными.

А в российском многонациональном государстве был очень четкий порядок: если кто-то стал православным, он становился русским. Никаких других критериев в царское время для того, чтобы стать русским, не существовало. Такой подход к определению национальности способствовал сохранению многонациональной России.

Но кроме православия сыграла роль и очень разумная политика в отношении других религий. Петр I приказал перевести на русский язык Коран. При Екатерине II появилось Духовное управление по делам мусульман.

До этого уже была линия на интеграцию: родовитые татары становились русскими дворянами. Десятки дворян, фамилии которых нам хорошо известны: Тургенев, Тимирязев, Юсупов (убийца Распутина), Анна Ахматова и ее муж Гумилев, - все они были из татарского дворянства.

В объединении с Украиной сыграло огромную роль то, что Россия приняла список реестровых казаков, уравняла реестровых казаков с российским дворянством, то есть они автоматически становились дворянами.

И был еще один процесс, который не очень в советское время любили вспоминать. Россия проводила определенную политику предоставления автономных прав. По существу автономией была Польша. Автономией была Финляндия. Автономии, достаточно полные, были и в Бухаре, и в Коканде, и в Хорезме.

Примерно за пятьдесят лет до того, как освободили русских крестьян, в Прибалтике крестьян уже освобождали. И когда мы говорим, например, о Столыпине, то надо иметь в виду, что он связан с Литвой: там его имение.

Поэтому, подводя итог, надо сказать, что в России был создан гигантский механизм, который позволял этому государству достаточно эффективно работать как многонациональное. Во всяком случае, расхожий лозунг "Россия - тюрьма народов требует серьезных уточнений.

3. Обострение национальных проблем в России

Тем не менее в девятнадцатом веке и в начале двадцатого века в России произошло резкое обострение национальных проблем, усилился национальный гнет.

После смерти Александра II впервые российская власть и российское самодержавие открыто перешло на позиции российского национализма, а попросту говоря, шовинизма.

Поводов было много. После победы над Наполеоном антирусским силам в Европе удалось остановить движение России в сторону славянских земель. Россия получила часть Польши, но из Европы ее выставили и толкнули на завоевание Кавказа.

Поводом к борьбе с инородцами было и то, что в формировании капитализма большую роль играли еврейские капиталисты.

Поводом было и то, что все оппозиционные царю партии во многом состояли из поляков, евреев, кавказцев. Ленин писал: "Российская социал-демократическая партия, примерно, включает сто тысяч человек. Из этих ста тысяч человек русских двадцать пять тысяч, евреев тридцать тысяч, поляков пятнадцать тысяч, латышей шестнадцать тысяч". Ненамного от социал-демократов отличались эсеры, ненамного отличались и кадеты, и октябристы.

Ну и поводом для отвержения инородцев было то, что появились три места, где царская политика нашла "на камень".

Первое место - это Польша. Польша, несмотря на братскую, славянскую кровь, была тем не менее постоянным очагом восстаний в России.

Второе место, где Россия столкнулась с национальным сопротивлением, был Северный Кавказ: Чечня и Дагестан, движение Шамиля.

И третье место, где Россия столкнулась с сопротивлением, была Аляска. На Аляске алеуты очень легко приняли православие, а вот индейцы Аляски объявили России войну и вели эту войну непрерывно. Поэтому в доводах, почему продали Аляску, этот фактор сыграл существенную роль.

Конечно, в начале XX века самодержавие пыталось что-то делать в национальном плане.

Война 1914 года резко обострила проблему с набором в армию. Но и царская власть, и Государственная дума заботились о единстве армейских частей и даже в мыслях не могли вообразить, чтобы многонациональную роту - или как недавно первый курс в пограничном училище ФСБ в Голицыне - окропил святой водой православный священник (видимо, не понимающий, что он не только нарушает положение Конституции России о светском характере государственной власти, но и оскорбляет чувства курсантов других вероисповеданий и атеистов). В России пошли по другому пути. Появились латышские полки (впоследствии чуть ли не целиком перешедшие на сторону большевиков). Была создана мусульманская дивизия из северокавказских горцев генерала Эрдели, прозванная "дикой дивизией".

В конце войны было решено сформировать из призывников народов азиатской части России почти полумиллионную армию вспомогательных прифронтовых частей. Но замысел начальства - как обычно бывало в России - "утопили" чиновники. По своей полной неготовности к порученному им делу они умудрились назначить призыв на недели мусульманского праздника и довели все до столкновений.

Определенное отражение национальный кризис получил и при выборах, и в работе первой, второй, третей и четвертой Государственных дум (1905-1917гг.).

В книге "Национальный вопрос в Государственной думе России", изданной в 1999 году, приводится много интересных фактов. Нерусские национальности составляли в начале века в России почти 60% населения. Но в первой Думе среди депутатов было 265 русских, 62 украинца, 12 белорусов, 51 поляк, 13 евреев, 10 литовцев, 8 татар, 4 башкира, 2 мордвина и по одному чеченцу, казаху, вотяку, болгарину, чувашу, молдаванину и калмыку. На заседании Думы аплодисментами было встречено заявление депутата Ф.И.Родичева (того самого, который потом придумал термин "столыпинский галстук"): "Всякий русский подданный должен иметь право называть Россию своим отечеством".

Первая Дума была вскоре распущена. Во второй Думе было 54 украинца, 46 поляков, 14 татар, 8 литовцев, 7 армян, 6 белорусов, 6 казаков, 6 грузин, 6 евреев, 5 латышей, 5 эстонцев, 3 азербайджанца и 3 узбека. Была создана мусульманская фракция.

Но и вторая Дума была распущена. В третьей Думе Европейской России отдали 403 места. А от других - в силу "недостаточного развития гражданственности" - число депутатов было резко ограничено: от Польши -14, от Кавказа - 10, от всей Азии - 15 депутатов. Избирательных прав были лишены 4, 5 миллиона казахов, и их лидер - Букейханов - с горечью писал: "...в Думе только 40 или 50 человек представляют русских мужиков. Кому какое дело до какого-то малограмотного, разоренного казахского народа, когда такое пренебрежение к русскому мужику, на котором держится Царство Российское?!"

Все четыре Думы обсуждали и пытались решить важные для национальной России вопросы. Об автономии Польши. О том, что столыпинское переселение организовано так, что земли лишаются народы, жившие в тех краях раньше. О правах евреев.

Многие вопросы звучали так, будто все происходит сегодня: об "экзекуционных отрядах" в Хасавюртском районе. О конфликте ингушей и казаков. О нападении банды чеченцев на Грозный. О крупномасштабном выселении лиц еврейской национальности из прифронтовых районов. О том, что значительная часть богатых среди малых национальностей в результате взяточничества русских чиновников "откупается от мобилизации" и т.д.

При обсуждении национального конфликта в Казахстане побывавший там с комиссией депутат А.Ф.Керенский - будущий премьер - говорил: "...никаких других причин войны, кроме самого указа и формы и способа его исполнения, не было... И нам, представителям русской государственности, русской культуры, всех без различий партий, должно быть болезненно стыдно за то поношение, за то оскорбление, осквернение русской культуры, которое проделывалось русскими чиновниками, когда наша культура бросалась в грязь на глазах этой местной туземной массы... Того, что происходит в горах Семиречья, может быть, мир до сих пор еще не видел".

Один из лидеров оппозиции в Думе, П.Н.Милюков, пытался объяснить: "Нет сильнее связи человеческого общества, чем сознание национального родства, и нет более мужества и отчаяния, которые развиваются, когда самому существованию этого сцепления национального грозит опасность". Но в Думе тон задавали сторонники идеи "Россия для русских". Они вели дело к национальному краху России 1917 года.

Министерство образования Московской области

ГБПОУ МО «Аграрно-промышленный техникум».

«Толерантность – важнейшее условие существования многонационального государства»

Разработчик:

Преподаватель истории и обществознания

Молодцова Л.В.

Коломна

2011

В современном обществе – наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, то есть, время возникновения государственности.

Не будем останавливаться на причинах, приведших к возникновению государственности, так как они общеизвестны, а попробуем взглянуть на данное историческое событие с точки зрения изменения мировоззрения человека и общества в целом.

Одной из ключевых тем, подтолкнувших русичей к созданию примитивной тогда государственной машины была идея единства. Внимательно изучая историю нашей страны нетрудно заметить, что все катаклизмы случались в те эпохи, когда единство нации по разным причинам нарушалось. В свою очередь это непременно сказывалось на морально-нравственном состоянии общества.

Чтобы духовный потенциал нашего общества был высок, и Россия была свободной, процветающей и уж тем более великой, она должна как минимум сохраниться.

Не распасться как в 1917 и 1991 годах, хоть и проживает в России более 160 народов. За века совместной жизни эти народы проросли множеством общих систем: промышленными и торговыми связями, железными и шоссейными дорогами. Любой разрыв бьет по государству, как если бы у живого человека отрезали, например, руку или ногу.

Вероятно, уже стоит всерьез задуматься, не дожидаясь грома, вспомнить былые ошибки и постараться избежать державных катастроф, которые неизбежно порождают катастрофы нравственного характера в обществе. Шаткость государственной власти в недалекие 90е годы ХХ века привела к кризису культуры, нравственности, семьи, здоровья, человека, то есть, к социальным стрессам в обществе.

Многие люди старшего поколения выросли в убеждении, что народы СССР обладали полным равноправием и суверенитетом и что за годы советской власти они достигли «невиданного расцвета». К большому сожалению, это не соответствует действительности. В годы перестройки выяснилось, что национально- государственное устройство страны нуждается в совершенствовании, правовой статус национальных автономий оказался не вполне справедливым, права народов, репрессированных во время сталинского произвола, требуют восстановления.

По существу, нерешенными оказались и вопросы защиты национальной самобытности многочисленных народов, а также народностей, не имеющих своих национально-территориальных образований, или проживающих вне их границ.

Воссоздание российской государственности, былой гордости за страну невозможно без признания идеи толерантности, которая безусловно должна быть принята руководителями государства как основополагающая по формированию нравственных ориентиров современной молодежи.

Только при активном применении методов убеждения и личного примера всеми субъектами, оказывающими педагогического воздействие на молодежь, возможна реализация принципа толерантности.

На мой взгляд, не раз и не два повторение простой мысли, что мир многомерен и разнообразен, что в нем живут разные люди – представители разных рас, конфессий и национальностей (или этносов), с разными национальными или этническими культурами, нормами поведения, со своими ценностями и привычками. Человек, живущий по принципам толерантности, нормально воспринимает все это многообразие, уважая в рамках закона права и свободу других людей. Это – нормальная модель взаимоотношений людей, народов и стран, которая в конечном итоге ведет к единству нации, а, следовательно, и к сильному государству.

Таким образом, связь между крепкой государственной властью и толерантностью как одним из ориентиров нравственного воспитания современной молодежи – налицо.

Теперь перейдем к более сложной ступени – это способы реализации этой идеи на практике. Поделюсь своими размышлениями по этому поводу, основываясь на собственных наблюдениях. Когда какой-либо народ долго и спокойно живет на своей Родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения, то есть, все то, что ныне именуется «стереотипом поведения» единственно возможны и правильны. А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это от «необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя.

Чтобы избегать лишних ссор, целесообразно изучать культуру и быт других народов, и язык и религию молодежи. Лучше это делать под руководством опытных наставников не только в дополнительном образовании, но и на основных уроках, лекциях, совместных мероприятиях как можно чаще, а лучше ежедневно и планомерно.

Вся история российского государства с начала его становления до наших дней свидетельствует, что многонациональность России – это не слабость ее, а мощный созидательный потенциал. Но чтобы это осталось красивой политической декларацией, важно умело и энергично на деле обеспечить единство многонационального государства при сохранении доброго самочувствия, самобытности и достоинства каждого российского народа – именно богатство самых разных традиций и культур позволит России стать по –настоящему великой державой.

Зато культура, замкнутая в себе, умирает. Так что призыв «Россия – для русских» представляется самоубийством. И наоборот, расширение этнического сознания, понимание и принятие других народов, изначально входивших в Российское государство – это путь к сильной государственной власти.

Казалось бы, и проблемы никакой нет: всего-то объяснять подросткам, в моем случае на уроках, как важно жить в мире и согласии с другими нардами и людьми. Но как часто приходится наблюдать у, казалось бы, опытных педагогов, попытки решать воспитательные задачи путем декларирования «правильных» истин, которые не находили желаемого отклика в сердцах детей и особенно подростков. Почему? Потому что не учитывались ментальные особенности подростков, их психологические особенности возраста, когда скептическое отношение к воспринимаемому становится порой ведущим, когда все подвергается сомнению. Особенно характерно это для нашего времени – времени переоценки прежних ценностей, их девальвации и отсутствия эквивалентной замены. Из вышеизложенного следует, что задачей учителя, преподающего историю, мировую художественную культуру, литературу, искусство, состоит в том, чтобы через содержание своих предметов раскрыть перед учащимися возможности и необходимость устанавливать свое общение с миром через позитивный диалог, помогающим сформировать толерантные отношения с другими людьми, с иной культурой, с тем, чтобы сделать ее своим достоянием, «присвоить» ее достижения, тем самым обогатив свой внутренний мир, расширив границы познания для себя.

В условиях новой государственности ХХI века сложилась неоднозначная политическая ситуация в России, и сами собой напрашиваются вопросы: «Многие ли из нас чувствуют себя в безопасности? Снизилась ли преступность, коррупция? Все ли удовлетворены оплатой труда? Наши дети получают качественное лечение, образование?». Ответы, к сожалению, неутешительны. Да, появилось много хорошего во взаимоотношениях личности и государства, и, в первую очередь, это возможность выбора, не на словах, как было раньше, а на деле.

Мы можем выбирать школу, университет, работу, одежду, образ и стиль жизни, страну для отпуска и проживания. Но в рамках своего благосостояния и системы. То, что не порицаемо системой, то дозволено и приемлемо, поэтому все, выходящее за рамки господствующей парадигмы мышления, считается деструктивным и отклоняющимся от нормы – отшельничество, маргинальность, сознательный уход от комфорта. Творческим людям для личностного развития необходима эта свобода выбора. Поэтому, это важное достижение современного государства для роста духовно-нравственного потенциала личности. Но в силу того, что в нашей стране, по сути, это не подкреплено никакими социальными гарантиями, это скорее минус, чем плюс. Вот где необходимо решать задачи государственным деятелям, чтобы в России наконец-то были сформированы условия для развития и становления творческой личности, а отсюда – для развития науки, самобытной культуры и образования.

Школьного курса достаточно, чтобы понять, что государство в России всю свою историю умело лишь распределять ресурсы из одного сектора в другой. В случае физической угрозы или угрозы опасного технологического отставания государство приходило и просто отбирало у одних для других. Но современное общество – это чрезвычайно сложная система с взаимодействующими между собой элементами, миллионы малых компаний, для которых надо создавать условия взаимодействия с общественными организациями, поддержка инноваций и прочее, прочее.

К сожалению, государство не может повторить свой перераспределительный трюк снова как раз по причине чрезвычайной сложности современного общества. (на прошлом технологическом витке можно еще было забрать зерно и купить станки, сейчас это просто невозможно сделать). Сегодня государство находится в поиске новой для себя роли, которой еще никогда не приходилось ему играть. Наша нация учится и со скрипом, но все-таки начинает выучивать нужные уроки, активно привлекая в этот процесс современную молодежь.


Close