Социальная политика выполняет ряд функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие :

1) Обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы.

2) Обеспечение политической устойчивости власти.

3) Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым.

4) Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает, в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости.

5) Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6) Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы. При этом в качестве объектов социальной защиты подразумеваются условия труда и условия жизни.

7) Обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения, что достигается как посредством оплаты труда, так и посредством предоставления различных социальных трансфертов.

Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политики концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы .

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач :

1) Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2) Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3) Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4) Дальнейшее совершенствование общественно - политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы .

Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Различают несколько моделей социальной политики :

По типу субъекта социальной ответственности:

* либеральная модель

* корпоративная модель

* общественная модель

* патерналистская модель

По типу участия государства в реализации социальной политики:

* благотворительная модель

* административная модель

* стимулирующая модель

Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована, основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации - социально - страховые фонды и ассоциации третьего сектора. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Поэтому при реализации данной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий, например, прямую зависимость между размерами страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе социального страхования, а не принцип солидарности, предполагающий перераспределение доходов от одного лица в пользу другого.

При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов. Основным достоинством либеральной модели является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего к производительному и творческому труду) в интересах нелимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней граждан. Граждане, постоянно участвовавшие своими взносами в системах обязательного социального страхования (прежде всего пенсионного), уровень доходов при наступлении страховых случаев (например достижении пенсионного возраста) снижается незначительно. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования - с другой стороны. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Важным моментом либеральной модели социальной политики является укорененность в индивидуальном и общественном сознании чувства высокой личной ответственности за свое социальное благополучие и отношение к государству не как к единственному источнику социальных благ, а как к гаранту своих прав и свобод.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). В данной модели и государство, и негосударственные организации, и граждане также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль играют предприятия, имеющие собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.

Финансовой основой в корпоративной модели социальной политики являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов, поэтому большую роль здесь играют организации-работодатели, для которых социальная политика является существенным элементом системы управления трудовыми (человеческими) ресурсами.

Общественная модель предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в основном в бесплатной (безвозмездной) форме. Принцип солидарности предполагает реализацию в нескольких планах: солидарность между различными социальными группами и слоями общества, между различными поколениями, а также между государством, предприятием и работником через систему налоговых, бюджетных отчислений и страховых взносов.

Патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Государство централизованно и тотально берет на себя ответственность за социально - экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Все иные возможные субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации) действуют либо от имени государства, либо под его контролем. Финансовой основой патерналистской модели являются средства государственного бюджета и бюджетов государственных предприятий.

В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

Достоинством социальной политики патернализма является так называемая “уверенность в завтрашнем дне” для основной части населения. Исключена как социальный феномен безработица. Заранее известны размеры оплаты труда и социальных пособий, перечень бесплатных гарантий в здравоохранении, образовании, других областях социальной жизни. Стабильными являются цены на товары и услуги первой необходимости. Происходит развитие интеллектуального потенциала нации, который, однако, во многих случаях остается невостребованным. Государство защищает экономические и социальные права идеологически послушных граждан в сфере труда и занятости, однако часто в ущерб экономической эффективности.

К недостаткам данного подхода относится, прежде всего, дефицит товаров и услуг, включая товары и услуги первой необходимости. Государство вынуждено вмешиваться в сферу их распределения, заменяя денежный оборот в отдельных секторах потребительского рынка оборотом тем или иным способом документированных прав на приобретение товаров и услуг. Жестко контролируя соотношение между мерой труда и мерой потребления, государство не допускает развития в значительных масштабах экономической деятельности в негосударственном секторе экономики, которая могла бы привести к неконтролируемому росту доходов.

Благотворительная модель - когда государство за счет специально аккумулированных ресурсов создает определенные "подпорки" к рынку в виде государственной системы социальной поддержки и таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны.

Административная модель предполагает прямое, активное государственное вмешательство в рынок и носит характер администрирования. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости.

Государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их делать обязательные отчисления в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и пр. С точки зрения экономической эффективности большая часть социальных функций для частного сектора является невыгодной, поэтому в обществе активизируется множество антистимулов экономического развития - тяжелое налоговое бремя на производителя для обеспечения большого объема социальных трансфертов, государственное регулирование цен в ущерб интересам производителей, искусственное сдерживание безработицы путем поддержки неэффективных рабочих мест, увод значительной доли финансовых средств государства из активной экономики в затратный сектор социальной сферы.

Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает обществу внешние по отношению к рынку и иным общественным субъектам "правила игры" (правовые, кредитно-финансовые, налоговые).

Это выражается в создании таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом.

Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

Цель соци-альной политики - создание в обществе благоприятного соци-ального климата и социального согласия, условий, обеспечива-ющих удовлетворение основных жизненных потребностей на-селения. Социальную политику государства можно рассматри-вать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при по-стоянном выявлении и учете социальных последствий эконо-мических, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики как науки являются свойст-ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво-димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ-ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об-щественного положения.

Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации — важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправле-ния, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населе-ния, улучшением качества его жизни, обеспечением социаль-но-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

С позиции субъект-объектных отношений термин «социаль- ная политика» многовариантен:

Это деятельность государства в социальной сфере;

Это взаимодействие всех субъ-ектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленче-ских структур в рамках декларируемых или законодательно ут-вержденных целей и задач.

В системе объект-субъектных отношений объектом социаль- ной политики выступает все самодеятельное население, отдель-ные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую-щие в социальной сфере негосударственные организации, об-щественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполни-тельные, судебные органы власти, определяющие при общест-венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право-вую базу социальной политики государства и проводящие не-посредственную практическую работу по ее реализации.

Некоторые исследователи считают, что объект — это подчи-ненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обла-дающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представ-лен социальной сферой общества, а также их показателями — благосо-стояние, образование, здоровье населения, социальная стабиль-ность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.

В формировании и реализации социальной политики участ-вует множество субъектов. Их деятельность определяется кон-кретными социальными интересами и осуществляется на осно-ве нормативно-правовой базы.

Одним из первых документов, регламентирующих социаль-ные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод чело-века и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Кон-ституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего до-стойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующе-го гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, ох-рану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные соци-альные права закреплены в Основах законодательства Россий-ской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодек-се Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации», «О государственных пен-сиях в России» и ряде других.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях : федеральном, региональном, муниципальном , а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на фе-деральном уровне определяются основные цели, задачи, принци-пы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей ре-гиона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.

Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, от-дельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых от-ношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют раз-граничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.

В основе разграничения деятельности федеральных и регио-нальных органов власти по вопросам социальной политики ле-жат такие фундаментальные принципы федерализма, как обя-зательное «распределение ролей» во всех общественно значи-мых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурса-ми для осуществления самостоятельных и ответственных дей-ствий в этих зонах.

Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социаль-ной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формиру-ются внебюджетные государственные фонды, определяются ус-ловия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной ин-фраструктуры, разрабатывают направления адресной соци-альной помощи и планируют развитие социальной инфраст-руктуры. Именно региональные органы власти реализуют жи-лищную политику, политику в области образования, здравоо-хранения и т.д.

Конституция Российской Федерации устанавливает суть со-циальных отношений в обществе. Она дает перечень общих со-циальных гарантий, определяет предметы ведения и полномо-чия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Фе-дерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, на-мечает контуры самостоятельной реализации социальной по-литики государства органами местного самоуправления. Все это подтверждается, корректируется, дополняется и конкрети-зируется в региональных законодательствах.

Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содер-жании и механизмах реализации отдельных направлений соци-альной политики. Тем самым создано общероссийское право-вое пространство действий органов власти разных уровней в со-циальной сфере. Главное место отводится регламентации бюд-жетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налого-вого законодательства, других нормативных актов.

Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, напри-мер, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы кос-венно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно ме-стных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной влас-тью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России.

Основная часть общегосударственных регламентации по управ-лению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством, отдельными министерствами и ведомствами.

Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты го-сударственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкрет-ной отрасли социальной сферы, учредители организаций и уч-реждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и мно-гое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.

Именно в социальной сфере (прежде всего в организации и порядке функционирования, в уровне ответственности регио-нальных и особенно местных властей) сегодня в большей степе-ни присутствуют и стабильность, и исполнение законов, чем, на-пример, в сферах экономики, финансов, предпринимательства.

По характеру, содержанию, внутрен-нему строению социальная политика целостная система качественно нового уровня.

Эта целостность определяется следующими факторами:

1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;

2) единое законодательство, формирующее целостное соци-альное пространство для всех слоев населения;

3) протекционизм государства и иных субъектов социаль-ной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;

4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и ин-формационное обеспечение».

В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями этой политики; они определяют конкрет-ные задачи и меры: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, роли субъекта могут осуществляться также задачи и меры идео-логического, пропагандистского характера.

Основным субъектом реализации социальной политики в со-временном мире является государство . Каждое государство са-мостоятельно определяет перспективы своего развития. Но су-ществуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономи-ки, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечиваю-щим равенство интересов настоящего и будущих поколений.

Экономика является основой решения соци-альных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм под-держания экономической и политической стабильности, сти-мулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

Социальная политика приобретает государственно-обще-ственный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и органи-заций, общественных объединений и организаций, частных лиц.

Основные виды деятельности по реализации социаль-ной политики государства:

— правотворческая деятельность законодательных органов;

— организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

— контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

— совместная деятельность каждой из ветвей власти с соци-ально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление социальным развитием связано с формированием ново-го типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизнен-ного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Конституция определила Российскую Федерацию как соци-альное государство, «политика которого направлена на созда-ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер ми-нимальной оплаты труда, обеспечивается государственная под-держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус-танавливаются государственные пенсии, пособия и иные га-рантии социальной защиты» (ст.7).

Общепризнанными характеристиками социального государ-ства являются:

— развитая система страховых социальных отчислений и вы-сокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие разме-ры отчислений на социальную сферу;

— развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

— развитая правовая система, при которой осуществлено раз-деление властей, четкая реализация функций каждой ветви влас-ти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

В настоящее время Российское государство переориентирова-лось на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реаль-ностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

Либеральная политика предполагает снижение роли государ-ства в решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения про-блем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхово-го принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включен-ные в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, можно выделить следующие направления реформирования :

— сфера труда и распределения доходов;

— пенсионная система;

— социальное страхование;

— реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

— социальная помощь.

В разработке и реализации социальной политики участвуют три сторо-ны: власть (законодательные, исполнительные, судебные орга-ны), общество (политические институты), население (социаль-но-профессиональные и другие объединения граждан, отдель-ные индивиды).

Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:

— государственные ведомства и учреждения;

— органы местного самоуправления;

— внебюджетные фонды;

— общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

— коммерческие структуры и бизнес;

— профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

— граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Нормами социального права регулируется большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом со-циального права являются:

Правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения;

Социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение;

Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граж-дан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, бежен-цев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных ка-тегорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

Правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

К объектам социальной политики большинство авторов относят:

1) все население страны (в том числе социальные общности и группы);

2) социальные отношения;

3) социальные явления и процессы в обществе во всем их многообразии и формах;

Разумнее всего главным объектом социальной политики считать Социальную сферу общества,т.к. она в качестве составляющих элементов включает все перечисленное выше.

Субъекты социальной политикиэто граждане и социальные группы, а также представляющие их интересы институты, организации и органы власти, взаимодействующие в социальной сфере.

При определении субъектов социальной политики в научно-теоретической литературе мы так же не находим авторского единогласия. Не вызывает сомнения, что главный субъект социальной политики - государство, которое должно обеспечивать:

· движение к достижению в обществе социальной справедливости;

· ослабление социального неравенства;

· предоставление каждому работы или иного источника существования;

· сохранение мира и согласия в обществе;

· формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Государственная социальная политика - это действие государства в социальной сфере, преследующее определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные финансовые результаты.

В социальной политике переходного периода нарушается монополия государства в регулировании социальной сферы, появляются новые субъекты социальной политики. В этот период субъектами социальной политики выступают:

· государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения;

· общественные, религиозные, благотворительные и другие негосударственные объединения;

· сами граждане (гражданские инициативы, например, группы самопомощи);

· органы местного самоуправления;

· внебюджетные фонды;

· коммерческие структуры и бизнес;

· профессиональные работники, занимающиеся разработкой и осуществлением социальной политики;

· добровольцы.

Постиндустриальный период развития общества, переход на социально-ориентированные рыночные отношения позволяют сегодня определить новых субъектов социально-политической деятельности, чье влияние на социально-политические процессы становится все более значимым. Это - частное предпринимательство; деловые круги; общественные фонды; семья; трудовые коллективы; политические партии и движения.

Субъектом социальной политики являются сегодня работодатели. В большинстве случаев их роль ограничена, поскольку они обязаны следовать тем общим социальным правилам, которые устанавливаются государственными властными структурами.

Существует точка зрения при которой: первичными субъектами являются социальные группы и общности, а вторичными субъектами являются институты - «общественные движения и организации, властно-управленческие и другие организационные структуры, которые претендуют на представительство интересов первичных социальных субъектов - групп и общностей». Эти институты могут быть:

1) в правовом отношении:

а) государственными и негосударственными;

б) легитимными (законными) и нелегитимными (незаконными).

2) в организационном отношении:

а) более или менее четко структурированными (политические партии, профессиональные союзы, общественные организации и движения, государственные властно-управленческие структуры);

б) малоструктурированными или практически неструктуриро-ванными (неорганизованные социальные движения типа стихийных выступлений и бунтов).

Субъекты социальной политики – это участники взаимодействий социальных групп по поводу их положения в обществе.

Субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и, притом, фактически действующие социальные группы и, представляющие их органы, организации, институты, структуры.

Таким образом, субъекты социальной политики «раздваиваются» или «удваиваются»:

1. Первичные субъекты - социальные группы:

a) активные участники - действующие социальные силы;

b) пассивные участники - неорганизованные, потенциальные, формальные социальные силы.

2. Вторичные субъекты - представляющие их интересы органы и организации.

В особую группу субъектов социально-политической деятельности сегодня включают современную социально-политическую элиту:

· политические лидеры;

· управленцы;

· чиновники;

· госслужащие.

Разделяют также субъектов социальной политики на:

· резидентных, то есть тех, чья деятельность на территории страны на постоянной основе определена ее конституцией и другими законодательными актами;

· нерезидентных, то есть международные финансовые организации, предоставляющие кредиты правительству страны под определенные, в том числе, и социальные условия, а также, иностранные работодатели, обязанные соблюдать требования социального законодательства страны, на территории которой они функционируют.

Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

Определение целей развития общества;

Выражение интересов социальных групп и общества в целом;

Выявление и разрешение конфликтов по поводу общественных интересов;
- руководство и управление обществом, в том числе распределение в нем общественных благ и ценностей;

Интеграция общества, поддержание и укрепление его целостности;

Обеспечение порядка и стабильности в обществе, определение соотношения между преемственностью и инновациями в общественном развитии.

Участники политических отношений в политологии называются субъектами, или акторами (от англ. глагола to act, действовать). Субъект - это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию. В социально-политических отношениях в качестве субъектов могут выступать отдельные люди, группы, организации, различного рода общности, классы и т.д.

Субъектом политики является социальная единица, которая: а) имеет интерес, б) стремится его реализовать путем использования политической власти и в) способна действовать самостоятельно (для индивида это условие означает наличие соответствующих знаний, умений, мотивации и возможностей, а для групп и общностей - наличие соответствующей программы действий и организационных структур).

Субъекты политики делятся на первичные и вторичные.

Первичные субъекты политики (образовавшиеся по объективным причинам) - это, в первую очередь, индивиды, социальные классы, общности (социальные, территориальные, конфессиональные и др.).

Вторичные субъекты политики (образованные целенаправленно, по воле людей) - организации, учреждения, государства и их структуры, политические партии, общественные организации и движения и т.д. Все вторичные субъекты в той или иной мере представляют первичные субъекты политики.

Важнейшим субъектом политики является государство. Другие участники политической жизни могут вступать и в неполитические отношения. Государство же, в силу выполняемых им функций, является сугубо политической организацией, воплощающей в себе политическое единство человеческого сообщества, проживающего на его территории. На основании сферы деятельности, осуществляемой субъектами политики при помощи государства, можно выделить три вида политики: внутреннюю, внешнюю и международную.

Внутренняя политика распространяется на различные стороны жизни человеческого сообщества, находящегося внутри данного государства.

Внешняя политика охватывает взаимоотношения данного государства с другими государствами и субъектами политики, на которые не распространяется его суверенная власть.

Мировая или международная политика - это более или менее упорядоченные взаимодействия с участием двух и более государств.

В соответствии с масштабами можно выделить три уровня политики.

1. Мегаполитика - это международная и мировая политика.

2. Макрополитика осуществляется в масштабах государств, это сфера деятельности высших или центральных органов государственной власти, а также политических и общественных организации национального масштаба.

3. Мезополитика осуществляется на уровне организаций, учреждений, а также партийных и общественных структур областного, районного или локального масштаба.

4. Микрополитика - это политическое общение людей внутри малых групп, на уровне межличностных отношений.

Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являются общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения содержания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.

Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).

Социальные группы, структурные части народа (общества) - несомненная реальность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и ие осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Словом, они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (лишь потенциальными, формальными субъектами).

Субъекта социальной политики - это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты - это сами социальные группы. А вторичные (как бы порожденные первичными для удобства практического действия в политике) - это представляющие их интересы органы, организации и т.п.

К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации:

Профсоюз летного состава гражданской авиации;

Союз писателей;

Академию наук, профсоюз горняков.

Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И все это действующие лица социальной политики, ее субъекты.

Особенностью тоталитарного общества времен СССР была пассивность, формальность многих субъектов. Профсоюзы, комсомол, женские советы, местные советы, но действовали они несамостоятельно. Исполняли предписанное сверху. При

такой монополии на власть многие субъекты, приобретают, декоративный вид, фактически не являются субъектами. От тоталитаризма Россия пытается теперь уйти к демократии. Если бы это удалось, возникло бы гражданское общество. Гражданское общество - тип общественного устройства отличительный признак которого - реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.

В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демократии. Диктаторская форма правления существенно деформирует гражданское общество, порождает тенденции и опасность его фашизации. В фашистском (тоталитарном) обществе многосубъектность, как уже отмечалось, носит декоративный вид или отсутствует даже формально.

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы а также представляющие их институты, организации и органы власти реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социальные проблемы, социальная политика и социальная справедливость

Социальная политика и формирование среднего класса.. процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых.. научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале г действительно ход и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальные проблемы, социальная политика и социальная спра­ведливость
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулиров

Сущность, основные принципы и категории социальной политики
Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношени

Социальная сфера как объект социальной политики
Смысл управления социальной сферой региона заключается в координации, гармонизации взаимодействий подсистем, совершенствовании структуры этой чрезвычайно сложной социальной системы. Сложность струк

Взаимосвязь социальной и экономической политики
Эффективность реализации социальной политики любого уровня федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъе

Социальная политика и социальная безопасность
Социальная политика - сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой об

Роль органов государственной власти в социальной политике
Государственность - это тип политической организованности общества, суть которого в том, что реально достигается и надежно воспроизводится (т.е. является устойчивым в процессе исторического развити

Типология социальной политики
В работах, затрагивающих вопросы типологии социальной политики различных стран, обычно выделяются два типа социальной политики: либеральный (обычно социалдемократический) и консервативный (жестко р

Общественные объединения как инструмент социальной политики
Государство - главный субъект социальной политики. Однако наряду с ним активную роль в социальной политике выполняют и иные субъекты. Активно действующими субъектами (взаимодействующими сторонами)

Конституционные основы социальной политики
Выше уже рассматривались типы социальной политики и было показано, что основой ее типизации лежат типы состояний общества. Типы состояний общества лежат и в основе типизации государства. Так что ус

Региональные аспекты социальной политики
Помимо того, что при разработке и проведении социальной политики, необходимо учитывать социально-экономические особенности конкретных регионов, общие ("отраслевые") направления социальных

Полномочия федерального центра и регионов в реализации соци­альной политики
Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство, с одной стороны, и без самостоятельного формир

Эволюция социальной политики за рубежом
Современный мир живет в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В этих условиях изменяются фундаментальные механизмы социально-экономического регулирования. Гл

Идеология социальной политики в России
После поворотных политических событий октября 1917 г. новое правительство в лице Совета Народных Комиссаров сразу же приступило к реализации страховой программы большевистской партии. Эта программа

Социальная защита как основа социальной политики РФ
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. В течение последних лет социальная защита населения Росси

Демографическая ситуация
Среди общей массы населения Новосибирской области доля молодежи (молодежью принято считать часть населения в возрастном интервале от 14 до 30 лет) составляет 18.9%, а вместе с детьми и подростками

Приоритеты и основные проблемы семейной и детской политики. (кроме детской)
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья

Проблемы современной семьи и семейной политики в России
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень

Совершенствование жилищной политики и жилищно-коммунальная реформа
Государственная жилищная политика в условиях рыночного хозяйства - это система единых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

Жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе
Важнейшие направления деятельности властей по реформированию жилищно-коммунального хозяйства: окончательное разграничение функций собственника-домовладельца, управляющей организации (слу

Состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения
Состояние общественного здоровья в научной литературе рассматривается через характеристику целого ряда показателей. В их перечне наиболее значимыми являются: демографическая ситуация;

Основные положения реформы здравоохранения
(причины, цели, задачи, пути реализации) Конкретные условия состояния общества диктуют способы решения проблем здравоохранения. Нет, вероятно, идеальной системы здравоохра

Проблемы реформирования в области образования, науки, культуры
/ 2. Проблемы развития образования в России Расходы на образование увеличиваются год от года. В 1998 г. из бюджета было выделено на эти цели 17,3 млрд. руб. В 1999 г. - 20,90 млрд.,

Занятость как характеристика рынка труда и объект социальной политики
Переход к рыночным отношениям по-новому высветил проблемы социально- трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющее


Социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства по поводу защиты работников, самозанятого на

Понятие, субъекты и модели социального партнёрства
Существует два прямо противоположных представления относительно социального партнерства. Первое. Социальное партнерство - это система взаимоотношений между наемными работниками и р

Механизм функционирования системы социального партнёрства в России
Выявление двух противоположных точек зрения относительно существа социального партнерства (социальное партнерство как антипод классовой борьбе и социальное партнерство как способ согласования проти

Типы и особенности социальных конфликтов
Конфликт – это характерный тип взаимодействия людей, требующий пристального внимания управленческих кадров. Конфликт представляет столкновение двух или более разнонаправленных сил, сторон, мнений (

Технология разрешения социальных конфликтов
Для разрешения социальных конфликтов применяются примирительные процедуры: комиссия по трудовым спорам организации, примирительная комиссия, процедура рассмотрени

Критерии и пути достижения эффективности социальной политики
Важнейшее значение для характеристики социальной политики имеет выяснение вопроса, насколько результативны общественные усилия в регулировании социальной сферы, то есть степень решения социальных п


Close