ГОУ ТО «ТС(к)О школа-интернат VII вида»

Я и мои друзья

Конспект классного часа

Составитель:

Учитель начальных классов

Черноусова С.А.

2012 год

Цели:

1. На примере прочитанных рассказов, пословиц, мультипликационного фильма, стихов, песен дать понятие о настоящей, бескорыстной дружбе.

2. Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

3. Содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование:

Телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон, диск «Крокодил Гена и Чебурашка», записи песен «Улыбка», «Настоящий друг», пословицы о дружбе, книги о дружбе, ручки, фломастеры, карандаши, листочки бумаги, воздушный шарик, заготовки для игры «цветок Дружбы», памятки «Законы дружбы», карточки с определениями «дружба», «друг», карточки с ответами для игры «Я и мой друг».

Ход классного часа:

Сегодня мы начнём классный час с просмотра мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка». Я предлагаю вам посмотреть отрывок и подумать, о чём мы сегодня будем говорить.

Сегодня мы поговорим с вами о дружбе и друзьях. Тема нашего классного часа «Я и мои друзья» (записана на доске) .

Какое прекрасное слово - "дружба"! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе, и во дворе. Но друзья - это не только ваши сверстники. Друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг - это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней. Друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

Возьмите листы бумаги и нарисуйте ромашку. Серединка ромашки - это вы. Напишите своё имя. А лепестки - это ваши друзья. Нарисуйте их и напишите имена друзей. (Дети выполняют задание под песню «Улыбка»).

Очень хорошо. Как много у вас друзей!

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даны такие определения слов «дружба» и «друг»:

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Ребята, давайте попробуем определить, какие же слова относятся к понятиям дружба и друг. Вспомните слова с корнем -друж- и - друг- .

(Дружба, дружок, дружить, друг, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, содружество, дружина, дружище)

С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово «друг» (читает учитель).

Слово друг

Когда ещё никто не знал ни слова -

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же),

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»,

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и тоже).

А злое слово я приберегу,

Пускай оно достанется врагу!

К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

Два козла

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней,

Один разгорячился, лягнул что было сил!

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Да, такие отношения дружескими не назовёшь.

Давайте послушаем стихотворения и подумаем, можно ли дружить с героями этих стихов?

(ученик читает стихотворение)

Сонечка

Тронь её нечаянно - сразу:

Караул!

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: - Голова болит…

Я бы полежала бы - мама не велит,

Сговорились мальчики: - Мы откроем счет

Сосчитаем жалобы - сколько будет в год

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

(ученик читает стихотворение)

Жадина

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

Кто выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящей дадено

Даже не имя, а прозвище Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому - честно, ребята, скажу -

С жадными я никогда не дружу.

Хотели бы вы дружить с ребятами похожими на героев этих стихов? Почему?

Лучше, если всё происходит, как в песне «Настоящий друг». (Слушание песни ).

Хорошо, когда рядом есть настоящий друг.

Игра «Цветок Дружбы»

Ребята, в ваших силах помочь расцвести «цветку Дружбы». Чтобы цветок расцвел необходимо собрать его чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветка в том, что его лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать друг. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи настоящему верному другу.

отзывчивый, честный, ленивый, хитрый, веселый, злой, внимательный, верный, добрый, жадный, обманщик, драчун

Какой красивый цветок у нас получился! Прочитаем, какими качествами должен обладать настоящий друг.

А сейчас давайте прочитаем рассказ В.Осеевой «Три товарища» и подумаем, кто из ребят оказался настоящим другом. Почему вы так считаете?

Валентина Осеева

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

Завтрак потерял…

Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

А где ты его потерял? - спросил Миша.

Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.

Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Бери, ешь!

Мимическая гимнастика
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?

Улыбнитесь друг другу.

Много пословиц и поговорок сложено о дружбе. Давайте посмотрим, как вы знаете пословицы о дружбе и друзьях. Соедините части пословиц (ученики по очереди выходят к доске и выполняют задание).

Нет друга - ищи, а имей сто друзей.

Старый друг а человек - друзьями

Нет такого дружка, что дерево без корней.

Не имей сто рублей, а нашел - береги.

Дерево живет корнями, как родная матушка.

Человек без друзей, лучше новых двух.

Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы.

Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно погулять, повеселиться, погрустить, поиграть. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Вот и мы сейчас с вами немного поиграем и проверим насколько у вас с вашим другом крепкая дружба.

Игра «Я и мой друг»

Играют здесь парами. Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них (у каждого ученика карточка с ответами). Каждый из вас подчёркивает тот вариант ответа, который ему больше нравится. Пара, у которой совпадёт больше ответов, станет победителем в нашей игре.

Вопросы к игре.

Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)

Что тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши)

Какой из предметов любимый? (Математика, чтение, русский язык)

На чём больше любишь кататься? (На коньках, на лыжах, на санках)

Чем больше нравится рисовать? (Карандашами, красками, фломастерами)

Какое время года любимое? (Зима, весна, осень)

Что больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты)

Какой для вас лучший подарок? (Игрушки, книги, одежда)

Какой бы фильм посмотрел сейчас? (Приключенческий, сказку, мультики)

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой недаром зовем.

Дружба - главное чудо всегда.

Сто открытий - для всех настоящие.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них:

(Все дети получают памятки «Законы дружбы», читают по 1 закону вслух)

Законы дружбы

  1. Помогай другу в беде.
  2. Умей с другом разделить радость.
  3. Не смейся над недостатками друга.
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
  6. Не обманывай друга.
  7. Не предавай своего друга.
  8. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы он относился к тебе.

Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

Много книг о дружбе. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

Л. Воронкова «Солнечный денек», «Подружки идут в школу»;

А. Гайдар «Тимур и его команда»;

В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;

В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

Викторина «Кто с кем дружит?»

1.Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2.Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные бурундучки Чип и … (Дейл)

6. Белоснежка и … (7 гномов)

Рефлексия (Дети становятся в круг)

Ребята, я сейчас вложу вам в руки очень нежную вещь… воздушный шарик. Ведь воздушный шарик напоминает нам дружбу, тонкую, хрупкую. Постарайтесь не сломать нашу «дружбу». Передавайте шарик по кругу друг другу с добрым словом.

Вот и подошёл к концу наш классный час. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:

Ребята, давайте жить дружно!


» на тему « »

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОИ ДРУЗЬЯ»

– обобщить знания по теме «Я и мои друзья»;
– совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами;
– продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
– развивать речевые умения, творческие способности, наблюдательность, внимание, память;
– воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной»; цветные мелки, карандаши; кроссворд; карточки с отрывками произведений; ребусы; рисунки учащихся на тему «Я и мои друзья»; пословицы о дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танича).

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».

Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».
– Прочтите ребусы:

– Какие слова относятся к дружбе?

IV. Закрепление знаний учащихся.


1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Тра-тра-тра –
Веселится и играет детвора.
Ать-ать-ать –
В играх надо уступать.
Ись-ись-ись –
С другом не дерись.
Бро-бро-бро –
Делай людям лишь добро.
Кно-кно-кно –
Я с семьей иду в кино.
Гру-гру-гру –
Мы закончили игру.

– Прочтите скороговорку из рубрики «Разноцветные страницы» (с. 131 учебника) сначала медленно, затем быстро и четко.
– О ком эта скороговорка?
– Как звали гусей?
– Почему они всегда вместе?
– Как об этом говорится в скороговорке? Прочтите.

2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».

– Как называется стихотворение?
– Прочтите фамилию автора.
– Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Кого можно назвать настоящим другом?
– Прочтите стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу».
– Объясните, что означает выражение «дружбой надо дорожить».
– Прочтите, какое пожелание высказывает автор.
– Согласны ли вы с поэтом, что «ссориться с друзьями не надо»?
– О чем говорится в первом четверостишии?
– О дружбе каких явлений, предметов, живых существ говорит поэт Ю. Энтин?
– Нарисуйте схематично это четверостишие.

– Прочтите второе четверостишие.
– Какой совет дает автор?
– Как вы должны делиться с друзьями?
– Объясните слова и выражения: «пополам поделить», «ссориться не надо никогда».
– Послушайте стихотворение А. Барто «Я выросла».

Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение А. Барто «Я выросла».

Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.

И медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса.

Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю!

– Какие правила дружбы описаны в этом стихотворении?
– Как надо относиться к близким и дорогим вам людям?
– Расскажите о своих настоящих друзьях.
– Могут ли родители быть вашими друзьями?

3. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 52–53 учебника.

– Прочтите сначала выделенные слова в стихотворении В. Лунина «Волк».
– Объясните, что обозначают эти слова.
– Прочтите весь текст, соблюдая знаки препинания.
– Почему волку невыгодно дружить с бараном?
– Какое правило дружбы описал в этом шуточном стихотворении поэт?
– Прочтите четко и быстро «Рассказ мудрой вороны» Т. Павловой.
– Какие звуки помогли передать разговор вороны?
– Какой совет дает автор друзьям от лица вороны?
– Объясните название произведения.
– Что произошло с ребятами?
– Как зовут детей?
– Прочтите строки, в которых ворона дает совет всем друзьям.
– Продолжите словосочетания, ответив на вопрос Т. Павловой «Кто?».

Физкультминутка

Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит, тот бежит.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Викторина «Узнай произведение и назови автора».

Учащиеся выбирают карточку с отрывком из изученных произведений раздела «Я и мои друзья» и отвечают на вопросы:

– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Чему учит нас это произведение?

…Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк…
И. Пивоварова. «Вежливый ослик»

…Друзей не покупают,
Друзей не продают…
В. Берестов. «В магазине игрушек»

…А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью!
А. Барто. «Вот так защитник!»

Вот портфель,
Пальто и шляпа.
День у папы
Выходной…
С. Маршак. «Хороший день»

…Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются…
Р. Сеф. «Совет»

– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!..
В. Орлов. «Кто первый?»

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей…
Е. Благинина. «Подарок»

Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана…
С. Михалков. «Бараны»

2. Игра «Пословицы и поговорки о дружбе и семье».

– Восстановите пословицы и поговорки:

> С людьми браниться – а товарища не забывай.
> Настоящему другу а старых не теряй.
> Новых друзей наживай, да друзей нет.
> Согласье крепче до добра не доведут.
> Приятелей много, никуда не годится.
> О себе заботься, так и душа на месте.
> Ссора да упрямство нет цены.
> Вся семья вместе, каменных стен.

– Объясните эти пословицы.
– Прочтите слова, записанные на доске:

> помогают друг другу
> жадничают
> дерутся
> имеют общие интересы, игры, дела
> обижают друг друга
> спорят и ссорятся
> думают только о себе
> внимательны и заботливы

– Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе.
– Какие из этих качеств есть у вас?

3. Кроссворд «Дружба».

– Во что вы играете с друзьями?
– Можете ли вы дать свою игрушку другу?
– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.

Вопросы:

1. Палочка тонкая,
А в ней песня звонкая.
(Дудочка.)

2. По синей скатерке
Плывет Егорка –
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная.
(Кораблик.)

3. Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех. (Петрушка.)

4. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи.)

5. Моргает глазами,
Скрипит тормозами.
(Машина.)

6. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка.)

7. Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет…
Что за конь?(Велосипед.)

– Прочтите ключевое слово.
– Кого можно назвать другом?
– Много ли у вас друзей?
– Можете ли вы назвать себя настоящим другом?

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?
– Какие произведения о дружбе вам понравились больше всего? Почему?
– Могут ли книги быть друзьями?
– Почему?

Домашнее задание : выполните задание 5 на с. 54 учебника.

Коррекционно – развивающее занятие в 4 классе коррекционной школы

ОГОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 2»

г. Черемхово, Иркутской области,

Воспитатель.

Коррекционно - развивающее занятие «Я и мои друзья»

Цель : формирование межличностных отношений в классе.

Задачи:

образовательная – продолжать знакомить детей с понятиями “дружба”, “друг”, с правилами дружбы через их совместное составление;

учить анализировать и правильно оценивать поступки людей;

воспитательная – воспитывать уважения к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

коррекционная – развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать словарь, фразовую речь, умение подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающее мысль.

Словарная работа: дружба, друг.

Оборудование:

    Мультимедийная презентация

    Дид. игра «Убери лишнее» - в презентации

    Разноцветные круги по количеству детей

    Видеоролик с опросом

    Маски птиц и животных для чтения стихотворения

    Фонограмма припева песни «Дружба начинается с улыбки»

    Мультфильм «Однажды утром»

    Видеоролик с физ. минуткой

    Карточки с ситуациями для работы в группах

    Карточки с положительными и отрицательными качествами людей для работы в парах

    Дид. игра «Кто с кем дружит» (2 конверта с картинками – изображениями сказочных героев) для индивидуальной работы

    План для рассказа о своем друге

    «Солнце дружбы»

Ход занятия.

I Орг. момент.

Добрый день, дорогие ребята и гости! Я очень рада видеть вас сегодня у нас на открытом занятии. Ребятам я хочу пожелать хорошей работы, а нашим гостям- хорошего настроения на протяжении всего занятия.

Ребята, прежде, чем начать разговор о теме нашего занятия, я хочу предложить вам настроиться на работу и поиграть в игру, которая называется «Убери лишнее» (слайды 1, 2, 3) (дид. игра )

II. Введение в тему.

Ребята, сегодня у нас с вами занятие, тему которого мы сейчас вместе и определим. (сл.4) А помогут нам вот эти картинки на экране (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья). Как вы думаете, что у них общего? (сказочные герои)

Дети отвечают.

А почему мы всегда видим их вместе?

Правильно, это друзья.

III. Постановка темы, целей.

Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).

Тема нашего занятия «Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.

IV. Экспресс-диагностика

Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают).

В конце занятия мы вернёмся к этим записям.

V. Основная часть.

Ребята, при подготовке к нашему занятию я решила узнать, что думают о друзьях и дружбе дети, живущие в нашей школе, и взрослые, которые в ней работают. В помощницы я взяла Вику Мелюхину и вместе с ней мы ходили по школе и задавали ребятам и взрослым вопросы. Предлагаю вам посмотреть, что у нас получилось, а после просмотра те же вопросы я задам вам. (видеоролик) (вопросы: что такое дружба; что такое друг; есть ли у вас друг?)

(ответы детей)

Словарная работа.

«дружба» (слайд)

«Дружба-это близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов» (объяснение понятия);

Какой может быть дружба? (ответы детей: крепкая дружба, настоящая дружба)

Друг и дружба - эти понятия тесно связаны между собой. Кто же такой друг?

«друг» (слайд)

«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

(чтение слова про себя; чтение вслух; чтение слабым и сильным учениками;)

Каким может быть друг? (настоящий друг; лучший друг)

Кто может быть другом?

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» - по ролям в масках.

Что такое дружба?– спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Вывод: - Легко ли жить человеку без друзей?

Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?

Дети. С улыбки.

Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется.(звучит припев песни, можно пропеть вместе с детьми.)

А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему? (стихотворение читает Саша Агафонов )

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал)

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок-

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

(Ответы детей.)

Вывод: Героя стихотворения нельзя назвать другом, т. к. настоящий друг ничего не требует взамен.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, «Однажды утром» После просмотра мы с вами выясним, все ли его герои выдержали испытание и остались настоящими друзьями.

Просмотр фильма, беседа по содержанию.

Кто из героев мультфильма вам понравился? А как бы вы поступили на месте козленка? Героев мультфильма можно назвать друзьями, т. к. они пришли на помощь в трудную минуту.

Вывод:

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

А теперь давайте закончим пословицы и поговорки, которые вы видите на экране и объясним, как вы их понимаете. (сл.9) (Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Друг познается в беде; Нет друга - ищи, а найдешь – береги; Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь; Человек без друзей, что дерево без корней).

Вывод:

О чем говорится в этих пословицах? (о дружбе, друзьях)

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Давайте попробуем вместе их составить. (слайд10)

Законы дружбы (на экране)

1. Помогай другу (баловаться; кричать; в беде)

2. Умей с другом разделить (лень; радость; жадность)

3. Останови друга, если он (помогает старшим; делает что-то плохое; ухаживает за животными)

4. (обижай; не обманывай; обзывай) друга.

5. Относись к другу как (к игрушке; к себе; к шкафу)

Вывод:

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! (сл.11)

Физминутка.

Ребята! Сегодня к нам в гости пришел еще один мой очень хороший друг, который очень любит физкультуру и хочет провести с вами физминутку.(видеоролик)

VI. Разбор ситуаций (работа в группах).

1 группа.

Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

Вопросы:

1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?

2. Что можете посоветовать им?

2 группа.

Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Вопросы:

1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?

2. Что можно посоветовать Даше?

Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях. (вспомнить)

Вывод:

А что значит «настоящий друг»?

VII. Работа в парах.

- Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.

Добрый, вежливый, честный, справедливый, отзывчивый, внимательный, надёжный, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, злой, лживый, ленивый, грубый, равнодушный.

Проверка – слайд.

Вывод:

Каким же должен быть настоящий друг?

Индивидуальная работа (Пашков А.):

На столе 2 конверта с изображением сказочных героев. Задача: подобрать героям 1 – го конверта друзей из 2 – го. (вывесить на доску)

Дид. игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

VIII. Составление рассказа о друге.

Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.

План.

1. Как зовут друга?

2. В каком классе учится?

3. Почему ты считаешь его другом?

(по желанию детей, 3 – 4 человека)

Чувствую, вам трудно начать, поэтому приготовила рассказ о своей подруге

(рассказ воспитателя из личного опыта).

Вывод:

Каким стало Солнце Дружбы?

Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям.

IX. Итог занятия.

А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).

Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?

Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Наше занятие подходит к концу. Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, особенно хочу отметить…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект урока для 1 класса

«Мои друзья всегда со мной»

Семенова Светлана Власовна

педагог – психолог

Программное содержание:

Образовательные:

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

Формирование представлений о понятии «дружба»;

Развивающие: Развитие игровой деятельности детей;

Воспитательные: Воспитание доброжелательного и бережного отношения к своим друзьям.

Материалы и оборудование: пиктограммы эмоций, вырезанные из бумаги детские ладошки, клей, лист ватмана, фломастеры, карандаши; диск с мультфильмом «Кот Леопольд», диск с песнями из мультфильмов.

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое (круг рисуют двумя руками)

Здравствуй, небо голубое (руки вверх, ладошки смотрят вверх)

Здравствуй, вольный ветерок (руки покачиваются из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок (присесть)

Мы живем в родном краю,

Всех я Вас приветствую. (внизу приседая)

Сейчас я вас приглашаю в «Страну «Мульти-пульти».

Звучит музыка «Вместе весело шагать»

Слайд №1 . Дети маршируют по кругу и попадают в «Страну мульти-пультию» (на экране выходит название страны)

Упражнение «Настроение».

(Дети подходят к столику, на котором лежат пиктограммы с эмоциями)

Психолог: Догадались, о чем мы сейчас будем говорить?

Дети: О настроении.

Психолог: Какое у вас сегодня настроение? Почему вам весело и радостно? Например: «Потому что у меня много друзей в группе». А с кем можно дружить? Как вы думаете, с чего начинается дружба? Посмотрите на лицо человечков и найдите того человечка, у кого нет друга. Какое должно быть выражение его лица? С чем можно сравнить его настроение?

Дети: Грустное, мрачное, безрадостное, обиженное, печальное.

Психолог: А теперь найдите человечка по выражению лица можно предположить, что у него много друзей? Почему вы так считаете?

Дети: Человек радостный, веселый, удивленный. Потому что он не злой.

Слайд 2. Беседа на тему дружбы

Психолог: Ребята, скажите, а что такое дружба? Когда называют другом? Есть ли у вас друзья? Какими качествами должен обладать друг? Как вы думаете, какими делами могут заниматься друзья?

Дети: Друзья могут играть в разные игры, просто разговаривать, рассказывать истории, веселиться. С ними можно книги почитать. И телевизоров посмотреть. (Обсуждение ответов детей).

Слайд 3. Просмотр отрывка из мультфильма «Кот Леопольд»

Психолог: Молодцы! Вы правы! Я предлагаю посмотреть мультфильм «Кот Леопольд», возможно, он тоже поможет ответить на этот вопрос. (Просмотр отрывка из мультфильма).

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле наших глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Рефлексия. Вопросы для обсуждения:

Скажите, как можно назвать героев этого мультфильма?

Почему вы так думаете?

Как бы вы назвали такую дружбу?

Когда друзья собираются вместе, они могут найти много интересных занятий. А вы можете считать себя друзьями?

А хорошо ли вы друг друга знаете?

Дети: Леопольд добрый, мышата вредные, злые. Да!

Игра «Угадай друга»

Психолог: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай друга». Встанем в круг. Я буду рассказывать о ком – то из вас, а вы угадывать. Например: Внимание! Внимание! Потерялась девочка! Она одета в голубое платье, на ногах белые носки и спортивные тапочки; любит манную кашу, всегда съедает ее; любит игру «Мозаика». (Дети называют имя девочки. Игра продолжается до тех пор, пока не «найдется» последний ребенок.)

Молодцы! Здорово! Вы действительно все хорошо знаете друг друга.

Игра «Угадай, кто позвал»

Психолог: А можете ли вы различать друг друга по голосу? Ведь вы все разные и голоса у вас разные.

Психолог: Сейчас мы это проверим. Мы поиграем в игру, которая называется «Угадай, кто тебя позвал?». Встаньте все в круг. Повторите за мной фразу и запомните ее: «Водим, водим хоровод! Угадай – ка, кто зовет!». Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Глазки не открываем, иначе я не смогу определить, узнаете вы друг друга по голосу или нет. До кого я дотронусь рукой, тот громко произнесёт еще раз эту фразу и позовет по имени водящего.

Психолог: Ребята, запомнили? Давайте повторим еще раз все вместе эту фразу. (Тот, кого узнает по голосу водящий, занимает его место в центре круга.)

Психолог: Вот какие дружные ребята.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Рисование ладошек (под музыку)

Психолог: Сейчас поднимите вверх и покажите свои ладошки, они у всех разные. На столе у меня лежат ладошки из бумаги. Подойдите к столу, возьмите каждый ладошку и разукрасьте ее вашими любимыми цветами (дети рисуют под спокойную музыку). Посмотрите: по отдельности вы все – лучики, лепесточки, а вместе – солнышко, цветочек, которые дарят нам радость и тепло, по отдельности вы мальчики и девочки, а вместе мы дружная группа, одна семья.

Я предлагаю встать в круг и взяться за руки, почувствовать тепло ваших ладошек – «лучиков». Думаю, теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее и доброе.

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете.

Ведь с друзьями веселей

На любой планете!

Слайд 4. А сейчас ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. (Звучит музыка). Дети маршируют по кругу и возвращаются в детский сад «Улыбка» (на экране выходит название и картинка детского сада).

Рефлексия по занятию:

Понравилось ли вам путешествие в страну Мульти-пультию?

В какие игры было трудно играть?

Какое настроение бывает у человека?

Кто такой друг?

Дети: да! Злое, радостное, веселое, печальное, удивленное, грустное.

Ритуал прощания.

Дети стоят в кругу, протягивают вперед правую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».

Психолог: Мне было очень приятно с вами общаться и играть!

Список литературы:

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1998.

Справочник педагога – психолога №6, 2012г, стр. 24- 27.

Чевычелова Е. А. «Зртительная гимнастика для детей 2 – 7 лет» - Волгоград: Учитель, 2015 г.

Тема «Я и мои друзья»

Цель:

  • раскрыть, расширить понятия «друг», «дружба»;
  • способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;
  • вызвать потребность в установлении дружеских отношений.

Ход занятия

I. Орг.момент.

Добрый день, ребята. Мне очень приятно снова видеть вас на занятии. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

  • Игра «Молекулы».

Наше занятие я хочу начать с игры «Молекулы». Под музыку вы двигаетесь по классу. По моей команде соединяетесь в пары …

Я вижу, у вас поднялось настроение. Мне бы хотелось, что бы хорошее настроение сохранялось в течение всего занятия.

II. Введение в тему.

Тему нашего сегодняшнего занятия подскажет отрывок из песни. Послушайте её (звучит песня «Если с другом вышел в путь»).

- Как называется эта песня? О чём говорится в песне?

III. Постановка темы.

Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).

О чём бы вам хотелось поразмышлять на занятии, что обсудить?

Тема нашего занятия «Я и мои друзья ». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.

IV. Экспресс-диагностика

Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – настоящий, верный друг», «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают).

В конце занятия мы вернёмся к этим записям.

V. Понятия «друг», «дружба».

Кто такой друг? (ответы детей)

«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

Друг и дружба эти понятия тесно связаны между собой. Раскройте понятие «дружба».

«Дружба-это близкое отношение, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (словарь)

Кто может быть другом?

Как завязывается дружба?

Что доставляет радость в общении с другом?

Что огорчает?

Легко ли жить человеку без друзей?

  • Работа над притчей.

Я хотела бы вас познакомить с одной мудрой притчей.

Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа – дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:

Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся:

Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Беседа по притче:

О ком эта притча?

Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?

Какова главная мысль притчи?

  • Дополнение пословиц

О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл (воспитатель читает начало пословицы, дети договаривают конец):

Старый друг … (лучше новых двух)

Друг познается … (в беде)

Нет друга – ищи, а найдешь – … (береги)

Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

Не мил свет, когда друга … (нет)

С другом веселее при удаче, легче в … (беде).

Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?

Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?

VI. Разбор ситуаций (работа в группах).

1 группа.

Петя и Коля - друзья. В школе они всегда вместе, помогают друг другу в учёбе, вдвоём ходят из школы. Но однажды Коля заболел и не ходил в школу уже несколько дней. Учитель спросил у Пети: «Как чувствует себя Коля?» Петя ничего не сказал, только пожал плечами.

Вопросы:

1. Можно ли Петю назвать другом? Почему?

2. Что можно посоветовать Пете?

2 группа.

На уроке математике проводилась контрольная работа. Аня плохо подготовилась к ней и попросила подругу Свету выполнить за неё задания. Света решила помочь подруге, она записала решение на листке и передала Ане. Мария Сергеевна увидела и забрала листок. Света испугалась и сказала, что помогала Ане. А Аня заявила, что ничего не просила у Светы.

Вопросы:

1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?

2. Что можете посоветовать им?

3 группа.

Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Вопросы:

1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?

2. Что можно посоветовать Даше?

Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях.

А что значит «настоящий друг»?

VII. Работа в парах.

Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.

Добрый, вежливый, честный, справедливый, отзывчивый, внимательный, надёжный, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, злой, лживый, ленивый,

грубый, равнодушный

Каким же должен быть настоящий друг?

VIII. Составление рассказа о друге.

Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.

План.

  1. Как зовут друга?
  2. Сколько лет?
  3. Где живёт?
  4. Где учится, работает?
  5. Чем нравится?
  6. Как проводите время?

Чувствую, вам трудно начать, поэтому приготовила рассказ о своей подруге

(рассказ воспитателя из личного опыта).

  • Рассказы детей из личного опыта.

Каким стало Солнце Дружбы?

Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям.

IX. Рефлексия.

А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).

Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?

Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг.



Close